Статья актуализирует проблему трансляции семейных ценностей в обществе. Автор предлагает социальный проект, в котором семейные ценности передаются в процессе общения многодетных социально благополучных семей молодым людям, находящимся на этапе семейного самоопределения.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ, СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ, МОЛОДЕЖЬ
Текст научной работы
Поддержка семейных ценностей и их тиражирование согласуется с нормами концепции долгосрочного социально-экономического развития и стратегией инновационного развития нашего государства в части усиления роли человеческого капитала, в том числе посредством решения задач демографического характера. Однако, изменения в содержании и структуре семейных отношений, распад традиционных семейных связей выдвинули на первый план проблему разрушения семьи, которая в первую очередь затрагивает молодые семьи, находящиеся в более уязвимом положении, так как супруги находятся на этапе социального, профессионального самоопределения и нуждаются в поддержке (социальной, психологической правовой, социокультурной и др.).
Практическая психология тема: «Подготовка молодёжи к семейной жизни»
Так, М.П. Белоус, Е.Н. Дронова указывают на то, что «современная молодая семья переживает сложный этап в эволюции – переход от традиционной к новой модели,…нынешние условия молодой семьи…кризисные» [2, с. 251].
Кроме того, нельзя не отметить, что семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между супругами, но и особый дух, атмосфера и, к сожалению, в этом социальном институте сегодня происходит еще ломка традиционных отношений «родители – дети», что недопустимо, так как связь между поколениями, как отмечают ученые, приносит человеку ощущение стабильности мира [1, с. 144]. В этой связи актуализируется поддержка положительной тенденции возврата к семейным традициям и формирование системы нравственных и семейных ценностей у молодежи. Одними из носителей таких ценностей, по нашему мнению, могут выступить многодетные благополучные семьи. В качестве технологического обеспечения трансляции семейных ценностей молодому поколению мы предлагаем проект «Секреты семейного счастья».
Цель проекта: содействие сохранению и развитию традиционных семейных ценностей и традиций на основе трансляции молодым людям опыта семейной жизни и воспитания многодетных благополучных семей. Для достижения цели проекта поставлены задачи: набор и подготовка волонтеров и молодых людей для участия в проекте; поиск и приглашение многодетных благополучных семей, подготовка их семейных портфолио; разработка и реализация программы двухступенчатой выездной сессии для молодежи «Секреты семейного счастья». Проект реализуется поэтапно: 1) разработке информационных буклетов и их размещение в профессиональных учебных заведениях города для мотивирования молодежи к участию в проекте в качестве добровольцев и целевой группы: 2) размещение в социальной сети «Вконтакте» информации о наборе молодежи и студенческих семей, проведение онлайн-опроса, позволяющего оценить мотивы участия в проекте; 3) интервьюирование многодетных семей для включения их в проект; 4) проведение совместно с многодетными семьями тренинга для молодежи по формированию позитивного и ответственного отношения к семейной жизни; 5) организация социокультурного итогового мероприятия для молодежи и многодетных семей.
Молодая семья «Подготовка молодежи к семейной жизни. Сравнительные соц. исследования». Выпуск 7
Реализация данного проекта содействует осознанию участниками значимости семьи, семейных ценностей и традиций. Информационная поддержка проекта позволяет развивать у молодежи ответственное отношение к семье и браку, а также проект оказывает положительное влияние на возрождение межпоколенного взаимодействия семей в гражданском обществе.
Реализация социальных проектов по профилактике семейного неблагополучия на территории октябрьского района города Екатеринбурга
- Огнева Г.С.
Социальные технологии в сфере организации молодежного досуга
- Немцева А.А.
Миграция сельских жителей
- Нурмухаметова С.Р.
Источник: novainfo.ru
Подготовка молодежи к семейной жизни программы
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет экономики и управления
« Подготовка молодежи к семейной жизни в Государственном Бюджетном Учреждении территориальном центре социального обслуживания № 12 «Вешняки» города Москвы»
(по дисциплине: Основы социального прогнозирования и проектирования)
студенты 5 курса гр. ГМУ501_213
Актуальность программы.
В системе мер демографической политики особое место занимает подготовка молодежи к браку. От уровня этой подготовки во многом зависит и конфликтность семей, уровень разводимости, а также состояние здоровья супругов и их потомства, одним словом, психическое и физическое здоровье семьи. Некоторые шаги в этом направлении уже сделаны.
Так, в нескольких городах Украины, Белоруссии, Прибалтики в старших классах школ читается курс «Основы знаний о семье». В 1983/84 учебном году курс «Этика и психология семейной жизни» преподавался в 129 школах Москвы. 7 ПТУ и 27 техникумах. С 1985 г. такой курс введен во всех школах города и 38 ПТУ. В высших и средних специальных учебных заведениях силами лекторов общества «Знание» читаются лекции, в народных университетах здоровья проводятся занятия по половому воспитанию молодежи, для вступающих в брак организуются лекции и беседы.
В последние годы возник и, если можно так выразиться, приобрел массовый характер другой феномен — трудности в заключение брака, связанные не с объективными причинами (нехваткой женихов или невест, как в известной песне, когда «на десять девчонок по статистике девять ребят»), а с субъективными, относящимися к области социальной психологии причинами — нарушением коммуникативных функций, завышением притязаний к возможному брачному партнеру. В связи с этим в рамках некоторых консультаций «Семья и брак» стали решаться вопросы содействия одиноким людям вступлению в брак. Но, разумеется, значительная часть молодежи обращается в консультацию только в случае возникновения серьезного конфликта в семье, и лишь в виде исключения — до брака и для подготовки к нему.
Перепись 2002 г. показала, что в неполных и прочих семьях воспитывается уже 7,1 млн. детей, а их доля от общего числа детей в семьях возросла до 23,3%. В городах на такие семьи приходится 26% детей, в селах — 17%. Как видно, современная семья нуждается в поддержке, решение вышеперечисленных проблем требуется незамедлительного.
Сегодня важной задачей становится профилактика негативных явлений в семейной жизни: роста числа разводов, неполных семей, семейного насилия, детской безнадзорности и беспризорности.
Проанализировав социальные учреждения города Москвы мы пришли к выводу, что к сожалению город обладает малой социально развитой инфраструктурой. Поэтому вопрос о подготовке молодежи к семейной жизни становится актуальной.
Проблема готовности к семейной жизни заключается в том, что большинство молодых людей, вступающих в брак, не имеют реального представления о трудностях семейной жизни и о тех задачах, которые супругам придется в дальнейшем решать.
На данный день в школах и университетах города Москвы района «Вешняки» отсутствует дисциплина, которая может подготовить молодое поколение к браку.
В результате реализации проекта молодые люди будут поле осознано подходить к формированию семьи, воспитанию детей.
Цели и задачи программы.
Цель программы – ориентирование подростков и молодежи на создание семьи.
Задача программы:
- воспитание семейных ценностей;
- формирование навыков решения конфликтов и выходов из них в межличностных отношениях.
- повышение информированности молодежи в вопросах сексуального и репродуктивного поведения;
- Общая характеристика программы
- Подготовительный этап программы.
- Основные направления реализации программы.
- Брак и семья;
- Взаимоотношения с родителями супругов;
- Азбука для двоих;
- Как избегать ссор и конфликтов.
- Детство до рождения;
- Любовь и долг;
- Роль отца и матери в воспитании детей;
- Авторитет родителей.
- Нормативно-провавой статус программы.
- Всеобщая декларация прав человека – Генеральная Ассамблея ООН от 10 декабря 1948 г. Ратифицирована РФ 5 мая 1998г.
- Конвенция о правах ребёнка- Генеральная Ассамблея ООН от 20 ноября 1989г. Ратифицирована постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.90 г. №1559-1.
- Конституция РФ (от 12 декабря 1993 г.);
- Гражданский кодекс РФ (от 3-.11.1994 №51-ФЗ);
- Семейный кодекс РФ (от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ);
- Указ Президента Российской Федерации от 12 апреля 1999 года N 456 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики»;
- Федералный закон «Об актах гражданского состояния» от 15.12.1995 г. №143-ФЗ.
- Финансовое обоснование
- Источники финансирования и регулярность их поступления.
- Министерство образования города Москвы на реализацию программы выделают 50000 рублей.
- Районное управление социальной защиты населения выделяет 20000 рублей.
- Спонсорский взнос – 100000 рублей.
- Единовременные расходы
- Ожидаемые результаты.
- Сформировать уважительное отношения к семье и ее ценностям;
- Сформировать качества и умения выхода из конфликтных ситуаций;
- Повысить информированность подростков вопросах сексуального и репродуктивного поведения, адекватных репродуктивных установок на будущее.
- Проведение родительских собраний;
- Контроль воспитателей.
Источник: studfile.net
Программа социально-педагогического сопровождения процесса подготовки подростков к семейной жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
социально-педагогическое сопровождение / подготовка к семейной жизни / программно-методическое обеспечение / технологические компоненты / направления подготовки / social and pedagogical support / training to home life / programme-methodical maintenance / technological compo-nents / directions of training
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С. А. Анисютина
В статье анализируются основные теоретические и методические подходы к организации работы школьного социально-го педагога по подготовке подростков к будущей семейной жизни, анализируются технологические аспекты сопровождения процесса воспитания будущего семьянина, раскрывается содержательный компонент сопровождения подготовки подрост-ков к семейной жизни.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С. А. Анисютина
Формирование готовности подростков к семейной жизни как целевая функция социального педагога
Педагогические принципы процесса подготовки старшеклассников к семейной жизни
Семья в системе ценностных ориентаций студентов
Компоненты социально-педагогического сопровождения студентов учреждений среднего профессионального образования
Педагогические условия формирования фамилистической компетентности будущего учителя
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
The Programme of Social and Pedagogical Support of the Process of Teenagers’ Training to Home Life
In the article the basic theoretical and methodical approaches to the organization of work of the school social teacher on teenag-ers’ training for the future home life are analyzed, technological aspects of support of the process of education of the future family man are analyzed, the substantial component of support of teenagers’ training to home life is revealed.
Текст научной работы на тему «Программа социально-педагогического сопровождения процесса подготовки подростков к семейной жизни»
Программа социально-педагогического сопровождения процесса подготовки
подростков к семейной жизни
В статье анализируются основные теоретические и методические подходы к организации работы школьного социального педагога по подготовке подростков к будущей семейной жизни, анализируются технологические аспекты сопровождения процесса воспитания будущего семьянина, раскрывается содержательный компонент сопровождения подготовки подростков к семейной жизни.
Ключевые слова: социально-педагогическое сопровождение, подготовка к семейной жизни, программно-методическое обеспечение, технологические компоненты, направления подготовки.
The Programme of Social and Pedagogical Support of the Process of Teenagers’ Training to Home Life
In the article the basic theoretical and methodical approaches to the organization of work of the school social teacher on teenagers’ training for the future home life are analyzed, technological aspects of support of the process of education of the future family man are analyzed, the substantial component of support of teenagers’ training to home life is revealed.
Key words: social and pedagogical support, training to home life, programme-methodical maintenance, technological components, directions of training.
Целью практической деятельности современного социального педагога является гармонизация взаимодействия (отношений) личности и социума для сохранения, восстановления, поддержания, развития социальной активности этого человека [3]. Исходя из такого понимания цели социальной педагогики, логично предположить, что подготовка молодежи к семейной жизни становится одной из целевых функций современного социального педагога, поскольку семейные отношения — это та сфера взаимодействия, которая является определяющим фактором формирования социальной успешности индивида, а, следовательно, и прямым путем гармонизации внешних социальных типов взаимодействия.
Проведенный нами анализ проблемы формирования готовности подростков к семейной жизни в ее историческом и современном аспектах показал, что в начале ХХ в. задачи подготовки к семейной жизни возлагались на школу (Н. К. Крупская, А. В. Луначарский [4] и др.), в середине ХХ в. высказывались предположения о большей эффективности семейного воспитания (В. А. Сухомлинский [5], Ш. А. Амонашвили [1]), в 80-е и 90-е гг. ряд функций воспитания будущего семьянина делегируется непосредст-
венно семье, а школа выступает как помощник и консультант.
На современном этапе большинство исследований рассматривают формирование готовности молодежи к браку и семейной жизни как компонент социального становления молодежи. Так, в диссертационном исследовании О. Н. Гноевой [2] готовность к семейной жизни определяется как важнейший показатель социальной зрелости и психического здоровья молодежи. Автор считает, что отсутствие этой готовности у человека — источник его личностной и общественной нестабильности, и предварить эту проблему необходимо еще на ступени раннего юношеского возраста, наиболее сензитивного для формирования ценностных установок. Осмысливая основу становления готовности учащихся к семейной жизни, автор определяет ее как формирование ценностного содержания представления о семье. Такие же идеи высказываются Е. К. Узденовой [6].
Учитывая перечисленные подходы, мы рассматриваем готовность к семейной жизни, как важнейший показатель социальной зрелости и психического здоровья молодежи. Под формированием готовности молодежи к семейной жизни
Программа социально-педагогического сопровождения процесса подготовки подростков к семейной жизни