b) программа подготовки больных к сложным операциям
c) программа, обеспечивающая интерфейс: пользователь-компьютер
d) программа, обеспечивающая возможность разработки сложных документов
С точки зрения Пользователя компьютера файл (file) это –
a) единица хранения информации на устройстве
b) Ящик для хранения инструкций по использованию инструкций
c) Носитель информации
d) Место хранения для нескольких документов
Понятие «Папка» означает:
a) элемент файловой системы
b) несколько файлов, хранящихся в одном месте
c) Ящик для хранения инструкций
d) Документ, хранящийся на компакт-диске
Папки могут содержать
a) Только файлы
b) Только папки
c) файлы и папки
d) Файлы и не более трех папок
Имя файла в файловой системе Windows может
a) иметь длину до 252 символов
b) использовать символы национального алфавита
c) содержать символы: точка, двоеточие, косая черта, звездочка, знак вопроса
Операционные системы, урок 1: Что такое компьютер и операционная система
d) начинаться с цифры
Расширение имени файла
a) сообщает о назначении файла
b) содержит сведения о числе обращений к файлу
c) указывается после имени и отделено от него символом «точка»
d) содержит сведения об авторе документа
при передаче документа на другой компьютер можно использовать:
a) главпочтамт
b) дискета, съемный жесткий диск
c) локальная сеть
d) почта Интернет
Для просмотра содержимого файловой системы используется:
a) «Мой компьютер»
b) «Проводник»
c) «проверка диска»
d) «сведения о системе»
Буфер обмена это
a) область памяти компьютера, предназначенная для временного хранения информации о текущих настройках операционной системы.
b) область памяти компьютера, предназначенная для временного хранения информации от конкретного приложения для ее дальнейшего использования (вставки) в этом и только в этом приложении.
c) область памяти компьютера, предназначенная для временного хранения информации для использования в различных приложениях.
d) область в памяти компьютера, куда помещаются копии объектов для временного хранения
e) Область памяти выделяемая специально для хранения конфиденциальной информации
- Тесты с ответами по предмету — Компьютерные технологии
- Тесты с ответами по предмету — Информатика
Источник: gdetest.ru
Понятие операционной среды
За полувековой период своего существования операционные системы (ОС) прошли сложный путь развития, находясь под постоянным влиянием успехов в области технологии производства элементной базы и вычислительной техники.
Важной вехой в развитии ОС явилось реализация мультипрограммирования – способа организации вычислительного процесса, когда в памяти компьютера одновременно находится несколько программ, попеременно выполняемых процессором.
ИНФОРМАТИКА 11 класс: Операционные системы | Видеоурок
В 1990-е годы в результате бурного развития персональных компьютеров и на их основе локальных сетей и сети Интернет практически все операционные системы стали сетевыми.
Особое внимание в течение всего последнего десятилетия уделялось корпоративным сетевым ОС. В настоящее время определились лидеры в классе корпоративных операционных систем: Windows 2000/XP, Windows Server 2003 (в настоящее время их активно сменяет линейка OC Windows нового поколения – Windows 7 и Windows Server 2008 R2) и UNIX-системы.
Цель темы – раскрыть назначение, основные функции и архитектурные особенности построения современных операционных систем.
В результате изучения темы обучаемые должны усвоить:
· Назначение операционной системы, ее место и роль в вычислительной системе.
· Задачи, возлагаемые на операционную систему, и распределение их между основными подсистемами.
· Понятие операционной среды и человеко-машинного интерфейса.
· Понятие сетевых и распределенных операционных систем.
· Основные термины и понятия, применяемые в теории построения операционных систем.
· Многослойный подход к построению операционных систем.
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ.. 1
1.1. Определение, назначение, состав и функции операционных систем 2
1.1.1. Определение и назначение операционной системы.. 2
1.1.2. Понятие операционной среды.. 3
1.1.3. Операционные оболочки.. 4
1.1.4. Рациональное управление ресурсами компьютера. 6
1.2. Сетевые операционные системы.. 9
1.2.1. Локальные и глобальные сети.. 9
1.2.2. Назначение и функциональные компоненты сетевых операционных систем 10
1.2.3. Компоненты сети.. 13
1.3. Архитектура операционных систем.. 15
1.3.1. Архитектура операционной системы, основанная на ядре. 15
1.3.2. Микроядерная архитектура. 20
1.3.3. Совместимость операционных систем.. 22
Вопросы для самопроверки. 24
Определение, назначение, состав и функции операционных систем
Существует большое количество ОС. Можно выполнить обширную классификацию их по самым различным критериям. Поэтому при изучении операционных систем выделим только те функции, которые присущи всем ОС как классу продуктов.
Определение и назначение операционной системы
Можно встретить различные определения операционной системы, но смысл их одинаковый.
Операционная система – комплекс взаимосвязанных программ, который действует как интерфейс между приложениями и пользователями с одной стороны, и аппаратурой компьютера с другой стороны.
Отсюда две группы функций ОС, определяющих ее двухстороннее назначение:
1. Предоставление пользователю или программисту вместо реальной аппаратуры компьютера расширенной виртуальной машины, с которой удобнее работать и которую легче программировать. Программные модули ОС, формирующие человеко-машинный интерфейс, предназначены для повышения эффективности работы человека, которая достигается максимальным использованием всех его органов чувств при работе с компьютером.
2. Повышение эффективности использования компьютера путем рационального управления его ресурсами.
Первая группа функций операционной системы направлена на взаимодействие с пользователем ОС. При этом следует различать интерфейс прикладного программиста, создающий операционную среду, и пользовательский, человеко-машинный интерфейс.
Вторая группа функций ОС направлена на взаимодействие с аппаратурой компьютера. Рациональное управления ресурсами компьютера повышает эффективность его использования.
Понятие операционной среды
Операционная система избавляет программистов, пишущих приложения, от необходимости напрямую работать с аппаратурой компьютера: системой команд процессора, секторами и дорожками диска, физическими адресами памяти и т.п.
Программисту ОС дает так называемую операционную среду – набор системных функций (сервисов). В понятие операционная среда включают не только операционную систему, но и интерфейсы прикладных программ, прикладные программы, сетевые службы, базы данных и языки программирования. Таким образом, можно сказать, что термин «операционная среда» означает, прежде всего, соответствующие интерфейсы, необходимые программам и пользователям для обращения к управляющей части операционной системы с целью получить определенные сервисы.
Каждая операционная система имеет свое множество системных функций; они вызываются соответствующим образом, по принятым в системе правилам. Совокупность системных вызовов и правил, по которым их следует использовать создают интерфейс прикладного программирования (Application Program Interface, API) этой ОС.
Приложение выполняет обращение к функциям API с помощью системных запросов. Операционная система выполняет функции API, запуская специальные системные программные модули, входящие в ее состав. В высокоуровневых языках программирования обращение к системным функциям зачастую скрыто определенными синтаксическими конструкциями языка. Поэтому прикладной программист напрямую может к ним и не обращаться.
У разных операционных систем свой API. Очевидно, что программа, созданная в некоторой операционной системе с одним API, не будет работать в операционной системе с другим API.
Пытаясь преодолеть это ограничение, в ОС стали применять поддержку нескольких API. Таким образом, в общем случае операционная система может поддерживать несколько операционных сред. Итак, параллельное существование терминов «операционная система» и «операционная среда» вызвано тем, что операционная система (в общем случае) может поддерживать несколько операционных сред. Графически это можно представить на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Графическая иллюстрация понятий операционная система и операционная среда
Другое направление преодоления этого ограничения – попытка стандартизации функции API. Примером может служить известный и, пожалуй, единственный стандарт POSIX (Portable Operating System Interface for Computer Environments – независимый от платформы системный интерфейс для компьютерного окружения). В этом стандарте перечислен большой набор функций, их параметров и возвращаемых значений. Стандарт предназначен для открытых систем и поэтому базируется на UNIX-системах, но допускает реализацию и в других операционных системах.
Частным случаем попытки стандартизации API является внутренний корпоративный стандарт компании Microsoft, известный как WinAPI, который ориентирован на работу в графической среде. С точки зрения WinAPI базовой задачей является окно.
Операционные оболочки
Операционная система предоставляет пользователю набор команд, отражающий функциональные возможности ОС. Для удобства работы пользователю за компьютером современные операционные системы имеют пользовательский интерфейс. Раньше для этих целей использовались операционные оболочки – специальные прикладные программы, формирующие удобный пользовательский интерфейс и принимающие от пользователя управляющие команды. Понятие операционной оболочки на сегодняшний день используется редко, так как формирование удобного пользовательского интерфейса стало обязательной задачей самой операционной системы.
По принципам взаимодействия с человеком часто приводят следующую классификацию различных интерфейсов общения человека и компьютера (типов операционной оболочки):
1. Командный интерфейс. Командный интерфейс называется так по тому, что в этом виде интерфейса человек подает «команды» компьютеру, а компьютер их выполняет и выдает результат человеку. Командный интерфейс реализован в виде пакетной технологии и технологии командной строки. Простейший программный модуль, входящий в состав операционной системы, который отвечает за чтение отдельных команд пользователя или последовательности команд, поступающей из командного файла, называют командным интерпретатором (например, в Windows-2000 – это программа cmd, а в Linux – shell).
2. WIMP-интерфейс (Window – окно, Image – образ, Menu – меню, Pointer – указатель). Характерной особенностью этого вида интерфейса является то, что диалог с пользователем ведется не с помощью команд, а с помощью графических образов – меню, окон, других элементов. Хотя и в этом интерфейсе подаются команды машине, но это делается «опосредственно», через графические образы. Основными понятиями графического интерфейса являются понятия «рабочей области», «окна» и «иконки», или «значка». Любой объект в графическом интерфейсе, так или иначе, связан с этими понятиями.
Следует отметить, что WIMP требует для своей реализации цветной дисплей с высоким разрешением и манипулятор. Также программы, ориентированные на этот вид интерфейса, предъявляют повышенные требования к производительности компьютера, объему его памяти, пропускной способности шины и т.п. Однако этот вид интерфейса наиболее прост в усвоении и интуитивно понятен. Поэтому сейчас WIMP – интерфейс стал стандартом де-факто. Набор системных функций API, предоставляющих графические возможности прикладным программам, обозначают как GUI (Graphical User Interface – графический интерфейс пользователя)
Ярким примером программ с графическим интерфейсом является проводник операционной системы Microsoft Windows.
3. SILK-интерфейс (Speech – речь, Image – образ, Language – язык, Knowlege – знание). Этот вид интерфейса наиболее приближен к обычной, человеческой форме общения. В рамках этого интерфейса идет обычный «разговор» человека и компьютера. При этом компьютер находит для себя команды, анализируя человеческую речь и находя в ней ключевые фразы.
Результат выполнения команд он также преобразует в понятную человеку форму. Это очень перспективное направление, хотя бы по указанной выше причине: вводить информацию с голоса – самый быстрый и удобный способ. Но его практические реализации пока не стали доминирующими – все-таки качество распознавания устной речи пока далеко от идеала.
Компания IBM поведала об успешном завершении разработки системы распознавания голосовых команд ViaVoice, основанной на семантической интерпретации и так называемом языковом моделировании. В отличие от большинства систем голосового управления, лишь сравнивающих ту или иную команду с записанным в их памяти образцом, новая система позволяет управлять каким-либо оборудованием, отдавая команды в свободной форме, не требуя от пользователя запоминать их четкой формулировки.
Первейшей областью применения таких систем станут автомобили – пользователи смогут отдавать команды автомагнитоле и другой встроенной электронике, а также сервисным системам самого автомобиля.
Дальнейшее совершенствование человеко-машинного интерфейса направлено в сторону повышения комфортности работы пользователя с использованием достижений в области мультимедиа, гипермедиа, систем распознавания речи, сенсорных технологий и т.п.
В частности в конце 90-х годов XX века возникла, так называемая биометрическая технология («Мимический интерфейс»). В этой технология для управления компьютером используется выражение лица человека, направление его взгляда, размер зрачка и другие признаки. Для идентификации пользователя используется рисунок радужной оболочки его глаз, отпечатки пальцев и другая уникальная информация. Изображения считываются с цифровой видеокамеры, а затем с помощью специальных программ распознавания образов из этого изображения выделяются команды. Эта технология, по-видимому, займет свое место в программных продуктах и приложениях, где важно точно идентифицировать пользователя компьютера.
В 2006 году Microsoft представила рабочий вариант одной из программ системы оптимизации информационной загруженности человека. Система претендует на роль основы принципиально нового человеко-машинного интерфейса, который придет на смену концепции Windows. Система комбинирует функции секретаря и регулировщика трафика.
Она решает, какую именно информацию из входящего потока уместно предоставить пользователю в данный момент. При этом она контролирует, чем занят в данный момент пользователь – набирает текст на клавиатуре, говорит по телефону или общается лично с кем-либо в офисе, ест или спит. Поведение пользователя вне компьютера отслеживаться с помощью видеокамеры и микрофона. Система непрерывно следит за человеком, анализируя его действия и зону внимания.
Вместо графического интерфейса GUI основная роль ложится на «интерфейс внимания» – Attentional User Interface (AUI). Он активно фильтрует и распределяет информационные потоки – электронную и голосовую почту, интернет-новости и сообщения сетевых пейджеров и другие. Этот процесс происходит на основе «приоритетов срочности», определяемых и задаваемых системой по 100-бальной шкале. Таким образом, устраняется опасность информационной перегрузки человека и повышается эффективность его работы.
Предполагается, что вся система (AUI) не будет простым приложением к персональному компьютеру. Он должен обслуживать человека везде, где бы тот ни находился, общаясь с ним через мобильный телефон, карманный компьютер, пейджер и любые другие доступные средства связи. Все это вписывается в проводимую Microsoft генеральную доктрину .NET.
Руководство Microsoft считает, что оконно-мышиную концепцию интерфейса, которая не менялась с середины 80-х, сменит интеллектуальная технология, подобная представленной.
Источник: megaobuchalka.ru
Что такое ОС? Подходы к определению
Большинство пользователей имеет опыт эксплуатации операционных систем, но тем не менее они затруднятся дать этому понятию точное определение. Давайте кратко рассмотрим основные точки зрения.
Подход 1: Операционная система — виртуальная машина
При разработке ОС широко применяется абстрагирование, которое является важным методом упрощения и позволяет сконцентрироваться на взаимодействии высокоуровневых компонентов системы, игнорируя детали их реализации. В этом смысле ОС представляет собой интерфейс между пользователем и компьютером.
Архитектура большинства компьютеров на уровне машинных команд очень неудобна для использования прикладными программами. Например, работа с диском предполагает знание внутреннего устройства его электронного компонента — контроллера для ввода команд вращения диска, поиска и форматирования дорожек, чтения и записи секторов и т. д. Ясно, что средний программист не в состоянии учитывать все особенности работы оборудования (в современной терминологии — заниматься разработкой драйверов устройств), а должен иметь простую высокоуровневую абстракцию, скажем, представляя информационное пространство диска как набор файлов. Файл можно открывать для чтения или записи, использовать для получения или сброса информации, а потом закрывать. Это концептуально проще, чем заботиться о деталях перемещения головок дисков или организации работы мотора.
Аналогичным образом, с помощью простых и ясных абстракций, скрываются от программиста все ненужные подробности организации прерываний, работы таймера, управления памятью и т. д. Более того, на современных вычислительных комплексах можно создать иллюзию неограниченного размера операционной памяти и числа процессоров. Всем этим занимается операционная система.
Таким образом, операционная система представляется пользователю виртуальной машиной, с которой проще иметь дело, чем непосредственно с оборудованием компьютера.
Подход 2: Операционная система — менеджер ресурсов
Операционная система предназначена для управления всеми частями весьма сложной архитектуры компьютера. Представим, к примеру, что произойдет, если несколько программ, работающих на одном компьютере, будут пытаться одновременно осуществлять вывод на принтер. Мы получили бы мешанину строчек и страниц, выведенных различными программами.
Операционная система предотвращает такого рода хаос за счет буферизации информации, предназначенной для печати, на диске и организации очереди на печать. Для многопользовательских компьютеров необходимость управления ресурсами и их защиты еще более очевидна. Следовательно, операционная система, как менеджер ресурсов, осущест вляет упорядоченное и контролируемое распределение процессоров, памяти и других ресурсов между различными программами.
Подход 3:Операционная система — защитник пользователей и программ
Если вычислительная система допускает совместную работу нескольких пользователей, то возникает проблема организации их безопасной деятельности. Необходимо обеспечить сохранность информации на диске, чтобы никто не мог удалить или повредить чужие файлы. Нельзя разрешить программам одних пользователей произвольно вмешиваться в работу программ других пользователей.
Нужно пресекать попытки несанкционированного использования вычислительной системы. Всю эту деятельность осуществляет операционная система как организатор безопасной работы пользователей и их программ. С такой точки зрения операционная система представляется системой безопасности государства, на которую возложены полицейские и контрразведывательные функции.
Подход 4: Операционная система — постоянно функционирующее ядро
Наконец, можно дать и такое определение: операционная система — это программа, постоянно работающая на компьютере и взаимодействующая со всеми прикладными программами. Казалось бы, это абсолютно правильное определение, но, как мы увидим дальше, во многих современных операционных системах постоянно работает на компьютере лишь часть операционной системы, которую принято называть ее ядром.
Как мы видим, существует много точек зрения на то, что такое операционная система. Невозможно дать ей адекватное строгое определение. Нам проще сказать не что есть операционная система, а для чего она нужна и что она делает.
На сегодняшний день можно констатировать, что операционная система (ОС) представляет собой комплекс системных управляющих и обрабатывающих программ, которые, с одной стороны, выступают как интерфейс между аппаратурой компьютера и пользователем с его задачами, а с другой стороны, предназначены для наиболее эффективного расходования ресурсов вычислительной системы и организации надежных вычислений.
Функции ОС:
1. Обеспечение интерфейса.
2. Обеспечение автоматического самозапуска.
3. Организация файловой системы.
4. Обслуживание файловой структуры.
5. Прием указаний от пользователя
6. Управление установкой, исполнением и удалением приложений.
7. Взаимодействие с аппаратным обеспечением.
8. Обслуживание компьютера.
9. Дополнительные функции.
10. Идентификация программ и данных
11. Прием и исполнение запросов от программ
12. Обеспечение операций ввода-вывода
13. Обеспечение работы СУФ или СУБД
14. Обеспечение взаимодействия связанных компьютеров
15. Аутентификация и идентификация пользователей
16. Предоставление услуг на случай сбоя системы
1. Обеспечение интерфейса
Интерфейс пользователя – интерфейс между пользователем и программно-аппаратными средствами компьютера.
Аппаратно-программный интерфейс – интерфейс между программным и аппаратным обеспечением.
Программный интерфейс – интерфейс между различными видами программного обеспечения.
2. Обеспечение автоматического самозапуска
Все ОС обеспечивают свой автоматический запуск. Для дисковых ОС в специальной области диска (системной) создается запись программного кода. Обращение к этому коду выполняют программы, находящиеся в BIOS. Когда эти программы завершают свою работу, то они дают команду на загрузку и исполнение содержимого системной области диска.
Недисковые ОС присутствуют в специализированных вычислительных системах. Здесь автоматический запуск ОС производится аппаратно: при подаче питания процессор обращается к фиксированному адресу постоянной памяти, начиная с которого записана программа запуска ОС.
3. Организация файловой системы
Все современные дисковые ОС обеспечивают создание файловой системы, которая служит для хранения данных на дисках и обеспечения доступа к ним. Принцип организации файловой системы – табличный. Эта таблица располагается в системной области диска и содержит информацию о том, в каком месте жесткого диска записан тот или иной файл. ОС контролирует целостность и надежность этих данных.
4. Обслуживание файловой структуры
Данные о местоположении файлов хранятся в табличной структуре, но пользователю они представляются для удобства в виде иерархической структуры, а все преобразования берет на себя ОС. При обслуживании файловой структуры ОС выполняет следующие операции:
а. создание файлов и присвоение им имен;
б. создание каталогов (папок) и присвоение им имен;
в. переименование файлов и каталогов;
г. копирование и перемещение файлов между дисками и между каталогами одного диска;
д. удаление файлов и каталогов;
е. навигация по файловой структуре с целью доступа к заданному файлу или каталогу;
ж. управление атрибутами файлов.
5. Прием от пользователя (или от оператора системы) заданий, или команд, сформулированных на соответствующем языке, и их обработка. Задания могут передаваться в виде текстовых команд оператора или в форме указаний, выполняемых с помощью манипулятора (например, с помощью мыши). Эти команды связаны, прежде всего, с запуском (приостановкой, остановкой) программ, с операциями над файлами (, хотя имеются и иные команды.
6. Управление установкой приложений
Для правильной работы приложений они сначала должны пройти процедуру установки. Она нужна из-за того, что при разработке ПО невозможно заранее предвидеть особенности аппаратной и программной конфигурации вычислительной системы, на которой будет работать это ПО. Поэтому дистрибутивный комплект ПО (установочный пакет) представляет собой не законченный программный продукт, а так называемый полуфабрикат, из которого в процессе установки формируется полноценное приложение. При этом происходит привязка приложения к существующей аппаратно-программной среде и настройка его на работу именно в этой среде.
7. Управление исполнением приложений
а. Загрузка в оперативную память подлежащих исполнению программ.
б. Распределение памяти, а в большинстве современных систем и организация виртуальной памяти.
в. Запуск программы (передача ей управления, в результате чего процессор исполняет программу).
г. возможность одновременной (режим мультипрограммирования) или поочередной работы нескольких приложений (в зависимости от типа ОС);
д. Организация механизмов обмена сообщениями и данными между выполняющимися программами.
е. возможность совместного использования программных, аппаратных, сетевых и прочих ресурсов вычислительной системы несколькими приложениями;
ж. Защита одной программы от влияния другой, обеспечение сохранности данных, защита самой операционной системы от исполняющихся на компьютере приложений.
з. возможность прерывания работы приложения по желанию пользователя и снятия сбойной задачи без ущерба для других приложений (надежность системы).
8. Управление удалением приложений
a) Если в ОС каждое приложение имеет собственные ресурсы, то его удаление не требует вмешательства ОС – достаточно удалить каталог, где размещается приложение.
b) Если в ОС ресурсы используются совместно, то нельзя допустить, чтобы при удалении одного приложения были удалены ресурсы, необходимые другим приложениям (даже если эти ресурсы были установлены с удаляемым приложением). Поэтому в таком случае удаление происходит под контролем ОС.
9. Взаимодействие с аппаратным обеспечением
Из-за многообразия аппаратных средств, разработчики ПО не могут предусмотреть варианты взаимодействия своих программ с ними. Поэтому разработчики прилагают к своим программам специальные средства управления – драйверы.
10. Обслуживание компьютера
С этой целью современные ОС содержат в своем составе служебные приложения:
а. Средства проверки дисков. Включают в себя средства логической проверки (целостность файловой структуры) и средства физической диагностики поверхности.
б. Средства сжатия дисков – запись данных на диск в уплотненном виде посредством специального драйвера.
в. Средства управления виртуальной памятью. Она создается на жестком диске с целью расширения ОП.
г. Средства кэширования дисков. Дисковый кэш – это область ОП, в которой хранятся ранее считанные данные и программы (для ускорения повторного обращения к ним).
д. Средства резервного копирования данных.
11. Дополнительные функции
а. поддержка локальной сети без специального ПО;
б. доступ к основным службам интернета средствами самой ОС;
в. наличие средств защиты данных от несанкционированного доступа, просмотра и внесения изменений;
г. возможность оформления рабочей среды ОС;
д. обеспечение поочередной работы различных пользователей на одном ПК с сохранением настроек и данных каждого пользователя;
12. Идентификация всех программ и данных.
13. Прием и исполнение различных запросов от выполняющихся приложений. Операционная система умеет выполнять очень большое количество системных функций (сервисов), которые могут быть запрошены из выполняющейся программы. Обращение к этим сервисам осуществляется по соответствующим правилам, которые и определяют интерфейс прикладного программирования (Application Program Interface, API) этой операционной системы.
14. Обслуживание всех операций ввода-вывода.
15. Обеспечение работы систем управлений файлами (СУФ) и/или систем управления базами данных (СУБД), что позволяет резко увеличить эффективность всего программного обеспечения.
16. Обеспечение взаимодействия связанных между собой компьютеров (Для сетевых операционных систем).
17. Аутентификация и авторизация пользователей (для большинства диалоговых операционных систем). Под аутентификациейпонимается процедура проверки имени пользователя и его пароля на соответствие тем значениям, которые хранятся в его учетной записи. Очевидно, что если входное имя (login) пользователя и его пароль совпадают, то, скорее всего, это и будет тот самый пользователь. Термин авторизация означает, что в соответствии с учетной записью пользователя, который прошел аутентификацию, ему (и всем запросам, которые будут идти к операционной системе от его имени) назначаются определенные права (привилегии), определяющие, что он может, а что не может делать на компьютере.
18. Предоставление услуг на случай частичного сбоя системы.
Тема 3. Архитектурные особенности компьютера
На макроуровне компьютер состоит из процессора, памяти и устройств ввода-вывода; при этом каждый компонент представлен одним или несколькими модулями. Чтобы компьютер мог выполнят свое основное предназначение, состоящее в выполнении программ, различные компоненты должны иметь возможность функционировать между собой.
Итак, выделим 4 структурные компоненты компьютера:
1. Процессор. Осуществляет контроль за действиями компьютера и обрабатывает данные. Если в системе есть только один процессор, он называется центральным процессором (Central Processing Unit — CPU).
2. Память. Разные виды памяти имеют различное назначение.
3. Устройства ввода-вывода. Служат для передачи данных между компьютером и внешним окружением, состоящим из различных периферийных устройств, в число которых входит вторичная память, коммуникационное оборудование и терминалы.
4. Системная шина. Определенные структуры и механизмы, обеспечивающие взаимодействие между процессором, оперативной памятью и устройствами ввода-вывода.
Рис. 3. Макроструктура компьютера
Процессор
Он выбирает из памяти команды и выполняет их. Обычный цикл работы центрального процессора выглядит так: он читает первую команду из памяти, декодирует ее для определения ее типа и операндов, выполняет команду, затем считывает, декодирует и выполняет последующие команды. Таким образом осуществляется выполнение программ.
Для каждого центрального процессора существует набор команд, который он в состоянии выполнить. Например, процессор Pentium не может обработать программы, написанные для SPARC, а процессор SPARC не может выполнить программы, написанные для Pentium.
Доступ к памяти для получения команд или наборов данных занимает намного больше времени, чем выполнение этих команд. Поэтому все центральные процессоры содержат внутренние регистры для хранения ключевых переменных и временных результатов.
Регистр – область памяти быстрого доступа, но намного меньшей емкости, чем основная память.
Регистры выполняют 2 основные функции:
1. Регистры, доступные пользователю. Позволяют программисту хранить в них некоторые данные, чтобы сократить число обращений к основной памяти.
2. Регистры управления и регистры состояния. Используются в процессоре для контроля над выполняемыми операциями. С их помощью привилегированные программы ОС могут контролировать ход выполнения других программ.
Источник: megaobuchalka.ru