Пояснительная записка
Семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей, подразумевает формирование нового семейного пространства – замещающей семьи. Специфика замещающей семьи в том, что она берёт на себя обязательства по воспитанию ребёнка, принятого извне, оставшегося без опеки и заботы кровных родителей, имеющего своё прошлое, не связанное с данной семьёй. В такой семье важно создать условия для адаптации принятого ребёнка, развития у него полноценного чувства привязанности.
Всё это возможно при адекватной позиции замещающих родителей в отношении принятия ребёнка в семью, формирующейся на основе их психологической готовности и социально-правовой информированности.
Данная программа посвящена подготовке замещающих родителей к принятию ребёнка, оставшегося без попечения родителей, в свою семью. В программе предусматривается изучение основополагающих вопросов создания замещающей семьи: мотивы принятия ребёнка в свою семью, психологическая готовность людей стать замещающей семьёй, потребности и особенности развития приёмного ребёнка. В рамках данной программы происходит повышение уровня психолого-педагогического потенциала будущих замещающих родителей, формирование у них информационной социально — правовой базы.
Порядок прохождения школы подготовки замещающих родителей
Цели и задачи Программы
Цель Программы – подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее кандидаты в замещающие родители), формирование у них родительских компетенций.
- Выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития.
- Оказание помощи кандидатам в замещающие родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка-сироты, в выборе формы семейного устройства, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности замещающих родителей.
- Ознакомление кандидатов в замещающие родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей-сирот.
- Формирование у кандидатов в замещающие родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение.
- Формирование у кандидатов в замещающие родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка.
- Ознакомление кандидатов в замещающие родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения.
- Ознакомление кандидатов в замещающие родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания.
- Ознакомление кандидатов в замещающие родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.
Ожидаемые результаты
По завершении Программы подготовки кандидаты в замещающие родители должны:
о системе защиты прав детей, формах семейного устройства детей-сирот, взаимодействии организации и замещающих семей в процессе подготовки и после приема их в семьи, финансовой помощи замещающим семьям;
об ответственности за жизнь и здоровье детей, их воспитание и развитие, которую замещающие родители берут на себя в связи с приемом детей-сирот в свои семьи;
о ребенке, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
о правилах безопасного воспитания детей в зависимости от их возраста, их жизненного опыта, потребностей развития, обеспечения безопасности как в доме, так и вне дома — на улице, в общественных местах;
о своих семьях как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему детей-сирот;
о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях) необходимых замещающему родителю;
о порядке контактов детей-сирот с кровными родителями и родственниками.
права и обязанности замещающих родителей, как в отношении детей, так и в отношении организации;
закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;
важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;
о влиянии прошлого опыта детей-сирот (депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей) на их психофизическое развитие и поведение;
этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;
особенности протекания периода адаптации детей-сирот в замещающих семьях;
о влиянии собственного опыта замещающих родителей на их отношение к «трудному» поведению детей;
санитарно-гигиенические нормы воспитания детей в семье, способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.
использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательных компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, к приему в свои семьи детей-сирот;
видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательных компетенций по воспитанию ребенка;
рассматривать «трудное» поведение детей-сирот в контексте окружающих условий и их прошлого травматического опыта;
выбирать способы реагирования на «трудное» поведение детей-сирот в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
осознать природу своих чувств по поводу «трудного» поведения ребенка;
быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;
предотвращать риск жестокого обращения в своей семье;
оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места кровной семьи в жизни ребенка;
прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;
оценивать воспитательный ресурс своей семьи;
быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в деле воспитания ребенка;
ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям-сиротам и замещающим родителям;
заботиться о здоровье ребенка;
соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;
понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
Программа поможет кандидатам в замещающие родители закрепить мотивацию устройства в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, или уверенность в обратном.
Формы реализации программы
- Информационно-просветительская работа.
- Консультирование.
- Социально-психологический тренинг.
- Семинар.
Срок подготовки: 62 часа
Форма подготовки: очно-заочная
Источник: molodezh79.ru
Программа подготовки кандидатов в замещающие родители «Мы вместе».
рабочая программа на тему
Актуальность программы «Мы вместе» определяется именно ориентацией на специализированную подготовку, которая позволит кандидату адекватно оценить свои возможности и выбрать форму семейного устройства, с учётом всех специфических особенностей, как ребёнка, так и семьи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Детский дом «Аистёнок»
«Детский дом «Аистёнок»
В ЗАМЕЩАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2.1. Актуальность программы:
В России сейчас около 200 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Масштабы социального сиротства велики. И Тамбовская область не исключение. В интернатных учреждениях каждое утро просыпаются около 2900 детей и каждый из них ждёт родителей — и те, кто их помнит, и те, кто их не видел ни разу.
Для того чтобы как можно больше детей обрели семью, создана система социально-педагогической и психологической подготовки потенциальных родителей.
О необходимости специализированной подготовки принимающих родителей свидетельствует как зарубежный опыт, так и практика семейного устройства в нашей стране.
Ведь принять ребёнка в семью — это серьёзный шаг, на который решится не каждый. Принять такое решение всегда непросто.
Люди, желающие взять ребёнка в семью, чаще всего не предполагают, какие изменения ждут их семью, с какими трудностями им придётся столкнуться, как подготовить свой дом, как оформить документы, как безболезненнее ввести ребёнка в свой мир, как строить дальнейшую жизнь с ребёнком и полюбить, как своего собственного.
Как показывает практика отсутствие системного обучения часто приводит к тому, что в семьях возникают большие сложности на начальном этапе принятия ребёнка в семью, прохождении возрастных кризисов, в подростковом возрасте. Именно в эти периоды неподготовленные, лишённые помощи специалистов сопровождения, семьи отказываются от воспитания ребёнка, расторгают договор о создании приёмной семьи.
Возврат в интернатное учреждение воспринимается ребёнком как предательство, может стать непреодолимой психической травмой для него, однажды уже лишившегося родителей. Психологи отмечают, что такие дети невротичны, агрессивны, необщительны. У них развиваются комплексы неполноценности, недоверия к окружающему миру.
Чтобы не допустить распада приёмных семей и связанных с этим психических травм у детей, необходима специализированная подготовка родителей в Школах замещающих родителей и дальнейшее их сопровождение.
Актуальность программы «Мы вместе» определяется именно ориентацией на специализированную подготовку, которая позволит кандидату адекватно оценить свои возможности и выбрать форму семейного устройства, с учётом всех специфических особенностей, как ребёнка, так и семьи.
Формирование сознательного, ответственного родительства и повышение психолого-педагогической родительской компетенции кандидатов в принимающие родители, предупреждение психологических проблем, возникающих в детско-родительских отношениях.
- Оказать профессиональную помощь кандидатам в принятии осознанного решения — взять ребёнка в свою, уже состоявшуюся, семью и стать для него приёмными родителями.
- Дать комплексные знания, которые помогут создать благоприятную психологическую атмосферу в детско-родительском сообществе.
- Развить умения и навыки кандидатов, которые помогут в дальнейшем создать систему взаимодействий (взаимоотношений) между членами семьи, необходимых для успешного (позитивного) воспитания приёмного ребёнка.
- Развить личностные качества и повысить уровень воспитательной культуры будущих приёмных родителей.
- Сформировать психологическую установку — быть успешными родителями.
Источник: nsportal.ru
Видеоматериалы по подготовке ДЕЙСТВУЮЩИХ замещающих родителей (опекунов/попечителей, приемных родителей)
Уважаемые слушатели образовательной программы «Семейная мастерская»!
Вы воспитываете в своей семье ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Нам бы хотелось, чтобы Ваши отношения с ребенком всегда оставались близкими и доверительными, чтобы любые возникающие трудности разрешались самым конструктивным образом, чтобы мир и согласие в семье были длительными и устойчивыми.
Материал, предложенный для самостоятельного изучения, поможет Вам повысить уровень родительской компетенции, Вы сможете лучше познать себя, определить собственную позицию в воспитании детей.
Надеемся, что неизбежные трудности в воспитании детей, не заставят Вас «опустить руки», Вы обязательно найдете взвешенное, конструктивное решение для любой проблемы. А Ваши дети будут считать Вас самым лучшим родителем, будут дорожить общением с Вами и доверять Вам!
1. Активизация процессов самопознания и внутренних ресурсов замещающих родителей.
Профилактика эмоционального выгорания замещающих родителей. Обучение техникам восстановления.
Дополнительные материалы, рекомендованные для закрепления данной темы:
— Рекомендации Л.Петрановской «Где брать силы родителям» (ссылка на видео — https://www.youtube.com/watch?v=SnahCBThEwc)
— Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания.
2. Психология семейных отношений.
2.1. Влияние семейной истории на развитие ребенка.
Предлагаем для просмотра художественный фильм «Приют для Энни» , США, Дж. Грей, 1994г. (ссылка для просмотра — https://www.youtube.com/watch?v=wlbdfpoVCOE).
Вопросы для обсуждения фильма:
— Что вы узнали про семейную историю кровной матери Энни?
— Как эта история могла повлиять на ее поведение и отношение к людям, жизни?
— Что вы узнали про семейную историю приемной матери девочки?
— Как эта история могла повлиять на поведение приемной матери, ее отношение к приемному ребенку и его родственникам?
— Как влияет окружающая среда на формирование личности ребенка?
— Узнав об истории жизни биологической матери Энни, как бы вы поступили на месте приемного родителя?
2.2. Детско-родительские отношения: эффективные методы решения проблем с учетом возрастных особенностей.
Дополнительные материалы, рекомендованные для закрепления темы:
— Л. Петрановская «Детки в клетке. Домашний режим по новым правилам» (ссылка для просмотра — https://www.youtube.com/watch?v=wnN1VbPoTWY).
2.3. Особенности воспитания сирот-сиблингов в условиях замещающей семьи. Правила для родителей.
Предлагаем для просмотра художественный фильм «Семья по-быстрому», Ш. Эндрюс, 2018г. (ссылка для просмотра — http://67.kinohootd3.site/serial/view/93022-semya_po-bystromu.html#).
Вопросы для обсуждения фильма:
— Какие личностные качества приемных родителей помогают выстроить конструктивные отношения с приемными детьми?
— Какие действия родителей помогают детям адаптироваться к семье?
— Что помогало приемным родителям стабилизировать свое эмоциональное состояние?
3. Жестокое обращение с детьми.
Последствия жестокого обращения с детьми. Обеспечение безопасности и оказание помощи ребенку. Угрозы соврменного мира для ребенка.
4. Защита прав и интересов несовершеннолетних.
5. Профилактика конфликтных ситуаций
Презентация «Стратегии разрешения конфликтов» (с примером заполнения таблицы)
- Нормативно-правовые документы для замещающих родителей
- Нормативно-правовые документы для опекунов или попечителей над совершеннолетними недееспособными гражданами
- Статьи специалистов Центра
- Издательская продукция Центра
- Методические разработки педагогов Центра для родителей
- Копилка полезных публикаций для родителей
- Видеоматериалы по подготовке КАНДИДАТОВ в замещающие родители (усыновители, приемные родители, опекуны/попечители)
- Видеоматериалы по подготовке ДЕЙСТВУЮЩИХ замещающих родителей (опекунов/попечителей, приемных родителей)
Источник: soscentrpk.ru