Понятие программа профессиональной деятельности

Профессиональная деятельность является трудовой деятельностью. Для лучшего ее понимания стоит изучить понятие профессия , имеющее несколько определений:

  • Это конкретная общность граждан, ведущих одинаковый образ жизни и решающих наиболее близкие и знакомые проблемы, поскольку известно, что каждая профессия накладывает своеобразный отпечаток;
  • Это область деятельности и определения каждой личности. Профессиональная деятельность направлена не только на производство конкретного вида товаров или оказание услуг, но и позволяет человеку создать наиболее благоприятные условия для развития и реализовать собственный творческий потенциал;
  • Это некая реальность, формируемая конкретным субъектом труда, непосредственно связанным с ним. Так, понятие профессиональной деятельности раскрывает себя.

Проблема мотивов профессиональной деятельности.

Рассмотрим немного подробнее, какие проблемы могут возникать при мотивации трудовой деятельности. Существует немалое количество классификаций мотивов профессиональной деятельности. В зависимости от человеческих потребностей, которые легли в основу мотивов, можно выделить несколько групп:

Экономика простыми словами. Серия 1. (Потребности и блага)

  • Материальные потребности направлены на вещи и предметы;
  • Духовные потребности направлены на представления, образы и понятия, в зависимости от существующих интересов;
  • Социальные потребности направлены на потребность в общения и социальном положении.

Социальные мотивы общественного характера накладывают своеобразный отпечаток на все потребности.

Основные понятия и определения.

Специальность представляет определенный комплекс специальной подготовки и практического опыта, умений, знаний и навыков, полученных путем специальной подготовки и необходимые для выполнения конкретного вида деятельности в той или иной профессии (хореограф, религовед, парикмахер, эколог, слесарь и другие). Конкретная специализация работника определяется конкретным видом профессиональной деятельности и разделением труда. Именно по специализации и определяется подготовка кадров, разработка планов и программ, а также разрабатывается и организуется учебный и трудовой процесс. В наши дни представлено огромное множество специальностей и профессий, которые объединены в несколько профессиональных направлений: судостроение, машиностроение, приборостроение; угольная, нефтяная, металлургическая, горнорудная, газовая и химическая промышленность; электротехническая, энергетическая и радиоэлектронная, строительная, лесная и многие другие виды промышленности, коммунальное хозяйство.

Квалификация , в переводе с английского, означает определенную степень проявления качественных достоинств. Это так называемый процесс оценивания качественного уровня, либо предусмотренные уровни подготовки выпускников или переподготовки специалистов в учебных заведениях.

Таким образом, квалификация представляет собой определенную степень и вид обучаемости работки в профессиональной сфере, а также наличие умений, знаний и навыков, требуемых для выполнения конкретных видов работ. Она отражается в тарификации, т.е. присвоении тарифного разряда в зависимости от уровня квалификации. По мере присвоения разряда определяется и пригодность каждого сотрудника к выполнению конкретного вида работ в данной сфере. Характеризуется она точностью, сложностью и ответственностью за ее выполнение. Выделяют четыре уровня квалификации каждого сотрудника:

Урок 1: Управление документами как сфера профессиональной деятельности.

  • Первый – полностью соответствует основному и среднему образованию;
  • Второй – соответствует профессиональному начальному образованию;
  • Третий – соответствует профессиональному среднему образованию;
  • Четвертый – соответствует профессиональному высшему образованию.

Должность является единицей в штатном расписании, указывающей на соответствующую квалификацию работников и их образования. Она определяет непосредственные обязанности и задачи, поставленные перед каждым сотрудником компании. Проще говоря, должность – это служебное место каждого работника, определяющее конкретные полномочия и обязанности. Она характеризует права и обязанности каждого сотрудника, а также ответственность его перед выполняемыми функциями трудовой деятельности. Выступая в качестве первичного элемента управленческой структуры, она отражает правовое расположение каждого сотрудника в компании, наделяя его конкретными компетенцями.

Источник: akademik.expert

Программа, план и планирование профессиональной деятельности

После того как определена цель деятельности, человек ставит перед со­бой следующий вопрос: каковы оптимальные средства ее достижения? Напом­ним, что соотношение целей и средств — это не только психологическая, но и нравственная, этическая проблема. В таком качестве данная проблема обсужда­ется в философии, религии, педагогике, в художественной литературе.

В психологии труда выделяют внешние и внутренние средства деятель­ности. К первым относятся орудия труда, а ко вторым — психологические и физиологические, в общем, функциональные возможности человека. Запуск средств достижения цели и координацию их использования осуществляет программа деятельности. В рамках психологического анализа представление о программе деятельности часто называют планом, а процесс его формирова­ния — планированием.

План, так же, как и цель, является формой опережающего отражения, но в отличие от цели он антиципирует не результаты ожидаемых действий, а средства и способы их достижения.

а) планирование исполнительной части;

б) планирование познавательных и ис­полнительных процессов;

в) планирование познавательных, исполнительных и контрольных действий. По своей структурной организации план, или пред­ставление о программе деятельности, должен давать ответы на вопросы: что делать, как делать и когда делать, чтобы достичь поставленной цели.

План может существовать в различной форме: вербальной, в виде опи­сания последовательности действий; наглядной, в виде рисунка, схемы, «де­рева решений»; образной, в виде представления об алгоритме деятельности. В процессе выполнения деятельности при использовании наглядной и вер­бальной формы плана, человек вынужден постоянно обращаться к его описа­нию и сверять правильность выполнения своих действий.

Человек может работать и без плана. В работах Б. Ф. Ломова, Н. Д. Ле-витова такая форма выполнения деятельности называется «работой по ориен­тирам». При такой организации труда действия строятся по принципу ответов на возникающие сигналы. В этом случае деятельность полностью подчинена ходу внешних событий, когда ситуация как бы «выходит из-под контроля» че­ловека. Такая форма деятельности характерна для начинающего специалиста, имеющего недостаточную профессиональную подготовку, а также для опыт­ного работника при возникновении сложных производственных ситуаций, на­пример аварий.

Читайте также:
Узнать ключи установленных программ

Следует различать нормативный и индивидуальный планы профессио­нальной деятельности. Нормативный план фиксируется в рамках трудового по­ста, отражает особенности трудового и технологического процесса и доводится до работника в виде технологической карты или иного описания. Индивиду­альный план является результатом индивидуального планирования работника. Он строится с учетом индивидуальных особенностей работника, но в то же время он не должен противоречить содержанию профессиональной деятель­ности.

Ведущим этапом любой профессиональной деятельности является ее планирование, т. е. формирование рационального плана деятельности. Рацио­нальным следует считать такой план, который с наименьшими затратами, в максимально короткий срок, максимально удобным способом позволяет субъекту достичь цель профессиональной деятельности. Критерии оптималь­ности плана могут быть и иными, что зависит от особенностей профессио­нальной деятельности и индивидуальных особенностей человека.

В зависимости от целого набора различных факторов процесс планиро­вания может свестись к простому запоминанию алгоритма деятельности или развернуться в специально организованную познавательную активность. К этим факторам относится сложность деятельности, уровень профессиональ­ной подготовки работника, уровень развития и стандартизации трудового по­ста и ряд других.

Например, можно выделить следующие уровни сложности деятельно­сти, которые предлагает Е. А. Милерян:

  1. деятельность с постоянной структурой по составу и последовательно­сти входящих в нее компонентов;
  2. деятельность с постоянной по составу и меняющейся последователь­ностью компонентов структуры;
  3. деятельность с переменной структурой по составу и последователь­ности входящих в нее компонентов.

В свою очередь степень изменчивости структуры деятельности может иметь две градации:

  • состав и последовательность (соотношение) компонентов структуры нельзя ограничить известным числом вариантов;
  • состав и последовательность (соотношение) компонентов структуры можно ограничить определенным числом вариантов.

Не трудно заметить, что при первом варианте структуры процесс пла­нирования сводится к запоминанию алгоритма, во всех остальных случаях планирование разворачивается в решение сложной интеллектуальной задачи. В качестве основных условий данной задачи выступают цель и нормативный план деятельности, информация о социальных и материальных условиях дея­тельности, представления человека о своих возможностях и потребностях.

В зависимости от ведущего уровня интеграции информации в процесс планирования выделяют 4 его основных типа:

  • сенсомоторное планирование- пространственно-временное упрежде­ние сигнала;
  • перцептивное планирование- использование локальных антиципи­рующих схем на основе вторичных образов представлений;
  • планирование на уровне представлений — использование структуру антиципирующих схем, обогащенных информацией из хранилищ долговременной памяти;
  • речемыслительное планирование — планирование на основе использо­вания интеллектуальных операций, которые способствуют появлению качественно новых форм предвосхищения; создание не только ситуативных, но и глобальных планов деятельности.

С. Н. Архангельский выделяет три этапа индивидуального производственного планирования.

Первый этап — ориентировочное планирование, кото­рое заключается в обдумывании и оценке возможностей достижения поставленной цели.

Второй этап — организационное планирование, которое связано с обдумыванием того, что необходимо человеку для достижения цели (орудия и иные средства труда).

Третий этап — планирование самой деятельности.

В работах В. Д. Шадрикова показано, что этот этап планирования связан с по­иском ответов на вопросы: «что делать?», «как делать?» и «когда делать?».

Поиск ответа на вопрос «что делать?» связан с определением компо­нентного состава профессиональной деятельности, т. е. с выделением сово­купности производственных задач, решение которых необходимо для дости­жения поставленной цели. Например, цель деятельности заключается в том, чтобы повесить лампу на стену. Что нужно сделать для достижения цели? Определить высоту, на которой должна висеть лампа; наметить место ее крепления к стене; подготовить крепежное средство; прикрепить лампу к стене. Для достижения поставленной цели необходимо решить 4 задачи, три из которых приближают человека к ее достижению, а последняя сов­падает с ним.

Из приведенного примера понятно, какую роль выполняет задача в структуре деятельности. Для уточнения данной роли рассмотрим еще один пример, взятый из спортивной деятельности. Цель спортсмена-лыжника за­ключается в том, чтобы пройти дистанцию с некоторым результатом. Трасса состоит из подъема, спуска и ровного участка. Налицо три разных вида усло­вий, следовательно, для достижения поставленной цели лыжнику необходимо решить 3 задачи, которые требуют специфических усилий: подняться на гор­ку, спуститься с нее и пробежать ровный участок.

Задачи разбивают профессиональную деятельность на определенные части. Минимальный шаг, элемент деятельности, обеспечивающий решение конкретной задачи, которая приближает человека к поставленной цели, в пси­хологии называют действием. Трудовое действие — это минимальная часть, элемент профессиональной деятельности, который сохраняет все ее свойства и имеет аналогичную структуру.

Таким образом, при поиске ответа на вопрос «что делать?» субъект пла­нирует состав и последовательность трудовых действий, которые необходимо выполнить, чтобы достичь поставленной цели. При поиске ответе на вопрос «как делать?» субъект планирует способ деятельности. В. Д. Шадриков опре­деляет способ деятельности как конкретный путь достижения цели.

Следует различать нормативный и индивидуальный способы деятельно­сти. Под нормативно одобренным способом деятельности понимается «обоб­щенный и закрепленный инструкциями, рассчитанный на абстрактного субъекта и усредненные условия способ деятельности. В педагогической деятельности в качестве нормативного способа выступает мето­дика преподавания конкретного учебного предмета, в криминалистике — норма­тивная процедура осмотра места преступления, в медицине — стандартные про­цедуры лечения конкретных болезней и т. д. Нормативно одобренный способ деятельности является общественной категорией и выступает как основа на на­чальных этапах профессионального обучения соответствующим профессиям.

Однако реально нормативный способ существует только на бумаге в виде описаний, поскольку в реальности не существует ни абстрактных субъектов, ни усредненных условий. Поэтому с самых ранних этапов освоения профессио­нальной деятельности на базе нормативного у человека начинает формировать­ся индивидуальный способ деятельности, под которым понимается способ деятельности, обусловленный индивидуально-своеобразным характером учета объективных и субъективных условий.

Читайте также:
Прекращена работа программы mfc application

В реальной профессиональной деятельности степень индивидуализации способа деятельности определяется жесткостью регламентации трудовых дей­ствий работника при выполнении производственных заданий. Чем выше рег­ламентация, тем меньше простора для индивидуализации способа деятельно­сти и наоборот. При планировании способа деятельности работник обязатель­но должен учитывать производственные условия, нормативные требования свои индивидуальные возможности по их реализации.

Поиск ответа на вопрос «когда делать?» связан с определением опти­мальных сроков выполнения деятельности, длительности ее осуществления.

В рамках реального трудового процесса основные временные параметры (на­чало, конец деятельности, длительность отдельных операций, действий, про­цедур) определены достаточно жестко. И это относится не только к рабочим профессиям, но и к профессиям, деятельность в которых регламентируется не столь жестко. Например, у актеров определено время начала спектакля, репе­тиций, прогонов и т. д. У учителя фиксируется начало и конец занятий, время проведения экзаменов, консультаций и т. д.

Однако чем менее регламентирована профессиональная деятельность, тем большую роль в ее организации играет планирование времени. Как «выкроить» время для повышения квалификации, когда начать эксперимент, ко­гда закончить написание отчета, как совместить учебу и работу, когда встретиться с руководителем и т. д. — это все проблемы, которые имеют важнейшее значение для многих профессий. А решение этих вопросов непосредственно связано с планированием времени и временных затрат.

Разработка индивидуальной программы деятельности или усвоение нормативной завершает процесс подготовки к выполнению деятельности и яв­ляется основанием для перехода к ее реализации.

Источник: studfile.net

Программа профессиональной деятельности. Принятие решений.

Отдельные действия объединены целью деятельности и структурно соподчинены. Они организованы в пространстве и во времени. Функцию координатора выполняет программа деятельности, которая определяет, что, как и когда следует делать для достижения цели деятельности. Программа фиксируется в инструкциях, которые и направляют деятельность ученика.

Анализ различных профессий позволяет выделить два типа структур деятельности: константные (предполагает только одну последовательность выполнения действий; такую деятельность удобно фиксировать и представлять ученику в виде сетевого графика) и переменные (предполагает различные последовательности выполнения действий, различающихся по эффективности; эффективность программы может оцениваться по психофизиологическим затратам, удовлетворенности, эффективности деятельности (производительности) качеству и надежности). Можно выделить программы трех уровней:

♦ отражающие только структуру исполнительных компонентов деятельности; ♦ отражающие структуру информационных и исполнительных компонентов деятельности; ♦ отражающие структуру мотивационно-целевых, информационных и исполнительных компонентов деятельности. В процессе деятельности у ученика на основе программы-инструкции формируется своя индивидуальная программа деятельности. В психологической системе деятельности эта программа представлена в виде образа деятельности и в форме знаний о последовательности и способах выполнения отдельных действий в целостной структуре деятельности. Принятие решения — это процесс рационального или иррационального выбора альтернатив, имеющий целью достижение осознаваемого результата. Рациональный выбор альтернатив состоит из следующих этапов: Ситуационный анализ, Идентификация проблемы и постановка цели, Поиск необходимой информации., Формирование альтернатив, Формирование критериев для оценки альтернатив, Проведение оценки, Выбор наилучшей альтернативы, Внедрение (исполнение), Разработка критериев (индикаторов) для мониторинга, Мониторинг исполнения, Оценка результата.

Иррациональный выбор альтернатив включает все те же составляющие, но в таком «сжатом» виде, что трассирование причинно-следственных связей становится невозможным.

Характеристика научения, типы научения. Психологическая и физиологическая концепции научения.

Научение можно определить как систематическую модификацию поведения при повторении ситуации и (или) под влиянием прошлого опыта на основе образования связей, сохранения следов и их реорганизации. Научение тесно связано с исполнением и проявляется в исполнении, но научение не тождественно исполнению.

Все типы научения можно разделить на два вида: ассоциативное и интеллектуальное. Характерным для ассоциативного научения является образование связей между определенными элементами реальности, поведения, физиологическими процессами или психической деятельностью на основе смежности этих элементов (физической, психологической или функциональной). При интеллектуальном научении предметом отражения и усвоения являются существенные связи, структуры и отношения объективной действительности.

Психологические концепции научения. Согласно Осгуду, научение заключается, во-первых, в усвоении значения некоторых раздражителей и, во-вторых, в возникновении определённых инструментальных реакций, модифицирующих отношения организма и окружающей среды. Согласно Пиаже, для научения, в строгом смысле слова, характерно опосредованное прошлым опытом, но систематически не контролируемое и не направляемое субъектом усвоение нового. Такое научение может относиться либо к действиям субъекта, как, например, при выработке навыков, либо к свойствам объектов или каким-либо закономерностям, как, например, при перцептивном научении. В обоих случаях научение проявляется в модификациях поведения.

Ж. Нюттен (1953) предложил интерпретацию механизмов научения, центральным понятием которой является понятие мотивации, связанное с понятием потребности. Динамический процесс потребности — это не столько состояние организма, которое можно рассматривать и определять изолированно, а скорее, потребность или необходимость организма иметь определенные формы поведенческого контакта со средой. Основным принципом научения является определенная форма включения поведенческой реакции или перцептивных данных в динамическую систему субъекта.

Физиологические концепции научения. Основываясь на достижениях современных физиологических и нейрофизиологических исследований, можно сказать, что научение выражается в формировании функциональной системы поведенческого акта и физиологический механизм научения заключается в формировании функциональной физиологической системы. Представленные физиологические концепции научения не противоречат друг другу, а описывают разные стороны научения. Наибольший уровень обобщения характерен для теории функциональных систем, которая интегрирует в себе другие теории как частные механизмы научения, относящиеся к формированию разных компонентов функциональной системы.

Читайте также:
Какими кнопками закрыть программу на компьютере

Соотношение личности и профессии

Профессиональная деятельность человека задаёт направление развития его личности. Каждая профессия формирует сходные интересы, установки, черты личности, манеру поведения и т.д. В этой связи можно говорить об идентификации личности с профессией, т.е. о процессе адаптации личности к требованиям конкретной деятельности.

Развитию личности профессионала способствует построение «образа Я» профессионала, т.е. представление о себе как о профессионале, а также создание образа профессионала как эталонной модели его личности – соотношение этих двух образов, оценка их рассогласования, выработка стратегии приближения к эталонной модели и стремление к ней определяют один из путей развития личности. Не всякая трудовая деятельность развивает личность и не всякое развитие профессиональных способностей равнозначно развитию личности. Оно также, как и появление потребности в труде, связано с достижением субъектом чувства удовлетворения и от процесса, и от результатов деятельности, наличием стремления к преодолению трудностей и успешностью решения сложных задач, желанием проявить свои возможности в трудовом процессе.

Процесс формирования личности профессионала начинается с момента выбора профессии и длится в течение всей профессиональной жизни человека. Выделяют 4 этапа профессионализации:

Поиск и выбор профессии; Освоение профессии; Социальная и профессиональная адаптация; Выполнение профессиональной деятельности.

Формирование мотивации профессиональной деятельности и индивидуальной основы профессиональной деятельности (ИОПД).

Профессиональная мотивация – система внутренних побуждений, которые вызывают трудовую активность человека, направляют её на достижение профессиональных целей и регулируют структуру и функции деятельности.

Другое направление формирования мотивов субъекта связано с изменением мотивации на разных этапах профессионального становления. Выделяют 2 группы мотивов трудовой деятельности: внутренние мотивы, связанные с самим процессом труда, и внешние, находящиеся вне его содержания. В первом случае процесс труда доставляет человеку удовольствие и радость, активизирует личность на приобретение новых знаний и навыков, развитие профессиональных способностей. Во втором случае в качестве мотивов выступают значимые для человека факторы (материальная выгода, социальное признание и др.).

Результатом познания человеком окружающего мира являются знания, понятия, представления. Познание, включённое в реальную профессиональную деятельность и подчинённое её целям, называется профессиональным познанием.

В ходе профессионального познания происходит отражение производственной ситуации, которая, в широком смысле слова, представляет собой систему объективных и субъективных факторов, детерминирующих деятельность. К числу таких факторов относятся параметры внешней среды, влияющие на выполнение деятельности (условия труда, состояние оборудования и др.), а также личностные особенности индивида, познавательные и двигательные способности.

Результатом отражения является формирование индивидуальной основы профессиональной деятельности (ИОПД). Производственная ситуация отражается человеком на двух уровнях: познавательный – человек использует всю информацию, которая известна ему о ситуации, понятна и доступна; регулятивный – человек сосредотачивает своё внимание только на той информации, которую он будет непосредственно использовать в деятельности. Поэтому регулятивная структура ИОПД по своему количественному составу меньше познавательной. Анализ динамики обеих структур ИОПД позволил выделить ряд её закономерностей в процессе профессионального развития.

На начальных этапах профессионального становления развитие обеих структур совпадает, наблюдается значительный рост их количественного состава. Затем, начиная с определённого этапа, их динамика перестаёт совпадать. Познавательная структура продолжает увеличиваться, а регулятивная – уменьшаться.

27 Профессиональная деформация. Механизм возникновения, формы проявления. Признаком негативного влияния профес­сии на личность является появление самых разных профессиональных дефор­маций. Деформация (от лат. deformatio — искажение) — изменение физических характеристик тела под воздействием внешней среды.

Профес­сиональной деформацией — всякое изменение, вызванное профессией, наступающее в организме и приобретающее стойкий характер (искривление позвоночника и близорукость у конторских служащих, льстивость швейцаров).Профессиональная деформация может привести к за­труднениям в повседневной жизни и снижению эффективности труда. Механизм возникновения профессиональной деформации: 1) неблагоприятные условия труда вызы­вают негативные изменения в профессиональной деятельности, в поведении, 2) по мере повторения трудных ситуаций, эти отрицательные изменения могут накапливаться и в личности, приводя к ее перестройке, что далее прояв­ляется в повседневном поведении и общении.

Сначала возникают временные негативные психические состояния и установки, затем начинают исчезать положительные качества. Позднее на месте положительных свойств возникают негативные психические качества, изменяющие личност­ный профиль работника. Профессиональная деформация затрагивает различные стороны психики: мотивационную, когнитивную, сферу личностных качеств. Профессиональная деформация мотивационнойсферы м ожет проявлять­ся в чрезмерной увлеченности какой-либо профессиональной сферой при сни­жении интереса к другим(трудлголизм). Профессиональная деформация знаний также может быть результатом глубокой специализации в какой-либо одной профессиональной сфере, демонстрируя при этом полную не­осведомленность в других областях

Результатом профес. деформации могут быть специфические установки и представления, появ­ление определенных черт личности. Они представляют собой определенный уровень достигнутого мастерства и проявляются в знаниях, автоматизированных уме­ниях и навыках, подсознательных установках, не загружающих сознания. От­рицательное влияние стереотипов проявляется в упрощенном подходе к реше­нию проблем, в представлении о том, что данный уровень знаний и представ­лений может обеспечить успешность деятельности.Сформированные у профессионалов стереотипы и установки также могут ме­шать освоению новых профессий. Было показано, что наличие стереотипов в сознании может затруднить процесс адаптации врачей, получающих специ­альность медицинского психолога, к новой профессии, и влияет на представ­ление о ней.Уровень профессиональной деформации личностных особенностей под влиянием той или иной профессии личностные особенности существенно затрудняют взаимо­действие человека в социуме, особенно в непрофессиональной деятельности(учителей отличает дидактическая манера речи, стремление поучать и воспитывать).

Источник: infopedia.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru