Понятие «научная программа» сформировалось в методологии науки. Научная программа (НП), включающая в себя систему единых принципов, претендует на всеобщий охват и объяснение всех явлений.
В отличие от философской системы она определяет не только характеристику предмета исследования, но и возможность методов проверки заявленных принципов, без чего они не станут теорией. Во всякой теории много допущений, принимаемых на веру, причем их изменения могут вызвать пересмотр или даже отмену теории.
Ф. Энгельс писал: «. философия каждой эпохи располагает в качестве предпосылки определенным мыслительным материалом, который передан ей предшественниками». Научные программы связывают научные картины мира (НКМ) с умонастроениями в обществе, задают идеал научного объяснения и организации знания, положения, которые считают доказанными или достоверными.
Связь эволюции науки с материальной и духовной культурой общества отражена в том, что научные революции не вытекали из логики развития науки. Изменение НКМ и НП перестраивают весь стиль научного мышления и вызывают изменения в характере научных теорий. Например, первая теория эволюции была выдвинута Ж.Б.Ламарком за 50 лет до Дарвина, но в науке не укрепилась и не потому, что была слабо доказательна. Причина — в неподготовленности умов к ее восприятию.
Методология научного исследования
Сложившиеся в науке представления оказывают через мировоззрение влияние на жизнь общества. Исследование трансформации НП при смене культур важно для развития и общества, и науки.
Первые научные программы сформировались в Древней Греции с VI по III в. до н. э. и надолго определили развитие науки. К ним относятся математическая, континуальная и атомистическая НП. Каждая программа формировалась в несколько этапов.
Источник: vuzlit.com
Понятие программы исследования
Программа, по мнению В.А. Ядова — это изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки
Программа включает в себя:
3) Методологический раздел
4) Методико-процедурный раздел
Первый включает в себя а) проблемно-соц. ситуацию б) цели и задачи исслед-я
Цели и задачи исслед-я должны соответствовать структуре работы!!
в) объект и предмет исследования
г) теоретич. и эмпирическую интерпретацию понятий
д) выдвижение и проверку гипотез
Методико-процедурный раздел включает в себя:
а) определение необходимых методов исслед-я
б) описание методик исследования (невключенное наблюд-е – метод, карточка наблюдателя — методика)
в) формы календарного планирования.
г) бюджет (по статьям расходов)
При разработке плана исследовательской работы необходимо выработать единый понятийный аппарат, чтобы все участвующие в процессе исследований и планировании кампаний в СО ясно и четко представляли единый смысл понятий, с которыми предстоит работать, употребляли их однозначно. Необходимость постоянного сопоставления теоретических выкладок с эмпирическими данными!!
Краткое введние в методологию научного исследования. Лекция Дмитрия Сандакова.
Соц.исслед-е начинается с целеполагания. Если цели сформулированы размыто, трактуются по-разному представителями компании-заказчика и компании, проводящей исследования, то может увеличиться погрешность и возникнут разногласия по итоговым выводам. Этот раздел программы, по мнению В.И. Добренькова и А.И. Кравченко, регламентирует отношения заказчика и социолога на стадии предопределения ожидаемого результата, который будет представлен социологом, а также определяет объем финансовых, людских и временных ресурсов, необходимых для получения результата.
Цель — это «модель ожидаемого конечного результата (решения проблемы), который может быть достигнут только с помощью проведения исследования». Примеры целей: получение описательной информации о проблемной ситуации, сбор социальной статистики и т.д.
Задачи исследования – «конкретные требования, предъявляемые к анализу и решению сформулированной проблемы. Они служат средством реализации цели и носят инструментальный характер. Задачи исследования представляют собой содержательную, методическую и организационную конкретизацию целей и представляют собой этапы деятельности социолога. Задачи исследования могут быть условно разделены на основные и дополнительные.
Объект исследования – это «носитель проблемной ситуации, конкретная область социальной реальности, сфера деятельности субъекта общественной жизни, включенная в процесс научного познания». Объект в широком смысле – это носитель той или иной социальной проблемы, в узком — люди или объекты, способные дать социологу необходимую информацию. Выделение объекта происходит в результате анализа проблемной ситуации.
Предмет исследования – наиболее существенные свойства изучаемого объекта, анализ которых особенно значим для решения задач исследования. На определение предмета влияют такие пункты как: реальные свойства объекта, знания исследователя об этих свойствах, задачи исследователя и т.д. Для решения разных задач один и тот же объект может рассматриваться через призму разных предметов. Любое изменение объекта, цели и задач исследования ведет к видоизменению предмета.
Гипотезы исследования, согласно мнению ученых, это – предположения, эмпирическую проверяемость которых нужно доказать или опровергнуть; приблизительные прогнозы ожидаемого результата исследований. По числу их не может быть меньше, чем задач, а даже значительно больше.
Источник: studopedia.su
Понятие и основные этапы научного исследования. Программа исследования.
В проведении научных исследований существенную роль играет социология. Социология — наука о законах и формах социальной (общественной) жизни людей в ее конкретных проявлениях в разных социальных системах, сообществах, институтах, процессах. В ее структуре особое место занимает прикладная социология — наука о законах становления, развития и функционирования конкретных социальных систем, процессов, структур, организаций и их элементов (социология культуры, социология свободного времени, социология чтения и др.).
Частью прикладной социологии являются конкретные социологические исследования.
Социологическое исследование — это особый вид социального исследования, если социальный объект изучается комплексно, масштабно, во всей совокупности связей и зависимостей с помощью последовательных логических, методологических и организационно-технических процедур.
Для научного работника первоочередное значение приобретает усвоение теоретических основ, методики и практических навыков проведения социологических исследований в соответствующей сфере, знание их типов и видов.
Социологические исследования по глубине разработки главных элементов исследования — программы и выборки — разделяют на два типа: опрашивание общественной мысли и собственное социологические исследования.
Опрашивание общественной мысли — это собирания информации об общей мысли определенного контингента населения по актуальному вопросу. Оно в последнее время широко используется в социокультурной сфере. Эти исследования проводят по неполной программе или вообще без нее.
Результаты опрашивания общественной мысли подаются в виде простых таблиц ответов респондентов; названиями таблиц служат вопросы анкеты или интервью в том же виде, как их предлагали респондентам. Отмечают объемы генеральной и выборочной совокупностей, как и в других видах исследований.
Собственно, социологическое исследование является изучением сути предмета исследования и его связей с другими элементами социального мира. В этих исследованиях важнейшим этапом работы является подготовка программы.
В зависимости от глубины анализа предмета изучения и сложности задач, которые решаются, различают три основных вида исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.
Разведывательное (зондирующее) — простейший вид конкретного социологического исследования, которое используется, если предмет исследования недостаточно или вообще не изучался, если необходимо обнаружить степень удовлетворения пользователей работой учреждения в целом и его отдельных подразделений, оценочную реакцию пользователей на мероприятия, события, которые состоялись или будут происходить в определенном учреждении и т.п.. В этих исследованиях используется лишь один из доступных методов сбора информации, в частности анкетное опрашивание или интервью. Разновидностью разведывательного исследования является экспресс-опрашивание, цель которого — оперативное получение отдельных сведений, в особенности необходимых в это время или при данных условиях. Эти исследования, как и опрашивание общественной мысли, организовывают по неполной программе или вообще без нее.
Описательное исследование проводят для получения более полной, разносторонней эмпирической информации об объекте, который изучается, его структуре, для выявления связей между его элементами. Исследование такого типа проводятся по полной программе и на базе апробированного инструментария. Методы собирания информации в этих исследованиях определяются их задачами и направлениями. Кроме письменных и устных опрашиваний используется еще анализ документов (отчетов, планов и т.п.).
Аналитическое исследование — наиболее углубленный вид изучения, целью которого является не только опись структурных составляющих объекта, а и выяснение причин, которые лежат в его основе и предопределяют характер, распространенность и прочие присущие ему свойства.
Различают несколько этапов исследования: приготовительно-организационный, сбор, обработка, анализ информации и подготовка выводов, внедрение полученных результатов в практику.
Подготовительный этап исследования служит теоретической основой всех других исследовательских процедур. Ошибки, допущенные на этом этапе, очень тяжело или невозможно исправить. Затраты времени на него, как правило, значительнее, чем на все другие этапы.
1. Подготовительный или приготовительно-организационный этап:
• предпрограммное изучение проблемы;
• составление и утверждение рабочего плана исследования;
• разработка и утверждение программы исследования;
• подготовка инструментария (разработка анкет, бланков, интервью, карточек анализа документов, инструкций интервьюерам, опросчикам и тиражирование этих документов);
• испытание, проверка инструментария (пилотное исследование);
• составление программы обработки данных.
2. Сбор и обработка информации:
• подготовка собранных данных к обработке (отбраковывание, кодирование, обобщение открытых ответов, введение в ЭВМ);
• обработка полученной информации.
3. Анализ и интерпретация информации:
• анализ результатов математической обработки полученной информации;
• разработка выводов и предложений (рекомендаций) по результатам социологического исследования;
• составление итогового документа социологического исследования (информации, информационной или аналитической записки, отчета и дополнений к нему).
4. Внедрение полученных результатов в практику:
• составление докладной записки;
• подготовка проекта документа относительно мероприятий или предложений по результатам исследования.
Первый этап является довольно сложным, поэтому рассмотрим его подробнее. Начинать работу желательно с изучения литературы, посвященной этой проблеме, ознакомления с материалами исследований по аналогичной тематике, соответствующими статистическими данными.
На этом этапе разрабатываются программа и рабочий план исследования, составляется методика, устанавливается система сбора первичных данных, готовится программа их обработки, выбираются объекты исследования и т.п.
Рабочий план социологического исследования имеет оперативный характер. В нем определяется последовательность проведения работ и намеченных процедур. Он содержит перечень основных этапов исследования, методов сбора, обработки и анализа информации, видов отчетности, ожидаемых результатов, материальные и трудовые затраты, сроки выполнения этих работ.
Проведение социологического исследования начинается с разработки программы. Программа включает проблему, цель, задачу исследования, методы их решения, а также основные пути и формы внедрения в практику ожидаемых результатов.
Создание программы начинают с разработки концепции исследования, которая определяет его общий замысел, основную идею. Концептуальные положения фиксируют в методологическом разделе программы.
Методологический раздел включает:
• выбор темы социологического исследования;
• проблемную ситуацию, которая предопределяет необходимость проведения исследования (чему проводится?);
• определение объекта исследования (где, среди кого проводится?) и предмета исследования (что изучается, какие социальные связи, отношения, аспекты?);
• структурный (логический) анализ объекта;
• определение цели исследования (чем и для кого будет полезной?) и основных задач, выполнение которых необходимо для ее достижения;
• обоснование рабочих гипотез (предположений относительно отдельных связей между элементами объекта, а также внутренних и внешних факторов, которые влияют на его состояние и развитие).
Гипотезы не являются обязательным элементом структуры программы.
Методико-процедурный раздел включает:
• методику исследования (методы сбора, обработки и анализа данных);
• формирование выборочной совокупности (тип выборки, структура выборочной совокупности, объем выборки);
• инструментарий для сбора информации ( анкеты, карточки анализа документов, тесты, инструкции интервьюерам, опросчикам и т.п.).
Логика изложения разделов программы подобная логике изложения любой научно-исследовательской работы. Поэтому следует остановиться лишь на определенных особенностях ее создания.
Создание программы начинается с выбора темы исследования и выявления проблемной ситуации. Проблемная ситуация — это разногласие между нашим представлением о необходимости практических действий и незнанием путей их решения. Проведение большинства исследований вызвано несоответствием состояния явления или процесса (деятельности) современным требованиям, необходимостью поиска новых и совершенствования применяемых до сих пор форм, методов, средств работы и др. Определение проблемной ситуации помогает сформулировать проблему, обосновать необходимость изучения той или иной сферы деятельности, разработать теоретические основы и практические действия, направленные на выявление совокупности противоречий, причин и обстоятельств и их устранение. В прикладном исследовании можно вместо формулирования проблемы составить список конкретных вопросов, на которые необходимо получить ответы.
На основе анализа проблемы определяют объект и предмет исследования.
Объектом исследования является то, на что направлен процесс познания. Объектом может быть учреждение, коллектив, процесс или явление, которые изучаются в отдельности или в составе определенных групп учреждений, коллективов с учетом положительных и отрицательных факторов, которые влияют на его функционирование и вызовут проблемную ситуацию.
Предметом исследования является наиболее значащие свойства, стороны объекта, которые подлежат изучению, то есть то, что наиболее ярко отображает данное противоречие. Предмет исследования отвечает на вопрос: «Что изучается?». Например, объектом исследования являются читатели областных библиотек, а предметом изучения — организация их обслуживания и степень удовлетворения их запросов; объект исследования — разрешенная деятельность молодежи, предмет — любительская разрешенная деятельность молодежи.
Следующим структурным элементом программы является определение цели и задач исследования.
Важным элементом программы исследования выступает гипотеза — научно обоснованное предположение о структуре объектов, которые изучаются, социальных явлений, характер и существенные связи и факторы, которые предопределяют эти связи. Это — своеобразный прогноз ожидаемого решения исследовательской задачи. Он базируется на имеющихся теоретических знаниях об исследуемом объекте.
В социологических исследованиях используются разные виды гипотез. Назовем некоторые из них.
• Основные гипотезы указывают на важнейшие связи объекта.
• Гипотезы-следствия, выводятся из основных и служат средством их доказательства.
• Рабочие гипотезы выдвигаются на начальных этапах анализа и являются исходными данными относительно характера и свойств исследуемых связей объекта.
• Описательные гипотезы — предусмотрение о фактическом состоянии объекта, его структуры, функций.
• Объяснительные гипотезы ориентированы на определение причинно-следственных связей, выявление причин, фактов, установленных благодаря подтверждениям описательных гипотез.
В этом разделе программы определяются объем выборки, то есть число опрашиваемых, и методы формирования выборки. Кроме описания выборочной совокупности, определения типов выборки, во втором разделе программы обрисовывают общий план и этапы исследования, дают характеристику методов, которые предусматривают применять для отбора информации и ее анализа, определяют инструментарий (опрашивание, наблюдение) и характер ожидаемых результатов, делают обобщение и дают общую оценку результатов, готовят итоговые документы по результатам исследования.
Источник: infopedia.su