Виды и особенности государственных программ
Государственные программы – это инструменты, предназначенные для осуществления государственного регулирования экономики и обеспечения достижения целей государственного развития.
Понятие и виды государственных программ
Государственные программы – это комплекс мероприятий научно-исследовательского, опытно-конструкторского, производственного, социально-экономического, организационно-хозяйственного и иного характера, взаимоувязанных в разрезе сроков, исполнителей и ресурсов с целью обеспечения эффективного решения целевых задач и проблем, требующих государственной поддержки.
Также государственную программу можно охарактеризовать как систему мероприятий и инструментов, реализуемых в ходе государственной политики с целью обеспечения осуществления функций государственного управления и развития государства в социально-экономическом плане.
Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас
Государственные программы делятся на следующие виды:
Изучение ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ на едином портале бюджетной системы Российской Федерации.
- Социально-ориентированные или социальные государственные программы. Эти программы призваны обеспечивать решение социальных проблем, рост удовлетворенности духовных и материальных потребностей населения, рост качества и уровня жизни, облегчение условий труда, реализацию принципа социальной справедливости, уменьшение социальной дифференциации общества, рост социального обеспечения. Социально-ориентированные государственные программы направлены на развитие культуры, медицины, образования, спорта, физической культуры, обеспечение потребностей в коммунальных услугах, жилье, коммуникациях, рост доходов населения, улучшение демографии, решение миграционных и переселенческих проблем, социальной защиты населения;
- Инновационные и научно-технические программы. Данный вид государственных программ направлен на развитие научных исследований фундаментального и прикладного характера, обеспечение технико-технологического и научно-технического прогресса, создание научных и технических достижений, обеспечение их применения в экономике для повышения качества, эффективности, конкурентоспособности. К этому виду относятся государственные программы, обеспечивающие решение проблем научно-технического характера, внедрение новых видов техники и технологий, реализацию проектов межотраслевого и отраслевого характера;
- Инвестиционные государственные программы. Данный вид программы подразумевает осуществление долговременного, стратегического вложения средств, призванного обеспечить устойчивость развития, экономический рост, укрепление экономического положения страны, ее территорий на мировом и внутреннем рынках, формирование предпосылок успешного существования будущих поколений. К программам данного вида относятся государственные целевые программы развития территорий, создания зон природных ресурсов, строительства крупных объектов и так далее;
- Экологические государственные программы. Данные программы призваны обеспечивать бережное использование природных ресурсов, охрану окружающей среды, предотвращение ее загрязнение;
- Государственные программы обеспечения безопасности. Данные программы обеспечивают оборонную, финансовую, экономическую и иную безопасность.
«Виды и особенности государственных программ»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы
Единый портал государственных программ
Такое деление государственных программ наделено значительной условностью, обеспечиваемой пересечением и совмещением в рамках различных программ схожих мероприятий. Большая часть государственных программ наделена смешанным характером.
В соответствии с критерием способа действия государственные программы делятся на следующие виды:
- во-первых, производственные государственные программы, призваны обеспечивать развитие производства товаров, услуг, работ;
- во-вторых, ресурсные государственной программы, обеспечивающие развитие ресурсного потенциала, эффективность использования различных видов ресурсов, организацию вторичного использования ресурсов, применение ресурсосберегающих технологий и так далее;
- в-третьих, отраслевые государственные программы, обеспечивающие развитие отдельных отраслей и подотраслей экономики;
- в-четвертых, региональные государственные программы, призванные обеспечить развитие определенных территорий государства, решение проблем национального состава, охраны окружающей среды регионов и так далее;
- в-пятых, маркетинговые государственные программы, обеспечивающие продвижение различных товаров и услуг, формирование спроса на них;
- в-шестых, организационно-управленческие государственные программы, обеспечивающие преобразование и совершенствование управления экономикой;
- в-седьмых, внешнеэкономические государственные программы, призванные обеспечивать развитие внешней торговли, внедрение российских предприятий на мировой рынок.
Особенности государственных программ
Государственные программы характеризуются рядом особенностей, к числу которых следует отнести:
- во-первых, преимущественно целевой характер. Государственные программы, как правило, ориентированы на решение определенных проблем, и вся совокупность мероприятий, предусмотренных этими программами, направлена на решение этих проблем;
- во-вторых, необходимость четкого обоснования целей и запланированных результатов реализации программы. Государственная программа обязательно характеризует установленные цели определенными показателями, достижение которых планируется в результате реализации программы;
- в-третьих, четкое определение круга участников программы, включая ее исполнителей. Государственные программы на этапе их формирования предусматривают определение состава участников и исполнителей программы, которые четко представляют свои обязанности по исполнению тех или иных задач и мероприятий;
- в-четвертых, обязательность общественного обсуждения содержания государственной программы.
Источник: spravochnick.ru
Портал государственных программ что это
Постановление от 23 июля 2015 года №748. Будет способствовать, в частности, повышению качества работы федеральных органов исполнительной власти по оценке эффективности реализации госпрограмм.
Документ
Постановление от 23 июля 2015 года №748
Внесено Минэкономразвития во исполнение пункта 3 постановления Правительства от 26 декабря 2014 года №1507 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Подписанным постановлением утверждается положение о Портале государственных программ (www.programs.gov.ru), которое регулирует вопросы его создания, развития и эксплуатации.
Принятое решение направлено на повышение качества работы федеральных органов исполнительной власти в рамках государственных программ, в том числе в части оценки эффективности их реализации.
Работа Правительства:
Министерства и ведомства, органы при правительстве:
Источник: government.ru
Государственные проекты программы
Государственные проекты разрабатываются по инициативе органов государства, эффект от их реализации имеет большой мультипликационный эффект. На практики государственные проекты осуществляются посредством государственных программ, имеющих целевой характер.
Современная мировая практика показывает, что государственные программы разрабатываются и реализуются исключительно на основе так называемого программно-проектного подхода. Это позволяет аккумулировать ресурсы в целях достижения стратегических задач в сфере социально-экономической политики. Именно на таких принципах осуществляется управление государственными программами в странах Западной Европы, Северной Америки (США, Канада), Японии и др.
В Российской Федерации в последние годы также уделяется существенное внимание дальнейшему исследованию теоретических и практических вопросов реализации государственных программ на основе программно-проектного подхода. В Бюджетном послании Президента Российской Федерации от 13 июня 2013 «О бюджетной политике в 2014 — 2016 годах» особое внимание обращается на то, что государственные программы представляют особый инструмент, позволяющий обеспечить взаимодействие между стратегическим и бюджетным планированием. Ставится задача в 2015 году закончить переход к программно-целевым методам стратегического и бюджетного планирования (Бюджетное послание Президента Российской Федерации от 13 июня 2013 «О бюджетной политике в 2014 — 2016 годах. URL: http://www.kremlin.ru/acts/18332). Важнейшим инструментом повышения эффективности бюджетных расходов и должен стать программно-целевой метод, позволяющий увязывать цели, мероприятия, расходы и сроки в единый взаимообусловленный комплекс.
Метод бюджетного планирования на основе программно-целевого подхода определяет принципиально новый подход к управлению государственными программами. Бюджетный процесс все больше отходит от «управления ресурсами» (затратами) и концентрируется на «управлении результатами», что предполагает формирование бюджета с учетом целей и конечных результатов. Такой подход позволяет наиболее эффективно расходовать бюджетные ресурсы, осуществлять постоянный мониторинг и контроль над достижением намеченных целей, соответствием фактических и плановых показателей.
Надо отметить, что внедрение проектно-целевого подхода требует кардинальных изменений в системе органов государственного управления. Прежде всего, это касается новых требований к уровню профессиональных компетенций управленцев. Реформы, реализуемые ныне в административно-управленческой сфере, предполагают установление четких функций и конкретизацию системы управления. С этой точки зрения, реформирование административно-управленческой сферы, несомненно, ориентировано на создание предпосылок для использования принципов проектного, программно-целевого управления. Это в свою очередь требует дополнительной переподготовки управленческих кадров, формирования у них системного мышления, ориентации на конечные результаты в условиях определенных параметров.
Государственная программа — документ, определяющий цель, задачи, результаты, основные направления и инструменты государственной политики, направленные на достижение стратегических приоритетов. Государственные программы связанны с конкретными управленческими решениями в той или иной сфере экономики. Как правило, такие программы имеют высокую трудоемкость и стоимость, длительные сроки реализации.
В Российской Федерации разработаны и приняты определенные законодательные акты, регламентирующие процессы разработки и реализации государственных программ:
- Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ.
- Распоряжение Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. N 1950-р «Перечень государственных программ Российской Федерации»;
- Постановление Правительства РФ от 02 августа 2010 N 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации»;
- Распоряжение Правительства РФ от 11 сентября 2014 г. N 1794-р «О дополнении перечня государственных программ Российской Федерации»;
- Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2014 года № 1507 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации (в т.ч. Постановления Правительства РФ от 2 августа 2010 г. №588)».
- Приказ Минэкономразвития России от 20 ноября 2013 № 690 «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации».
- Письмо Минэкономразвития России от 15 июля 2014 г. № 16458-НП/Д22и «Методические рекомендации по подготовке и представлению ответственными исполнителями государственных программ Российской Федерации предварительных и уточненных предложений по внесению изменений в государственные программы Российской Федерации в соответствии с распределением бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2015-2017 годы».
- Проект Приказа Минэкономразвития России «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации».
Как следует из приведенного выше перечня нормативно-правовых документов, за последнее время в России проведен большой объем работ в области методологии управления государственными программами.
Государственная программа включает комплекс различного рода мероприятий (научно-исследовательских, производственных, организационных и др.), которые имеют общие задачи, ресурсы, сроки реализации и нацелены на эффективное решение конкретной стратегической цели. При этом каждое из них ориентировано на собственную цель, которая в свою очередь представляет подцель стратегической задачи.
Государственные программы, имея целевой характер, включают подпрограммы и множество взаимосвязанных проектов, объединенных общими задачами, ресурсами, сроками выполнения. Подпрограммы включают ведомственные целевые программы и иные основные мероприятия, которые представляют эффективный инструмент достижения стратегических целей в долгосрочной перспективе в области социально-экономической политики.
В процессе разработки государственных программ большое значение отводится их информационному и методическому обеспечению. Под информационным обеспечением имеется в виду формирование, анализ и обобщение данных, посредством которых можно получить представление о ресурсном потенциале программы. Методическое обеспечение включает совокупность различного рода прогнозов и оценок. Оно требует также определения порядка расчета показателей и возможностей их сопоставимости (в случае использования количественных показателей), срока реализации программы, расчетов показателей в определенной последовательности.
Государственные программы, разработанные на основе программно-целевого подхода, в своей основе имеют высокую результативность, которая определяется влиянием следующих факторов:
- точное определение функций всех участников программы и их «зон ответственности» на различных уровнях как в рамках одного ведомства, так и в межведомственных отношениях;
- координация деятельности исполнителей на основе определенной организационной формы, общей системы управления;
- определение общей конечной цели для всех мероприятий и процессов, реализуемых в рамках программы, общего конечного результата, полученного посредством объединения действий всех участников;
- наличие в программе системы количественных и качественных индикаторов;
- возможность учета промежуточных результатов, представляющих собой этапы достижения конечной цели;
- определение оптимального механизма реализации программы;
- формирование гибкой системы управления, соответствующей специфике программы, максимально приближенной к исполнителям;
- возможность мониторинга и постоянного контроля реализации программы на каждом этапе.
Государственная программа имеет паспорт, включающий несколько разделов, которые отражают основные сведения о процессе ее выполнения.
Государственные программы можно подразделить на федеральные (межстрановые), региональные, отраслевые, объектные и иные виды. По функциональному назначению различают социальные, технические, чрезвычайные и иные виды государственных программ. Кроме того, государственные программы можно дифференцировать следующим образом:
- программы, включающие участие множества министерств, ведомств, организаций;
- ведомственные программы с ограниченным количеством основных участников;
- программы, основанные на приоритетной роли местных органов управления, и предполагающие участие организаций федерального уровня.
В настоящее время в России реализуются государственные программы, направленные на обеспечение устойчивого экономического роста на инновационной основе. На осуществление этих программ из федерального бюджета выделяются существенные средства, структура которых представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Структура финансирования государственных программ в Российской Федерации (млрд. рублей) (Госпрограммы. URL: http://programs.gov.ru/Portal/analytics/structureFin?year=2014)
Вместе с тем, несмотря на преимущества программно-целевого метода его внедрение в практику государственного регулирования российской экономики несколько сдерживается в результате негативного влияния совокупности факторов:
- недостаточный уровень теоретических и методологических исследований в области проектно-целевого управления;
- недостатки существующей законодательной и нормативной базы;
- отсутствие эффективных организационно-правовых и финансовых механизмов;
- наличие негативного опыта реализации государственных программ;
- возникновение противоречий при выполнении государственных программ между оперативными и программными элементами системы управления;
- недостаточное взаимодействие между программами разных уровней.
Заключение. Обобщая результаты анализа специфики проектного управления можно сделать следующие выводы:
- Проектное управление функционирует на основе механизма, нацеленного на получение запланированных результатов в условиях ограниченных ресурсов. Посредством механизма проектного управления можно реализовать стратегические социально-экономические цели в условиях постоянно происходящих изменений. Особую значимость проектное управление приобретает в период нестабильных и кризисных ситуаций. Управление проектами в России осуществляется на основе национальных стандартов в области проектного управления, которые требуют дальнейшего совершенствования.
- Существует множество классификаций проектов и программ, основанных на различных критериях. Идентификация проекта необходима в целях оптимизации проектной деятельности, выявления потенциальных рисков и минимизации их последствий.
- Государственные программы наиболее эффективно реализуются на основе программно-проектного подхода, внедрение которого требует кардинальных изменений в системе органов государственного и муниципального управления.
Список литературы
- Бюджетное послание Президента Российской Федерации от 13 июня 2013 О бюджетной политике в 2014 — 2016 годах. URL: http://www.kremlin.ru/acts/18332.
- Госпрограммы: [портал государственных программ Российской Федерации]. URL: http://programs.gov.ru/Portal/analytics/structureFin?year=2014.
- Юрьева Т.В. Кризисный менеджмент и проектный подход //Эффективное антикризисное управление. 2013. № 5(80). С.74-79.
- A Guide to the Project Management Body of Knowledge (Pmbok Guide). Fifth Edition: Library of PMI Global Standards. URL.: http://www.pmi.org/en/PMBOK-Guide-and-Standards/Standards-Library-of-PMI-Global-Standards.aspx.
References
- Budget Message of the President of the Russian Federation dated 13 June 2013 On fiscal policy in 2014 — 2016 [Bjudzhetnoe poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 13 ijunja 2013 O bjudzhetnoj politike v 2014 — 2016 godah]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/18332.
- State Program. Portal of State Programs of the Russian Federation [Gosprogrammy. Portal gosudarstvennyh programm Rossijskoj Federacii]. URL: http://programs.gov.ru/Portal/analytics/structureFin?year=2014.
- Jur’eva T.V. Crisis management and project approach [Krizisnyj menedzhment i proektnyj podhod]. Effective crisis management. Number 5 (80), 2013. pp.74-79.
- A Guide to the Project Management Body of Knowledge (Pmbok Guide). Fifth Edition. Library of PMI Global Standards. URL.: http://www.pmi.org/en/PMBOK-Guide-and-Standards/Standards-Library-of-PMI-Global-Standards.aspx.
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою.
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе.
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку.
Система поиска информации
Источник: megaobuchalka.ru
Правительство решило ввести с 2022 года новую систему управления госпрограммами

С 2022 года в России начнёт действовать новая система управления госпрограммами (ГП), постановление об этом утвердил председатель правительства Михаил Мишустин.
Для каждой ГП, а также её отдельных элементов будет сформирован перечень «общественно значимых показателей, увязанных с национальными целями развития». Как сказано на сайте правительства, это поможет лучше понять, как реализация ГП влияет на жизнь граждан и насколько эффективно выполняются запланированные мероприятия.
В госпрограммах также будет выделена проектная часть, предусматривающая выполнение конкретных задач за ограниченный период времени. В неё войдут, например, мероприятия, связанные с инвестициями в строительство школ, детских садов, больниц, – когда есть возможность определить точные сроки завершения работ и необходимый объём ресурсов.
При этом в госпрограммах сохранятся и процессные – т.е. постоянные – мероприятия. Они, в частности, будут представлены мерами социальной поддержки, которые невозможно завершить как отдельный проект. Речь, например, о пособиях при рождении ребёнка.
На уровне заместителей председателя правительства будут назначены кураторы ГП, а под их руководством начнут действовать управляющие советы. Эти структуры смогут оперативно вносить изменения в паспорта госпрограмм и тем самым поддерживать их в актуальном состоянии.
Сами госпрограммы, как сообщает правительство, уменьшатся в объёме и обретут однородную структуру. Положение фиксирует пять основных компонентов, обязательных для всех ГП. Это перечень стратегических приоритетов, паспорт госпрограммы, содержащий цели и показатели с их декомпозицией по регионам, паспорта федеральных, ведомственных проектов и комплексов процессных мероприятий (структурные элементы ГП), планы реализации структурных элементов и нормативная «подложка» – нормативно-правовые акты, необходимые для реализации программы.
Ожидается, что изменения позволят сфокусировать госпрограммы на достижении национальных целей развития, утверждённых президентом России, повысят их эффективность и упростят контроль за реализацией мероприятий.
Госпрограмма – документ стратегического планирования. Она содержит комплекс мероприятий, направленных на достижение целей в сферах социально-экономического развития и (или) обеспечения национальной безопасности.
Ранее на этой неделе в правительстве отметили, что считают необходимым повысить эффективность госпрограммы «Информационное общество» — Минцифры надлежит «принять исчерпывающие меры для реализации в 2021 году» и до 15 июня доложить правительству.
Мероприятия госпрограммы «Информационное общество» в 2020 году не выполнены на 7%, следует из опубликованного в апреле отчёта Минцифры.
Источник: d-russia.ru