«1) Для <> вещи и их мысленные отражения, понятия, суть отдельные, неизменные, застывшие, раз навсегда данные предметы… Для нее вещь или существует, или не существует, и точно так же вещь не может быть сама собой и в то же время иной…2) Для <> же, для которой существенно то, что она берет вещи и их умственные отражения в их взаимной связи, в их сцеплении, в их движении, в их возникновении и исчезновении, – такие процессы … лишь подтверждают ее собственный метод исследования… Итак, точное представление о Вселенной, о ее развитии и о развитии человечества, равно как и об отражении этого развития в головах людей, может быть получено только <> путем, при постоянном внимании к общему взаимодействию между возникновением и исчезновением, между прогрессивными изменениями и изменениями регрессивными». (К. Маркс, Ф. Энгельс) Философское учение, рассматривающее «вещи и их мысленные отражения» как отдельные, неизменные, застывшие, раз навсегда данные предметы», называется метафизикой. Во втором отрывке авторы говорят о таком методе исследования, как диалектика. Диалектический метод предполагает рассмотрение мира и его развитие через прогресс и регресс, возникновение и исчезновение.
Научные подходы в агиографии: теория и практика
В связи с переездом на другой домен вся информация перенесена на сайт: тестответ.рф
«Время не есть эмпирическое понятие, выводимое из какого-нибудь опыта. В самом деле, одновременность или последовательность даже не воспринималась бы,если бы в основе не лежало априорное представление о времени… Все явления могут исчезнуть, само же время… устранить нельзя… Время есть необходимое представление, лежащее в основе всех созерцаний». (И.
Кант) «Время – атрибут, всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире. Время не существует само по себе, вне материальных изменений; точно так же не возможно существование материальных систем и процессов, не обладающих длительностью, не изменяющихся от прошлого к будущему». (С.Т.
Мелюхин). Концепция, с точки зрения которой И.Кант рассматривает время, называется субстанциальной. Представление о времени, изложенное Мелюхиным, вписывается в реляционную концепцию. Согласно реляционной концепции, основными характеристиками времени являются необратимость и длительность.
«Государство, в его духовной сущности, есть не что иное, как Родина, оформленная и объединенная публичным правом, или иначе: множество людей, связанных общностью духовной судьбы и сжившихся в единство на почве духовной культуры и правосознания… Право и государство возникают из внутреннего, духовного мира человека … необходимо, чтобы государство жило в душе гражданина и чтобы гражданин жил интересами и целями своего государства. А между тем формальная регистрация граждан, их властное и одностороннее причисление к государству, с этим не считается и от этого не зависит.
И вот государственная принадлежность, не наполненная живой любовью гражданина к своей Родине и к его народу и не закрепленная его добровольным самообязыванием, может очень легко создать политическую иллюзию: появляются целые слои мнимых граждан, которые не принимают к сердцу ни жизни, ни интереса «своего» государства, – одни по национальным побуждениям (они в душе причисляют себя к другому народу), другие – по хозяйственным соображениям (они заинтересованы в смысле промышленности и торговли в процветании другого государства), третьи– по социально-революционным мотивам (они желают «своему» государству всяческого неуспеха и военных неудач) . Все эти «граждане» принадлежат к государству только формально юридически, а душевно и духовно они остаются ему чуждыми, может быть, прямо враждебными, не то вредителями, не то предателями». (И.А. Ильин). Сущностью государства, по мнению автора, является Родина. Люди, не интересующиеся жизнью и проблемами государства, в котором живут, называются автором мнимыми гражданами. Государство, по мнению автора, основано на любви к Родине, духовной общности, провосознании.
Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения | Видеолекции | Инфоурок
«Два ответа дает философия об устройстве мира: 1) <…>, утверждающий, что мир в основе есть множественность, которая дана прежде единства; проще сказать: мир есть беспорядок… Выход из этой мертвой петли один …: надо приводить мир в порядок, расширяя соответственно этому и знание, а со знанием – и упорядочивающую силу. Или же 2) <…>, утверждающий,… что основное начало есть единство, данное прежде множественности …Существование разномнений здесь равносильно признанию недоказанности утверждения мирового единства, а с ним и целесообразного порядка». (Н.Ф.
Федоров). Подход утверждающий, «что мир в основе есть множественность», называется плюрализмом. Подход, утверждающий, «что основное начало есть единство, данное прежде множественности», называется монизм. Представителями монизма как философского учения являются Гегель, Маркс.
«Если существование предшествует сущности, то ссылкой на раз навсегда данную человеческую природу ничего нельзя объяснить. Иначе говоря, нет детерминизма, человек свободен, человек – это свобода. <…>Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет.
Он представляет собой, следовательно, не что иное, как совокупность своих поступков, не что иное, как собственную жизнь. <…>Человек живет своей жизнью, он создает свой облик, а вне этого облика ничего нет. Конечно, это может показаться жестоким для тех, кто не преуспел в жизни.
Но, с другой стороны, надо, чтобы люди поняли, что в счет идет только реальность, что мечты, ожидания и надежды позволяют определить человека лишь как обманчивый сон, как рухнувшие надежды, как напрасные ожидания, то есть определить его отрицательно, а не положительно». (Ж.-П. Сартр). Если существование предшествует сущности, то сначала человек является индивидом. По мнению автора, если человек существует лишь настолько, насколько он себя осуществляет, то реальность в действии. Характеристиками, определяющими человека отрицательно, по мнению автора, являются ожидание, мечта, надежда.
«Значение философии для общества было очень различно. Немцы считают себя, как немцев, прирожденными судьями философских предметов, и, гордясь именами нескольких замечательных мыслителей, видят в своем отечестве единую исключительную родину философии.
Она там вошла в поэзию, в беллетристику, в обыденную жизнь… Если кто в общественном разговоре или в речи употребит философский термин, это не покажется странным. Философские споры проникли в германское общество, в германскую жизнь. И споры эти касаются самых отвлеченных вопросов.
Школы гегельянцев, шеллингистов, кантианцев, гербартианцев, материалистов и т.д. разделяются между собой по вопросам об отношении мысли к действительности, о том, существует ли Я, или это есть призрак, какое отношение между веществом и силой и т.д. Последний вопрос так занимал всех в Германии еще давно, что в продолжении нескольких лет редко выходила серьезная книга или книжка журналов, без того чтобы автор где-нибудь в целой главе или в заметке не излагал своего отношения к этому вопросу». (П.Л. Лавров). По мнению автора, немцы считают себя «прирожденными судьями философских предметов». Школы гегельянцев, шеллингистов, кантианцев относятся к такому философскому направлению, как идеализм.
«Каждое из известных нам обществ делилось по тому или иному осевому признаку на элиту и массы. С другой стороны, общество бывает открытым или закрытым. В прошлом большинство обществ были элитарными и закрытыми в том смысле, что аристократия была чрезвычайно замкнутым сословием.
В противоположность этому современные общества стали открытыми, при этом по мере того как знания и техническая компетентность становились непременным условием для входа в элиту, основой процесса для такого продвижения становилось образование. В постиндустриальном обществе элита – это элита знающих людей.
Такая элита обладает властью в пределах институтов, связанных с интеллектуальной деятельностью – исследовательских организаций, университетов и т.п., – но в мире большой политики она обладает не более чем влиянием. Постольку, поскольку политические вопросы все теснее переплетаются с техническими проблемами (в широких пределах – от военной технологии до экономической политики), «элита знания» может ставить проблемы, инициировать новые вопросы и предлагать технические решения для возможных ответов, но она не обладает властью сказать “да” или “нет”. (Д. Белл). В постиндустриальном обществе условием принадлежности к элите является образование. Автор называет новый тип общества информационным. «Элита знания» в новом типе общества обладает следующими возможностями: предлагать возможные решения проблем, исследовать проблемы развития, консультировать политическую элиту.
абсолютные неизменные сущности2. Реляционная системные отношения
Августин Аврелий является виднейшим представителем средневековой философии периода патристики, схоластики
Автором концепции «единого индустриального общества» является Р. Арон
Автором концепции «методологического анархизма» является П. Фейерабенд
Автором концепции «обоснованного рационализма» является Г. Башляр
Автором концепции «стадий экономического роста» является У. Ростоу
Автором пассионарной теории этногенеза является Л.Н.Гумилев
Автором первой типологии характеров человека сангвиник, холерик и т.д. является Клавдий Гален
Автором произведения «Государство» является Платон
Автором произведения «Государь» является Н. Макиавелли
Автором произведения «Истина и метод» является Х.-Г. Гадамер
Автором произведения «Исторические письма» является П. Л. Лавров
Автором произведения «К вопросу о роли личности в истории» является Г. В. Плеханов
Автором произведения «Первобытная культура» является Э. Тайлор
Автором произведения «Поучения» — одного из первых письменных источников, где развивались идеи русской духовности, — является Владимир Мономах.
Автором произведения «Смысл и назначение истории» является К. Ясперс
Автором произведения «Столкновение цивилизаций» является С. Хантингтон
Автором произведения «Судьба России» является Н. А. Бердяев
Автором произведения «Третья волна» является Э. Тоффлер
Автором работы «Бытие и время», раскрывающей экзистенциалистское понимание бытия, является М. Хайдеггер
Автором работы «Диалектика природы» является Ф.Энгельс.
Автором работы «Размышления о технике» является Х. Ортега-и-Гассет
Автором слов «Человек есть мера всех вещей» является Протагор.
Автором теории культурно-исторических типов является Н. Я. Данилевский
Автором философского произведения «Левиафан» является Томас Гоббс.
Агностицизм характерен для философии: конвенционализма; позитивизма; субъективного идеализма
Аксиологический аспект характеризует такое свойство сознания, как избирательность.
Анализ динамики научного знания становится одной из центральных проблем в философской школе постпозитивизма
Ангельским доктором» называют средневекового мыслителя Фому Аквинского.
Атрибуты материи являются всеобщими и неотъемлемыми свойствами материальных объектов
Б. Спиноза полагал, что существует только одна субстанция, которая является причиной самой себя – это природа
Базовым понятием материалистического подхода к истории является общественно-экономическая формация
Безграничность и беспредельность как в бытийственном, так и в познавательном смыслах называется бесконечностью
Бытие определенного класса природных объектов микроорганизмы, растения и животный мир, включая человека называется жизнью
В высказывании Б. Рассела «Обстоятельства жизни людей во многом определяют их философию, но и наоборот, их философия во многом определяет эти обстоятельства» отражена социальная функция философии.
В дуализме Р. Декарта субстанциями являются протяженная и мыслящая
В итальянской философии образ утопического государства – города Солнца – был создан Т. Кампанеллой
Быть похожим на утес, о который непрестанно бьется волна; он стоит, – и разгоряченная влага затихает вокруг него. Несчастный я, такое со мной случилось! – Нет! Счастлив я, что со мной такое случилось, а я по-прежнему беспечален, настоящим не уязвлен, перед будущим не робею. Случиться-то с каждым могло подобное, но беспечальным остаться сумел бы не всякий.
Так запомни на будущее – во всем, что наводит на тебя печаль, надо опираться на такое положение: не это – несчастье, а мужественно переносить это – счастье. Данный отрывок отражает нравственную позицию философской школы стоицизма. Представленный отрывок, принадлежащий перу Марка Аврелия, появляется в период античной философии. Данный отрывок можно отнести к этической позиции эвдемонизма, так как в нем утверждается, что «счастлив я, что со мной такое случилось», «мужественно переносить это – счастье»
В качестве официальной идеологии Китайской Империи были приняты философские идеи школы конфуцианства
В марксистской философии наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления является Диалектика
В марксистской философии наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления является диалектика
Источник: testotvet.blogspot.com
Тема: Происхождение и сущность человека
Нормативно одобренный образ поведения человека выражается понятием «социальная (-ый)_____».
d) роль
Тема: Научное и ненаучное познание
К ненаучным формам познания относятся …
c) лженаука
d) паранаука
Тема: Структура философии
Философское учение о нравственности и морали называется …
d) этикой
Тема: Предмет философии
Исторический тип мировоззрения, для которого характерно фантастическое отражение действительности, называется …
b) мифологией
Тема: Общество и история
История раздроблена во времени и пространстве и представляет собой развитие локальных цивилизаций, считают представители ____________ подхода.
a) цивилизационного
Тема: Глобальные проблемы и будущее человечества
Философская школа, считающая глобализацию завершающей стадией капитализма, называется …
c) неомарксизмом
Тема: Диалектика бытия
Процесс развития, обусловленный определенными детерминирующими факторами и подчиняющийся определенным законам, называется …
d) эволюцией
Тема: Системность бытия
Субстратно-субстанциональная концепция рассматривает материю как …
a) носитель свойств, отличный от них
b) структурно организованные объекты
c) всеобщую взаимосвязь изменяющихся явлений
d) многообразную объективную реальность
Тема: Концепции бытия
Экзистенциализм рассматривает бытие как …
a) существование человека
c) мир идеальных сущностей
d) саморазвивающуюся систему
Тема: Немецкая классическая философия
Попытка синтеза философии и искусства была предпринята представителем немецкой классической философии …
a) М. Хайдеггером
d) Ф. Шеллингом
Тема: Философия Древнего Востока
«Золотое правило» нравственности, сформулированное Конфуцием, гласит …
a) «Не делай другим того, чего не желаешь себе»
b) «Как поучаешь другого, так поступай и сам»
c) «Не делай себе того, что не пожелал бы другим»
d) «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»
Тема: Философия Средних веков и Возрождения
Высшим благом для человека, с точки зрения гуманизма эпохи Возрождения, является …
a) смирение с судьбой
b) спасение души
c) удовольствие, счастье
d) нравственное совершенствование
Тема: Познавательные способности человека
Существование «врожденных идей» признают представители …
b) диалектического материализма
c) рационализма
Тема: Сущность и природа познания
Формой рационального познания является …
a) суждение
Тема: Происхождение и сущность человека
Согласно философскому иррационализму, сущностью человека является …
d) воля
Тема: Человек, индивид, личность
Концепция, с позиций которой человек лишен какой-либо заданной природы, определяющей его личное бытие, называется …
a) экзистенциализмом
Тема: Человек и культура
Подход, по которому культура – это система внебиологических программ человеческой практики, называется …
a) антропологическим
Тема: Методы и формы научного познания
Эмпирический метод познания, в ходе применения которого получаются знания о внешних сторонах и свойствах рассматриваемого объекта, называется …
c) наблюдением
Тема: Научное и ненаучное познание
К видам вненаучного знания относятся …
c) уфология
d) парапсихология
Тема: Сознание и познание
Философское направление, признающее субстанциальность бессознательного, называется …
c) иррационализмом
Тема: Проблема истины
Полное исчерпывающее знание, которое тождественно своему предмету и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания, понимается как _____________ истина.
a) абсолютная
Источник: cyberpedia.su
Подход по которому культура это система внебиологических программ человеческой практики





6. Понятие культуры в философии
Существует множество определений понятия культуры. Первоначально термин «Культура» обозначал обработку и уход за землей.
Наиболее философским является определение культуры и как системы исторически развивающихся внебиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех основных проявлениях, сфера свободной самореализации личности». Впервые культура становится предметом философского изучения в рамках философии Просвещения.
Она выражает здесь степень развитости разумного начала, опредмечиваясь в ходе истории в религии, морали, праве, искусстве, науке, философии. При этом многообразие форм культуры располагалось в определенной исторической последовательности. Представители философии жизни сформировали идею об исторической самобытности и локальности культур, отказались от представлений о единой линии культурного развития человеческого рода, оппозиция «природа — культура» сменилась на оппозицию «цивилизация — культура» (О. Шпенглер).
Это противопоставление было связано с критикой западной техногенной цивилизации и массовой культуры. Культура как органическое, творческое, духовное начало противопоставляется цивилизации как утилитарному, техногенному, материальному. Культура при этом сводится к высшим областям духовного творчества, а цивилизация — к системе различных технологий, повышающих материальное благосостояние людей. В современной философии можно выделить два основных подхода к осмыслению культуры.
С точки зрения аксиологического подхода культура — это система ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, значимая для конкретного общественного организма. Сторонники этого подхода обращают особое внимание на творческий и личностный аспекты культуры, рассматривая ее как меру гуманизации общества и человека.
С точки зрения деятельностного подхода культура — специфический способ человеческой жизнедеятельности. Как способ регуляции, сохранения и развития общества культура включает в себя не только духовную, но и предметную деятельность. Акцентируется не столько культура личности, сколько культура всего общества.
Близкой к деятельностному подходу является семиотическая интерпретация культуры Ю. М. Лотмана. Культура рассматривается им как система информационных кодов, закрепляющая жизненный социальный опыт, а также средства его фиксации.
Культура как сложно организованный и развивающийся набор таких семиотических систем транслирует программы поведения, общения и деятельности.
Культура как система разнообразных традиций, образцов поведения, норм и результатов деятельности, постоянное воспроизведение которых делает человека человеком, обладающим языком, сознанием, искусством, современной индустрией, наукой, представляет абсолютную ценность, задающую главные ориентиры всем сферам человеческой деятельности. Культура передается от поколения к поколению и является формой социального наследования, сохраняющей для будущего наш социальный опыт. Основным для философии культуры является вопрос о существовании культурных универсалий, задающих целостный обобщенный образ человеческого мира.
Источник: shporiforall.ru