Понятие и сущность культурно досуговых программ

Обострение проблемы досуга для многих групп населения связано в первую очередь с недееспособностью многих воспитательных институтов в нашем обществе, в первую очередь школы и семьи, в сфере социализации и социальной адаптации личности. Между тем именно пространство досуговой активности способно выступать мощным социализирующим фактором для всех членов общества переходного периода, являясь альтернативой пассивному времяпровождению в виде неумеренного просмотра телепрограмм, зависимости от компьютерных игр, алкоголя и т.д.

В то же время учреждения социальной и культурной сферы обладают огромными организационными возможностями в развитии и совершенствовании культурно-досуговой деятельности людей. К приоритетным педагогическим задачам культурно-досуговой деятельности можно отнести:

1. Социализацию, ресоциализацию и социальную адаптацию различных групп населения в сфере досуга;

2. Реализацию педагогических моделей досугового поведения, способствующих нравственному развитию и реализации социально-культурной активности населения.

#Абитуриенту2021 | Организация и постановка культурно-досуговых программ

3. Решение социально-экологических проблем средствами культурно-досуговой деятельности, где особое место принадлежит формированию здорового образа жизни и гуманизации окружающей современного человека социальной среды;

4. Удовлетворение и формирование массовых досуговых запросов различных групп населения, способствующих их социальному и культурному развитию;

5. Реализацию педагогического потенциала организованного досуга в решении проблем социально незащищенных групп населения через разнообразные рекреационные и культурно-досуговые программы.

Анализ педагогических возможностей досуга показывает, что основным условием эффективности его организации является учет основных социальных запросов различных групп населения, способствующий повышению качества их жизни, а также физическому, психическому и социальному здоровью личности.

Современный досуг как педагогический процесс имеет свою специфику. Он связана с тем, что условием педагогического воздействия является значительная опосредованность в воспитании, обучении, просвещении людей, участвующих в досуговых программах. Контингент досуговых мероприятий, досуговых коллективов и общностей складывается часто в значительной мере стихийно, на основе свободного выбора досуговых занятий. Поэтому используемый в сфере досуга педагогический инструментарий является погруженным «внутрь» различных досуговых мероприятий, программ.

Досуговые программы, мероприятия воздействуют на личность человека прежде всего через разнообразную культурную активность, специально организуемый социальный опыт. Поэтому сфера организованного досуга обладает очень большим педагогическим потенциалом, формирует разнообразные модели социального поведения, которые способствуют физическому, психическому, нравственному, эстетическому развитию личности.

Базовой культурно-досуговой деятельностью как педагогического процесса для большинства людей являются отдых и развлечения. Само понятие «развлечение» — раз-влечение, это разовое влечение. То есть изначально мы уже имеем дело с подсознанием личности, на которую влияем педагогическими средствами. Мы имеем дело с педагогикой «разовых влечений».

Культурно-досуговая деятельность как эффективное ср-во развития личности | Видеолекции | Инфоурок

Как известно, вредные, аморально-разрушительные влечения могут привести к распаду личности. Поэтому сфера развлечений особенно в последнее время является одной из главных арен битвы за духовное здоровье нации.

Актуализация социально-педагогического содержания процесса культурно–досуговой деятельности в значительной мере зависит от создания условий для духовно–нравственного, культурного и социального развития участников этой деятельности, полного раскрытия и реализации их потенциальных творческих возможностей, а также их социальной адаптации. В общем виде такая организация культурно-досуговой деятельности выглядит следующим образом:

Рисунок 1. Педагогическая организация культурно-досуговой деятельности

На данной схеме отображена педагогическая организация процесса культурно-досуговой деятельности на основе взаимодействия двух ее направлений.

К стационарным творческим коллективам относятся кружковая работа, студии и т.д. В данных коллективах осуществляется специализированное, целенаправленное обучение педагогами-специалистами. В творческие объединения проводится специальный отбор участников, который исключает попадание случайного человека в данный коллектив, что позволяет вести учебную деятельность не «с нуля», то есть начать обучение людей, уже имеющих определенные запросы и интересы к выбранной культурно-досуговой деятельности.

К массовым мероприятиям относится организация праздников, представлений, вечеров и т.д. В данном направлении работают организаторы, режиссеры, методисты и т.д. Они организуют массовые мероприятия и привлекают к культурной деятельности всех желающих без исключения, что позволяет говорить о широкой направленности данного блока схемы педагогической организации культурно-досуговой деятельности. Между двумя этими направлениями культурно-досуговой деятельности существует взаимосвязь, реализуемая на основе взаимодействия и взаимовлияния.

Читайте также:
Как работает программа гармин

К организации культурно–массовой деятельности привлекаются творческие коллективы.

Не все участники стационарных творческих коллективов учреждений постоянно участвуют в культурно–массовой работе, как и не все участники массовых, культурно–досуговых мероприятий обязательно становятся участниками стационарных творческих коллективов. Это не исключает необходимости запрограммированной и спроектированной педагогической взаимосвязи блоков схемы, как общего пространства инкультурации и социализации.

Эта схема является универсальной для любого культурно-досугового учреждения и может быть использована для работы как с детскими коллективами, так и для работы во взрослых объединениях.

Сфера досуга, организуемая как педагогический процесс, важна, прежде всего, как диагностика, профилактика, лечение болезненных психических состояний личности, которые вызваны отклонениями в социальном поведении в ущерб здоровью личности и общества. Крайняя форма таких поведений – это противоправное поведение или «антидосуг».

Определенная сложность заключается в том, что довольно трудно бывает продиагностировать скрытые симптомы «социальной болезни» в процессе досугового поведения человека отдыхающего, играющего, гуляющего. Здесь не работают традиционные методы в полной мере (например, анкетный опрос, хотя он в ряде случаев и необходим).

Необходимо специальное выстраивание культурно-досуговых программ, инициирующих проявление личностью даже тех ее сторон, которые часто являются скрытыми во внедосуговых формах (на производстве, в семье. В школе и т.д.). Таким образом, специалист культурно-досуговой деятельности только тогда сможет стать педагогом, когда он способен быть одновременно и диагностом индивидуального неблагополучия участников культурно-досуговых программ, используя для этого нетрадиционные средства. Остановимся на этой проблеме подробнее.

Исходным пунктом в культурно-досуговой диагностике должно стать целостное рассмотрение личности участников культурно-досуговых программ в единстве духовно-мировоззренческих и психофизических характеристик.

Очевидно, что изощренный индивидуальный подход в диагностике личности не всегда приемлем, если речь идет о более крупных образованиях: участниках массовых праздников и представлений, аудитории массовых культурно-просветительных мероприятий, коллективах художественной самодеятельности и т.д. Здесь на помощь могут прийти «человековедческие» модели, наработанные в художественной культуре – в первую очередь в литературном творчестве. Например, применительно к реальному досуговому поведению, используя соответствующее деление родов литературы, можно говорить об эпических, лирических и драматических жанрах поведения участников культурно-досуговых программ.

Прокрутить вверх

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот.

Источник: zdamsam.ru

22. Культурно-досуговые учреждения. Понятие и назн

Культурно-досуговое учреждение — это организация, основной деятельностью которой является предоставление населению разнообразных услуг социокультурного, просветительского, оздоровительного, развлекательного характера, создание условий для развития любительского художественного творчества. Оно создается учредителем в целях удовлетворения общественных потребностей в развитии традиционного народного художественного творчества, социокультурной активности населения, организации его досуга и отдыха.
Культурно-досуговые учреждения предоставляют услуги всем гражданам вне зависимости от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии.
Культурно-досуговые учреждения могут являться юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Направления деятельности учреждений культуры:
1. Деятельность, связанная с гражданским воспитанием.
2. Деятельность, связанная с трудовым воспитанием.
3. Деятельность, связанная с дополнительным образованием.
4. Деятельность, связанная с эстетическим воспитанием.
5. Деятельность, связанная с рекреационной функцией.
6. Деятельность, связанная с экологическим воспитанием.
7. Деятельность, связанная с укреплением здорового образа жизни.
Назначение КДУ
1. культурное просветительство,
2. художественное творчество,
3. развитие эстетических чувств,
4. отдых,
5. развлечение.
В туризме наиболее популярны следующие типы учреждений культуры.
1. Музеи – тип учреждения культуры, осуществляющий собирание, экспонирование материальных и духовных ценностей, ведет культурно-просветительскую работу. Организуют лекции, экскурсии, устраивают выставки, распространяют специальную литературу, занимаются научно-исследовательской работой. Основное назначение музеев – собирание, изучение и экспонирование материальных и духовных ценностей. Большое место в деятельности музеев занимает проведение культурно-просветительной и научно-исследовательской работы.
Интеграция музеев в сферу досуга оказывается в следующих формах:
— создание в музейных учреждениях функциональных помещений для проведения мероприятий досуга — концертных залов, клубных комнат, смотровых площадок, аттракционов, игровых уголков;
— проникновение индустрии досуга в музеи — открытие магазинов, сувенирных лотков, кафе, аренда музейных помещений для проведения рекреационных и развлекательных мероприятий;
— использование в музейной деятельности таких форм работы, как кружки, хобби-группы, театральные, музыкальные, литературные студии, организация праздников, тематических вечеров, конкурсов, фестивалей, творческих лабораторий
Методами активизации участия населения в культурно-развлекательных мероприятиях являются:
— организация дней культуры, художественных фестивалей, городских праздников;
— организация выставок живописи, истории, архитектуры;
— создание медиатек;
— систематические трансляции художественных радио- и телепередач;
— совершенствование маркетинговой деятельности музеев;
— активизация участия молодежи через образовательные, культурно-художественные, разрешительные проекты;
— реализация образовательных и культурных программ для взрослых;
— создание условий для доступа к музейных ценностей инвалидов — предоставление системы льгот для волонтеров
2. Парки культуры и отдыха – природные объекты познавательного и просветительского характера, имеющие возможности развлечений для эмоциональной разрядки и снятия утомления. Деятельность осно-вана на платной основе, что дает возможность для самостоятельного хозяйственного развития. Как и клубы, парки являются комплексными многофункциональными учреждениями культуры. Но, в отличие от клубов, свою деятельность парки организуют в условиях живой природы под открытым небом. Специфика парков позволяет им проводить самые разнообразные формы работы, удовлетворять потребности самой разнообразной аудитории: от площадок для детей и тихих уголков для людей старшего возраста, до танцевальных залов и самых разнообразных аттракционов для молодежи и т.п.
3. Библиотеки – тип учреждений культуры, осуществляющих собирание книг и других печатных изда-ний, их специальную обработку, пропаганду и организующую массовую работу с читателями (сельские, рай-онные, городские, областные, краевые, республиканские). Областная библиотека помимо названных функций выполняет разработку теоретических и методических вопросов библиотековедения и библиографии, осуществление научно-методического руководства всеми массовыми библиотеками.

Читайте также:
Лучшие программы для школы

В последние годы наблюдается тенденция образования на базе библиотек информационных учреждений нового типа. Так, появились медиатеки, объединяющие различные, и прежде всего, электронные носители информации о произведениях искусства. Реальностью наших дней стало появление интернет-центров, интернет-салонов и интернет-кафе.

Так, например, на базе Центральной городской публичной библиотеки им. Некрасова (г. Москва) создается новый библиотечно-информационный комплекс столицы.
Большое внимание массовые библиотеки уделяют проведению культурно-досуговых мероприятий для различных категорий населения, все в большей степени используя разнообразные формы клубной работы.
4. Дома и дворцы культуры. Проводит широкую культурно-досуговую деятельность среди населения, ведет большую работу по оказанию методической помощи всем учреждениям культуры района. Универсальное учреждение в организации досуга народа. Одними из самых массовых учреждений культуры в настоящее время остаются учреждения клубного типа (клубы, дома и дворцы культуры).

По своему характеру клубные учреждения являются многофункциональными комплексными учреждениями культуры. Их назначение – предоставлять максимум услуг для различных категорий населения в сфере досуга и рекреации, образования и творчества.
Основными направлениями в деятельности клубных учреждений являются: информационно-просветительная; художественно-публицистическая; содействие развитию социальных инициатив; сохране-ние и развитие традиционной народной культуры, проведение праздников и ритуалов; развитие художест-венного и технического творчества; культурно-развлекательная; физкультурно-оздоровительная работа, туристическая деятельность; экскурсионное обслуживание и др.
5. Кинотеатры – тип учреждения культуры, предназначенное для осуществления показа кинофильмов населению. бывают стандартные и передвижные.
6. Центры досуга – тип учреждения культуры, занимающийся созданием оптимальных условий для массового, группового, семейного и индивидуального развития творческих способностей, общения, отдыха, развлечений, восстановления духовных и физических сил на основе изучения культурных запросов и интересов различных категорий населения.
7. Культурные комплексы – комплексы, создающиеся на принципах добровольного слияния учрежде-ний культуры, независимо от их ведомственной принадлежности, в пределах одного или нескольких хозяйств и объединения материальных средств местных органов, собственных доходов и ассигнований хозяйства из фонда социально-культурных нужд и спонсорской помощи.
8. Культурно-спортивные комплексы – новый тип учреждения культуры направленный на культурное обслуживание населения на основе интеграции культуры и спорта и всех видов управления сферой досуга.
9. Молодежные центры досуга и кафе. Могут заниматься культурно-досуговой деятельностью для ор-ганизации досуга и отдыха молодежи.
10. Культурно-развлекательные комплексы (магазины, кафе, рестораны, боулинг, кинотеатр, салоны красоты, детские площадки и т.д).
Однопрофильные учреждения взяли курс на многопрофильность и многофункциональность (наряду с просветительными задачами стало больше внимания уделяться решению рекреационных проблем).

Читайте также:
Как сделать программу таймер

Источник: stihi.ru

Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусств

Рецензенты : М. А . Ариарский , докто р культурологии , профессор , зав .

кафедро й социально-культурно й деятельност и Санкт-Петербургског о государ —

ственног о университет а культур ы и искусст в

Н.Н. Ярошенко, докто р педагогически х наук , профессор ,

кафедро й социально-культурно й деятельност и Московског о государст —

венног о университет а культур ы и искусст в

П.И.Терехов, зав . кафедро й социально-культурно й дея —

тельноет и Казанског о государственног о университет а культур ы и искусст в

Жарко в А.Д . Теори я и технологи я культурно-досугово й

деятельности : Учебни к дл я студенто в вузо в культур ы и искусств . —

М. : Издательски й До м МГУКИ , 2007 . — 48 0 с .

В данно м учебник е изложен а теори я культурно-досугово й деятельности , рас —

крыт ы е ё сущность , социальны е функции , принципы , изложен ы специфически е осо —

бенност и социально-культурно й ситуаци и в стране , оказывающе й само е непосредст —

венно е влияни е н а технологи ю культурно-досугово й деятельност и

Содержитс я структурны й анали з все ю технологическог о процесс а подготовк и

и проведени я культурно-досуговы х програм м и предметно й деятельност и личност и в

учреждения х культуры .

Рассмотрен ы понятийны й аппара т технологи и культурно-досугово й деятель —

ност и в учреждения х культуры , е е основны е элементы , специфик а управления , дра —

матурги и и режиссур ы Основны е вид ы культурно-досуговы х программ , информаци —

онно-просветительные , художественно-публицистические , культурно —

развлекательны е Раскрываетс я механиз м регулировани я восприятие м аудиторие й

различны х типо в програм м

учреждения х культуры .

Издани е предназначен о дл я специалисто в учреждени и культур ы все х типов ,

преподавателей , студенто в вузо в и колледже й культур ы и искусств , широког о круг а

читателей , занимающихс я предметно й деятельность ю н а

посетителе й учреж —

дени й культуры

ISB N 978-5-94778-171- 7

Источник: www.studmed.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru