Понятие блок схемы программы

Блок-схема, или по-другому схема алгоритма — то схематическое изображение последовательного выполнения действий программы. Разные типы действий обозначаются различными блоками. Начало и конец программы — овал; арифметические действия, указания значений переменных — прямоугольник; условия — ромбом, циклы — прямоугольник с треугольными краями — это только основные действия, есть ещё и много других. Блок-схемы очень помогают в написании самих программ, ведь они являются универсальными для любого языка программирования.

система выбрала этот ответ лучшим
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
Katte­ r [11.6K]
7 лет назад

Сейчас под блок схемой подразумевают графическое изображение какого-то процесса или действия. Делается она для наглядности. Потому что не все могут представить это у себя в голове. Хотя на самом деле, любой план нарисованный на бумаге можно считать блок-схемой.

комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
8 лет назад

Блок-схема — это схематически изображённая будущая программа. Её рисует программист, перед тем, как создать программу.

0.Блок схема. 8 класс

В школах учат, что сначала нужно составить блок-схему, а затем уже по ней составлять программу. Мне же, когда я составляю программу, составлять блок схему не требуется, мне только сложнее от этого становится. Лично я делаю по-другому: разбиваю программу на отдельные маленькие части: подпрограммы, функции и т.д. А затем из них собираю программу, как из конструктора.

Наличие блок-схемы думаю нужно для фирм, занимающихся разработкой.

Это нужно для того, чтобы через несколько лет другой программист мог посмотреть на твою блок-схему и создать по ней программу уже на другом языке программирования, для какой-то другой платформы. Потому, что в блок-схеме при желании любой разберётся, а вот в языке программировании, которого не изучал вряд ли, да даже если и изучал, в чужом коде, если он достаточно большой, разобраться нереально.

Вот пример блок-схемы, высчитывающей сумму чисел от 1 до 10:

Источник: www.bolshoyvopros.ru

Понятие алгоритма и его свойства. Блок-схема алгоритма. Основные алгоритмические конструкции

Алгоритм – это базовое понятие информатики. На понятии алгоритма построены все основные принципы программирования – составления программ для вычислительных машин. Существуют различные определения алгоритма, приведем одно из них.

Алгоритм — это однозначно определенная последовательность действий, записанная на понятном исполнителю алгоритмическом языке и определяющая процесс перехода от исходных данных к результату.

Принято выделять следующие свойства алгоритма:

· дискретность — алгоритм состоит из отдельных инструкций (шагов), информационный процесс разделен на отдельные команды;

· определенность (детерминированность) — однозначность результатов выполнения алгоритмов в одинаковых начальных условиях, при этом каждый шаг интерпретируется исполнителем единственным образом;

Блок-схема программы для вычисления факториала

· результативность — за конечное число шагов достигается некоторый результат, иногда конечность алгоритма выделяют как отдельное свойство;

· массовость — алгоритм работает при меняющихся в некоторых пределах входных данных, то есть, может быть применен для решения класса задач, различающихся исходными данными.

Иногда выделяют и другие свойства, например, правильность алгоритма означает правильность результатов, получаемых с его помощью. Алгоритм считается правильным, если он дает правильные результаты для любых допустимых начальных условий. Алгоритм содержит ошибки, если его выполнение приводит к сбоям, неправильным результатам, либо вовсе не дает результатов.

Наряду с понятием алгоритма используют термин алгоритмизация, под которой понимают совокупность приемов и способов составления алгоритмов для решения алгоритмических задач.

На практике получили распространение 2 основных формы записи алгоритмов:

· словесная или текстовая форма представления алгоритма представляет собой описание алгоритма на естественном языке или в виде структурированной записи на псевдокоде – также естественном, но частично формализованном языке;

· графическим представлением алгоритма в виде блок–схемы называют описание структуры алгоритма с помощью геометрических фигур с линиями–связями, показывающими порядок выполнения отдельных инструкций.

Первый из этих способов не имеет строгой формализации и редко используется в учебных целых, второй, напротив, является удобным средством изображения алгоритмов и получил широкое распространение в научной и учебной литературе.

Читайте также:
Программа для обновления драйверов ноутбука Тошиба

Блок-схема – это последовательность блоков, предписывающих выполнение определенных операций, и связей между этими блоками. Внутри блоков указывается информация об операциях, подлежащих выполнению. Конфигурация и размеры блоков, а также порядок графического оформления блок-схем регламентированы ГОСТ 19002-80 и ГОСТ 19003-80 «Схемы алгоритмов и программ».

В табл. 1 приведены наиболее часто используемые блоки, изображены элементы связей между ними и дано краткое пояснение к ним. Блоки и элементы связей называют элементами блок-схем.

Представленных в табл. 1 элементов, как правило, достаточно для изображения всех алгоритмов, необходимых при выполнении студенческих работ.

При соединении блоков следует использовать только вертикальные и горизонтальные линии потоков.

Горизонтальные потоки, имеющие направление справа налево, и вертикальные потоки, имеющие направление снизу вверх, должны быть помечены стрелками. Прочие потоки могут быть помечены или оставлены непомеченными. Линии потоков должны быть параллельны линиям внешней рамки или границам листа.

Таблица 1. Основные элементы блок-схем

Принято различать всего три базовых алгоритмических структуры:

· следование или линейный алгоритм;

· ветвление или разветвляющийся алгоритм;

Источник: infopedia.su

Блок-схема

Блок-схема — тип диаграммы, которая представляет алгоритм, технологический процесс или процесс, показывая шаги как коробки различных видов и их заказ, соединяя их со стрелами. Это схематическое представление иллюстрирует модель решения к данной проблеме. Блок-схемы используются в анализе, проектировании, документировании или управлении процессом или программой в различных областях.

Обзор

Блок-схемы используются в проектировании и документировании сложных процессов или программ. Как другие типы диаграмм, они помогают визуализировать то, что продолжается, и, таким образом, помогите людям понять процесс, и возможно также счесть недостатки, узкие места, и другой менее — очевидные особенности в пределах него. Есть много различных типов блок-схем, и у каждого типа есть свой собственный репертуар коробок и письменные соглашения. Два наиболее распространенных типа окружают блок-схему:

  • шаг обработки, обычно называемая деятельность, и обозначенный как прямоугольник
  • решение, обычно обозначаемое как алмаз.

Блок-схема описана как «поперечная функциональная», когда страница разделена на различный swimlanes описание контроля различных организационных единиц. Символ, появляющийся в особом «переулке», в пределах контроля той организационной единицы. Эта техника позволяет автору определять местонахождение ответственности за выполнение действия или принятие решения правильно, показывая ответственность каждой организационной единицы для различных частей единственного процесса.

Блок-схемы изображают определенные аспекты процессов, и они обычно дополняются другими типами диаграммы. Например, Kaoru Ishikawa определил блок-схему, поскольку один из семи основных инструментов контроля качества, рядом с гистограммой, диаграммой Pareto, проверяет лист, управляет диаграммой, причинно-следственной диаграммой и диаграммой разброса. Точно так же в UML, стандартное моделирующее понятие примечание использовало в разработке программного обеспечения, диаграмма деятельности, которая является типом блок-схемы, является только одним из многих различных типов диаграммы.

Диаграммы Nassi-Shneiderman и Drakon-диаграммы — альтернативное примечание для последовательности технологических операций.

Общие альтернативные имена включают: блок-схема, блок-схема процесса, функциональная блок-схема, обрабатывает карту, диаграмму процесса, функциональную диаграмму процесса, модель бизнес-процесса, модель процесса, диаграмму последовательности технологических операций, диаграмму производственного потока, деловую блок-схему. Термины «блок-схема» и «блок-схема» использованы попеременно.

История

Первый структурированный метод для последовательности технологических операций документа, «диаграмма процесса потока», был введен Франком Джилбретом членам Американского общества инженеров-механиков (ASME) в 1921 в представлении “Диаграммы процесса — Первые шаги в Нахождении Одного Лучшего Пути”. Инструменты Джилбрета быстро нашли свой путь в учебные планы промышленного строительства. В начале 1930-х, технолога, Аллан Х. Модженсен начал учебных деловых людей в использовании некоторых инструментов промышленного строительства на его Конференциях по Упрощению Работы в Лейк-Плэсиде, Нью-Йорк.

Выпускник 1944 года класса Модженсена, Искусство Spinanger, забрал инструменты к Procter и Gamble, где он развил их Преднамеренную Программу Изменения Методов. Другой выпускник 1944 года, Бен С. Грэм, директор по Разработке Formcraft в Стандартном Промышленном Регистре, приспособил диаграмму процесса потока к обработке информации с его развитием диаграммы процесса мультипотока, чтобы показать многократные документы и их отношения. В 1947 ASME принял набор символов, полученный из оригинальной работы Джилбрета как «Стандарт ASME: Операция и Диаграммы Процесса Потока».

Читайте также:
Как с компьютера удалить всю программу антивирус

Дуглас Хартри в 1949 объяснил, что Херман Голдстайн и Джон фон Нейман развили блок-схему (первоначально, диаграмма), чтобы запланировать компьютерные программы. Его современный счет подтвержден инженерами IBM и личными воспоминаниями Гольдстина. Оригинальные программные блок-схемы Голдстайна и фон Неймана могут быть замечены в их неопубликованном отчете, «Планируя и кодируя проблем для электронного вычислительного инструмента, Второй части, Тома 1» (1947), который воспроизведен в собрании сочинений фон Неймана. Помимо описания логического потока контроля, блок-схемы позволили программистам излагать программы языка программирования в машинной памяти перед развитием ассемблеров и ассемблеров.

Блок-схемы раньше были популярным средством для описания компьютерных алгоритмов и все еще используются с этой целью. Современные методы, такие как диаграммы деятельности UML и Drakon-диаграммы, как могут полагать, являются расширениями блок-схемы. В 1970-х популярность блок-схем как собственный метод уменьшилась, когда интерактивные компьютерные терминалы и языки программирования третьего поколения стали общими инструментами торговли, так как алгоритмы могут быть выражены намного более кратко как исходный код на таком языке, и также потому что проектирование алгоритмов, используя блок-схемы, более вероятно, приведет к кодексу спагетти из-за потребности в gotos, чтобы описать произвольные скачки в потоке контроля. Часто псевдокодекс используется, который использует общие идиомы таких языков, строго не придерживаясь деталей особой.

Стандартные блоки блок-схемы

Символы

Список символов FlowChart

типичной блок-схемы из более старых основных учебников по информатике могут быть следующие виды символов:

Начало и символы конца: Представленный как круги, овалы или округленный (филе) прямоугольники, обычно содержащие слово «Start» или «Конец» или другую фразу, сигнализирующую о начале или конце процесса, те, которые «подчиняются, запрос» или «получает продукт».

Стрелы: Показ «потока контроля». Стрела, прибывающая из одного символа и заканчивающаяся в другом символе, представляет тот контроль проходы в символ, на который показывает стрелка. Линия для стрелы может быть тверда или расплющена. Значение стрелы с пунктирной линией может отличаться от одной блок-схемы до другого и может быть определено в легенде.

Универсальные шаги обработки: Представленный как прямоугольники. Примеры: «Добавьте 1 к X»; «замените определенную часть»; «спасите изменения» или подобный.

Подпрограммы: Представленный как прямоугольники с дважды пораженными вертикальными краями; они используются, чтобы показать сложные шаги обработки, которые могут быть детализированы в отдельной блок-схеме. Пример:. одна подпрограмма может иметь многократные отличные точки входа или выйти из потоков (см. coroutine); если так, их показывают как маркированные ‘скважины’ в прямоугольнике и управляют стрелами, соединяются с этими ‘скважинами’.

Ввод/вывод: Представленный как параллелограм. Примеры: Доберитесь X от пользователя; покажите X.

Подготовьтесь условный: Представленный как шестиугольник. Выставочные операции, которые не имеют никакого эффекта кроме подготовки стоимости для последующего условного предложения или шага решения (см. ниже).

Условный или решение: Представленный как алмаз (ромб), показывающий, где решение необходимо, обычно Да/Нет вопрос или Истинный/Ложный тест. Условный символ странный в этом, у него есть две стрелы, выходящие из него, обычно от нижнего пункта и правильного пункта, одно соответствие Да или и одно соответствие No или Ложный. (Стрелы должны всегда маркироваться.) Больше чем две стрелы могут использоваться, но это обычно — ясный индикатор, что сложное решение принимается, когда оно, возможно, должно быть разбитым далее или замененное «предопределенным процессом» символ.

Символ соединения: Обычно представляемый с черной каплей, показывая, где многократные потоки контроля сходятся в единственном выходном потоке. У символа соединения будет больше чем одна стрела, входя в него, но только один выходящий.

:In простые случаи, можно просто иметь пункт стрелы к другой стреле вместо этого. Они полезны, чтобы представлять итеративный процесс (что в Информатике называют петлей). Петля может, например, состоять из соединителя, где контроль сначала входит, обрабатывая шаги, условное предложение с одной стрелой, выходящей из петли и одного возвращения к соединителю.

Дополнительная ясность:For, везде, где две линии случайно пересекаются в рисунке, одном из них, может быть оттянута с маленьким полукругом по другому, показав, что никакое соединение не предназначено.

Читайте также:
Программа код окпд 2

Маркированные соединители: Представленный идентификацией маркируют в кругу. Маркированные соединители используются в комплексе или мультипокрывают диаграммы, чтобы заменить стрелы. Для каждой этикетки соединитель «оттока» должен всегда быть уникальным, но может быть любое число соединителей «притока». В этом случае соединение в потоке контроля подразумевается.

Символ параллелизма: Представленный двойной поперечной линией с любым числом стрел входа и выхода. Эти символы используются каждый раз, когда два или больше потока контроля должны работать одновременно. Выходные потоки активированы одновременно, когда все потоки входа достигли символа параллелизма. Символ параллелизма с единственным потоком входа — вилка; один с единственным выходным потоком соединение.

Все процессы должны вытекать от начала до конца и слева направо.

Расширения потока информации

Много символов были стандартизированы для диаграмм потока данных, чтобы представлять поток данных, вместо того, чтобы управлять потоком. Эти символы могут также использоваться в блок-схемах контроля (например, заменять символ параллелограма).

  • Документ, представленный как прямоугольник с волнистой основой;
  • Ручной вход, представленный четырехугольником, с вершиной, нерегулярно клонящейся слева направо. Пример должен был бы показать ввод данных от формы;
  • Ручная операция, представленная трапецоидом с самой длинной параллельной стороной наверху, чтобы представлять операцию или регулирование, чтобы обработать, который может только быть сделан вручную.
  • Файл с данными представлен цилиндром.

Типы блок-схемы

Sterneckert (2003) предположил, что блок-схемы могут быть смоделированы с точки зрения различных групп пользователей (таких как менеджеры, системные аналитики и клерки) и что есть четыре общих типа:

  • Блок-схемы документа, показывая средства управления над потоком документации через систему
  • Блок-схемы обработки данных, показывая средства управления над потоком информации в системе
  • Системные блок-схемы, показывая средства управления на физическом уровне или уровне ресурса
  • Блок-схема программы, показывая средства управления в программе в пределах системы

Заметьте, что каждый тип блок-схемы сосредотачивается на некотором контроле, а не на самом особом потоке.

Однако, есть несколько из этих классификаций. Например, Эндрю Веронис (1978) названный тремя основными типами блок-схем: системная блок-схема, общая блок-схема и подробная блок-схема. Тот же самый год, который Мэрилин Боль (1978) заявила «на практике, два вида блок-схем, используется в планировании решения: системные блок-схемы и блок-схемы программы. ». Позже Марк А. Фримен (2001) заявил, что есть больше различий: «Блок-схемы решения, логические блок-схемы, блок-схемы систем, блок-схемы продукта и блок-схемы процесса — всего несколько различных типов блок-схем, которые используются в бизнесе и правительстве».

Кроме того, много методов диаграммы существуют, которые подобны блок-схемам, но носят другое имя, такое как диаграммы деятельности UML.

Программное обеспечение

Схематическое изображение

Любая чертежная программа может использоваться, чтобы создать диаграммы блок-схемы, но у них не будет основной модели данных, чтобы разделить данные с базами данных или другими программами, такими как системы управления проектом или электронная таблица. Некоторые инструменты предлагают специальную поддержку рисунка блок-схемы. Много пакетов программ существуют, который может создать блок-схемы автоматически, или непосредственно из исходного кода языка программирования, или с языка описания блок-схемы. Сетевые версии онлайн таких программ доступны.

Программирование

Есть несколько заявлений, которые используют блок-схемы, чтобы представлять и выполнить программы. Обычно они используются в качестве обучающих инструментов для студентов новичка.

  • Flowgorithm
  • Хищник
  • LARP
  • Визуальная логика

См. также

Связанные диаграммы

  • Диаграмма деятельности
  • Блок-схема контроля
  • Граф потока контроля
  • Диаграмма потока данных
  • Блок-схема развертывания
  • Drakon-диаграмма
  • Карта потока
  • Функциональная блок-схема потока
  • Nassi–Shneiderman изображают схематически
  • Сети Petri
  • Sankey изображают схематически
  • Диаграмма состояния
  • Древовидная структура
  • Warnier/Orr изображают схематически

Связанные предметы

  • Расширенная сеть переходов
  • Бизнес-процесс, наносящий на карту
  • Программное обеспечение Diagramming
  • Интерактивный
  • Логические ворота
  • Цепь Маркова
  • Архитектура процесса
  • Псевдокодекс
  • Случайная прогулка
  • Рекурсивная сеть перехода
  • Unified Modeling Language (UML)
  • Технологический процесс

Дополнительные материалы для чтения

  • ISO 10628: блок-схемы для обрабатывающих заводов — общие правила
  • ECMA 4: Блок-схемы (изъятый — список изъятых стандартов)
  • Schultheiss, Луи А. и Эдвард М. Хейлиджер. «Методы наброска потока». (1963); с введением Эдвардом Хейлиджером.

Внешние ссылки

  • Методы Flowcharting руководство IBM с 1969 (Формат PDF 5 МБ)
  • Продвинутая Блок-схема — Почему и как создать продвинутую блок-схему

Источник: ru.knowledgr.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru