2. Модульная технология строится на идеях развивающего обучения: если школьник выполняет задание с дозированной помощью преподавателя или одноклассников (подбадривание, указание ориентира и т.п.), он находится в зоне своего ближайшего развития..
3. В основании модульной технологии находится и программированное обучение. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность обучающегося, индивидуализированный темп работы – черты модульного обучения.
4. Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения.
Контекстное обучение следует относить к образовательным технологиям, чья главная задача состоит в оптимизации преподавания и учения с опорой не на процессы восприятия или памяти, а прежде всего на творческое, продуктивное мышление, общение. В контекстном подходе особую роль играют активные и интенсифицирующие методы и формы обучения или даже целые технологии, обеспечивающие интенсивное развитие личности студента и педагога.
Контекстное обучение ориентируется на то, что знания, умения, навыки даются не как предмет, на который должны быть направлена активность студента, а в качестве средства решения задач деятельности специалиста. Если же быть совсем точным, то контекстное обучение рассматривает учение и труд не как разные виды деятельности, а как два этапа развития одной и той же деятельности в генезисе.
Понятие и виды педагогических работников
Программа педагога — это нормативный документ, созданный на основе примерной или авторской программы по учебному предмету, с учетом типа образовательного учреждения, средств обучения, особенностей контингента учащихся и т.д.
Главное назначение рабочей программы педагога – обеспечение гарантий получения учащимися образования в соответствии с ГОС.
Программа может быть: Типовой, Модифицированной (адаптированной, скорректированной), Экспериментальной, Авторской.
Модифицированная (адаптированная) программа – это программа, в основу которой положена программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки учащихся, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности и индивидуальных результатов обучения и воспитания. Диагностика результатов работы по таким программам связана с демонстрацией достижений учащихся, например: отчетные концерты, выставки, выступления на соревнованиях, конкурсах, конференциях и т.д.
Экспериментальная программа разрабатывается педагогом с целью решения какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определенных трудностей в образовательном процессе. К экспериментальной деятельности педагога ведет неудовлетворенность практической ситуацией. Экспериментальная программа – это версия методического решения конкретной проблемы. Такая программа может предлагать изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, вводить новые области знания, апробировать новые педагогические технологии.
Авторская программа – это программа, обладающая актуальностью, оригинальностью и обязательно новизной. Она создана педагогом (или коллективом авторов) и принадлежит ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Эта программа преподавания либо впервые вводимого курса (предмета), либо собственного подхода автора к традиционным темам. Авторская программа может быть и экспериментальной. Название «авторская» требует документального доказательства новизны, принадлежности этой новизны именно данному автору.
Нина Савельева: Теория воспитания | Вилла Папирусов
Программа может быть: Биолого-экологической направленности, с оциально-педагогической направленности, е стественнонаучной направленности, х удожественно-эстетической направленности, к ультурологической направленности, с портивно-технической направленности, н аучно-технической направленности и др.
Источник: studopedia.su
Понятие образовательная программа
Понятие образовательная программа невозможно рассматривать изолированно от категории образование. Образование как категориальное понятие входит в понятийный аппарат социальных и гуманитарных наук (философии, педагогики, психологии, культурологии, социологии и др.), создавая и образуя в каждой из указанных наук свои смыслы и контексты. Кроме этого образование рассматривается как социальная практика.
«Существенный интерес представляет понимание этих процессов А.Г. Асмоловым, который рассматривает образование как механизм социогенеза, поддерживающий или элиминирующий проявление индивидуальности личности.
Отсюда вытекает то важное обстоятельство, что социокультурная образовательная реальность, являющаяся объектом гуманитарного познания, может и должна периодически переосмысливаться с точки зрения иной системы интересов человечества, сложившихся в новых социально-исторических условиях его существования с целью расширения возможностей компетентностного выбора личностью своего жизненного пути».[8]
Такая постановка вопроса применительно к дошкольному образованию обусловливает необходимость видения образовательной программы не только и не столько со стороны ее предметно-технического оснащения, а как некой целостности, полагающей всю совокупность педагогического взаимодействияв процессе развития ребенка как становящейся личности.
Рассмотрим понятие «программа» с точки зрения теории деятельности и программирования.
«Программа» (греч. Programma – объявление, предписание) – способ пошаговой, поэтапной организации деятельности по развертыванию какого-либо содержания, а также по организации и реализации познавательных (исследовательских) процедур. Конечная цель, которую призвана реализовать программа, всегда формируется как возможная, желательная, должная, соотносимая с каким-либо идеалом, предполагающая вариативные пути своего достижения и не содержащая изначальных гарантий своей реализуемости.[9]
В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию — дополнительные образовательные программы.
К основным образовательным программам относятся:
1) основные общеобразовательные программы – образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;
2) основные профессиональные образовательные программы: а) образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена; б) образовательные программы высшего образования – программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;
3) основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.
Основные общеобразовательные программы, в том числе и дошкольного образования, направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ».[11]
В соответствии с нормативными документами (Закон Российской Федерации «Об образовании», письмо Министерства образования и науки РФ от 21 октября 2010 г. № 03-248 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования») мы понимаем под основной общеобразовательной программой дошкольного образования нормативно-управленческий документ образовательной организации, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.
Изучение теоретических подходов к понятию «образовательная программа» позволяет сделать вывод, что образовательные программы, в том числе дошкольного образования, подчинены общим целям формирования культуры личности. Соответственно, решают важнейшие задачи образования и развития личности ребенка. Такие, как трансляция и интериоризация культурных образцов, норм, ценностей, овладение различными культурными способами деятельности в социальной сфере, осознание связи собственного развития с развитием культуры и общества, формирование отношения к себе как существу культурному.
2.2. Виды образовательных программ
дошкольного образования
Среди факторов, влияющих на качество образования детей в дошкольной образовательной организации, важная роль принадлежит образовательной программе. Демократизация и гуманизация дошкольного образования, многообразие видов дошкольных организаций, индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании дошкольников предполагают значительную вариативность в использовании программ, а также образовательных технологий. Как уже указывалось ранее в соответствии законом РФ «Об образовании», каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы дошкольного образовательного учреждения. В условиях новой образовательной политики вариативности образования, разработан ряд отечественных образовательных программ нового поколения с учетом требований федеральных государственных требований. Разработанные программы предусматривают разные подходы к организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду.
Все программы дошкольного образования подразделяются на комплексные и парциальные.
Комплексные (общеразвивающие) – включают все основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).
Парциальные (специализированные, локальные) – включают одно или несколько направлений развития ребёнка.
В дошкольной образовательной организации может быть реализованы как комплексные (общеразвивающие), так и одна или несколько парциальных (специализированных) программ.
Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ.
2.3. Требования к образовательным программам
дошкольного образования
Анализ нормативных документов и педагогических работ по проблеме выделить общие и региональные требования к образовательным программам, а также требования к сочетанию программ.
Общие требования к образовательным программам дошкольного образования:
1. Комплексные и парциальные программы для ДОО должны соответствовать Закону Российской Федерации «Об образовании», Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении и Федеральным государственным требованиям.
2. В программах должен соблюдаться светский характер образования.
3. Программы должны строиться на принципе личностно ориентированного взаимодействия взрослых с детьми.
4. Содержание комплексной образовательной программы (или набора парциальных программ) должно быть ориентировано на общечеловеческую (мировую) культуру и вместе с тем соответствовать российским культурным традициям. Содержание комплексной программы (набора парциальных программ) должно включать: развитие речи ребенка, его знакомство с основами естественнонаучных знаний, физическое, художественно-эстетическое развитие и т. д.
5. Программы должны быть нацелены на развитие любознательности как основы познавательной активности дошкольника, развитие способностей ребенка, формирование творческого воображения, развитие коммуникативности.
6. Программы должны обеспечивать:
— охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;
— эмоциональное благополучие каждого ребенка;
— интеллектуальное развитие ребенка;
— создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;
— приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
— взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
7. Программы должны предусматривать организацию детской жизни в трех формах:
— занятия как специально организованная форма обучения;
— нерегламентированные виды деятельности;
— свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня.
8. В программах должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей. Программы должны строиться с учетом специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности (игры, конструирования, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности и др.).
9. Программы должны предусматривать возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с разными подгруппами детей; учитывать их возрастные особенности.
10. Программы должны включать описание организации развивающей среды с указанием основных перечней применяемых материалов и оборудования.
11. Программы должны обеспечивать оптимальную нагрузку на ребенка с целью защиты его от переутомления и дезадаптации.
Источник: megalektsii.ru
Понятие программа в педагогике
Проектирование программ — одно из важнейших направлений образовательного проектирования. Особую актуальность оно приобретает в условиях развития вариативного, профильного, многоуровневого образования. Программа — это следующий после концепции уровень теоретического представления содержания образования. Любая образовательная программа — это документ, регламентирующий тип и способы построения содержания учебно-воспитательного процесса в условиях той или иной педагогической системы.
Прежде чем приступать к созданию программы, необходимо осознать ее специфику как нормирующего документа. Требования к содержанию и результатам проектирования в данном случае будут опираться:
· на четкие представления о сущности понятия «образовательная программа»;
Прежде всего разработчикам рекомендуется проанализировать определение программы, которое берется ими за основу при проектировании, выделить в нем ключевые слова и осознать их педагогический смысл.
Источник: pedlib.ru