Понятие об учебном плане программе учебниках

Содержание образования отражается в учебных планах, учебных программах, учебниках и учебных пособиях.

Учебный план  документ, который определяет состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, поря­док (последовательность) их изучения и количество учеб­ных часов, отводимых на каждый предмет в год, неделю; продолжительность учебного года и каникул.

Выделяют базисный учебный план как типовой и учеб­ный план, разработанный конкретным учебным заведением.

В базисном учебном плане представлен перечень всех учебных дисциплин по годам обучения в школе (вузе). Изучаемые предметы в учебном плане подразделяются на три группы: обязательные (базовый  федеральный ком­понент), по выбору учащихся (региональный компонент) и предметы, изучение которых, определяется советом школы, вуза (школьный, вузовский компоненты), В базисном учеб­ном парю устанавливается распределение часов на различные образовательные области, факультативы, курсы по: вы­бору.

На основе базисного разрабатываются учебные планы школ (вузов) с учетом их специфики. Эти планы различны для дневных, вечерних, заочных, дистанционных форм обучения.

Что надо знать и понимать учителям про ФП учебников, учебные пособия?

На основе учебных планов составляются учебные про­граммы.

Учебная программа содержит пояснительную записку о целях изучения данного предмета, об основных требовани­ях к знаниям и умениям учащихся (студентов), тематиче­ское планирование изучаемого материала по предмету в каждом классе (курсе); собственно программу  перечень разделов и тем по курсу, перечень учебного оборудования и наглядных пособий, необходимых для данного курса; рекомендуемую литературу; вопросы для контроля; тематику курсовых, квалификационных работ (в вузе).

Различают типовые, рабочие и авторские учебные про­граммы.

Типовые учебные программы разрабатываются на основе Государственного образовательного стандарта по определен­ной дисциплине. Они имеют рекомендательный характер.

Рабочие учебные программы создаются на основе типо­вых, утверждаются педагогическим советом школы (в вузе  решением ведущей кафедры). Они отражают требования образовательного стандарта и возможности конкретного учебного заведения.

Авторские учебные программы учитывают требования образовательного стандарта, но могут иметь другую логи­ку изложения учебного материала, авторские взгляды на изучаемые явления и процессы. В основном используются на курсах по выбору, факультативах.

Исторически сложились два способа построения учеб­ных программ: концентрический и линейный.

При концентрическом способе построения материал дан­ной ступени обучения в более усложненном виде изучается на последующих ступенях. Концентризм обусловлен необ­ходимостью учета возрастных особенностей учащихся.

Линейный способ построения учебных программ состо­ит в том, что материал каждой последующей ступени обу­чения является логическим продолжением того, что изуча­лось в предыдущие годы. Этот способ более экономичен.

В учебнике главной формой является текст. Он делится на:

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЛЯ САМООБУЧЕНИЯ?

 основной (базовые термины, их определения, основ­ные факты, явления, процессы, события; описание зако­нов, теорий, ведущих идей и т.д.);

 дополнительный (документы, хрестоматийные и справочные материалы, биографические данные, статисти­ческие сведения и др.);

 пояснительный (введения, примечания, разъяснения, словари, указатели и т.д.).

 Вопросы и задания для самопроверки

2. Назовите подходы к определению сущности содержания об­разования.

3. Каковы критерии отбора содержания образования?

Читайте также:
Программа elmscan toyota инструкция

4. Каково назначение Государственного образовательного стан­дарта?

5. Каковы основные компоненты Государственного образова­тельного стандарта?

1. Педагогика: Учеб. пособ. / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1998.

2. Харламов И.Ф. Педагогика: Компактный учебный курс. Минск, 200!.

3. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник. СПб, 2001.

Дополнительная

1. Ильясов И.И., Галатенко Н.А. Проектирование курса обуче­ния по учебной дисциплине. М., 1994.

2. Каким быть учебнику: дидактические принципы построения / Под ред. И.Я. Лернера и Н.М. Шахмаева. Ч. 1, 2. М., 1992.

3. Национальная доктрина образования в РФ // Народное обра­зование. 2000. № 2.

4. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник: В 2 кн. Кн. 1.: Процесс обучения. М., 1999.

5. Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. / Под ред. B.C. Леднева, Н.Д. Никандрова, М.Н. Лазутовой. Кн. 1,2.

М., 1998.

Источник: studfile.net

Учебные планы, программы, учебная литература. Государственный образовательный стандарт.

5) недельное и годовое распределение времени на изучение учебных дисциплин в каждом классе.

Виды учебных планов:

3) учебный план школы.

Базисный учебный план – это часть государственного образовательного стандарта.

Типовой учебный план создается на основе базисного плана, является основой для учебного плана школы.

Учебный план школы составляется на основе базисного и типового планов.

Учебный план школы утверждается педагогическим советом школы.

Учебная программа – это нормативный документ определяющий:

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

2) логику и последовательность изучения тем;

3) общее количество времени на изучение определенных тем.

Учебные программы подразделяются на несколько основных видов:

1) типовые программы;

2) рабочие программы; 3) авторские программы.

Учебник – книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на уровне современных достижений науки и культуры; это основной и ведущий вид учебной литературы. Учебник отвечает основным целям и задачам обучения, воспитания и развития определенных возрастных и социальных групп.

Учебник должен удовлетворять основным педагогическим требованиям:

1) сообщать научно достоверные данные по рассматриваемому предмету, науке в пределах обозначенной программы;

2) обеспечивать подготовку и навык к самостоятельному приобретению знаний в будущем;

3) развивать мышление учащихся и формировать приемы умственной деятельности.

Теория учебника развивается на стыке педагогики, психологии, базовых наук, искусств, книговедения.

В ходе реформ в 1990-е гг. издание учебной литературы стало одним из факторов сохранения единого образовательного пространства.

Государственный образовательный стандарт – это совокупность норм и требований, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки и требования к уровню подготовки выпускников.

Любой стандарт представляет собой образец, которому должно соответствовать что-либо, например иной документ, непосредственно регламентирующий поведение людей. Государственный образовательный стандарт санкционирован государством и в связи с этим становится обязательным руководством для разработчика (то есть, администрации образовательного учреждения) при составлении на его основе образовательной программы. Таким образом, государственный образовательный стандарт по отношению к образовательной программе является документом высшего порядка, стандарт первичен. Вместе с тем, сам государственный образовательный стандарт наряду с инвариативной или неизменяемой частью, включает и вариативную часть. По этой причине две образовательные программы, разработанные в соответствии с одним и тем же государственным образовательным стандартом, реализуемые в двух разных образовательных учреждениях, с содержательной точки зрения будут различаться между собой.

Читайте также:
Лица осваивающие дополнительные профессиональные программы это

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат Учебные планы, программы, учебная литература. Государственный образовательный стандарт. От 250 руб
  • Контрольная работа Учебные планы, программы, учебная литература. Государственный образовательный стандарт. От 250 руб
  • Курсовая работа Учебные планы, программы, учебная литература. Государственный образовательный стандарт. От 700 руб

Источник: students-library.com

Учебные планы, учебные программы и учебники. Требования к ним. Базисный учебный план

Учебный план — это сертификат учебного заведения, определяющий продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул; полный перечень предметов, изучаемых в учебном заведении; распределение предметов по годам обучения; количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе; количество часов в неделю на изучение каждого предмета; структуру и продолжительность практикумов, лагерных сборов и т. п.

Основные принципы построения У.п.: соответствие содержания современным достижениям науки, техники и культуры, социальным целям воспитания учащихся и развитию их творческих способностей; преемственность между изучаемым и ранее изученным материалами; взаимосвязь между учебными предметами, отражающая естественные связи между соответствующими явлениями объективного мира.

Учебный базисный план — 1. Полный набор учебных предметов (учебных дисциплин), обязательных для изучения на определенном этапе получения образования. 2. Основной государственный нормативный документ, утвержденный как часть стандарта для определенного типа учебных заведений. Служит базой для разработки региональных, примерных и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования учебного заведения

Содержание современного учебника определяется следующими принципами:

гуманитаризации – основой содержания образования является человек, ученик, развитие его способностей, умений, ценностных отношений гармонии и культуры мира;

целостности картины мира — предполагает отбор такого содержания образования, которое поможет школьнику воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание учеником разнообразных связей между его объектами и явлениями;

культуросообразности – отбор содержания, соответствующего достижениям и требованиям научной и профессиональной, общечеловеческой культуры народов России;

непрерывного общего развития каждого ребенка — предполагает ориентацию содержания образования на эмоциональное, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие и саморазвитие каждого ребенка;

наглядности — определяет школьный учебник как учебник с обилием графического материала;

инструментальность — это предметно-методические механизмы, способствующие практическому применению получаемых знаний.

интерактивность — новое требование методической системы современного учебного комплекта. Интерактивность понимается как прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством переписки. Internet-адреса в учебниках комплекта рассчитаны на перспективное развитие условий использования компьютера во всех школах и возможностей школьников обращаться и к этим современным источникам информации

Читайте также:
Программа настройки руля свен

Современный учебник характеризуется разнообразными заданиями для самопроверки, проблемными вопросам, упражнениями. Учебник написан живым языком с использованием метафор, игрой стилей.

47. Неуспеваемость как педагогическая проблема

Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска. Неуспеваемость — сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении.

Неуспеваемость трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов.

Хотя задача раскрытия сущности неуспеваемости в литературе не поставлена, во многих работах можно обнаружить подходы к ее решению. Один из этих подходов состоит в анализе условий, порождающих неуспеваемость. Так, М. А. Данилов связывает неуспеваемость с движущими силами процесса обучения — его противоречиями.

Согласно этой позиции, в тех случаях, когда противоречивое единство возможностей учащихся и того, что от них требуется, нарушается, возникает неуспеваемость. Сходные мысли высказывает В. Оконь, который определяет неуспеваемость как нарушение взаимодействия между учениками, учителями и внешними условиями. Однако исследования, выполненные в русле этого подхода, нельзя считать достаточными, они направлены на выяснение внешних связей явления и оставляют в тени его внутреннее строение.

Отставание – это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнений требований, и каждый отдельный случай такого невыполнения, т. е. один из моментов этого процесса. Противоречивость такого понимания и терминологии заложена в самой сущности исследуемого явления: процесс отставания складывается из актов отставания.

Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные отставания, она итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют в конечном счете неуспеваемость.

Социальные условия (в широком смысле слова) как фактор — успеваемости также взаимодействуют с возможностями детей. Это условия, в которых дети живут, учатся, воспитываются, бытовые условия, культурный уровень родителей и окружающей среды, наполняемость классов, оборудование школы, квалификация учителей, наличие и качество учебной литературы и многое другое. И этот фактор так или иначе учитывается при определении содержания обучения.

Источник: kazedu.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru