Показатель адаптированные образовательные программы доу что это

О программах дошкольного образования

Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий. В соответствии с законом РФ «Об образовании», каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДОУ. В условиях новой образовательной политики вариативности образования, разработан ряд отечественных программ и педагогических технологий нового поколения. Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду.

Каждая образовательная программа дошкольного образования сочетает в себе различные виды деятельности детей с учетом их возрастных возможностей, ориентирует педагогов на индивидуальный подход к ребенку, обеспечение оптимальной для него учебной нагрузки и охрану ­здоровья. Современные программы классифицируются на вариативные и альтернативные; базовые, федеральные, региональные, муниципальные; основные и дополнительные; примерные; комплексные и парциальные программы. При разработке авторских (вариативных) программ, базирующихся на примерных, возможно как расширение объема их содержания, так и более углубленное представление отдельных тем (блоков), включенных в примерную программу, что дает возможность на практике реализовать принцип вариативности дошкольного образования.

Коррекционная часть Основной образовательной программы Дошкольного учреждения

Виды программ

Вариативные Альтернативные Базовые Региональные Федеральные Муниципальные Дополнительные Основные Примерные
Основные Дополнительные Комплексные Парциальные
  1. включают все основные направления развития ребёнка:
  1. содействуют

Общеобразовательная программа – программа, направленная на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Основные программы – программы, определяющие весь спектр общеразвивающих задач и все содержательные аспекты образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения в рамках реализации основных образовательных услуг.

Дополнительные программы – программы по одному или нескольким направлениям для оказания дополнительных услуг (как платных, так и на бюджетной основе) за рамками основных образовательных программ в студиях, кружках, секциях и т. д.

Таким образом, комплексные и парциальные программы целесообразно выбирать в соответствии с учетом поставленных целей, задач, приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения, а также кадрового состава и квалификации педагогов, образовательной развивающей среды. Не допускается реализация программ, не прошедших соответствующей экспертизы на федеральном, региональном или муниципальном уровне.

Образовательные программы детского сада: виды, особенности проектирования и реализации

Вариативные и альтернативные программы различаются по философско-концептуальным основам (взгляды авторов на ребенка, на закономерности его развития, а, следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности).

Вариативные программы могут быть основными и дополнительными.

В рамках реализации основной образовательной деятельности ДОУ могут применяться специализированные программы: «Красота. Радость. Творчество» (А.В. Антонова, Т.С. Комарова и др.); «Росинка. В мире прекрасного» (Л.В.

Куцакова, С.И. Мерзлякова); «Художественный труд» (Н.А. Малышева); «Природа и художник» (Т.А. Копцева); «Камертон» (Э.П. Костина); «Гармония», «Синтез» (К.В. Тарасова, Т.В.Нестерено); «Малыш» (В.А. Петрова); «Музыкальные шедевры» (О.П. Радынова); «Ритмическая мозаика» (А.Н. Буренина); «Программа развития речи детей дошкольного возраста» (О.С.

Ушакова); «Программа математического развития детей дошкольного возраста в системе «Школа-2000″» (Л.Г. Петерсон); «Росинка. Расту здоровым» (В.Н. Зимонина) и др.

Источник: studopedia.ru

О программах дошкольного образования

Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий. В соответствии с п.5 ст.14 закона РФ «Об образовании», каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДОУ. В условиях новой образовательной политики вариативности образования, разработан ряд отечественных программ и педагогических технологий нового поколения. Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду.

Письмо Минобразования РФ от 24 апреля 1995 г. N 46/19-15 «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации»

Читайте также:
Ашы? программа это что такое

Все программы дошкольных учреждений можно разделить на комплексные и парциальные.

Комплексные (или общеразвивающие)- включают все основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).

Парциальные (специализированные, локальные)- включают одно или несколько направлений развития ребёнка. Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ.

Комплексные программы дошкольного образования

· Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. Васильевой

· Программа «Из детства в отрочество»

Парциальные программы дошкольного образования

· Программа здоровьесберегающего направления «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

· Программы экологического воспитания

· Программы художественно-эстетического цикла

· Программы социально-нравственного развития дошкольников

· Программы физического развития и здоровья дошкольников и др.

О современных программах для дошкольных образовательных учреждений

Программы, разработанные авторскими коллективами в нашей стране или заимствованные из зарубежной педагогики, имеют несомненные достоинства, оригинальность подходов к построению педагогической работы и разнообразие взглядов на ребенка и его развитие. Вместе с тем каждая программа может содержать такие особенности, которые не всегда бесспорно могут быть приняты каждым педагогом. Необходима большая внутренняя оценка того, близка ли теоретическая концепция той или иной программы мировоззрению педагога. Формальное перенесение любой самой замечательной программы в существующую педагогическую ситуацию не сможет привести к положительному эффекту. Поэтому знание разнообразных подходов в организации педагогического процесса весьма полезно и перспективно для будущих педагогов.

Многие программы были разработаны серьезными учеными или большими научными коллективами, которые в течение многих лет апробировали экспериментальные программы на практике. Коллективами дошкольных учреждений в содружестве с квалифицированными методистами тоже создавались авторские программы. С целью защиты ребенка от некомпетентного педагогического воздействия в условиях вариативности образования Минобразованием России в 1995 г. было подготовлено методическое письмо «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации», где указывалось, что комплексные и парциальные программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и должны обеспечивать:

  • охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;
  • эмоциональное благополучие каждого ребенка;
  • интеллектуальное развитие ребенка;
  • создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;
  • приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
  • взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Источник: studfile.net

Современные образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений

Образовательная программа — это совокупность определенных элементов образования, организационных и педагогических условий, представленных как учебный план, график, рабочая программа или иные методические материалы.

Сущность и виды образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений

Подавляющее количество детских дошкольных учреждений занимается общим развитием детей, но уже сейчас на современном этапе появляется все больше учреждений, которые преследуют цели:

  • раннего развития навыков и способностей детей дошкольного возраста (детские центры, группы детских садов при лицеях и гимназиях и т.д.);
  • объединения в процессе воспитания здоровых детей с детьми, имеющими проблемы в физическом развитии;
  • формирования групп, которые функционируют в условиях изучения двух языков, и так далее.

Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас

Указанные изменения в работе дошкольных организаций происходят в связи с растущими с каждым годом запросами родителей, которые видят необходимость поднятия уровня развития детей, раскрытия у детей определенных способностей, а также подготовки их к школе. Помимо этого, их причиной является изменение самого процесса образования в школах.

Все существующие программы ДОУ делятся на две большие группы:

  • комплексные (общие) программы, которые состоят из основных направлений в развитии детей: речевого, физического, познавательного, личностного, социального, эстетического, художественного. Они развивают у ребенка коммуникативные, умственные, творческие, двигательные способности, а также формируют специфические виды деятельности — игровую, предметную, театрализованную, музыкальную, изобразительную и пр;
  • парциальные (локальные) программы, состоящие, как правило, из одного или нескольких направлений по развитию детей.

Замечание 1

Целостность в процессе образования может быть достигнута не только в случае применения одной комплексной программы, но и путем применения определенных локальных программ.

Читайте также:
Программа bsod что это

Подобрали для написания работы по теме «Современные образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений»

Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы

Характеристика основных комплексных программ современности

Истоки. Данная программа дошкольного образования направлена на обеспечение целостного и разностороннего формирования интеллектуальных, физических и личностных особенностей детей. Она закрепляет базовые особенности организации деятельности ребенка в дошкольном учреждении, структуру процесса образования и воспитания, а также обязательные условия для превращения программы в жизнь.

Золотой ключик. Разработана для детей 3-10 лет, и направлена на предоставление максимально комфортных условий обучения детям в соответствии с их возрастом. Особенностью ее является создание таких условий, которые не только обеспечат возможности обучения, но и сохранят радость, эмоции и счастье в процессе обучения малышей.

Детский сад — дом радости. Первая программа, которая главной целью ставит неповторимую индивидуальность каждого воспитанника. Приветствуется самосознание и саморазвитие.

Тропинки. Эта программа разработана для детей 3-7 лет и имеет своей целью психическое развитие ребенка путем применения творчества и воображения.

Теремок. Программа для самых маленьких детей — 2 месяца-3 года. Методы, описанные в программе являются инновационными, вариативными, комплексными.

Ступеньки к школе. Программа подлежит применению к детям в возрасте 3-7 лет. Она всесторонне развивает детей, сохраняет и укрепляет их здоровье, формирует значимые для школы функции, снижает риск неправильной адаптации к школе.

Первые шаги. Предназначена для детей 1-3 лет и имеет своей целью развитие активности, эмоциональности, самостоятельности ребенка.

Мозаика. Возрастной контингент — дети 2-7 лет. Программа призвана расширить потенциал каждого ребенка, открыть возможности для положительной адаптации и социализации, обеспечить развитие личности ребенка, проявить каждому свои творческие способности. Предложены новейшие способы организации воспитательной работы.

ПРОдетей. В программе приветствуются совместная деятельность дошкольников, когда они узнают о регулировании своих действий в процессе и действий, осуществляемых их партнерами. Задача педагогов — сформировать у детей навыки коммуникации, логического мышления, научить самостоятельности и ответственности.

Вдохновение. Программа ставит перед собой четкие цели и предлагает для этого необходимые для педагогов инструменты. В ней предусматривается выстраивание качественного процесса дошкольного образования, формируется эффективная и современная среда для обучения дошкольников.

От рождения до школы. Новая программа была разработана из старой, созданной в 2004 году. Она включила в себя новые достижения практики и науки дошкольного российского образования.

Детский сад 2100. Программа должна обеспечить психологическое и педагогическое сопровождение развития личности дошкольников, мотивировать детей к раскрытию своих способностей.

Существует также множество других комплексных программ, которые невозможно рассмотреть в рамках данной работы.

Парциальные программы образования для детей дошкольного возраста

Расти, малыш! Группа дошкольников данной программы находится в диапазоне от 2 до 3 лет и имеет проблемы с развитием речи и развитием интеллекта. Основная цель создания программы состоит в том, чтобы не упустить момент, когда ребенку можно без серьезных усилий помочь в его проблеме, ведь чем раньше начать работать с ребенком, тем эффективнее будет в итоге результат.

Мир без опасности. Эта специализированная программа создана с целью развить культуру безопасности, включая при этом социальную, витальную, экологическую, пожарную, дорожную и другие виды безопасности.

Малыши-крепыши. Направлена на индивидуальный и дифференцированный подход в работе с каждым ребенком, в том числе и с тем, который имеет нарушения в общем развитии. Программа нового поколения, работает на основе интегративности.

STEM. Программа применяется не только для воспитания и обучения дошкольников, но и на начальных школьных этапах. Она имеет определенные задачи и цели, учитывает особенности возраста обучающихся, их способности интеллекта.

Есть также и другие программы, например, “Игралочка”, “Английский для школьников” и пр.

Источник: spravochnick.ru

Особенности образовательной программы ДОУ.

Дошкольные образовательные учреждения – часть единой системы образования, реализующая те же цели и ценности, что и другие образовательные учреждения.

В этой связи, значительная часть нормативных документов неоднократно ставит вопросы о необходимости разработки образовательных программ в дошкольных учреждениях.

С другой стороны, дошкольные учреждения – наиболее специфичная часть системы российского образования, решающая наряду с общими и свои задачи, ориентированные не столько на обучение, сколько на воспитание и развитие ребенка.

Читайте также:
V live что это за программа

В этой связи, специфика дошкольного образования требует особого подхода к рассмотрению вопросов, касающихся разработки образовательной программы, в первую очередь, ее содержания, во многом определяющего направленность образовательного процесса детского сада.

Анализ концептуальных подходов к разработке образовательных программ для учреждений дошкольного образования (на основе нормативно-правовых документов и научно-методических разработок) выявил следующие важные положения:

— образовательная программа ДОУ рассматривается (в нормативно-правовом и научно-методическом аспектах) как многофункциональный обобщенный нормативный документ, обязательный к использованию,

— образовательная программа естьвнутренний образовательный стандарт, определяющий эффективность образовательной деятельности на основе реализуемого содержания и средств организации работы с детьми,

— образовательная программа есть также инструмент управления качеством образования, основание для лицензирования, аттестации, аккредитации, изменения параметров бюджетного финансирования и введения, при необходимости, платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей.

Исходя из вышеизложенного, органы управления определяют качество образования в каждом конкретном учреждении не только по его программе развития, а на основе разрабатываемых и используемых образовательных программ, являющихся внутренним стандартом образования и определяющих специфику его деятельности.

Образовательная программа каждого дошкольного учреждения специфична, т.к. разрабатывается самими практиками с учетом особенностей детского контингента. При этом, важно подчеркнуть также, что состав и структура образовательной программы являются едиными для всех типов учебных заведений (в т.ч. и ДОУ), что призвано облегчить реализацию принципа преемственности.

Уточним основные позиции, имеющие значение в процессе разработки образовательной программы дошкольного учреждения.

Образовательная программа для дошкольного учреждения, также как и для любого другого учреждения образования есть обязательный к разработке и исполнению нормативный документ. Она же – основание для оценки образовательного процесса. Поэтому, сегодня задача каждого руководителя дошкольного образовательного учреждения, на которого возложена персональная ответственность за наличие и качество образовательной программы, активизировать педагогов детского сада на их разработку.

Задача руководителя дошкольного учреждения состоит и в том, чтобы своевременно определить особенности деятельности учреждения в целом, а также отдельных групп и отразить в образовательной программе реализуемые вариативные комплексные и парциальные программы.

Значимым в процессе проектирования образовательной программы является также отбор реализуемого содержания образования.

— виды основных образовательных программ (комплексные, парциальные)

— виды дополнительных программ (оздоровительные, развивающие, компенсирующие),

— система используемых педагогических технологий,

— методический комплекс (методические пособия для педагога),

— дидактический комплекс (пособия для организации обучения),

— система образовательной работы с детьми (образовательная нагрузка), предусматривающая различные формы работы с детьми.

Отбор содержания образования должен производиться по основным направлениям развития детей, как того требует Концепция содержания непрерывного образования. Напомним, что таких областей знания четыре, а именно: физическое развитие, познавательно-речевое развитие, социально-эмоциональное развитие и художественно-творческое развитие.

Учитывая специфику стандарта дошкольного образования, важными компонентами образовательной программы должны быть помимо содержания развивающая среда и личностно-ориентированной взаимодействие педагогов с воспитанниками.

В этой связи, в структуре образовательной программы должны быть выделены как самостоятельные элементы:

— характеристика среды развития детей (в целом по учреждению или по возрастным группам)

— характеристика социально-психологических условий учреждения, обеспечивающих социализацию и адаптацию воспитанников.

Специфика стандарта дошкольного образования заключается также в отсутствии итоговой аттестации детей при выпуске из образовательного учреждения. В этой связи, изучение результативности работы педагогов строится, как правило, на основе:

1- промежуточной и итоговой педагогической диагностики обученности, воспитанности и освоения детьми разных видов деятельности,

2- итоговой психолого-педагогической диагностики изучения готовности ребенка к следующей ступени образования,

3- либо текущей медико-социальной и психолого-педагогической диагностики развития ребенка, позволяющей комплексно увидеть динамику его достижений.

В этом случае, педагогам важно представить в образовательной программе используемые в ДОУ критерии изучения воспитанников, соотносимые с определенным видом учреждения. Так, например,

— в ДОУ «Детский сад», не имеющем особых материальных и кадровых условий, целесообразно использовать диагностику 1 вида,

— в ДОУ с приоритетами деятельности, обладающем дополнительными ресурсами, возможно использование более системной диагностики 2 вида (диагностика готовности ребенка к школе),

— в ДОУ, имеющем статус «Центр развития» должна использоваться комплексная диагностика развития детей.

Источник: poisk-ru.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru