Лосева Алла Сергеевна,
Доцент кафедры финансов и бухгалтерского учета,
Мичуринский государственный аграрный университет,
г. Мичуринск
Фецкович Игорь Владимирович,
Доцент кафедры финансов и бухгалтерского учета,
Мичуринский государственный аграрный университет,
г. Мичуринск
StudNet
№5 2020
В статье рассматриваются особенности планирования аудиторской работы как одного из важнейшего этапа проверки. Приводятся международные стандарты аудита, регулирующие вопросы планирования и определения существенности при планировании аудита. Обоснована необходимость оценки аудитором действующей системы внутреннего контроля и определения аудиторского риска. Рассмотрены особенности этапа предварительного планирования и общая методика формирования плана аудиторской проверки, включающего виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования объективного и обоснованного мнения аудитора. Сформулированы основные цели планирования.
Подготовка программы аудита в IT Аудит: Аудитор
Планирование аудита представляет собой один из важнейших этапов аудиторской проверки. От того, насколько тщательно происходит подготовка к предстоящей аудиторской проверке, во многом зависит степень эффективного использования специалистов, задействованных в аудите, что закономерно обусловливает рациональное и грамотное использование их рабочего времени при одновременной экономии трудовых затрат.
В настоящее время планирование аудиторской деятельности регламентируется действующим Международным стандартом аудита (МСА) 300 «Планирование аудита финансовой отчетности», которым устанавливаются основные требования к осуществлению планирования, а также предусматриваются обязанности аудитора в процессе его осуществления [2].
Планирование аудиторской работы направлено на формирование общей стратегии и разработки детального подхода к ожидаемому характеру, а также срокам проведения и объему аудиторских процедур.
Планирование, выступая основным этапом общей аудиторской работы, представляет собой достаточно трудоемкий и сложный организационный процесс, занимающий в большинстве случав значительное количество общего времени проводимых аудитором работ [10].
В ходе планирования предстоящих работ, аудитор должен оценить действующую систему внутреннего контроля и бухгалтерского учета, а так же определить аудиторский риск и уровень существенности [1].
На этапе предварительного планирования разрабатываются и устанавливаются стратегические и тактические задачи осуществления аудиторской проверки, а также возможные конечные результаты.
В процессе предварительных обсуждений аудитор получает согласие экономического субъекта на предоставление необходимой для целей проверки внутренней информации. В связи с этим формируется предварительное мнение по подлежащим проверке участкам работы и формируется план по объему проверяемых документов и срокам предстоящих аудиторских работ [5]. Однако ключевые вопросы аудиторской проверки будут рассмотрены по результатам аудита.
Подготовка плана аудита для систем менеджмента.
При проведении проверки финансовой отчетности необходимо удостовериться в точности и реальности источников информации для целей аудита. На основании этого аудитор выражает мнение о предоставленной отчетности, а также дает свое заключение о финансовой отчетности и представляет его с учетом требований действующих с 2017 года Международных стандартов.
Одним из важнейших этапов планирования аудиторской проверки является расчет уровня существенности, осуществляемый на основании МСА 320 «Существенность при планировании и проведении аудита» [3]. Данный стандарт устанавливает общие требования к определению существенности финансовой отчетности организаций в целом.
Уровень существенности формируется в ходе выполнения аудиторских процедур с целью определения оценки рисков существенного искажения отчетности проверяемой организации и определяется расчетным путем.
Уровень существенности определяется исходя из определенных долей от базовых показателей: баланса или показателей бухгалтерской отчетности. В общих случаях базовыми показателями бухгалтерской отчетности являются балансовая прибыль, выручка, валюта баланса, собственный капитал, общие затраты организации [7].
После определения уровня существенности аудиторская организация приступает к разработке общего плана и программы аудиторской проверки [8].
В методику планирования включается разработка аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также разработка аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.
Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита [6].
Создание плана аудита проводится для сокращения аудиторского риска до более низкого уровня. План аудита выступает также в качестве обоснования необходимого планирования и выполнения аудиторских процедур [9]. При этом план аудиторской проверки необходимо обновлять и изменять по мере необходимости в ходе проведения аудита.
Планирование аудиторских процедур осуществляется в течение всего периода проведения аудита. План аудита выступает в качестве руководства и средства контроля качества аудиторской проверки и должен снижать трудозатраты при проведении аудиторских процедур [4].
Резюмируя вышеизложенное, целесообразно сформулировать следующие ключевые цели планирования в аудите:
- определения объема проверяемой информации, времени проведения проверки;
- установления величины и состава группы аудиторов, привлекаемых для проверки данного участка;
- изучения перечня аудиторских процедур и методику их применения;
- детального изучения информации с целью принятия решения применения выборочных методов проверки.
1. Лосева А.С. Совершенствование методики аудита основных средств в коммерческих организациях // Kant -2018- №1 (26). -С.195-199
2. Лосева А.С. Тенденции и перспективы развития аудита в Российской Федерации // Kant -2018- №2 (27). -С.326-329
3. Лосева А.С. Роль финансового контроля в обеспечении экономической безопасности организации. EUROPEAN RESEARCH: сб. ст. XII Междунар. науч.-прак. конф. -Пенза, 2017. — С. 135.
4. Лосева А.С. Учет и аудит материально-производственных запасов в сельскохозяйственных организациях / А.С. Лосева // Инновационные процессы: потенциал науки и задачи государства: монография / под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. — Пенза, 2017. — С. 157
5. Лосева А.С., Фецкович И.В. Развитие экологического учета и анализа на предприятиях агропромышленного комплекса // Лучшая научно-исследовательская работа: сб. статей VI междунар. науч.-прак. конкурса — Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2017. — С. 69
6. Лосева А.С. Контроль как инструмент обеспечения экономической безопасности на предприятиях пищевой промышленности // Современные социально-экономические процессы: проблемы, закономерности, перспективы: сб. ст.- Пенза, 2017. — С. 263.
7. Лосева А.С. Совершенствование аудиторской проверки расчетов с контрагентами в сельскохозяйственных организациях. EUROPEAN SCIENTIFIC CONFERENCE: сб. ст. III Междунар. науч.-прак. конф.,- Пенза, 2017. — С. 11.
8. Лосева А.С. Развитие экологического учета на предприятиях масложировой промышленности АПК // Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК — продукты здорового питания. — 2017. — №2 (16). — С.92
9. Лосева А.С. Развитие экологического учета и анализа на предприятиях агропромышленного комплекса. Лучшая научно-исследовательская работа: сб. статей VI междунар. науч.-прак. конкурса. — Пенза, 2017. -С. 69.
10. Фецкович И.В., Лосева А.С. Методическое обеспечение аудита внеоборотных активов в организациях АПК // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2019. -№ 2.С. 176-178.
Программа Финансовый анализ — ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Источник: 1-fin.ru
Принципы подготовки общего плана и программы аудита
Аудиторская организация аудит планирует до подписания письма-обязательства и заключения договора с экономическим субъектом на проведение аудита.
Планирование является начальным этапом проведения аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков, а также разработки аудиторской программы.
Она определяет объем, виды осуществления аудиторских процедур.
Планирование аудита проводится в соответствии с общими принципами и частными принципами планирования:
Принцип комплексности обеспечивает взаимосвязанность и согласованность всех этапов планирования от предварительного до общего плана и составления программы.
Принцип непрерывности выражается в установлении сопряженных заданий и увязки этапов планирования по срокам и смежными хозяйствующим субъектам. Если аудит проводится в течение длительного времени, то планы своевременно корректируются.
Принцип оптимальности заключается в том, что в процессе планирования следует обеспечить вариантность для определения возможности выбора наиболее оптимального.
Следует выделить основные этапы:
1) Предварительное планирование.
2) Подготовка и составление общего плана.
3) Подготовка о составление программы.
Для эффективного планирования аудиторская организация должна согласовывать с руководством экономического субъекта основные организационные вопросы, связанные с проведением аудита.
На этапе предварительного планирования аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью хозяйствующего экономического субъекта и иметь информацию о факторах влияющих на хозяйственную деятельность (связан с индивидуальными особенностями).
Аудитору следует ознакомиться с организационно-управленческой структурой; видами производственной деятельности и номенклатурой выпускаемой продукцией; структурой капитала и курсом акций; технологическими особенностями производства продукции; уровнем рентабельности, основными покупателями и поставщиками; порядком распределения прибыли, наличием дочерних организаций и обществ, организованной системой внутреннего контроля, принципами и формами оплаты труда.
Источником получения таких данных является Устав экономического субъекта, документы о регистрации экономического субъекта, протоколы заседаний совета директоров, документы, регламентирующие учетную политику, бухгалтерскую отчетность, статистическую отчетность; документы по планированию деятельности экономического субъекта (планы, сметы, проекты), контракты, договоры, соглашения, внутрифирменные инструкции, материалы налоговых проверок, материалы судебных и арбитражных исков; документы, регламентирующие производственную, организационную структуры экономического субъекта; сведения, полученные из бесед с руководством и персоналом экономического субъекта.
На этапе предварительного планирования аудиторская организация оценивает возможность проведения аудита. При этом необходимо учитывать предполагаемые сроки работы, количественный состав группы, должностной уровень, преемственность персонала и квалификационный уровень.
Разрабатывая общий план и программу, аудитор основывается на представлениях, полученных об экономическом субъекте на этапе предварительного планирования.
С помощью аналитических процедур можно выявить области значимые для аудита. Сроки и объем процедур определяются в зависимости от сложности данных бухгалтерской отчетности, объема проверки, установленных в соответствии и с целями и задачами аудита.
В процессе подготовки плана и программы оценивается система внутреннего контроля, оценивается риск.
Система внутреннего контроля (СВК) считается эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, а также своевременно выявляет ее.
Если СВК аудитор оказывает доверие, то он должен соответствующим образом скорректировать объем проводимого аудита.
Затем определяют уровень существенности и аудиторский риск, который складывается из внутрихозяйственного риска средств контроля, который присущ данной отчетности.
В процессе аудита могут возникнуть обстоятельства, влияющие на изменения аудиторского риска и уровня существенности, установленного при планировании.
Аудиторская организация может согласовать с руководством экономического субъекта отдельные положения отдельного плана и программу аудита, но выбранные приемы и методы для аудита определяются самостоятельно.
Результаты, выполняемых аудиторских процедур при подготовке общего плана и программы следует документировать детально, т.к. данные результаты являются основанием для планирования и могут использоваться в течение всего процесса аудита.
Общий план должен служить руководством в осуществлении программы аудита.
В процессе планирования затрат учитывают реальные трудозатраты, расчет затрат в предыдущем периоде, уровень существенности проведенной оценки рисков.
В общем плане определяется способ проведения аудита (выборочный или сплошной).составной частью общего плана является положения по планированию и управлению качеством проводимого аудита.
Программа представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур необходимых для практической реализации плана. Одновременно она является инструкцией для ассистента аудитора и средством контроля качества.
Программа оформляется документально, каждая аналитическая процедура имеет свой определенный код. Программу составляют в виде тестов средств контроля и аудиторских процедур по существу. Программа тестов средств контроля представляет собой перечень совокупностей действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля позволяющих выявлять ее недостатки.
Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам и представляет собой перечень действий аудитора для конкретных и детальных проверок.
Для процедур по существу аудитору следует определить какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверяет и составить программу аудита по каждому разделу проверки отдельно.
В зависимости от изменений условий аудита и результатов аудиторских процедур программы может пересматриваться.
Причины и результаты изменений необходимо документировать. Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской проверки документально отраженные в рабочих документах является фактическим материалами для составления аудиторского отчета, а также аудиторского заключения и формирования мнения о достоверности отчетности.
Источник: studopedia.su
Планирование аудита. Исследования в аудите. (Тема 11)
1. Тема 11. Планирование аудита. Исследования в аудите
Вопросы:
1. Планирование аудита
2. Общий план и программа аудита.
3. Понятие «аудиторская выборка».
Виды и методы выборки
2. Документы:
ФПСАД № 3 «Планирование аудита».
ФПСАД № 2 «Документирование аудита».
ФПСАД № 16 «Аудиторская выборка»
3. Планирование аудита
ТРЕБОВАНИЯ:
Аудиторская организация и индивидуальный аудитор
обязаны планировать свою работу, чтобы проверка была
проведена эффективно, т.е. с оптимальными затратами,
качественно и своевременно.
Цель планирования:
•Выделить наиболее важные области аудита,
•определить потенциальные проблемы;
•координировать эффективное распределение работ среди
членов аудиторской группы, координировать работу других
аудиторов, экспертов.
4. Планирование аудита
Планирование аудита состоит в разработке:
• общей стратегии и
•детального подхода к ожидаемому характеру,
проведения и объему аудиторских процедур.
Оно выражается
оформлении:
в
составлении
и
срокам
документальном
• общего плана, в котором отражается стратегия аудита
•и программы аудита, в которой приводится перечень
аудиторских процедур, необходимых для выполнения плана.
5.
Объем планирования (затраты времени на
планирование) зависит от:
•масштабов деятельности аудируемого лица,
• сложности аудита,
•опыта работы аудитора с данным лицом,
• знания аудитором бизнеса (особенностей
деятельности) клиента.
6. Общая стратегия аудита
Установление общей стратегии аудита включает:
•определение масштаба, сроков и направлений аудита, расположения
компонентов,
•установление сроков подготовки отчетов,
характера необходимых
сообщений, даты информирования руководства субъекта;
•определение уровней существенности и предварительное определение
существенных компонентов и сальдо счетов,
•предварительное определение областей
риска существенных искажений,
с высоким
уровнем
•определение необходимости привлечения экспертов, внутренних
аудиторов, других аудиторских организаций к проверке филиалов,
подразделений, дочерних компаний аудируемого лица и др. важных
вопросов.
7. Для контроля качества проверки в общем плане рекомендуется предусмотреть:
а) численность и квалификацию аудиторов, привлекаемых к
проведению аудита;
б)
распределение
аудиторов
в
соответствии
с
их
профессиональными качествами по конкретным участкам аудита;
в) инструктирование всех членов команды об их обязанностях,
ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью
экономического субъекта, а также с положениями общего плана
аудита;
г) контроль руководителя за выполнением плана и качеством
работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей
документации и надлежащим оформлением результатов аудита;
д) разъяснение руководителем аудиторской группы методических
вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских
процедур.
8. В общем плане указывается:
1)приемлемый аудиторский риск и уровень
существенности;
2) области, значимые для
исследованы в ходе проверки.
аудита, т.е. участки которые будут
К значимым для аудита областям относятся статьи и счета
бухгалтерского учета, величина сальдо и оборотов по которым
наибольшая по сравнению с выбранным уровнем существенности.
Счета бухгалтерского учета, по которым операций у экономического
субъекта нет либо они несущественны для аудита могут не
исследоваться.
3) способ
проведения проверки (сплошная, выборочная).
Сплошная проверка проводится в отношении кассовых, банковских
документов, авансовых отчетов, расчетов с учредителями. Первичная
документация по заработной плате, производственным запасам,
расчетам производится выборочно. По дорогостоящим и дефицитным
материалам целесообразно проводить сплошную проверку.
9. При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:
а) особенности бизнеса клиента и его нормативного
регулирования (общие экономические факторы и
условия в отрасли, особенности деятельности субъекта,
финансовое состояние, уровень компетентности
руководства);
б) применяемую учетную политику и систему
внутреннего контроля субъекта;
в) риски средств контроля (возможности искажений
вследствие ошибок и мошенничества, выявление
сложных областей бухгалтерского учета, в том числе
таких, где результат зависит от субъективного суждения
бухгалтера),
10. При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:
г) относительную важность различных разделов учета для
проведения аудита; влияние на аудит наличия компьютерной
системы ведения учета и ее специфических особенностей; работа
внутреннего аудита);
д) необходимость привлечения других аудиторских организаций к
проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний
аудируемого лица; внутренних аудиторов, экспертов; количество
подразделений, их местонахождение; потребность в персонале;
е) прочие аспекты (непрерывность деятельности; существование
связанных сторон; особенности аудиторского задания; форму и
сроки подготовки заключений, компьютеризацию учета).
11. Общий план аудита
Проверяемая организация
Период аудита
Количество чел.часов
Руководитель аудиторской группы
Состав аудиторской группы
Планируемый аудиторский риск
Планируемый уровень существенности
№пп
Планируемые виды
работ
1
Учредительные и
другие общие
документы
2
3
4
5
Учетная политика
Основные средства
НМА
Запасы
Период
проведения
Исполнитель
Примечания
12. Программа проведения аудиторской проверки
На основе плана аудита должна быть составлена
программа аудита.
Она представляет собой детальный перечень аудиторских
процедур (характер, временные рамки и объем),
необходимых для осуществления общего плана аудита.
Программа аудита является для аудитора или его
ассистентов, выполняющих проверку — набором
инструкций, для руководителей аудиторской организации средством контроля и проверки надлежащего выполнения
работы.
13. Программа проведения аудиторской проверки
Характер аудиторских процедур означает вид работы,
выполняемой аудитором для получения и оценки данных.
Сроки означают выбор времени для сбора доказательств
– до окончания отчетного года или после его окончания.
Объем аудиторских процедур означает объем работы
определенного типа, которую выполняет аудитор для
подтверждения показателей финансовых отчетов;
например, проверка счетов заказчиков, подлежащих
подтверждению.
14. Аудиторская программа
Аудиторская программа составляется в виде программы тестов
средств контроля либо в виде программы аудиторских процедур
по-существу или, иначе, аудиторских процедур проверки оборотов
и сальдо по счетам бухгалтерского учета.
Программа тестов средств контроля представляет собой
перечень процедур, предназначенных для проверки
функционирования СВК. Ее назначение – выявить недостатки в
СВК. Цель тестов — выявить существенные недостатки средств
контроля экономического субъекта и определить разделы учета, в
которых ошибки наиболее вероятны.
Программа аудиторских процедур по существу представляет
собой перечень действий аудитора по детальной проверке
правильности оборотов и сальдо по счетам бухгалтерского учета.
15. Программа аудита
Проверяемая организация
Период аудита
Руководитель аудиторской группы
Состав аудиторской группы
Планируемый аудиторский риск
Планируемый уровень существенности
№пп
1
2
3
Перечень аудиторских
процедур по разделам
аудита
Период
проведения
Исполни
тель
Ссылка на
рабочий
документ
16. Изменения решений по планированию в течение аудита
Общий план аудита и программа аудита должны уточняться
и пересматриваться по мере необходимости в течение
всего аудита в связи с меняющимися
обстоятельствами или неожиданными результатами,
полученными в ходе выполнения аудиторских процедур.
Причины внесения значительных изменений в общий план и
программу аудита должны быть документально
зафиксированы.
17.
За правильную и полную разработку
общего плана и программы аудита
несет ответственность аудитор.
В целях координации действий он
может обсуждать общий план аудита и
программы аудита с работниками и
руководством клиента.
18. Аудиторская выборка 530 (ФПСАД № 16)
Запланированные аудиторские процедуры могут быть
применены ко всем статьям, составляющим сальдо счета
или операциям, составляющим обороты счета, или только
к их части. В 1-м случае проверка называется сплошной,
во 2-м — выборочной.
Основная причина использования выборочного метода –
это невозможность и экономическая нецелесообразность
сплошной проверки всех операций крупной организации.
Сплошная проверка используется, если объем изучаемой
совокупности невелик или РНО должен быть очень мал
(РСИ велик) и нет других способов снизить РНО.
19. Аудиторская выборка 530 (ФПСАД № 16)
Аудиторская выборка представляет собой способ
проверки, при котором аудиторские процедуры
применяются менее чем к 100% статей,
включенных в сальдо счета или операций,
составляющих обороты счета.
Вся совокупность из которой делается выборка
называется генеральной.
Отобранная для исследования часть совокупности
называется выборкой
Порядок формирования и использования
аудиторской выборки регулируется аудиторским
стандартом № 16 «Аудиторская выборка».
20. Виды выборочной проверки
Различают 2 вида выборочной проверки:
•На соответствие (атрибутивная выборка)
•По-существу (количественная выборка)
Задача выборочной проверки на соответствие – проверка
соблюдения норм внутреннего контроля.
Задача выборочной проверки по существу – определение
нарушений в стоимостном измерении.
С аудиторской выборкой связан специфический риск – риск
выборки (связанный с использованием выборочного
метода) – это риск того, что выводы аудитора, сделанные на
основе выборочной совокупности, будет отличаться от
вывода, который он бы сделал, если бы применяемые
процедуры были применены ко всей совокупности.
21. Риски, связанные с использованием аудиторской выборки
а)
риск 1-го рода — риск того, что аудитор:
•придет к выводу о том, что РСК ниже, чем в
действительности (при выполнении тестов средств
внутреннего контроля);
•придет к выводу о том, что существенной ошибки не
существует, хотя в действительности она есть (при
выполнении аудиторских процедур проверки по
существу).
Риск данного типа оказывает влияние на надежность
аудита и с большой степенью вероятности может
привести к ненадлежащему аудиторскому мнению;
22. Риски, связанные с использованием аудиторской выборки
б) риск 2-го рода — риск того, что аудитор:
придет к выводу о том, что РСК выше, чем в действительности
(при выполнении тестов средств внутреннего контроля);
придет к выводу о том, что имеет место существенная ошибка,
тогда как в действительности ее не существует (при выполнении
аудиторских процедур проверки по существу).
Риск данного типа оказывает влияние на эффективность
аудита, поскольку он обычно приводит к дополнительной работе
по установлению того, что первоначальные выводы были
неверны.
23. Виды выборок
Выборки могут быть
статистическими и
нестатистическими.
Статистическая выборка основана на случайном
отборе элементов совокупности и оценке
результатов с использованием теории вероятности.
Прочие выборки называются нестатистическими.
Решение о том, какие выборки применять является
предметом профессионального суждения аудитора.
24. Нестатистические выборки
Примером нестатистической выборки является отбор
специфических статей.
На основе знаний бизнеса и оценки рисков могут быть отобраны
статьи:
•статьи с высокой стоимостью
•статьи, превышающие определенную сумму
•необычные или подозрительные статьи
•значимые для получения информации о бизнесе клиента, системах
БУ и СВК или выполнении клиентом конкретных процедур.
Результаты процедур, полученные с помощью данного метода
отбора не могут проецироваться на всю генеральную совокупность,
поскольку выборка в данном случае не является статистической.
25. Объем выборки
Объем выборки может определяться с применением специальных
формул, полученных на основе теории вероятности и математической
статистики, либо определяться на основе профессионального
суждения аудитора.
Он зависит от оценки СВК: чем выше надежность СВК, тем меньше
объем выборки.
Объем выборки и риск выборки взаимосвязаны: чем больше объем,
тем меньше риск и наоборот.
Расчет объема выборки на основе статистических методов может
быть произведен по формуле:
объем выборки = коэффициент надежности х сумму
совокупности : допустимый размер ошибки.
(Здесь коэффициент надежности – это надежность определения
результатов выборки – величина, обратная риску выборки)
26. Статистические выборки
Статистические выборки. Статистическая выборка должна быть
случайной. Это требование необходимо для обеспечения
репрезентативности выборки и предполагает использование
специальных методов отбора элементов:
Случайный отбор (по таблице случайных чисел) или
Систематический отбор (элементы отбираются через постоянный
интервал, начиная со случайно выбранного числа.
Интервал строится:
•либо на определенном числе элементов совокупности, например,
изучение каждого двадцатого документа из всех документов данной
категории.
•либо на стоимостной их оценке, например, отбирается тот элемент,
составляющий сальдо или оборот, на который приходится каждый
следующий миллион рублей в совокупной стоимости элементов).
27. Анализ ошибок
Аудитор должен проанализировать каждую ошибку, попавшую в
выборку. Ошибки могут быть аномальными, т.е. нетипичными
(сбой программы).
Ошибки, выявленные в процедурах по существу, (кроме
аномальных)
аудитор
должен
распространить
на
всю
совокупность и оценить их влияние (с учетом аномальных) на
бухгалтерскую отчетность.
Для этого полученные результаты сравниваются с допустимой
ошибкой, определяемой на базе установленного уровня
существенности.
Если величина ошибок выше допустимой, то аудитор может
заключить, что в отчетности имеются существенные отклонения.
Эффективность выборки может быть повышена с помощью
стратификации (разделения на однородные части) генеральной
совокупности.
Источник: ppt-online.org