Понятие и назначение производственной программы

Производственная программа предприятия: сущность, назначение и последовательность разработки. Роль производственных мощностей в разработке и обосновании планов производства

Производственная программа (план производства продукции) является важным направлением планирования на предприятии. Она разрабатывается с учетом возможностей предприятия по выпуску продукции, т.е. его производственных мощностей, и рыночной потребности в продукции предприятия. Расчеты производственных мощностей выполняются техническими службами предприятия (производственным или техническим отделом, либо их структурными подразделениями), а изучение потребности рынка в продукции осуществляется службой маркетинга предприятия.

Технические службы предприятия осуществляют:

  • • расчеты действующих производственных мощностей;
  • • разработку баланса производственных мощностей;
  • • оценку состояния мощностей;
  • • расчеты загрузки и уровня использования производственных мощностей;
  • • расчеты нормативов использования производственных мощностей и разработку мероприятий по повышению эффективности использования мощностей;
  • • разработку мероприятий по развитию действующих и созданию новых производственных мощностей;
  • • расчеты величины и уровня использования мощностей в планируемом периоде.

Маркетинговая служба предприятия проводит следующий комплекс мероприятий:

АГБК Понятие и измерители производственной программы организации Ковалева Н.А.

  • • выявляет основных потребителей продукции предприятия;
  • • оценивает объемы потребностей в продукции предприятия;
  • • проводит изучение предприятий-конкурентов, выпускающих аналогичные или родственные виды продукции;
  • • рассматривает качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции;
  • • проводит оценку перспектив развития соответствующих производств предприятия;
  • • анализирует используемые формы и каналы сбыта продукции;
  • • оценивает используемую предприятием стратегию ценообразования;
  • • осуществляет выбор «ниши», т.е. наиболее благоприятного сегмента рынка;
  • • разрабатывает мероприятия по продвижению продукции на рынок.

Производственная программа во многом определяется расчетами величины и уровня использования производственных мощностей предприятия. Процесс разработки плана производства продукции и обоснования его расчетами производственных мощностей (ПМ) (для однопродуктового производства) представлен на рис. 8.1.

Производственная программа предприятия разрабатывается в следующей последовательности:

  • 1) определяются потребности рынка в продукции предприятия;
  • 2) рассчитывается величина действующих производственных мощностей предприятия;
  • 3) сопоставляются потребности рынка в продукции с величиной мощностей. Если величина производственных мощностей превышает потребности рынка в данном виде продукции, то процесс разработки плана производства продукции является завершенным;
  • 4) в случае недостаточной величины производственных мощностей разрабатываются мероприятия по их развитию и улучшению использования;
  • 5) проводится анализ возможностей развития действующих производственных мощностей;
  • 6) осуществляется проведение анализа использования действующих мощностей;
  • 7) разрабатываются мероприятия, направленные на развитие производственных мощностей;
  • 8) проводится разработка мероприятий, направленных на улучшение использования мощностей;
  • 9) рассматриваются финансовые и производственные возможности, связанные с созданием новых мощностей;
  • 10) проводится расчет изменение величины мощностей вследствие их прироста и выбытия;
  • 11) проводятся расчет и разработка норматива использования производственных мощностей;
  • 12) определяется величина производственных мощностей в планируемом периоде;
  • 306
Читайте также:
Какой программой открыть Симс

Процесс обоснования плана производства продукции расчетами производственных мощностей

Методы оценки годовой производственной программы

Рис. 8.1. Процесс обоснования плана производства продукции расчетами производственных мощностей

  • 13) проводится расчет планируемого уровня использования производственных мощностей;
  • 14) рассчитывается объем выпуска продукции в планируемом периоде, т.е. завершается разработка производственной программы однопродуктового производства в натуральных измерителях выпуска продукции.

Источник: studme.org

2. Производственная программа предприятия

2.1. Понятие и назначение производственной программы предприятия

Производственная программа определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответ­ствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требова­ниям плана продаж. Она обусловливает задания по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, численности персонала, транспорте.

Основой для разработки производственной программы слу­жит план продаж. Цель планирования продаж состоит в том, чтобы своевременно предложить покупателям такую номенкла­туру товаров и услуг, которая бы соответствовала в целом про­филю производственно-хозяйственной деятельности предприя­тия и возможно полнее удовлетворяла их потребности. Плани­рование продаж заключается в определении характера новых товаров, соотношения объема выпуска старых и новых изде­лий, уровня цен и конкурентоспособности продукции, гаран­тий, качества сервиса и других параметров продукции. Реше­нием указанных задач на предприятии занимается отдел мар­кетинга совместно с другими службами. Основная функция маркетинга заключается в координации НИОКР, комплексном исследовании рынка, формировании рынка и стимулировании сбыта для достижения основной цели — завоевания возможно большей доли рынка, обеспечивающей прибыльную работу предприятия.

Место производственной программы в системе показателей работы предприятия показано.

Основу производственной программы составляют стратеги­ческий план и портфель заказов предприятия. На базе страте­гического плана разрабатывается план инноваций, определяю­щий производственную мощность предприятия и новые виды продукции, а на базе портфеля заказов и плана инноваций — производственная программа. Задания производственной про­граммы определяют показатели остальных разделов плана предприятия: плана по издержкам, прибыли и рентабельности; плана по персоналу; плана материально-технического обеспече­ния и др.

Рис.Связь производственной программы с другими показателями работы предприятия

Портфель заказов должен включать следующие группы то­варов:

• основную, включающую товары, находящиеся в стадии роста и приносящие основную долю прибыли;

• поддерживающую, состоящую из товаров, стабилизирую­щих доходы от продаж и находящихся в стадии зрелости;

• стратегическую, включающую товары, призванные сти­мулировать продажи основных товарных групп и находящиеся в стадии роста и зрелости;

Читайте также:
Как сделать квадрат в программе кумир

• тактическую, охватывающую товары, призванные стиму­лировать продажи основных товарных групп и находящиеся в стадии роста и зрелости;

• снимаемую с продажи и включающую товары, находящи­еся в стадии насыщения и спада.

Производственная программа разрабатывается на всех пред­приятиях, выпускающих продукцию для реализации потреби­телям или выполняющих отдельные виды работ и услуг. Про­изводственная программа включает расчеты объема производ­ства продукции (работ, услуг) и его обоснование производствен­ными мощностями, материальными и трудовыми ресурсами.

Содержание производственной программы зависит от раз­личных факторов. В зависимости от сферы производства раз­личают продукцию материального производства (промышлен­ную, сельскохозяйственную, строительную и др.) и услуги сферы нематериального производства (транспортировку, тор­говлю, обучение, лечение и т.д.).

В каждой отрасли произ­водства выделяют группы и подгруппы выпускаемой продук­ции и оказываемых услуг. Так, в промышленности есть авто­мобилестроение, ткацкое и швейное производство, обувное. Услуги также классифицируются по группам и подгруппам. Например, транспортные услуги подразделяются на железно­дорожные, морские, воздушные, автомобильные и другие пе­ревозки.

Различные виды производственных товаров и оказываемых услуг называются номенклатурой производственной програм­мы. Ассортимент продукции (услуг) – развернутый, детали­зированный перечень отдельных позиций номенклатуры по ти­пам, сортам, размерам и иным признакам.

Предприятия промышленности формируют производствен­ную программу на основе: государственного заказа; заказов потребителей; выявленного в процессе изучения рынка потре­бительского спроса.

Государственный заказ доводится предприятиям, произво­дящим продукцию, имеющую важное народнохозяйственное значение. Система государственных заказов распространена во всех странах с развитой рыночной экономикой и не противоре­чит ее принципам.

Более того, получение государственного за­каза является престижным для предприятия и производится, как правило, на конкурсной основе. Государственный заказ предоставляется тем предприятиям, которые обеспечивают бо­лее эффективное его выполнение. В Республике Беларусь зада­ния государственного заказа подлежат обязательному включе­нию в производственную программу. В отношении предприя­тий, необоснованно уклоняющихся от выполнения государ­ственного заказа, органами государственного управления могут быть приняты штрафные санкции.

При разработке производственной программы предприятия применяются натуральные, трудовые и стоимостные методы измерения. Они позволяют вести планирование, учет и конт­роль себестоимости, объемов продаж, номенклатуры, ассорти­мента, трудоемкости выпускаемой продукции.

Натуральные измерители (штуки, тонны, метры и др.) характеризуют производственную специализацию предприя­тия и долю на рынке. В расчете на единицу продукции устанав­ливаются технологические нормы расхода сырья, энергии, ра­бочего времени, рассчитывается себестоимость изделия (услу­ги). Без натуральных измерителей невозможно определить пот­ребность в производственной мощности и ее использование. На­туральные измерители наиболее полно и правильно характери­зуют рост производительности труда, но применимы только для продукции однородного назначения.

Трудовые измерители – часы и минуты рабочего време­ни – применяются во внутрипроизводственном планировании для оценки трудоемкости единицы продукции и производ­ственной программы. Наиболее распространенный показа­тель – трудоемкость или нормированные затраты рабочего времени на изготовление продукции, выполнение услуги, рас­считываемые в нормо-часах. Если работа не подлежит нормиро­ванию по различным причинам, то показатель трудоемкости определяется в человеко-часах.

Читайте также:
Microsoft Outlook похожие программы

Стоимостные измерители производственной программы используются одновременно с натуральными и трудовыми. Они отражают объем произведенной продукции (услуг). Единица измерения – национальная валюта. Кроме того, для характе­ристики экспорта может применяться валюта других стран, например доллар США или евро.

В денежном выражении рассчитываются такие показатели, как объем продаж (реализованная продукция), товарная и ва­ловая продукция, чистая и условно чистая продукция, валовой и внутрипроизводственный обороты.

Обобщающим показателем производственной программы предприятия является объем продаж или реализованная про­дукция. Объем продаж более объективно отра­жает результат деятельности предприятия как выпускающего товары, так и производящего услуги. Показатель реализован­ной продукции в соответствии с логикой должен применяться только для предприятий сферы материального производства, выпускающих продукцию. В условиях рыночной экономики большинство предприятий создают продукцию и выполняют услуги, поэтому показатель объема продаж применим для всех предприятий.

Источник: studfile.net

Сущность производственной программы

Основная цель предприятий реализуется в процессе выполнения производственной программы. Производственная программа (план производства и реализации продукции) — это комплексное задание по выпуску и реализации продукции определенного ассортимента и качества в натуральных и стоимостных показателях, ориентированных на достижение целей организации (предприятия). Отражая цели и задачи производственной деятельности предприятия, производственная программа является ведущим разделом плана предприятия. Все другие разделы плана разрабатываются в соответствии с производственной программой и направлены на обеспечение ее выполнения в установленные сроки и при наименьших затратах. В основу составления производственной программы должна быть положена реальная потребность в конкретной продукции, объем выпуска продукции, рассчитанный на основе заключенных договоров на поставку продукции и изучения конъюнктуры рынка, по номенклатуре и ассортименту должен служить исходной базой для дальнейших расчетов по производственной программе и другим разделам плана предприятия. После этого производственная программа разрабатывается в следующей последовательности:

  • 1. Определяются номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции, объем поставок в натуральном выражении согласно заключенным договорам.
  • 2. На основе объема поставок определяется объем производства каждого изделия в натуральном выражении.
  • 3. Объем производства по отдельным видам продукции обосновывается расчетами производственных мощностей.
  • 4. Исходя из натуральных объемов производства и поставок рассчитываются стоимостные показатели: товарная, реализованная; валовая и чистая продукция.
  • 5. Составляется график отгрузки продукции в соответствии со сроками договоров.
  • 6. Производственная программа распределяется по основным подразделениям предприятия.

Источник: studwood.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru