Тема курсовой работы по дисциплине «Экономика автотранспортного предприятия» называется «Разработка бизнес- плана АТП».
Цель выполнения курсовой работы — закрепление и расширение теоретических и практических навыков студентов по широкому спектру хозяйственной деятельности предприятия.
В ходе выполняемой курсовой работы мы определяем показатели производственной программы по перевозке грузов производим расчет эксплуатационных показателей деятельности АТП, определяем программу перевозок, производственное планирование, организационный план, финансовый план, и находим себестоимость перевозок АТП.
Содержание
Глава 1.Теоретические аспекты разработки бизнес-плана
Глава 2.Расчет показателей бизнес-плана
2.1 Расчет показателей производственной программы по перевозке
2.2 Расчет эксплуатационных показателей
2.3 Производственное планирование
2.4 Организационный план
2.5 Финансовый план
Список используемой литературы
Глава1. Теоретические аспекты разработки бизнес-плана
Организация структуры управления АТП
Что такое бизнес-план.
Бизнес-план предприятия является одним из основных инструментов управления предприятием, определяющих эффективность его деятельности. Разработка бизнес-плана позволяет эффективно использовать планирование бизнеса для грамотного управления предприятием.
Зачем надо писать бизнес-план и цели его составления.
В условиях рынка и жесткой конкурентной борьбы предприятие должно уметь быстро и адекватно реагировать на изменения, происходящие во внешней среде и внутри самого предприятия. Это становится возможным, когда выполняется несколько условий: администрация и инвестор правильно оценивают реальное финансовое положение предприятия и его место на рынке; существуют конкретные цели к достижению которых должно стремиться предприятие; при постановке целей предприятия менеджмент активно использует планирование, строго контролируется и выполняется каждый шаг плана для их достижения; администрация предприятия и инвестор понимают суть процессов происходящих на рынке, во внешней среде и внутри самой фирмы.
Бизнес-план составляется для внутренних и внешних целей. В подавляющем большинстве случаев, так уж сложилось в нашейстране, бизнес-план фирмы начинают составлять, когда необходимо привлечь инвестиции. Но дело в том, что это только одна сторона дела, на самом деле он составляется не только для внешних целей.
Что такое бизнес-планирование?
Бизнес-планирование, почему оно необходимо?
Бизнес-планирование представляет собой процесс написания бизнес-плана, в котором могут принимать участие две заинтересованные стороны: инвестор, который хочет оценить эффективность вложения средств, и исполнители, в лице консультантов или персонала предприятия.
В первую очередь, бизнес-планирование необходимо инвестору, так как от этого в огромной мере зависит судьба его предприятия, именно по этой причине бизнес-планирование не должно происходить без непосредственного участия инвестора. Было бы неправильно просто заказать написание бизнес-плана консультанту или полностью доверить это персоналу предприятия и дистанцироваться от самого процесса.
АТП Проектирование автотранспортного предприятия. Планировка зон, участков, постов Генеральный план
Основные преимущества, которые дает предпринимателю бизнес-планирование дает возможность четко обдумать и оформить свои идеи, проверить их жизнеспособность на бумаге расчетным путем; такой бумажный (виртуальный) вариант проверки идеи в конечном счете убережет предпринимателя от множества ошибок и ненужных затрат, сэкономит деньги, время и нервы; позволяет предпринимателю гораздо лучше понять механизм работы предприятия и действовать в рыночной среде намного эффективнее; когда Вы завершите процесс написания бизнес-плана, он будет служить Вам, как схема или карта, точное следование которой позволит с большей вероятностью достигнуть намеченной цели.
Не стоит думать, что достаточно просто заплатить за составление бизнес-плана инвестиционного проекта, при таком подходе заказчик может получить довольно отвлеченный и сырой вариант, который не вдохновит ни инвестора, ни руководство предприятия, а само планирование деятельности предприятия при этом не сможет дать максимального эффекта.
Бизнес-планирование первоначально потребует значительных сил, средств, усилий и времени по сбору и обработке информации, а последующее финансовое планирование предприятия является намного более простым, так как требует только своевременного периодического внесения дополнений и изменений к текущему плану, а также своевременного реагирования на рыночную ситуацию.
Резюмируя все вышеизложенное, можно сказать, что затраты на бизнес-планирование — самая выгодная инвестиция.
Требования к бизнес-плану.
Одним из основных требований к бизнес-плану инвестиционного проекта является его понятность, он должен быть написан без сложной профессиональной терминологии, простыми словами, бизнес-план не может содержать элементов украшательства.
Очень желательны приложения в виде графиков и диаграмм, которые делают бизнес-план более наглядным.
Объем бизнес-плана — порядка 20-30 листов текста с одной стороны, но иногда выдвигаются особые требования к содержанию и объем может достигать 50 листов.
Бизнес-план должен содержать только основную информацию, но любая дополнительная информация также должна быть подготовлена для возможного дальнейшего рассмотрения.
Бизнес-план инвестиционного проекта должен строиться на основе реальной, непредвзятой информации, полученной из доступных источников и содержать ссылки на документы, результаты исследований, отчеты и заключения экспертов.
В бизнес-плане нельзя делать сомнительные или неопределенные допущения и выводы, которые не основаны на расчетах и экспертных оценках (например: «В ближайшие два года фирма выйдет в лидеры отрасли. » или «Будущее за нашей прогрессивной технологией. «).
Должна быть приведена достоверная информация о рисках от участия в инвестиционном проекте, по которым должен быть сделан беспристрастный анализ и рассмотрены варианты его избежания или минимизации.
Структура бизнес-плана инвестиционного проекта не регламентирована законодательством, поэтому каждая фирма разрабатывает собственные подходы и структуру бизнес-плана, которые будут зависеть от характера бизнеса, основных целей составления бизнес-плана и предъявляемых к нему требований.
Так, например, бизнес-план производственного предприятия будет отличаться от бизнес-плана торговой структуры или предприятия сферы услуг.
Разница в масштабах предприятия существенно влияет на требования к бизнес-плану в части объема информации и уровня ее детализации, однако структура бизнес-плана от этого никак не зависит.
Структура бизнес-плана, или его основные разделы, одинаковы и для обоих вариантов представления бизнес-плана — кратком резюме или развернутом и всестороннем варианте. Разница между ними только в объеме информации — резюме, в отличие от полного варианта содержит только основную информацию и выводы.
Структура бизнес-плана зависит от цели его написания, того, для чего он предназначен — для получения кредита, привлечения инвестора, предварительной оценки инвестиционного проекта, или внутрифирменного.
Типовая структура бизнес-плана инвестиционного проекта содержит следующие разделы:
1. Титульная страница — содержит название компании, ее юридический и фактический адреса, телефоны, e-mail и адрес сайта (если есть), наименование и полные реквизиты собственников компании, наименование и очень кратко (одним предложением) — суть проекта, информацию о исполнителях проекта и дату его составления.
3. Описание компании — содержит информацию о компании, которая предлагает данный инвестиционный проект, ее полные реквизиты, информацию о учредителях и их реквизиты, цели компании, сведения о руководстве, историю компании, достижения, организационную структуру, основные продукты, и место компании на рынке.
4. Описание продукта или услуги — включает информацию о продукте или услуге, его основных характеристиках, основных потребителях, потребительских свойствах товара, отличиях от существующих аналогов, информацию патентах и лицензиях.
5. Маркетинговый анализ — содержит информацию о имеющихся на рынке товарах, продукции конкурентов, сравнение характеристик и потребительских качеств товаров конкурентов и предлагаемого продукта, информацию о наименовании конкурентов и их реквизиты, цены конкурентов и их стратегию продвижения товаров.
Маркетинговый анализ — самый первый и важный этап в написании бизнес-плана. Важнейшим разделом в маркетинговом анализе является определение объемов рынка сбыта продукции, доли рынка конкурентов, определение мотивации покупателей к принятию решения о покупке.
Основной задачей данного раздела является дать ответ на вопросы — сколько и какого товара требует рынок, по какой цене и почему именно его готовы покупать потребители. В этом разделе также должен быть приведен анализ состояния и тенденций развития отрасли, средняя прибыльность и объемы производства предприятий отрасли, степень развития конкуренции и барьеры вхождения в нее.
6. Стратегия продвижения товара — здесь основным является определение рыночной ниши, т.е. того, какой именно и для каких категорий потребителей предназначен товар, количественный и качественный анализ потребителей, где они расположены, какими именно методами и каналами сбыта предлагается реализовывать товар или услугу. Приводится информация о стратегии рекламирования продукта или услуги, затратах на маркетинг, ценообразовании, политике при работе с покупателями. Этот раздел бизнес-плана часто является его самым слабым местом.
7. Производство — в случае, если это производственное предприятие, данный раздел включает информацию о выбранной технологии производства, мотивации ее выбора, описание основных технологических процессов предприятия, схему его работы, расстановку оборудования. Если предполагается реконструкция или строительство, то приводится описание технических решений и расчеты затрат на реконструкцию или строительство.
В разделе приводятся расчеты потребности в материалах и сырье на производство продукции, затраты на их закупку, анализ поставщиков, затраты на обслуживание и плановые ремонты оборудования. В случае, если специфика производства того требует, приводится информация о необходимости приобретения лицензий и прочих разрешений, требования по технике безопасности труда.
В случае, если это торговое или обслуживающее предприятие, раздел включает значительно больший объем информации о поставщиках, их оценке и выборе, потребностях в конкретных товарах и их группах, методах закупки, потребностях в складских и торговых помещениях, их географическом местоположении и наличии спроса на предлагаемые товары в каждой торговой точке и по каждому товару. По поставщикам также приводится информация о их местонахождении, дается их краткая характеристика и приводятся реквизиты.
В случае, если это строительное или сервисное предприятие отражается также информация о подрядчиках, дается их характеристика и реквизиты.
8. План по персоналу — в этом разделе приводится информация о потребности в персонале, его количестве и квалификации, анализ рынка труда по каждой позиции работников, приводятся расчеты затрат на оплату труда персонала, его социальное обеспечение, методы стимулирования и обучение.
9. Организационная структура и управление — содержит схему организационной структуры управления предприятием, информацию о количественном и качественном составе подразделений предприятия, требования к его квалификации, расчет затрат на оплату труда, социальное обеспечение и стимулирование труда управляющего персонала.
В случае реорганизации или вновь создаваемого предприятия дается информация о форме собственности предприятия, его основных или предполагаемых акционерах, их реквизиты, доли в капитале предприятия, процесс принятия решений и принципы управления.
10. Финансовый план — самая интересная часть бизнес-плана с практической точки зрения, он показывает какие финансовые ресурсы потребуются для реализации инвестиционного проекта и в какие периоды времени, а также отдачу от проекта при заданных исходных данных и верности выводов маркетингового исследования. В финансовом плане приводятся или рассчитываются все денежные потоки предприятия — затраты, выручка от реализации, налоги и прибыль.
11. Анализ рисков проекта — в этом разделе дается описание возможных рисков проекта и их характеристика, а также приводится стратегия по их минимизации.
12. Приложения к бизнес-плану — это документы, на базе которых был составлен бизнес-план: данные маркетинговых исследований, спецификации и подробные описания продуктов, развернутые характеристики конкурентов и их продуктов, копии рекламных материалов, прайс-листов, каталогов, письма от покупателей и заказчиков, контракты, резюме руководителей проекта и подразделений предприятия, заключения экспертов и прочие документы.
Глава 2. Расчет показателей бизнес-плана
Расчет показателей производственной программы по перевозке грузов
Общая грузоподъемность всех автомобилей (среднесписочных) определяется по формуле:
, т (2.1.1)
Где грузоподъемность(номинальная) автомобиля,
среднесписочное количество автомобилей.
28*8=224т
Среднесписочное количество автомобилей в работе определяется по формуле
(2.1.2)
Где автомобиле-дни в эксплуатации на планируемый период
количество дней в периоде
Автомобиле-дни в хозяйстве определяется как произведение среднесписочного количества автомобилей и количества дней планируемого периода
,Авт.дни (2.1.3)
Где среднесписочное количество автомобилей
количество дней в периоде
28*365=10220авт.дней
Автомобиле-дни в эксплуатации рассчитываются путем умножения среднесписочного количества авто на количество дней в эксплуатации
Авт.дни (2.1.4)
Где среднесписочное количество автомобилей
дни пребывания автомобилей в эксплуатации
28*258=7224авт.дней
Автомобиле-часы в наряде определяются как произведение количества автомобиле-дней эксплуатации и времени в наряде за сутки()
Авт.час (2.1.5)
Где дни пребывания автомобилей в эксплуатации
время в наряде за сутки
7224*7,4=53457,6 авт.часов
Общий пробег всех автомобилей определяют исходя из следующего выражения:
(2.1.6)
Где дни пребывания автомобилей в эксплуатации
среднесуточный пробег,км
7224*190=1372560км
Среднюю грузоподъемность автомобиля вычисляют по выражению:
т (2.1.7)
Где общая грузоподъемность всех автомобилей
среднесписочное количество автомобилей
Расчетные данные сводятся в таблицу следующего вида:
Показатели производственной программы по перевозке грузов АТП
№ | Показатель | Значение показателя |
Общая грузоподъемность, т | ||
Среднесписочное количество авто в работе,шт | ||
Автомобиле-дни в эксплуатации, Авт.дни | ||
Автомобиле-часы в наряде, Авт.час | ||
Общий пробег автомобиля, км | ||
Средняя грузоподъемность одного автомобиля, т |
Источник: poisk-ru.ru
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА НА АВТОТРАНСПОРТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ
Производственную программу по эксплуатации подвижного состава разрабатывают на основе данных о количестве подвижного состава каждого типа на планируемый период и расчетного уровня его производительности в соответствии с установленными эксплуатационными показателями, производственная программа включает:
- • количественные показатели работы всех автомобилей, находящихся на АТП;
- • средние показатели использования парка;
- • объем перевозок (в тоннах или пассажирах) и грузо-пассажиро- оборот (в тонно- или пассажиро-километрах);
- • показатели производительности автомобиля.
Целесообразно подчеркнуть, что в некоторых первоисточниках
[12, 16, 17, 18, 19, 20, 21] указана следующая интерпретация показателей производственной программы АТП:
- • показатели производственной базы АТП;
- • технико-эксплуатационные показатели;
- • показатели производительности автомобиля.
Для преодоления семантических преград мы считаем необходимым провести соответствие, а именно к количественным показателям работы всех автомобилей, находящихся на АТП, мы относим показатели его производственной базы, отдельно выделяя ключевые показатели работы предприятия, — объем перевозок и грузопасса- жирооборот. К технико-эксплуатационным показателям мы относим средние показатели использования парка подвижного состава АТП.
Технико-эксплуатационные показатели работы АТП
Планируемые эксплуатационные показатели должны обеспечивать максимальное использование всех материально-технических ресурсов АТП с целью наиболее эффективного освоения объема перевозок грузов и пассажиров согласно заключенным договорам.
Использование подвижного состава автомобильного транспорта оценивается следующими технико-эксплуатационными показателями:
- • коэффициент технической готовности подвижного состава (ат);
- • коэффициент выпуска подвижного состава на линию (ав);
- • коэффициент использования пробега (Р);
- • коэффициент использования грузоподъемности или пассажи- ровместимости (у);
- • продолжительность работы подвижного состава на линии, время в наряде (Гн);
- • техническая скорость движения (V );
- • эксплуатационная скорость движения (V );
- • время простоя подвижного состава под погрузкой-разгрузкой
- • средняя длина ездки с грузом (/ег);
- • среднее расстояние перевозки грузов, пассажиров (/пер). Технико-эксплуатационные показатели работы АТП подразделяются на активные (интенсивные) и пассивные (экстенсивные). К активным показателям относят такие показатели, при изменении которых предприятие получает дополнительный объем транспортной работы, при этом не требуется увеличения затрат. Например, ликвидация порожних пробегов — увеличение коэффициента использования пробега (3, или максимальное использование загрузки автомобиля — увеличение коэффициента грузоподъемности у. К пассивным показателям относят такие показатели, при изменении которых предприятие получает дополнительный объем транспортной работы, но при этом получит и увеличение затрат. Например, увеличение времени нахождения автомобиля в наряде повлечет увеличение затрат по статьям «Заработная плата», «Топливо», «Амортизационные отчисления».
Рассмотрим технико-эксплуатационные показатели работы АТП.
Коэффициент технической готовности подвижного состава (ат)
Под коэффициентом технической готовности подвижного состава понимают отношение технически исправных и годных для перевозочной работы автомобилей (прицепов) к их списочному количеству за определенный период времени.
Для расчета этого коэффициента определяют количество дней пребывания автомобилей (прицепов) на предприятии (Дк) и количество дней простоя в техническом обслуживании, текущем ремонте (АДр). Разность этих двух величин позволяет определить количество автомобиле-дней (прицепо-дней) технически исправных автомобилей (прицепов) — Дти. В этом случае коэффициент технической готовности парка определяется по формуле:
На практике рекомендуется определять коэффициент технической готовности парка на основании графика постановки автомобилей в ремонт с учетом величины пробега с начала эксплуатации или после последнего ремонта к началу планируемого периода, нормы пробега до технического обслуживания и ремонта, продолжительности простоя в обслуживании и ремонте.
При годовом планировании разрабатывается упрощенный график, в котором указывают лишь месяцы (без разбивки по дням) постановки автомобилей в ремонт.
Коэффициент выпуска подвижного состава на линию (ав)
Возможность автомобилей и прицепов совершать транспортную работу не всегда реализуется, поскольку технически исправный подвижной состав может простаивать по организационно-техническим причинам.
Отношение числа дней работы подвижного состава к календарному числу
дней пребывания его на автотранспортном предприятии за данный период
называется коэффициентом выпуска подвижного состава на линию.
Коэффициент выпуска подвижного состава на линию определяют делением числа автомобиле-прицепо-дней нахождения подвижного состава в эксплуатации (АДЭ) на общее число автомобиле-прицепо- дней пребывания его на предприятии (АДх):
где Д„ — количество дней работы автомобилей за год; — коли- чество календарных дней в году.
Количество дней работы автомобиля за год вычисляется как разность между количеством дней нахождения автомобилей в технически исправном состоянии и количеством дней простоя по эксплуатационным и прочим причинам (Дпр):
где Д — дни простоя в выходные и праздничные дни (определяются исходя из режима работы АТП), дн.; Д°? г — дни простоя по организационным (эксплуатационным) причинам, дн.
Целесообразно подчеркнуть, что простои по организационным причинам не планируются, поскольку они не вызываются необходимостью, а являются следствием не вполне удовлетворительной работы автотранспортного предприятия. Эти простои можно устранить посредством четкой организации всего транспортного процесса, правильной подготовкой водителей и ремонтных рабочих, своевременным снабжением предприятия необходимыми ресурсами, развитием ремонтной базы и пр.
Коэффициент использования пробега ((3)
Общий пробег автомобиля слагается из следующих составляющих:
- • производительного пробега (Lrp) — пробега с грузом для грузового транспорта, пробега по маршруту для маршрутного транспорта и платного пробега (с включенным счетчиком) для автомобилей-такси;
- • непроизводственного пробега (LH) — пробега без груза для грузового транспорта, пробега не по маршруту для маршрутного транспорта и неоплаченного пробега для такси. Непроизводительный пробег в свою очередь разделяется на порожний пробег (Ln) и нулевой пробег (ZQ).
Под нулевым пробегом понимают пробег от гаража до пункта первой погрузки (или начало маршрута на автобусном транспорте) и от последнего места разгрузки (конечного пункта маршрута) до гаража.
Отношение производительного пробега к общему пробег к (/.общ) за определенный период времени называется коэффициентом использования пробега (|3).
Расчет коэффициента использования пробега осуществляется по формуле:
где L — производительный пробег, или пробег с грузом по маршруту; 1об — общий пробег по маршруту.
На величину коэффициента использования пробега влияют следующие факторы:
- • направление грузопотоков (возможность загрузки автомобиля в прямом и обратном направлениях);
- • организация транспортного процесса;
- • качество оперативного суточного планирования;
- • территориальное расположение гаража по отношению к грузообразующим и грузопоглощающим пунктам или маршрутам перевозки пассажиров).
Средневзвешенную величину коэффициента использования пробега определяют суммированием производительных пробегов каждой группы (модели) автомобилей и делением полученного результата на величину общего пробега той же группы автомобилей за определенный период.
Коэффициент использования грузоподъемности или пассажировместимости (у)
При организации перевозок необходимо учитывать все возможности и факторы, влияющие на максимальное использование грузоподъемности подвижного состава, поскольку пропорционально увеличению загрузки автомобиля повышается его полезная работа и снижаются затраты на перевозку. Следует учитывать, что подвижной состав автомобильного транспорта характеризуется:
- • грузоподъемностью — зависит от конструкции автомобиля, является постоянной величиной для данного типа и модели, измеряется в тоннах;
- • грузовместимостью — определяется размерами грузонесущей части (кузова, фургона, цистерны) и может быть различной при одной и той грузоподъемности.
Степень использования грузоподъемности подвижного состава при перевозке грузов оценивают коэффициентами статического и динамического использования грузоподъемности.
Коэффициент статического использования грузоподъемности ус определяют отношением фактического объема перевезенного груза (0ф) к его возможному количеству (q) при условии полного использования номинальной грузоподъемности подвижного состава.
Коэффициент статического использования грузоподъемности за одну ездку определяется по формуле:
В общем виде за Zc ездок коэффициент статического использования грузоподъемности определяется по формуле:
При определении коэффициента статического использования грузоподъемности не учитывается расстояние перевозки груза, хотя этот фактор существенно влияет на результаты работы подвижного состава. Поэтому на автомобильном транспорте применяется также коэффициент динамического использования грузоподъемности у.
Коэффициент динамического использования грузоподъемности уд определяют отношением количества фактически выполненных тонно-километров Рф к их возможному количеству при условии полного использования грузоподъемности подвижного состава во время пробега с грузом Р .
Коэффициент динамического использования грузоподъемности уд за одну ездку определяется по формуле:
Коэффициент динамического использования грузоподъемности уд за Ze ездок определяется по формуле:
Из этой формулы следует, что q( и L могут отличаться друг от друга, поскольку грузы с различным коэффициентом использования грузоподъемности перевозят на разные расстояния.
Если устанавливают коэффициент использования грузоподъемности в среднем по автотранспортному предприятию, то различие между qt и обусловлено тем, что перевозки совершаются автомобилями разной грузоподъемности на разные расстояния с неодинаковой степенью нагрузки.
При расчете количества перевезенных тонн применяют коэффициент статического использования грузоподъемности, а при расчете количества выполненных тонно-километров — коэффициент динамического использования грузо подъемности.
Планируя работу пассажирского автомобильного транспорта, определяют коэффициент использования пассажировместимости (коэффициент наполнения). Различают также статические и динамические коэффициенты пассажировместимости (коэффициенты наполнения).
Коэффициент статического использования пассажировместимости определяют как отношение среднего количества пассажиров в автобусе к его вместимости.
На пассажирском транспорте различают следующую вместимость подвижного состава:
- • наименьшую, определяемую количеством мест только для сидящих пассажиров;
- • нормальную (номинальную), учитывающую кроме сидящих пассажиров трех стоящих в расчете на 1 м 2 свободной площади салона;
- • наибольшую (предельную или допустимую), определяемую из расчета пяти стоящих пассажиров на 1 м 2 свободной площади салона.
Наименьшая вместимость учитывается при планировании в основном междугородных и пригородных перевозок пассажиров; номинальная и предельная, как правило, используются при планировании городских пассажирских перевозок.
Коэффициент динамического использования пассажировместимости определяют как отношение фактического пассажирооборота Рпасс_км к возможному пассажирообороту Рпасс.кмвозм при использовании соответствующей вместимости подвижного состава.
Возможное количество пассажиро-километров — это провозные возможности, которые обеспечивает транспортное предприятие для перевозки пассажиров в соответствии с установленной нормой наполнения подвижного состава.
Возможное количество пассажиро-километров определяется по формуле:
где qamin — наименьшая вместимость подвижного состава; /,марш — пробег подвижного состава по маршруту.
Применительно к одному автобусу, работающему на маршруте, коэффициенты статического и динамического использования пассажировместимости равны между собой. Применительно к парку автобусов, работающих на разных маршрутах различной протяженности и характеризующихся определенной дальностью поездки пассажиров, они имеют различные числовые значения.
Средневзвешенный коэффициент использования пассажировместимости для всего парка автобусов рассчитывают как коэффициент динамического использования.
Продолжительность работы подвижного состава на линии, время в наряде (Гн)
Определяют в часах на линии с момента выхода автомобиля из гаража до момента возвращения в гараж. При этом не учитывают предоставляемое водителю согласно трудовому законодательству время для отдыха и приема пищи.
Время нахождения автомобиля в наряде слагается из времени движения^) и времени планируемого простоя под погрузкой- разгрузкой^ ), а также времени, необходимого по техническим надобностям (f ):
Плановую величину продолжительности нахождения подвижного состава на линии определяют исходя из режима работы автомобилей, порядка обслуживаемых клиентов, характера и срочности перевозок, а также режима технического обслуживания автомобилей и времени на один оборот (рейс) или на одну ездку по основным маршрутам.
Для определения средней продолжительности пребывания автомобилей в наряде по всему парку суммируют автомобиле-часы работы каждой модели или группы автомобилей и делят полученный результат на число автомо- биле-дней работы этих автомобилей за тот же период.
Скорости движения. На автомобильном транспорте планируются и учитываются три вида скоростей движения: техническая, эксплуатационная, скорость сообщения (для пассажирского транспорта).
Техническая скорость измеряется количеством километров, проходимых автомобилем в среднем за час движения.
Техническая скорость зависти от условий, в которых работает автомобиль, — тип покрытия, ширина проезжей части, частота пересечений, интенсивность движения, время суток и пр. При расчете технической скорости учитывают время стоянки автомобиля у светофора и другие остановки, поскольку они включаются в общее время движения.
Техническую скорость определяют по формуле:
где L с — среднесуточный пробег автомобиля, км; АЧдц — время движения автомобиля, ч.
Эксплуатационная скорость представляет собой условную среднюю скорость за время пребывания подвижного состава в наряде, т.е. она определяется делением всех планируемых простоев (под погрузкой-разгрузкой — для грузовых автомобилей и на промежуточных и конечных станциях — для пассажирского) на линии (без учета простоев по технической неисправности) на время в наряде.
Эксплуатационная скорость определяется по формуле: где АЧн — авто-часы в наряде.
Отношение эксплуатационной скорости к технической характеризуется коэффициентом использования времени в наряде. Иными словами, эксплуатационная скорость так относится к технической, как время в движении ко времени пребывания автомобиля в наряде.
Чем большую часть общего времени пребывания автомобиля в наряде будет составлять время движения, тем меньше будет разрыв между величинами технической и эксплуатационной скорости.
Наряду с эксплуатационной скоростью на автобусном транспорте определяется скорость сообщения.
Скорость сообщения представляет собой отношение пройденного автобусом пути ко времени, затраченному на движение и стоянки на промежуточных пунктах (для посадки и высадки пассажиров).
Время простоя подвижного состава под погрузкой-разгрузкой (f )
Продолжительность простоя подвижного состава под погрузкой- разгрузкой, зависит:
- • от способа производства погрузочно-разгрузочных работ: ручной, полумеханизированный, механизированный;
- • от грузоподъемности автомобиля (автопоезда);
- • от вида груза.
Средняя длина ездки с грузом (/ег) и среднее расстояние перевозки грузов, пассажиров (/пер)
Пробег груженного автомобиля между двумя конечными пунктами, на которых были произведены погрузки и разгрузки, называется ездкой с грузом, а длина этого пробега — длиной ездки с грузом.
Средняя длина ездки с грузом определяется по формуле:
Среднее расстояние перевозки грузов, пассажиров определяется как отношение грузооборота (Р) к объему перевозок (0:
Средняя длина ездки с грузом не всегда совпадает по величине со средним расстоянием перевозки груза: они имеют разные значения при различной длине ездки автомобилей разной грузоподъемности, а также при одинаковой грузоподъемности автомобилей, но при различном коэффициенте ее использования в процессе перевозки.
Количественные показатели работы всех автомобилей, находящихся на АТП, определяют по каждой марке с выделением автомобилей, работающих с прицепами, а затем суммируют в целом по парку. К количественным показателям, характеризующим производственную базу АТП, относят:
Источник: studref.com
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА АВТОТРАНСПОРТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ
Планирование программы по эксплуатации подвижного состава автотранспортного предприятия
Перевозки автомобильным транспортом осуществляются на основе плана перевозок в соответствии с заключенными договорами. План перевозок служит базой расчета объемов перевозок, парка подвижного состава, материально-технических средств, основных технико-эксплуатационных показателей работы автомобилей, численности работников и т.д.
Исходными данными для составления плана перевозок грузов являются заявки организаций-грузоотправителей, где указываются виды грузов, пункты их отправления и назначения, объемы перевозок в тоннах и тонно-километрах. В зависимости от рода и количества грузов и условий осуществления перевозок автотранспортные предприятия выбирают наиболее рациональный тип подвижного состава.
План по эксплуатации подвижного состава различается по видам перевозок, осуществляемых автотранспортным предприятием:
- — грузовые или пассажирские перевозки;
- — перевозки на сдельной или повременной основе;
- — регулярные или разовые перевозки.
Этот план включает в себя определение следующих показателей по маркам подвижного состава и по парку в целом.
- 1. Среднесписочное количество автомобилей (Асс), ед.
- 2. Автомобиле-дни пребывания на АТП (в хозяйстве) (АДх).
- 3. Автомобиле-дни работы (АДр).
- 4. Автомобиле-часы работы (АЧн), ч.
- 5. Общая грузоподъемность автомобилей (qобщ), т.
- 6. Среднесуточный пробег одного автомобиля (автобуса) (Lсут), км.
- 7. Общий пробег автомобилей (Lобщ), км.
- 8. Пробег с грузом (Lгр), км.
- 9. Количество ездок с грузом (nег).
- 10. Суточный объем перевозок (Qсут), т.
- 11. Общий объем перевозок (Qт), т.
- 12. Общий грузооборот (Рткм), ткм.
- 13. Объем перевозок пассажиров ((Qпасс), пасс.
- 14. Пассажирооборот (Рпасс-км), пасс-км.
Технико-эксплуатационные показатели.
- 1. Среднее время пребывания автомобилей в наряде (Тн), ч.
- 2. Средняя грузоподъемность автомобиля (q), т.
- 3. Коэффициент технической готовности (бт).
- 4. Коэффициент выпуска автомобилей на линию (бв).
- 5. Коэффициент использования пробега (в).
- 6. Средняя техническая скорость (Vт), км/ч.
- 7. Средняя эксплуатационная скорость (Vэ), км/ч.
- 8. Среднее расстояние перевозки грузов (l), км.
- 9. Средняя длина ездки с грузом (lег), км.
- 10. Среднее время простоя под погрузкой-разгрузкой (tпр), ч.
- 11. Статический коэффициент использования грузоподъемности (гс).
- 12. Динамический коэффициент использования грузоподъемности (гд).
Показатели программы по эксплуатации подвижного состава автотранспортного предприятия определяются следующим образом.
Среднесписочное количество автомобилей, ед.
где WАсс — выработка на один списочный автомобиль в т или ткм.
Автомобиле-дни пребывания на АТП (в хозяйстве)
Общая грузоподъемность парка автомобилей, т
qобщ =? Ассq.
Среднесуточный пробег одного автомобиля, км
Общий пробег автомобилей, км
Lобщ = ? Lсут АДр.
Пробег с грузом, км
Lгр= ? Lобщ в.
Количество ездок с грузом
? nег =? nег АДр = АДр
Суточный объем перевозок, т
Общий объем перевозок, т
Qт = ?Qсут АДр.= ?nегqг АДр.
Общий грузооборот, ткм
Рткм = ?Qтl = АДр.
Затем вычисляются плановые показатели выработки подвижного состава.
Выработка на одну списочную автотонну:
Выработка на один списочный автомобиль:
Выработка на один автомобиле-день работы:
Выработка на один автомобиле-час работы:
Выработка на один километр пробега, т
В программе по эксплуатации, кроме суммарных показателей, рассчитывается средний уровень технико-эксплуатационных показателей автотранспортного предприятия
Средняя грузоподъемность одного автомобиля, т
Среднее время пребывания в наряде, ч
Средний коэффициент использования пробега
Средний статический коэффициент использования грузоподъемности
Средний динамический коэффициент использования грузоподъемности
Среднее расстояние перевозок, км
Средняя длина ездки с грузом, км
Средняя техническая скорость, км/ч
где АЧдв — автомобиле-часы движения
АЧдв = ?АЧр — ?АЧпр,
где АЧпр — автомобиле-часы простоя под погрузкой-разгрузкой,
АЧпр = ?tпр nег.
Среднее время простоя под погрузкой-разгрузкой, ч
Расчет показателей программы по эксплуатации автобусного парка во многом аналогичен расчету по грузовым автомобилям. Отличия состоят в планируемых значениях следующих показателей.
Объем перевозок пассажиров, пасс.
Qпасс = АДр.
Рпасс-км = ТнVэвqага АДр,
где qа — вместимость автобуса;
га — коэффициент использования пассажировместимости (наполнения);
lн — среднее расстояние поездки пассажира, км.
Задачи с решениями
Задача 1. Рассчитать производственную программу по эксплуатации грузовых автомобилей ЗИЛ-431410 и МАЗ-5335 с прицепом МАЗ-8926 на год.
Таблица 3.1 — Исходные данные по маркам автомобилей
МАЗ-5335 с прицепом МАЗ-8926
Списочное число автомобилей на начало года, ед.
Поступление автомобилей, ед.
Выбытие автомобилей, ед.
Источник: studwood.net