Это занятие — одно из цикла годовых занятий подготовки детей с ЗПР к школе.
Цели и задачи занятия:
Помочь будущим первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников;
Научиться реагировать на звонок и выполнять последовательные действия;
Развивать позитивную самооценку, уверенность в себе у детей;
Развивать внимание, память, речь;
Формировать умение обобщать предметы по признаку и исключать лишний предмет, развивать логическое мышление;
Формировать рефлексивное мышление (оценивать свои действия);
Формировать навыки конструктивного взаимодействия с окружающими, сплочение группы.
Колокольчик, бланки с заданиями на внимание (корректурные пробы), цветные карточки на каждого ребенка, карта путешествия, знаки-правила поведения на уроках, мяч, карандаши, рисунки бабочек, рисунки-автопортреты детей с их именами.
Ритуал начало. Дети, стоя в кругу, сложив руки «лодочкой», должны передать друг другу по кругу «Здравствуй…(имя ребенка)» (3 мин.). Психолог приглашает детей отправиться в путешествие. Показывает карту – там остановки-1. Роща незнакомцев, 2. Лес тишины, 3. Деревня подсказка, 4. Остров дружбы, 5. Школа.
Дети с ЗПР в школе | Опыт обучения детей с ЗПР
Остановка «Роща незнакомцев». На этой остановке детям предлагается представиться, лучше познакомиться. Психолог достает рисунки-автопортреты детей, которые нарисованы на прошлых занятиях, дети садятся на ковер в круг, психолог просит по очереди показать ребенку рисунок-автопортрет, называя свое имя сказать, что они больше всего любят, начиная с психолога (5 мин.).
Остановка «Лес тишины» — звенит звонок, дети садятся за парты, на них лежат бланки с заданиями. Сначала напоминаются правила поведения, далее Самостоятельная работа на листах (7 мин.):
Остановка «Деревня подсказка» — упражнение «Урок или переменка». Психолог предлагает детям встать полукругом и говорит: «Вы уже знаете, что в школе бывают уроки и перемены. На уроках и переменах школьники ведут себя по-разному. Сейчас я буду кидать этот мяч одному из вас и называть разные действия, а вы отвечайте, когда это делают школьники – на уроке или на перемене». Психолог называет действия и бросает мяч по очереди разным детям: читать, играть, разговаривать с друзьями, попросить у друга ластик, писать в тетради, отвечать на вопросы учителя, готовиться к уроку, есть яблоко и т.д. «Очень хорошо, какие вы молодцы» (5 минут)
Остановка «Остров дружбы» — Упражнение «Бабочки». Психолог объясняет, что играть надо вдвоем, просит объединиться в пары соседей по парте. Дается один набор карандашей на двоих, лист с рисунком бабочки. «Перед каждым из вас лежит рисунок бабочки. Посмотрите, какие они бесцветные, без узоров. В каждой паре договоритесь, друг с другом, как вы будете украшать эту бабочку.
Каждый из вас будет раскрашивать свое крыло у бабочки, но узоры двух крыльев должны получиться красивые и одинаковые. Вам понятно задание? Тогда можно начинать» По окончании выполнения задания психолог просит каждую пару поднять бабочку или выйти, повернувшись к другим ребятам. Ребята рассматривают, какие у кого получились бабочки. Психолог хвалит детей за красивые бабочки, обращая внимания на те, где узоры получились особенно похожие и интересные. (10 минут) .
Остановка «Школа» — рефлексия — Психолог предлагает каждому ребенку оценить как он занимался сегодня на занятии, как себя вел. Если ребенок считает, что хорошо себя вел и занимался, то берет квадратик желтого цвета и приносит психологу, если считает что плохо — то коричневого цвета. Обсуждение выбора детей. (3 минут) звенит звоночек, дети встают.
Ритуал прощания упражнение «Доброе животное» дети берутся за руки, встают в круг с психологом: «Мы с вами одно большое доброе животное, которое умеет дышать» (на вдох входим в круг, делаем шаг вперед, на выдох — выходим из круга) (3 минуты)
- Задание 4-й лишний. На парте у каждого из детей по 1 карточке с 4-мя картинками. Ребенок должен определить лишний предмет, который не подходит к остальным предметам, и объяснить почему. Корректурная проба «Зачеркни все елочки».
Бойко Т.В. /Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития. Старшая группа. – Волгоград: Учитель, 2012. – 100 с.
Журбина О.А. /Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе. – Ростов на Дону: УЦ Феникс, 2007. – 157 с.
Карцева Т.В., Ротарь Н.В. /Занятия для детей с задержкой психического развития. Старший дошкольный возраст. – Волгоград: Учитель, 2012. – 153 с.
Катаева Л.И. /Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2004. – 64 с.
Куражева Н.Ю. / «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет «Приключения будущих первоклассников. – СПб.: Речь, 2014. – 208 с. + Куражева Н.Ю. / Приключения будущих первоклассников.120 развивающих заданий для дошкольников 6-7 лет — СПб.: Речь, 2013. – 96 с.
Пилипко Н.В., Громова Т.В., Чибисова М.Ю. /Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю. – М.: УЦ «Перспектива», 2011. – 64 с.
Шевченко С.Г. /Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. – М.: Школьная Пресса, 2007. – 96 с.
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Адаптированная образовательная программа для ребенка 6-7 лет с задержкой психического развития
Индивидуальная адаптированная образовательная программа разработана для ребенка «семейной группы» с задержкой психического развития.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа для ребенка 6-7 лет с задержкой психического развития»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок»
на педагогическом совете Заведующий МБДОУ
МБДОУ детский сад «Родничок» детский сад «Родничок»
Протокол № _ _________ И.В.Николаева
от «___» _______ 20__ года
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ РЕБЕНКА 6 ЛЕТ С ЗПР
СЕМЕЙНОЙ ГРУППЫ МБДОУ ДЕТСКИЙ САД «РОДНИЧОК»
на 2018 — 2019 учебный год
учитель-логопед: Астафьева Т.Ю.
педагог-психолог: Еременко Е.Ю.
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
- Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
- Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ЗПР.
- Формирование грамматического строя речи.
- Развитие связной речи старших дошкольников.
- Развитие коммуникативности, успешности в общении.
1. Психолого-педагогическое обследование с целью точного выявления причин, структуры и степени выраженности отклонений в развитии, с целью выявления особенностей психического развития (познавательной сферы и ведущей деятельности). 2.Психолого-педагогический мониторинг: выявление особенностей динамики.
Январь (1-2нед.) Май (2 нед.)
Октябрь-май
Октябрь Октябрь
В течение года
- Беседа «Где рождается снег» (развитие логического мышления)
- Нарисуй и вырежи снежинку (развитие мелкой моторики)
- Игра «Когда это бывает?»
- Составление сюжетных рассказов по картинке «Ёлка», «В лесу»
- Игра «Ассоциации»
- Игра «Что будет потом» (наелся снега — заболел, получил подарок и т.д.)
- Игра «Отгадай, что я делаю» (катаюсь на лыжах, коньках, играю в снежки и т.д.)
- Игра «Для чего нужен предмет»
- Игра «Клоуны» (смена мышечного напряжения и расслабления)
- Рисование: «Моя семья», «Моя красивая мама», «Самый замечательный человек» и т.д.
- Психотехнические игры «Подарок», «Секрет».
- Игры: «Украсим ёлку к празднику», «Подарок для семьи», «Кто пришёл на ёлку», «Кто кем приходится», «А у вас?»
- Упражнение «Оживим картинку»
- Заштрихуй жирафа (медведя, лошадь)
- Игра «Зоопарк», «Зоопарк настроений» (развитие эмоций)
- Рисование «Где я был?», вылепи или сложи из бумаги животное (развитие мелкой моторики)
- «Найди отличия» (развитие внимания)
- «Походки» (развитие общей моторики)
- «Это правда или нет?» (развитие логики)
- Разрезные картинки
- «Рассеянный Антошка» (развитие мышления, памяти)
- Упражнение «Цветочный магазин», «Игры в воде»
Содержание работы педагога-психолога. В Российской системе образования складывается система поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психологическое сопровождение. Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения является системно – ориентационный подход, согласно которому развитие понимается как выбор и освоение субъектом развития тех или иных инноваций. Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить человека выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги. Педагог-психолог ДОУ осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Целью психологического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка. Данная цель конкретизируется в следующих задачах: — предупреждение возникновения проблем развития ребенка; — помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации; — развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей; — психологическое обеспечение образовательных программ. Основными направлениями психологического сопровождения являются: -психодиагностика, -психологическое просвещение . — коррекция и развитие, -психологическое консультирование; Психодиагностика Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса. Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач. Психологическая диагностика – это углубленное психолого-педагогическое изучение детей на протяжении всего времени пребывания в ДОУ, определения их индивидуальных возможностей в ходе образовательного и воспитательного процесса в ДОУ, разработка рекомендаций педагогам, воспитателям и родителям по окончанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития. Предметом психологической диагностики в условиях дошкольного учреждения являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психологическом развитии. Психологическое просвещение Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей именно: — актуализация и систематизация имеющихся знаний;
— повышение уровня психологических знаний; — включение имеющихся знаний в структуру деятельности. Психологическое просвещение в условиях детского учреждения носит профилактический и образовательный характер. В первом речь идет о предупреждении отклонений в развитии и поведении посредством информирования родителей и воспитателей. Предметом информирования являются причины возникновения отклонений, признаки, свидетельствующие об их наличии, а также возможные для дальнейшего развития ребенка, во втором случае имеется в виду ознакомление родителей и воспитателей с различными областями психологических знаний, способствующих самопознанию, познанию окружающих людей и сферы человеческих взаимоотношений Коррекционная и развивающая работа. Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития. Если в коррекционной работе психолог имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического. Педагог-психолог ДОУ осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с ребенком, имеющим уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой и т.п. сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога. В том случае, если отклонения выражены в значительной степени, ребенок направляется на консультацию к специалистам психолого — медико-педагогической комиссии или в психолого-педагогические и медико-социальные центры. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, с участием психологов, дефектологов, лечащего врача и других специалистов. Психологическое консультирование Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития. Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. В случае необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно- образовательного процесса в МБДОУ и семье в интересах ребенка. 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Система коррекционной и образовательной деятельности Планирование занятий с ребенком разделено на 3 периода обучения: I период -2 половина сентября- ноябрь, 11 недель, 29 занятий-3 занятия в неделю. II период – декабрь –февраль, 13 недель, 34 занятия – 3 занятия в неделю. III период – март– май, 14 недель, 36 занятий – 3 занятия в неделю. Всего 99 занятий в год. Психолого-логопедическое обследование проводится с 3 по 14 сентября, с 15 по 31 мая. Занятия начинаются с 17 сентября. Форма организации обучения — индивидуальная. 3.2 Оборудование и дидактические материалы: 1. Зеркало. 2. Стулья для занятий у зеркала. 3. Комплект зондов для постановки звуков. 4. Соски, шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки. 5. Спирт. 6. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары и другие надувные игрушки, «Мыльные пузыри», перышки, сухие листочки и лепестки цветов и т. п. ) 7. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты, словесные игры). 8. Материал для обследования. 9. «Мой букварь». 10. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок. 11. «Алгоритмы» описания игрушки, фрукта, овоща, животного. 12. Лото, домино и другие настольно-печатные игры по изучаемым темам 13. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков. 14. Игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи. 15. Материал для формирования навыков звукового и слогового анализа и синтеза 16. Картотека игр на развитие познавательных процессов ( память, мышление, внимание, восприятие) 17. Картотека игр на развитие мелкой моторики. 3.3. Кадровые условия реализации адаптированной образовательной программы для ребенка с ЗПР Для того чтобы эффективно реализовать поставленные цели, необходим профессиональный, имеющий представление об особенностях работы с детьми с ОВЗ педагогический состав. Педагогический штат учреждения представлен в следующем виде: Руководитель: Николаева И.В. Учитель-логопед: Астафьева Т.Ю. Педагог-психолог– Еременко Е.Ю. График работы
Дни недели | Специалисты |
Понедельник | Педагог-психолог Учитель логопед |
Среда | Учитель логопед |
Пятница | Педагог-психолог Учитель логопед |
3.4. Методическое обеспечение. 1. Г.В. Чиркина. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.–М.: Просвещение,2009. 2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.
Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. –– М., 1991. 3. Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина. Подготовка к школе детей с общим недоразвити-ем речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. М.: Альфа, 1993. 4. Т.Б Филичева, Т.В Туманова. Дети с общим недоразвитием речи.
Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. 5. Н.В.Нищева. Программа коррекционно развивающей работы для детей с онр. 6. З.Е. Агранович.
Сборник домашних заданий для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с онр.-С.П.: Детство-Пресс,2002 7. О.И.Крупенчук. Научите меня говорить правильно.-С.П.:Литера,2001 8. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1985 9. Г.С.Швайко.
Игровые упражнения для развития речи.-М.:просвещение,1988 10. Н.В.Соловьёва. Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи.- М.:ТЦ Сфера,2009 11. Н.В.Нищева. Разноцветные сказки.-С.П.:Детство-Пресс,2001 12. О.Б.Иншакова. Альбом для логопеда.-М.:Владос,2003 13. А.В.
Ястребова. Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности.-М.:АРКТИ,2001 14 Л. Н. Блинова. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учебное пособие. – М. : Изд – во НЦЭНАС, 2003. 15. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной.
Дети с задержкой психического развития. – М., 1984. 16. Л. С. Выгодский Основы дефектологии // Собр. соч. : В 6 т. – М., 1983. 17. У. В. Ульенкова. Дети с задержкой психического развития. – Н — Новгород, 1994. 18.
С. Г. Шевченко. Коррекционно — развивающее обучение: Организационно — педагогические аспекты: Метод. Пособие для учителей классов коррекционно – развивающего обучения. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАЛОС, 1999. 19. С. Г. Шевченко. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей. – Смоленск, 1994. 20.
Е. А. Стребелева, Браткова М. В. статья «Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями» //Дефектология. – 2001. — №1. 21. Е. А. Стребелева статья Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями // Дефектология. – 2001. — №1
Источник: kopilkaurokov.ru
Подготовка к школе зпр программа
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. — М., 1999.
2. Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития. — М., 2003.
3. Власова Т.А. Каждому ребенку — надлежащие условия воспитания и обучения. — В кн.: Дети с временными задержками развития. — М., 1971.
4. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Г.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. — М., 1973.
5. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. — М., 2001.
6. Екжанова Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2002, № 1.
7. «Истоки». Концепция базисной программы развития ребенка-дошкольника. Новоселова СЛ., Обухова Л.Ф., Парамонова Л.А., Тарасова Т.В. — М., 1995.
8. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб., 2003.
9. «О психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями в системе образования. Концепция реформирования системы специального образования». Решение Коллегии Министерства общего и профессионального образования Российско1РФедерации от 9 февраля 1999 г. № 3/1.
10. О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организационных формах обучения. Инструктивно-методическое письмо МО РФ от 14.03.2000 № 65/23-16.
11. О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Письмо МО РФ от 10 марта 2000 года № 212.
13. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. Метод, пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. — М.: ВЛАДОС, 1999.
В учебном пособии на современном уровне раскрываются основные психологические понятия, ведущие закономерности психического развития детей и методы изучения психики ребенка. Излагаются базисные представления об отклонениях в психическом развитии ребенка. Представлены основные способы психологической профилактики и психологической коррекции психических и поведенческих расстройств у детей. Книга окажется незаменимой в качестве учебного пособия для студентов педагогических и медицинских учебных заведений, изучающих психологические дисциплины, слушателей учебных заведений системы последипломного образования.
Представляет несомненный интерес для практических психологов, социальных педагогов, педагогов детских дошкольных учреждений и школ, врачей — детских психиатров, психотерапевтов, педиатров и всех, кого волнуют вопросы психологического благополучия и гармоничного личностного развития детей.
В методических указаниях по проведению психологического обследование детей-дошкольников на предмет определения готовности к школе представлены методики диагностики основных компонентов школьной зрелости ребенка. Особое внимание уделено методике составления психологического заключения по итогам обследования, а также даны некоторые рекомендации по повышению уровня готовности ребенка к обучению в школе.
Учебное пособие в едином комплексе рассматривает теоретические и прикладные аспекты специального образования детей с нарушениями речи, интеллектуального развития, с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательной системы, с эмоциональными, комплексными и поведенческими нарушениями.
Особое внимание уделяется вопросам организации и содержания коррекционно-педагогической работы, раскрываются методы, формы и средства психолого-педагогического воздействия и помощи детям с различными отклонениями в развитии. Наталья Юрьевна Борякова – кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии и клинических основ дефектологии Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, автор многочисленных работ по проблемам обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.
Пособие предназначено для студентов дефектологических и психологических факультетов, практикующих психологов, дефектологов, педагогов, а также родителей.
Оглавление
Источник: fusionpiter.ru