Понятие об индивидуализированных проф программах

Имеет место закономерность необходимости смены периодов воздействия преимущественно внешней стороны индивидуализации периодами преобладания внутренней стороны индивидуализации в процессе профессиональной подготовки с целью реализации у студента потребности в самоопределении. Различное соотношение между внешней и внутренней сторонами индивидуализации на различных ступенях образовательного процесса определяет величину индивидуальных и личностных изменений студента, стимулирует его потребность к самоопределению. По мере становления индивидуальности студента объективно уменьшается необходимость внешней стороны индивидуализации и одновременно возрастает роль внутренней стороны индивидуализации, но взаимопереходы между ними сохраняются [7].

Успешность индивидуализации профессиональной подготовки студентов зависит от того, как реализуются следующие педагогические принципы.

Условие необходимости признания специфичности внутренней стороны индивидуализации в действиях каждого студента обосновано самой ее сущностью, которая берет начало во внутреннем мире человека, детерминирована особенностями его сознания, самосознания, логики, а также обладает определяющим значением в развитии индивидуальности будущего учителя.

КОД БОГА Самая запрещённая лекция ПРОФЕССОРА ГАРЯЕВА

С точки зрения осуществления индивидуализации значимой является необходимость обеспечения свободы и безопасности личностного проявления в учебно-педагогических ситуациях, позволяющие студенту самоуправлять процессом профессиональной подготовки.

Для реализации индивидуальности и выстраивания индивидуально неповторимой образовательно-познавательной стратегии на основе приоритетов самостоятельности, субъектной избирательности и личностной значимости приобретаемого педагогического опыта важно стимулирование креативности студента и поддержка его стремления к самостоятельной педагогической деятельности.

Значимость условия обеспечения субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса подтверждается тем, что в процессе индивидуализации реализуется потребность личности к самоопределению и выделению своего «Я» в системе равноправных, субъект-субъектных отношений с другими людьми [6].

При реализации вышеуказанных условий создаются большие возможности для личностных проявлений студента, а также осуществляется корректировка образовательного процесса в вузе и его совершенствование на основе закономерностей индивидуализации.

Целевой компонент определяет приоритетное направление в содержании индивидуализации подготовки будущего учителя, поскольку умение ставить и достигать свои цели составляет ее основу. Он ориентирует на создание условий, необходимых каждому студенту для осознанного выстраивания своей образовательной и профессиональной деятельности. Данный компонент строится в рамках субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студента.

Деятельностный компонент ориентирует на создание проблемных учебно-педагогических ситуаций и ситуаций выбора, определяется творческим характером познавательной деятельности. Данный компонент предусматривает развитие индивидуальности студента, профессиональное становление будущего учителя, целенаправленное обогащение присвоенного опыта в различных формах познавательной, теоретической и практической деятельности в процессе прохождения индивидуального образовательного маршрута, реализации индивидуальных образовательных программ и планов.

Д-16. Индивидуализация и дифференциация образования

Мотивационный компонент ориентирует на формирование у студентов побуждающих и интеллектуальных мотивов, основанных на понимании значимости будущей педагогической деятельности, положительного отношения к ней и получении удовлетворения от процесса творческого присвоения педагогического опыта.

Рефлексивно-аналитический компонент направляет на создание рефлексивной среды, развитие и саморазвитие у студентов способности к рефлексии, позволяет моделировать особые условия для осознания будущим учителем своих потенциальных возможностей, перспективы личностного и профессионального роста, придает процессу профессиональной подготовки личностный смысл [17].

Инструментарий технологии индивидуализации включает:

  • · технологию разработки индивидуальной программы изучения теоретической дисциплины и индивидуальной программы педагогической практики, дающие студенту возможность проектирования и реализации индивидуальной образовательной траектории в вузе;
  • · технологию овладения студентами процедурой целеполагания;
  • · технологию создания обобщенных структур различных вариантов учебных занятий, интегрирующих совокупность индивидуальных образовательных программ студентов;
  • · способы обучения планированию и организации педагогической практики;
  • · способы самоорганизации учебной деятельности в образовательном пространстве вуза;
  • · комплекс индивидуальных учебных заданий для обеспечения самостоятельной работы студентов;
  • · средства и приемы организации рефлексивной деятельности студентов;
  • · средства и приемы организации и оценивания индивидуальной образовательной деятельности студентов;
  • · средства управления подготовкой (мониторинг достижений, самоуправление и др.).
  • · гибкость и вариативность индивидуальных образовательных программ студентов, погружения в педагогическую деятельность, разнообразные формы учебного взаимодействия;
  • · продуктивно ориентированная деятельность каждого студента, включающая создание проектов и решение компетентностных задач, вовлеченность в процессы целеполагания и рефлексии на всех этапах подготовки;
  • · новая позиция преподавателя, который создает условия для самостоятельного выбора, самоопределения и самореализации студента, обеспечивает поддержку и сопровождение его индивидуальной образовательной деятельности, реализует индивидуализированные технологии.
Читайте также:
Как свернуть программу в терминале

Необходимо отметить, что Л.В. Байбородовой разработан общий алгоритм индивидуализированных образовательных технологий, который можно представить следующим образом: самодиагностика самоанализ самоопределение самореализация самооценка самоутверждение. Каждый шаг алгоритма конкретизируется специальными техниками и приемами в зависимости от содержания деятельности и возраста обучающегося, уровня сформированности его субъектности в конкретном виде деятельности.

Цели индивидуализации подготовки студента достигаются средствами индивидуальной образовательной программы, которая представляет собой один из возможных проектов его учебной деятельности, создается на основе типовых образовательных программ с учетом индивидуальных целей и личностных качеств будущего учителя. Она предполагает принятие студентом ответственности за собственное образование, осознание его цели, планирование конкретных действий по реализации учебной деятельности и ее рефлексию.

Развиваемое нами представление об индивидуализации нашло отражение в разработке ее этапов, реализованных в процессе создания и исполнения студентами индивидуальных образовательных программ учебных дисциплин, относящихся к различным предметным областям.

1 этап — мотивационный, направленный на осознание каждым студентом того, что индивидуализация обеспечивает достижение целей профессиональной подготовки с учетом его индивидуальности. Цели преподавателя на этом этапе: вызов интереса к проблеме самостоятельной индивидуальной деятельности.

ІІ этап — целеполагания, направленный на развитие у студентов способностей к обоснованию и осмыслению целей. Цели преподавателя: обеспечение условий, при которых студенты определяют свои цели рассмотрения данной темы; формирование способности студентов к целеполаганию. Действия студентов: формулирование индивидуальных целей изучения темы (курса, дисциплины).

ІІІ этап — этап проблематизации и осмысления. Цели преподавателя: обеспечить равенство позиций взаимодействующих сторон, вовлечь студента в открытое обсуждение проблем, ориентируясь на индивидуальные достижения студента. Действия студентов: анализ существующих затруднений, осознание причин успехов и неудач, определение тактики разрешения проблем.

ІV этап — диагностический. Цели преподавателя: обеспечить диагностику и самодиагностику возможностей, склонностей, интересов, потребностей студента, изучение уровня достижений, его личных и профессиональных планов. Действия студентов: проведение самодиагностики.

V этап — рефлексивно-аналитический. Цели преподавателя: проанализировать материалы диагностики студентов, побудить каждого студента к целенаправленным действиям по проектированию своей программы, высказать необходимые рекомендации по созданию программы; обеспечить развитие самостоятельности студентов. Действия студентов: анализ материалов самодиагностики, классификация и систематизация полученной информации, самоопределение по основным позициям образовательной программы, формулирование выводов.

VІ этап — проектировочный, заключающийся в создании индивидуального плана, проекта индивидуальной образовательной программы по изучению дисциплины. Цели преподавателя: мотивировать студентов к написанию проекта индивидуальной образовательной программы, оказать помощь в его разработке. Действия студентов: подготовка индивидуального плана, проекта индивидуальной образовательной программы по изучению дисциплины.

VІІ этап — исполнительско-организационный. Цели преподавателя: организовать работу студентов по выполнению индивидуальной программы и индивидуального плана. Действия студентов: выполнение индивидуальной программы и индивидуального плана

VІІІ этап — корректировочный. Цели преподавателя: изучение результатов реализации студентами программы, создание условий для рефлексии и корректировки программы. Действия студентов: анализ результатов реализации программы, рефлексия, корректировка программы.

ІХ этап — итоговый. Цели преподавателя: организовать повторную диагностику и самодиагностику студентов, рефлексию; провести индивидуальное собеседование; проанализировать отчеты студентов и организовать их коллективное обсуждение и анализ; подготовить основу для нового цикла создания и реализации индивидуальных образовательных программ по другим учебным дисциплинам.

Особо мы выделяем технологию формирования у студентов способности к целеполаганию, поскольку она пронизывает весь процесс индивидуализации подготовки. Технология формирования у студентов способности к целеполаганию включает следующие шаги:

  • 1 шаг — осознание студентами своих потребностей;
  • 2 шаг — осознание студентами необходимости постановки целей и поддержание постоянной мотивации к их постановке и реализации;
  • 3 шаг — знакомство с наиболее распространенными в педагогической практике способами постановки целей;
  • 4 шаг — обсуждение указанных способов постановки целей, их оценка с целью поиска индивидуальных предпочтений в способах постановки целей;
  • 5 шаг — осознание смысла основных категорий целей на основе анализа предоставляемого преподавателем дидактического материала;
  • 6 шаг — формулирование индивидуальных целей на основе проведенного анализа и определение их иерархии в системе перспективных целей;
  • 7 шаг — определение способов достижения целей.

Процесс целеполагания не ограничивается решением отдельных учебных задач, а происходит явно или скрыто на каждом этапе подготовки, в контексте целей и проблем будущей профессиональной деятельности студентов. [10].

Таким образом, различное соотношение между внешней и внутренней сторонами индивидуализации на различных ступенях образовательного процесса определяет величину индивидуальных и личностных изменений студента, стимулирует его потребность к самоопределению.

В процессе индивидуализации технологию характеризуют: гибкость и вариативность индивидуальных образовательных программ студентов, погружения в педагогическую деятельность, разнообразные формы учебного взаимодействия; продуктивно ориентированная деятельность каждого студента, включающая создание проектов и решение компетентностных задач, вовлеченность в процессы целеполагания и рефлексии на всех этапах подготовки; новая позиция преподавателя, который создает условия для самостоятельного выбора, самоопределения и самореализации студента, обеспечивает поддержку и сопровождение его индивидуальной образовательной деятельности, реализует индивидуализированные технологии.

Читайте также:
Как взломать программу которая просит ключ активации

Источник: studwood.net

Индивидуализация и дифференциация профессионального обучения

Понятия «индивидуализация» и «дифференциация», как правило, рассматриваются в единстве. Существуют различные точки зрения на характер их взаимосвязи:

· дифференциация отождествляется с индивидуализацией;

· дифференциация включает в себя индивидуализацию как частный случай (внутренняя дифференциация);

· дифференциация рассматривается как средство индивидуализации обучения.

Последнее определение наиболее точно объясняет соотношение данных понятий, указывает как на их общность, неразрывность, так и на специфику. Индивидуализация обучения определяет сущность, целевую направленность дифференциации.

Индивидуализация– это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся, создание условий для проявления и развития личности как индивидуальности посредством выбора соответствующего ее возможностям, потребностям и интересам содержания, форм и методов обучения.

Дифференциация– разделение учащихся на группы на основании каких-либо индивидуальных особенностей для отдельного обучения.Группы могут быть как стабильными, так и относительно стабильными, а отдельное обучение как постоянным, так и временным.

Индивидуализация и дифференциация обучения как психолого-педагогическая проблема имеет долгую историю своего существования. Наиболее интенсивно подходы к индивидуализации и дифференциации обучения развивались в зарубежной и отечественной педагогике и практике образования в первой трети XX века и связаны с реформаторскими идеями Д.Дьюи, предложившим новую модель обучения, ориентированную на развитие активной, мыслящей, творческой личности и построенную на основе учета ее интересов и индивидуальных способностей.

Более всего воплощение данных идей проявилось в разработанной Э.Паркхестом технологии обучения, получившей название «Дальтон-план». Учет индивидуальных интересов и возможностей учащихся осуществлялся посредством выбора ими объема, глубины изучаемого материала, темпа прохождения программы, порядка изучаемых предметов и т.д.

Каждый учащийся получал программу обучения на определенный период времени, в которую входили: тема; задачи исследования; перечень письменных и устных работ, необходимых для сдачи зачета. Кроме того, указывалось расписание общих занятий (установочных, консультационных, итоговых), источники для работы, инструктивно-методические материалы (образцы разбивки задания на недельные порции, оптимальные методы изучения). Программы варьировались по степени трудности, глубине проработки материала. Каждый учащийся сам решал, по какому варианту (начальному или продвинутому) он будет работать. Реализация технологии требовала изменения форм обучения – отказа от традиционно сложившейся классно-урочной формы, перехода к индивидуальной форме, что позволяло ученикам самостоятельно планировать свой учебный день, давало возможность продвигаться в процессе обучения своим собственным темпом.

Активная разработка и внедрение данного подхода в отечественной педагогике в 20-ые годы сменилось резкой критикой и постепенным забвением ее в последующие, что связано как с недостатками самой технологии и сложившегося в педагогической практике стиля руководства учебной деятельностью учащихся, так и с тенденциями общественно-политического развития страны.

Интенсивное развитие теоретических основ индивидуализации и дифференциации возобновилось в 70-80-е и проявилось прежде всего в разработке индивидуального и дифференцированного подходов к обучению, рассматриваемых в качестве «проникающих» технологий (96), включенных в традиционную технологию классно-урочной системы обучения. Лишь на рубеже 90-ых гг. идеи дифференциации и индивидуализации обучения оформились на уровне создания конкретных технологий.

К технологиям индивидуализации обучения, применяемым в профессиональном образовании, можно отнести:

· Технологию модульного обучения, обеспечивающую выбор обучающимся индивидуальных путей движения внутри законченных блоков-модулей, содержаших структурированный в виде системы учебных элементов учебный материал.

· Технологии открытого обучения – учения студентов в индивидуальном темпе, по индивидуальным программам. Организационная структура такого обучения по конкретной дисциплине может выглядеть следующим образом (71):

1) разработка содержания и структуры дисциплины, включающая внутренний модуль (ведущие опорные знания, предусмотренные стандартом), и внешний модуль (расширяющий блок, новые разделы, имеющие непосредственное отношение к содержанию профессиональной подготовки);

2) проектирование каждым студентом собственной индивидуальной программы курса, включающей в себя внутренний модуль и отдельные темы, разделы внешнего;

3) присвоение каждому разделу согласно его уровню, сложности и объему рангового балла;

4) составление студентами графика изучения курса и сдачи разделов.

5) Технологии дифференцированного обучения разрабатываются в рамках различных форм дифференциации (рис. 7).

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

оптимальный учет конкретных личных качеств и событий жизни каждого учащегося при педагогическом руководстве его развитием как специалиста, пригодного к замещению некоторого типового трудового поста.
Близкое по смыслу понятие «дифференциация профессионального обучения» применяется в тех случаях, когда учитываются особенности не столько отдельных учащихся, сколько их групп (по сходству интересов, опыта, возраста, пола).
Развитие человека в ходе обучения, воспитания (включая самообучение и самовоспитание) характеризуется рядом парадоксов, закономерных диалектических противоречий. Так, с одной стороны, люди должны приобщаться к некоторой сложившейся профессиональной культуре.

Читайте также:
Microsoft word что входит в меню программы

Приобщиться – это значит «знать то, что все», «уметь, как все», «делать, как все», т.е. освоить некоторую общую учебную программу. В этом смысле образование есть некоторое «размножение», «тиражирование» культуры (в том числе и профессиональной).

В связи с этим перед учащимся, вставшим на путь профессионального обучения, стоят задачи овладевать «общественно выработанными» и, следовательно, сходными для разных людей способами поведения, действий, оперирования предметами. С другой стороны, известно из опыта, что есть и противоположный в своем роде процесс: люди творчески порождают, изобретают небывалые, оригинальные орудия, способы, средства, условия труда, а также и его продукты.

И тем самым изменяют и развивают ранее общепринятые профессиональные традиции, меняют привычный и признанный облик профессиональной культуры. Известно и то, что хорошие работники в любом деле отнюдь не стандартны, но характеризуются такназываемым индивидуальным стилем («почерком») в работе. Несмотря на единообразие, стандартность внешних условий труда, внутренние (психологические) его условия стандартными быть не могут (у разных людей разные типы памяти, мышления, разный опыт, разные потребности и т.п.). Индивидуальный стиль учебной и трудовой деятельности складывается за счет того, что человек максимально использует свои сильные личные качества и находит способы преодоления или компенсации (возмещения) тех неблагоприятных качеств, которые плохо поддаются изменению, развитию, тренажу (скажем, природную торопливость можно компенсировать повышенным самоконтролем; пониженную память на цифры – оперативными записями; медлительность – предусмотрительностью и т.п.). Идея И.п.о. согласуется с дидактическим принципом индивидуального подхода в обучении.
В связи со сказанным педагог профессиональной школы должен соблюдать некоторый оптимальный баланс требований к учащимся и обеспечивать освоение общеобязательной программы, и в то же время не впадать в педагогический тоталитаризм (не навязывать всем учащимся абсолютно единые до мелочей тактики и стратегии деятельности), но помогать им «найти себя», предлагать равноценные варианты выполнения учебных заданий, т.е. помогать выработать свой оптимальный индивидуальный стиль деятельности, ее саморегуляции. Это одно из проявлений творчества в работе педагога профессиональной школы. Реализация принципа индивидуального подхода к учащимся предполагает направленность педагога на задачи изучения их индивидуальных и типичных психологических особенностей и, следовательно, владение методами изучения учащихся.
Лит.: Гуревич К.М. Индивидуальный подход к учащимся при производственном обучении.
– М., 1963; Мошкова И.Н., Малов С.Л. Психология производственного обучения. – М., 1990; Практикум по психологии профессиональной школы / Под ред. Э.Ф. Зеера. – Свердловск, 1990; Чебышева В.В. Психология трудового обучения. –М., 1983; Шадриков В.Д. Психология производственного обучения. – Ярославль, 1974; Щукин М.Р.

Психологические основы индивидуального подхода к учащимся в процессе производственного обучения. – М., 1990.
Е.А. Климов

Найдено научных статей по теме — 7

Индивидуализация студентов профессионального обучения

Михеев Роман Эдуардович

В статье рассматриваются вопрос индивидуализации студентов в сфере профессионального обучения, методы и средства для индивидуализации студентов. Приведены примеры решения данной проблемы.

Индивидуализация обучения в системе профессионального образования

Макарова Н. Е., Найниш Л. А.

Возможности индивидуализации обучения в конкурсах профессионального мастерства

Гайнеев Эдуард Робертович

В статье рассматривается возможность индивидуализации обучения во время подготовки и участия в конкурсах профессионального мастерства

Индивидуализация обучения как фактор формирования профессионального самоопределения учащихся

Охтова Ф. Б., Кулакова С. Ф.

Индивидуализация обучения специалистов в системе дополнительного профессионального образования

Семенихина Алла Викторовна

Получение узконаправленных и специфических навыков специалиста в учреждении дополнительного профессионального образования должно строиться на основе индивидуализации учебных программ и связи их с практическими задачами и каждым ра

Педагогические условия индивидуализации обучения в системе высшего профессионального образования

Куликова Т. В.

В данной статье раскрывается целесообразность организации учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и рассматриваются основные педагогические условия, соблюдение которых способствует эффективной реализации

Педагогические технологии системно-целевой индивидуализации профессионального обучения и саморазвити

Дорощук Е. С.

В статье рассматриваются актуальные проблемы индивидуализации обучения студентов-журналистов, позволяющей, с одной стороны, обеспечить массовый социальный спрос на специалистов, а с другой формировать профессиональную элиту и науч

Источник: didacts.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru