Объект исследования – бюджетный процесс и его этапы в Республике Беларусь.
Предмет исследования – методика составления, рассмотрения и утверждения бюджета республики.
Цель работы: исследование бюджетного процесса, его основных принципов, рассмотрение полномочий участников бюджетного процесса и последовательная характеристика всех стадий прохождения бюджетов в их периодическом цикле.
Введение 4
1 Основы организации бюджетного процесса 6
1.1 Сущность бюджетного процесса, его задачи 6
1.2 Принципы бюджетного процесса и бюджетная классификация 7
2 Составление, рассмотрение и утверждение бюджета 11
2.1 Значение государственного бюджета 11
2.2 Составление проекта республиканского бюджета 13
2.3 Рассмотрение и утверждение республиканского бюджета 16
3 Организация исполнения бюджета 18
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Работа содержит 1 файл
Курсовая работа 23 с., в том числе 1табл., 1 рис., 22 лит. источников.
Бюджетная система РФ: структура и тенденции развития
бюджетный процесс, принципы, проект бюджета, рассмотрение, утверждение, исполнение
Объект исследования – бюджетный процесс и его этапы в Республике Беларусь.
Предмет исследования – методика составления, рассмотрения и утверждения бюджета республики.
Цель работы: исследование бюджетного процесса, его основных принципов, рассмотрение полномочий участников бюджетного процесса и последовательная характеристика всех стадий прохождения бюджетов в их периодическом цикле.
Методы исследования: сравнительного анализа, группировок, сравнения, тестирования.
Полученные результаты и их новизна: исследованы сущность бюджетного процесса, его принципы и классификация.
Исследования и разработки: изучены сущностные характеристики бюджетного процесса, его роль и место в финансовой политике государства; рассмотрены стадии бюджетного процесса в Республике Беларусь в их единстве и взаимосвязи; выявлены проблемы организации бюджетного процесса и пути их решения.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
введение
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм — финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Государственный бюджет — просто о сложном
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях произошло преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства отвечает требованиям времени.
В условиях переходной экономики усиливается роль бюджета в регулировании воспроизводственных процессов, происходит активизация всей системы бюджетных отношений. Бюджет становится одним из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования – наиболее эффективными. Путём бюджетного перераспределения валового внутреннего продукта формируется структура общественного производства и народнохозяйственные пропорции, адекватные рыночной системе хозяйствования.
Эффективность бюджетной политики во многом определяется степенью рационализации бюджетного процесса. Из этого вытекает важность его изучения и на этой основе совершенствование.
Бюджетный процесс — регламентированная Конституцией Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, настоящим Законом и другими нормативными актами деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов [20].
Управляя бюджетным процессом, государство направляет бюджетные потоки таким образом, чтобы обеспечить выполнение макроэкономических показателей, реализацию общенациональных программ, рыночных реформ, выравнивание уровней социально-экономического развития регионов.
Многогранность и непрерывность бюджетного процесса, его сложность требуют комплексного подхода к изучению проблемы формирования и исполнения бюджета, его специфики в условиях переходной экономики.
В связи с этим изучение бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Целью курсовой работы является исследование бюджетного процесса, его основных принципов, рассмотрение полномочий участников бюджетного процесса и последовательная характеристика всех стадий прохождения бюджетов в их периодическом цикле.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе ставятся следующие задачи:
- изучить сущностные характеристики бюджетного процесса, его роль и место в финансовой политике государства.
- рассмотреть стадии бюджетного процесса в Республике Беларусь в их единстве и взаимосвязи.
- выявить проблемы организации бюджетного процесса и пути их решения.
Изучение теоретических проблем бюджетного процесса позволяет решать практические задачи повышения эффективности общественного производства, улучшения социально-экономического положения.
В ходе выполнения курсовой работы использованы нормативно-правовые акты Республики Беларусь, а также специальная экономическая литература и данные периодической печати.
Теоритической и методологической основой для написания данной курсовой работы стали труды ученых-экономистов Заяц Н.Е., Родионова В.М., Сорокина Т.В.,Ковалевой А.М. и других.
1 основы организации бюджетного процесса
- Сущность бюджетного процесса, его задачи
Бюджетный процесс — это регламентируемая законодательством деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса [5].
Этапы бюджетного процесса – это формирование, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета и составление и утверждение отчета об исполнении бюджета. На всех стадиях прохождения бюджетных показателей осуществляется контроль и проводится их экономический анализ[19] .
Участниками бюджетного процесса являются:
- Президент Республики Беларусь;
- Парламент Республики Беларусь;
- Правительство Республики Беларусь;
- местные Советы депутатов;
- местные исполнительные и распорядительные органы;
- органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
- Национальный банк Республики Беларусь;
- иные государственные органы, на которые в соответствии с законодательством возложены права и обязанности по регулированию бюджетных отношений, организации и осуществлению бюджетного процесса;
- распорядители и получатели бюджетных средств;
- банки, иные организации и физические лица, участвующие в бюджетном процессе [2].
Бюджетные организации в соответствии с закрепленными за ними функциями и задачами:
1. разрабатывают план своей деятельности, бюджетную смету, увязанную с этим планом в части бюджетных средств;
2. обеспечивают исполнение бюджета по выделенным бюджетным средствам;
3. составляют и представляют распорядителю бюджетных средств бухгалтерскую отчетность в составе, определенном Министерством финансов, за исключением государственных органов, имеющих воинские формирования, воинские части и организации, а также подчиненных этим органам воинских частей и организаций, которые ведут учет активов и обязательств и представляют бухгалтерскую отчетность в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь.
Задачами бюджетного процесса являются:
- максимальное выявление всех материальных и фин. резервов в целях достижения существенного прогресса на пути к развитому рыночному хозяйству;
- определение доходов бюджета по отдельным налогам и др. платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития;
- установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема исходя из потребности бесперебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного значения, предусмотренных бюджетом;
- согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленно на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;
- сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;
- осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов государства;
- повышение роли перспективного бюджетного планирования, что должно обеспечить пропорциональность и сбалансированность всех крупномасштабных социально-экономических программ;
- усиление контроля за деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств;
- автоматизация процесса составления и исполнения бюджетов через систему автоматизации финансовых расчетов [22].
Таким образом, в Республике Беларусь бюджетный процесс является инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
1.2 Принципы бюджетного процесса и бюджетная классификация
Бюджетная система Республики Беларусь основывается на принципах:
1. Принцип единства означает, что единство бюджетной системы Республики Беларусь обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией Республики Беларусь, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности.
2. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы бюджетов, определенные законодательством, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме.
3. Принцип сбалансированности бюджетов означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета государственные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
4. Принцип гласности означает открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год, решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, а также опубликование в установленном порядке в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов (кроме сведений, отнесенных к государственным секретам).
5. Принцип самостоятельности бюджетов обеспечивается наличием у бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета, а также правом соответствующих государственных органов в порядке, установленном законодательством, определять направления расходов, самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.
6. Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Источник: www.stud24.ru
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Согласно ст. 2 БК бюджетный процесс — регламентируемая законодательством деятельность государственных органов, иных участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчетов об их исполнении
Исходя из вышеуказанного легального определения, бюджетный процесс включает четыре стадии:
— составление проекта бюджета;
— рассмотрение и утверждение бюджета;
— составление, рассмотрение и утверждение отчета о бюджете.
В соответствии со ст. 78 БК участниками бюджетного процесса являются:
· Президент Республики Беларусь;
· Парламент Республики Беларусь;
· Правительство Республики Беларусь;
· местные Советы депутатов;
· местные исполнительные и распорядительные органы;
· органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
· Национальный банк Республики Беларусь;
· иные государственные органы, на которые в соответствии с законодательством возложены права и обязанности по регулированию бюджетных отношений, организации и осуществлению бюджетного процесса;
· распорядители и получатели бюджетных средств;
· банки, иные организации и индивидуальные предприниматели, участвующие в бюджетном процессе.
Бюджетный процесс строится на определенных принципах, соблюдение которых позволяет наиболее эффективно использовать средства государства. В связи с принятием БК в основе бюджетного процесса лежат те же принципы, что и в основе организации бюджетной системы (ст. 8 БК). С другой стороны, помимо общих принципов построения бюджетной системы Республики Беларусь (многие из которых имеют большее значение именно при организации процессуальных отношений в бюджетной сфере), можно выделить еще ряд специальных принципов бюджетного процесса:
— принцип ежегодностиозначает, что бюджет принимается сроком на один год – с 1 января по 31 декабря. Другой стороной этого принципа является принятие бюджета до начала финансового года, что позволяет более адресно подходить к распределению бюджетных средств;
— принцип специализации бюджетных показателей, который означает, что бюджеты всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь составляются единой бюджетной классификации;
— принцип разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной властей. По действующему законодательству составление и исполнение бюджетов относится к функциям органов исполнительной власти, а рассмотрение и утверждение бюджета к функциям органов представительной власти. На практике данные процессы осуществляются в тесном сотрудничестве обеих властей.
Составление проекта бюджета
1. Составление проектов республиканского бюджета и местных бюджетов на очередной финансовый год осуществляется в целях определения объема денежных средств, необходимых для выполнения функций государственных органов Республики Беларусь, экономического и социального развития Республики Беларусь и соответствующих административно-территориальных единиц.
2. Составлению проектов республиканского бюджета и местных бюджетов предшествует разработка прогнозов основных параметров экономического развития Республики Беларусь, параметров важнейших денежно-кредитных показателей Республики Беларусь и основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на очередной финансовый год, включая среднесрочную финансовую программу.
3. Прогнозы основных параметров экономического развития Республики Беларусь и параметров важнейших денежно-кредитных показателей Республики Беларусь разрабатываются на три года (с учетом года, на который составляется бюджет) и ежегодно уточняются.
4. Министерство экономики Республики Беларусь до 1 апреля года, предшествующего плановому, представляет в Министерство финансов прогноз основных параметров экономического развития Республики Беларусь на три года.
Национальный банк Республики Беларусь до 1 апреля года, предшествующего плановому, представляет в Министерство финансов прогноз параметров важнейших денежно-кредитных показателей Республики Беларусь на три года.
Порядок и сроки составления проекта местного бюджета устанавливаются местными исполнительными и распорядительными органами. Составление проекта местного бюджета производится местным финансовым органом (бюджетов первичного уровня — соответствующими исполнительными и распорядительными органами) на основе ожидаемого исполнения местного бюджета за текущий финансовый год (п. 2 ст. 94 БК).
Дата добавления: 2018-10-27 ; просмотров: 784 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
Понятие бюджета. Бюджетная система Республики Беларусь
Как и всякое государство, наша республика располагает различными и многообразными фондами денежных средств. Среди этих фондов ведущее место занимает общереспубликанский фонд денежных средств. Важная роль принадлежит бюджетам местных Советов, которые являются самостоятельными и не включаются в вышестоящий бюджет.
Понятие бюджета как правовой категории дано в ст. 1 Закона «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах».
Бюджет — основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц.
В приведенном определении отражены основные признаки бюджета:
— универсальный финансовый план;
— основной финансовый план государства, поскольку по
отношению к другим финансовым планам он является коорди
нирующим (кассовый план, кредитный план);
— финансовая база существования самого государства.
Бюджет не просто фонд денежных средств. Такого фонда в идеальном виде не существует, так как по мере поступления денег в бюджет они обращаются на покрытие предусмотренных расходов. Бюджет служит финансовой базой функционирования государства и всех его органов, обеспечивающих
выполнение возложенных на государство задач по охране и защите прав и свобод граждан.
Каждое государство имеет свою организацию бюджетной системы и принципы ее построения. Под бюджетной системой государства понимается основанная на экономических отношениях и нормах законодательства совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов.
Бюджетная система Республики Беларусь имеет два уровня. Бюджетное устройство определяется государственным устройством и административно-территориальным делением государства. Республика Беларусь как самостоятельный субъект права имеет свой собственный бюджет — республиканский. Местные Советы имеют свои собственные бюджеты.
Структура доходов бюджетов выражается в различных платежах, поступающих в тот или иной бюджет.
Все доходы бюджетов делятся на постоянно закрепленные и регулирующие.
Закрепленные доходы — доходы, которые полностью или в твердо фиксируемом проценте постоянно или на длительное время поступают в определенный бюджет.
Регулирующие доходы — доходы, которые передаются ежегодно из вышестоящего в нижестоящий бюджет с целью сбалансировать его доходы и расходы.
Бюджетное регулирование — процесс ежегодного планового перераспределения доходов от регулирующих источников между различными бюджетами с целью бездефицитного сбалансирования каждого бюджета. Каждому нижестоящему бюджету ежегодно сверх твердо закрепленных за ним доходов выделяется необходимая часть от регулирующих доходов.
В соответствии с Законом «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» предусмотрено четыре метода бюджетного регулирования:
1) метод процентных отчислений за счет регулирующих
доходов’,
2) дотация — денежная сумма, выделяемая из бюджета вы
шестоящего уровня в случае недостаточности закрепленных и
регулирующих доходов для сбалансирования доходов и рас
ходов бюджета нижестоящего уровня;
3) субвенция — та же дотация, но выделяемая на определен
ный срок и на конкретные цели. В случае ее неиспользования
или использования не по назначению она подлежит возврату;
4) субсидия — это денежная сумма, выделяемая в виде вре
менной финансовой помощи в процессе исполнения бюджетов.
В Республике Беларусь начиная с 1992 г. бюджетное регулирование проводилось двумя методами — процентными отчислениями и дотациями, а с 1998 г. — процентными отчислениями и субвенцией. В 2000 г. введена и субсидия.
Структура расходов бюджетов определяется функциями и задачами государства в целом, а также функциями соответствующих государственных органов и задачами социально-экономического развития.
В основе расходов лежат два принципа:
1) целевое расходование денежных средств;
2) подчиненность (подведомственность) бюджетных уч
реждений.
По целевому принципу расходы бюджетов классифицируются на:
— финансирование развития народного хозяйства;
— финансирование социально-культурных мероприятий;
— финансирование обороны страны;
По принципу подчиненности финансирование того или иного бюджетного учреждения происходит в зависимости от того, к какой системе управления относится данное учреждение. Так, городские больницы г. Минска финансируются из городского бюджета, средние общеобразовательные школы -из районного, а вузы — из республиканского бюджета.
Бюджет является центральным институтом финансовой системы. Поэтому нормы, регламентирующие этот институт, выступают основным разделом финансового права.
Предметом бюджетного права являются общественные (финансовые) отношения, складывающиеся в процессе определения бюджетного устройства, установления бюджетной сис-
темы, полномочия субъектов бюджетных отношений, порядка распределения доходов и расходов между отдельными звеньями бюджетной системы и бюджетного процесса.
В отличие от других финансовых правоотношений бюджетным правоотношениям присущи некоторые особенности:
* они возникают в процессе бюджетной деятельности,
круг их субъектов более узкий;
« их участниками выступают только или само государство или его орган, а также органы местного управления и самоуправления. Не являются субъектами бюджетных правоотношений негосударственные органы, организации и учреждения, государственные хозрасчетные предприятия, бюджетные учреждения, а также граждане;
* они не могут длиться больше года, поскольку бюджет
принимается на один год.
Бюджетное право — совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу бюджетного устройства, определения бюджетной системы, состав и порядок распределения доходов и расходов между звеньями бюджетной системы, определения полномочий субъектов бюджетных отношений, а также бюджетного процесса.
Все субъекты бюджетных правоотношений наделены определенными бюджетными правами.
Право на соответствующий бюджет — основное из материальных бюджетных прав. Из права на бюджет вытекает комплекс различных материальных и процессуальных бюджетных прав определенных субъектов. Это права на получение закрепленных доходов, на их самостоятельное использование, на нормотворческую бюджетную деятельность, на осуществление бюджетного контроля, на бюджетный процесс и др.
По характеру регулируемых отношений нормы бюджетного права можно подразделить на материальные и процессуальные.
Материальные нормы устанавливают бюджетное устройство и бюджетную систему Республики Беларусь, состав дохо-
дов и расходов бюджетной системы. Материальные нормы составляют основу бюджетного права.
Процессуальные нормы регулируют порядок составления, рассмотрения и обсуждения проекта бюджета, утверждение и исполнение бюджета, а также отчет о его исполнении.
Бюджетные права субъектов бюджетных правоотношений совпадают по существу, но не совпадают по объему.
Бюджетный процесс
Бюджетный процесс — регламентированная законами и другими нормативными актами деятельность органов государства по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.
Продолжительность этих четырех стадий бюджета в Республике Беларусь занимает период более двух лет и называется бюджетным периодом, а срок действия утвержденного бюджета — бюджетным годом.
Бюджетный процесс базируется на общих принципах бюджетного устройства Республики Беларусь: единства, полноты охвата доходов и расходов, реальности, гласности и самостоятельности бюджетов.
В основе бюджетного процесса лежит бюджетная классификация, утвержденная Национальным собранием Республики Беларусь.
Бюджетная классификация представляет собой обязательную единую группировку доходов и расходов, основанную на экономической характеристике. В основе классификации доходов лежит источник дохода, а классификации расходов -целевое назначение денежных средств. Ни один доход, ни один расход не может быть получен и использован иначе как только на основе бюджетной классификации.
Работу по составлению проектов бюджетов организует Совет Министров Республики Беларусь и исполнительная власть на местах через Министерство финансов и его органы.
На основе прогнозных оценок поступлений доходов в бюджет составляются проекты бюджетов, которые представляются Министерству финансов Республики Беларусь и его органам на местах для окончательного их урегулирования и сбалансированности. После чего консолидированные проекты бюджетов по районам, областям и проект республиканского бюджета утверждаются соответствующими исполкомами и Советом Министров Республики Беларусь.
Рассмотрение и обсуждение проектов бюджетов происходит на сессиях местных Советов, республиканского бюджета -в Парламенте. Сначала бюджет является предметом рассмотрения и обсуждения на заседаниях постоянных комиссий, а затем -на сессиях Советов и на заседаниях Палаты представителей Национального собрания.
Третья стадия бюджетного процесса — утверждение — состоит из двух стадий: сначала принятие бюджета, затем — Закона, а на сессиях местных Советов — решения.
Юридическую силу закон о бюджете Республики Беларусь приобретает после его подписания Президентом Республики Беларусь.
Наиболее длительной по времени и важнейшей по значимости является четвертая стадия бюджетного процесса — исполнение.
Исполнение бюджета возложено на Совет Министров и исполнительные органы на местах через Министерство финансов Республики Беларусь, его органы на местах. Исполнение доходной части бюджета возложено на налоговые органы республики.
Главным документом, на основании которого осуществляется исполнение бюджетов, является бюджетная роспись, т.е. уточнение доходной и расходной части бюджета в соответствии с бюджетной классификацией после его принятия.
Исполнение бюджетов осуществляется по их доходной и расходной части. Доходная часть бюджетов исполняется за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также за счет государственного кредита и государственного страхования.
Исполнение расходной части бюджетов связано с использованием бюджетных средств, которые называются бюджетными ассигнованиями.
Бюджетные ассигнования поступают в распоряжение coo i ветствующих руководителей министерств, ведомств, учреждений и иных организаций, финансируемых из бюджета, которые называются распорядителями бюджетных средств (ассигно ваний).
Распорядители бюджетных средств (ассигнований) -это должностные лица, которым законодательством предоставлено право распоряжаться денежными средствами, выделяемыми из бюджета. Распорядители бюджетных средстн подразделяются на главных и нижестоящих.
За допущенные нарушения в использовании бюджетных средств их распорядители несут ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь.
Бюджетный процесс имеет еще одну, дополнительную, стадию — составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.
Исполнение бюджета заканчивается его заключением, выражающимся в закрытии счетов по расходной части.
Право юридических лиц на расходование бюджетных ассигнований, предусмотренных в сметах текущего финансового (бюджетного года), прекращается по окончании счетного периода, после чего остатки неиспользованных бюджетных ассигнований на счетах закрываются Министерством финансов и соответствующими местными финансовыми органами и используются для финансирования расходов соответствующих бюджетов в очередном финансовом году.
Счетный период включает финансовый (бюджетный) год и льготный период после его окончания, составляющий один месяц, в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в период исполнения бюджета за прошедший финансовый год.
В конце бюджетного года после заключения бюджетов составляется отчет об исполнении бюджетов.
Глава 43
Источник: megaobuchalka.ru