Понятие эффективность сопровождения программы означает

Лавыгина, Н. Е. Методы эффективного педагогического сопровождения образовательного процесса / Н. Е. Лавыгина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 334-336. — URL: https://moluch.ru/archive/208/51030/ (дата обращения: 01.07.2023).

Ключевые слова: обучение, педагогическое сопровождение, учебная программа, школьное образование, учебный диалог, эффективность обучения.

Актуальность исследования объясняется важностью педагогического сопровождения школьников в условиях образовательной организации, которая предотвратила бы трудности в обучении и повысила бы эффективность обучения посредством развития соответствующих личностных качеств. Важной задачей педагога является организация результативного сотрудничества с целью предоставления помощи ребенку в различных ситуациях: и жизненных, и образовательных. Соответственно, педагог выступает организатором и активным участником сопровождения процесса образования.

“Сопровождение” согласно определению “Толкового словаря русского языка” под редакцией Д. Н. Ушакова, означает «идти, ехать рядом с кем-либо в качестве спутника или поводыря» [14]. Трактовка “сопровождение” В. Н. Даля звучит как действие и означает «провожать, идти вместе с целью проводить, следовать» [6]. Таким образом, значение слово “сопровождение” означает коммуникацию двух людей и их совместное прохождение одной части пути.

Эффективное сопровождение партнера. Шахаева Анна

Анализ литературы и источников по выбранной тематике позволяет сказать, что исследователи едины в мысли о признании необходимости совместных действий субъектов сопровождения в ограниченный период времени. Общим в определениях также можно считать то, что авторы признают необходимость активной позиции не только ребенка, но и педагога. Педагогическое сопровождение необходимо для успешной социализации в условиях школьного образования.

Для того, чтобы педагогическое сопровождение было эффективным необходимо выполнение следующих условий в работе педагога:

  1. Совместная деятельность (учитель и ученики вместе).

Обучение происходит наиболее эффективно, когда эксперты и новички работают вместе для общего продукта или цели и поэтому мотивированы на помощь друг другу. «Оказание помощи» — это один из основных принципов обучения. Таким образом, совместная производственная деятельность максимизирует эффективность обучения.

Совместная работа позволяет вести беседу, которая учит основным понятиям, значениям и ценностным установкам в контексте поставленных проблем. Такое «наставничество» и «обучение в действии» характерно для родителей с очень маленькими детьми, дошкольного образования, обучения в школе, университете и на рабочем месте, то есть всего образования. Общая совместная деятельность позволяет школьникам развивать понимание и с учителем и друг с другом. В школах обычно существует некоторая совместная деятельность, формирующая опыт, но в недостаточном объеме. Общая совместная деятельность позволяет школьникам развивать понимание и с учителем и друг с другом.

Система эффективного сопровождения новичка 1 часть

Совместная деятельность и беседы позволяют достичь наивысшего уровня академических достижений: используя формальные, «школьные» или «научные» идеи для решения практических, реальных проблем. Постоянная связь школьных понятий и повседневных ситуаций является основой для процесса, с помощью которого школьники могут понять мир. Эта совместная активность должна исходить и от школьника, и от преподавателя. Только тогда, когда учитель также делится опытом, возникают основные школьные компетенции.

  1. Развитие языка на протяжении всей учебной программы.

Развитие знания языка (языков) обучения должно быть основополагающим моментом всей образовательной деятельности на протяжении всего учебного дня. Является ли обучение двуязычным или одноязычным, грамотность всегда остается самой фундаментальной компетенцией, необходимой для успешного обучения. Школьные знание и само мышление неотделимы от языка. Ежедневный язык, формальный академический язык и предметный язык имеют решающее значение для успеха обучения.

Развитие знания языка на всех уровнях следует выполнять посредством целенаправленной и преднамеренной беседы между учителем и учениками, а не посредством упражнений и правил. Чтение и письмо должны преподаваться не только в виде конкретных учебных дисциплин, но и на протяжении всего обучения в рамках всех дисциплин.

Развитие языка и грамотности как фундаментальная цель, также относится к специальным языковым отраслям, необходимым для изучения математики, истории, искусства и литературы. Эффективное изучение математики основано на способности «говорить на математическом языке», так же как способность успешно освоить учебную программу зависит от овладения языком обучения. Совместная продуктивная деятельность является идеальным условием для эффективного освоения языка.

  1. Контекстуализация: связь школьного образования с реальной жизнью.

Высокие цели образования в школах лучше всего достижимы в повседневных, культурно значимых ситуациях. В процессе контекстуализации знания и навыки учащихся создают основу для новых знаний. Этот подход способствует также повышению успеваемости в школе.

Увеличение обучения, где учащиеся могут применить на практики свои знания, умения и навыки является одной из рекомендаций исследователей образования. Школы обычно учат правилам, абстракциям и словесным описаниям, и они учат с помощью правил, абстракций и словесных описаний. Большинство преподавателей в наше время учат правилам, абстракциям и словесным описаниям и учат с помощью правил, абстракций и описаний. Однако, преподаватели должны способствовать пониманию школьников, как абстрактные концепции взяты из окружающего мира и применяются к нему, показывая свой опыт.

Также необходимо связывать новые знания учащихся со знаниями уже усвоенными и реальным миром вокруг. Ученые согласны, что школьное образование имеет большую ценность, если существует связь между обучением и личным опытом учащихся. Эффективное образование учит тому, как школьные абстрактные знания применяются к повседневному миру.

  1. Преподавание комплексного мышления.

Школьникам, подверженным риску неудачи в обучении, особенно тем из них, у кого имеются ограниченные возможности здоровья или они происходят из неблагополучных семей, часто прощаются многие академические задачи, исходя из предположения, что они имеют ограниченные способности к обучению. Для них также недоступны любые подлинные оценки прогресса обучения, поскольку инструменты оценки их успехов не являются справедливыми. Такая политика преподавателей часто может быть результатом благих мотивов, однако, эффективное обучение заключается в том, чтобы одинаково оценивать всех школьников по высокими академическими стандартам, что позволяет получать обратную связь и выявлять необходимость в помощи, а также стимулировать интерес к процессу обучения у учеников.

Читайте также:
Детская программа про машины

Существует единое мнение среди исследователей в области образования о том, что учащиеся, которым может грозить неудача в обучении, требуют обучения, которое бросает им когнитивные вызовы. То есть, это упражнения, которые требуют размышления и анализа, а не только повторяющиеся, детализированные упражнения. Это не означает игнорирование правил фонетики или не запоминание таблицы умножения, но педагогам необходимо выходить за пределы текущего уровня учебной программы для того, чтобы студенты могли получать новые знания, основываясь на предыдущих, и применять их в реальной жизни.

  1. Обучение через беседу.

Понятие эффективность сопровождения программы означает

Показатели сопровождения ПО характеризуют технологические аспекты, обеспечивающие простоту поиска и устранения ошибок в программе и программной документации и поддержания ПО в актуальном состоянии.

Оценку структурной (топологической) и информационной сложности ПО в настоящее время проводят различными способами, которые можно разделить на метрики сложности потока управления и метрики сложности потока данных [16]. Метрики сложности потока управления связывают сложность ПО со сложностью структуры передач управления при работе оцениваемого ПО. Оценку сложности потока управления проводят с помощью следующих методов:

а) Метрика Холстеда.

Метрика Холстеда [17] используется для численной оценки сложности программы. Исходными данными для нее являются:

• количество уникальных операндов в программе;

• количество операторов в программе;

• общее количество операторов данного языка программирования. Метрика Холстеда заключается в следующем.

— число уникальных операторов в программе,

— число уникальных операндов, в программе,

— общее число операторов в программе,

— общее число операндов в программе,

Тогда объем программы вычисляется по формуле:

Длину программы и словарь программы связывает следующая зависимость:

Значение расчетной длины, значительно отличающееся от измеренной длины, указывает на наличие в программе избыточных конструкций (несовершенств). Холстед приводит шесть классов несовершенств:

• дополняющие друг друга операции;

• наличие общих подвыражений;

Потенциальный объем ПО вычисляется по формуле:

где — число входных и выходных данных программы.

Статья на тему: Понятие «сопровождение». Концепции психолого-педагогического сопровождения в современных научных исследованиях
статья

Понятие «сопровождение». Концепции психолого-педагогического сопровождения в современных научных исследованиях.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение ГБОУ СОШ № 296 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

ОТДЕЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Детский сад «Сказочная планета»

Понятие «сопровождение». Концепции психолого-педагогического сопровождения в современных научных исследованиях

Выполнила : Шинкарева Ксения Константиновна

Понятие «сопровождение». Концепции психолого-педагогического сопровождения в современных научных исследованиях

Понятие «сопровождение». Концепции психолого-педагогического сопровождения в современных научных исследованиях.

Существует много подходов к толкованию понятия «психолого-педагогическое сопровождение». В психологии «сопровождение» — это системная комплексная технология социально-психологической помощи личности [3] [12] [8].

Технология сопровождения в образовании — это область научно-практической деятельности целого ряда специалистов. Это относительно новое направление в психологии образования в России, которое развивается на основе мультидисциплинарного подхода к онтогенезу. Воплощая на практике идеи гуманистического и личностно-ориентированного образования, технология сопровождения становится необходимой составляющей образовательной системы, позволяющей создавать условия для полноценного развития детей.

Концепция сопровождения как образовательная технология разработана Е.И. Казаковой [12]. Источниками создания данной концепции послужили исследования и опыт оказания комплексной помощи детям в специализированных учреждениях, а так же опытно-экспериментальная и инновационная деятельность специалистов, взаимодействующих с детьми в системе образования.

В основе данной концепции лежит системно-ориентационный подход к развитию человека. Одним из основных положений концепции Е.И. Казаковой является приоритет опоры на индивидуально-личностный потенциал субъекта, приоритет ответственности за совершаемый выбор. Таким образом, автор считает, что для осуществления права свободного выбора личностью различных вариантов развития необходимо научить человека разбираться в сущности проблемы, вырабатывать определенные стратегии принятия решения.

Е.И. Казакова [12] в своем исследовании четко разделяет сопровождение как метод, как процесс и как службу. Согласно ее взглядам, метод сопровождения — это способ практического осуществления процесса сопровождения, а служба сопровождения развития — это средство реализации процесса сопровождения.

В теории сопровождения Е.И. Казаковой относительно развития детей дошкольного возраста утверждается, что в каждом конкретном случае носителем проблемы ребенка выступает как сам ребенок, так и его ближайшее окружение: педагоги, воспитатели, родители. Автор считает, что сам процесс сопровождения развития ребенка осуществляется на основе следующих принципов:

– рекомендательный характер советов сопровождающего;

– приоритет интересов сопровождаемого;

– стремление к автономизации.

Эти принципы помогают осуществлять на практике различные виды психолого-педагогического сопровождения: индивидуальное и системное.

Рассмотрим различные виды психолого-педагогического сопровождения. Индивидуальное сопровождение детей в образовательных учреждениях «предполагает создание условий для выявления потенциальной и реальной «групп риска» и гарантированную помощь тем детям, которые в ней нуждаются». Следовательно, можно рассматривать такое сопровождение как форму организации деятельности педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении, как модель осуществления психолого-педагогической работы с дошкольниками.

Системное сопровождение, по мнению Л.М. Шипицыной [13], осуществляется независимыми центрами и службами в нескольких направлениях: в реализации определенных программ образования; в проектировании новых типов образовательных учреждений; в создании профилактико-коррекционных программ. На практике, по мнению ряда авторов, системное сопровождение осуществляется либо по запросу администрации, либо запросу родителей, либо в ходе массового обследования детей. В данном случае индивидуальная работа с ребенком находится в соподчиненном отношении.

М.Р. Битянова [3] определяет сопровождение как систему профессиональной деятельности психолога в образовательной среде, направленную на создание эмоционального благополучия ребенка, его успешного развития и обучения. Она видит задачу педагога-психолога при взаимодействии с ребенком в создании условий для «продуктивного продвижения по тем путям, которые он выбрал сам в соответствии с требованиями педагога и семьи». Другими словами, автор считает, что психолого-педагогическое сопровождение — это научное психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса.

Читайте также:
При работе со слепыми детьми возможно применение таких программ как

Автор выделяет три взаимосвязанных компонента сопровождающей деятельности педагога-психолога в школе:

– систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его развития в процессе школьного обучения;

– создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения;

– создание специальных социально-психологических условий детям, имеющим проблемы в развитии.

Эти компоненты охватывают практически все стороны и направления деятельности психолога, и не только в образовательном учреждении. Таким образом психолого-педагогическое сопровождение процесса развития дошкольника будет заключаться в реализации каждого из трех названных направлений.

Наиболее важны содержательные аспекты теории сопровождения М.Р. Битяновой, а именно:

1. Безусловная ценность внутреннего мира ребенка.

2. Создание условий для самостоятельного творческого освоения ребенком мира и отношений с ним.

3. Создание условий в рамках объективной данной ребенку педагогической среды для максимального раскрытия индивидуально-личностного потенциала.

4. Осуществление сопровождения преимущественно педагогическими средствами и при ведущей роли педагога.

Дальнейший анализ термина «сопровождение» показывает необходимость определения методологических основ его применения. Г.А. Берулава [2] в книге «Методологические основы практической психологии» рассматривает сопровождение с позиции субъектной парадигмы развития личности.

Автор считает, что «примат интегративных личностных конструктов» реализуется на основе всех уровней индивидуальности, поэтому основная задача практического психолога — психологическое сопровождение развития личности. Г.А. Берулава определяет цель сопровождения как создание необходимых условий для ее наиболее эффективного становления. С этой точки зрения яркой иллюстрацией психологического сопровождения развития личности является его практическая реализация в ДОУ, где вариативность образовательной программы, приоритет здоровья ребенка и ведущая роль семьи способствуют эффективной деятельности психолога и педагогов.

Другие исследователи (Э.М. Александровская [1], Р.В. Овчарова [9], Н.Г. Осухова[10], Т.Г. Яничева [14] и др.) отмечают, что сопровождение предусматривает поддержку естественных реакций, процессов и состояний личности. При этом успешно организованное психолого-педагогическое сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает ребенку войти в «зону ближайшего развития».

Среди видов психологической деятельности в модели сопровождения выделяются следующие приоритеты и их этапность: психологическое просвещение, профилактика, пропедевтика, диагностика, консультирование, просвещение, коррекция, экспертиза.

Р.В. Овчарова [9] определяет сопровождение как направление и технологию деятельности психолога. По мнению автора, в первом случае сопровождение включает в себя поддержку личности и ее ориентирование в трудных, проблемных ситуациях, а также сопровождение естественного развития индивидуально-личностного потенциала. Во втором случае — это «комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными психологическими методами и приемами, которые осуществляются в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий для сохранения психологического здоровья и полноценного развития личности ребенка и его формирования как субъекта жизнедеятельности». Отличие сопровождения как технологии от других видов профессиональной деятельности психолога заключается в позициях субъектов сопровождения, способах взаимодействия, приоритетов в работе, а также в критериях эффективности деятельности психолога.

Т.И. Чиркова [11] считает, что принципиальное различие моделей психологического сопровождения лежит в области средств, путей, центра-ции, приоритетов, доминирования, пропорции одних и тех же составляющих профессиональную деятельность психолога.

Автор полагает, что предметом деятельности психолога в ДОУ являются позитивные аспекты развития ребенка и педагогического процесса; а приоритетным направлением -модуляция учебно-воспитательного процесса, создание условий для позитивного развития личности дошкольника. Анализируя процесс сопровождения в ДОУ, Т.И.

Чиркова приходит к выводу, что стратегией планирования содержания работы является собственная инициатива в определении содержания работы и согласованность с нуждами других субъектов взаимодействия. В этом случае ожидаемый результат деятельности — это полноценность развития и успешность учебно-воспитательного процесса. По мнению Т.И. Чирковой, модель психологического сопровождения, ее методология — это этап перспективного развития психологической службы образования, в том числе и в ДОУ.

Н.Г. Осухова [10] определяла сопровождение как модель психологической помощи — это специально организованный процесс, направленный на создание условий реализации индивидуально-личностного потенциала. В таком сопровождении на первый план выходит личностно-ориентированное взаимодействие, в котором изменяются позиции всех участников.

Психолог здесь выступает в качестве партнера, воздающего в процессе взаимодействия внутренние условия, которые помогают ребенку продуктивно пройти кризисный период жизни и выйти на новый уровень личностного развития. Н.Г. Осухова считает, что в каждом конкретном случае задачи сопровождения определяются особенностями личности или семьи, которым оказывается психологическая помощь, и той ситуации, в которой осуществляется сопровождение.

А.А. Майер [7] в своей книге, посвященной организации работы в дошкольном образовательном учреждении, утверждает, что «сущностной характеристикой сопровождения в психологическом плане является создание условий для перехода личности к самопомощи» Согласно мнению автора, психолог лишь создает условия для реализации личностного потенциала. А.А. Майер считает, что в отличие от коррекции технология сопровождения предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов индивида и его окружения, опору на его собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для восстановления связей с социумом. «Основными характеристиками сопровождения можно назвать процессуальность, пролонгированность, недирективность, погруженность в реальную жизнь человека, особые отношения между участниками процесса».

Методологический анализ определений термина «сопровождение», проведенный А.А. Майер, позволяет утверждать, что сопровождение — это особая форма пролонгированной медико-валеологической, социальной, психологической, педагогической помощи. Результатом такой помощи личности в процессе социализации и индивидуализации является новое качество -адаптивность, т.е. способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими в благоприятных и в экстремальных ситуациях. Следовательно, работа психолога в ДОУ будет заключаться в развитии этого качества — адаптивности — всеми доступными ему средствами.

Читайте также:
Что входит в программу спасибо от Сбербанка

Интересны также результаты работы ЮЛ.Федоровой [15]. Она в своей диссертации дает подробный анализ проблемы сопровождения в образовательном процессе. В ходе исследования она приходит к выводу, что обычные направления (психодиагностика, психокоррекция и просвещение) деятельности психолога в рамках технологии сопровождения приобретают свою специфику. Характерными чертами психодиагностики, по мнению Ю.П. Федоровой, выступают:

– видение диагностики как стартовой площадки сопровождения, нацеленность ее на информационное обеспечение процесса сопровождения;

– направленность на выявление сильных сторон, позитива личности, на определение правильности педагогической стратегии;

– систематичность отслеживания психолого-педагогического статуса школьников с точки зрения их актуального состояния и перспектив ближайшего развития на всем протяжении нахождения их в школе;

– обусловленность диагностических результатов социальной ситуацией развития, объективными и субъективными сложностями, с которыми сопряжено обучение и воспитание ребенка в конкретных педагогических условиях образовательного учреждения.

Консультативная и просветительская работа психолога в ДОУ (М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, Т.Н. Чиркова и др.) будет разворачиваться в трех направлениях:

  1. сбор и учет информации о развитии ребенка;
  2. разработка и реализация стратегии и тактики взаимодействия с ребенком;
  3. проектирование системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в целом.

В первом случае решаются вопросы возрастного и индивидуального развития. Во втором — вопросы содержания и стиля взаимодействия с отдельным ребенком или возрастной группой, что является отправной точкой для разработки участниками сопровождения стратегии и тактики собственной деятельности в рамках данной модели. Эти вопросы решаются в трех аспектах: для детей, испытывающих трудности в психологическом развитии; для учета особенностей психолого-педагогического статуса ребенка при анализе содержания обучения; для организации межличностного общения в группе.

Третье направление деятельности педагога-психолога связано с решением проблем, касающихся построения учебно-воспитательного процесса ДОУ в целом. Психолог производит экспертную оценку сущности и содержания образовательной программы учреждения. В этом смысле происходит анализ программы развития ДОУ, где оцениваются инновационные моменты и внедрение новых технологий в образовательных процесс дошкольников.

С этой точки зрения психолого-педагогическое сопровождение содержательно может пониматься как комплексная технология, эффективная система профессиональной деятельности психолога в ДОУ, проявляющаяся в различных формах.

Таким образом, анализ научной литературы показывает, что психолого-педагогическое сопровождение имеет неограниченное разнообразие видов и форм, которые различаются по направленности, предмету и объекту: сопровождение родительства; сопровождение ребенка (одаренного, гиперактивного, с трудностями в обучении, в критической ситуации и т.д.); сопровождение педагога в процессе учебно-воспитательной деятельности; сопровождение детско-родительских отношений и т.д.

Рассмотрим исследования, позволяющие более четко определить особенности психолого-педагогического сопровождения в ДОУ. А.А. Майер считает, что роль специалистов в оказании квалифицированной поддержки развития дошкольника велика. Вслед за другими исследователями, в системе сопроводительной деятельности он выделяет определенные этапы:

– диагностика (отслеживание), служащая основой ответственности за принятое решение.

– отбор и применение методических средств;

– анализ промежуточных и конечных результатов, дающий возможность корректировать ход работы.

Безусловно, деятельность педагога-психолога ДОУ заключается именно в осуществлении данных этапов сопровождения. А.А. Майер, анализируя программы развития ДОУ, приходит к выводу, что психолого-педагогическое сопровождение развития дошкольников предполагает:

1. Удовлетворение базовых потребностей (тепло, питание, другие факторы, обеспечивающие здоровье).

2. Обеспечение в ДОУ психологической и социальной безопасности.

3. Удовлетворение первичных интересов (предметно-развивающая среда и социальная ситуация, способствующие становлению продуктивных видов деятельности и отношений с окружающими).

4. Превентивную и оперативную помощь в решении индивидуальных проблем, связанных с усвоением учебных программ, принятием правил поведения в ДОУ, межличностной коммуникацией со взрослыми и сверстниками.

5. Формирование готовности быть субъектом собственной деятельности.

Таким образом, А.А. Майер утверждает, что в условиях ДОУ сопровождение — это создание пространства становления ребенка в целях оптимизации развития во взаимодействии с окружающим миром.

Оно рассматривается как параллельный процессу обучения, воспитания и развития процесс по созданию комфортных условий и по технологическому обеспечению вхождения ребенка в мир культуры, его социализации. Сначала обеспечивается актуализация потенциала развития и саморазвития ребенка, создаются условия для перевода его из позиции объекта в позицию субъекта собственной жизнедеятельности. Далее процесс социализации связан с обеспечением развития и саморазвития средствами взаимодействия педагога и детей в форме со-творческой продуктивной деятельности и общения. В итоге, по мнению автора, ребенок переходит из позиции субъекта в позицию личностной реализации собственной активности. Задача психолога на данном этапе работы — это анализ степени сформированности основных показателей развития ребенка.

А.Ю. Качимская [6] считает, что психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка дает возможность педагогам совместно с сотрудниками дошкольного учреждения разработать цели деятельности единого коллектива (педагогов и воспитателей), решить основные задачи его функционирования в рамках вопроса преемственности, определить направление развития такой сложной системы, какой является функциональный комплекс детский сад — школа. «В соответствии с запросом школьных психологов методисты и воспитатели детских садов создают свой банк данных, характеризующих психологические особенности детей, зоны их актуального и ближайшего развития, возможные затруднения, которые могут возникнуть на начальном этапе обучения детей в инновационной школе». А.Ю. Качимская отмечает, что превращение ребенка в субъект образовательного процесса в системе психолого-педагогического сопровождения требует в качестве необходимой составляющей организацию специальной работы по целенаправленному формированию сложных форм самостоятельности и активности. Такая работа, по мнению автора, является профилактикой пассивности, инфантильности, которые могут возникнуть при акценте на чрезмерную опеку, повседневный контроль, приспособление учителя или родителя к стилю и уровню деятельности ребенка.

Источник: nsportal.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru