Понятие целевых федеральных программ

Цель курсовой работы – изучить федеральные целевые программы, механизм их финансирования.
Чтобы достичь поставленной цели нужно решить ряд следующих задач:
— рассмотреть понятие федеральных целевых программ;
— изучить механизм формирования, финансирования и реализации целевых программ;
— проанализировать реализацию целевых программ на примере Новгородской области;
— рассмотреть способы совершенствования реализации федеральных целевых программ.

Введение………………………………………………………………… …3
1 Теоретические основы федеральных целевых программ
1.1 Понятие федеральных целевых программ……………………………5
1.2 Механизм формирования и финансирования федеральных целевых программ…………………………………………………………………………..7
2 Анализ реализации федеральных целевых программ в Новгородской области
2.1 Социально-экономическая характеристика Новгородской области……………………………………………………………………………17
2.2 Анализ федеральных целевых программ реализуемых в Новгородской области…………………………………………………………..20

Целевые и организационные ориентиры дополнительных общеразвивающих программ


3 Повышение эффективности федеральных целевых программ……. 30
Заключение……………………………………………………………..…35
Список литературы……………………………………………………….38
Приложения……………………………………………………………….40

Прикрепленные файлы: 1 файл

1 Теоретические основы федеральных целевых программ

1.1 Понятие федеральных целевых программ……………………………5

1.2 Механизм формирования и финансирования федеральных целевых программ…………………………………… ……………………………………..7

2 Анализ реализации федеральных целевых программ в Новгородской области

2.1 Социально-экономическая характеристика Новгородской области…………………………………………………………… ………………17

2.2 Анализ федеральных целевых программ реализуемых в Новгородской области…………………………………………………………. .20

3 Повышение эффективности федеральных целевых программ…… . 30

Целевые программы — одни из наиважнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и они сосредотачиваются на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

Целевые программы включают в себя подпрограммы, направленные на решение определенных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

Формирует перечень долгосрочных целевых программ орган исполнительной власти, исполнительный орган местного самоуправления в соответствии с прогнозом социально — экономического развития Российской Федерации и прогнозом социально — экономического развития соответствующего субъекта РФ или муниципального образования и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами.

Долгосрочная целевая программа, которая предлагается к утверждению и финансированию за счет бюджетных средств или средств государственного внебюджетного фонда, содержит технико-экономическое обоснование; прогноз ожидаемых социально — экономических (экологических) результатов реализации указанной программы; наименование заказчика указанной программы; сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам, другие документы и материалы, необходимые для ее утверждения.

Внедрение федеральной основной общеобразовательной программы: ищем ответы на сложные вопросы

Актуальность данной темы курсовой работы обусловлена тем, что федеральные целевые программы помогают в решении стратегических задач развития экономики и социальной сферы, особенно в тех случаях, когда необходимо сконцентрировать ресурсы для достижения конкретных целей в заданные сроки.

Объект анализа – реализация федеральных программ на примере Новгородской области.

Предмет анализа – механизм формирования и реализации федеральных целевых программ.

Цель курсовой работы – изучить федеральные целевые программы, механизм их финансирования.

Чтобы достичь поставленной цели нужно решить ряд следующих задач:

— рассмотреть понятие федеральных целевых программ;

— изучить механизм формирования, финансирования и реализации целевых программ;

— проанализировать реализацию целевых программ на примере Новгородской области;

— рассмотреть способы совершенствования реализации федеральных целевых программ.

1 Теоретические основы федеральных целевых программ

1.1 Понятие федеральных целевых программ

Ключевой задачей развития Российской Федерации в настоящее время является переход к модели динамичного и устойчивого экономического роста на базе повышения эффективности работы государственных институтов, увеличения степени конкурентоспособности российской экономики, диверсификации производства и экспорта.

Одним из необходимых условий роста конкурентоспособности экономики и обеспечения устойчивого развития является повышение эффективности государственного управления за счет проведения административной реформы, совершенствования методов бюджетирования, переход от “планирования ресурсов” к “планированию результатов”.

Важным инструментом реализации обозначенной цели выступают федеральные целевые программы, позволяющие в рамках программно-целевого метода конкретизировать усилия для комплексного и системного решения среднесрочных и долгосрочных проблем экономической и социальной политики страны, обеспечивать прозрачность и обоснованность процесса выбора целей, которые необходимо достигнуть в различные временные периоды, пути достижения результатов с использованием, в случае необходимости, различных форм поддержки на федеральном уровне.

Федеральные целевые программы являются в настоящее время основным, и по существу единственным отработанным и эффективно действующим инструментом программно-целевого планирования в Российской Федерации. Основными особенностями и достоинствами этого инструмента являются:

— направленность на решение комплексных задач, стоящих перед Российской Федерацией как государством и как социально-экономической системой;

— более длительный горизонт планирования, сопоставимый со сроками отдачи и окупаемости инвестиций и позволяющий оценивать среднесрочные и долгосрочные социально-экономические эффекты;

— системный подход к формированию комплекса взаимосогласованных по ресурсам и срокам мероприятий для достижения поставленных целей;

— более открытый и гласный по сравнению с другими методами государственного финансирования порядок формирования программ и хода их реализации;

— высокая степень прозрачности государственных заказов и закупок в рамках программных мероприятий, обеспечение контроля за эффективностью расходования средств государственного бюджета;

— наличие возможности оперативной и эффективной корректировки программных мероприятий, обеспечивающих гибкость проводимой политики, и возможности быстрого реагирования на изменение условий реализации программы;

— возможность в рамках программ комбинировать и объединять усилия органов власти различных уровней и частного сектора экономики.

Федеральные целевые программы — увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых задач в области государственного, экономического и социального развития Российской Федерации.

Федеральные целевые программы — гибкий инструмент реализации долгосрочной экономической политики государства, активного воздействия на производственные и экономические процессы. Они включают в себя конкретные цели и результаты, которые необходимо достигнуть исходя из сформированных приоритетов среднесрочной программы социально-экономического развития страны, а также перечень инвестиционных и инновационных проектов, обеспечивающих достижение этих целей и обоснованное ресурсное обеспечение, в том числе за счет федерального бюджета.

На сегодняшний день федеральные целевые программы это наиболее прозрачный инструмент проведения социально-экономической политики с использованием поддержки из федерального бюджета.

1.2 Механизм формирования и финансирования федеральных целевых программ

Долгосрочные целевые программы разрабатываются органом исполнительной власти и подлежат утверждению соответствующим законодательным (представительным) органом, представительным органом местного самоуправления при рассмотрении и утверждении бюджета или самостоятельно.

Долгосрочная целевая программа, предлагаемая к утверждению и финансированию за счет бюджетных средств или средств государственного внебюджетного фонда, должна содержать:

— прогноз ожидаемых социально — экономических (экологических) результатов реализации указанной программы;

— наименование заказчика указанной программы;

— сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам;

— другие документы и материалы, необходимые для ее утверждения Закон РФ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»..

Перечисленные документы представляются на рассмотрение законодательного (представительного) органа. И именно на их основе принимается решение о целесообразности выделения бюджетных средств или средств внебюджетного фонда на реализацию данной программы.

В роли заказчика долгосрочной целевой программы может выступать орган государственной власти или орган местного самоуправления для муниципальных целевых программ. Именно такой орган действует от имени государства или муниципального образования при разработке долгосрочной целевой программы и ее реализации.

Читайте также:
Как обратиться в программу опасные связи и сколько это стоит

Разработка проекта и утверждение целевой программы осуществляются в сроки и включают в себя следующие основные этапы:

— разработка проекта концепции целевой программы;

— принятие решения о разработке проекта целевой программы Правительством Российской Федерации и утверждение концепции целевой программы;

— разработка проекта целевой программы;

— согласование проекта целевой программы;

— экспертиза проекта целевой программы, в том числе независимыми экспертами;

— рассмотрение проекта целевой программы на заседании Правительства Российской Федерации;

— доработка целевой программы в соответствии с замечаниями Правительства Российской Федерации;

— утверждение целевой программы Правительством Российской Федерации Закон РФ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»..

Целевая программа также содержит паспорт федеральной (межгосударственной) целевой программы.

К содержанию разделов целевой программы предъявляются следующие требования.

Первый раздел целевой программы должен содержать развернутую постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с национальными приоритетами социально-экономического развития, целесообразности программного решения проблемы на федеральном уровне. Раздел также должен содержать обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом и анализ различных вариантов этого решения, а также описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы.

Второй раздел целевой программы должен содержать развернутые формулировки целей и задач программы с указанием целевых индикаторов и показателей.

Требования, предъявляемые к целям программы:
специфичность (цели должны соответствовать компетенции государственных заказчиков целевой программы);
достижимость (цели должны быть потенциально достижимы);
измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей); привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации целевой программы с определением соответствующих целей).

Раздел должен содержать обоснование необходимости решения поставленных задач для достижения сформулированных целей программы и обоснование сроков решения задач и реализации программы с описанием основных этапов реализации и указанием прогнозируемых значений целевых индикаторов и показателей для каждого этапа, а также условия досрочного прекращения реализации целевой программы.

Третий раздел целевой программы должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач целевой программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач целевой программы.

Программные мероприятия должны предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации.

В отдельных случаях для достижения целей программы, внесения изменений в нормативные правовые акты целевая программа может содержать приложение с планом подготовки и принятия необходимых нормативных правовых актов.

В четвертом разделе целевой программы должно содержаться обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также сроков и источников финансирования. Кроме того, раздел должен включать в себя обоснование возможности привлечения (помимо средств федерального бюджета) внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации программных мероприятий и описание механизмов привлечения этих средств.

Источник: www.referat911.ru

3.8. Федеральные целевые программы. Федеральные инвестиционные программы. Основные понятия, цели, задачи и методы реализации.

Федеральные целевые программы являются основным финансовым приемом поддержки предпринимательства. При сохранении в целом отраслевого подхода в управлении экономикой страны (через систему министерств, комитетов, комиссий, служб, бюро и т.д.) целевые программы представляют собой комплексные финансовые, организационные, инвестиционные проекты- планы для решения крупных народнохозяйственных, социальнокультурных задач, задач в области обороны, экологии и др.

путем межотраслевой координации.

Федеральные целевые программы, как правило, не нацелены на решение тех или иных задач, стоящих перед предпринимателями, но предприниматели и государственные организации являются разработчиками и исполнителями федеральных целевых программ и, следовательно, получателями бюджетных ассигнований.

  • отбор проблемы для программной разработки;
  • принятие решения о разработке целевой программы и ее формирование;

экспертиза и оценка целевой программы;

  • управление реализацией целевой программы и контроль над ходом ее выполнения.

Инициаторами постановки проблем могут быть любые юридические и физические лица. При отборе проблем руководствуются их значимостью, невозможностью решить комплексную проблему, используя рыночный механизм, необходимостью государственной поддержки для ее решения, а также координации межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и производств для решения обозначенной в программе проблемы.

Предложения содержат наименование проблемы, причины ее возникновения, способы решения проблемы, потребность в финансовых ресурсах и источники их получения, предварительную оценку социально-экономической эффективности программы, соответствие экологическим и иным требованиям, наименование заказчика программы, разработчиков, основных поставщиков и подрядчиков, срок и стоимость подготовки программы.

Министерство экономического развития и торговли России совместно с Минфином России и другими заинтересованными государственными органами управления готовят предложения по решению конкретной проблемы и направляют их в Правительство, которое принимает решение о подготовке соответствующей программы, ее сроках, стоимости, определяет государственного заказчика.

Государственный заказчик — ключевая фигура в разработке и реализации федеральной программы. Он несет основную ответственность за эффективное использование средств, выделенных на реализацию программы. Здесь обращает на себя внимание то обстоятельство, что ответственность государственного заказчика, а это, как правило, отраслевые министерства, не является юридической, то есть он несет исключительно моральную нагрузку.

Государственный заказчик программы осуществляет предварительный отбор на конкурсной основе исполнителей работ, услуг, поставщиков но каждому мероприятию, согласовывает с основными участниками программы сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования. По мероприятиям, предусматривающим финансирование из внебюджетных источников или бюджетов субъектов Федерации, подписываются соглашения (договоры) о намерениях между государственным заказчиком и органами государственной власти, предприятиями, организациями. Вопросы согласований по источникам финансирования являются наиболее сложной частью работы государственного заказчика.

При отсутствии прямой заинтересованности органов государственной власти на местах в федеральной программе достичь согласования бывает просто невозможно.

У отраслевых органов исполнительно-распорядительной власти (министерств, комитетов и т.д.) для решения этих вопросов нет прямой административной власти. Юридически процедура согласования сводится к оформлению соглашения о намерениях (договоры) с органами государственной власти субъектов Федерации, предприятиями, организациями.

Данные договоры (невзирая на их конкретные названия) не лежат в гражданско-правовой сфере.

По своей природе они классифицируются специалистами в области административного права как административные, управленческие. Административные решения министерств в условиях централизованной системы хозяйствования были обязательными.

Административные соглашения в настоящее время не порождают гражданско-правовой ответственности. Административные соглашения — это приемы административной координации субъектов хозяйствования, не подчиненных высшему органу государственной власти.

Слабым местом в разработке федеральных программ является предварительный отбор на конкурсной основе исполнителей работ, услуг. Как показала практика последних лет, организационно и экономически это излишество. Далее если государственный заказчик не владеет маркетинговой ситуацией, то сегодня на рынке достаточно много специализированных организаций, которые за определенную плату предложат конкретным исполнителям государственного заказа необходимую информацию о производителях продукции, услугах, ценах и т.д.

  1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами.
  2. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы.
  3. Система программных мероприятий, в том числе меры по трудоустройству, включая создание новых рабочих мест, переподготовке и социальной защите высвобождаемых работников.
  4. Нормативное обеспечение качества продукции (работ, услуг), а также метрологическое обеспечение, включая систему программных мероприятий по стандартизации и метрологии, необходимых для разработки, производства, эксплуатации и утилизации отходов производства и продукции, строительства объектов, организации технологических процессов и других работ, предусмотренных программой.
  5. Ресурсное обеспечение программы (за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников, с распределением расходов по регионам страны).
  6. Механизм реализации программы.
  7. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации.
  8. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий реализации программы.
  9. Паспорт целевой программы.
Читайте также:
Программа качество питьевой воды

Согласованный проект федеральной целевой программы с пояснительной запиской, бизнес-планом, социально-экономическими и технико-экономическими обоснованиями, предварительной бюджетной заявкой, положительным заключением государственной экологической экспертизы (по программам, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду), соглашениями (договорами) о намерениях между государственным заказчиком программы и предприятиями, организациями, органами государственной власти субъектов РФ, подтверждающими финансирование программы за счет внебюджетных источников, средств бюджетов ее субъектов, государственный заказчик целевой программы направляет в Министерство экономического развития и торговли и Министерство финансов РФ.

Бюджетная заявка занимает особое место среди приложен и к проекту целевой программы.

  • предусматривающие ассигнования из федерального бюджета для финансирования закупок и поставок продукции для федеральных государственных нужд;
  • предусматривающие ассигнования из федерального бюджета для финансирования целевых программ.

Первый раздел бюджетной заявки содержит объемы реализации соответствующего этапа действующей программы на очередной финансовый год. В случае составления бюджетной заявки под вновь разработанную программу этапы программы даются с разбивкой по годам и объемами ассигнований по этапам. Второй раздел заявки содержит обоснование объемов капитальных вложений и текущих расходов.

Проекты федеральных целевых программ до их утверждения Правительством РФ, а также в ходе реализации программ могут проходить государственную и комплексную экспертизу. Экспертиза устанавливает соответствие программ требованиям экономической, технологической, военной, информационной безопасности, действующим нормативным актам, стандартам, договорам.

Проведение специализированной экспертизы организует государственный заказчик. Ее результаты учитываются при принятии решения Министерстйом экономического развития и торговли России, Министерством финансов и др. министерствами. Комплексная экспертиза осуществляется Экспертным советом при Правительстве РФ. Заключение этого совета учитывается при принятии решения Правительством по проекту федеральной целевой программы.

После утверждения Федеральной целевой программы государственный заказчик на основе соглашений (договоров) о намерениях с учетом объемов финансирования, предусмотренных в федеральном бюджете, заключает с исполнителями государственные контракты. Государственный заказчик может на договорной основе передавать предприятиям, организациям выполнение части своих функций на условиях, предусматриваемых Правительством.

Утвержденные федеральные целевые программы финансируются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ, а также внебюджетных источников.

К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования целевых программ, относятся: взносы участников программы, целевые отчисления от прибыли предприятий, кредиты банков, средства инвестиционных фондов и общественных организаций, отечественных и зарубежных инвесторов и другие поступления. Для осуществления программ возможно создание специальных фондов.

Источником финансирования программ могут также являться инвестиционные и конверсионные кредиты, целевые кредиты коммерческих банков под государственные гарантии. Оформление и предоставление государственных гарантий на выдачу кредита осуществляет Министерство финансов.

Управление реализацией федеральной целевой программой осуществляет государственный заказчик на основе государственных контрактов на закупку и поставку продукции. Контракт определяет права, обязанности государственного заказчика и поставщика, в том числе предусматривает контроль со стороны государственного заказчика за ходом работ по выполнению контракта.

Федеральная инвестиционная программа в отличие от Федеральных целевых программ является сводным финансовым документом, предусматривающим финансирование объектов капитального строительства. Расходы, предусмотренные Федеральной инвестиционной программой, учитываются в соответствующих разделах бюджетной классификации без дыделения отдельной строкой, за исключением раздела «Национальная оборона».

  • реализация федеральных и межгосударственных целевых программ;
  • развитие и создание производственного потенциала в соответствии с целями структурной политики Правительства РФ;
  • развитие общегосударственной сети транспорта, энергетики, связи и экологического мониторинга;
  • строительство отдельных наиболее крупных и важных объектов социальной и экологической сферы общегосударственного значения;
  • развитие фундаментальных и прикладных научных исследований;

—’ поддержание необходимого уровня обороноспособности и безопасности страны.

Заказы на выполнение работ, осуществляемых в рамках Федеральной инвестиционной программы, формируются Министерством экономического развития и торговли России на основе предложений государственных заказчиков по тем же направлениям.

Для формирования заказов на выполнение работ государственные заказчики с участием организаций— застройщиков и подрядчиков на основе заключенных государственных контрактов (договоров) по переходящим стройкам и объектам и предкон- трактной документации со всеми участниками инвестиционного процесса определяют необходимые объемы работ и инвестиций на соответствующий период. После чего представляют в Минэкономразвития России заявки на инвестиционные ресурсы за счет средств федерального бюджета с соответствующими обоснованиями.

Министерство экономического развития и торговли России на основе указанных заявок, с учетом целей и задач структурной перестройки экономики, анализа экономического состояния страны, прогнозных оценок инвестиционных и ресурсных возможностей государства и основных направлений инвестиционной политики формирует с участием государственных заказчиков перечень важнейших строек и объектов для реализации федеральных инвестиционных программ с указанием срока ввода в эксплуатацию объектов и объемов государственной финансовой поддержки.

Инвестиции в стройки и объекты, предназначенные для использования организациями с частным или смешанным капиталом, осуществляются только в форме приобретения в государственную собственность эквивалентного затратам пакета акций.

Заказы на вновь начинаемое строительство для государственных нужд размещаются на конкурсной основе с обязательным проведением подрядных торгов, осуществляемых в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом РФ по управлению государственным имуществом и Министерством экономического развития и торговли России.

Источник: economics.studio

Особенности создания и реализации Федеральных целевых программ

В России функционирует значительное число достаточно совершенных и эффективных специализированных и отрасле­вых служб мониторинга, входящих в состав различных ве­домств и предназначенных для контроля функционирования разнообразных объектов. Однако отсутствует служба монито­ринга, которая была бы независимой от местных властей и ве­домств, интегрировала бы информацию об эффективности функционирования и обеспечивала бы руководство Федеральных целевых программ необ­ходимой информацией для принятия своевременных решений по реализации Федеральных целевых программ (ФЦП).

В связи с началом реализации Президентских целевых про­грамм, национальных проектов, а также мер по укреплению це­лостности России и усилению контроля обстановки во всех сферах жизнедеятельности государства необходимо создание межведомственной системы мониторинга, в рамках которой объединялась бы и анализировалась вся информация о состоя­нии процессов реализации ФЦП. Особенно это актуально для президентской вертикали власти, призванной нацеливать, ко­ординировать и контролировать исполнение федеральных за­конов и директив всеми регионами, ведомствами и отраслями хозяйства страны, а также оценивать состояние важнейших ФЦП, имеющих государственное значение; при этом в процес­се получения информации упор должен делаться на полноту и объективность данных, выдаваемых системой мониторинга.

Разработка и реализация ФЦП используют целевой подход, который базируется на генеральной идее современного этапа управления экономико-организационными системами: для по­вышения эффективности их функционирования необходимо согласованное по целям управление, так как несогласованность целевых устремлений и действий организаций и исполнителей — главный источник потерь. Целевые методы направлены на согласование целей каждой организации, каждого исполнителя с генеральной целью организации, на согласование ее целей с ресурсными возможностями.

Читайте также:
Самые лучшие программы спа

Поэтому целевой подход предполагает первоочередное оп­ределение системы целей государства или планируемых ре­зультатов ФЦП, формирование на этой основе множества ре­шаемых задач по достижению результатов, а также измерение конкретных результатов по этапам достижения поставленных целей.

Рассматриваемый подход предполагает также, что для каж­дой цели определен орган, который организационно обеспечи­вает ее достижение; и наоборот, у каждого органа должна быть цель, которая служит основой его функционирования. Таким образом, любая цель представляет собой определенную сово­купность целей более низкого уровня, задач управления и кон­кретных действий по их исполнению, т.е. достаточно общая цель деятельности государства достигается в результате осу­ществления ряда частных целей и решения частных задач.

Определение цели системы является одним из наиболее важных, сложных и трудно разрешаемых вопросов, особенно на уровне государства. Его важность не вызывает сомнений, неправильное или недостаточно четкое определение цели при­водит к весьма серьезным (иногда катастрофическим) послед­ствиям для системы в целом, обрекает ее на «слепое» блужда­ние в динамически изменяющихся условиях внешней среды. Сложность и трудность решения проблемы целеобразования определяются в значительной мере тем, что она не поддается достаточно строгой формализации.

Целевой подход в качестве средства формализации исполь­зует понятие дерева целей, которое представляет собой совокупность последовательно дробящихся целей в соответствии с понижающимся уровнем управления. Таким образом, цели от­дельных уровней увязываются в схеме дерева целей, которое является наглядной графической моделью иерархической взаимосвязи целей системы в целом и отдельных ее состав­ляющих.

При построении дерева целей важная роль принадлежит эв­ристическим методам, экспертным оценкам, необходимость использования которых обусловлена большой неопределенно­стью в решении этих задач. Сложный характер формирования дерева целей не позволяет построить достаточно строгую ма­тематическую модель целеобразования. Вместе с тем опыт формирования и использования деревьев целей при построении систем управления социально — экономическими системами позволил сформулировать следующие общие правила и свой­ства реализации процедуры целеобразования:

1. Ни одна цель высших уровней иерархии не достигается непосредственно, а лишь посредством достижения подцелей, на которые она распадается. В то же время это не просто обыч­ное сложение подцелей, так как каждая из подсистем может обладать собственными подцелями, отличающимися от гло­бальной.

2. Средства к достижению общей (глобальной) цели явля­ются ее подцелями.

3. Цели нижних ярусов всегда являются средствами дос­тижения целей высших ярусов, и дерево целей реализуется наиболее эффективно, если каждая подсистема стремится дос­тичь своей подцели, имея в виду общую цель всей системы.

4. В системе существуют состязательность целей и их взаимосвязь, которые проявляются на всех ярусах дерева це­лей. Состязательность целей выражается в том, что иногда при­ходится поступаться степенью реализации одной цели во имя достижения другой цели. Взаимосвязь («взаимная поддержка») целей выражается в том, что нередко достижение одной цели способствует реализации другой цели. На более низких ярусах дерева очень часто наблюдается взаимопереплетение целей. Анализ и учет как состязательности, так и взаимосвязи и пере­плетения целей дают важный материал для принятия обосно­ванных решений и оценки их последствий.

5. Цели верхних уровней формулируются неизбежно в достаточно общем виде, в агрегированных, абстрактных поня­тиях и детализируются на нижних уровнях целевой структуры.

Следует отметить, что цели организационно-экономических систем никогда не являются очевидными и обычно не вытека­ют непосредственно из условий деятельности и интересов каж­дой рассматриваемой подсистемы. Для выявления и формали­зации целей используется аппарат системного анализа и иссле­дования операций.

Рассматриваемые ФЦП по своей сути представляют собой важнейшие национальные проекты, реализация которых долж­на существенно улучшить состояние дел в таких важных сфе­рах РФ как образование, здравоохранение, жилищное строи­тельство и сельское хозяйство.

Управление любой программой, включая ФЦП, является интегрированным, т.е. охватывающим все процессы создания и реализации программы в сложной взаимосвязи.

Отдельные, достаточно разработанные процедуры техноло­гии формирования дерева целей программ приведены ниже:

1. Декомпозиция генеральной цели по уровням дерева це­лей.

2. Установление взаимосвязи и дублирования целей — мат­ричный анализ.

3. Оценка относительной важности целей, особенно для устранения их конкурентности.

4. Установление взаимосвязи целей в сложных и больших системах и придание им сравнительных и численных оценок.

5. Установление взаимосвязи целей с вариантами плани­руемых мероприятий и ограничениями по ресурсам.

6. Установление «истинных» (полных) затрат на достиже­ние поставленных целей.

7. Прогнозирование появления целей в будущем — метод сценариев.

8. Анализ комплексов целей — методы имитации.

Процессы управления реализацией ФЦП могут быть разби­ты на шесть основных групп, реализующих различные функцииуправления:

1. процессы инициации- принятие решения о начале раз­работки и выполнения программы;

2. процессы планирования- определение критериев успеха программы и разработка сетевых графиков их достижения;

3. процессы исполнения- координация организаций и дру­гих ресурсов для реализации программы;

4. процессы мониторинга и анализа- определение соот­ветствия хода реализации программы поставленным целям и критериям успеха и принятие решений о необходимости при­менения корректирующих воздействий;

5. процессы управления- определение необходимых кор­ректирующих воздействий, их согласование, утверждение и применение;

6. процессы завершения- выполнение программы и анализ ее результатов.

Процессы управления программами накладываются друг на друга и происходят с разными интенсивностями на всех стади­ях. Кроме того, процессы управления программами связаны своими результатами — ре­зультат выполнения одного становится исходной информацией для другого.

Процессы мониторинга и анализа ФЦП включают как ана­лиз самой программы, так и анализ ее исполнения.

Анализ программы означает определение того, удовлетво­ряет ли она предъявляемым к ней требованиям. Он выражается в оценке показателей программы участниками программы.

На стадии планирования результатом анализа программы может быть принятие решения о необходимости изменения на­чальных условий и, соответственно, составления нового сцена­рия реализации ФЦП, либо принятие разработанной версии в качестве базового плана проекта, который в дальнейшем слу­жит основой для измерения степени исполнения. Под процес­сами анализа в дальнейшем понимаются процессы анализа ис­полнения.

Процессы анализа исполнения предназначены для оценки состояния и прогноза успешности исполнения программы со­гласно критериям и ограничениям, определенным на стадии планирования. В силу уникальности программ эти критерии не являются универсальными, но для большинства программ в число основных ограничений и критериев успеха входят цели, сроки, качество и стоимость работ. При отрицательном прогно­зе принимается решение о необходимости корректирующих воздействий, выбор которых осуществляется в процессах управления изменениями.

К основным процессам управления ФЦП относятся:

1. общее управление разработкой, реализацией и измене­ниями — определение, согласование, утверждение и принятие к исполнению управленческих решений и координация измене­ний по всей программе;

2. управление ресурсами- внесение изменений в состав и назначение ресурсов на работы программы;

3. управление качеством — разработка мероприятий по уст­ранению причин неудовлетворительного исполнения;

4. управление рисками — реагирование на отклонения и из­менение рисков в процессе исполнения программы;

5. управление контрактами- координация работы (суб)подрядчиков, корректировка контрактов, разрешение кон­фликтов.

Следует отметить, что эффективное управление разработ­кой и реализацией ФЦП возможно лишь на базе адекватной ей по сложности системы мониторинга.

Источник: megaobuchalka.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru