В процессе подготовки к изучению очередной темы учебной программы мастер должен продумать, какую техническую литературы следует изучить, что можно заимствовать из опыта передовиков производства базового предприятия с какими приёмами организации труда ознакомить учащихся. При подготовке к каждой темы, мастеру следует определить какие операции, приемы работ, упражнения должны выполнять учащиеся, перечень работ, материально- техническое оснащение урока. Техническую и технологическую документацию, на что необходимо обратить внимание при работе на оборудовании при его наладке и уходе за ним; способы и приемы контроля качества продукции. Мастеру необходимо продумать, как научить учащихся соблюдению требований безопасности труда, бережному отношению к инструменту и как активизировать учащихся при изучении данного материала.
Мастер должен помнить, что при обучении любой профессии есть приемы работ, которые требуют более длительного освоения, но от них зависит квалификация учащегося и его становление как специалиста. Однако очень часто эти подъемы кажутся учащимся неинтересными, скучными. Чтобы сделать занятие более интересным, увлечь учащихся, мастер должен особенно тщательно продумать объяснения, устроить урок так, чтобы учащиеся поняли необходимость правильного выполнения упражнений.
как выучить историю с нуля до 100 // выбор учебников, система подготовки
Самое главное чтобы учащиеся не только организованно, с интересом выполняли упражнения, но и поняли их суть, научились самостоятельно оценивать правильность выполнения рабочих приемов.
Подготовка к проведению занятия
Все занятия начинаются с вводной беседы, во время которой мастер рассказывает о базовом предприятии, его истории, выпускаемой продукции, Рекомендуется также рассказать о себе, о своей работе, сколько лет работает в училище. В первый день знакомства с профессией и мастерской надо стараться, чтобы новички не столько узнали что-либо интересное из рассказа мастера, сколько увидели все это собственными глазами.
Рекомендуется показать и основные изделия – эталоны, которые предстоит изготовлять учащимся, а также наборы инструментов, продемонстрировать лучшие изделия, подчеркнув, что это сделано руками выпускников. В заключение целесообразно ознакомить учащихся с работами по изготовлению сложной продукции, которые им предстоит сделать.
От того насколько качественно подготовился мастер к занятиям с группой, во многом зависит успех обучения и воспитания учащихся. Готовясь к занятию, мастер должен ознакомиться с литературой, посмотреть, что можно внести нового в занятие по производственному обучению, какую следует подготовить материально- техническую базу, средства наглядности и т.д.
Необходимо проанализировать предыдущее занятие, выяснить, что узнали его учащиеся на уроках теории, затем определить дозировку времени на все разделы занятия, цель предстоящего занятия и его воспитательные задачи, наметить упражнения и работы, которые учащиеся будут выполнять самостоятельно. Мастер должен помнить, что особенно тщательно следует готовиться к показу приемов работ, т.е. продумать, как организовать демонстрацию, чтобы все учащиеся хорошо видели выполняемые приемы, поняли их. Для этого мастеру следует заранее самому поупражняться в показе приемов работ, предусмотреть все, на что необходимо обратить особое внимание. От того, насколько легко и правильно он демонстрирует упражнения, зависит не только успех в обучении, но и его авторитет. В ходе подготовки к занятию мастер должен тщательно продумать методику его проведения, определить последовательность демонстрации, увязать материал с уроками теоретического обучения, наметить учащихся, которых нужно спросить в начале занятия, вызвать для повторения показанных приёмов, обдумать заключительный инструктаж.
Логика. Основы Логики. Логическое Мышление
Разработка домашних заданий
При разработке домашних заданий по производственному обучению мастер должен учитывать их влияние на степень овладения учащимися профессией, обогащение их знаниями, на самостоятельность в работе с технической литературой и т.д., что в дальнейшем поможет развить ценнейшие качества, как технологическое мышление, техническая грамотность учащихся и главное позволит выработать творческий подход к труду, что, в конечном счете, обеспечит учащимся более высокую квалификацию.
Домашнее задание могут быть различными, от самых простейших в начальной период обучения до самых сложных, например, от изучения чертежа и продумывания порядка обработки детали до эскизов простейших приспособлений и составления технологических процессов обработки. Домашнее задание может предусматривать овладения передовыми приемами, изучение новшеств в технологическом процессом, в конструкции материалов, Домашнее задание могут предусматривать использование в работе приспособлений, разработанных на базовом предприятии. В этом случае мастер дает учащимся задание — продумать, что можно сделать для усовершенствования этих приспособлений, чтобы сократить вспомогательное время и исключить возможности повреждения детали при ее закреплении, поломку инструмента, повысить качество обработки и т.д.
При разборке домашних заданий по производственному обучению надо учитывать перечень работ, имеющиеся оборудование, технологическую оснастку и индивидуальные особенности учащихся.
Источник: megalektsii.ru
Подготовка мастера производственного обучения к занятиям
Подготовка мастера к проведению занятий состоит из трех этапов: перед началом обучения, перед изучением очередной темы программы и каждым занятием.
На каждом этапе мастер осуществляет личную подготовку, планирует учебный процесс, совершенствует учебно-материальную базу.
Личная подготовка перед началом обучения заключается в том, что мастер изучает образовательный стандарт по профессии «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», учебный план, программу производственного обучения, учебные пособия для учащихся и преподавателя (мастера), читает психологическую, педагогическую, методическую и техническую литературу и т.д.
Планирование учебного процесса занимает центральное место в подготовке мастера. Перед началом учебного процесса он распределяет учебный материал по занятиям, составляет перечень заданий для учащихся, перечень материально-технического обеспечения.
Мастер производственного обучения уделяет серьезное внимание улучшению учебно-материальной базы учебного процесса. Особенно в тех случаях, когда обучение будет проводиться по новым учебным планам и программам. В порядке комплексного методического обеспечения учебного процесса мастер определяет, какие наглядные пособия, приспособления, оснастка, технические средства обучения потребуются для качественного процесса профессиональной подготовки студентов, разрабатывает и организует изготовление недостающего, активно участвует в ремонте оборудования и помещений учебных мастерских.
В работе по расширению и совершенствованию учебно-материальной базы учебного процесса мастер производственного обучения широко использует возможности учебных мастерских учебного заведения, помощь базовых предприятий и т.д.
Мастер в ходе работы, готовясь к изучению темы, четко определяет, какие приемы и способы работ, их разновидности должны быть изучены студентами. При распределении материала темы на занятие необходимо учитывать четкость цели и определенность содержания каждого занятия.
Важно учитывать сложность, порядок изучения, объекты работ, на которых студенты будут отрабатывать приемы и способы работы. Это обеспечит правильное распределение материала темы на занятие. Наиболее просто распределить на занятие материал операционных тем, так как в них четко указаны приемы и способы работ, которые подлежат освоению.
Значительную сложность представляет распределение на занятии материала тем «комплексные работы». Планировать последовательность занятий по этим темам невозможно, так как невозможно обеспечить фронтальное выполнение всеми студентами одной и той же работы на занятии. Подготавливая учебно-материальную базу для изучения темы, мастер определяет виды работ на основе перечня учебно-производственных работ, подготавливает материалы, заготовки, приспособления и т.п., подбирает учебно-техническую документацию, наглядные пособия. Если тема изучается не фронтально, мастер составляет график перемещения студентов по рабочим местам.
— мастер определяет структуру занятия и время на каждый элемент, решает, какие учебно-производственные работы будут выполнять студентами;
— определив структуру занятия, мастер намечает, сколько времени он затратит на вводный инструктаж, как будет организован индивидуальный инструктаж;
— мастер намечает, какие и сколько будет выполнять работ каждый студент и вся группа;
— подготавливает заготовки, материалы, инструменты приспособления, документацию, наглядные пособия, модели, макеты. Намечает методы и методические приемы обучения, которые обеспечат успешное решение задач;
— в результате всей этой подготовительной работы мастер составляет план занятия, который является рабочим документом в течение всего занятия.
Стандартных, обязательных форм планов занятий производственного обучения не установлено.
Долг мастера — тщательно готовиться к проведению каждого занятия. Выполнение этого требования обязательно, каким бы долголетним опытом ни обладал мастер. Для этого следует, прежде всего, внимательно ознакомиться с методическими материалами и пособиями. Подготавливая к занятию свое рабочее место, мастер подбирает наглядные пособия, учебно-техническую документацию, инструменты, приспособления.
Макеты и модели рекомендуется до использования (до показа) закрыть чехлами или держать шкафу, так как пособия с большим интересом воспринимаются, когда студенты их видят впервые. Для успешного показа трудовых приемов мастер должен предварительно поупражняться в их выполнении. Нельзя надеяться только на прежний свой опыт.
Нечетко выполненный показ виден, он может привести к ошибкам студентов, к тому же авторитет мастера в их глазах понизится. Успех каждого занятия зависит от умений мастера подбирать и объяснить факты, примеры. Необходимо заранее установить последовательность объяснений, показа студентам приемов и способов работы как надо стоять на рабочем месте, как держать инструменты, какова структура движений, их ритм, сила, точность, координация. Мастер обязан серьезно изучить правила безопасности, относящиеся к данному виду работы.
Обязанности мастера производственного обучения:
1. Формировать у студентов профессиональные знания, умения и навыки, предусмотренные квалификационной характеристикой и программой профессионального обучения. Мастер несет ответственность за полноту и качество реализации содержания программ профессионального обучения, организацию учебного процесса.
2. Обучать студентов рациональным приемам и способам выполнения работ, обслуживания и эксплуатации оборудования, передовым формам организации труда. Обеспечивать выполнение ими норм времени и выработки, плана профессионального обучения, соблюдение технологической дисциплины и безопасности труда.
3. Вести установленную документацию по планированию, учету и отчетности профессионального обучения, своевременно осуществлять материально-техническую и методическую подготовку к занятиям. Активно участвовать в методической работе, проводимой в учебном заведении.
4. Совместно с работниками базового предприятия обеспечивать выполнение Положения о производственной практике студентов.
5. Совместно с классным руководителем участвовать в комплектовании учебных групп, сохранении контингента студентов и распределении выпускников согласно договорам с предприятиями.
6. Содержать в соответствии с техническими требованиями и условиями эксплуатации учебно-производственное оборудование мастерской, инструменты приспособления и оснастку в работоспособном состоянии, обеспечивать их сохранность и своевременную подготовку к занятиям.
Подготовка мастером плана занятия.
Подготовка мастера к занятию получает свое окончательное оформление в письменном плане занятия и плане проведения вводного инструктажа.
План занятия — это рабочий документ, им мастер пользуется в течение всего занятия. План необходим для каждого занятия, он дает мастеру возможность провести занятие целенаправленно, организованно и успешно.
Хорошо составленный и умело используемый план занятия обеспечивает:
— достаточно полное освещение каждого изучаемого вопроса;
— преподнесение изучаемого материала в логической и технологической последовательности, повышающей эффективность восприятия;
— правильное и полное использование времени на занятии.
План занятия приносит пользу мастеру только в том случае, когда он является результатом глубокой, серьезной подготовительной работы самого мастера.
Обычно, в плане занятия надо предусматривать следующие основные вопросы:
1) расстановку студентов по рабочим местам;
2) проведение вводного инструктажа студентов в начале прохождения темы или подтемы программы;
3) обеспечение студентов учебными работами, инструментами, чертежами и технологическими документами;
4) проведение упражнений, в процессе которых студенты изучают приемы и способы работы, относящиеся к теме данного занятия;
5) обходы учебных (рабочих) мест в процессе упражнений студентов в целях индивидуального инструктажа;
6) проведение текущего коллективного инструктажа;
7) прием, разбор и оценка работ, выполненных студентами;
8) проведение краткого заключительного инструктажа со всей группой (в конце занятия).
Источник: megaobuchalka.ru
Подготовка мастера производственного обучения к изучению очередной темы программы
1. Личная подготовка мастера производственного обучении к изучению темы программы.
2. Определение материально-технической базы мастером к изучению заданной темы.
3. Планирование учебного процесса к изучению заданной темы.
1. Личная подготовка мастера к изучению темы программы включает:
изучение и анализ содержания темы по программе производственного обучения;
изучение соответствующих разделов темы по учебникам, изучение методических пособий, технической литературы, передовых методов труда, информационных материалов по теме;
подготовка или разработка документации письменного инструктирования,
разработка межпредметных комплексных заданий, заданий для домашней работы учащихся.
2. Подготовка материально-технической базы по теме включает:
определение и подготовка учебно-производственных работ для изучения темы;
проверка наличия и подготовка к использованию учебно-материального оснащения, а также учебной документации, применяемой при изучении темы;
проверка наличия на складах необходимых материалов, заготовок, инструментов, проверка в работе приспособлений, механизмов, устройств, которые будут использованы при изучении темы;
подбор необходимой учебно-технической документации, разработка инструкционных и инструкционно-технологических карт, подготовка раздаточного материала (карточек-заданий), чертежей.
3. Планирование учебного процесса по теме включает:
анализ знаний учащихся по теме, полученных при изучении специальных и общетехнических предметов;
распределение материала темы на подтемы и уроки;
определение межпредметных связей;
определение передовых приемов, характерных для тем;
при необходимости, составление графика перемещения учащихся по рабочим местам;
определение фронта работ для обеспечения учащихся работой.
Вопросы для самоконтроля
2. В чем сущность материально-технической подготовки мастера к изучению очередной темы программы?
3. Какую учебную и техническую документацию мастер должен подготовить к изучению темы? Каковы особенности такой подготовки к изучению операционной и «комплексной» тем?
4. Каковы основные требования к определению системы уроков по теме?
Воспользуйтесь поиском по сайту:
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2023 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с) .
Источник: studopedia.org