1. Под качеством природной среды понимают такое состояние ее экологических систем, при котором постоянно обеспечиваются обменные процессы энергии и веществ между природой и человеком на уровне, обеспечивающем воспроизводство жизни на Земле. Качество среды до активного вмешательства человека поддерживалось самой природой путем саморегуляции, самоочищения от загрязнений не техногенного происхождения.
В основе такого самоочищения и саморегуляции лежит принцип безотходности процессов, происходящих в природных циклах. Воздействие человека на природную среду и негативные последствия его деятельности создали в цивилизованном обществе проблему регулирования качества среды, в которой живет и проявляет себя человек.
Нормирование качества окружающей природной среды – это процесс разработки придания юридической нормы научно обоснованным нормативам в виде показателей предельно допустимого воздействия человека на природу или среду обитания.
Предельно допустимой нормой является законодательно устанавливаемые допустимые размеры воздействия человека на окружающую среду.
Быть в ресурсе. Проверенные способы управления внутренней энергией. Аудиокнига целиком.
Под воздействием следует понимать антропогенную деятельность, т.е. ту которая связана с реализацией экономических, культурных, рекреационных интересов человека. В результате этой деятельности человек вносит биологические, химические и физические изменения в природную среду. Эти изменения чаще всего являются вредными для всего живого на Земле. Наиболее распространенное отрицательное воздействие на природную среду – ее загрязнение.
В соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей среды» под загрязнением понимается поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположения или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Нормативы качества – предельно допустимые нормы воздействия на окружающую природную среду антропогенной деятельности человека (хозяйственной, рекреационной и т.п.).
В соответствии с Законом к содержанию нормативов предъявляют следующие требования:
· экологическая безопасность населения;
· сохранение генетического фонда;
· обеспечение рационального использования и воспроизводства природных условий, устойчивого развития хозяйственной деятельности.
Цель этих требований – обеспечить научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов как основы общественного прогресса.
Нормативы качества оценивают по трем показателям: медицинским, технологическим и научно-техническим.
Медицинские показатели устанавливают пороговый уровень угрозы здоровью человека, его генетической программе; технологические показатели оценивают уровень установленных пределов техногенного воздействия на человека и среду обитания; научно-технические показатели оценивают возможность научных и технических средств контролировать соблюдение пределов воздействия по всем его характеристикам.
Норматив становится обязательным и имеет юридическую силу с момента утверждения его компетентным органом. Для нормативов качества окружающей природной среды такими органами являются Министерство здравоохранения и социального развития и Министерство природных ресурсов РФ.
ОБЖ, 8 класс. Индивидуальное здоровье человека, его духовная, социальная и физическая сущность
Закон юридически закрепляет основные требования к нормативам качества, виды нормативов качества, органы, их утверждающие, обязанности их выполнения и соблюдения, последствия за их невыполнение.
Все нормативы качества окружающей природной среды делятся на три вида (группы): санитарно-гигиенические, производственно-хозяйственные, комплексные.
Санитарно-гигиенические нормативы – это нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ (химических, биологических); физических воздействий; санитарных защитных зон; предельно допустимых уровней радиационного воздействия. Цель нормативов – определить показатели качества окружающей среды применительно к здоровью человека.
В соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей среды» к данной группе нормативов можно отнести нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ (ПДК); предельно допустимых уровней (ПДУ) воздействия радиации, шума, вибрации, магнитных полей; нормативы предельно допустимых остаточных количеств вредных веществ в продуктах питания (нитратов в овощах, солей в питьевой воде).
Производственно-хозяйственные нормативы качества устанавливают требования к источнику вредного воздействия, ограничивая его деятельность определенной пороговой величиной. Возглавляют эту группу нормативы выбросов вредных веществ (ПДВ). К этой группе нормативов могут относиться и другие требования, например, разделы технологических строительных норм и правил, касающихся охраны окружающей природной среды.
С помощью этой группы нормативов качества осуществляется контроль за промышленными и другими выбросами и сбросами в окружающую среду вредных веществ, микроорганизмов, биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды и почву.
Наиболее разработанными являются предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду (ПДН) и нормативы санитарных и защитных зон. При строительстве промышленных и сельскохозяйственных предприятий, развитии населенных пунктов, формировании территориально-производственных комплексов проектировщики и местная администрация руководствуются ПДН на окружающую природную среду с учетом ее потенциальных возможностей, рационального использования природных ресурсов, обеспечение благоприятных условий жизни населения, недопущение необратимых изменений в окружающей природе. ПДН – это допустимые размеры антропогенного воздействия на природные ресурсы или природные комплексы, не приводящие к нарушению экологических функций природной среды. Для определения таких нагрузок важным является такое понятие, как емкость природной среды.
Цель разработки и применения норм ПДН – обеспечение рационального сочетания хозяйственных и рекреационной деятельности с охраной среды. Различают отраслевые и региональные нормы ПДН.
2. Употребляют два основных термина касающихся оценки качества окружающей природной среды: мониторинг и контроль.
Мониторинг – система наблюдения, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием антропогенного воздействия. Мониторинг исключает задачи управления качеством окружающей среды, тогда как контроль подразумевает не только наблюдение и получение информации, но и управление состоянием среды.
Виды мониторинга различают как по характеру, так и по методам или целям наблюдения. В соответствии с тремя типами загрязнений различают мониторинг глобальный, региональный, импактный, базовый; по способам – авиационный, космический, дистанционный; по задачам – прогностический.
Глобальный мониторинг предусматривает слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере и осуществление прогноза возможных изменений.
Региональный мониторинг охватывает отдельные регионы, в пределах которых наблюдаются процессы и явления, отличающиеся по природному характеру или по антропогенным воздействиям от естественных биологических процессов.
Импактный мониторинг обеспечивает наблюдение в особо опасных зонах и местах, непосредственно примыкающих к источникам загрязняющих веществ.
Базовый мониторинг – это слежение за состоянием природных систем, на которые практически не накладываются региональные антропогенные воздействия. Для осуществления базового мониторинга используют удаленные от промышленных регионов территории, в том числе биосферные заповедники.
При мониторинге качественно и количественно характеризуется состояние воздуха, поверхностных вод, климатические изменения, свойства почвенного покрова, состояние растительного и животного мира.
К каждому из перечисленных компонентов биосферы предъявляются особые требования и разрабатываются специфические методы анализа.
Источник: infopedia.su
I. Нормативы качества окружающей среды и их контроль
Важным направлением мониторинговых исследований является оценка качества окружающей среды.
Качество окружающей среды — это степень соответствия природных условий физиологическим возможностям человека. В Законе Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» установлены требования к нормированию качества среды обитания и уровней воздействия на окружающую среду.
В основу нормативов качества положены три показателя:
- медицинский(пороговый уровень угрозы здоровью человека, его генетической программе);
- технологический(способность экономики обеспечить выполнение установленных пределов воздействия на человека и условия его жизнедеятельности);
- научно-технический(способность технических средств обеспечить контроль за соблюдением пределов воздействия по всем параметрам).
Нормативы воздействия на окружающую среду устанавливают требования к источнику вредного воздействия, ограничивая его определенной пороговой величиной. К этим нормативам относятся предельно допустимые нормы сбросов и выбросов вредных веществ химического, физического, биологического, радиационного и другого воздействия.
Эффективность системы нормативов по ограничению вредного воздействия обеспечивается:
- соответствием нормативов современному уровню науки и техники, международным стандартам;
- утверждением этих нормативов специально уполномоченными органами государства;
- обязательностью выполнения данных нормативов для всех хозяйственных субъектов и ответственностью предприятий, организаций и граждан за их неисполнение.
Экологические требования, предъявляемые ко всем хозяйственным структурам, составляют нормативно-методическую природоохранную базу. Они адресуются предприятиям, организациям и учреждениям независимо от форм собственности и подчиненности, а также отдельным гражданам (Протасов В.Ф., 1995).
Экологические требования устанавливаются на трех уровнях:
- к хозяйствующим субъектам;
- к стадиям хозяйственного процесса (планирование, размещение, проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов);
- к видам хозяйственного воздействия (сельское хозяйство, мелиорация, энергетика, строительство городов и т.д.).
Природоохранные нормы и нормативы характеризуют соотношение общества и природы. Эти нормы и нормативы, отражая объективные границы допустимых антропогенных нагрузок на экосистемы и вносимых в них изменений, в значительной мере предопределяют и экономические процессы. Являясь по существу экологическими, природоохранные нормы и нормативы имеют сугубо социальный характер, так как при их нарушении наносится ущерб природе и здоровью населения.
1. Виды норм и нормативов качества окружающей среды
Для оценки качества окружающей среды используют нормы и нормативы, ограничивающие воздействие вредных факторов. При обосновании норм и нормативов исходят из общего принципа — естественная адаптационная возможность организма. При воздействии вредного вещества на организм вначале возникает адаптация, затем — «предболезнь» и далее, при сохранении той же интенсивности воздействия, развиваются различные патологические болезненные эффекты, включающие в себя токсичные, канцерогенные, мутагенные, аллергенные, гонадотропные и эмбриотропные. Эти болезненные эффекты могут вызвать болезнь и даже привести к летальному (смертельному) исходу.
Нормы и нормативы качества окружающей среды подразделяются на: санитарно-гигиенические, экологические, производственно-хозяйственные и временные.
Источник: studfile.net
Мониторинг и оценка качества окружающей среды
Наблюдение за уровнем состояния природной среды представляет важную для цивилизованного общества задачу, оно необходимо для экологически обоснованного прогноза и управления природопользованием, обеспечения стандартов качества. Эту задачу выполняют службы мониторинга.
Мониторинг окружающей среды – это система слежения за состоянием окружающей человека природной среды и предупреждения о критических ситуациях, вредных или опасных для здоровья людей и других живых организмов. Объектами мониторинга являются все среды биосферы: воздух, вода, литосфера и биота (растительный и животный мир).
Мониторинг подразделяют на базовый (фоновый), глобальный, региональный и импактный. Мониторинг базовый – это слежение за общебиосферными, в основном природными явлениями без наложения на них региональных антропогенных воздействий. Объект глобального мониторинга – общемировые процессы и явления в биосфере Земли, включая все экологические компоненты и предупреждения о возникающих экстремальных ситуациях. В задачи регионального мониторинга входит контроль за процессами и явлениями в пределах какого-то региона, где имеется отличие параметров от базового фона ввиду антропогенных воздействий. Импактный мониторинг – наблюдение за региональными и локальными антропогенными воздействиями в особо опасных местах и зонах.
Мониторинг проводится с помощью специальных приборов на стационарных и передвижных пунктах (уровень импактного мониторинга), самолетах, вертолетах, воздушных шарах (региональный, базовый), космических аппаратах (глобальный, базовый).
Мониторинг окружающей среды ведут уполномоченные государством службы. Введенный в 1992 г. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» впервые законодательно установил право граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду. Под качеством окружающей природной среды понимают такое состояние ее экологических систем, при котором постоянно и неизменно происходит обмен вещества и энергии между природой и человеком и воспроизводится жизнь. Оно обеспечивается самой природой путем саморегуляции, самоочищения от вредных для нее веществ.
Нормирование качества окружающей природной среды означает установление показателей (нормативов) предельно допустимых воздействий на нее. Нормой считается мера воздействия на ОПС, а предельно допустимая норма устанавливает предельно допустимые меры воздействия (под воздействием понимается любая антропогенная нагрузка). Таким образом, законодательно установлено, что нормативами качества ОПС являются предельно допустимые нормы воздействия на нее антропогенной деятельностью.
В основу нормативов качества положено три показателя:
медицинский (пороговый уровень угрозы здоровью человека, его генетической программе);
технологический (способность технически и экономически обеспечить выполнение установленных нормативов);
научно-технический (наличие и возможности средств контроля величин установленных норм).
Чем меньше пороговая величина нормативов, тем выше качество ОПС. Однако более высокое качество требует больших затрат, эффективных технологий и высокочувствительных средств контроля. Поэтому нормативы качества окружающей природной среды по мере подъема уровня общества имеют тенденцию к ужесточению. По назначению и направленности эти нормативы можно разделить на группы.
К первой группе относятся предельно допустимые концентрации (ПДК) – количество вредного вещества в окружающей среде, которое при постоянном или временном контакте за определенный промежуток времени практически не влияет на здоровье человека и его потомство. В последнее время при определении ПДК учитывают не только воздействие на человека, но и на биоту в целом. ПДК не являются раз и навсегда установленными нормами; по мере развития общества их количество увеличивается, значения уточняются. Например, первые нормы ПДК в воде для хозяйственно-питьевых целей в нашей стране были утверждены в 1939 г. в количестве 28 показателей, а к 1991 г. их число достигло 1925; ПДК по атмосфере впервые были введены в 1951 г. для 10 вредных веществ, а к 1991 г. их стало 479. Нормы ПДК для вредных веществ в почве начали вводить с 1980 г., и на 1992 г. их уже было 130.
Вторая группа – экологические нормативы вредных воздействий. Зная ПДК вещества, можно дать санитарно-гигиеническую и экологическую оценку состояния ОПС, но невозможно установить источник вредного воздействия и регулировать его поведение. Эту функцию выполняют нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) и сбросов (ПДС) вредных веществ. Под выбросом понимают поступление загрязнений от соответствующего источника в атмосферу, а под сбросом – проникновение веществ из сточных вод в водоем.
Проекты нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ разрабатывают предприятия с учетом состояния окружающей среды в данной местности и согласовываются с органами Минприроды РФ.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru