Предмет курса «Политический анализ и прогнозирование»
Понятие «политический анализ»
Российское общество, как никогда ранее, нуждается в объективной оценке происходящих политических событий. Неоценимую помощь в этом могут оказать знания в области политического анализа и прогнозирования. Предмет данного учебного курса — система методов, процедур и технологий анализа, прогнозирования и практического воздействия на политический процесс.
Эмпирические исследования в области политики «доводят» до эмпирического уровня теорию политики, делая ее способной адекватно описывать, интерпретировать и прогнозировать политические события. При этом используются привычные инструментарии сбора, первичной обработки и систематизации данных, методики и процедуры, применяемые в конкретных социологических исследованиях, статистике, экономическом анализе, психологических исследованиях, социальной инженерии и политическом управлении.
Конечно, специфика предмета политологического анализа требует серьезных оговорок относительно сферы и правил применения методов. Теоретический прогноз в представлениях большинства действующих политиков ассоциируется с политическим консультированием, экспертными оценками, что якобы требует почти исключительно опыта работы в политической сфере, «сакрального знания» о «тайнах мадридского двора большой политики» и интуиции.
Курс обучения «Основы политологии» — 4 главных метода исследования политических процессов
Иногда дело доходит до абсурда. Например, в первой половине 1990-х годов в Службе безопасности президента существовало специальное подразделение, в чью компетенцию входило изучение возможности использования оккультизма, телекинеза и парапсихологии в политической практике. Вряд ли послужит утешением, что подобными «игрушками» занимались в администрации Ф. Миттерана и Р. Рейгана. Скептическое отношение к научным методикам эмпирического исследования политики связано во многом с ошибками в прогнозах исхода выборов многих исследовательских групп в 1990-х годах, неэффективности деятельности политических лидеров и институтов.
В эмпирических политических исследованиях наряду с методами прикладной социологии используются методики, заимствованные из эконометрики, психологии и социологии, журналистики. Некоторые методы и методики были разработаны политологами для решения конкретных задач. В широком смысле под политическим анализом понимают совокупность различных научных методик, позволяющих изучать
конкретные политические события и ситуации, предвидеть возможное их развитие и выработку эффективных, адекватных, своевременных компетентных решений.
В отечественной и зарубежной научной литературе существуют самые различные трактовки понятия «политический анализ». На наш взгляд, все определения имеют отношение к характеристике сферы политики.
Первый подход связан с определением политического как области осуществления властных полномочий, в котором средство одновременно является и целью. С этой точки зрения политический аналитик должен заниматься оценкой качества используемых политическими элитами политических технологий, рассмотрением прямых и косвенных последствий принимаемых политических решений, политического курса. В этом случае субъектом политики признаются только группы, обладающие реальными властными ресурсами и полномочиями.
Политическая грамотность за 17 минут | Бородатая политология
Второй подход опирается на более широкое понимание сферы политики, согласно которому субъектами политики выступают все институционализированные и неинституционализированные политические игроки, в сферу интересов которых входит власть (не факт, что они ею обладают), а рассматриваемый круг проблем включает в том числе политическое сознание и поведение отдельных людей, групп, движений и т.д. Такая трактовка отчасти сближает предмет политического анализа и политической социологии.
Согласно третьему подходу, основной объект анализа — институциональные изменения в области политики, т.е. аналитик должен оценивать структурные и функциональные изменения политической системы во всех ее проявлениях.
Среди определений сути политанализа встречаются и достаточно узкие «тематические» подходы кего определению, претендующие тем не менее на глобальный подход. Например, И. Панарин [1] применительно к одной из областей политологии — геополитике использовал понятие «геополитический стратегический анализ».
С его точки зрения, основные цели этого вида анализа связаны с оценкой и прогнозом развития политических, финансовых, экономических и военных сфер «своего» государства и геополитического конкурента. Кроме того, целью такого анализа должна быть и оценка последствий развития этих областей.
Однако, по мнению И. Панарина, при исследовании этих процессов необходимо учитывать в первую очередь процессы глобализации и информатизации, т.е. характер развития политических процессов в современном мире невозможен без системного анализа. Подобный подход — информационно-аналитический — в российских условиях, в отличие от стран западной демократии, проходил в ситуации временного цейтнота начала-середины 1990-х годов, когда этот фактор усугубился резким обострением экономических проблем, неэффективностью внешнеполитической деятельности страны и т.д. Аналитической деятельностью стали заниматься не сотрудники академических научных институтов или университетов, а экономисты, журналисты, психологи, маркетологи, историки, социологи и другие при устройстве на работу в службы, создаваемые при различных структурах власти регионального и федерального уровня, СМИ, бизнес-структурах, различных политических партиях и движениях, в министерствах и ведомствах, в сетевых структурах (в том числе и виртуальных сообществах экспертов при различных сайтах в Интернете). Аналитика в этих структурах рассматривается как вспомогательная задача, служащая исключительно практическим (прагматическим) целям. Характер политической аналитики в XX в. изменился принципиально: раньше «аналитика неявно развивалась во властных структурах, и только в XX в. сформировались аналитические структуры, в чьи задачи входили сбор, анализ информации и выработка вариантов управленческих решений (сценариев)» 1 . Политическая аналитика прошла фазу институционализации.
При любом определении политической аналитики подчеркиваются ее научный характер и ориентированность на решение системных проблем, их осмысление и поиск оптимального решения. В современном обществе все больше аналитических задач решается в режиме «прямого моделирования», когда исследователи отказываются от этапа анализа информационной базы по изучаемой проблеме, поскольку в большинстве опубликованных на бумажном носителе материалов информация о событиях и процессах в области политики устаревает еще до того, как оказалась в издательстве.
Политическая аналитика, строящаяся исключительно на информационных базах (как вариант — вторичных данных), должна включать два уровня:
- 1) использование компьютерных технологий обработки больших массивов данных, выстроенных на основе мониторинговых данных социологических центров, электронных ресурсов СМИ, Интернета, экспертных опросов и интервью с так называемыми ключевыми информаторами;
- 2) квалифицированный анализ данных и построение прогноза на основе данных, полученных на первом уровне.
Нельзя игнорировать эмпирические исследования, поскольку «высшая аналитика» — всего лишь «гадание на кофейной гуще» без наличия достоверных данных, полученных с помощью надежных научных методов. Это блестяще было показано П. Лазарсфельдом после Второй мировой войны, когда он опубликовал в одном из научных журналов данные, полученные в ходе опроса американских военных. В действительности он напечатал противоречащие результатам исследования выводы. Научная общественность и околонаучная публика иронизировали, что для получения подобных данных не следовало проводить исследование, достаточно было обратиться к здравому смыслу. Спустя некоторое время в этом же журнале были опубликованы опровержение и подлинные результаты исследования.
Требования к аналитической работе, на первый взгляд, элементарны и легковыполнимы:
- 1) выводы должны основываться на реальных объективных данных, системно отражающих политические процессы, т.е. аналитик не может пользоваться только одним или ограниченным кругом разрозненных источников данных;
- 2) текстовые данные для политической аналитики не менее значимы, чем экспертные заключения;
- 3) для качественного анализа необходимо не только услышать мнения политических оппонентов по обсуждаемой проблеме, но и тщательно изучить их аргументацию;
- 4) необходимо учитывать самые последние данные по изучаемой проблеме;
- 5) аналитик не имеет права игнорировать те данные, которые не «вписываются» в его представления или не согласуются с мнением политического истеблишмента;
- 6) необходимо использовать междисциплинарный подход и множественные методы в оценке политических явлений.
Следует согласиться с тем, что в современном коммуникативном пространстве политическая аналитика, выполняющая объяснительную, футурологическую и консалтинговую функции, стала одним из популярных коммуникативных способов повысить рейтинг определенного политика, программы, канала СМИ. Весьма остроумно подобный жанр назван «массовой аналитикой», которая не только объясняет закономерности реальности, но и демонстрирует «образцы анализа событий и фактов, методы интерпретации смыслов», фактически конструирует «информационную культуру, соответствующую информационному режиму гражданского общества» [2] . Фактически речь идет о выполнении политическими аналитиками идеологической функции в современном обществе. Демонстрируемая в СМИ политическая аналитика позволяет формировать и деформировать общественное мнение, создавать определенные стереотипы политических действий, облегчает политическое управление в современном обществе. На наш взгляд, для учебного курса более подходит инструментальное определение политического анализа как совокупности универсальных методов и частных прикладных методик, знание и владение навыками которых позволяют вскрывать механизм любого политического явления и процесса.
- [1] См.: Панарин И. Технология информационной войны. М.: КСП+, 2003. С. 156-159. 7
- [2] Панарин И. Указ. соч. С. 158.
Источник: ozlib.com
Программа прикладного социально-политического исследования: понятие, структура, особенности методики и этапов
Программа политологического исследования — это систематизированное изложение теоретико-методологических предпосылок, общей концепции исследовательского проекта в соответствии с основными целями и задачами предпринимаемой работы, методических и процедурных основ ее выполнения, выдвигаемых гипотез и логически последовательных операций для их проверки.
Программа политологического исследования — один из важнейших документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социально-политического объекта. Программа представляет собой теоретико-методическую основу процедур всех этапов исследования сбора, обработки и анализа информации. Программа политологического исследования выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.
Методологическая функция программы политологического исследования позволяет четко определить изучаемую проблему, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым исследованиям по аналогичным проблемам.
Методическая функция программы исследования позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория — факты — теория.
Организационную функцию обеспечивает разработка четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, обеспечивает эффективную организацию исследовательского процесса.
Программа политологического исследования как научный документ должна отвечать ряду необходимых требований. В ней отражается определенная последовательность, поэтапность социологического исследования. Каждый этап — относительно самостоятельная часть познавательного процесса — характеризуется специфическими задачами, решение которых связано общей целью исследования. Все составляющие части программы политологического исследования логически связаны, подчинены общему замыслу научного поиска. Принцип строгой поэтапности проведения исследования выдвигает особые требования к структуре и содержанию программы политологического исследования.
Программа политологического исследования состоит из двух основных частей: методологической и процедурной.
Программа исследования в соответствии со своими функциями включает два основных раздела: методологический и методический (процедурный). Основными положениями методологической части являются:
- 1. формулировка проблемы, объекта и предмета исследования;
- 2. постановка цели и задач исследования;
- 3. определение парадигмального подхода и выбор теории;
- 4. операционализация понятий и конструирование переменных;
- 5. формулирование гипотез исследования.
Методическая часть включает:
- 1. определение методов сбора данных и характеристик информационного обеспечения;
- 2. определение методов анализа данных и последовательности их применения.
Проблема исследования — это несоответствие, противоречие между желаемым и действительным. Процесс осмысления и формулировки проблемы неотделим от определения объекта и предмета исследования: проблема, становится подлежащей решению только в том случае, когда она распознана в каком-то определенном политическом явлении или процессе.
Объект исследования — это то, на что направлен процесс познания. В таком качестве могут выступать политические институты, социальные группы, политические элиты и т.д.
Под предметом исследования понимаются те признаки и свойства объекта, в которых исследователь заинтересован в наибольшей степени, которые он изучает непосредственно.
Из определения проблемы, объекта и предмета исследования должны логически вытекать его цель и задачи. Цель — это планируемый, ожидаемый результат, на достижение которого направлена познавательная деятельность в рамках предпринимаемого исследования. В случае теоретического исследования формулировка цели содержит тот уровень знаний, ту степень преодоления неопределенности, которой необходимо достичь по итогам работы. В случае прикладного исследования целью является определение путей решения конкретной политической проблемы.
Задачи — это те промежуточные результаты исследовательской работы, которые необходимо получить для достижения общей цели исследования. Они всегда более конкретны по сравнению с целью и подчинены ей. В сложных, комплексных исследовательских проектах цель и задачи образуют многоуровневую иерархическую конструкцию. При множественности задач могут потребоваться специальные методы упорядочения отношений между ними, в том числе формализованные. В частности, в планировании существует специальная методика построения «дерева целей», позволяющая описать совокупность отдельных задач и уровней задач на языке математики и формальной логики.
Гипотеза — это утверждение о связях между переменными, отражающими свойства изучаемого объекта. В большинстве случаев (но не всегда) речь идет о влиянии одной или нескольких независимых переменных на зависимую переменную. Независимая переменная является объясняющей по отношению к зависимой (объясняемой) переменной.
В политическом анализе, как и в общественных науках в целом, независимая переменная и даже целый комплекс независимых переменных объясняют лишь определенную долю вариации зависимой переменной. Соответственно, гипотезы являются утверждениями о неких закономерностях или тенденциях, а не об абсолютных законах. Так, гипотеза о прямой связи между переменными «принадлежность к сельскому населению» (независимая) и «голосование за партии с консервативной идеологией» (зависимая) не утверждает, что каждый сельский житель будет голосовать за консервативные партии. В гипотезе содержится утверждение, что принадлежность к сельскому населению увеличивает вероятность такого секторального поведения. Определив характеристики связи между переменными, мы сможем предсказывать — опять же, с определенной вероятностью — значения зависимой переменной по значениям независимой.
Формулировка гипотезы в научных исследованиях должна отвечать ряду требований. Прежде всего гипотеза должна быть проверяемой. Другими словами, должны существовать ясные критерии оценки истинности или ложности научной гипотезы, а также практически реализуемый способ протестировать гипотезу на соответствие этим критериям.
Операционализация понятий и формулирование гипотез открывают переход ко второму, методико-процедурной часть программы. Он включает в себя:
- 1) определение общего плана исследования;
- 2) построение требуемого планом типа выборки;
- 3) определение основных процедур сбора и анализа исходных данных.
Источник: studwood.net
Тема 3. Разработка программы социально-политического исследования: от проблемы к гипотезе.
Что такое программа социально-политического исследования? Понятие программы исследования. Зависимость программы от типа исследования. Различие между программами фундаментальных (научно-поисковых, описательных, объяснительных) и прикладных (практически-политических) исследований. Структура и основные элементы программы исследования.
Методологический, методический и организационный блоки. Стратегические и тактические уровни программы. Рабочий план исследования и его виды: формулятивный, и описательный, аналитический и повторно-сравнительный.
Как правильно поставить проблему и определить предмет исследования при концептуализации социально-политического объекта? Что такое исследовательская проблема? Вопрос как форма постановки исследовательской проблемы.
В чем отличие между поисково-исследовательской и практически-прикладной проблемами, между «онтологическим» и «гносеологическим» аспектами проблемы? «Древо проблем и субпроблем». Взаимосвязь между проблемой и социально-политическими ценностями и интересами. Предмет и объект социально-политического исследования. Влияние характера постановки проблемы на определение исследовательского предмета и объекта. Нужно ли аналитику слишком расширять данный предмет и объект?
Литература
Основная литература
Ван Эвере С. Методологическое руководство для студентов-политологов. М., 2007.
Мангейм Д., Рич Р. Политология: Методы исследования. М., 1997. С. 118-151.
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1999. С. 69-130.
Дополнительная литература
Ахременко А.С. Политический анализ и прогнозирование. М., 2006.
Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М, 1995.
Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. М., 1998.
Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. М. 2001.
Рабочая книга социолога / Под ред. Г.В. Осипова. М., 2003.
Цукерман А. Введение в политический анализ. М., 1995.
Шаленко В.Н. Программа социологического исследования. М., 1988.
Раздел 3. Применение методологических подходов и концептуальных моделей в социально-политическом исследовании
(Каким образом можно применить методологию к интерпретации объекта исследования?)
Тема 4. Специфика применения холистских и активистских подходов в социально-политическом исследовании.
Какие основные подходы используются в современной методологии социально-политических исследований? Основные типы подходов в МСПИ. Контекстуализм и редукционизм. «Макро-холистские» и «микро-активистские» подходы в ходе СПИ. Дихотомии «структура-агент», «порядок-действие». Индивидуальная активность и надындивидуальная структура как аналитические единицы.
Анализ «сверху-вниз» и «снизу-вверх». Холистский тип подходов. Системный и структурно-функциональный, сетевой и институциональный подходы. Активистский тип подходов. Бихевиоралистский, социально-групповой и рационалистский (рациональный выбор) подходы.
Как выбрать методологический подход и подготовить концептуальную модель для исследования определенного объекта? Выбор методологических подходов при анализе микро- и макро-, мезо- и мега-политических процессов и явлений. Пространственно-временной континуум исследуемого объекта и природа политического феномена.
Проблема адаптации теоретических концептов к специфике изучаемого объекта и характеру исследовательских задач. Подготовка концептуальных метамоделей. Понятие концептуальной метамодели и концептуализации исследовательского объекта. Интерпретация типовых характеристик моделируемого объекта в ходе его концептуализализации.
Литература
Основная литература
Дегтярев А.А. Методологические подходы и концептуальные модели в интерпретации политических решений // Полис. 2003. № 1. С. 159-164, 167-169; № 2. С. 164-172.
Дегтярев А.А. Основы политической теории. М, 1998. С. 105-134.
Шуберт К. Логика структуры, логика субъектов и логика инновации // Методические подходы политологического исследования и метатеоретические основы политической теории / Сост. Конеген Н., Шуберт К. М., 2004. С. 199-216.
Дополнительная литература
Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М, 1995.
Ван Эвере С. Методологическое руководство для студентов-политологов. М., 2007. Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М., 1996.
Девятко И.Ф.Социологические теории деятельности и практической рациональности.
Мангейм Д., Рич Р. Политология: Методы исследования. М., 1997.
Ожиганов Э.Н. Моделирование и анализ политических процессов. М., 2006.
Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 254 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.net