Данная программа позволяет подготовить воспитанников детского дома к жизни в принимающей семье и может быть использована как в работе с детьми, имеющими конкретные перспективы быть принятыми в семью, так и с остальными воспитанниками. Во втором случае программа в большей степени ориентирована на формирование позитивных представлений о семейной жизни, готовности к созданию семьи в будущем.
Тренинги и упражнения, приводимые в данной программе, нацелены на то, чтобы помочь ребёнку лучше понять самого себя и приобрести необходимые навыки неконфликтного общения.
Целью Программы является психолого-педагогическая подготовка ребёнка к проживанию в приёмной семье, предотвращение повторного сиротства.
определить степень готовности ребенка к устройству в приемную семью, выявить особенности его представлений о семье;
сформировать у ребенка позитивный образ будущей (приемной) семьи и семейных отношений;
сформировать готовность ребенка к принятию семейного уклада жизни, новых особенностей быта, правил, традиций семьи и т.п.;
Семья под градусом. Мужское / Женское. Выпуск от 02.03.2023
развить эффективные способы коммуникации ребенка с приемными родителями, другими членами семьи, социумом;
способствовать развитию у ребенка навыков эмоциональной саморегуляции, созданию идентичности и самопринятия;
Календарно-тематическое планирование
по программе групповых занятий подготовки ребёнка к устройству в замещающую семью
Количество часов
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Подготовка детей к проживанию в семье
Дать каждому ребенку опыт жизни в семье – одна из принципиальных идей Концепции совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений в современных условиях, утвержденной решением Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ от 7 июля 1998 г.№1/1 п.125. Жить и воспитываться в семье — неотъемлемое, приоритетнoe право любого ребенка, так как семья — это естественная и необходимая среда для его индивидуального и социального развития.
Психическое развитие и социализация детей, лишенных опыта семейной жизни, задерживаются и деформируются. К сожалению, для многих подрастающих Российских граждан такая угроза становится реальной. Повышаются темпы роста числа неблагополучных семей, в которых родители уклоняются от воспитания, жестоко обращаются с детьми, не заботятся об их здоровье. Неуклонно растет, число родителей, лишенных родительских прав, и детей, бегущих из кровных семей.
Дети, оставшиеся без попечения родителей , переживают двойную травму: с одной стороны, это плохое обращение в родной семье и негативный жизненный опыт, с другой – сам факт разрыва с семьей. Вследствие родительской депривации у детей отмечается отставание в развитии и поведенческая дезадаптация, а в результате отрыва от семьи разрушаются не только глубокие социальные и эмоциональные связи, но и сама способность эти связи устанавливать. Следовательно ,подготовка к самостоятельной взрослой семейной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является серьезной и очень сложной проблемой. Необходимо сформировать практические навыки ведения домашнего хозяйства,чтобы семейный быт не превращался в тяжкий крест, не отравлял жизнь, чтобы дети затем не повторяли их судьбу и не пополняли бы детские дома.
«О детях по-взрослому»: Мой ребенок идет в школу, возраст 6-9 лет. Людмила Петрановская
На сегодняшний день данной проблеме не уделяется должного внимания в педагогической науке, нет государственных программ подготовки семьянина для детских домов. Известно, что никакое учреждение интернатного типа не в состоянии заменить ребенку семью, создать условия для полной компенсации последствий травматического опыта, пережитого ребенком.
В этих условиях особенно острой становится проблема поиска более широких возможностей семейного устройства детей, лишенных родительского попечения; расширения круга семей, готовых взять на воспитание чужих детей.
В последние годы наметились положительные тенденции в решении вопроса о передаче ребенка в семью на воспитание. Появляются принципиально новые формы воспитания осиротевших детей.
В российской практике сложилось несколько форм семейного устройства сирот и детей, лишенных родительского попечения: усыновление, опека (попечительство), приемная семья. В семье быстрее формируется мотивация к образованию, к профессиональной ориентации. Но для полноценного воспитания детей в замещающих семьях необходимо предварительно проводить подбор и обучение граждан, желающих воспитывать в своих семьях детей, оставшихся без попечения родителей, а так же должна идти подготовка и самих детей к помещению в семью.
Цель: оценка и компенсация последствий травматического опыта, пережитого ребенком и создание позитивного образа семьи.
Задачи программы:
- Помочь стать более сенситивными по отношению к различным ситуациям, возможным чувствам и опыту других людей.
- Создать условия для развития большей уверенности в себе, уверенности в роли приемного ребенка.
- Обучить социально-психологическим навыкам взаимодействия для расширения ролевого репертуара.
- Стимулировать к совместной работе и к решению возникающих проблем.
- Развить необходимые социокультурные, правовые, валеологические, досуговые, правовые ориентации и навыки.
- Помочь получить более полное представление о будущей семье, ее членах, соотнести представления и желания с реальностью.
- Повысить уровень социально-психологической адаптированности в социуме.
Прорамму реализуют: педагог-психолог-Зезарахова Ф.Ю.,
социальный педагог-Барова М.К.
Основные принципы:
Для реализации программы предлагаются следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод используется во время:
- наблюдений;
- рассматривания иллюстраций, репродукций;
- проведения дидактических игр;
- моделирования ситуаций.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
- бесед с элементами диалога;
- ответов на вопросы;
- проведения игр, тренинга;
- сообщения дополнительного информационного материала;
- рассматривания наглядного материала;
- рассказов детей;
- разборка житейских ситуаций.
Практический метод используется, когда необходимо:
- организовать продуктивную деятельность;
- провести игры( подвижные, малоподвижные, ролевые);
- тренинги;
- практические занятия (практикумы);
- изготовить материалы;
- выполнить задания по тетрадям.
Структура программы.
Программа подготовки детей состоит из трех разделов:
- Диагностический (включает знакомство с ребенком, оценку социальной и медицинской информации, определение проблемной области, диагностику особенностей актуального развития детей и представлений ребенка о семье.)
- Обучающий (подготовительные занятия (развитие коммуникативных навыки, взаимодействия в семье с взрослыми и детьми, знакомство с правилами, традициями семейного проживания)
- Гостевой (помещение детей на выходные и в каникулы в гостевые семьи (с последующей диагностикой на совместимость).
По итогам проводится диагностика результативности и принимается окончательное решение о передаче ребенка на воспитание в замещающую семью. Далее предполагается патронат за семьей каждую неделю в первые 3 месяца.
Программа предусматривает диагностику, ролевые игры, практические упражнения, групповые дискуссии, обсуждение реальных ситуаций.
Программа реализуется через специально организованные занятия, на которых дети получают как теоретические знания, так же у них формируются и практические навыки в атмосфере доброжелательного отношения к ребенку, принятия его, внимания, чтобы дети думали, учились работать в семье, включались в семейные устои, традиции, учились вместе радоваться, переживать и переносить неприятности.
Для того чтобы иметь возможность определить результаты деятельности по программе, разработаны критерии эффективности программы .
Такими критериями могут служить:
— сформированность у детей представления о семье, которым они могут воспользоваться в будущем;
— знание, понимание и владение практическими навыками ведения домашнего хозяйства, совместного проживания.
— желание и готовность перейти в замещающую семью;
— сбор наиболее полной информация о родителях и детях.
Результативность программы.
Результативность программы может быть оценена через:
- Использование измеряемых параметров усвоения содержания
программы
Для этого разработаны различные позиции:
- теоретические знания детей о семье и ее функциях;
— сформированность представлений о ведении домашнего хозяйства;
- поведенческие навыки:
- умение выполнять различные роли, связанные с семейным взаимодействием;
- умение детей управлять своим поведением, ставить себя на
место другого проявлять чувства, в том числе страхи,
связанные с изменением ситуации жизни;
- умение устанавливать границы общения; проявление доброжелательности по отношению к взрослым и детям в семье;
- раскрытие в общении с друзьями, с знакомыми и незнакомыми взрослыми;
- умение реально оценивать действительность и характер жизненных проблем;
- практические навыки ведения домашнего хозяйства, планирования семейного бюджета;
- развитие адаптивных способностей.
- Конкретные показатели:
- снижение эмоционального напряжения;
- уменьшение количества детей, допускающих отклонения в нравственном поведении;
- желание ребенка перейти в замещающую семью;
- отсутствие возвратов детей по причине неудовлетворенности или несовместимости..
Структура раздела
- название;
- пояснительная записка;
- задачи;
- перспективный план;
- тематический план с детьми начальной школы;
- тематический план работы с подростками;
- рекомендуемая литература для подготовки к деятельности с детьми.
Опыт целенаправленной работы по подготовке детей к передаче в замещающую семью, показал, что эта работа является одной из важнейших частей интернатного воспитания. Только познакомив детей с функционалом каждого члена семьи, с возможными проблемами взаимоотношений, можно предупредить возникновение конфликтов или снизить их остроту при переходе на семейное жизнеустройство детей-сирот.
Раздел 1.
Диагностический.
Пояснительная записка.
Содержание раздела представляет несомненную важность и необходимость, поскольку позволяет собрать наиболее полную информацию о ребенке, по результатам диагностики скорректировать программу подготовки детей-сирот к передаче в замещающую семью.
Цель: оценка актуального уровня развития ребенка и определение проблемной области.
Задачи:
- Собрать информацию о ребенке
- Познакомиться с особенностями развития ребенка
Перспективный план
Раздел
Количество часов
Источник: barovam.wordpress.com
Коррекционно-развивающая программа «Формирование ценностных ориентаций детей-сирот и подготовка к семейной жизни»
Коррекционно-развивающая программа «Формирование ценностных ориентаций детей-сирот и подготовка к семейной жизни» – одно из актуальных направлений воспитательной работы в детских домах. Данная программа рассчитана на старший подростковый возраст и ранний юношеский. Мною программа проведена в Доме юношества.
Аннотация.
В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро и зло, и все то, что было в семье его родителей.
Как сказал Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев: «Государство начинается с семьи. В нашем обществе семья всегда была и остается связующим звеном между разными поколениями, хранительницей духовных и культурных традиций».
Указывая значение семейных ценностей для успешного развития нашего государства, Президент подчеркнул: «Любовь к Родине начинается с любви к семейному очагу. Воспитание, полученное под родным небом — это залог здорового и успешного будущего всего нашего народа».
В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных ценностей. Классическая формула – семья как социальный институт – определяет семью как объединение людей в браке, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.
Брак- это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной. Брак упорядочивает половую жизнь и устанавливает их супружеские, родственные права и обязанности с целью создания семьи, рождения и воспитания детей.
Для каждого человека существует две семьи. Семья, из которой он вышел. И семья, которую он создал и в которой живет сейчас.
Семейное воспитание в условиях государственного учреждения – одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.
Семья является первым коллективом ребенка, где происходит его развитие. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, соседа, друга и т.д. Такие представления у детей – сирот, поступивших в государственное учреждение в основном из домов ребенка и неблагополучных семей, существенно искажены.
В детском доме воспитываются дети, которые никогда не видели родителей, не имели опыта проживания в семье или приобрели негативный опыт представления о семье. Они создают свой, часто неверный образ той или иной роли. Для адекватного вхождения воспитанника учреждения интернатного типа в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе – работа по семейному воспитанию.
Еще одна проблема в социализации детей-сирот с семейной жизни – это недостаточно отработанное половое воспитание. И здесь положительное влияние может оказать гендерная педагогика. Это одно из направлений педагогики, которая занимается исследованием вопросов по обучению и воспитанию мальчиков и девочек.
Не секрет, что одной из проблем девушек сиротских учреждений состоит в отсутствии женственности. Большинство имеют спортивный стиль, осанку мальчика, отсюда и манера поведения. У парней, зачастую отсутствует мужество.
Поэтому, важно, в работе по семейному воспитанию раскрытие сущности понятия «настоящего» мужчины, мужчины как будущего отца. И, естественно необходимо знакомить с чертами женского характера и поведения, стараясь показать роль жены как одну из главных женских ролей, помочь определить качества хорошей матери.
Пояснительная записка.
Подростковый возраст – последний период пребывания большинства оставшихся без попечения детей в учреждениях интернатного типа. В дальнейшем они вступают в самостоятельную жизнь.
Обращенность в будущее – одно из важнейших психологических новообразований подросткового возраста.
Проведенная диагностика, анализ наблюдений показали, что отношения к будущему, жизненные планы, временная перспектива во многом определяются «социальной ситуацией развития» подростков.
Подросток – сирота, выступая как объект формирования собственной системы ценностей, в силу ряда социальных причин не в состоянии достигнуть самореализации детей, которые воспитываются в семье.
Один из главных элементов социальной адаптации подростков – их подготовленность к созданию собственной семьи, к объективным трудностям супружества. Проведенные исследования в Доме юношества свидетельствуют о низкой готовности к семейной жизни воспитанников сиротских учреждений.
Конфуций писал: Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство, и держится оно на любви.
Более полное определение семьи дает Соловьев: «Семья – это малая группа общества, форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.
Одна из воспитанниц Дома юношества сказала: « Я считаю, что семья должна быть у всех. Семья – это что-то родное, теплое, душевное. Настоящая семья должна быть дружной, трудолюбивой, доброй. А еще в семье не должно быть вредных привычек. И самое главное, чтобы были мама, папа, дети.
Задача детей – уважать родителей, помогать им, слушаться и любить. А задача родителей: вырастить крепкого и здорового ребенка, помочь ему получить образование и наставить на путь истинный!».
По анализу проведенной диагностики по методике «Рисунок семьи» по А.И.Захаровой мною были получены результаты. На основании, которых была составлена программа по формированию ценностных ориентаций и подготовке к семейной жизни воспитанников Дома юношества.
Программа осуществляется в форме проигрывания ситуаций, ролевом проигрывании, индивидуальной и групповой работы, бесед и воспитательных часов.
Цель программы: создание условий для становления и формирования представлений о семье, ее значении в жизни человека, нравственных, полуролевых и семейно-бытовых установок, умений и навыков межличностного общения.
Задачи программы: формировать представления о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж, отец и т.д.;
• изучить законодательную базу института семейных отношений;
• формировать представления о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи, учитывать эти знания при выборе спутника жизни;
• формировать необходимые знания о последствиях ранних половых связей, ответственности родителей за здоровье и воспитание детей;
• формировать социально-нравственную готовность к семейной жизни.
Краткосрочная программа состоит из 15 занятий. Ход одного занятия предусматривает время от 20 до 50 минут.
Прогнозируемый результат. Воспитанники должны овладеть понятием «семья», понимать её значение в жизни человека, понимать особенности развития детей и основные проблемы воспитания ребёнка.
Воспитанники должны знать основные родственные связи в семье, основные обязанности родственников. Соблюдать основные этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой, основные нравственные правила поведения людей в ситуациях конфликта. Понимать важность такого шага как создание собственной семьи; знать основы семейного законодательства, об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребёнка, основные статьи доходов и расходов семьи. Воспитанники должны уметь определять основные обязанности родителей по отношению к своим детям, объяснять, какие условия необходимы для вступления в брак. Воспитанники должны уметь объяснить:
1. Что предполагает социально-нравственная готовность к семейной жизни?
2. Основной мотив создания семьи?
3. Что включает в себя готовность к самостоятельности?
4. Что значит психологическая готовность к созданию семьи?
5. Что включает в себя педагогическая готовность к созданию семьи?
Содержание программы.
Тема № 1 «Моя семья». Формирование представлений о семье и этике семейных отношений. Формирование представлений о различных социальных ролях людей в семье.
Тема № 2 «Семья начинается с Любви». Любовь, как мотивационная готовность к семейной жизни. Социально-нравственная готовность к созданию семьи.
Тема № 3 «Любовь. Секс. Проблемы». Раскрытие последствий ранних половых связей, информирование об инфекциях передающихся половым путем. Формирование правильного отношения к репродуктивному здоровью.
Тема № 4 «Конфликты в семье и способы их решения». Усвоение сущности понятий « конфликт» и «конфликтной ситуации», правил предупреждения конфликта. Воспитание культуры и уважения к взаимоотношениям в семье.
Тема №5 «Бюджет семьи». Формировать представление о том, что такое семейный бюджет. Умение распоряжаться определенной суммой наличных средств. Формировать ответственное отношение к планированию денег.
Тема № 6 «Основные функции семьи». Освоить семейные функции: хозяйственная, эмоциональная, духовного общения, первичного социального контроля и репродуктивная (сексуально-эротическая).
Тема № 7 «Планирование семьи». Формировать убеждения в важности планирования детей. Освоить понятия полной и неполной семьи, благополучной и неблагополучной. Объяснить, что значит любить детей и почему.
Тема № 8 «Семья. Семейные традиции». Развить интерес к истории семьи, семейным традициям. Ознакомить с наиболее распространенными традициями русского и казахского народа. Воспитать чувство любви к семье, родителям.
Тема №9 «Создание домашнего уюта». Формирование первичных навыков ведения домашнего хозяйства. Способствовать осознанию необходимости создания уюта, и роли женщины, как хозяйки. Знакомство со старинным литературным источником «Домострой».
Тема №10 «Роль мужа, отца, мужчины в семье». Формирование ответственного отношения мужчины к роли мужа и отца. Осознание необходимости выработки таких качеств, как ответственность, забота, покровительство, мужественность.
Тема № 11 «Секрет счастливой семейной жизни». Формирование потребности построить счастливую семейную жизнь. Формировать умения общаться с представителями другого пола. Определить слагаемые семейного счастья.
Тема №12 «Мужчина на кухне». Формирование положительного отношения к ведению домашнего хозяйства обоих супругов. Знакомство с национальной кухней .
Тема №13 «Потребление и творчество в семейной жизни». Воспитание у подростков желания заниматься творчеством и умеренности в потреблении материальных благ. Помочь воспитанникам глубже осознать свои установки на будущую семейную жизнь.
Тема № 14 «Моя родословная».Освоить заповеди семейной жизни. Формировать знания об основных функциях семьи. Осознание необходимости помнить старшее поколение родственников .Информирование о правилах составления родословной.
Тема № 15 «Семейная лирика». Ознакомить воспитанников с авторами поэтических произведений, где имеется семейная проблема. Раскрыть творческие способности через чтение поэтических произведений. Способствовать выражению и озвучиванию собственных мыслей на заданную тему.
Используемая литература:
1. Шеляг Т.В. Социальные проблемы семьи. – М., 1992.
2. Василькова Ю.В. «Социальная педагогика». – М.Академия, 2006.
3. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание.
–М, 1997.
4. Библиотека молодой семьи «Ты + Я»,1992.
5. Гуров В.Н. Социализация личности. – Ставрополь, 1995.
6. Лесгафт П.Ф.Семейное воспитание ребенка. – М. 1995.
7. Кулик Л.А. Семейное воспитание. – М. Просвещение, 1990.
8. Бычкова М. Семейный летописец. Родина.1991.
9. Савелов Л. Лекции по русской генеалогии. М.,1995.
10. Онучин А.Н. Твое родословное древо. Пермь, 1992.
11. Мудрик А.В.: Социальная педагогика. – М.: Академия, 2009.
12. Башкирова Н.: Планируем ребенка. – СПб: Питер 2009.
13. Брюсс Я.: Как стать хорошим папой. – СПб: Питер, 2009.
14. Милова А.Н.: Какого цвета нежность мамы. – Калуга, 2009.
15. Андреева Т.В.: Психология семьи. – СПб: Речь, 2007.
16. Плеханова М.В.: Семьеведенье. – Белгород, 2007.
17. Назарова Е. История моего рода. Екатеринбург, 2007.
Источник: ped-kopilka.ru