Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что целевые программы играют важную роль в управлении процессами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость наличия в бюджете целевых программ не вызывает никаких сомнений. Сомнения возникают на этапе оценки эффективности этих программ. Очевидно, что основной вопрос, который возникает в этой связи это насколько результативно и эффективно потрачены средства целевой программы. Но это скорее повод для дискуссий, чем основание для принятия решений, поскольку ответ на данный вопрос — «да, результативно» или «нет, не результативно» — не может быть напрямую использован в управленческих процессах.
Объектом исследования являются процессы формирования целевых программ.
Предметом исследования являются механизмы реализации целевых программ.
Целью исследования является оценка механизма реализации целевых программ и разработка предложений по его соврешенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Управление и финансирование целевых программ
— исследовать теоретические аспекты механизма реализации целевых программ;
— исследовать структуру, состав и механизм реализации Муниципальной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Ижевске на 2009 – 2014 годы;
— провести оценку эффективности реализации Муниципальной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Ижевске на 2009 – 2014 годы и предложить мероприятия по совершенствованию механизма ее реализации.
Методологией исследования выступают: общенаучные методы (историко-диалектические, анализ, наблюдение), специально-научные методы (системный, статистический).
Теоретической основой работы являются труды отечественных и зарубежных исследователей, таких как Сагитдинов М.Ш., Поваренков Ю. П., Тебекин А.В., Мухин В. И., Мухаметлатыпов Р. Ф., Мухаметлатыпов Ф. У. и других, которые в своих работах раскрывают вопросы работы управления организацией.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Во введение обусловлена актуальность, сформулирована цель, задачи исследования, определены предмет и объект исследования.
В первой главе были рассмотрены теоретические аспекты механизма реализации целевых программ. Во второй главе проведен анализ структуры, состава и механизма реализации Муниципальной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Ижевске на 2009 – 2014 годы. В третьей главе дана оценка эффективности реализации Муниципальной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Ижевске на 2009 – 2014 годы и предложены мероприятия по совершенствованию механизма ее реализации.
В заключение сделаны основные выводы и предложения.
Список использованных источников и литературы включает 17 источников. Общий объем работы составляет 42 страниц.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Новации в управлении государственными программами
Нормативные и законодательные акты
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят Государственной Думой Российской Федерации 17.07.1998)
- Федеральный закон от 06 октября 2003г. №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
- Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009г. № 536 «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации».
- Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской экономики от 17.06.2002 N 170 «О совершенствовании разработки, утверждения и реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации».
- Постановление Администрации г. Ижевска № 584 от 26 июня 2009 года. Oб утверждение Муниципальной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Ижевске на 2009 – 2014 годы
Литературы и источники
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Источник: studrb.ru
Раздел II. Муниципальное управление социальной сферой
Одним из механизмов реализации муниципальной социальной политики является разработка и реализация муниципальных целевых программ, позволяющих сосредоточить муниципальные ресурсы на решении наиболее остро стоящих социальных проблем, а также на развитие муниципального образования в целом или в отдельных отраслях (образование, здравоохранение, физкультура и спорт, молодежная политика и т.п.).
Муниципальная целевая программа представляет собой комплекс мероприятий, согласованных по целям, срокам, материально-техническому обеспечению, исполнителям, направленных на достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования. Порядок разработки и принятия муниципальных целевых программ утверждается органами местного самоуправления. Муниципальные целевые программы могут быть ведомственными, среднесрочными, долгосрочными и др.
Тематика муниципальных целевых программ напрямую обусловлена вопросами местного значения. Как правило, в муниципальных образованиях реализуются программы направленные на улучшение демографической ситуации, развитие муниципальной системы здравоохранения, образования, поддержку молодых специалистов, молодых семей, молодежи муниципального образования в целом, на повышение уровня культуры и доступа к культурному наследию, развитие физкультуры и спорта, развитие инфраструктуры муниципального образования и др. Финансирование мероприятий в рамках программ осуществляется за счет средств муниципального бюджета, субсидий из регионального бюджета, внебюджетных источников. Муниципальные целевые программы могут разрабатываться в контексте программ федерального и регионального уровней.
Источник: www.aup.ru
Теоретическая сущность целевых программ муниципального образования
Понятие и основы управления муниципальными целевыми программами
В Российской Федерации органы местного самоуправления созданы на основе Конституции Российской Федерации и Федеральных законов. Органы местного самоуправления успешно функционируют с целью выражения воли народа. Федеральные законы нормативно-правовые акты определяют построение структурного муниципального органа, их компетенции, ресурса и государственного фонда, его использования между государственной структурой и органом муниципального управления.
Все важные вопросы обеспечения жизнедеятельности населения рассматриваются в Уставах муниципального образования, освещены в Федеральных законах, в законах субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия двумя способами:
-путем проведения всенародных выборов депутатов представительных органов власти, действующих на территории муниципального образования, осуществляющих свою деятельность от имени народа, представляя его интересы;
-путем голосования граждан по вопросам местного самоуправления, т.е. проведение референдума по всем жизненно важным вопросам;
В отношении органов местного самоуправления (ОМС), а также, находящихся в собственности муниципальных организаций слова «муниципальный» и «местный», образованные на их основе словосочетания и слова применяются в одном значении, а также в тех случаях, где речь идет об осуществлении местного самоуправления населением. Сельское, городское поселение, несколько поселений, объединенных в район, связанных общей территорией, имеющие муниципальную собственность, местный бюджет и выборные органы, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, в соответствии с Федеральными законами являются муниципальным образованием.
В соответствии с Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, представительный орган власти состоит из депутатов, избранных на основе равноправных прямых выборов, путем тайного голосования, наделенных полномочиями на решение вопросов местного значения, и не входящих в государственные органы власти.
Методу программно-целевого управления социально-экономическими системами посвящены многие научные труды. Но многие из них не имеют концептуальных построений, во многих проявляется отсутствие представлений о систем основ данного феномена. Как правило, программно-целевое управление представляют как наличие цели и программы ее достижения.
Такие ученые -философы, как Дж.Розенцвейг и Ф.Каст отмечали, что «существующие различия между терминами «местный» и «муниципальный»,есть определенная связь: они относятся к одному и тому же явлению «интегрированному» управлению конкретной программе на основе системы».
Проблемы программно-целевого управления рассматривали также и Рапопорт В.С. И Родионова Л.В., которые объясняли данный факт, как организационную форму для комплекса работ («программы») и предлагали вполне определенный тип структуры управления (матрицу).
Они утверждали, что для программного управления вводятся соответствующие должности руководителей, которые сосредотачивают всю ответственность для достижения цели программы, координируют всю работу по данному проекту как внутри организации, так и вне ее. /15,с.49/. Они также акцентировали, что вначале программно-целевое управление необходимо рассматривать как динамичное структурное решение, но практика показала, что необходимо использовать специальный механизм, который будет нуждаться в создании постоянных элементов аппарата управления. Таем ни менее, автор Самохин А.Д. считает, что в таком управлении главное постановка конечной цели и определения путей ее достижения. Поэтому не для всех авторов выделение организационной структуры как неотъемлемого элемента программно-целевого управления является обязательным не для всех авторов.
Другие исследователи также не мало уделяли внимания фрагментарности в трактовании системы программно-целевого управления. Все это заключалось в необходимости реализации характеристик компонентов и методов программирования. К ним относятся следующие методы:
— определения ресурсов и распределения их между элементами программ;
— оптимизации и формирования программ;
-организации обеспечения организационного взаимодействия и системы управления программой;
— контроля и координации по программам;
— выбора и оценки проблем, для решения которых будут разрабатываться программы/10,с.52/.
По мнению авторов Б.А. Райзберга и А.Г. Лобко, программно-целевой метод в широком смысле слова, это один из способов решения сложных и крупных проблем, с помощью проведения и выработки системы программных мер, ориентированных на цели, достижение которых обеспечивает решение возникших проблем /16,с.42/. Они также делали акцент на то, что данный метод можно использовать, когда проблем не устранена в процессе естественного повседневного функционирования системы и имеет тенденции к обострению, в результате чего необходимо принять меры по разработке специальных программ, мобилизировать все силы на концентрацию усилий и сконцентрировать все возможности для решения проблемы в определенный срок времени.
Программно-целевой метод планирования, по мнению автора С.В.Васильева состоит в приоритетном отборе цели научно-технического, экономического и социального, развития, в разработанных мероприятиях по достижению в указанные сроки при определенной обеспеченности ресурсами при максимальной эффективности разработке определенных мероприятий. Программы разрабатывают с учетом намеченных стратегических целей, при определении средств и путей достижения данных целей.
Райзберг Б.А., Пекарский Л.С. и Голубков Е.П. в трактовании программно-целевого управления придерживаются особого мнения. Они утверждают, что программно-целевое управление можно рассматривать как в широком, так и в узком смыслах. В самом широком смысле программно-целевое управление они рассматривали как воздействие на объект, вырабатываемый на основе системного научного анализа управления, субъекта управления. Такие средства целей управления как целевая комплексная программа, план, оргструктура и другие виды определяются, исходя из охвата всех стадий воспроизводственного жизненного цикла (процесса) и намеченных целей. Сущность программно-целевого управления в узком смысле сводится данными авторами к разработке и практической реализации муниципальных целевых комплексных программ различного типа и вида.
Анализируя «широкую» трактовку программно-целевого управления, нужно заметить, что авторы попытались дать объяснение основному составу программы, плана, структуры (т.е. элементов программно-целевого управления). В то же время неясно, кто же является субъектом управления, кто объектом управления, а также невозможно определить специфику организационного воздействия.
В «узком» смысле слова они предлагают лишь внешние атрибуты управления, т.е. разработка и практическая реализация муниципальных программ, поэтому всесторонне раскрыть сущность данного понятия не имеется возможным.
Другую характеристику программно-целевого метода дает М.Ю.Кривошеева, как методу определения основных целей государственного, экономического, экологического, территориального и культурного развития, разработке мероприятий в определенные сроки./9,с.42/.
Понятие программы в целом характеризуется как научное обоснованное определение о представлении состояния какого-нибудь объекта управления через определенное количество времени (три, пять, десять лет и т.д.) для реализации определенной цели и выполнения намеченных мероприятий, согласованных по срокам, по исполнителям и ресурсам.
Научно-технические целевые программы разрабатываются с целью реализации более значительных научно-технических достижений. Конечной целью любой программы является промышленное производство, применение новых прогрессивных технологий, новых материалов и объектов новой техники. Муниципальные целевые программы разрабатываются с целью масштабного решения наиболее значимых задач и решения насущных проблем.
Существуют разнообразные целевые программы. Они классифицируются по своей сути по уровню проблем (международные, государственные, отраслевые и межотраслевые, локальные и региональные), по характеру проблем (научно-исследовательские, научно-технические, комплексные, производственно-хозяйственные, организационно-экономические и социально-экономические).
Комплексные программы могут быть разнообразными по своему содержанию и делятся на следующие типы:
-научно-технические, которые решают важнейшие научно-технические проблемы
-социально-экономические, которые направлены на повышение материального и культурного уровня жизни людей, на решение проблем совершенствования и развития образа жизни, на улучшение условий труда и т.д.;
-производственно-экономические, которые помогают решить крупные производственные межотраслевые проблемы, повысить экономическую эффективность и качественные характеристики, а также рационально использовать финансовые, материальные и трудовые ресурсы, создавать и развивать новые отрасли хозяйствования, развивать современные виды промышленного производства;
— региональные (территориальные), которые направлены на обеспечение комплексного хозяйственного исследования современных территорий, развивать новые территориально-производственные комплексы;
— экологические, которые направлены на осуществление природоохранных проектов;
— хозяйственно-организационные, которые направлены на совершенствование организации управления предприятиями.. организациями, хозяйствующими субъектами.
По времени и длительности целевые комплексные программы бывают долгосрочными (свыше 5 лет), среднесрочными (с 3-х до 5-ти лет) и краткосрочными (до 3 лет).
Программы каждого типа обладают особенными условиями разработки, спецификой целей, учитываемых методов и факторов управления ими, способами их реализации. Целевая программа — документ, который согласован по исполнителям, по ресурсам и срокам задания на проведение научных исследований и разработок, а также других мероприятий по эффективному комплексному использованию финансовых ресурсов и развитию производительных сил в целях:
— научного обоснования размещения производительных сил и территориальных схем развития и /12,с.28/;
— решения научных проблем, формирования и реализации региональных целевых комплексных программ.
Другая формулировка целевой программы заключается в том, что данный документ предусматривает ряд взаимосвязанных по ресурсам, срокам выполнения и исполнителям мероприятий, относящихся к разнообразным сферам деятельности (проектно-конструкторской, научной, производственной и строительной) с целью обеспечения социального и экономического развития страны с концентрацией ресурсов на определенных направлениях.
Отличие комплексной программы состоит в том, что она имеет ярко выраженную цель, высокую степень комплексности (межотраслевые связи, полнота охвата), все это характеризуется видимыми результатами, проявляется в проведении мероприятий и сосредоточении ресурсов на решение определенных задач, на решение конкретной проблемы.
Муниципальная целевая программа является документом из различных сфер деятельности, предусматривающим связанные по ресурсам, срокам и исполнителям элементы.
Органы государственной власти на уровне Федерации и органы государственно власти субъектов организуют проведение правовой экспертизы проектов муниципальных целевых программ. Финансирование ведется за счет средств соответствующих бюджетов. Обязательная независимая экспертиза муниципальных целевых программ и нормативно-правовых актов проводится в установленном законом порядке.
При выборе научно-технической политики, а также при проведении конкурсов с целью принятия участия в научно-технических программах и проектах, при проведении контроля за их осуществлением, при формировании научных и научно-технических программ и проектов, при использовании их в экономике государства, экспертиза проводится специалистом органов и организаций, осуществляющих независимую правовую экспертизу, а также экспертами субъектами Российской Федерации организаций, которые финансируют научную научно-техническую деятельность. Специалист, имеющий личную заинтересованность, не может участвовать в экспертизе целевой программы. Органы исполнительной власти Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заранее информировать население об экологической безопасности о социальной и экономической значимости создаваемых объектов и производств.
Таким образом, в Российской Федерации органы местного самоуправления, как правило, создаются и успешно функционируют с целью выражения воли народа через органы власти. Органы местного самоуправления строятся на основе Конституции Российской Федерации и нормативно-правовых актов. Данные документы регламентируют структуру муниципалитетов, их компетенцию, распределение ресурсов и государственных фондов между государственными структурами и органами муниципального управления.
Источник: studentopedia.ru