1. Цели обучения русскому языку.
3. Обзор основных школьных программ по русскому языку.
1. Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Академический проект, 2006.
2. Стандарт основного общего образования по русскому языку. – Первое сентября. Рус. яз. – 2004.- №9.
3. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык: 5-9 классы. – М., 2006.
1. Цели обучения – это одна из основных категорий методики, которая характеризует учебный предмет с точки зрения причины его включения в учебный план.
Цели обучения определяются следующими факторами: 1) социальным заказом общества; 2) уровнем развития лингвистической науки; 3) уровнем развития педагогики, психологии, психолингвистики; 4) уровнем развития дидактики и методики преподавания русского языка.
Кардинальные изменения целей, определяемых социальным заказом на современном этапе, состоят в том, что на первый план вместо традиционных целей усвоения предметных знаний и умений выходят цели воспитания и развития личности детей на основе установок, свойственных предмету «русский язык» и учебной деятельности школьников.
РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс: Приложение
Современному школьному курсу русского языка свойственна познавательно-практическая направленность, поэтому следует говорить о познавательных целях обучения русскому языку (знаниях о языке, речи и речевой норме) и о практических целях (формировании языковых, речевых и нормативных умений и навыков).
Профессор М.Т. Баранов считает возможным выделить три основные цели обучения русскому языку познавательного характера и три цели практического характера.
Познавательные цели обучения русскому языку:
— формирование у школьников лингвистического мировоззрения (лингвистическая компетенция);
— овладение детьми основами знаний о языке и речи (языковая компетенция);
— эстетическое воспитание школьников средствами русского языка, знание традиционной культуры воспитания.
Практические цели обучения русскому языку:
— формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;
— овладение нормами литературного русского языка;
— развитию связной речи учащихся (коммуникативная компетенция).
Цели обучения русскому языку на современном этапе отражены в Стандарте основного общего образования по русскому языку (2004 г.).
Достижение указанных целей обеспечивается овладением всеми видами компетенций: языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой. Указанные виды компетенций не только названы в Стандарте как целевые установки, но и отражены как основные составляющие содержания обучения русскому языку.
Итак, знание целей обучения русскому языку, реализация их в процессе преподавания являются средствами раскрытия нравственных сил учащихся, привития им гуманистического образования.
2. Содержание обучения как одна из основных категорий обучения русского языка дает ответ на вопрос «чему учить». Содержание обучения зафиксировано в программе.
Объяснительная записка отражает потребности времени и подвержена наибольшим изменениям.
Собственно программа – это компонент школьной программы в целом, определяющий состав курса и последовательность изучения его частей по классам. Для каждого класса перечислены сведения о языковых явлениях, включенных в программу для данного класса (под пунктом 1) и требований к работе по культуре речи (пункт 2).
— тем по теории языка;
— орфографических и пунктуационных правил;
— материала, направленного на развитие связной речи учащихся.
В основу структуры программы могут быть положены следующие способы изучения материала: линейный (раздел изучается 1 раз); ступенчатый (раздел изучается в несколько этапов); концентрический (разделы изучаются «по кругу» от фонетики до синтаксиса).
Учитывая возрастные особенности учащихся, особенности изучаемого учебного материала, в практике обучения принято линейно-ступенчатое расположение материала.
3. Одна из первых научно обоснованных программ по русскому языку была составлена Ф.И. Буслаевым и А.Д. Галаховым (1852 г.).
Для преподавания в среднем звене (5-9 классы) общеобразовательных учебных заведений на сегодняшний день в качестве основных утверждены три основных программы.
Программный материал по формированию языковой компетенции, предполагающей знание самого языка (разделы: фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и синтаксис, соответствующие языковым ярусам, подразделы по культуре речи (нормализаторский аспект); лингвистической компетенции, включающей знания о лингвистике как науке, общие сведения о языке и важнейшую информацию об ученых-лингвистах; коммуникативной (речевой) компетенции, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности и культурой речи; культуроведческой компетенции, включающей сведения о языке как национально-культурном феномене.
Особенности действующих программ по русскому языку (основному курсу) для 5–9 классов:
1) программа изучения курса русского языка по стабильным учебникам (сост. М.Т. Баранов, Г.А. Ладыженская, И.И. Кулибаба, С.Г.
Бархударов, С.Е. Крючков);
2) программы изучения курса русского языка по параллельным учебным комплексам: а) под ред. В.В. Бабайцевой; б) под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта;
3) программы по русскому языку для 5–9, 5–11 классов учебных заведений с углубленным изучением русского языка: а) по учебнику под ред. М.В. Панова; б) по новому учебному комплексу для 5–11 классов под ред. В.В. Бабайцевой.
Особенности действующих программ по русскому языку для 10–11 классов: а) составитель А.И. Власенков; б) составитель Г.А. Богданова.
Программы компенсирующего обучения по русскому языку для 5–9 классов: а) составители: М.М. Разумовская, Ю.Н. Гостева; б) составители: Т.А. Костяева, Ю.С. Бичерова.
Программа, составленная Т.А. Ладыженской, М.Т.Барановым и др., построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса.
Материал представлен следующим образом: в 5, 6, 7 кл. изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология, словообразование, морфология и орфография. Первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации вводятся в 5 кл., основной курс синтаксиса изучается в 8-9 кл. Материал в программе расположен с учетом возрастных особенностей учащихся.
В соответствии с этим изучение некоторых тем курса русского языка проводится в два этапа. Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Специально выделены часы (пятая часть всего учебного времени) на развитие связной речи. Изучение данной программы рассчитано: в 5 кл. – на 204 ч, в 6-7 кл. – по 170 ч в каждом классе, в 8 кл. – на 102 ч, в 9 кл. – на 68ч (всего 714 ч).
Программа под редакцией В.В.Бабайцевой и др. включает две рублики: в первой определяется круг теоретических сведений и правил, во второй перечисляются соответствующие умения и навыки, которые должны быть сформированы на данной теоретической основе. В основе программы и комплкеса в целом – концентрический принцип подачи материала, однако программой выделяется вводный курс (обощающий и пропедевтический) и основной (систематический) курс, в соответствии с которым в 5 кл. полностью изучаются разделы «Фонетика и графика», «Лексика и фразеология», «Морфемика» и начинается основной курс морфологии с существительного.
В 6 -7 кл. продолжается изучение морфологии, в 8-9 кл. изучается синтаксис, а также тема «Общие сведения о языке». Следует отметить, что данная программа имеет большую практическую орфографико-пунктуационную направленность по сравнению с программой Т.А. Ладыженской и др., что находит отражение, например, в содержании раздела морфемики. Теоретический материал в программе В.В. Бабайцевой и др. представлен в большем объеме.
Программа рассчитана: в 5 кл. – на 204 ч, в 6-7 кл. – на 170ч в каждом классе, в 8 кл. – на 102 ч, в 9кл.- на 68ч (всего 714ч).
В программе под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта усилена речевая направленность курса русского языка, расширена (по сравнению с ранее рассмотренными программами) понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики.
Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап и основной этап, реализующий программный материал по логике его развития. Программа рассчитана: в 5 кл. – на 204 ч, в 6-7 кл. – на 170ч в каждом классе, в 8 кл. – на 102 ч, в 9кл.- на 68ч (всего 714ч).
Как видим, рассмотренные программы составлены на основе Примерной программы по русскому языку, обеспечивают вариативность и свободу выбора в образовании для учителя, учащихся и их родителей.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Анализ программы по русскому языку Т.А. Ладыженской
Программа Т.А. Ладыженской по русскому языку к учебникам для 5-9 классов составлена очень доступно и системно. Материал располагается следующим образом: в 5, 6 и 7 классах изучаются такие разделы, как фонетика, графика, лексика, фразеология, морфемика, словообразование, морфология и орфография. В 8 и 9 классах изучается синтаксис.
Однако основные понятия синтаксиса и пунктуации даны еще в 5 классе. Это позволяет организовать работу над синтаксическими, пунктуационными и речевыми навыками учащихся и подготовить их к изучению систематического курса синтаксиса в 8 — 9 классах.
Большое внимание уделено повторению: в начале и конце года в каждом классе для повторения отведено определенное количество часов. Соответственно хорошее усвоение материала. В начале обучения в каждом классе отведено время для вводного урока, который воспитывает у учащихся любовь к родной речи, работа по культуре речи.
Это дает возможность для решения воспитательных задач. В программе предусмотрены часы для развития связной речи. Они составляют пятую часть всего времени, отведенного для обучения в данном классе. В программе указано годовое количество часов в каждом классе и распределение этих часов по темам.
б) Сущность и значение объяснительной записки
Объяснительная записка — как инструкция для учителя. Разъясняет основные моменты в программе и помогает правильно организовать учителю свою деятельность для достижения наибольшего успеха в реализации педагогического процесса.
Главная цель педагога — это нужно научить детей свободному владению родной речью, т. к. это «. надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности». Также в записке указаны основные задачи преподавания русского языка и основная цель — формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции.
Познавательные задачи: (формирование научно-лингвистического мировоззрения, вооружение основами знаний о родном языке и т.д.) и практические (формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и т.д.). Также выделяются обще-предметные задачи: воспитание учащихся средствами данного предмета, развитие логического мышления школьников, обучение их умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку, формирование обще-учебных умений.
В записке упомянуты межпредметные связи на уроках русского языка. Наиболее тесные осуществляются с литературой, т.к. в школе изучается в основном русский литературный язык. Но не менее важны и связи с иностранными языками, с историей, географией, биологией, музыкой.
в) Принцип распределения часов по разделам и темам.
По программе Ладыженской в 5, 6 и 7 классах внимание уделяется на изучение морфологии и орфографии, в 8 и 9 классах на изучение синтаксиса и пунктуации, а на изучение фонетика, графика, лексика, фразеология, морфемика и словообразование выделено меньшее количество часов. Важное место в программе занимает повторение. Проводится оно в начале и конце учебного года. Пятая часть всего времени в каждом классе выделяется на развитие связной речи. С учетом этих особенностей часы распределены следующим образом:
На повторение в 5 классе отведено 22 часа. Разделы: Синтаксис. Пунктуация. — 29 часов. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. — 15 ч. Лексика. — 8 ч. Морфемика.
Орфография. — 22 ч. Морфология рассматривается более подробно. На этот раздел выделено 69 часов. Из них на имя существительное — 20 часов, на имя прилагательное — 12, на глагол — 36 часов. Эти части речи изучаются в два этапа: в 5 и 6 классах. На развитие связной речи выделено 34 часа.
На повторение — 16 часов. Разделы: Лексика и фразеология.- 10 часов. Словообразование. Орфография. — 24 ч. Морфология. Орфография. — 91 ч. Здесь части речи рассматриваются более конкретно.
Так, на имя существительное выделено 18 часов, на прилагательное — 18ч., на глагол — 24 ч. Изучаются новые части речи. Это имя числительное (12 ч.) и местоимение (19 ч.). Развитие связной речи — 28 ч.
На повторение — 24 ч. Разделы: Морфология. Орфография. — 114 ч. Такое количество часов объясняется введением новых самостоятельных частей речи и рассмотрением служебных частей речи. Самостоятельные части речи: причастие — 25 ч., деепричастие — 10 ч., наречие — 28 ч., категория состояния — 4 ч.; служебные части речи: предлог -11 ч., союз — 16 ч., частица — 18 ч., междометие, звукоподражательные слова — 4 ч. Развитие связной речи — 28 ч.
На повторение — 11 ч. Разделы: Весь курс посвящен изучению синтаксиса и пунктуации. На это отведено 74 часа. Из них на изучение словосочетания — 2 ч., простое предложение и его виды — 26 ч., однородные члены предложения — 12 ч., обращения, вводные слова и междометия — 9 ч., обособленные члены предложения — 18 ч., прямая и косвенная речь — 6 ч. Развитие связной речи — 17 ч.
Повторение проходит только в начале года и выделено на него 5 ч. А в конце года идет раздел «Систематизация изученного по фонетике, лексике…» (4 ч.)Изучается один большой раздел «Сложное предложение» (40 ч.). в него входит изучение союзных сложных предложений (6 ч.), сложносочиненных предложений (3 ч.), сложноподчиненных предложений (19 ч.), бессоюзных сложных предложений (6 ч.), сложных предложений с различными видами связей (5 ч.). И 3 часа отведено на тему «Общие сведения о языке». Развитие связной речи — 15 ч.
Анализ:
Сходства программ:
Различия программ:
линейный принцип распределения тем
программа Т.А. Ладыженской оснащена списком средств обучения по русскому языку и списком справочной литературы по русскому языку для учащихся.
выделены часы для развития связной речи
в программе Т.А. Ладыженской имеется список требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 9 класса.
достаточно внимания уделяется повторению
в программе В.В. Бабайцевой. повторение осуществляется только в конце года, а у Т. А. Ладыженской и в конце, и в начале.
в обеих программах 5-7 кл. изучают морфологию, а в 8-9 синтаксис и пунктуацию
в программе В.В. Бабайцевой в качестве особой группы выделены слова категории состояния, а причастия и деепричастия рассматриваются как самостоятельные части речи.
в обеих программах в конце 5-9 кл. существует систематизация и обобщение материала.
в программе В.В. Бабайцевой идет нетрадиционная последовательность изучения некоторых грамматических тем.
Источник: studbooks.net
Русский язык , программа по развивающему обучению
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторских программ:
1) Русский язык. Обучение грамоте. Авторы: В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, Т.В.
Некрасова. (Раздел «Букварный период»), М., издательство Вита — Пресс, 2011.
2) Русский язык. Авторы: С.В. Ломакович, Л.И. Тимченко, М.,издательство Вита — Пресс, 2011.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Русский язык , программа по развивающему обучению »
Краснодарский край, город-курорт Сочи
Негосударственное (частное) общеобразовательное учреждение
(НОУ) гимназия «Школа бизнеса»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По русскому языку
Уровень образования начальное общее образование, 1-4 классы
Количество часов 690ч: русский язык (обучение грамоте)- 115 ч
русский язык (систематический курс)- 575 ч
Учитель Дышленко Ольга Ивановна
Программа разработана на основе авторских программ:
1) Русский язык. Обучение грамоте. Авторы: В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, Т.В.
Некрасова. (Раздел «Букварный период»), М., издательство Вита — Пресс, 2011.
2) Русский язык. Авторы: С.В. Ломакович, Л.И. Тимченко, М.,издательство Вита — Пресс, 2011.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторских программ:
1) Русский язык. Обучение грамоте. Авторы: В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, Т.В.
Некрасова. (Раздел «Букварный период»), М., издательство Вита — Пресс, 2011.
2) Русский язык. Авторы: С.В. Ломакович, Л.И. Тимченко, М.,издательство Вита — Пресс, 2011.
Основными целями учебного предмета «Русский язык» являются:
1) формирование основ научного мышления ребенка на основе системных знаний о языке, отражающих сущность языка как системы и важнейшего средства человеческого общения;
2) овладение коммуникативными компетенциями в каждом из видов речевой деятельности: умение оценивать соответствие используемых средств, природе языка, отбирать их с учетом условий и особенностей языкового общения, стилевой целесообразности, а также знание и последовательное соблюдение языковых норм, правил речевого этикета.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе коллективной деятельности, которая стимулирует развитие как диалогической, так и монологической речи учащихся.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе программой предусмотрено решение следующих задач:
- осознание закономерностей русской графики и орфографии, овладение на этой основе общим способом решения орфографических задач, применяемых для проверки орфограмм в разных значимых частях слова, а также основами пунктуационной грамотности;
- усвоение системы основных понятий науки о языке в области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и овладение способами анализа основных единиц языка;
- обучение осмысленному слушанию и правильному осознанному чтению;
- овладение действиями говорения и письма: обнаруживать умение стать языковые средства с учетом условий и особенностей речевого общения, создавать тексты разных жанров и стилевой принадлежности, демонстрировать достаточный лексический запас, умение строить предложения и текст, соблюдать нормы языка, следовать правилам речевого общения;
- совершенствование каллиграфических умений учащихся, привитие культуры оформления письменных работ;
- формирование познавательного интереса к русскому языку, воспитание позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к нему.
- осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее языку, к культуре народа и его истории, к родной природе, к другим народам, населяющим страну, и их языкам, а также в желании изучать родной язык, овладевать богатствами, в том числе средствами и правилами языкового общения, в бережном отношении к нему;
- осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений: толерантности, сотрудничества и взаимопомощи, уважительного отношения к языку и культуре своего и других народов;
- овладение культурой языкового поведения как элементом общей культуры человека, усвоение правил языкового общения со взрослыми, сверстниками и младшими детьми в сообществах разного типа (класс, школа, семья, общественные места и пр.);
- способность к самооценке и стремление к самосовершенствованию.
- способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность;
- способность к поиску, оцениванию и использованию информации, представленной в
- способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей языковых единиц и языковых отношений, работать с моделями изучаемых единиц и явлений языка;
- способность создавать учебные тексты — описывать и характеризовать факты изучаемой предметной области (единицы языка и языковые явления), результаты своей исследовательской и практической деятельности;
- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
- понимание языка как системы единиц, являющейся важнейшим средством человеческого общения, сформированность основных понятий науки о языке;
- освоение средств и способов научно-познавательной деятельности: выявление существенных признаков единиц языка и речи, а также характера отношений между ними (нахождение, сравнение, классификация и т. п.);
- представление единиц языка и речи через совокупность их признаков и свойств; упорядочение, группировка и надлежащее предъявление результатов анализа;
- способность оценивать и контролировать действия с единицами языка и речи;
- умение оценивать свою работу по критериям, предложенным учителем или составленным в совместной работе; принимать оценку учителем и одноклассниками результата своей работы;
- умение сравнивать результат своей работы с предложенным образцом, а также с результатами работ одноклассников (в паре, группе);
- умение задавать вопросы с целью получения недостающей информации;
- умение пользоваться различными знаками и символами для составления моделей и схем изучаемых объектов.
- осознание смыслоразличительной роли звуков; овладение способом вычленения звуков в словах и определение их последовательности;
- различение гласных и согласных звуков, согласных твердых и мягких,
- умение отражать качество звуков в звуковой схеме и звуковой записи слова;
- овладение способом деления слова на слоги, определения ударного
- умение различать звуки и буквы;
- умение связно и ритмично писать строчные и заглавные буквы, правильно соединять их;
- умение обозначать на письме мягкость согласных звуков с помощью букв я, ю, е, ё, и и буквы ь; обозначать на письме звук [й’] с помощью букв э, е, ё;
- умение переносить слова с одной строки на другую по слогам;
- овладение обобщенным понятием об орфограмме;
- умение писать заглавную букву в именах людей и кличках животных;
- умение определять границы предложений в устной речи и на письме, начинать писать предложение с большой буквы, в конце предложения ставить точку, вопросительный и восклицательный знаки;
- употребление в речи слов речевого этикета;
- овладение способом различения слов-названий и служебных слов;
- умение правильно писать под диктовку отдельные слова, написание которых не расходится с произношением, а также предложения и небольшие тексты, состоящие из таких слов;
- умение списывать по правилам слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтами;
- умение устно составлять 3—5 предложений на определенную тему.
- осознание языка как основного средства человеческого общения;
- осознание необходимости изучения родного языка; обычаев и культуры своего народа;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем куль туры человека;
- умение оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение одноклассников с точки зрения правильности и культуры речи, соблюдения этикетных норм;
- осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений, таких как толерантность, уважительное отношение к другим ученикам и работникам школы, готовность прийти на помощь;
- знание основ культурного поведения и взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, старшими и младшими детьми в классном и школьном коллективе и за его пределами;
- владение нормами сотрудничества: уметь работать в паре, в малых и больших группах, уметь договариваться, слушать и слышать друг друга в ходе групповой и общеклассной дискуссии.
- умение формулировать запрос на недостающую информацию: обращаться ко взрослому или к доступной справочной литературе — орфографическому, орфоэпическому и толковому словарям;
- умение формулировать тему и основную мысль короткого и простого в смысловом отношении текста;
- умение определять границы собственных знаний, понимать, что уже знаешь, а что еще предстоит узнать.
- умение различать сильные и слабые позиции гласных и согласных звуков;
- владение способом определения значимых частей слова: окончания, основы, корня;
- владение общим способом проверки орфограмм слабых позиций;
- умение ставить орфографические задачи по ходу письма;
- владение способом определения корня слова, умение подбирать к слову однокоренные слова;
- умение определять лексическое значение слов с помощью контекста и толкового словаря; находить в тексте слова, употребленные в переносном значении; подбирать к словам наиболее употребительные синонимы и антонимы;
- умение различать однокоренные слова и изменения одного и того же слова, слова с омонимичными корнями;
- умение проверять изученные орфограммы сильных позиций; проверять орфограммы слабых позиций в корне слова изменением слова и с помощью родственных слов;
- умение пользоваться орфографическим словарем для проверки орфограмм и ударения;
- умение правильно писать слова с непроверяемыми написаниями, предусмотренные программой;
- умение писать под диктовку текст в 30—40 слов без пропусков изученных орфограмм;
- умение списывать несложный по содержанию текст по специальным правилам;
- умение различать предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске, употреблять их в соответствии с ситуацией и правильно интонировать, обозначать интонацию предложений на письме;
- определять тему текста и его основную мысль, подбирать заголовок к тексту;
- выделять в тексте его части: начало, главную часть и концовку;
- умение восстанавливать деформированный текст; составлять текст по заданному началу или заключительной части;
- умение различать текст-повествование и текст-описание;
- умение устно и письменно излагать текст по заданному или коллективно составленному плану.
- осознание этических норм и владение культурой общения в разных ситуациях общения с различными адресатами общения (сверстниками, взрослыми — близкими, знакомыми, малознакомыми, незнакомыми людьми);
- способность понимать другого человека (сверстника и взрослого), становиться в его позицию и рассматривать свои действия и их результат с точки зрения этого человека;
- понимание своей причастности к русскому народу, уважительное отношение к его культуре и самобытности; уважение родного языка и других языков и культур, прежде всего тех, которые функционируют в России; способность к критическому мышлению, умение формировать и отстаивать собственное мнение по поводу того или иного предмета, сопоставлять его с другими мнениями, уважать их.
- умение пользоваться языком как средством общения, познания, приобщения к культуре народа — носителя русского языка, эффективно применять разные виды речевой деятельности (слушания, говорения, чтения, письма) в различных сферах общения;
- умение вместе с одноклассниками составлять план анализа изучаемого объекта, планировать последовательность собственных действий с изучаемым объектом;
- способность осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач (вопросы к одноклассникам и к учителю, обращение к авторитетному источнику — словарям, энциклопедиям, Интернету); работать с информацией, представленной в виде таблиц, схем, моделей;
- умение сравнивать, различать языковые явления (произношение, значение, форма слова, построение предложения и т.п.), контролировать свое языковое поведение в учебном и внеучебном общении;
- умение работать с текстом: распознавать отдельные элементы текста, понимать причинно-следственные связи, основную мысль текста; планировать свое высказывание, подбирать речевые средства с учетом коммуникативной задачи, придерживаться правил речевого поведения, речевого этикета, имеющих национальную специфику;
- способность различать способ и результат своих действий;
- умение оценивать результаты своей работы и результаты работ одноклассников, выяснять причины допущенных ошибок;
- владение способами нахождения значимых частей слова: окончания, основы, корня, приставки и суффикса; разбора слова по составу: выделять окончание, основу, корень, приставку и суффикс;
- умение устанавливать связь между словами в предложении, вычленять из предложения словосочетания;
- умение проводить элементарный синтаксический разбор предложений: определять его тип по цели высказывания и эмоциональной окрашенности, выделять главные и второстепенные члены, однородные члены предложения;
- умение применять обобщенные способ проверки орфограмм слабых позиций: в корнях слов, частотных приставках и суффиксах, в окончаниях существительных, прилагательных и глаголов;
- умение применять правила написания букв о, е и ё после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных, прилагательных и глаголов;
- правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, предусмотренные программой;
- умение грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст в 55—65 слов с изученными орфограммами;
- писать изложение описательного и повествовательного характера в
- умение различать типы текстов: описание, повествование и рассуждение;
- умение устно составлять текст-рассуждение по заданному тезису; находить в комбинированных текстах элементы описания, повествования и рассуждения;
- умение оформлять устные и письменные тексты в соответствии с принятыми нормами; соблюдать культуру оформления письменных работ.
Источник: kopilkaurokov.ru