Понятие и классификация целевых комплексных программ

Целевые комплексные программы представляют собой увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплексы научно-исследовательских, опытно-конструкторских, организационных и иных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение конкретных задач в различных областях экономической и общественной жизни Украины. Их важнейшей особенностью является определение, исходя из экономической и социальной целесообразности состава приоритетных направлений развития образования, очередности их реализации с учетом возможностей финансирования программных мероприятий на государственном или местном уровнях.

Закон Украины „О государственных целевых программах” определяет государственную целевую программу как комплекс взаимосвязанных задач и мероприятий, направленных на решение важнейших проблем развития государства, отдельных областей экономики или административно-территориальных единиц, осуществляемых с использованием средств Государственного бюджета Украины и согласованных по срокам выполнения, составом исполнителей, ресурсным обеспечением.

Внедрение комплексной информационной системы: опыт, ошибки, пути решения

Согласно этому же закону государственные целевые программы делятся на:

— общегосударственные программы экономического, научно-технического, социального, национально-культурного развития, охраны окружающей среды — то есть это программы, охватывающие всю территорию государства или значительное количество его регионов, имеют долгосрочный период выполнения и осуществляются центральными и местными органами исполнительной власти;

— другие программы, целью которых является решение отдельных проблем развития экономики и общества, а также проблем развития отдельных областей экономики и административно-территориальных единиц, требующих государственной поддержки.

По своей направленности государственные целевые программы делятся на: экономические, направленные на решение комплексных отраслевых и межотраслевых проблем производства, повышение его эффективности и качественных характеристик, обеспечение ресурсосбережения, создание новых производств, развитие производственной кооперации; научные, целью которых является обеспечение выполнения фундаментальных исследований в области естественных, общественных и технических наук; научно-технические, разрабатывающихся для решения важнейших научно-технических проблем, создание принципиально новых технологий, средств производства, материалов, другой наукоемкой и конкурентоспособной продукции; социальные, предусматривающих решение проблем повышения уровня и качества жизни, проблем безработицы, усиления социальной защиты населения, улучшения условий работы, развития здравоохранения и образования; национально-культурные, направленные на решение проблем национально-культурного развития, на сохранение национально-культурного наследства, удовлетворение интеллектуальных и духовных потребностей человека; экологические, целью которых является осуществление общегосударственных природоохранных мероприятий, предотвращение катастроф экологического характера и ликвидация их последствий; оборонительные, разрабатывающиеся с целью усиления обороноспособности государства; правоохранительные, направленные на обеспечение правоохранительной деятельности, борьбы с преступностью и государственной безопасности.

2023-04-27 Экспертно-консультационные сессии с управленческими командами

Государственные целевые программы могут быть направлены на решение других проблем, в том числе проблем регионального развития, имеющих государственное значение.

Источник: studentopedia.ru

Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация (далее — целевые программы), представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

Читайте также:
Реализуемые программы в школе это

Целевая программа состоит из следующих разделов:

характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа;

основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей;

перечень программных мероприятий;

обоснование ресурсного обеспечения целевой программы;

механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков;

оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой программы.

Целевая программа также содержит паспорт федеральной (межгосударственной) целевой программы.

К содержанию разделов целевой программы предъявляются следующие требования.

Первый раздел целевой программы должен содержать развернутую постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с национальными приоритетами социально-экономического развития, целесообразности программного решения проблемы на федеральном уровне. Раздел также должен содержать обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом и анализ различных вариантов этого решения, а также описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы.

Второй раздел целевой программы должен содержать развернутые формулировки целей и задач программы с указанием целевых индикаторов и показателей.

Требования, предъявляемые к целям программы:

специфичность (цели должны соответствовать компетенции государственных заказчиков целевой программы);

достижимость (цели должны быть потенциально достижимы);

измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей);

привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации целевой программы с определением соответствующих целей).

Раздел должен содержать обоснование необходимости решения поставленных задач для достижения сформулированных целей программы и обоснование сроков решения задач и реализации программы с описанием основных этапов реализации и указанием прогнозируемых значений целевых индикаторов и показателей для каждого этапа, а также условия досрочного прекращения реализации целевой программы.

Третий раздел целевой программы должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач целевой программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач целевой программы.

Программные мероприятия должны предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации.

В отдельных случаях для достижения целей программы, внесения изменений в нормативные правовые акты целевая программа может содержать приложение с планом подготовки и принятия необходимых нормативных правовых актов.

В четвертом разделе целевой программы должно содержаться обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также сроков и источников финансирования. Кроме того, раздел должен включать в себя обоснование возможности привлечения (помимо средств федерального бюджета) внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации программных мероприятий и описание механизмов привлечения этих средств.

Основные требования к пятому разделу целевой программы изложены в разделе VII ПОСТАНОВЛЕНИЯ Правительства РФ от 25.12.2004 N 842 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ И МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ, В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОТОРЫХ УЧАСТВУЕТ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ».

Шестой раздел целевой программы должен содержать описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, общую оценку вклада целевой программы в экономическое развитие, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств. Оценка эффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации целевой программы, а при необходимости и после ее реализации.

Читайте также:
Лучшие программы для создания персонажей

Методика оценки эффективности целевой программы разрабатывается государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) с учетом специфики программы и должна служить приложением к тексту программы.

Источник: studfile.net

Целевые комплексные программы как фактор повышения экономики (стр. 1 из 3)

Одним из необходимых условий роста конкурентоспособности экономики и обеспечения устойчивого развития является повышение эффективности государственного управления за счет совершенствования методов бюджетирования, перехода от «планирования ресурсов» к «планированию результатов». Направленность управления на достижение конкретных результатов предопределяет повышение роли и места программно-целевых методов управления.

Важным инструментом выступают целевые программы, позволяющие в рамках программно-целевого метода объединить усилия для комплексного и системного решения среднесрочных и долгосрочных проблем экономической политики страны. Целевые программы являются в настоящее время основным, и, по существу, единственным отработанным и эффективно действующим инструментом программно-целевого планирования в РФ.

Институциональные изменения, произошедшие в Российской Федерации с переходом к рыночному типу экономики, привели к кардинальным изменениям в бюджетной и финансовой сферах. В этой связи актуальной становится задача обеспечения управляемости и подконтрольности государственных финансов, создания условий для использования их в качестве важнейшего фактора управления развитием страны.

Особое значение получает методология формирования и инструментарии реализации бюджетных целевых программ, так как сфера применения программно-целевых методов бюджетного планирования расширяется и, наряду с использованием в бюджетной практике федеральных целевых программ, предусматривается введение ведомственных целевых программ.

Федеральные целевые программы становятся важным экономическим инструментом и позволяют в рамках программно-целевого метода сконцентрировать усилия для комплексного и системного решения среднесрочных и долгосрочных проблем экономической и социальной политики страны, обеспечивать прозрачность и обоснованность выбора целей, которые требуется реализовать в различные временные периоды, пути достижения результатов с использованием, в случае необходимости, различных форм поддержки на федеральном уровне.

1. Понятие и классификация целевых комплексных программ

Целевая комплексная программа (ЦКП) — директивный и адресный документ, представляющий собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, производственных, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, направленный на реализацию определенной народнохозяйственной проблемы.

Реализация целевой комплексной программы требует согласованного участия ряда отраслей, ведомств и организаций. Среди требований, которым должна отвечать цель, выдвинутая в ЦКП, выделяются конкретность, реальность и контролируемость.

Конкретность цели подразумевает результаты, имеющие количественное выражение, на достижение которых направлена ЦКП.

Реальность цели означает их практическую достижимость к определенному сроку.

Контролируемость предусматривает возможность осуществления контроля за ходом реализации цели. Достижение цели предполагает решение целого ряда задач, поэтому в ЦКП цель разбирается на подцели и формируется «дерево целей».

Кроме целевой направленности к числу наиболее характерных особенностей целевой комплексной программы относятся:

— высокая степень комплексности; ориентация на выполнение конкретной общественно необходимой функции;

— четкая адресность заданий;

— детальная привязка к отраслевым и региональным планам;

— приспособленность к экономико-математическому моделированию и др.

Классификация ЦКП осуществляется по следующим основным признакам: по уровню, составу, сферы влияния и реализации; по характеру и специфике проблем и целей; по срокам выполнения.

По уровню, составу, сферы влияния и реализации выделяют такие программы: межгосударственные, государственные, межотраслевые, отраслевые, межрегиональные, региональные, локальные.

По характеру и специфике проблем и целей различают программы:

— Социально-экономические, направленные на решение проблем развития и совершенствования образа жизни, повышение материального и культурного уровня населения, улучшение производственных и социальных условий труда и отдыха, рост масштабов и эффективности функционирования общественного сектора и т. п.

Читайте также:
Программа 7 класса список на лето

— Производственные, ориентированные на увеличение производства определенных видов продукции (работ, услуг), развитие прогрессивных производств, повышение качественных характеристик продукции, рост эффективности использования ресурсов.

— Научно-технические, нацеленные на развитие научных исследований, решение проблем разработки и внедрения в практику новейшей техники и технологии.

— Экологические, направленные на ресурсосбережение, осуществление природоохранных и природоперетворювальних проектов.

— Институциональные, ориентированные на совершенствование организации управления хозяйственными системами, трансформацию отношений собственности.

— Региональные, нацеленные на хозяйственное освоение новых районов, преобразование структуры экономики сформированных социально-экономических комплексов регионов.

По срокам выполнения программы разделяют на:

— долгосрочные (рассчитанные на период 5-10 лет);

— среднесрочные (1-5 лет);

— краткосрочные (до 1 года).

Эта классификация обусловлена характером целей, на достижение которых направлено программу.

Долгосрочные программы направлены на достижение стратегических целей. Как правило, достижение стратегической цели — это длительный процесс, связанный с существенными структурными сдвигами в экономике, которые через инерционность экономики нельзя осуществить быстро.

Среднесрочные программы решают тактические задачи.

Краткосрочные программы направлены на решение текущих проблем (оперативных целей).

Разработка и реализация ЦКП требующие выполнения определенной совокупности работ (мероприятий), связанных с технико-экономическим обоснованием, планированием, производством, финансированием и т.п. Совокупность мероприятий, предусмотренных программой, для удобства рассмотрения можно сгруппировать в два блока: основной деятельности и ее обеспечения.

К основной деятельности относятся: прединвестиционные исследования, планирование, разработка проектно-сметной документации, заключения контрактов, капитальный ремонт, строительно-монтажные работы, техническое перевооружение, реконструкция, производство, предоставление услуг, ввод в эксплуатацию объектов и т. п.

Деятельность по обеспечению включает организационное, правовое, кадровое, финансовое, материально-техническое, маркетинговое, информационное обеспечение.

2. Этапы разработки и реализации ЦКП

Каждая ЦКП, независимо от ее сложности, объемов финансирования и масштабов работ, находится в различных состояниях: от состояния, когда программы еще нет, до состояния, когда программы уже нет. Промежуток времени от момента возникновения программы до момента ее ликвидации называется жизненного цикла ЦКП. Согласно существующей практике состояния, через которые проходит ЦКП, называют этапами (фазами, стадиями) ЦКП. В свою очередь, каждый этап может подразделяться на — подэтапы (под-фазы).

Согласно системного подхода и основных принципов программно-целевого планирования (целевая направленность на достижение конечных результатов, комплексность, альтернативность, управляемость) предшествующего этапов разработки и реализации ЦКП осуществляется по следующей схеме.

1. Отбор перечня проблем, подлежащих программном решению.

2. Формирование и выдача выходного задание на разработку программы.

3. Разработка проекта программы.

4. Утверждение программы.

5. Реализация программы.

6. Отчет о выполнении программы.

Разработка ЦКП с использованием программно-целевого метода осуществляется в определенной последовательности:

1) Составляется перечень важнейших проблем. Выделяется определенная проблема и выдается исходное задание на разработку программы для ее решения, в котором определяются цели программы, лимиты ресурсов, участники реализации программы и другая необходимая информация.

2) На втором этапе выдается задание на разработку программы для решения определенной проблемы (анализ ограничений проблемы). В нем отражаются цели программы, лимиты ресурсов, участники и сроки реализации программы. На этом этапе конкретизируются параметры, характеризующие цели программы и определяются задачи ее реализации по отдельным периодам. Генеральная цель разукрупняется на подцели.

Источник: smekni.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru