Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка руки к письму» разработана для предоставления дополнительных образовательных услуг в МБДОУ №12 «Звёздный» г. Тамбова воспитанникам 6- 7 летнего возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ»
срок реализации: 2017 – 2018 учебный год
воспитатель: Кузьмина Е. И.
Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка руки к письму» разработана для предоставления дополнительных образовательных услуг в МБДОУ №12 «Звёздный» г. Тамбова воспитанникам 6- 7 летнего возраста. Программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:
— Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Глава 10 статья 75 п.5, Статья 35 ч.1 п.7.
— Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.14г. №1726-р);
— Письмом Министерства образования РФ от 14.12.15 №09-3564 «О внеурочной деятельности и организации реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
Упражнения на подготовку руки к письму
— Письмом Минобрнауки России от 11.12.2006г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
— СанПин 2.4.4.3172-14 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
— Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155).
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
«История письма ребенка начинается значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как надо писать буквы», — считал известный русский психолог Л.С. Выготский.
Письмо-это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного влияния.
Вопрос подготовки дошкольников ко владению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом, в свете изменения содержания школьных программ, становятся все актуальнее. Родителей и педагогов волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности со владением навыков письма Многие дети боятся ручки, неправильно ее держат, не могут ориентироваться в тетради, при рисовании, закрашивании активно поворачивают лист бумаги в разные стороны, изображают слишком маленькие предметы на листе.
Важное про подготовку руки к письму в школе. Родителям детей 4, 5, 6, 7 лет смотреть обязательно!
Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучения. Это связано с психофизиологическими особенности 5-6 летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма, с другой стороны. Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Цель и задачи : Помочь детям старшего дошкольного возраста подготовить руку к письму и сформировать определенные графические навыки для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе. Развить зрительно-моторную координацию, мышление, внимание, память, речь, слуховое восприятие. Формировать терпение, усердие, усидчивость, желание учиться в школе.
Программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста и направлена именно на подготовку руки к письму, а не обучению ему. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки.
Учитывается ведущая игровая деятельность дошкольников. Все задания, упражнения представлены в виде игр. Это позволяет в доступной детям форме выстроить процесс обучения, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки.
Поэтапное освоение разнородных графических движений правильно сформирует графические навыки, разовьет зрительно-моторные координации, и в дальнейшем послужит хорошей основой для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.
Выполнение разнообразных пальчиковых игр, графических заданий и тренингов способствует не только совершенствованию тонкокоординированных движений пальцев и кистей рук, их произвольности, но и развитию речи.
Возраст обучающихся детей – 6-7 лет.
Особенности детей данной возрастной группы
- Функциональное несовершенство руки ребенка. Не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев, слабо развиты мелкие мышцы руки, координация движений пальцев. Наблюдается неполное амплитуда движений и быстрая утомляемость.
- Несформированность навыка работы с пишущим предметов, когда маленький ребенок свое внимание сосредотачивает не на правильном захвате орудия труда (карандаша, кисточки, ручки и др.) а на точке соприкосновения пишущего предмета и бумаги, что затрудняет свободное движение пишущей руки.
- Неправильная поза при рисовании и письме – это приводит к быстрому утомлению мышц шеи и спины, увеличивает нагрузку на зрительный анализатор.
- Низкая способность к произвольной регуляции движений, несовершенство зрительно-моторной координации, чем объясняется недостаточная точность и быстрота движений, трудность завершения их по сигналу.
Сроки реализации программы: долговременные
Форма и режим организации образовательного процесса:
Режим занятий: 2 занятия в неделю по 30 минут.
Форма занятий: по подгруппам
Методы и средства:
Беседа, объяснение, показ, отгадывание загадок.
Пальчиковая гимнастика, самомассаж ладоней и пальцев руки, подвижные игры, пальчиковые игры с предметами
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
К концу года предполагается развитие и совершенствование у детей:
-мелкой моторики рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные координации: развитие техники рисунка, овладение штриховкой);
-крупных движений и умения владеть своим телом;
«-пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве – на примере собственного тела, ориентация во времени);
-активной речи, словарного запаса;
-мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
-навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).
Работа детей оценивается в течение всего периода обучение. Оценивая их, педагог учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка. Основным показателем полученных результатов является сумма необходимых знаний, умений и навыков, которым ребенок должен овладеть за определенное время. Критериями оценки могут быть игры в процессе занятий, позволяющие детям самим оценивать собственные достижения, а также тестовые задания в начале и конце учебного года, определяющие уровень их развития.
Средства для реализации программы: доска, мебель, соответствующие росту детей, альбом с нелинованной бумагой, ручка, простые карандаши, цветные карандаши, ножницы, цветная бумага, игровые пособия (фасоль, горох, камешки, счетные палочки, резиновые мечи, клубочки ниток, прищепки, тонкие шнурки, губка), раздаточные листы, тетрадь в клетку, тетрадь в узкую линейку.
Работа с родителями:
- Беседы, консультации об особенностях психо — физиологическом развитии детей 5-7 лет, об особенностях и своеобразии детского мышления.
- Выполнение небольших домашних заданий родителями с детьми.
- Разучивание пальчиковой гимнастики.
Источник: nsportal.ru
Подготовка руки к письму
При поступлении в первый класс требований к навыкам и умениям дошкольников в современных школах все больше. Каждый родитель без исключения желает, чтобы его ребенок с легкостью учился, и с интересом посещал учебное заведение.
Перед тем как начинать занятия по письму, стоит обратить внимание на подготовку руки к письму и на развитие мелкой моторики пальцев, а так же на укрепление мышц рук.
Развитие моторики рук перед обучением письму занимает огромное значение. Хорошая моторика рук позволяет ребёнку быстро овладеть письменностью, и он без труда справляется и выводит красивые буквы в тетради. Развивать руку малыша желательно уже с 3 лет предлагая ему заниматься с красками, карандашами и фломастерами. При помощи этих занятий рука постепенно настроится на письмо.
Подготовка руки к письму и виды занятий содействующие подготовке руки к письму:
- Лепка(глина, пластилин, тесто) , пластилиновые заплатки
- Рисование пальцами(по манке, муке, крупе)
- Мозаика
- Сборка конструктора с мелкими деталями
- Различные шнуровки
- Игры с прищепками, пуговицами, крупами
- Вырезание ножницами
- Складывание листа (оригами)
- Занятия с резиновыми игрушками, которые можно сжать
- Игры с палочками Кюизера и т.п.



Как видите специальных, особенных занятий проводить с ребенком не надо. Надо просто играть. Играть в мозаику, лего, пальчиковый театр, творить, лепить, клеить, резать, сгибать, собирать и прочие. Занимайтесь этим регулярно по 10 -20 минут в день, можно и дольше, если видите, что у ребенка есть интерес.
Беря на вооружение и соблюдая эти рекомендации можно не только улучшить моторику рук, а так же развить мышление, внимательность и физическую силу.
Есть ряд предшествующих упражнений, которые стоит выполнить, перед тем как начинать обучение письму. Данные упражнения помогут поставить руку для письма.
1. Упражнения для укрепления руки.
Графические упражнения по типу: соедини точки, обведи изображение, заштрихуй фигуру и т.п. Эти письменные упражнения разрабатывают мышцы рук, а так же формируют двигательные навыки, и помогают правильному расположению пальцев при написании букв, и готовят руку для безотрывного письма.


Скачать и распечатать упражнения для укрепления руки
2. Упражнения для формирования четкости линий.
Данные задания помогают ребенку научиться копировать, проводить прямые и волнистые линии, научат рисовать, штриховать. Благодарят таким упражнениям, ребенок научится соблюдать размер и наклон, а так же расположение на строке.


Скачать и распечатать, бесплатно, упражнения для вырабатывания четкости линий
3. Занятия с прозрачными страницами, обводилки и лабиринты.
Перенесение изображения через прозрачную страничку развивают навыки для формирования красивого почерка, а так же помогут научиться рисовать, писать и выучить буквы. Обводилки помогают развитию графомоторных навыков и гармоничному развитию ребенка. А лабиринты позволят сформировать концентрацию внимания.


4. Упражнения для разминки пальчиков или пальчиковая гимнастика.
Делать разминку стоит через 10-15 минут занятий. Это позволит ребенку дольше работать продуктивно.



Еще больше про массаж мячиком
Массаж карандашом, лучше чтобы карандаш был многогранным
Массаж руками или самомассаж
Вышеприведенные занятия помогут подготовить руку к письму ребенку, а так же посодействуют гармоничному развитию малыша. Будут отличным поводом для совместного времяпрепровождения ребенка и родителей. Проводите занятия, когда у ребенка хорошее настроение и положительный настрой. Результат не заставит себя ждать.
Источник: promany.ru
Как подготовить руку ребенка к письму: 10 упражнений для развития мелкой моторики
О том, как подготовить руку к письму, надо задуматься задолго до поступления ребенка в школу. Конечно, это не значит, что надо заставлять малышей-дошкольников сидеть за столом и учиться писать. Есть намного более интересные и полезные занятия для их возраста, которые направлены на развитие мелкой моторики руки. Часто именно слабая моторика пальчиков мешает детям овладевать письмом в школе. Рука не слушается первоклашку и быстро устает, поэтому обучение детей письму должно быть поэтапным и включать в себя самые разнообразные упражнения для развития кистей рук.
Значение мелкой моторики в подготовке руки к письму
pixabay.com
Умение ловко работать пальчиками, а значит собирать конструктор, лепить, резать, шить, клеить и многое другое, положительно воздействует на общее развитие ребенка. Но дело не только в мастерстве что-то сделать своими руками. От развития мелкой моторики во многом зависит развитие речи, мышления и интеллекта. Умение владеть своими пальчиками прямо влияет на речевые центры мозга. Когда малыш пытается застегивать непослушные пуговицы, он не просто учится одеваться, но и заодно активизирует отделы мозга, отвечающие за речь.
Мелкая моторика в дошкольном возрасте влияет на:
- развитие связной речи, памяти, логики, мышления, внимания;
- готовность ребенка к письму, в процессе которого задействованы мышцы кисти и всей руки;
- общее интеллектуальное развитие ребенка.
Развитие мелкой моторики и координации движений начинается с самого рождения малыша: сначала он сжимает и разжимает кулачки, потом пытается схватить игрушку, хлопать в ладоши, удерживать ложку в руках, а потом уже учится строить дом из кубиков, держать карандаш в руке и рисовать линии на бумаге. Этот процесс не заканчивается с поступлением в школу и требует дальнейших тренировок ловкости пальчиков.
Кроме того, уровень развития мелкой моторики у ребенка рассматривается как один из важных критериев его готовности к школе. Чтобы ловкость пальчиков у ребенка достигла высокого уровня, нужны постоянные занятия. Именно на это и направлены почти все творческие виды дошкольной и младшей школьной деятельности.
Какие занятия и упражнения развивают мелкую моторику рук:
- Пальчиковые игры, театр, массаж пальчиков и кистей.
- Физические упражнения, например, лазание по лестнице, висение на перекладинах и т.д.
- Творческие занятия: лепка, рисование, аппликации, вырезание из бумаги, оригами, пальчиковое рисование.
- Игры с песком, крупами, глиной, любыми мелкими предметами и природным материалом.
- Конструирование, работа с пазлами, лабиринты, мозаика.
- Упражнения из методики Марии Монтессори.
- Тренировка бытовых навыков: умение одеваться и раздеваться, застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, наливать воду в стакан, вытирать тряпочкой стол, поливать цветы, помогать в приготовлении простых блюд и т.д.
Игры и занятия для развития ловкости пальчиков и кистей рук должны проводиться в соответствии с возрастом ребенка. Допустимо в более старшем возрасте вернуться к простым упражнениям, но нельзя заставлять малыша делать то, что он еще не может в силу своего возраста. Желательно сохранять и систематичность таких занятия, чтобы умения ребенка постоянно совершенствовались.
10 упражнений для подготовки руки к письму
Для того, чтобы научиться писать надо уметь работать рукой, быть сосредоточенным и внимательным. Но подготовка руки к письму не тождественна обучению этому навыку. Задача этих упражнений — не научить ребенка выводить буквы на листке, а подготовить, натренировать его руку, зрительное восприятие и умение ориентироваться на листке бумаге.
1. Зарядка с карандашом
Все движения сначала выполняются медленно. Убыстрять можно постепенно с согласия ребенка.
- зажать карандаш между ладошками и плавно катать его вперед-назад;
- положите карандаш на стол и катайте его ладошкой;
- зажать карандаш большим и указательным пальцами, поставить его кончик на лист бумаги и сделать точку. Потом пальчиками плавно опуститься вниз по карандашу;
- положите ладошку на стол, разведите пальцы. Другой рукой взять карандаш и прикоснуться им между пальчиками;
- возьмите карандаш указательным, большим и средним пальцами и вращайте его.
2. Зарядка для пальчиков
- вытяните руку перед собой, растопырьте пальцы, а потом с силой сожмите;
- постучите по столу пальчиками так, словно вы играете на пианино;
- вращайте кистями рук по кругу, встряхните ими, разотрите;
- возьмите в ладошки грецкий орех и катайте его вперед-назад;
- переплести пальцы рук (сделать “замок”), потом разжать пальчики.
3. Рисование по точкам
Обозначьте любой простой рисунок точками и попросите ребенка провести по ним линии.
4. Пройти по лабиринту
Нарисуйте лабиринт (можно приобрести готовые книжечки с лабиринтами), попросите ребенка пройти по лабиринту, нарисовав линию так, чтобы не задеть стенки.
5. Рисование по трафарету
Подберите интересные трафареты и попросите ребенка обвести их. В качестве трафаретов могут выступать фигуры из конструктора, крышки от бутылок, пасочки и другие предметы.
6. Аппликация в технике мозаика
Дайте ребенку цветную бумагу. Пусть нарвет как можно больше маленьких цветных кусочков, из которых потом можно сделать аппликацию. Она может быть как в авангардном стиле, так и по заданному рисунку. Бумагу также можно скатывать в шарики и приклеивать.
7. Рисование мелом
Сейчас часто приобретают мольберт для рисования, одна сторона которого — меловая доска. Рисование мелом на такой доске — отличная тренировка для детских пальчиков.
8. Рисование ладошками
Расстелите перед ребенком большой лист ватмана, дайте краски и попросите что-нибудь нарисовать ладошками.
9. Выкладывание узора из спичек
Распечатайте или нарисуйте простые геометрические фигуры или узоры. Попросите ребенка повторить изображение, выложив его с помощью спичек или палочек.
10. Картины из пластилина
Разомните пластилин, возьмите картон и распределите по нему пластилин. Придумайте заранее рисунок и выложите его на пластилине из семечек, косточек или камушков.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник: polonsil.ru