Показатели эффективности программы развития

Предпосылки и цели проведения оценки могут быть различными и возникать на различных этапах реализации программы. В общем случае предметом оценки являются ключевые параметры программы. В качестве таких параметров могут использоваться:

  • — результативность программы;
  • — эффективность механизма выполнения программы;
  • — социально-экономический эффект, оказываемый программой на развитие;
  • — соответствие программы интересам общества и так далее.

Эффективность реализации программы оценивает соотношение результатов и затраченных на их достижение ресурсов. Именно анализ эффективности является ключевой целью в оценке реализации программ, так как позволяет судить не только о результативности реализации программы, но и рассчитывает стоимость достигнутых результатов, что предоставляет более полную и взвешенную информацию относительно целесообразности реализации программы на предварительной стадии оценки и результатов реализации на конечной стадии.

Как придумать показатели процесса? Ключевые показатели эффективности процесса

Эффект и эффективность программ оценивается исходя из объективных количественных критериев — показателей эффекта и эффективности соответственно. В связи с тем, что бюджетные целевые программы направлены на реализацию расходных обязательств государства в сфере СЭР общества, под выгодами от реализации программы понимают совокупность общественно-значимых результатов. Согласно другим классификациям под эффектом целевых программ понимают совокупность социальных эффектов, а под эффективностью разницу или соотношение социальных эффектов и направленных на их реализацию бюджетных ассигнований.

Под социальным эффектом реализации бюджетных целевых программ подразумеваются прямые и косвенные общественно значимые результаты, полученные при осуществлении мероприятий бюджетных целевых программ.

Показатели эффекта — это ограниченный набор социально-экономических показателей, которые подбираются отдельно под каждый из параметров оценки. Согласно общепринятым подходам показатели эффективности должны отвечать ряду требований:

  • -измеримость -показатель поддается измерению в неизменных единицах;
  • — обоснованность — показатель отражает максимально полно то, что необходимо оценить;
  • -однозначность -показатель имеет четкое, общепринятое определение и единицы измерения;
  • — устойчивость — в ходе оценки доступны временные срезы данных по показателю;
  • — доступность — данные, необходимые для расчета показателя, доступны в традиционных источниках информации;
  • -достижимость -поставленное целевое значение показателя может быть достигнуто с использованием имеющихся ресурсов;
  • — привязанность к определенному отчетному периоду;
  • — специфичность и конкретность — показатель относится к конкретной организации или программе.

В целях систематизации показателей социального эффекта можно осуществить классификацию индикаторов по стадии оценки и определить два класса: общие показатели и частные показатели. Общие показатели оценки эффекта целевых программ представляют собой совокупность выраженных в натуральных, денежных или условных единицах показателей, обладающих свойством универсальности и сопоставимости, использующихся для сравнения программ.

Основные показатели | Анализ эффективности

В большинстве случаев общие показатели социального эффекта отражают степень достижения общих социально-экономических целей реализации государственной и муниципальной политики. Целью оценки общих показателей социального эффекта является сравнение и ранжирование целевых программ. В связи с этим данный вид оценки происходит на промежуточной стадии мониторинга программ.

Частные показатели социального эффекта реализации целевых программ соответствуют частным целям и задачам в рамках каждой целевой программы, отражая ее специфику и отраслевую принадлежность. Частные показатели используются для проведения анализа результативности конкретных целевых программ и оценки стоимости получения данных результатов на основе показателей эффективности. Частные показатели определяются в ходе реализации бюджетных программ на промежуточной и конечной стадиях.

Другая распространенная классификация показателей связана с уровнем реализации программы:

  • — показатели конечного эффекта;
  • — показатели частных конечных эффектов;
  • — показатели непосредственного результата.

Показателем конечного эффекта называют индикатор,

количественно оценивающий изменение состояния целевой группы, на которую направлена деятельность государственного и муниципального управления. Данный вид показателей наиболее полно и объективно отражает необходимость и приоритетность реализации программы.

Показатели, оценивающие результативность реализации программы с учетом отраслевой специфики, определяют как показатели частных конечных эффектов, которые отражают изменение состояния целевой группы по конкретным аспектам.

Результативность реализации комплекса мероприятий целевой программы оценивают показатели непосредственного результата, которые, отражают статистические, социологические и иные отчетные данные, характеризующие объем и качество выполнения мероприятий, направленных на достижение конечного социально-экономического эффекта целевой программы.

Читайте также:
На сколько лет рассчитана программа хореографическое творчество

В общем случае социальная программа — это прогнозно-проектный документ, содержащий совокупность мероприятий и проектов, направленных на достижение основной цели поддержания необходимого качества жизни социально уязвимых слоёв населения и увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.

Таким образом, социальная программа -это прогнозно-проектный документ, содержащий совокупность мероприятий и проектов, направленных на достижение основной цели поддержания необходимого качества жизни социально уязвимых слоёв населения и увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.

Технология инвестирования муниципальных программ использует методологию бизнес-планирования, экономический результат которых представляется социальными эффектами муниципального образования.

Оценка эффективности результата реализации целевых программ может быть определена в рамках проектного подхода двумя группами оценок: социальным эффектом в составе народнохозяйственного эффекта и социальных эффектов, выраженных экономическими оценками ценности социальных эффектов.

Выводы

Источник: studref.com

4.2 Основные показатели оценки эффективности проектов и мероприятий программы

1. Социально-экономическая эффективность проектов и мероприятий будет характеризоваться следующими показателями:

— величина инвестиционных затрат на реализацию проекта;

— соотношение между инвестиционными затратами и количеством вновь создаваемых рабочих мест в результате реализации проекта программы. При этом отдельно рассматриваются затраты государства в рамках мероприятий по поддержке данного проекта. Данные показатели представляют собой отношение количества создаваемых новых рабочих мест к объему прямых государственных (муниципальных) инвестиций, (имеются в виду не только прямые, но также сопряженные и косвенные рабочие места). Количество вновь создаваемых рабочих мест в данном случае должно оцениваться косвенно через величину фонда оплаты труда. По существу этот показатель позволяет соотнести затраты на проекты программы с уровнем достижения социальных целей, коррелируемых с доходами населения. Существенно, что в силу своей ‘экономической прозрачности’ он допускает построение соответствующих целевых нормативов и ориентиров;

— производство добавленной стоимости в рамках проекта;

— объем налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

— экспертные оценки, характеризующие общий объем произведенной добавленной стоимости в сопряженных производствах с учетом всех мультипликативных эффектов;

— экспертные оценки объемов дополнительных услуг, производимых объектами инфраструктуры в связи с реализацией проектов программы.

2. В ходе мониторинга показателей социально-экономической эффективности программы в целом на уровне субъекта Федерации и муниципального образования в составе результатов проекта могут также учитываться (в стоимостном выражении):

— конечные производственные результаты (прирост выручки от реализации на внутреннем и внешнем рынке всей произведенной продукции, включая выручку от продажи имущества и интеллектуальной собственности, создаваемых участниками в ходе осуществления проекта);

— общая величина инвестиций в программу

— общий объем затрат областного бюджета на реализацию мероприятий по государственной поддержке проектов пограммы

— прирост производства добавленной стоимости;

— совокупный рост доходов населения;

— улучшение качества жизни в связи с проведением мероприятий в сфере развития инфраструктуры, природоохранным мероприятий, мероприятий, связанных с развитием предприятий социальной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства и т.п.;

— улучшение социальной обстановки по отдельным параметрам (криминогенность, алкоголизм и наркомания, травматизм, общественные акции протеста);

— экологические результаты, рассчитанные исходя из совместного воздействия всех участников проекта на экологическую обстановку;

— совокупные финансовые результаты предприятий прямо или косвенно связанных с реализацией проектов программы (прирост прибыли, прирост фонда заработной платы);

кредиты и займы;

— прямая бюджетная эффективность, которая, характеризуется величиной отношения годовых налоговых поступлений к объему инвестиций в программу за счет средств субъекта Федерации.

3. Типовая структура показателей в составе паспорта целевой программы регионального развития являющихся предметом мониторинга выглядит следующим образом:

Паспорт программы в стандартной форме:

— Ожидаемые целевые результаты реализации программы.

— Общие инвестиционные затраты на реализацию программы, в том числе по этапам его реализации

— Показатели системной эффективности программы (социально-экономической, бюджетной, коммерческой);

— Перечень образующих проектов или мероприятий, каждый из которых рассматривается в следующей структуре:

— общая стоимость проекта, в том числе по этапам его реализации;

Читайте также:
Программа которая лечит компьютер

— цели проекта и ожидаемые результаты реализации;

— срок реализации проекта;

— краткое описание содержания проекта и основных этапов его реализации;

показатели экономической эффективности проекта (срок окупаемости, внутренняя норма доходности, чистый дисконтированный доход, индекс доходности);

— показатели региональной социально-экономической эффективности проекта;

— источники финансирования проекта (бюджетные средства, собственные и привлеченные с указанием их структуры);

— предполагаемая форма участия инвестора в финансировании инвестиционного проекта (кредит, взнос в уставный капитал, инвестиционный кредит и др.) и эффективность участия инвестора в реализации проекта (срок погашения кредита, срок окупаемости вложений, процент, дивиденд и др.)

— бюджетная эффективность проекта программы, (основным показателем бюджетной эффективности, используемым для обоснования предусмотренных в проекте мер федеральной, региональной финансовой поддержки, является бюджетный эффект, понимаемый, как превышение доходов соответствующего бюджета над расходами в связи с осуществлением данного проекта.

Источник: studfile.net

Как измерить эффективность программ развития?

Практика показывает, что далеко не все компании, в которых организовано обучение собственного персонала, знают, насколько результативны такие инициативы. В некоторых случаях топ-менеджеры даже не пытаются разобраться, приносят ли программы развития сотрудников пользу бизнесу или это лишь обязательные инвестиции без отдачи. Между тем, есть инструменты, позволяющие точно оценить эффективность корпоративного обучения. О самых распространенных методиках рассказывает Сергей Макаров – CEO платформы для оценки и развития персонала StartExam.

По данным исследования, которое недавно провели в StartExam, в 43% российских компаний бюджеты на корпоративное обучение остались прежними, несмотря на все события, которые произошли весной этого года, а в 7 % были даже увеличены. Это свидетельствует о глубоком понимании бизнесом значимости внутренних программ развития как для самих сотрудников, так и для работодателя.

При этом важным трендом последнего времени стала адаптация таких программ под текущие условия. 36% респондентов отметили произошедшую за последние полгода трансформацию самих программ обучения, еще 34% заявили о том, что изменения планируются.

Сейчас, когда происходят такие значимые события для экономики страны, а бизнес-процессы многих компаний адаптируются под новые условия, как никогда важно, чтобы подобные инвестиции не были напрасными, а значит нужно отслеживать эффективность внедряемых программ развития. Это позволит усовершенствовать сами программы, показать их преимущества сотрудникам – ведь далеко не каждый из них готов вкладывать силы даже в развитие собственных скиллов, предпочитая относиться к инициативам HR и руководства формально. Кроме того, оценка эффективности позволит спрогнозировать новые потребности в обучении и развитии и понять, какое влияние все приложенные усилия оказывают непосредственно на бизнес организации. Без всего этого трата времени и денег может оказаться напрасной.

Зарубежный опыт

Вопросом оценки эффективности программ развития мировое HR-сообщество занимается довольно давно, поэтому и методик создано огромное множество. Рассмотрим самые распространенные из них.

Модель Киркпатрика

Это четырехуровневая модель оценки американца Дональда Киркпатрика, которая используется очень многими компаниями во всем мире. Первый уровень – реакция – касается того, как сотрудники реагировали на само обучение. Индивидуальные оценки и опросы – вполне рабочий инструмент для этого уровня.

Второй уровень – научение – связан с определением того, достигло ли обучение желаемых результатов. Здесь уже нужен комплекс инструментов: тестирование позволит увидеть, усвоены ли определенные знания; опросы покажут, появилась ли мотивация действовать по-новому; а понять, сформировались ли новые навыки, поможет только наблюдение.

Третий уровень связан с поведением. После того, как работодатель определил, что работники приобрели нужные навыки или знания, жизненно важно проследить, применяются ли они на практике. При этом оценивать нужно не только сами факты применения навыков, но и качество изменений поведения со стороны самих сотрудников, их руководства, коллег, клиентов и партнеров, а также – актуальность и своевременность, соответствие задачам и текущим приоритетам того, что изменилось в поведении сотрудника.

Четвертый уровень – это результаты для компании. По мнению Киркпатрика, обучение и развитие должны привести к тому, что сотрудники станут более продуктивными и вовлеченными, а отслеживание результатов с точки зрения изменений показателей производительности в конечном итоге позволяет руководителям рассчитать окупаемость инвестиций в программы обучения. При этом должны учитываться такие параметры, как возникшие благодаря обучению экономия, дополнительная прибыль, увеличение рыночной стоимости, конкурентоспособности и качества продуктов и услуг, привлечение новых клиентов, уменьшение сроков производства и т.д.

Читайте также:
На компьютере появляются программы

Использование модели позволит не только компании оценить эффективность инвестиций в развитие персонала, но и самим сотрудникам получить дополнительную мотивацию к самосовершенствованию и применению новых скиллов в работе.

Модель Джека Филлипса

Это пятиуровневая модель, которая во многом похожа на предыдущую, так как является ее модернизированным вариантом. В ней появляется пятый уровень – собственно оценка ROI, расчёт финансовой отдачи от инвестиций компании в обучение. Для этого была придумана специальная формула:

ROI=(доходы от обучения — расходы на обучение)/расходы на обучение ×100%

При этом необходимо проводить оценку как после, так и до старта программы развития. Для этого необходимо выбрать финансовые показатели эффективности труда, которые и станут основой для сравнения. Полученные результаты переводятся в денежный эквивалент и используют для расчёта ROI.

Тут важно не перебарщивать: сам создатель формулы считал, что применять ее необходимо только с наиболее затратными и долгосрочными программами. Причина – в чувствительности методики к точности и системности данных. Правда, есть нюанс: Филлипс создал формулу еще в начале 90-х годов прошлого века, а с тех пор с накоплением данных и их обработкой ситуация стала лучше и проще.

Модель Джоша Берсина

Идем по нарастающей: в модели Джоша Берсина уже 9 показателей, которые необходимо измерять для оценки эффективности программ развития:

  • адаптированность;
  • адресность;
  • рентабельность;
  • целесообразность;
  • соответствие ограничениям;
  • удовлетворенность;
  • продуктивность;
  • индивидуальные результаты;
  • результаты компании.

Это, кстати, куда более современная модель: она была создана в середине прошлого десятилетия. Каждый из показателей позволяет увидеть, есть ли отдача от инвестиций, а смысл их в целом понятен по названию. Например, целесообразность должна показать, соответствует ли программа потребностям бизнеса, а продуктивность – произошли ли изменения в знаниях, поведении и установках сотрудников.

Рентабельность в данной модели, как и в предыдущей, ориентирована на экономику проекта развития. Формулы расчета, правда, здесь не предлагается, зато есть призыв определить, можно ли было добиться таких же результатов меньшими вложениями – это позволит в будущем избежать лишних трат.

Другие модели

На самом деле моделей оценки эффективности программ развития достаточно много, поэтому каждому HR-департаменту придется выбирать ту, которая видится наиболее точной и соответствующей задачам. Например, целевой подход Тайлера делает акцент на том, что главными разрушительными проблемами любой программы является неправильная или неточная цель, и предлагает оценивать эффективность в соответствии с анализом целей и достижением каждой из них.

Модель Стафлебима (CIPP), модель Берда (CIRO) и модель Скривенса в принципе представляют собой схожие инструменты. CIPP позволяет оценить всю систему обучения – и сам процесс, и полученные результаты. CIRO фокусируется на реакции обучающихся, а модель Скривенса предлагает приглашать внешнего эксперта для оценки, не сообщая ему целей программы.

Большое число методик свидетельствует о том, что интерес к оценке эффективности и потребность в ней достаточно велики во всем мире.

Как измеряют эффективность в российских компаниях: опыт «Т Плюс»

Отечественные компании, разумеется, также используют зарубежные методики. Но на практике все они адаптируются к реальности, превращаясь таким образом в собственные наработки. Например, Елена Трегубович, заместитель начальника управления по обучению и развитию технического персонала в ПАО «Т Плюс», рассказала, что количественные метрики компания не применяет для измерения эффективности обучения в компании, однако широко применяются качественные метрики, в том числе для этого используется несколько косвенных показателей.

«Во-первых, поскольку мы производственная компания, у нас тесная связь с показателем аварийности, связанным с ошибками персонала. Весь процесс профессионального обучения направлен на снижение аварийности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru