народническая организация, образовавшаяся при расколе в 1879 г. «Земли и воли». В нее вошла часть землевольцев, выступавшая против политического террора.
Черный передел
народническая организация в Петербурге, появилась в результате раскола «Земли и воли» и избрала методы политической борьбы, стремилась выразить интересы крестьянства. Лидер организации — Г.В. Плеханов. Организация сохранила программу «Земли и воли», отрицала тактику террора, вела пропаганду среди рабочих. С 1880 г. руководители находились в эмиграции.
«ЧЕРНЫЙ ПЕРЕДЕЛ»
народническая организация, созданная в 1879 г. частью бывших членов организации «Земля и воля» 1876—1879 гг. — Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, JI. Г. Дейч, П. Б. Аксельрод. Чернопередельцы сохранили верность программным принципам организации «Земля и воля» и агитационно-пропагандистским методам деятельности. Слабая конспирация и усиление правительственных репрессий привели к распаду организации «Черный передел» в 1881—1882 гг. Одни ее члены были арестованы, другие — эмигрировали, перешли на позиции марксизма и создали группу «Освобождение труда».
Как создать Красную армию || Глеб Таргонский и Владимир Зайцев
«ЧЕРНЫЙ ПЕРЕДЕЛ»
революционная народническая организация в Петербурге в 1879–1882 гг. Возникла после раскола «Земли и воли», сохранила ее программу. Отрицание политической борьбы и террора, пропаганда среди рабочих. Центр – Петербургский кружок: Г. В. Плеханов, Я. В. Стефанович, Л. Г. Дейч, В. И. Засулич, М. Р. Попов, Е. Н. Ковальская и др., филиалы в Москве, Киеве, Одессе, Харькове.
Лидеры с 1880 г. в эмиграции, в 1883 г. основана группа «Освобождение труда». В России после 1 марта 1881 г. часть членов «Ч. П.» вошла в организацию «Народная воля», другие в 80-х гг. продолжали деятельность с позиций «Земли и воли».
«ЧЕРНЫЙ ПЕРЕДЕЛ»
1. революционная народническая организация в России нач. 80-х гг. 19 в. Возникла в августе — сентябре 1879 в результате раскола «Земли и воли». Первоначально в «Ч. п.» входили: Г. В. Плеханов, П. Б. Аксельрод, О. В. Аптекман, Л. Г. Дейч, В. И. Засулич, М. Р. Попов, Я. В. Стефанович и др., всего св. 30 чел., выступавшие против внесения в программу политич. требований.
Центр. кружок в Петербурге организовал выпуск тайного печатного органа, наладил работу типографии и др. Чл. «Ч. п.» имели связи в студенческой среде, начали вести пропаганду среди рабочих, но значит. народнич. поселений в деревне создать не смогли.
После эмиграции в 1880 Плеханова, Дейча, Засулич и др. руководство в «Ч. п.» в столице перешло к А. П. Буланову, М. К. Решко, К. Я. Загорскому, М. И. Шефтелю и др. Они вместе с минскими чернопередельцами основали новую типографию, расширили связи с рабочими. Фактич. центрами были кружки в Москве, Харькове и Казани. Периферийные кружки существовали в Перми, Саратове, Самаре, Белгороде, Ромнах, Новочеркасске, Полтаве и др. городах.
Взгляды чернопередельцев претерпели сложную эволюцию, к-рая отразилась в статьях журнала «Черный передел» и в газ. «Зерно», в программных док-тах организации. Вначале чл. «Ч. п.» разделяли в основном программу «Земли и воли», не принимали террористич. тактику «Народной воли», были близки к сторонникам бакунизма, что выразилось в офиц. названии организации — социалисты-федералисты.
Декрет о земле и Чёрный передел. Глеб Таргонский
Признав развитие капитализма в России, чл. «Ч. п.» создали значит. организацию гор. рабочих, но в целом оставались утопистами. После событий 1 марта 1881 часть чернопередельцев слилась с орг-циями «Народной воли». Многие в течение 80-х гг. продолжали революц. деятельность с позиции «Земли и воли» и первоначального периода «Ч. п.». Нек-рые стали разделять взгляды политич. радикалов, др. отошли от революц. движения. Решительно порвали с народничеством и перешли к марксизму Плеханов, Дейч, Засулич и др., создавшие в 1883 в Женеве первую рус. марксистскую орг-цию — группа «Освобождения труда».
Лит.: Дейч Л. Г., Черный передел, в кн.: Историко-революционный сборник, т. 2, Л., 1924; Теодорович И. A., Социально-политическая мысль чернопередельчества и ее значение в нашем прошлом, «КиС», 1933, No 4-5; Левин Ш. М., «Черный передел» и проблема политической борьбы, в кн.: Вопросы истории сельского хозяйства, крестьянства и революционного движения в России, М., 1961; Ольховский E. Р., К истории «Черного передела» (1879-1881 гг.), в кн.: Общественное движение в пореформенной России, М., 1965; его же, К историографии «Черного передела», «ИСССР», 1967, No 2; Жуйков Г. С., Из истории взаимоотношений К. Маркса с лидерами чернопередельчества в 1880-1881 гг., в кн.: Карл Маркс и современность, (Л.), 1970.
Е. Р. Ольховский. Ленинград. 2. журнал революционной народнической организации «Черный передел». В 1880-81 вышло 5 номеров. No 1 подготовлен первоначальной редакцией: Г. В. Плеханов, П. Б. Аксельрод, Я. В. Стефанович, Л. Г. Дейч, О. В. Аптекман. Из-за ареста петерб. типографии в январе 1880 издание 1-го и 2-го номеров перенесено в Швейцарию.
No 3-5 напечатаны в Минске. Последние номера редактировали А. П. Буланов, К. Я. Загорский, М. И. Шефтель. В «Ч. п.» публиковались программные док-ты орг-ции «Черный передел», статьи о тактике, крест. движении, хроника социалистич. движения на Западе. К. Маркс отмечал «анархистски-коммунистические» элементы в статьях «Ч. п.».
Публ.: «Черный передел», Орган социалистов-федералистов. 1880-1881, М.-П., 1923 (Памятники агитационной лит-ры, т. 1).
Источник: interpretive.ru
«Черный передел» — что это? Идеология народничества
Во второй половине XIX века зародилось движение, главной движущей силой которого была интеллигенция. В любом движении в определенный момент начинают зарождаться течения. Причина – разные взгляды на методы решения социальных проблем.
Кто такие народники?
Главная идея народничества – поиск утраченной связи с народом. В простых людях видели носителей мудрости и правды. Приверженцы течения искали путь к социализму.
В рамках народничества выделилось революционное и либеральное направления. Первые хотели свержения существующей власти насильственными методами. Вторые настаивали на проведении реформ. В 70-е годы движение вступило в новую фазу – в его рамках появились первые террористические организации. Их целью была подготовка покушений на представителей власти.
Одна из первых организаций, провозглашавших именно террор основным способом достижения цели, – «Свобода или смерть». На почве разногласий из-за методов ведения революционной борьбы распалась «Земля и воля» – наиболее влиятельное народническое объединение. На базе этой организации образовались «Народная воля» и «Черный передел».
Развитие движения в 80-е годы XIX века
Народничество как политическое течение за годы существования изменилось. Образованный в 1879 году «Черный передел» составил меньшинство от бывшей «Земли и воли». «Народная воля» пошла по пути терроризма и радикализма. Приверженцы этой организации были в большинстве. «Народная воля» и распавшаяся «Свобода или смерть» полностью отошли от основы идеологии народничества. Они стремились силовыми методами заставить власть провести реформы. Организовывали покушения, теракты.
Меньшинство в виде «Черного передела» осталось верным идеям народников – реформаторству, социализму, мирным формам борьбы. По политической ориентации это партия социалистов-федералистов.
Организация образовалась вокруг одноименного журнала. Название партии дал так называемый «черный передел» земли. Это было связано со слухом о всеобщем разделе участков между крестьянами, который появился после отмены крепостного права в России.
Идеи организации
«Черный передел» сохранил старые идеалы народников. Можно отметить, что идеи организации сохранились на уровне 70-х годов XIX века, времени «хождения в народ». Несмотря на то что основа идеологии сохранилась, многие цели и способы их достижения претерпели эволюцию.
В организации жизни идеалом считали общину. Она должна стать основой социалистического общества. Владения на землю должны быть коллективными, а имущество крупных собственников необходимо экспроприировать. Чернопередельцы формируют идею классовой борьбы, но выглядела она еще непродуманной. Во многом организация была близка к идеалам бакунинцев.
Решительно отрицались теракты, военные действия в качестве формы политической борьбы.
«Освобождение труда»
Идеологический кризис, который переживал «Черный передел», сказался на составе организации. Наиболее влиятельными лицами были Георгий Плеханов, Василий Игнатов, Вера Засулич, Лев Дейч. Но они отказались от продолжения работы в организации и создали в Женеве группу «Освобождение труда», которая стояла на позициях марксизма. Больше всего основателей привлекала идея пролетарской революции. Народники примкнули и к Интернационалу, поддерживали борьбу против бакунинцев.
Буржуазно-демократическая революция, ставшая идеалом организации, должна была развиваться благодаря пролетариату и городским буржуа. Важная роль отводилась крестьянам как реакционной силе. Постепенно народники превращались в социал-демократов. «Черный передел» (год основания – 1879-й) существовал до 1883-го, когда была основана группа «Освобождение труда».
Лидер объединения
Георгий Плеханов был народником и руководителем «Черного передела». Кроме того, он же стал основателем группы «Освобождение труда». Вступив в «Землю и волю» еще в 1876 году, Георгий Валентинович проникся народовольческими идеями. Был автором программных документов, публицистики.
После распада «Земли и воли» и убийства террористами императора Александра II осудил деятельность радикального крыла и организовал объединение, верное идеалам народничества. В начале 80-х ему пришлось эмигрировать в Швейцарию и продолжить деятельность там. Постепенно переходит к марксистским взглядам. Вернулся в Россию только после революции 1917 года. Написал множество трудов по социологии, философии, этике.
Эволюция взглядов сказалась на выборе пути развития и методов борьбы. Идеологические разночтения были вызваны разными взглядами на будущее страны. Организация изначально выбрала неактуальные цели, поэтому быстро распалась и трансформировалась в новые партии и группы. Распад «Черного передела» свидетельствовал о гибели истинного народничества. Многие идеологи продолжили работу по написанию научных изданий, исследований в отраслях социологии, культурологии, философии.
Источник: fb.ru
Народнические организации и хождение в народ
Народничество – революционное движение в России во второй половине XIX века, делавшее акцент на сближении прогрессивной интеллигенции с крестьянской общиной.
Содержание
- 1 Предпосылки возникновения народничества
- 2 Цели первых народнических организаций («ишутинцы», «народная расправа», «чайковцы»)
- 3 Хождение в народ как форма популяризации социалистических идей среди крестьян
- 4 Организации «Земля и воля», «Народная воля», «Чёрный передел»
- 5 Идейные течения народничества
- 6 Либеральное народничество
- 7 Карательная политика царизма в отношении народовольцев
- 8 Окончание деятельности народничества
- 9 Историческое значение движения народников
Предпосылки возникновения народничества
Идея возникновения народничества принадлежала революционным демократам, писателям А.И.Герцену и Н.Г.Чернышевскому, которые обосновали теоретические положения этого направления.
Представители нового революционного движения требовали передать землю крестьянам, ликвидировать самодержавие, лишить дворянство привилегий.
Для возникновения народничества сложился ряд предпосылок:
- российская экономика носила переходный характер от феодализма к капитализму;
- поиску выхода из экономического тупика препятствовали сохранение крепостного права, самодержавия и непоследовательность внутриэкономического курса правительства Александра II;
- неприятие революционно настроенной частью интеллигенции идей капитализма, как искусственно навязанных для аграрной России;
- идеализация разночинцами крестьянской общины и стремление создать на её основе справедливое социалистическое общество, минуя стадию капитализма.
Цели первых народнических организаций («ишутинцы», «народная расправа», «чайковцы»)
Организация, годы существования, место
Ишутинский кружок (1863-1866), Москва.
Подготовить крестьянскую революцию с помощью интеллигенции
- Создали «Общество взаимного вспомоществования».
- Построили для людей бесплатную школу, переплётную, швейную и ватную мастерские.
Пропаганда среди крестьян идей социализма.
Тактика террора и заговора; неудачное покушение Каракозова на Александра II.
Общество «Народная расправа» (1869), Москва
Свергнуть существующий строй и подготовить «народную мужицкую революцию»
- Распространение прокламаций.
- Издание революционного журнала с преобладанием анархистских идей.
- Принудительное равенство.
- Обязательный труд (под страхом смерти).
Жёсткая дисциплина, обман, шантаж, убийство коллеги – студента Иванова.
Объединённые народнические кружки – «чайковцы» (1871-1874), Петербург.
- Объединение передового студенчества.
- Пропаганда революционных идей среди рабочих.
- Организация рабочих кружков для подготовки пропагандистских кадров для работы среди крестьян.
- Подготовка программы «Хождение в народ».
Борьбе за политические свободы противопоставляют распространение научной и революционной литературы (в том числе произведений Чернышевского, Герцена, Добролюбова, К.Маркса).
Пропагандистская и просветительская работа.
Хождение в народ как форма популяризации социалистических идей среди крестьян
Ёмкий лозунг «В народ» выдвинул А. И. Герцен в 1861 году, предполагая под ним сближение интеллигенции и народа.
Идею сближения с народом осуществили народнические организации 70-х годов XIX столетия. 37 российских губерний охватило «хождение в народ», в котором участвовали 2,5 тыс. человек.
Несмотря на единую цель – популяризацию революционных идей среди крестьян – единого плана и программы не было вследствие разрозненности и разных методов воздействия: от мирных путей перехода к социализму до разрушения государственных устоев и физического устранения представителей правящей элиты.
В конце 70-х годов новая волна народников попыталась донести свои идеи до крестьян и больше сблизиться с ними через «оседлую пропаганду» (молодёжь селилась рядом с крестьянами для тесного сближения и пропаганды социалистических идей). Однако, вскоре народникам пришлось признать, что долгожданной победы крестьянской революции в России не будет, так как в среде крестьян политические идеи не находили отклика.
Организации «Земля и воля», «Народная воля», «Чёрный передел»
Организация, годы существования, место
«Земля и воля» (1861-1864 – самоликвидация). (1876-1879 — восстановление) Москва, Петербург.
Г. Плеханов, А. Михайлов, С. Перовская, Д. Лизогуб, Н. Морозов и др.
Подготовка крестьянской революции
- Печатный орган «Земля и воля».
- Организация деревенских поселений для «оседлой» пропаганды.
- Проведение стачек в Петербурге в 1878-1879 гг.
- Развитие студенческого движения.
- Передача земли крестьянам.
- Самоуправление внутри общины.
- Свобода вероисповедания.
- Всеобщее избирательное право.
- Политический террор против «особо отличившихся» высокопоставленных чиновников и представителей полиции (Желябов).
- Мирная агитация и пропаганда среди крестьян и других сословий (Плеханов).
«Народная воля»- террористическое крыло «Земли и воли» (1879-1987) Москва, Петербург.
П. Лавров, С. Перовская,
А. Желябов, В. Фигнер и др.
Заставить правительство пойти путём демократических реформ, направленных на социальное преобразование общества.
Физическое уничтожение наиболее одиозных членов правительства. Подрыв основ действующей власти и поднятие революционного духа народа.
В программе партии указано, что народовольцы
немедленно прекратят террор, как только в России будет установлена конституция.
Террор — убийство Александра II поднимет народ на борьбу против самодержавия.
Тайное народническое общество «Чёрный передел» («осколок» общества «Земля и Воля») (1879-1881), Петербург
Плеханов, Аксельрод, Вера Засулич.
Замена помещичьего землевладения на коллективное владение землёй крестьянскими общинами.
- Выпуск журнала «Чёрный передел».
- Выпуск газеты для рабочих «Зерно».
Программа идей общества «Чёрный передел» легла в основу ленинского Декрета о земле, принятого в октябре 2017 г.
- Отрицание террора.
- Замена политической борьбы на экономическую разъяснительную работу в народе – «хождение в народ».
Идейные течения народничества
Представители народничества считали революцию единственным правильным решением в освобождении народа от самодержавия, но высказывались за разные методы осуществления революции.
- Бунтарское направление. Лидер — выходец из дворян М.Бакунин. Разрушение существующего государства и установление на его руинах социалистического общества с принципами всеобщего равенства. Движущая сила революции — крестьяне, доведённые до отчаяния нищетой и бесправием, и беднейшие слои пролетариата (люмпены). Бакунинцы называли революцию бунтом, способным распространиться на весь мир.
- Заговорщическое направление. Лидер — публицист П.Ткачев. Теория Ткачева гласила, что небольшая группа заговорщиков способна совершить государственный переворот и захватить власть, поскольку самодержавие в России не имеет классовой опоры, а возлагать надежды на крестьянство не стоит. Следующий этап – проведение революционно-социалистических преобразований и новое общество готово.
- Пропагандистское направления. Лидер — профессор военной академии П.Лавров.
Лавров считал, что Россия в силах «перепрыгнуть» через капитализм и путём революции (движущая сила – интеллигенция) прийти к социалистическому обществу. Интеллигенция в силу образованности и понимания происходящего должна «понести в народ» социалистические идеи, разбудив его революционное сознание.
Либеральное народничество
Николай Михайловский — теоретик этого направления, разделяя точку зрения большинства народников о некапиталистическом пути развития России, призывал к мирным политико-социальным реформам в обществе, осуждал террор и основным направлением своей деятельности считал культурно-просветительскую работу среди населения через печатные органы и земские организации.
Карательная политика царизма в отношении народовольцев
Выступления народников беспощадно карались органами власти, на стороне которых были тюрьмы, армия, полиция. Восемь процессов над участниками революционного движения (1877 – 1887 гг.) привели к тому, что большинство из них оказались на каторге в Сибири, погибли в тюрьмах, а к наиболее опасным, с точки зрения правительства, была применена смертная казнь (Желябов, Каракозов, Кибальчич, Перовская, Соловьёв, Халтурин, и др.).
Окончание деятельности народничества
Не сумев поднять крестьян на борьбу против существующего строя, убедившись в равнодушии крестьян к идеям народников, потерпев крах в ошибочной теории индивидуального террора, репрессии со стороны царизма, громкие судебные процессы привели к тому, что в конце 80-х годов народничество утратило влияние.
В дальнейшем преемниками народников стали социалисты-революционеры – эсеры.
Историческое значение движения народников
- Народники серьёзно подняли вопрос о самом многочисленном слое населения России – крестьянах, отражая их интересы и настроения.
- Зарождение первых революционных организаций.
- Вовлечение молодёжи в процесс политической борьбы.
- Отказ от террора как главного метода политической борьбы.
- Реальная помощь крестьянам в образовании, лечении, налаживании быта, юридических вопросах («теория малых дел»).
- Тема народничества отражена в творчестве писателей и художников второй половины XIX века: Короленко, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Верещагина, Крамского, Репина и др.
Источник: histerl.ru