Составление сценария занимает важное место при подготовке и проведении мероприятия. Сценарий — это подробная литературная разработка содержания, где конкретно указывается, что говорят или как поступают действующие лица, какие художественные произведения исполняются, в какой обстановке происходит действие.
Сценарий — это подробная текстовая разработка, включающая как литературную основу, так и организационные аспекты содержания мероприятия. Сценарий предполагает последовательное изложение материала с первого эпизода ко второму и т.д., сценарная разработка не предлагает «кускообразности», т.е. от первого эпизода ко второму обязательно должен быть плавный переход. Сценарий — произведение синтетическое, так как может соединять в себе одновременно элементы литературных, научно-публицистических произведений, произведения музыки, живописи, хореографии, кино, факты реальных событий, конкурсно-игровые элементы и многое другое. Задача сценариста, а которым в процессе подготовки библиотечного мероприятия является библиотечный специалист, создать оригинальное художественно-просветительное произведение соединением различных образно-выразительных средств: стихов, музыки, песен, театрализованных фрагментов, кино-роликов в единую логическую композицию, подчинённую общему замыслу, теме, идее.
Проектирование программ досуговой деятельности обучающихся в общеобразовательной организации
Любое библиотечное мероприятие начинается с творческого замысла, в котором в образной художественной форме находят отражение глубоко осмысленные библиотекарем отдельные факты или целые явления социальной и частной жизни человека и общества. Это могут быть даты рождения, юбилеи писателей и поэтов; презентации литературных произведений; тематические и календарные праздники и многое другое.
Условно, процесс работы над замыслом библиотечного мероприятия можно разделить на несколько этапов: «социальный заказ» общества, сбор и поиск материала; определение тематической основы, изучение предполагаемой аудитории; поиск дополнительных фактов, поиск реальных героев, работа над документами; отбор художественного материала (отрывки из произведений литературы, стихи, музыкальные произведения и т.п.); выбор формы, поиск сюжет, образной выразительности; работа над сценарием; сценарная запись. Замысел является движущим элементов при отборе фактов, событий, средств, он несет в себе логику будущего сценария библиотечного мероприятия. Замысел представляет собой задуманное автором построение мероприятия, включающее в себя разработку основной мысли и элементы творческого процесса ее воплощения.
Сценарий является литературным произведением, результатом литературного творчества. При разработке и составлении сценария обычно рекомендуется использовать следующую схему:
ü Название. Эпиграф.
ü Тема, название, идея.
ü Контингент (кому адресовано).
ü Участники (кто проводит).
ü Оформление и наглядность.
ü Оборудование и технические средства.
ü Дидактический, раздаточный материал.
ü Декорации. Реквизит. Атрибуты.
Культурно-досуговая деятельность как эффективное ср-во развития личности | Видеолекции | Инфоурок
ü Ход (структура) мероприятия.
В основе сценарного замысла лежит правильное определение темы и идеи. Идея — это основной вывод. Мысль, оценка изображаемых событий. Тема обычно задается с самого начала, а к идее, сценаристу следует постепенно подвести участников и зрителей.
В библиотечных мероприятиях идея, как правило, имеет культурно-воспитательную основу и для более глубокого ее понимания посетитель может непосредственно включаться в мероприятийный процесс. Комментарии к прочиненному произведению, ответы на вопросы викторины, подготовка презентации по творчеству отдельных писателей или поэтов и другое, обеспечивают понимание темы, а, следовательно, постижение идеи библиотечного мероприятия. Одновременно определяется читательский адрес, для которых готовится мероприятие.
Для мероприятия очень важно выбрать в рамках большой макротемы свою конкретную микротему (например, макротема «День победы» может быть представлена большим количеством микротем). Это позволит максимально полно раскрыть тему, глубже погрузиться в проблему, обсудить и проработать ее со всех сторон. После выбора микротемы определяются авторы и название произведений.
Отбирая литературу для мероприятия, необходимо учитывать её художественную и познавательную ценность. Возраст участников определит авторов, а у автора – круг произведений и поставленных в них проблем, которые доступны именно этой аудитории. Отобранная литература просматривается, изучается, систематизируется с учётом темы мероприятия, возраста детей, круга их знаний. Предпочтение следует отдавать изданиям известных, зарекомендовавших себя издательств.
Очень важно учесть соответствие тематики и формы предстоящего мероприятия. Выбор формы очень важен. Что вы хотите вложить в данное дело, как вы его назовёте? Иногда именно здесь случаются казусы (Литературный праздник «Детство, опалённое войной», поэтический аукцион «Читая пушкинские строки.).
Следующий этап — написание сценария мероприятия и подбор конкурсов и заданий для него.
При подготовке и проведении мероприятий в библиотеке, нужно помнить, что существуют определенные педагогические требования, которые необходимо соблюдать, чтобы достичь поставленных целей.
Важным элементом сценария является конфликт (столкновение сторон, мнений, сил). Для сценария как литературного произведения важно наличие конфликта художественного, который определяется как «противоборство, противоречие между изображёнными в произведении действующими силами, характерами и обстоятельствами, различными сторонами характера. Непосредственно раскрывается в сюжете, также в композиции. Обычно составляет ядро темы и проблематики, а характер его разрешения – один из определяющих факторов художественной идеи. Будучи основой (и «энергией») развивающего действия, конфликт художественный по его ходу трансформируется в направлении кульминации и развязки и, как правило, находит в них своё сюжетное разрешение».
Наиболее ярко проявляется конфликт между добром и злом. В нём зачастую заключается основная тема, идея сценария.
Важной частью подготовки сценария является подбор иллюстративного материала, отбор художественно-изобразительных средств. Это могут быть аудио- и видеозаписи, репродукции, другие выразительные средства, которые служат более полному раскрытию темы, усилению эмоционального эффекта. Использование мультимедийной технологии значительно обогатит сценарий.
Большое внимание следует уделять музыкальному оформлению. Музыка помогает создать настроение, вводит в атмосферу литературных произведений, способствует возникновению творческого состояния во время выполнения заданий. С музыкой легче перевоплощаться, двигаться. Хорошо включить музыку перед началом мероприятия и после него, пока дети встают с мест, уходят.
Библиотекарь, готовя массовое мероприятие, также должен подумать об объявлении к началу, рекламе (если неорганизованные дети), продумать, какие нужны плакаты, инвентарь, атрибуты, награды или другую систему оценивания, подготовить книжные выставки. Поскольку одна из главных задач библиотекаря – прививать детям интерес к книге, то на выставках необходимо представлять хорошо изданную литературу, лучшие иллюстрации и фотографии.
Источник: megalektsii.ru
39.Формы скд: сущность и специфика
форма СКД – это запланированная информационно-просветительная, социально-педаго-гическая и культурно-воспитательная акция, направленная на какую-либо аудиторию и ставящая цель – донесение определенной информации до заранее предусмотренного объекта.
Выбор форм, их разработка и проведение – дело нелегкое и очень ответственное, т.к. формы СКД обладают определенной самостоятельностью и могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на аудиторию.
1.Массовые (театрализованные представления, фестивали, праздники,олимпиады, аукционы)2.Групповые (диспуты, кружки, круглые столы,конференции, любительские объединения и клубы по интересам)3.Индивидуальные (беседы,занятость в секциях,консультации,занятия в кружках,интерактивные и компьютерные игры).
Виды СК технологий
Сегодня основное внимание в учреждениях культуры и досуга уделяется оптимизации социально-педагогической и психологической помощи различным группам населения и созданию условий для их общения по интересам, а это требует внедрения новых технологий СКД. Технологии СКД -это средства, формы и методы СКД, которые используются в учебном процессе и с помощью которых достигаются планируемы результаты обучения и воспитания. Существуют группы СК технологий, которые создаются и активно внедряются на базе образовательных учреждений и СК институтов: 1)функциональные технологии;
2) общие технологии; 3)дифференцированные технологии.
Можно говорить об обучающих и воспитательных технологиях, которые существуют как в сфере образования, так и в сфере культурно-досуговой деятельности
Функциональные технологии подразделяются на:
- технологию информационно-познавательной и просветительной деятельности;
- технологию организации самодеятельного творчества и любительских объединений;
- технологию организации отдыха и развлечения (рекреационно-оздаровительные)
При изучении технологии информационно-познаватель-ной и просветительной деятельности следует рассмотреть такие понятия, как «информация» и «пропаганда», а также некоторые особенности влияния информационных процессов на динамику общественного развития..
Информация – это знания, но не все знания, которыми располагает человечество, а лишь та его часть, которая используется для риентировки, активного действия и управления.
К основным факторам, способствующим совершенствованию системы информационного обеспечения, можно отнести социально-культурные, социально-экономические и технические, которые в полной мере обеспечивают процесс информации. современная информационно-просветительная деятельность призвана просвещать, информировать, разъяснять, реализовывать на практике насущные интересы людей.
Технология организации самодеятельного творчества и любительских объединений представляет собой совокупность методов и методик, обеспечивающих целенаправленную регуляцию художественно-творческой, художественно-педагогической, художественно-коммуникативной и художественно-организационной деятельности участников коллектива. Эта деятельность направлена, прежде всего, на самосовершенствование личности и создание условий для самоорганизационных процессов в группах и коллективах любительской направленности.
Рассматривая вопрос о развитии самодеятельного творчества, нельзя не говорить о возрождении общей культуры народа, сохранении и восстановлении утерянных традиций, которые обеспечивают каждому краю свою самобытность и неповторимость.Самодеятельное творчество привлекает многих людей различного возраста своей нерегламентированностью, свободой и добровольностью выбора его видов и форм.
Технология рекреативно-оздоровительной деятельности ориентирована на оздоровление образа жизни людей и организацию игровой, развлекательной и физкультурно-оздорови-тельной деятельности.
В настоящее время основное внимание работники учреждений СКС уделяют активному использованию новейших достижений педагогики, биологии, физиологии, психологии и медицины, создают разнообразные культурно-досуговые программы и внедряют такие формы работы, которые способствуют:
- восстановлению эмоционального равновесия людей;
- возможности участия населения в возрождении народных праздников и гуляний;
- акцентируют внимание на свободном творческом поиске в кружках и студиях, любительских объединениях и клубах по интересам, мастерских и творческих лабораториях.
К числу дифференцированных технологий (рис.4) можно отнести:
- методику организации досуга детей и подростков;
- методику молодежного досуга;
- методику семейного досуга;
методику организации досуга лиц среднего и пожилого возраста.
? Вопрос 40.Технология подготовки и реализации современных КД программ.
Общая подготовка культурно-досуговых программ делится на несколько этапов. Количество компонентов зависит от масштаба мероприятия.
1. Этап планирования. –создание оргкомитета, куда должны войти люди, реально на что-то влияющие (представители власти, финансисты, спонсоры).- Создание организационно-постановочной группы, где работают специалисты-практики (сценаристы, режиссер, художник-оформитель и т.д.). – постановка цели и прогнозирование результатов. – Определение формы проведения программы, места и времени. – Разработка плана, где четко обозначено: какие мероприятия надо осуществить, к какому сроку и кто за это отвечает.
2. Этап написания, обсуждения и утверждения сценария. Сценарий – это подробная литературно-текстовая и организационная разработка содержания и хода мероприятия.
3. Этап осуществления сценария. – Составление сметы расходов, что позволит начать подготовку программы. Она включает в себя: — работу с творческим коллективом (подбор исполнителей, репетиции); — подготовку сценических площадок и их оформление; — подбор и изготовление реквизита и костюмов; — звуковое оформление; работу над видеорядом; постановку света; работу с рекламой.
4. После проведения культурно-досуговой программы наступает этап подведения итогов и анализа результатов
Источник: studfile.net
теория и методика культурнодосуговой деятельности
Единственный в мире Музей Смайликов
Самая яркая достопримечательность Крыма
Скачать 0.74 Mb.
Тема 2.2. Общая методика подготовки и проведения культурно-
досуговых программ.
Можно обратиться к самым современным формам работы, использовать все многообразие средств, но если при этом не знать, во имя чего и в какой логической последовательности действовать, что хотелось бы получить в итоге, вряд ли можно достигнуть положительного результата.
Итак, любая деятельность должна иметь результаты. Чтобы добиться результата необходимо:
правильно поставить цель и определить задачи, которые обуславливают эту цель;
23
определить, в какой логической последовательности действовать;
выявить формы, способы и приемы, используемые для достижения результата.
Все это составляет основу методики.
Методика
– это систематизированные знания об организации процесса и целесообразных способах достижения результата, это конструирование и организация
(реализация) какой-либо деятельности.
Существуют различные уровни методики. При употреблении понятия
«уровни методики» имеется в виду разномасштабность практической деятельности, точнее, различный масштаб ведения процесса.
Уровень, когда просматривается весь процесс в целом, соответствует общей методике; отдельные составляющие его части (подпроцессы) – частная методика; конкретизированные формы организации процесса – конкретная методика.
«Общая методика» – это программа действия в соответствующих условиях. Она включает в себя общие цели и задачи деятельности, основные направления и общий объем её содержания, этапы её осуществления, примерный комплекс средств (форма организации их взаимосвязи).
Общая методика фактически описывает «желаемое состояние той или иной системы».
Общая методика подготовки досуговой программы делится на несколько этапов. При этом надо учитывать, что количество компонентов процесса подготовки и проведения досуговой программы зависит от масштабности мероприятия. Праздник города и вечер-кафе – не сопоставимы ни по масштабности, ни по сложности подготовки. И хотя этапы подготовки практически остаются теми же, но по наполняемости отдельными компонентами они будут разными. Посмотреть весь процесс подготовки и проведения мероприятия во всей его сложности можно лишь на примере массовых форм работы: праздника города, карнавала, фестиваля и т.п.
Первый этап подготовки досуговой программы – этап планирование.
Он включает в себя:
создание оргкомитета, куда должны войти люди, реально на что-то влияющие
(представители власти, руководители досуговых учреждений, финансисты, спонсоры…);
создание организационно-постановочной группы, где будут работать специалисты практики (директор программы, сценарист, режиссер, художник-оформитель, звукорежиссер, заведующий постановочной частью, администратор);
постановку цели и прогнозирование результатов (не следует забывать, что культурно-досуговая деятельность – педагогически организованная деятельность или, во всяком случае, должна быть таковой);
определение формы проведения программы, места и времени;
разработку подробного плана подготовки и проведения программы, где четко будет обозначено: какие мероприятия надо осуществить, к
26 характер, могут видоизменяться, обретать новое звучание, оттенки, определяемые происходящими переменами в общественной психологии, которое оказывает непосредственное влияние на их подготовку и проведение.
Подготовительная
организационно-методическая
работа
включает:
1. определение формы будущей массовой КДП (культурно-досуговой программы) с ориентацией на определенную аудиторию;
2. специфику режиссуры;
3. написание режиссерского сценария;
4. уточнение и утверждение программы на художественном совете;
5. распределение функций каждого специалиста в целях обеспечения четкой организации подготовки и проведения программы;
6. составление сметы расходов, которая контролируется членами совета культурно-досуговых учреждений.
Успех программы во многом зависит от того, насколько точно учитываются социально-психологические механизмы работы с людьми, эмоциональный настрой ее организаторов.
Важную роль в методике подготовки и проведения программы играет группа технического и экономического обеспечения, которая осуществляет звуковое и световое оформление, транспортное обеспечение; группа материального и хозяйственного обеспечения, которая организует питание, торговое обслуживание; группа, обеспечивающая охрану порядка и медицинское обслуживание.
Условия эффективной подготовки проведения массового досуга:
четкое осмысление и понимание цели всеми участниками;
анализ вида, типа и жанра массовой формы;
создание организационно – педагогических условий для осуществления сценарии и режиссёрского замыслов программы:
органическое соединение всех средств и приемов, обеспечивающих единый познавательный, ценностно-ориентационный коммуникативный процесс;
выбор рациональных методов организации аудитории, для которых он проводится, обеспечение максимальной активности зрителя.
Каждая массовая форма (культурно–досуговая программа) имеет свою специфику. Среди них наиболее ответственны по подготовке, сложны по своей структуре театрализованные праздники и обряды, т. к. участие в них поможет удовлетворять различные общественные материальные и духовные потребности, побуждающие к деятельности. При этом специалистам надо знать историю возникновения и развития праздников, их специфические черты, присущие им в современном обществе. Содержательную основу, подготовку и проведение составляет событие, которому он посвящен.
Раскрыть значимость события, донести его до зрителей — цель, стоящая перед специалистами.
27
Среди массовых форм наиболее популярными и действенными остаются тематические вечера, которые классифицируются по признакам:
по содержанию;
по драматургической композиции материала (митинг, вечер дружбы, вечер отдыха);
Плохо проведенные тематические вечера создают отрицательные эмоции, чувства неудовлетворенности, недовольство. Отсюда следует вывод, что не следует гнаться за количеством проводимых мероприятий, а в первую очередь добиваться их качества, глубокого эмоционального воздействия; не только сопереживания, но и деятельного сотворчества (зритель становится участником: поет, танцует, играет).
Тема 2.4. Сценарий – основа досуговой программы.
Как известно, существует три рода литературы: эпос, лирика и драма.
Эпос – повествование, излагаемое от первого лица, имеющее хронологический порядок.
Лирика – описание природы, чувств и переживаний человека.
Драма – описание событий ведется через диалог действующих лиц, для пояснения, написанного автором, используются ремарки.
Культурно-досуговая деятельность, как одна из основных направлений в работе досуговых учреждений, позволяет говорить об основной форме клубной драматургии – сценарии.
В основе драматического действия лежит конфликт – противоречие между заявленной потребностью и фактическим ее неудовлетворительным состоянием. Поскольку драматургия первична, а режиссура вторична, то сценарист получает возможность решающего мнения в проектировании программы.
Драматургия – это сюжетно-образная концепция (взгляд) культурно- досуговой программы или массового действа, где само драматургическое действо создается через выстраивание и проигрывание сюжетно-образного решения программы.
В качестве исходного материала выступают выразительные средства на основе самой жизни, реальный фактический материал; реальные герои, которыми является и аудитория; конкретная исходная реальная ситуация.
Режиссер (сценарист) идет от жизни к драматургии, представление организуется по законам театра, но своими специфическими средствами.
В культурно-досуговой программе драматургическая концепция предопределяется исходным, общественно значимым событием, где она выступает как способ донесения социальной информации, выраженной в художественной форме.
В учреждении культуры творчество сценариста профессионально.
Драматургическое творчество осуществляется коллективно и индивидуально, драматургия досуговых программ динамична и оперативна. Многогранность
28 и оперативность решаемых учреждением культуры задач дает им право использования в сценарии литературно-художественных, документальных и исторических произведений или их фрагментов. Драматургия культурно- досуговых программ документальна (обязательно в сценарий включены факты из жизни конкретной аудитории), построение сценария осуществляется по эпизодам. Задача драматурга – создать наиболее эффективное интеллектуальное и эмоциональное воздействие на аудиторию.
В сценарии используется все многообразие выразительных средств как профессионального, так и самодеятельного искусства, а так же специальные выразительные средства.
Использование документального и художественного материала осуществляется на основе метода монтажа. В сценарии культурно-досуговой программы герой – конкретный, реальный человек или художественный образ.
Драматургия является основой, связующей тканью, на которой в различных формах можно реализовать разнообразные направления культурно-досуговой деятельности.
Подбор и использование драматургического материала являются важнейшим фактором эффективности культурно-досуговой деятельности. Прежде всего здесь следует учитывать: форму деятельности
(массовая, групповая, индивидуальная), место проведения (домашний досуг или учреждение культуры), состав аудитории.
С точки зрения драматургии, досуговая программа – результат традиционной, своеобразной продукции, созданной на основе сценарно- режиссерского замысла, обогатившегося социально-культурным творчеством самих участников программы и зрителей.
Задача сценариста
– создать оригинальное художественно- просветительное произведение соединением различных выразительных средств: стихов, музыки, песен, фрагментов из спектаклей и кинофильмов в единую логическую композицию, подчиненную общему замыслу, теме, идее.
Художественность будущей программы определяется сценарием. Для сценариста важна не форма культурно-досуговой программы, а ее значение для данной деятельности и решения практических задач, что и определяет их сохранение в представлениях зрителя.
Форма культурно-досуговой программы – это угол зрения специалиста на проблему, структура, образуемая на основе организации материала и аудитории.
Драматургия культурно-досуговой программы включает в себя следующие обязательные элементы: цель как ожидаемый эффект от организуемого общения участников, характеристику соответствующего методического принципа (или принципов); логику использования форм, средств и способов организации деятельности участников; набор условий ее эффективной реализации.
Обязательные компоненты драматургии:
29
актуальность культурно-досуговых программ с позиций текущих общественно-политических, социально-экономических, культурных задач, стоящих перед обществом;
преемственность и последовательность в подготовке и проведении программ в организационном, педагогическом и художественном аспектах;
жанровое разнообразие программ, возможность модификации одной и той же программы.
Сценарий
– подробное литературное описание действия, предназначенного для постановки на сценической площадке, на основе которого создаются театрализованное представление, праздник, массовое зрелище, игровая или какая либо иная программа. Он имеет как общие черты, сходные с драматургическими произведениями театра, кино, радио, телевидения, так и особенные, присущие формам культурно-досуговых программ. К общим чертам относятся: действие; цепь событий связанных сюжетом; наличие действующих лиц и конфликта как борьбы между действующими лицами или осмысление какой-либо конфликтной ситуации, соединяющей в определенной последовательности составные части (эпизоды и блоки) в единое целое.
Особенные черты: каждая культурно-досуговая программа становиться своеобразным ответом на «социальный заказ» общества, откликом на то или иное социальное явление.
Драматургии культурно-досуговых программ присуща оперативность отклика на события в реальной жизни, связь используемых в сценарии фактов, документов, событий, как с проблемами мирового, глобального характера, так и с местным материалом. Действующие лица в сценарии живые реальные герои, однако, могут быть литературные и художественные образы. Содержательный материал сценария несет документальную и художественную основу, сочетая информационные и зрелищные компоненты, а способ его обработки имеет тяготение к публицистичности, поскольку тематика программ имеет ярко выраженную социальную окраску.
Сценарий пишется для конкретного зрителя. Организация общения также
«закладывается» в структуру сценария, используя приемы активизации участников программы. Сценарий рассматривают как программу педагогического влияния на аудиторию, формирующую общественные настроения и сознание участников.
Сценарист
«вплетает» в драматургическую ткань организационные моменты, связанные с вопросами её подготовки и проведения.
Определенность и ясность выбранной темы связаны с идеей, постановкой проблемы, требующий ответа на вопрос «Что я хочу сказать зрителям? Какое отношение у зрителя сформируется от увиденного и услышанного?»
Тема и идея составляют идейно-тематический план замысла культурно-досуговой программы.
Источник: topuch.com