Показатели результативности программы развития

Приказ Минобрнауки России от 31.05.2021 N 432 (ред. от 24.08.2022) «Об утверждении перечня целевых показателей эффективности реализации программ развития образовательных организаций высшего образования, которым предоставляется поддержка в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030″, и методик их расчета» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.06.2021 N 63949)

ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ

РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,

ПОЛУЧАЮЩИХ БАЗОВУЮ ЧАСТЬ ГРАНТА, И МЕТОДИКИ ИХ РАСЧЕТА

Методика расчета (учитываются данные по головной организации (без учета филиалов)

Перечень целевых показателей эффективности реализации программ развития образовательных организаций высшего образования, получающих базовую часть гранта, соответствующих первой, второй и четвертой группам критериев допуска к отбору, предусмотренных подпунктами «а» , «б» и «г» пункта 9 Правил проведения отбора образовательных организаций высшего образования для оказания поддержки программ развития образовательных организаций высшего образования в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2021 г. N 729 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 22, ст. 3823; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2022, 23 августа, N 0001202208230040)

1с kpi и ключевые показатели эффективности предприятия

Р1(б). Объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее — НИОКР) в расчете на одного научно-педагогического работника (далее — НПР)

Отношение общего объема средств, поступивших за отчетный год от выполнения НИОКР, к численности НПР в отчетном году.

Для образовательных организаций высшего образования (далее — университет), у которых доля студентов, зачисленных на первый курс в году, предшествующем году проведения отбора, на обучение по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки высшего образования творческой направленности, устанавливаемым Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, составляет не менее 60 процентов от численности студентов, зачисленных на первый курс в году, предшествующем году проведения отбора:

Отношение общего объема средств, поступивших за отчетный год от выполнения НИОКР и творческих проектов, к численности НПР.

Здесь и далее при расчете значений показателей численность НПР равна среднесписочной численности НПР за отчетный год без учета внешних совместителей. Среднесписочная численность НПР за отчетный год определяется путем суммирования среднесписочной численности НПР за двенадцать месяцев и деления полученной суммы на 12.

Расчет среднесписочной численности НПР производится на основании ежедневного учета списочной численности НПР, которая должна уточняться на основании приказов о приеме, переводе НПР на другую работу и прекращении трудового договора. Численность НПР списочного состава за выходной или праздничный (нерабочий) день принимается равной списочной численности НПР за предшествующий рабочий день.

Как придумать показатели процесса? Ключевые показатели эффективности процесса

При наличии двух или более выходных или праздничных (нерабочих) дней подряд численность НПР списочного состава за каждый из этих дней принимается равной численности НПР списочного состава за рабочий день, предшествовавший выходным и праздничным (нерабочим) дням. Численность НПР списочного состава за каждый день должна соответствовать данным табеля учета рабочего времени работников, на основании которого устанавливается численность НПР, явившихся и не явившихся на работу.

Не включаются в списочную численность НПР: принятые на работу по совместительству из других организаций; выполнявшие работу по договорам гражданско-правового характера; переведенные на работу в другую организацию, если за ними не сохраняется заработная плата, а также направленные на работу за границу; направленные организациями на обучение в образовательные организации с отрывом от работы, получающие стипендию за счет средств этих организаций; лица, с которыми заключен ученический договор на профессиональное обучение с выплатой в период ученичества стипендии; подавшие заявление об увольнении и прекратившие работу до истечения срока предупреждения или прекратившие работу без предупреждения администрации (они исключаются из списочной численности НПР с первого дня невыхода на работу); военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы. В среднесписочную численность не включаются следующие НПР списочного состава: женщины, находившиеся в отпусках по беременности и родам, лица, находившиеся в отпусках в связи с усыновлением новорожденного ребенка непосредственно из родильного дома, а также в отпуске по уходу за ребенком; НПР, обучающиеся в образовательных организациях и находившиеся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы, а также поступающие в образовательные организации, находившиеся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лица, работавшие неполное рабочее время в соответствии с трудовым договором, штатным расписанием или переведенные с письменного согласия на работу на неполное рабочее время, при определении среднесписочной численности НПР учитываются пропорционально отработанному времени. Лица, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, включая инвалидов, в среднесписочной численности учитываются как целые единицы. Лица, работавшие неполное рабочее время по инициативе работодателя, учитываются в среднесписочной численности НПР как целые единицы. Среднесписочная численность НПР в организациях, работавших неполный месяц (например, во вновь созданных организациях), определяется путем деления численности работников списочного состава за все дни работы организации в отчетном месяце, включая выходные и праздничные (нерабочие) дни за период работы, на общее число календарных дней в отчетном месяце.

Р2(б). Доля работников в возрасте до 39 лет в общей численности профессорско-преподавательского состава

Отношение среднесписочной численности работников, трудоустроенных по основному месту работы из числа профессорско-преподавательского состава в возрасте до 39 лет, к среднесписочной численности профессорско-преподавательского состава.

Р3(б). Доля обучающихся по образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры по очной форме обучения, получивших на бесплатной основе дополнительную квалификацию, в общей численности обучающихся по образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры по очной форме обучения

Отношение численности обучающихся по очной форме обучения по образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, получивших на бесплатной основе во время освоения образовательной программы более одной квалификации, подтвержденной соответствующим удостоверением и (или) сертификатом, в том числе путем освоения части образовательной программы при помощи онлайн-курсов с получением подтвержденного сертификата, к общей численности обучающихся в университете по образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры по очной форме обучения.

Р4(б). Доходы университета из средств от приносящей доход деятельности в расчете на одного НПР

Отношение объема средств университета, поступивших за отчетный год от приносящей доход деятельности, к численности НПР в отчетном году.

Р5(б). Количество обучающихся по программам дополнительного профессионального образования на «цифровой кафедре» университета — участника программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» посредством получения дополнительной квалификации по ИТ-профилю

Читайте также:
Как заработать на бонусных программах

Численность обучающихся на «цифровой кафедре» университета — участника программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» по программам дополнительного профессионального образования в области создания алгоритмов и компьютерных программ, пригодных для практического применения, и (или) программам дополнительного профессионального образования, направленных на формирование навыков использования и освоения цифровых технологий, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, параллельно с освоением образовательной программы высшего образования.

Р6(б). Объем затрат на научные исследования и разработки из собственных средств университета в расчете на одного НПР

Отношение объема затрат на проведение научных исследований и разработок за счет собственных средств университета в отчетном году к численности НПР в отчетном году.

В состав собственных средств включаются доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, оказания платных услуг, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности.

Перечень целевых показателей эффективности реализации программ развития образовательных организаций высшего образования, соответствующих пятой группе критериев допуска к отбору, предусмотренной подпунктом «д» пункта 9 Правил проведения отбора образовательных организаций высшего образования для оказания поддержки программ развития образовательных организаций высшего образования в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2021 г. N 729 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 22, ст. 3823; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2022, 23 августа, N 0001202208230040)

Методика расчета (учитываются данные по головной организации (без учета филиалов)

Р1(ДВ). Средний балл единого государственного экзамена обучающихся, принятых по его результатам на обучение по очной форме по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета Российской Федерации

Указывается средний балл единого государственного экзамена обучающихся, принятых в отчетном году на обучение по очной форме и за счет средств бюджетов Российской Федерации, без учета результатов дополнительных вступительных испытаний.

Р2(ДВ). Количество обучающихся по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), прибывших из других субъектов Российской Федерации, за исключением Дальневосточного федерального округа, или из-за рубежа.

Указывается численность принятых на обучение по очной форме обучения в отчетном году и имеющих предыдущее образование (высшее, среднее профессиональное или среднее (полное) общее образование, являющееся основанием для получения образования в образовательной организации) в другом субъекте Российской Федерации, за исключением Дальневосточного федерального округа, или за рубежом.

Р3(ДВ). Количество обучающихся, завершивших обучение в университете по образовательным программам высшего образования — по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) и дополнительным профессиональным программам, трудоустроившихся в российские организации, расположенные на территории Дальневосточного федерального округа (зарегистрированные в одном из субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ).

Указывается численность лиц, успешно завершивших обучение в университете по образовательным программам высшего образования или дополнительным профессиональным программам, трудоустроившихся в российские компании, расположенные на территории Дальневосточного федерального округа, за 5 лет, предшествующих отчетному году.

Указанные лица должны быть трудоустроены не ранее начала обучения по соответствующим программам.

Указывается численность трудоустроившихся за 5 лет, предшествующих отчетному году, по состоянию на 31 декабря отчетного года.

Р4(ДВ). Количество обучающихся в университете, получивших гранты и (или) иные формы поддержки на прохождение практик и (или) стажировок (вне рамок образовательного процесса), в том числе в формате работы с наставниками в российских компаниях и предприятиях, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа.

Указывается численность обучающихся по образовательным программам высшего образования, которые получили гранты в отчетном году на прохождение практики и (или) стажировки (вне рамок образовательного процесса), в том числе в формате работы с наставниками в российских компаниях и предприятиях, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, за счет предоставленных грантов. Количество обучающихся рассчитывается по состоянию на 31 декабря отчетного года.

Р5(ДВ). Количество обучающихся из других субъектов Российской Федерации, за исключением Дальневосточного федерального округа, привлеченных для участия в летних или зимних научно-образовательных школах, организованных образовательной организацией высшего образования, научными организациями и научно-образовательными центрами в сферах науки, образования и инноваций.

Указывается число обучающихся университета, привлеченных в отчетном году для очного участия в летних или зимних научно-образовательных школах, организованных образовательной организацией, прибывших из других субъектов Российской Федерации, за исключением Дальневосточного федерального округа. Число участников летних или зимних научно-образовательных школ указывается по состоянию на 31 декабря отчетного года.

Р6(ДВ). Количество разработанных и внедренных новых образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, прием по которым осуществлен впервые в отчетном году, по приоритетным направлениям научно-технологического развития и социальной сферы Дальневосточного федерального округа, в том числе разработанные и реализуемые совместно с образовательными организациями высшего образования — иными участниками программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», научными организациями и научно-образовательными центрами в сферах науки, образования и инноваций.

Указывается число новых образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ по приоритетным направлениям научно-технологического развития и социальной сферы Дальневосточного федерального округа.

Р7(ДВ). Доля работников в возрасте до 39 лет в общей численности профессорско-преподавательского состава.

Отношение среднесписочной численности работников, трудоустроенных по основному месту работы из числа профессорско-преподавательского состава в возрасте до 39 лет, к среднесписочной численности профессорско-преподавательского состава.

Р8(ДВ). Количество работников университета из числа административно-управленческого персонала и (или) научно-педагогических работников, завершивших обучение по программам повышения квалификации или программам профессиональной переподготовки в иных образовательных организациях высшего образования, научных организаций и научно-образовательных центров в сферах науки, образования и инноваций.

Указывается количество работников университета из числа административно-управленческого персонала и (или) научно-педагогических работников, в отчетном году успешно завершивших обучение (получивших удостоверение о повышении квалификации) по программам повышения квалификации, а также работников образовательной организации из числа административно-управленческого персонала или научно-педагогических работников, в отчетном году успешно завершивших обучение (получивших диплом о профессиональной переподготовке) по программам профессиональной переподготовки. Численность завершивших обучение указывается по состоянию на 31 декабря отчетного года.

Р9(ДВ). Количество ведущих ученых, привлеченных из университетов, научных организаций и ведущих научно-образовательных центров в сферах науки, образования и инноваций, имеющих опыт руководства научными проектами, поддержанными Российским научным фондом, Российским фондом фундаментальных исследований и грантами Президента Российской Федерации, для руководства проводимыми научными исследованиями, в том числе в созданных на базе образовательной организации высшего образования научных лабораториях.

Численность ведущих ученых, привлеченных на должности научных работников в образовательную организацию из университетов, научных организаций и ведущих научно-образовательных центров в сферах науки, образования и инноваций. Ведущий ученый привлекается для руководства проводимыми научными исследованиями с обязательным присутствием в образовательной организации Дальневосточного федерального округа для очного выполнения своих трудовых функций не менее 3 (трех) месяцев в отчетном году.

Читайте также:
Программа чтоб разблокировать Айфон

В соответствии с подпунктом «б» пункта 9 Правил проведения отбора образовательных организаций высшего образования для оказания поддержки программ развития образовательных организаций высшего образования в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2021 г. N 729 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 22, ст. 3823).

приказом Министерства науки

и высшего образования

от 31 мая 2021 г. N 432

Источник: e-ecolog.ru

Требования к показателям оценки эффективности реализации комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований

В литературе выделяют ряд методологических требований к показателям оценки эффективности реализации комплексных программ социально- экономического развития муниципальных образований. Наиболее известными являются принципы «4С» и SMART:

SMART
Четкость (Clearness) Конкретность (Specificity)
Полнота (Completeness) Измеримость (Measurability)
Комплексность (Complexity) Достижимость (Achievability)
Непротиворечивость (Consistency) Релевантность (Relevance)
Привязка к определенному периоду времени (Time- certainty)

Наиболее распространенными требованиями к показателям оценки эффективности реализации комплексных программ являются требования международной системы качества целей SMART.

S (Specificity) – конкретность, специфичность — цель должна соответствовать полномочиям или сфере воздействия органа исполнительной власти;

M (Measurability) – измеримость — для цели должен быть определен достоверный показатель результативности;

А (Achievability) – достижимость — цель должна быть сформулирована таким образом, чтобы результат ее достижения находился в пределах цикла планирования;

R (Relevance) – релевантность — цель должна отражать основную деятельность органа исполнительной власти;

T (Time- certainty) – возможность постоянного мониторинга, привязка к определенному периоду времени — цель должна быть сформулирована таким образом, чтобы можно было не только оценить результат в конце периода планирования, но и отслеживать движение к результату во времени.

Эти требования относятся как к количественным, так и к качественным показателям. Как правило, при постановке качественных показателей (например, «обеспечение эффективного финансового управления») органами власти четко определяются критерии качественной деятельности (например, «уровень дополнительных расходных обязательств на конец отчетного периода не должен превышать 25% финансовых средств департамента» и так далее).

Углубленный анализ внутренней структуры и динамики показателей позволяет дополнить данный перечень такими требованиями, как критичность, устойчивость и информативность.

Критичность предполагает существенное изменение значений показателя при существенном изменении его аргументов.

Устойчивость означает, что показатель изменится незначительно при незначительном изменении значений его аргументов.

Информативность отражает разнообразие числа существенных аргументов данного показателя. Существенными являются те аргументы, изменение значений которых заметно меняет значение показателя.

Несоответствие показателей данным требованиям говорит об их второстепенности.

4. Система показателей для оценки эффективности реализации комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований

Для оценки эффективности реализации комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований должна быть сформирована система показателей.

Наиболее известным сейчас и общепринятым вариантом подхода к группировке показателей является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП; в англоязычном варианте — Human development Indicator, HDI). Понятие ИРЧП как метода измерения человеческого развития был введен Программой развития ООН (ПРООН) в 1990 г. в Докладе о развитии человека. Концепция человеческого развития провозглашает благосостояние человека основной и единственной целью развития территорий.

Оценка качества жизни посредством ИРЧП строится на минимальном наборе базовых показателей: долголетие, образованность и собственно уровень жизни.

Долголетие — способность человека прожить долгую и здоровую жизнь — оценивается на основе показателя средней продолжительности предстоящей жизни при рождении. Этот показатель, в свою очередь, рассчитывается на основе условного поколения, которое составляется из совокупности людей различных возрастов, умерших в данном году.

Образованность — это способность к получению и накоплению знаний. Характеристиками образованности являются грамотность взрослого населения и полнота охвата обучением детей и молодежи. Под грамотностью понимается способность человека прочитать, понять и написать короткий простой текст, касающийся его повседневной жизни. Уровень грамотности взрослого населения оценивается на основе доли грамотных в возрасте 15 лет и старше. Охват обучением рассчитывается как отношение общего числа учащихся вне зависимости от их возраста и ступени обучения к общей численности населения в возрасте от 6 до 24 лет.

Уровень жизни характеризует доступ к материальным ресурсам, необходимым для достойного существования. Для оценки уровня жизни используется косвенный базовый показатель — валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения.

Показатель ИРЧП изменяется в пределах , причем каждому из трех его элементов приписывается вес, равный 0,33. Высокому уровню развития соответствует значение ИРЧП, превышающее 0,8, среднему — интервал 0,5-0,8 и т.д.

ИРЧП не является всеохватывающим показателем, поскольку упускает из виду такие ориентиры, как уровень свободы человека, степень участия в принятии решений, удовлетворение потребности в самоуважении. Вместе с тем данный показатель относительно прост в использовании и однозначен в толковании, что делает его популярным во всем мире.

Для оценки эффективности реализации комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образованийцелесообразнее использовать интегральный показатель качества жизни населения, который может стать критерием эффективности реализации планово- прогнозных документов муниципального образования.

Для количественной оценки качества жизни территории муниципального образования на практике приняты измерения двадцати частных индикаторов по четырем группам:

— воспроизводство населения, состояние его здоровья;

— благосостояние населения, занятость;

— образование, культура, духовность.

Интегральный показатель качества жизни (К) рассчитывается по формуле:

где: Кi – нормированные, однонаправленные обобщенные показа­тели качества жизни (графа 1 таблицы); аi – весовые коэффициенты значимости обобщенных показа­телей качества жизни, определяются на основе экспертных оценок; п – число показателей в используемой системе.

Обобщенные показатели (Кi) рассчитываются на основе системы частных показателей по формуле:

где: Kij – частные показатели качества жизни (графа 2 таблицы); aij – весовые коэффициенты значимости частных показателей качества жизни, определяются на основе экспертных оценок; т – число показателей в компоненте.

Обобщенные показатели характеризуют вклад того или иного компонента качества жизни в общую оценку.

Значение конкретного частного показателя определяется отношением значения объективного индикатора качества жизни к его эталонному значению:

где: – значение i,j -гo расчетного объективного индикатора качества жизни (графа 3 таблицы); – значение i,j -гo объективного индикатора качества жизни, принятого за эталон.

В качестве эталонных значений частных показателей принимаются их среднероссийские значения.

Основываясь на основных группах человеческих потребностей, а также принимая во внимание принципы построения системы показателей качества жизни, рекомендуется использовать следующую конкретную номенклатуру показателей оценки качества жизни населения муниципального образования:

Обобщенный показатель Ki Частный показатель (Kij) Объективные индикаторы для расчета показателей ()
1.Воспроизводство населения, состояние его здоровья 1.1. Здоровье населения 1.1. Коэффициент младенческой смертности
1.2. Миграция населения 1.2. Коэффициент миграционного прироста населения
1.3. Рождаемость населения 1.3. Коэффициент рождаемости
1.4. Смертность населения 1.4. Коэффициент смертности
1.5. Общественная безопасность 1.5. Коэффициент общественной безопасности
2. Благосостояние населения, занятость 2.1. Доходы населения 2.1. Коэффициент материального благосостояния
2.2. Жилищные условия населения 2.2. Коэффициент обеспеченности населения благоустроенным жильем
2.3. Занятость населения 2.3. Коэффициент уровня занятости
2.4. Потребительский рынок 2.4. Коэффициент доли промышленных товаров и общественного питания на душу населения в среднемесячной номинальной заработной плате
2.5. Социальная защита населения 2.5. Коэффициент доли населения, имеющей доходы выше прожиточного минимума
3. Социальная инфраструктура 3.1. Загрязненность атмосферы 3.1. Коэффициент загрязненности атмосферного воздуха
3.2. Текущие жилищные условия населения 3.2. Коэффициент комплексной обеспеченности услугами ЖКХ
3.3. Социальная инфраструктура 3.3. Коэффициент комплексной обеспеченности социальной инфраструктурой
3.4. Строительство нового жилья 3.4. Коэффициент доли строительства нового жилищного фонда на душу населения
3.5. Транспортное обслуживание 3.5. Коэффициент транспортной обеспеченности
4. Образование, культура, духовность 4.1. Образование населения 4.1. Коэффициент охвата обучением населения
4.2. Культура 4.2. Коэффициент развития культуры
4.3. Средства коммуникации 4.3. Коэффициент комплексного охвата населения информационной инфраструктурой и услугами связи
4.4. Семейные отношения 4.4. Коэффициент устойчивости семейных отношений
4.5. Социокультурное общение 4.5. Коэффициент социокультурного общения
Читайте также:
Как перенести программы и настройки на Новую систему

Представленная номенклатура показателей является развернутой. Она включает в себя четыре группы показателей по различным направлениям, характеризующим качество жизни населения муниципального образования. Каждая группа содержит по пять частных показателей, конкретизирующих каждое направление.

В качестве примера, для нормированного однонаправленного обобщенного показателя качества жизни К1 – «воспроизводство населения, состояние его здоровья» – рассчитываются частные показатели качества жизни K 1j (здоровье населения, миграция населения, воспроизводство населения, смертность населения, общественная безопасность) на основе объективных индикаторов:

Объективные индикаторы K 1j Формулы расчета объективных индикаторов
1.1. Коэффициент младенческой смертности: , где Чу — число детей, умерших в течение года, на 1-м году жизни, чел.; Чж — число родившихся живыми в данном календарном году, чел.
1.2. Коэффициент миграционного прироста населения: , где Чп – число прибывших, чел.; Чв – число выбывших, чел.; Счн – среднегодовая численность населения, чел.
1.3. Коэффициент рождаемости: , где Чр – число родившихся за год, чел.; Счн – среднегодовая численность населения, чел.
1.4. Коэффициент смертности: , где Чу – число умерших за год, чел.; Счн – среднегодовая численность населения, чел.
1.5. Коэффициент общественной безопасности: , где Чпр – число зарегистрированных преступлений в расчёте на 1000 жителей

Основанием для расчетаобъективных индикаторов является статистическая отчетность. Все они должны быть выражены в количественной форме.

Оценка эффективности реализации комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования на основе системы объективных индикаторов качества жизни позволяет выявить «слабые места» (наиболее низкие значения частных показателей), на которые, в первую очередь, должны быть направлены усилия в ближайшем будущем. Таким образом, формируется приоритетность проблем социально-экономического развития муниципального образования.

Раздел 3. Формирование целевых программ по отдельным направлениям развития социальной сферы муниципального образования

Источник: studopedia.su

Критерий «продуктивность реализации программы развития»

Под продуктивностью реализации программы развития учреждения понимается достижение целей программы развития в соответствии с установленными в ней планами и показателями результативности, а также ее содержательное соответствие Концепции модернизации российского образования и приоритетным направлениям развития образовательной системы Российской Федерации.

Предлагаем ряд вопросов, направленных на выявление и оценку качественных характеристик программы и, соответственно, ее продуктивности.

1. Насколько полно учреждение справляется с реализацией намеченных в программе планов: укладывается ли в отведенные программой сроки; в полном ли объеме реализует запланированные цели?

2. Является ли программа развития школы тем реально действующим программным документом, на основании которого осуществляется целенаправленная работа по развитию системы образования школы?

3. Имеются ли в программе развития четко обозначенные цели и детально проработанные планы их достижения?

4. Имеются ли у учреждения надежные источники финансирования, обеспечивающие успешную реализацию программы: бюджетные средства; внебюджетные средства учредителя; средства от коммерческой деятельности учреждения; спонсорские средства родителей, выпускников, социальных партнеров и др.; целевое финансирование по грантам, проектам и др.?

5.Обоснована ли в программе развития перспективность и эффективность внедряемых инновационных программ и других изменений инновационного характера?

6. Обосновано ли в программе развития, что для решения поставленных в ней проблем у образовательного учреждения имеются необходимые возможности: кадровые, научно-методические, материально-технические и другие условия?

7. Обосновано ли в программе развития, что решаемые учреждением проблемы являются для него актуальными?

При оценке деятельности общеобразовательного учреждения по данному критерию необходимо ориентироваться на форму 4, предоставленную общеобразовательным учреждением-участником приоритетного национального проекта, и приложение 3 «Требования к программе развития образовательного учреждения».

5. Критерий «сочетание принципов единоначалия и самоуправления».

Ключевое понятие этой позиции – «школьный уклад». Здесь имеется в виду не только весь комплекс зафиксированных в уставе норм, но и традиционных, по которым живет школа. Сюда входят все особенности школьных будней и праздников, механизм принятия управленческих решений, кадровая политика, правила обсуждения стратегических и тактических вопросов развития учреждения как внутри коллектива сотрудников, так и с родителями, связи с общественностью, создание информационного и коммуникативного поля и т.д.

Реализация базовых демократических ценностей через создание системы государственно-общественного управления предполагает:

· наличие разных органов общественного управления (совет образовательного учреждения, управляющий совет, попечительский совет);

· динамика развития форм участия общественности в принятии управленческих решений;

· нормативная база по общественному самоуправлению в школе;

· формы, обеспечивающие доступность и открытость информации о ситуации в школе (школьная пресса, сайт или страничка в Интернете, ежегодные отчеты, открытые школьные доклады перед школьным сообществом и др.);

· наличие практики выявления общественного мнения по наиболее важным вопросам школьной жизни с помощью социологических опросов, интервьюирования, «горячих линий», дней открытых дверей, форумов на школьном сайте и других мер работы с общественностью и получения обратной информации;

· результаты работы органов общественного управления и системы в целом:

· решение реальных проблем образовательного учреждения;

· улучшение материально-технических условий;

· финансовая и кадровая поддержка учреждения образования.

Проводя экспертизу по данному критерию, необходимо ориентироваться на форму 16, предоставленную общеобразовательным учреждением-участником приоритетного национального проекта.

Сведения о реализации принципов единоначалия и самоуправления в ОУ

№ пп Основные показатели 2004-2005 учебный год 2005-2006 учебный год 2006-2007 учебный год
1. Название органа/органов общественного управления в ОУ
2. Наличие в школе документов по общественному самоуправлению
3. Доступность и открытость информации:
— наличие школьной газеты (указать название)
— наличие сайта или странички на сайте
— наличие ежегодных отчетов, докладов перед школьным сообществом
4. Результаты работы органов общественного управления и ОУ в целом:
— улучшение материально-технических условий
— финансовая поддержка учреждения
5. Наличие в ОУ практики выявления общественного мнения по наиболее важным вопросам школьной жизни (опросы, интервью, форум и т.д.)

Информация о работе «Методические рекомендации о порядке и критериях конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы»

Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 53600
Количество таблиц: 18
Количество изображений: 0

Источник: kazedu.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru