Производственная программа предприятия: сущность, назначение и последовательность разработки. Роль производственных мощностей в разработке и обосновании планов производства
Производственная программа (план производства продукции) является важным направлением планирования на предприятии. Она разрабатывается с учетом возможностей предприятия по выпуску продукции, т.е. его производственных мощностей, и рыночной потребности в продукции предприятия. Расчеты производственных мощностей выполняются техническими службами предприятия (производственным или техническим отделом, либо их структурными подразделениями), а изучение потребности рынка в продукции осуществляется службой маркетинга предприятия.
Технические службы предприятия осуществляют:
- • расчеты действующих производственных мощностей;
- • разработку баланса производственных мощностей;
- • оценку состояния мощностей;
- • расчеты загрузки и уровня использования производственных мощностей;
- • расчеты нормативов использования производственных мощностей и разработку мероприятий по повышению эффективности использования мощностей;
- • разработку мероприятий по развитию действующих и созданию новых производственных мощностей;
- • расчеты величины и уровня использования мощностей в планируемом периоде.
Маркетинговая служба предприятия проводит следующий комплекс мероприятий:
АГБК Понятие и измерители производственной программы организации Ковалева Н.А.
- • выявляет основных потребителей продукции предприятия;
- • оценивает объемы потребностей в продукции предприятия;
- • проводит изучение предприятий-конкурентов, выпускающих аналогичные или родственные виды продукции;
- • рассматривает качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции;
- • проводит оценку перспектив развития соответствующих производств предприятия;
- • анализирует используемые формы и каналы сбыта продукции;
- • оценивает используемую предприятием стратегию ценообразования;
- • осуществляет выбор «ниши», т.е. наиболее благоприятного сегмента рынка;
- • разрабатывает мероприятия по продвижению продукции на рынок.
Производственная программа во многом определяется расчетами величины и уровня использования производственных мощностей предприятия. Процесс разработки плана производства продукции и обоснования его расчетами производственных мощностей (ПМ) (для однопродуктового производства) представлен на рис. 8.1.
Производственная программа предприятия разрабатывается в следующей последовательности:
- 1) определяются потребности рынка в продукции предприятия;
- 2) рассчитывается величина действующих производственных мощностей предприятия;
- 3) сопоставляются потребности рынка в продукции с величиной мощностей. Если величина производственных мощностей превышает потребности рынка в данном виде продукции, то процесс разработки плана производства продукции является завершенным;
- 4) в случае недостаточной величины производственных мощностей разрабатываются мероприятия по их развитию и улучшению использования;
- 5) проводится анализ возможностей развития действующих производственных мощностей;
- 6) осуществляется проведение анализа использования действующих мощностей;
- 7) разрабатываются мероприятия, направленные на развитие производственных мощностей;
- 8) проводится разработка мероприятий, направленных на улучшение использования мощностей;
- 9) рассматриваются финансовые и производственные возможности, связанные с созданием новых мощностей;
- 10) проводится расчет изменение величины мощностей вследствие их прироста и выбытия;
- 11) проводятся расчет и разработка норматива использования производственных мощностей;
- 12) определяется величина производственных мощностей в планируемом периоде;
- 306
Методы оценки годовой производственной программы
Рис. 8.1. Процесс обоснования плана производства продукции расчетами производственных мощностей
- 13) проводится расчет планируемого уровня использования производственных мощностей;
- 14) рассчитывается объем выпуска продукции в планируемом периоде, т.е. завершается разработка производственной программы однопродуктового производства в натуральных измерителях выпуска продукции.
Источник: studme.org
2. Производственная программа предприятия
2.1. Понятие и назначение производственной программы предприятия
Производственная программа определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж. Она обусловливает задания по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, численности персонала, транспорте.
Основой для разработки производственной программы служит план продаж. Цель планирования продаж состоит в том, чтобы своевременно предложить покупателям такую номенклатуру товаров и услуг, которая бы соответствовала в целом профилю производственно-хозяйственной деятельности предприятия и возможно полнее удовлетворяла их потребности. Планирование продаж заключается в определении характера новых товаров, соотношения объема выпуска старых и новых изделий, уровня цен и конкурентоспособности продукции, гарантий, качества сервиса и других параметров продукции. Решением указанных задач на предприятии занимается отдел маркетинга совместно с другими службами. Основная функция маркетинга заключается в координации НИОКР, комплексном исследовании рынка, формировании рынка и стимулировании сбыта для достижения основной цели — завоевания возможно большей доли рынка, обеспечивающей прибыльную работу предприятия.
Место производственной программы в системе показателей работы предприятия показано.
Основу производственной программы составляют стратегический план и портфель заказов предприятия. На базе стратегического плана разрабатывается план инноваций, определяющий производственную мощность предприятия и новые виды продукции, а на базе портфеля заказов и плана инноваций — производственная программа. Задания производственной программы определяют показатели остальных разделов плана предприятия: плана по издержкам, прибыли и рентабельности; плана по персоналу; плана материально-технического обеспечения и др.
Рис.Связь производственной программы с другими показателями работы предприятия
Портфель заказов должен включать следующие группы товаров:
• основную, включающую товары, находящиеся в стадии роста и приносящие основную долю прибыли;
• поддерживающую, состоящую из товаров, стабилизирующих доходы от продаж и находящихся в стадии зрелости;
• стратегическую, включающую товары, призванные стимулировать продажи основных товарных групп и находящиеся в стадии роста и зрелости;
• тактическую, охватывающую товары, призванные стимулировать продажи основных товарных групп и находящиеся в стадии роста и зрелости;
• снимаемую с продажи и включающую товары, находящиеся в стадии насыщения и спада.
Производственная программа разрабатывается на всех предприятиях, выпускающих продукцию для реализации потребителям или выполняющих отдельные виды работ и услуг. Производственная программа включает расчеты объема производства продукции (работ, услуг) и его обоснование производственными мощностями, материальными и трудовыми ресурсами.
Содержание производственной программы зависит от различных факторов. В зависимости от сферы производства различают продукцию материального производства (промышленную, сельскохозяйственную, строительную и др.) и услуги сферы нематериального производства (транспортировку, торговлю, обучение, лечение и т.д.).
В каждой отрасли производства выделяют группы и подгруппы выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Так, в промышленности есть автомобилестроение, ткацкое и швейное производство, обувное. Услуги также классифицируются по группам и подгруппам. Например, транспортные услуги подразделяются на железнодорожные, морские, воздушные, автомобильные и другие перевозки.
Различные виды производственных товаров и оказываемых услуг называются номенклатурой производственной программы. Ассортимент продукции (услуг) – развернутый, детализированный перечень отдельных позиций номенклатуры по типам, сортам, размерам и иным признакам.
Предприятия промышленности формируют производственную программу на основе: государственного заказа; заказов потребителей; выявленного в процессе изучения рынка потребительского спроса.
Государственный заказ доводится предприятиям, производящим продукцию, имеющую важное народнохозяйственное значение. Система государственных заказов распространена во всех странах с развитой рыночной экономикой и не противоречит ее принципам.
Более того, получение государственного заказа является престижным для предприятия и производится, как правило, на конкурсной основе. Государственный заказ предоставляется тем предприятиям, которые обеспечивают более эффективное его выполнение. В Республике Беларусь задания государственного заказа подлежат обязательному включению в производственную программу. В отношении предприятий, необоснованно уклоняющихся от выполнения государственного заказа, органами государственного управления могут быть приняты штрафные санкции.
При разработке производственной программы предприятия применяются натуральные, трудовые и стоимостные методы измерения. Они позволяют вести планирование, учет и контроль себестоимости, объемов продаж, номенклатуры, ассортимента, трудоемкости выпускаемой продукции.
Натуральные измерители (штуки, тонны, метры и др.) характеризуют производственную специализацию предприятия и долю на рынке. В расчете на единицу продукции устанавливаются технологические нормы расхода сырья, энергии, рабочего времени, рассчитывается себестоимость изделия (услуги). Без натуральных измерителей невозможно определить потребность в производственной мощности и ее использование. Натуральные измерители наиболее полно и правильно характеризуют рост производительности труда, но применимы только для продукции однородного назначения.
Трудовые измерители – часы и минуты рабочего времени – применяются во внутрипроизводственном планировании для оценки трудоемкости единицы продукции и производственной программы. Наиболее распространенный показатель – трудоемкость или нормированные затраты рабочего времени на изготовление продукции, выполнение услуги, рассчитываемые в нормо-часах. Если работа не подлежит нормированию по различным причинам, то показатель трудоемкости определяется в человеко-часах.
Стоимостные измерители производственной программы используются одновременно с натуральными и трудовыми. Они отражают объем произведенной продукции (услуг). Единица измерения – национальная валюта. Кроме того, для характеристики экспорта может применяться валюта других стран, например доллар США или евро.
В денежном выражении рассчитываются такие показатели, как объем продаж (реализованная продукция), товарная и валовая продукция, чистая и условно чистая продукция, валовой и внутрипроизводственный обороты.
Обобщающим показателем производственной программы предприятия является объем продаж или реализованная продукция. Объем продаж более объективно отражает результат деятельности предприятия как выпускающего товары, так и производящего услуги. Показатель реализованной продукции в соответствии с логикой должен применяться только для предприятий сферы материального производства, выпускающих продукцию. В условиях рыночной экономики большинство предприятий создают продукцию и выполняют услуги, поэтому показатель объема продаж применим для всех предприятий.
Источник: studfile.net
Сущность производственной программы
Основная цель предприятий реализуется в процессе выполнения производственной программы. Производственная программа (план производства и реализации продукции) — это комплексное задание по выпуску и реализации продукции определенного ассортимента и качества в натуральных и стоимостных показателях, ориентированных на достижение целей организации (предприятия). Отражая цели и задачи производственной деятельности предприятия, производственная программа является ведущим разделом плана предприятия. Все другие разделы плана разрабатываются в соответствии с производственной программой и направлены на обеспечение ее выполнения в установленные сроки и при наименьших затратах. В основу составления производственной программы должна быть положена реальная потребность в конкретной продукции, объем выпуска продукции, рассчитанный на основе заключенных договоров на поставку продукции и изучения конъюнктуры рынка, по номенклатуре и ассортименту должен служить исходной базой для дальнейших расчетов по производственной программе и другим разделам плана предприятия. После этого производственная программа разрабатывается в следующей последовательности:
- 1. Определяются номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции, объем поставок в натуральном выражении согласно заключенным договорам.
- 2. На основе объема поставок определяется объем производства каждого изделия в натуральном выражении.
- 3. Объем производства по отдельным видам продукции обосновывается расчетами производственных мощностей.
- 4. Исходя из натуральных объемов производства и поставок рассчитываются стоимостные показатели: товарная, реализованная; валовая и чистая продукция.
- 5. Составляется график отгрузки продукции в соответствии со сроками договоров.
- 6. Производственная программа распределяется по основным подразделениям предприятия.
Источник: studwood.net