Жихарев В.Д. – кандидат философских наук, доцент кафедры философии Омской государственной медицинской академии.
Попов Д.В. – кандидат философских наук, доцент кафедры философии и политологии ОмА МВД России.
Лекция по дисциплине «Социология» обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии и политологии 3 сентября 2007 г., протокол № 1.
ОСНОВЫПРИКЛАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ.
Программа конкретного социологического
Исследования
1. Понятие программы, ее роль и место в социологическом исследовании. Структура и функции программы.
2. Определение объекта и предмета исследования.
3. Цель и задачи социологического исследования.
4. Гипотеза социологического исследования.
Цель – выработать представление о программе конкретного социологического исследования и ее основных элементах.
Задачи:
Рассмотреть понятие программы, структуру и функцию программы.
Определить объект и предмет исследования.
Исследовать цель и задачи социологического исследования.
Гибернация — наш путь к звездам? Все о новой программе NASA.
Проанализировать гипотезу социологического исследования и ее основные виды.
Понятие программы, ее роль и место в социологическом исследовании
Каждое научное исследование в том числе и социологическое, предполагает предварительную работу, целью которой является постановка проблемы, формулировка целевых установок, определение основных этапов, методов сбора, обработки и анализа необходимой информации.
Но поскольку социология имеет дело со сложными социальными объектами, то и возрастает значение предварительной теоретико-методологической, методической и организационной работы. Именно этим объясняется то большое внимание, которое уделяется разработке и составлению программы в практике прикладной социологии.
Надо сказать, что в определении понятия “программа КСИ” имеются весьма широкие расхождения. Наиболее современная трактовка понятия “программа социологического исследования” дана в ”Кратком словаре по социологии”, где говорится: “Программа социологического исследования — это изложение теоретико-методологических предпосылок, т. е. общей концепции в соответствии с основными целями работы и гипотезами исследования, с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операции для проверки гипотез”. Обязательные элементы программы:
— исходные представления об объекте, проблеме КСИ, как выражение конкретного противоречия в структуре изучаемого явления или процесса;
— задачи, возникающие в рамках данной проблемы и подлежащие решению.
— методологически и методически обоснованный перечень средств и процедур, необходимых для решения этих задач.
Целесообразно представить построение (разработку) программы как процесс, состоящий из взаимосвязанных этапов, на каждом из которых реализуются специфические процедуры.
I этап — подготовительный, который включает получение социального заказа:
— предварительную характеристику проблемной ситуации с выделением проблемной ситуации, цели, объекта и предмета исследования;
Лекция № 1. Основные понятия и характеристики качества программного обеспечения
— ознакомление со специальной литературой, осуществление интенсивных контактов с ведущими специалистами в данной отрасли;
— предварительное знакомство с объектом будущего исследования — с производством, людьми, документами.
— на этом этапе очень важно сформулировать ясную и четкую проблему исследования, что не всегда сразу удается и продолжается иногда на последующих этапах.
II этап — этап выработки концепции и отбора методов, который включает в себя:
— обоснование концепции, т.е. краткого содержания исходной проблемы, цели и задач исследования;
— а также на этом этапе определяются методы, объем и способы количественной обработки полученных данных;
— важно также выделить контингент обследуемых лиц, выступающих в качестве датчиков (носителей) первичной информации.
III этап — этап планирования и организации отбора данных.
— Здесь определяются отдельные виды работ, их сроки, ответственные за исполнение, конкретные меры по подготовке и проведению самой процедуры исследования.
Центральное место отводится рабочему плану, представляющему из себя организационно-методический документ, в котором зафиксированы виды обязательных конкретных работ во временной последовательности.
Процедуры организации сбора информации представлены в программе следующими видами мероприятий:
— разработка сетевого плана-графика;
— подготовка исследовательской группы;
— материально-техническая база исследования;
— проведение полевого исследования, т.е. сбора первичной социологической информация.
IY этап — заключительный этап — подготовка к статистической обработке данных — это создание функций по планированию и кодированию информации, и собственно программа обработки данных (ручная или ЭВМ).
После того, как результаты обработаны предстоит самое важное — дать их интерпретацию и получить достоверные выводы, но это лежит вне поля зрения программы КСИ.
Программа социологического исследования выполняет основные функции в деятельности социолога:
1. Методологическая, которая позволяет определить научные проблемы, для решения которой и проводится исследование.
2. Методическая, она задает требования к использованию методов регистрации, измерения и анализа полученных данных, упорядочивает методические средства и процедуры в соответствии с задачами исследованиями, обеспечивает возможность их сопоставления с результатами исследования по той же проблеме, но проведенными другими социологами.
3. Научно-организационная функция программы, которая позволяет объединить усилия членов исследовательской группы для решения проблемы; способствует четкому разделению труда между ними, облегчает контроль за ходом исследования и создает надежную основу для систематизирования и накопления банка социологической информации.
Проблемная ситуация — это выражение потребности в изучении какой-то области социальной жизни, с тем, чтобы активно влиять на разрешение тех социальных противоречий, природа и особенности которых еще не вполне ясны и потому не поддаются планомерному общественному регулированию.
Проблемные ситуации следует разделять на теоретические и практические, хотя это иногда и трудно сделать.
В процессе формулировки проблемы исследования нужно стремиться, чтобы в ней нашла отражение и сама проблемная ситуация и объективное противоречие, питающее ее, избегать постановки мнимых или давно решенных проблем.
Вредна и другая крайность — формулировка проблем слишком широкого плана. Хотя программа и может быть ориентирована на многопроблемный социологический анализ, но стремиться к изучению новых проблем в пределах одного исследования нецелесообразно т.к. так это делает само исследование слишком громоздким, логически нестройным, снижается качество, повышается трудоемкость проведения исследования.
При рассмотрении социальной проблемы нужно учитывать три уровня ее обнаружения:
Первый — социально-психологический, обнаруживается в психологии отдельных людей или групп (например, неудовлетворенность граждан работой учреждений по месту жительства).
Второй — институционный, затрагивает интересы не только определенных лиц или групп, но и определенные учреждения и отношения между ними.
Третий — касается всего общества (например, борьба с наркоманией, неудовлетворенность состоянием образования и т.д.)
Социолог должен уметь различать эти уровни, иначе может возникать профессиональная ошибка. Рассмотренные уровни носят аналитический характер, в реальности они слиты, а человек участвует в каждом из них и их же объединяет, и задача социолога заключается в поиске путей разрешения практических проблемных ситуаций.
Источник: poisk-ru.ru
Презентация на тему Понятие программы. Лекция 1
Слайд 1 Понятие программы
Лекция 1
Слайд 2 План лекции
Информация об этом курсе
Понятие программы
Этапы создания программ
Слайд 3 Информация об этом курсе
Петров Евгений Сергеевич
+ семинар + практика каждую учебную неделю
1й семестр
16 учебных
недель
1 потоковая контрольная работа
Дифференцированный зачёт
2й семестр
16 учебных недель
1 потоковая контрольная
Слайд 4 Информация об этом курсе
Денис, Ритчи «Язык программирования Си»,
3-е издание
Кормен и ещё три автора «Алгоритмы: построение и
анализ», любое издание
Макконелл «Совершенный код», любое издание
Чурина, Цикоза методическое пособие
в 3-х частях к курсу «Методы программирования»
Полный список литературы см. в программе курса
Слайд 5 Понятие программы
Программа – это данные, предназначенные для управления
конкретными компонентами системы обработки информации в целях реализации определенного
алгоритма. (ГОСТ 19781—90)
Программа – это представленная в объективной форме совокупность
данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определённого результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения. (ГК РФ)
Слайд 6 Понятие программы
Программа – это размещённые в оперативной памяти
компьютера данные и машинные инструкции, исполняемые процессором для достижения
некоторой цели. (Википедия)
Слайд 7 Понятие программы
Слайд 8 Этапы создания программ
Накопление требований, работа с заказчиком
Проектирование –
процедурная декомпозиция, ОО, др.
Внутреннее и внешнее документирование
Разработка
Написание исходного кода
Компиляция
исходного кода
Сборка
Отладка
Оптимизация
Тестирование
Сдача в эксплуатацию (релиз)
Сопровождение
Слайд 9 Каскадный подход
Слайд 10 Инкрементальный подход
Слайд 11 Эволюционный подход
Слайд 12 Этапы создания программ
Слайд 13 Написание исходного кода
Выбор языка программирования
Следование стандарту языка
Стив Макконнелл
Совершенный код (Steve McConnell Code Complete)
Следование системе правил
Именование типов,
переменных, констант, функций, файлов
Деление кода на функции, файлы, компоненты
Форматирование и
комментирование кода
Минимальное дублирование и максимальное переиспользование кода
Типовые решения типовых задач
Рефакторинг кода (code refactoring)
Ревью изменений (code review)
…
Слайд 14 Написание исходного кода – венгерская нотация
Чарльз Симони (Simonyi
Károly) р. 1948 Будапешт
Разработка MS DOS
Космический турист 2005 и 2007
Слайд 15 Компиляция исходного кода
Файлы с исходным кодом называются единицами
компиляции
Результатом компиляции является файл с объектным кодом
Если изменения в
файле Ф1 могут нарушить логику работы кода в файле Ф2,
то Ф2 зависит от Ф1
Системы компиляции умеют автоматически учитывать некоторые зависимости между файлами
GNU make, MS nmake, scons, …
За учёт всех зависимостей отвечает программист
Слайд 16 Компиляция исходного кода
Стадии работы компилятора
Формирование лексем (след. лекция)
Синтаксический
анализ
Семантический анализ
Оптимизация
Генерация кода
Слайд 17 Сборка (линковка)
Различают три вида сборки
Сборка статической библиотеки
Сборка динамической
библиотеки
Сборка исполняемого файла
Слайд 18 Сборка статической библиотеки
Вход: объектные файлы
Выход: архив, содержащий эти
файлы
Статическая библиотека – средство группирования логически связанных объектных файлов
Слайд 19 Сборка динамической библиотеки
Вход: объектные файлы, статические библиотеки, ранее
созданные динамические библиотеки
Выход: файл со служебной информацией для ОС
и машинными инструкциями, годными для исполнения процессором
Динамическая библиотека – средство
построения программ в процессе их работы
Слайд 20 Сборка исполняемого файла
Вход: объектные файлы, статические библиотеки, динамические
библиотеки
Выход: файл со служебной информацией для ОС, машинными инструкциями,
годными для исполнения процессором, и «точкой входа»
Слайд 21 Компиляция, сборка, загрузка в память для исполнения
– линкер, редактор связей
З – загрузчик ОС
файл
Динамическая библиотека
Статическая библиотека
Объектный код
Свой исходный код
Чужой исходный код
(заголовочные файлы библиотек
Слайд 22 Компиляция 1/3
worker.h
void do_some_work();
worker.c
#include «worker.h» // для чего нужна
эта строка??
void do_some_work() < /* … */ >
main()
do_some_work();
return 0;
>
Слайд 23 Компиляция 2/3
c:Usersespetrov>cl –c worker.c
c:Usersespetrov>dumpbin /all /disasm worker.obj
Слайд 24 Компиляция 3/3
c:Usersespetrov>cl –c main.c
c:Usersespetrov>dumpbin /all /disasm main.obj
Слайд 25 Сборка (линковка)
c:Usersespetrov>link main.obj worker.obj /nodefaultlib /entry:main -out:main.exe
c:Usersespetrov>dumpbin/all /disasm
main.exe
Слайд 26 Отладка
Достижение работоспособности программы, устранение грубых ошибок
Методы отладки
Имитация пошагового
исполнения с помощью «карандаша и бумаги» для простых случаев
Трассировка
работы программы с помощью отладочной печати
Проверка необходимых условий корректности в
ходе работы программы
Пошаговое исполнение программы с помощью отладчика
Слайд 27 Оптимизация
Улучшение количественных характеристик программы
Время компиляции
Время загрузки
Время работы
Размер используемой
памяти (данных на диске)
Размер исходного кода
Размер исполняемого кода
линкер умеют автоматически делать некоторые преобразования программ
Сохраняют корректность программы
Могут менять
некорректную программу неожиданным образом
Могут ухудшать количественные характеристики программы
Источник: mypreza.com
5.2.1. Понятие, правовая природа и структура образовательной программы
Образовательные программы являются, наряду с образовательными стандартами одним из наиболее значимых структурных элементов российской системы образования (ст. 8 Закона РФ «Об образовании»). И так же, как стандарты, образовательные программы выступают и объектом, и средством правового регулирования образовательных отношений. Этим и обусловливается необходимость обращение к понятию и иным характеристикам образовательной программы в настоящем пособии.
В литературе и в образовательно-нормотворческой практике сложилось несколько подходов к толкованию содержания понятия «образовательная программа». Чаще всего под ней понимается:
— документ, в котором фиксируется и логически, аргументировано представляется цель учебного процесса, тематический план и учебный планы, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов в условиях конкретного образовательного учреждения;
— нормативный текст, определяющий цели, ценности образования, учебный план, учебные программы, педагогические технологии и методики их практической реализации и определения результата;
— индивидуальный образовательный маршрут учащегося при прохождении которого он может выйти на тот или иной уровень образованности, в соответствии со стандартом, гарантированным этой программой;
— совокупность учебных, досуговых и других программ, отвечающих образовательным потребностям ребенка, направленных на его самореализацию, достижение им определенного уровня образованности, гармонического развития и адаптации в социальной среде;
— организационно-управленческое знание, позволяющее реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих достижению учащимися с различными образовательными потребностями и возможностями установленного стандарта образования;
— определение «образа будущего» и организация собственной деятельности в движении к нему.
Исходя из сказанного выше, представляется, что все представленные подходы к понятию образовательной программы отражают собой определенную грань этого элемента системы образования и уже по этой причине не могут быть игнорированы при анализе. Отсутствие же законодательной дефиниции образовательной программы дает основания рекомендовать законодателю исправить такое положение. В проекте Общей части Кодекса РФ об образовании разработчик также не дают определения этого понятия, что следует квалифицировать как недостаток проекта.
Представляется, чтообразовательную программуцелесообразноопределить как образовательно-правовой и управленческий документ, разрабатываемый на основе государственного образовательного стандарта и в соответствии с ним, содержащий перечень требований (предметов, навыков, знаний, объёма учебной нагрузки и т.д.), соблюдение которых необходимо для получения образования определённого уровня и соответствующего документа об образовании., принимаемый и реализуемый образовательным учреждением самостоятельно.
Образовательные программы общеобязательного уровня образования представляют собой систему знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие и воспитание личности, необходимое для полноценной жизнедеятельности в современном обществе. Овладение данной программой в полном объёме позволит молодому человеку самостоятельно жить в обществе и сделать осознанный выбор будущей профессиональной образовательной программы.
Источник: lexed.ru