Главное назначение любого предприятия в любой отрасли промышленности – производство продукции, выполнение работ (или оказание услуг), т.е. удовлетворение общественных потребностей в каких-либо видах продукции. Следовательно, главная задача предприятия – выполнение заданий по производственной программе.
ПП (план производства продукции) – система заданий по объёму, номенклатуре, ассортименту и качеству продукции установленных исходя из общественных потребностей и с учётом реальных возможностей предприятия удовлетворять эту потребность (с учётом ПМ).
Номенклатура – перечень отдельных видов или наименований продукции.
Ассортимент – набор разновидностей продукции определённого наименования, отличающихся отдельными технико-эксплуатационными характеристиками.
При разработке ПП осуществляется 3 главных этапа планово-аналитических работ:
1. планирование воспроизводства продукции в натуральной форме – номенклатура, ассортимент, качество;
2. планирование воспроизводства продукции по стоимости – объём и темпы роста производства.
Важен правильный выбор единиц измерения ПП. Единицы измерения можно объединить в 3 группы:
1. натуральные (кг, шт, л);
2. условно натуральные (лошадиные силы);
3. стоимостные (руб);
4. трудовые (нормо-час).
Если продукция имеет одинаковые значения, но отличные технико-эксплуата-ционные характеристики, то используются условно-натуральные единицы. Напр, производство тракторов – на перечёте 15-сильных тракторов. Здесь 30-сильные тракторы считаются за 2 штуки.
3. обоснование ПП мощностями (расчет баланса мощностей).
Показатели производственной программы предприятия.
Для оценки ПП используются показатели:
А). товарная продукция (ТП) – характеризует объём выпуска готовых изделий и п/ф, а также стоимость законченных работ производственного характера, предназначенных для реализации, в т.ч. и своему кап. строительству и непромышленным хозяйствам своего предприятия. Услуги и работа непромышленного характера: нестандартное оборудование, изготовленное для своего предприятия, монтажные работы по установке оборудования, кап. ремонт своего оборудования и транспортных средств, если выполняется силами своего предприятия, инструменты, штампы, формы, приспособления собственного изготовления, потреблённые в своём производстве или на продажу, услуги подсобных цехов, тары, изготовленные по спец.заказу и т.д.
Б). валовая продукция (ВП) – характеризует физический объём производства за опреде-лённый период как по законченным, так и по незаконченным изделиям и промышленным работам, предназначенным для реализации.
Стоимость НЗП в денежном выражении определяется различными методами:
1. путём инвентаризации прямой оценкой на каждом рабочем месте определяются остатки НЗП;
2. НЗП = Визд.СплКнз,
Продукция считается реализованной с момента поступления денег на расчётный счёт предприятия.
В). реализованная продукция (РП) – характеризует стоимость готовых изделий и п/ф собственного производства, а также услуг промышленного характера, которые будут оплачены потребителем в плановом периоде.
Директивные показатели (обязательные) – оценка работы предприятия:
1. ВП (злоупотребление НЗП);
2. ТП (предприятие стремится выпускать проверенную старую продукцию);
3. РП (выпуск выгодной продукции, т.е. имеющей высокие цену и
рентабельность; срыв поставок);
4. НЧП (поставщикам не оплачивают продукцию; стремление завысить трудоёмкость, не учитывается материалоёмкость);
5. (1987г) РП с учётом выполнения плана по поставкам продукции.
Г). нормативная чистая продукция (НЧП) – часть оптовой цены изделия, включающая з/пл, отчисления на соц. страхование и прибыль.
Экономический смысл НЧП: характеризует вновь созданную стоимость, т.е. собственный трудовой вклад коллектива в изготовление продукции.
Д). РП с учётом выполнения плана по поставкам продукции
Если хотя бы 1 план сорван: РП = РПпл — Он, где Он – объём недопоставленной продукции. РПфакт > РПпл -> РПпл – Он = отчёт о выполнении -> план не выполнен.
Если выполнены все планы и сверхпланы: РП = РПфакт.
С переходом на рыночные условия работы, полную самофинансируемость и самоокупаемость, предприятие самостоятельно формирует портфель заказов на основе заявок потребителей. В качестве потребителей могут выступать и гос. органы, тогда предприятие получает гос. заказ.
Гос.заказ обязателен для включения в план, полностью обеспечивается производственными ресурсами и обеспечена 100%-ая реализация. За пределами гос. заказа предприятия самостоятельно решают вопросы по ресурсному обеспечению. ВП=ТП+-НЗП , Кн.з.=0.5(1+ПЗ(3ед.)С). РП=ТП+(О(отгрузим)нач года. – О(отгрузили)кон года.)+(О(склад)нач. — О(склад)кон.) НЧП=Зпр+Зпр*Кз+Пн.
10. Понятие производственной мощности предприятия. Порядок расчета производственных мощностей.
ПМ характеризуют max возможный годовой выпуск продукции в номенклатуре и ассортименте, установленных планом, при полном использовании производственного оборудования и площадей с учётом внедрения в производство достижений НТП.
ПМ определяется по мощности ведущих цехов с учётом мер по ликвидации «узких мест».
Ведущий цех (или участок, агрегат) – это цех (или участок, агрегат), который выполняет основные операции по изготовлению продукции и в котором сосредоточена преобладающая часть оборудования (механосборочные цеха). «Узкое место» — несоответствие мощностей отдельных цехов на предприятии.
Мощность – величина переменная. В связи с этим расчёт мощностей ведётся на определённую календарную дату.
Порядок расчета мощностей:
Мотр = ΣМПi; Мп = Σмцеховi; Мц = Σмучастокi; Муч = Σмоборудi;
Моб = ФдП, Фд считается ежегодно.
1. входная (на начало года) (Мначвход);
3. выбывающая (Мвыб);
4. средне-годовая вводимая: Мср-годввв = Мвв(n/12);
5. средне-годовая выбывшая: Мср-годвыб = Мвыб(n/12);
6. выходная (на конец года): Мвых = Мначвход + Мвв – Мыб;
7. средне-годовая действующая: Мср-годдейств = Мначвход + Мср-годвв – Мср-годвыб.
Коэффициент использования мощностей:
Ки.м. = В/Мср-годдейств, где В – выпуск продукции (ПП).
Если Ки.м.>1, то перегрузка мощности, — необходимо увеличение рабочего времени; если Ки.м.
Дата добавления: 2018-02-18 ; просмотров: 51 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.net
Понятие и сущность производственной программы предприятия. Система показателей, измеряющих производственную программу.
Производственная программа предприятия любой формы собственности – это развернутый план производства и реализации продукции, включая объем, номенклатуру, ассортимент и качество продукции, выпускаемой предприятием в течение планируемого (отчетного) периода (года, квартала, месяца). Для цехов и участков предприятия понятие производственной программы имеет аналогичный смысл, исключая акт реализации продукции.
Производственная программа предопределяет все без исключения показатели работы предприятия: на ее основе определяются потребности
в материальных, трудовых и финансовых ресурсах, уровень использования рабочей силы, основных производственных фондов и оборотных средств, обобщающих финансовые результаты деятельности, – прибыль и рентабельность производства. Поэтому необходим обоснованный выбор показателей производственной программы.
Номенклатура продукции – это перечень различных изделий, а ассортимент – это соотношение продукции внутри отдельных наименований, т. е. состав одноименной продукции по видам, типоразмерам. Следовательно, номенклатура и ассортимент продукции количественно измеряются числом ее наименований.
На промышленных предприятиях, принадлежащих различным отраслям, измерение объема производства как показателя производственной программы осуществляется по системе показателей, включающих валовую, товарную, реализованную и чистую продукции. Каждый из этих показателей имеет свой экономический смысл и назначение.
Товарная продукция (ТП) представляет собой объем произведенной продукции, готовой к реализации и хранящейся на складе. Она измеряется в действующих оптовых ценах, по себестоимости (себестоимость товарной продукции), а во внутризаводском планировании и в трудовых показателях – в нормо-часах. В состав товарной продукции включают готовые изделия, полуфабрикаты, запасные части, а также продукцию вспомогательных цехов, реализуемую за пределы предприятия (оснастка, тара, капитально отремонтированное и модернизированное оборудования и др.).
Валовая продукция (ВП) представляет собой всю продукцию предприятия, независимо от степени ее готовности, т. е. весь физический объем производства, включая незавершенное производство (НЗП). Объем валовой продукции можно определить на конкретный момент времени как сумму:
Незавершенное производство – это продукция, находящаяся на различных стадиях готовности и подлежащая дальнейшей обработке или сборке. В состав НЗП в натуральном или стоимостном выражениях включаются детали, узлы, блоки, агрегаты машин и оборудования. НЗП в натуральном выражении принято называть заделом.
На предприятиях с длительным производственным циклом (производство крупных машин, станков и др.) объем НЗП может быть довольно значительным. В то же время в начале и в конце отчетного периода (года) объем НЗП может по разным причинам изменяться, т. е. он динамичен. Учитывая это, валовая продукция определяется как сумма товарной продукции плюс (минус) изменение остатков незавершенного производства
в расчетном периоде:
ВП = ТП + Онзп.к – Онзп.н = ТП ± ΔНЗП,
где Онзп.к, Онзп.н – соответственно остатки незавершенного производства на конец и на начало периода;
ΔНЗП – изменение остатков НЗП.
Реализованная продукция (РП) – та, за которую поступили деньги на расчетный счет предприятия. Она измеряется в действующих оптовых ценах и применяется при расчете прибыли от реализации продукции. Реализованная продукция по своему составу аналогична товарной. Между реализованной и товарной продукциями имеется такое соотношение:
ТП = РП + Онр.к – Онр.н = РП ± ΔНР,
где Онр.н, Онр.к – соответственно остатки нереализованной продукции на начало и на конец периода;
Δ НР – изменение остатков нереализованной продукции.
Известен такой объемный показатель, как чистая продукция (ЧП), более объективно отражающая результаты работы предприятия, поскольку в ней не учитываются затраты прошлого труда – стоимость материалов
и комплектующих М и амортизационные отчисления А:
Основой формирования производственной программы любого промышленного предприятия является договор на поставку продукции.
Источник: mydocx.ru
Понятия производственной программы предприятия
В условиях переходного периода к рыночной экономике возрастает роль экономической подготовки студентов всех специальностей, приобретения студентами навыков практических расчетов экономических показателей. В целях повышения практической направленности экономической подготовки студентов инженерных специальностей учебным планом предусмотрено выполнение лабораторных работ по курсу «Экономика машиностроительного производства».
Настоящие методические указания предусматривают выполнение расчетов по определению показателей производственной программы предприятия, а также их оптимизации в условиях ограниченности применяемых производственных ресурсов.
Задача решается расчетнографическим методом.
Цель работы — ознакомление студентов с одним из методов оптимизации производственной программы предприятия, приобретение практических навыков выбора наилучшего решения из множества вариантов.
Библиографический список
1. Экономика машиностроительного производства / Под ред. И.Э. Берзиня и В.П.Калинина. – М.: Высшая школа, 1988.
2. Экономика автомобильной промышленности и тракторостроения / Под ред. А.А. Невелева и В.И. Козырева. — М.: Высшая школа, 1989.
3. В.Г. Карманов. Математическое программирование. — М.: Наука, 1975.
4. Т. Ху. Целочисленное программирование и потоки в сетях. — М.: Мир, 1974.
Организационно-экономическая сущность задачи
Понятия производственной программы предприятия
Производственная программа — это задание по производству и реализации определенного количества продукции установленной номенклатуры и качества.
Номенклатурой продукции называется классифицированный перечень изделий, выпускаемых предприятием. Задания по количеству выпускаемой продукции устанавливаются исходя из народнохозяйственных потребностей в продукции определенного вида, а также имеющихся производственных ресурсов.
Производственная программа занимает ведущее место среди показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия. На ее основе определяется потребность в материально-технических и трудовых ресурсах, величина дохода и прибыли, получаемых предприятием, уровень рентабельности.
В условиях перехода к рыночной экономике целью деятельности каждого экономического субъекта становится максимизация его доходов и прибылей. Величина получаемого предприятием дохода непосредственно зависит от номенклатуры и объема выпускаемой продукции.
Показатели производственной программы устанавливаются в натуральном и в стоимостном выражении. Натуральные показатели определяют объем производства каждого вида продукции. На этой основе рассчитывается объем производства в денежном выражении по показателям товарной, валовой и реализованной продукции и возможная величина дохода предприятия.
Товарная продукция характеризует объем продукции, предназначенной для реализации на сторону, своему капитальному строительству и для непромышленных нужд и включает стоимость готовых изделий, стоимость полуфабрикатов, выработанных основным и вспомогательным производствами и предназначенных к продаже, стоимость работ, выполняемых по заказам со стороны.
Валовая продукция — это общий объем производства на предприятии, определяется как товарная продукция с учетом изменения остатков незавершенного производства.
Реализованная продукция определяется как стоимость предназначенных к отгрузке и подлежащих оплате в рассматриваемом периоде готовых изделий, полуфабрикатов и услуг; определяется как объем товарной продукции с учетом изменения остатков готовой продукции на складах и неоплаченных остатков готовой продукции.
Источник: studopedya.ru