Дошкольный возраст-время интенсивного развития у детей ориентировочной основы их действий. Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности. Поэтому одним из принципов обучения дошкольников является принцип наглядности. Известный психолог Л.С.
Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой, опираясь на « зону ближайшего развития». Это утверждение тесно связано с теоретическим понятием того, что ребенок обладает особой чувствительностью к определенного рода внешним воздействиям. Иначе говоря, обучение следует начинать в период становления психических функций дошкольника. Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность направлять детское развитие по нужному пути, регулировать этот процесс. Наиболее эффективное использование богатых возможностей ребенка реально только тогда, когда период особой чувствительности к усвоению того или иного материала в его развитии еще не миновал.
Важное про подготовку руки к письму в школе. Родителям детей 4, 5, 6, 7 лет смотреть обязательно!
На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается зеркальное письмо, ребенок не различает понятие «лево», «право», «лист», «строка», «страница», не укладывается в общий темп работы.
Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, слухового внимания.
Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации в детском саду специальных занятий, цель которых подготовить руку ребёнка к письму. Такие занятия сочетающие тренировку мелкой моторики пальцев руки с решением задач умственного развития можно организовать через кружковые занятия по программе «Готовим руку к письму».
Целью программы является: Формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе через:
— Развитие мелкой моторики руки ребенка.
— Развитие слухового внимания.
— Развитие графического воспроизведения.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Обучающие: Развитие тонкокоординированных движений рук. Развитие слухового внимания и графического воспроизведения.
Развивающие: Развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно- моторных координации.
Воспитательная: Воспитание старательности, аккуратности, самостоятельности и уверенности в своих умениях.
Программа рассчитана на один год (старшего дошкольного возраста). Занятие проводится 1 раз в неделю. 4 раза в месяц. 36 занятий в год. Организовывается во время свободной деятельности детей, после обеденного сна.
Тематический план занятий
Структурные элементы занятий
— Пальчиковая гимнастика, работа со счетными палочками.
Упражнения на подготовку руки к письму
— Штриховка, графические упражнения.
— Повторение изученного, учет результатов обучения.
Учебный план
Количество занятий в месяц
Количество занятий в год
Структура занятий
1 часть — Упражнения на развитие координации пальцев рук:
пальчиковая гимнастика, упражнения со счетными палочками.
2 часть — Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка, дорисовка.
3 часть — Упражнения на развитие зрительно- моторной координации и ориентировке на листе: работа в тетради, графические диктанты.
Продолжительность занятия: Занятия проводятся по 25 минут
Предполагаемый результат освоения программы:
К концу года дети должны знать и уметь:
знать гигиенические правила письма
Уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме.
Знать правильное расположение тетради и ручки при письме.
уметь правильно держать ручку, карандаш.
Знать правила штриховки.
Уметь ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради.
Знать правила работы с тетрадью.
Уметь выполнять штриховку, соблюдая правила.
Знать правила работы с ножницами.
Уметь самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры.
Уметь ориентироваться в тетради, на строке, на странице.
Уметь правильно держать ножницы и работать с ними.
Рисование по клеточкам по слуховому восприятию.
Эта работа предполагает систему приёмов и заданий от простого к сложному. Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, особенности слухового и зрительного восприятия занятия проводятся в тетради в крупную клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также развивает умения ориентироваться в пространстве.
На первом этапе ребёнок знакомится с тетрадью в клеточку, рабочей строкой затем учится выполнять задания в ограниченном пространстве-клетке, совершенствует умения измерять условной меркой-клеткой.
В последующем задания усложнятся, постепенно к сложным слуховым диктантам переходим после того, как у детей уже сформировались достаточно чёткие пространственные ориентиры и они свободно воспринимают слуховые задания. Занятия рекомендуется проводить один раз в неделю по 25 минут. Перед выполнением задания психологический настрой, а после выполнения — упражнения для кистей рук. Задания можно выполнять различным материалом: шариковой ручкой, фломастером, простым или цветным карандашами.
Все знания и умения полученные на занятиях кружка «Волшебные клеточки» дети закрепляют в свободной деятельности. Для этого в уголке развивающих игр помещены тетради и листочки в клеточку, ручки, карандаши, образцы различных заданий из книжек издательства «Карапуз из серии «Готовим руку ребёнка к письму», «Математика в клеточку » и другие.
Дети самостоятельно перерисовывают картинки по клеточкам, придумывают различные свои фигуры.
Подготовка руки к письму.
Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умение держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки. Овладение строчкой.
Письмо элементов букв: прямой наклонной короткой палочки, прямой наклонной длинной палочки, палочки с закруглением внизу, длинной палочки с петлей, палочки с закруглением вверху и внизу, полуовала и овала.
Пальчиковая гимнастика.
Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. «Пальчиковые игры» очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
«Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др.
Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоил какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом — домиками, кубиками, мелкими предметами и т.д. Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с «пальчиковых игр», чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений. Время проведения 3 — 7 минут.
Графические упражнения. Штриховка.
Выполнение графических упражнений и штриховки способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка.
Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх необходимо при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями также способствуют графические упражнения.
Штриховка — одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.
Штриховать только в заданном направлении.
Не выходить за контуры фигуры.
Соблюдать параллельность линий.
Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.
Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.
Вырезывание ножницами.
Педагог уделяет особое внимание усвоению основных приемов вырезания — навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Задача состоит в том, чтобы подвести детей к обобщенному пониманию способов вырезывания любых предметов. При объяснении задания необходимо учить детей не только пассивно усваивать процесс вырезывания, но и побуждать их давать словесную характеристику движениям рук педагога при показе способов вырезывания. Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой, дети должны усвоить, что они вырезывают не целую форму а ее половину.
Старшие дошкольники начинают овладевать без предварительной прорисовки, подготовки линии контура навыками силуэтного вырезывания. Обучая силуэтному вырезыванию, успешно используется прием обведения контура предмета в воздухе. Развитию умения «видеть» предмет в воздухе способствуют систематически проводимые игры «Угадай, что рисую?», «Загадай, я отгадаю» (дети или педагог очерчивают в воздухе предмет, отгадывают). Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т.е. учиться планировать предстоящее действие.
Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений. Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов — полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.
Диагностика
Умение четко выполнять пальчиковую гимнастику
Умение выполнять штриховку, соблюдая все ее правила
Умение правильно выполнять звуковой диктант
Умение правильно держать в руке ручку
Умение ориенти-роваться в прост-ранстве
Соблюдение правил гигиенических требований для письма
Источник: dohcolonoc.ru
Рабочая программа «Обучение письму «
Данная программа поможет педагогам составить рабочую программу для обучения дошкольников на курсах подготовки к школе.
Оценить
3546 0
Содержимое разработки
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Одинцовская гимназия № 7
Методист ЦПК Директор гимназии
«Развитие образования» _______________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Название : « Обучение письму »
Предмет:обучение грамоте
Классы:дошкольники
ФИО разработчика программы: Замуруева О.А.,
Учитель начальных классов
МБОУ Одинцовская гимназия № 7
Вопросу подготовки дошкольника к школе в настоящее время уделяется всё больше внимания. Этим занимаются детские сады, школы, учреждения дополнительного образования и т.д. Разработаны программы, регламентирующиедетьми и педагогами дошкольных учреждений. К числу таких задач в первую очередь относится обучение старших дошкольников чтению (тогда как раньше осуществлялась лишь подготовка к обучению грамоте).
Грамота — это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста,т.е_овладение_речью.
От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского_языка_в_целом.
Взрослым необходимо помнить, что чтение и письмо — сложные навыки, которые требуют определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и грамотно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух, который лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии, четкая артикуляция звуков родного языка, что обеспечивает правильное проговаривание, знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма, что особенно важно для овладения письмом и другими навыками, соответствующих_возрасту.
В старшем дошкольном возрасте уровень речевого развития ребенка выводит его на серьезный этап. Ребенок вплотную подходит к овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, бóльшая часть из которых приходится на школу. Чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, часть умений можно сформировать в группах подготовки к школе.
Цель данной программы — заложить основы грамоты ( обучить первоначальному чтению и подготовить ребёнка к обучению письму.)
Общие задачи обучения:
Дать представление об основных единицах языка (звук, слово, предложение).
Развивать фонематический слух, способствовать формированию навыка звуко – буквенного анализа слов.
Упражнять в дифференцировании звуков.
Познакомить с печатными буквами.
Дать практическое представление об основном механизме чтения слога с постепенным переходу к чтению целыми словами..
Обучение чтению.
2. Образ буквы.
Познакомить с образами букв русского языка (печатный шрифт). Способствовать запоминанию ее целостного образа. Упражнять в умении соотносить букву с соответствующим звуком (звуками). Дифференцировать схожие по изображению буквы.
3. Первоначальное чтение.
Дать практическое представление об основном механизме чтения слогов (с введением согласных звуков и букв), т. е. путем упражнений учить ориентироваться на гласную в слоге при его чтении.
4. Предложение. Слово.
Дать первоначальное представление о предложении и слове (составление нераспространенных и распространенных предложений; правильное и отчетливое их произнесение; умение слышать отдельные предложения в потоке речи; членение предложений на слова, последовательное выделение слов из предложений; определение количества слов). Дать первоначальные представления о слоге и ударении.
Подготовка к обучению письму .
1. Развивать руку.
Сформировать правильный захват орудия письма.
Правильный захват карандаша подразумевает, что его держат тремя пальцами: большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный — сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате карандаша указательный палец должен легко подниматься, и карандаш при этом не падает.
Для развития щепоти используются пальчиковые игры (особенно для большого и указательного пальцев рук), упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя (тремя) пальцами»), игровые упражнения типа «Посолим суп» и др.
Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки.
Правильное распределение мышечной нагрузки подразумевает: напряжение (для удержания орудия письма в руке) и чередование силового напряжения и расслабления. Именно такая последовательность смены тонуса мускулатуры рук осуществляется при правильном письме.
Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки осуществляется в играх типа «Мозаика», при работе со штампами, в ручном труде (например, работа с иголкой). Причем во всех перечисленных направлениях работы одновременно формируется щепоть руки.
Развивать мелкую моторику рук.
Систематически развивать мелкую моторику доминирующей руки, сопровождая движения стихами, чистоговорками, рассказами.
Активно включать в жизнь детей разнообразные формы работы для развития мелкой моторики рук (работа с карандашом и со штампами, ниткопись и бисерография и т. п.).
2. Начать подготовку к технике письма.
Развивать пространственную ориентировку.
В зависимости от возрастных возможностей ребенок учится ориентироваться в пространстве, определять пространственные взаимоотношения относительно себя, относительно другого предмета и относительно человека, стоящего напротив.
Воспитывать чувство ритма в движении и в изображениях на плоскости.
Развитое чувство ритма является одной из предпосылок обучения детей технике письма. Работа начинается с разнообразных упражнений, связанных с отхлопыванием ритмических рисунков (на слух по образцу взрослого; с опорой на схематичный рисунок). Постепенно дети переходят к рисованию элементарных бордюров, в основе которых лежит ритмическое расположение отдельных элементов.
3. Упражнять в аналитико-синтетической деятельности.
Письмо подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графических образов букв. В старшем дошкольном возрасте ребенок проводит анализ и синтез графических условных изображений предметов, а затем переходит к аналогичной работе с образами букв.
4. Формировать элементарные графические умения.
Проводить упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта (упражнения типа «Клубочки», «Волны» и др.).
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ, ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ
ДОШКОЛЬНИКОВ К ПИСЬМУ В УСЛОВИЯХ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
На занятиях дети работают в альбомах — 32 часа и в тетрадях в линейку и клетку — 4 часа. Занятия подготовки дошкольника к письму включают в себя следующие виды деятельности:
Словарная работа:
Каждое занятие посвящается какой-либо отдельной теме – аэропорт, птичий двор, морская прогулка, новогодняя сказка, заветное желание, в лесу и т.д. По этой теме проводится небольшая беседа, в которой конкретизируются знания детей о предмете беседы, расширяется их словарный запас, формируются нравственные и эстетические нормы.
На данном этапе большую роль играет использование наглядного материала и художественного слова. Это дает детям возможность ярко представить предмет, о котором говорится, запомнить его характерные особенности, применять полученные знания и использовать новые слова в жизни. Во время беседы по теме я очень часто использую игру, подключаю фантазию детей. Они с удовольствием представляют себя пассажирами, путешественниками, рисуют в своем воображении различные картины и рассказывают о них.
Конструирование:
Следующий этап работы – это построение картинки. Здесь очень важно помнить о создании ситуации успеха для каждого малыша! Именно поэтому в работе используются трафареты и различные трафаретные линейки. Это позволяет не только построить красивую картинку, но и учит детей работать с линейкой, трафаретом и непосредственно влияет на развитие мелкой моторики.
Однако дети не ограничиваются в своих возможностях и воображении. Они могут построить такую картинку, как на образце, а могут придумать свою. Главное условие – строим с помощью трафаретной линейки и трафарета.
Заключающий этап работы – штриховка. Для штриховки используем гелиевые ручки (можно обычные цветные). Таким образом, работы получаются яркие, красивые, радостные.
Штрихуем картинки элементами букв. Первая штриховка – прямая черта, далее элементы усложняются. В течение года дети учатся писать элементы всех букв. При выполнении работы необходимо следить, чтобы ребенок не выходил за границы рисунка, правильно писал элементы.
В результате такой работы малыш прописывает элементы букв не одну и не две строчки, а гораздо больше, при этом интерес его не пропадает, ведь он рисует то, что ему нравится! В конце занятий организуем выставку в “Галерее детских работ”, где каждый может показать свое творчество, увидеть и оценить идеи и работы других!
На каждом занятии проводится пальчиковая гимнастика для укрепления мышц пальцев и рук и обязательны физкультурные минутки, ведь малыш 15-20 минут проводит за письмом.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
В авторской программе психологической готовности дошкольников к школьному обучению курс подготовки к письму рассчитан на 36 часов. Занятие проводятся один раз в неделю по 30 минут. Для проведения занятий необходимо:
альбомы для рисования (формат А5) по количеству детей,
наборы гелевых ручек по количеству детей,
линейки трафаретные по количеству детей,
наборы трафаретов по количеству детей,
демонстрационные образцы картинок для штриховки к каждой теме (формат А3),
раздаточные образцы картинок для штриховки к каждой теме (формат А5) по количеству детей,
плакаты, иллюстрации, репродукции в соответствии с темами,
тетради в узкую линейку из расчета одна тетрадь на 10 детей,
тетрадь в клетку из расчета одна тетрадь на 10 детей.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Воспитанник будет знать:
правила и различные виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная, по уменьшающемуся и увеличивающемуся контуру);
гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради);
правила работы с тетрадью;
правила работы с ножницами
Воспитанник будет уметь:
правильно сидеть за столом во время письма;
правильно располагать рабочую тетрадь;
правильно держать карандаш и ручку;
проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые);
проводить линии в разных направлениях;
обводить рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги;
ориентироваться на листе бумаги в клетку и в линейку;
ориентироваться на плоскости и решать логические задачи.
Воспитанник сможет решать следующие жизненно-практические задачи через:
Развитие мелкой моторики, глазомера, координации рук;
Развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий;
Развитие инициативности и самостоятельности;
Воспитанник способен проявлять:
Усидчивость при выполнении работ;
Развитие мелкой моторики и подготовка руки ребенка к письму способствует лучшему освоению образовательной программы и формированию следующих интегративных качеств ребенка:
у ребенка сформированы основные физические качества и потребности в двигательной активности;
самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;
интересуется новым, неизвестным в окружающем мире;
способен самостоятельно действовать;
в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому;
принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач;
умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Способы проверки результатов освоения программы
Формами подведения итогов являются: промежуточная и итоговая диагностики.
Основная задача диагностики – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.Безруких М.М., Филлипова Т.А. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики. – М.: Дрофа, 2000.
2.Амосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе./ «Логопед», №6, 2004.
3.Александрова Э.И. Развивающие прописи. – Харьков – Москва: “Инфолайн”, 1994.
4. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
5.Белая А.Е. Пальчиковые игры. — М.: “Астрель”, 2001.
6.Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб — учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.
7. Лукашина М.М. Готовим руку к письму. — М.: “Карапуз”, 1999.
8. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
9. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками, развиваем речь. –СПб., 1997
10. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников.-М.,1970
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Источник: www.prodlenka.org