Показатели освоения программы дошкольного образования

Вишневская, Н. М. Мониторинг качества освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО / Н. М. Вишневская, Н. Н. Самаркина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 39-42. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41600/ (дата обращения: 11.07.2023).

В статье особое место уделяется проблеме оценивания качества образовательной деятельности, осуществляемой по основной образовательной программе дошкольного образования.

Ключевые слова: мониторинг, педагогическая диагностика, психологическая диагностика

Оценивание качества образовательной деятельности, осуществляемой по основной образовательной программе дошкольного образования (далее — ООП ДО), представляет собой важную составную часть данной деятельности, направленную на ее усовершенствование.

В соответствии с ФГОС ДО (п. 4.3–4.5), целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение ООП ДО не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Основная программа дошкольного образования

Оценивание качества образовательной деятельности направлено в первую очередь на оценивание созданных образовательным учреждением (далее — ОУ) условий, включая психолого-педагогические, кадровые, материально-технические, финансовые, информационно-методические и т. д.

ООП ДО предусмотрены следующие уровни системы оценки качества:

− диагностика развития ребенка, используемая как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по ООП ДО;

− внутренняя оценка, самооценка ОУ;

− внешняя оценка ОУ, в том числе независимая профессиональная и общественная оценка.

На уровне ОУ система оценки качества реализации ООП ДО решает задачи:

− повышения качества реализации данной программы;

− реализации требований ФГОС ДО к структуре, условиям и целевым ориентирам ООП ДО;

− обеспечения объективной экспертизы деятельности ОУ в процессе оценки качества ООП ДО;

− задания ориентиров педагогам в их профессиональной деятельности и перспектив развития самого ОУ;

− создания оснований преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

Важнейшим элементом системы обеспечения качества дошкольного образования является оценка качества психолого-педагогических условий реализации ООП ДО, и именно психолого-педагогические условия являются основным предметом оценки в предлагаемой системе оценки качества образования на уровне ОУ.

Система оценки качества предоставляет педагогам и администрации ОУ материал для рефлексии своей деятельности и для серьезной работы над ООП ДО, которую они реализуют. Результаты оценивания качества образовательной деятельности формируют доказательную основу для изменений ООП ДО, корректировки образовательного процесса, выбора вариативных образовательных программ и условий образовательной деятельности.

У-11. Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования

ОУ имеет право самостоятельного выбора инструментов педагогической и психологической диагностики развития детей.

Важную роль в системе оценки качества образовательной деятельности играют также семьи воспитанников и другие субъекты образовательных отношений, участвующие в оценивании образовательной деятельности ОУ, предоставляя обратную связь о качестве образовательных процессов.

Педагогическая диагностика.

Реализация ООП ДО предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики.

Педагогическая диагностика — оценка индивидуального развития дошкольников, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения образовательных задач п. 3.2.3 ФГОС ДО (приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года):

− индивидуализировать образование (в том числе поддержку ребенка, построение образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

− оптимизировать работу с группой детей.

Мониторинг может проводится по диагностическим картам, предлагаемым авторами комплексных образовательных программ, выбранных ОУ, либо по самостоятельно разработанным образовательной организацией картам на основе целевых ориентиров, в которых представлен структурированный в таблицы диагностический материал по 5 образовательным областям.

Читайте также:
Какая программа для рисования в Андроид

Используемая система диагностики интегративна с точки зрения взаимодействия специалистов ОУ. Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса и выделять детей с проблемами в развитии, своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов, что регламентировано п. 3.2.2. ФГОС ДО.

Выделенные в диагностические таблицы показатели развития основных (ключевых) компетенций ребенка выступают для педагогов в качестве ориентиров, на которые они должны опираться во время ежедневных наблюдений за поведением детей в повседневной жизни, при решении образовательных задач, в свободной деятельности, в ситуациях общения и др.

Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов и позволяет своевременно корректировать педагогический процесс в группе детей / в ОУ.

Применение данного метода дает довольно полную и достоверную диагностическую картину и имеет большую ценность для организации образовательного процесса.

Для оперативного отслеживания уровня освоения детьми программного материала и оптимизации образовательного процесса дважды-трижды в год проводится диагностика педагогического процесса (входная (начало сентября), промежуточная (середина учебного года) и итоговая (конец мая) — для проведения сравнительного анализа).

Технология работы с диагностическими картами.

Каждая карта заполняется по параметрам определенной образовательной области. В диагностике используются общепринятые критерии развития детей (в каждой группе соответственно возрасту воспитанников) и уровневый подход к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей, в ОУ. Оценивание может проводиться по трехбалльной, либо пятибалльной системе.

Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку. Этот показатель необходим для определения характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

Этап 2. Подсчитывается итоговый показатель по группе по каждому параметру и по образовательной области в целом. Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций, а также для ведения учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы в группах.

Этап 3. Общегрупповые показатели вносятся в единую сводную таблицу по всему ОУ. Это необходимо для прослеживания освоения ООП ДО, ее корректировки в дальнейшем, исходя из показаний освоения программы воспитанниками.

Психологическая диагностика.

Психологическая диагностика — психолого-педагогическое изучение воспитанников на протяжении всего периода дошкольного детства, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе воспитательно-образовательной деятельности, а также выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации.

Психодиагностическая работа проводится только специалистами (педагогом-психологом, психологом) как индивидуально, так и с группами воспитанников ОУ.

Участие ребенка в психологической диагностике допускается только ссогласия его родителей (законных представителей) на основании письменного разрешения.

Психологическая диагностика проводится в рамках оказания помощи участникам образовательного процесса (администрация, педагоги, дети, их родители). Знание об индивидуально-психологических особенностях ребенка позволяет оказать помощь педагогам по реализации в образовательно-воспитательном процессе потенциальных возможностей ребенка, самого педагога, родителя, предупредить возможные нарушения в становлении личности и интеллекта.

Выявление индивидуально-психологических особенностей развития ребенка на соответствующих возрастных этапах рекомендуется проводить по пакету психодиагностических методик, сконструированному специалистами регионального центра социопсихологических исследований — МБУ ДО «Центр «ПОДДЕРЖКА ДЕТСТВА» г. о. Самара, в который вошли методики, отобранные по психометрическим критериям и апробированные в условиях практической работы педагогами-психологами учреждений образования Самарской области (см. Письмо ГУО АСО от 22.07.1998 г. № 1515 «О содержании деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении»).

Читайте также:
Что такое специализированные программы обработки текстовой информации

Основные термины (генерируются автоматически): образовательная деятельность, педагогическая диагностика, образовательный процесс, психологическая диагностика, педагогический процесс, группа детей, дошкольное образование, ребенок, итоговый показатель, образовательная область.

Источник: moluch.ru

Динамика результатов освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования по итогам мониторингов за 2016-2021 уч. год

Вывод: На протяжении пяти лет — 2016- 2021 г.г. прослеживается положительная динамика результатов освоения образовательной программы по итогам мониторингов, проводимых ДОУ. Уровень усвоения повысился с 81% в 2016 году, до 97% в 2020 году, на момент окончания воспитанниками дошкольного учреждения, что соответствует высокому уровню развития воспитанников ДОУ.

Общая динамика освоения воспитанниками группы №5 ООП

2016-2021 уч. год по образовательным областям

Вывод: При реализации ООП мной была проведена оценка эффективности педагогических воздействий, индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики. Мониторинг образовательной деятельности осуществлялся в рамках внутренней оценки качества дошкольного образования в ДОУ.

Вводная и итоговая педагогические диагностики проводились на основе диагностических таблиц, разработанных авторами программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и творческой группой ДОУ № 28»Росинка». Исследовалось освоение детьми ОПП дошкольного образования по пяти образовательным областям: физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие. Использовались разнообразные технологии, приемы, методы, а также индивидуальная работа с детьми.

Общий анализ показал, что дети любознательны, активны, эмоционально отзывчивы, умения и навыки соответствуют возрасту, сформированы целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

Можно с уверенностью отметить: динамика развития была достигнута благодаря тому, что образовательная деятельность проводилась в системе.

Сравнительный анализ мониторинга, производимый образовательной организацией МДОУ № 28 «Росинка» за период с 2016 по 2021 уч. гг., показал, что воспитанники демонстрируют устойчивую положительную динамику по всем образовательным областям. Добиться данных результатов удалось благодаря созданию условий для продвижения каждого ребенка на основе учета его индивидуальных возможностей и потребностей, обогащения РППС, использования современных технологий и методов развивающего обучения.

Июль 2023 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31

Источник: olga-sad.ru

Агализ освоения образовательной программы

Согласно годовому плану работы ДОУ мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования проводится 2 раза в год (начало и конец учебного года). В проведении анализа педагогической деятельности за 2015-2016 учебный год приняли участие все педагоги.

Оценить 1853 0

Содержимое разработки

Анализ результатов освоения воспитанниками образовательной программы ДОУ

Согласно годовому плану работы ДОУ мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования проводится 2 раза в год (начало и конец учебного года). В проведении анализа педагогической деятельности за 2015-2016 учебный год приняли участие все педагоги. Анализ освоения ООП ДОУ воспитанниками отражает положительную динамику освоения всех областей образовательной программы. От родителей было получено разрешение на психолого-педагогическую диагностику детей.

Уровень освоения программы ДОУ

Результаты освоения воспитанниками образовательных областей

Вывод: Анализируя установочную диагностику на начало учебного года и итоговую диагностику на конец учебного года, выяснилось, что в ОО «Социально-коммуникативное развитие высокий уровень повысился на 31,5 %, средний понизился на 11,2 %, а низкий понизился на 20,3%. ОО «Познавательное развитие» высокий уровень повысился на 37,3%, средний понизился 14,5 %, низкий уровень понизился 22,8 %.ОО «Речевое развитие» высокий уровень повысился 27%, средний понизился 6,7 %, низкий уровень понизился на 20,3 %. ОО «Художественно-эстетическое развитие» высокий уровень повысился 26 %, средний понизился 8,2 %, низкий уровень понизился 17,8 %. ОО «Физическое развитие» высокий уровень повысился на 34,5 %, средний уровень понизился на 8,5 %, низкого уровня нет.

Читайте также:
Как установить заводские программы на ноутбук

Таким образом, из полученных результатов диагностики на конец учебного года, видна положительная динамика и коррекция уровня освоения основной образовательной программы.

В области речевое развитие, в течение года проводилась системная работа. Для успешной реализации данной области педагоги целенаправленно в ОД и в повседневной жизни учили детей диалогу, языковым играм. Отрабатывая умения детей правильно произносить все звуки и слова, выстраивать предложения согласно правилам грамматики.

В группах оформлены центры природы, познавательные центры с содержательным энциклопедическим материалом, глобусы, карты, материала для детского экспериментирования.

В работе воспитателей особое место занимали дидактические и развивающие игры, игровые приемы и упражнения, умственные и речевые логические задачи, способствующие стимулированию познавательной активности детей.

Социально – коммуникативное развитие дошкольников включает в себя: развитие игровой деятельности приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми развитие трудовой деятельности, формирование первичных представлений о труде, формирование основ безопасности жизнедеятельности, экологическое воспитание и ПДД.

Педагогами проводится определенная работа по нравственному развитию детей через различные виды деятельности. Большое внимание уделяется формированию личного отношения ребенка к соблюдению моральных норм.

Работа педагогов по социально – коммуникативному развитию детей осуществляется в детском саду с младшего возраста. Углубить представление малышей о «вежливых» словах им помогали инсценировки с участием кукол, в которых обыгрывались ситуации из повседневной жизни. С целью накопления у детей представлений о добрых поступках, педагоги с детьми проводили беседы о реальных случаях из жизни группы, организовывали чтение художественных произведений.

В области художественно – эстетического развития в течение года проводились различные занятия по театрализованной, изобразительной и музыкальной деятельности, развлечения, праздники, выставки рисунков и поделок которые изготавливались совместно с родителями.

Анализ организации подготовки детей к школе в подготовительной к школе группе показал высокий уровень компетентности педагогов и мотивационную готовность дошкольников, поступающих в первый класс. Педагоги данных возрастных групп продемонстрировали высокий уровень организации самостоятельной деятельности детей, использование разнообразных методов и приёмов в работе, создали соответствующую развивающую предметно-пространственную среду в группах.

Анализ планов воспитательно-образовательной работы с детьми показал, что работа с дошкольниками по воспитанию положительного отношения к школе (игры, беседы, занятия, экскурсии) проводятся в системе, с творческим подходом, продумана взаимосвязь с другими видами деятельности (продуктивная, игровая деятельность, чтение художественной литературы). Из беседы с детьми, наблюдений за их играми и самостоятельной деятельностью было выявлено наличие у дошкольников интереса, самостоятельности и активности, а также знаний детей о школе. Педагоги подготовительных к школе групп успешно взаимодействовали с родителями будущих первоклассников: проводили родительские собрания о готовности детей к школе, индивидуальные устные консультации и оформляли консультации в стендовой информации. Всё это позволяет прогнозировать высокую степень готовности выпускников к школе.

Вывод: В изучаемых подготовительных группах образовательная среда составляет систему условий социализации и развития детей, включая пространственно-временные (гибкость предметного пространства), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей). Анализируя готовность выпускников ДОУ, можно отметить, что на этапе завершения дошкольного образования 100 % воспитанников проявляют инициативность и самостоятельностьв разных видах деятельности.

Источник: www.prodlenka.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru