Программа дополнительного образования «Школа Азбуки» по подготовке детей к обучению грамоте и звуковой культуре речи представляет собой систему комплексных занятий на основе современных методик.
03 июня 2020 Тарарина Татьяна Викторовна
1839 73 0 0
Содержимое публикации
Программа дополнительного образования
«Школа Азбуки»
(по подготовке детей к обучению грамоте)
Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации: 2 учебных года
Автор-составитель: воспитатель Тарарина Татьяна Викторовна.
МАДОУ «Детский сад АртГрад» г. Перми
2. Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 3
2. Цели и задачи Программы. Прогнозируемый результат . . . . . . . . . . стр. 4
3.1. Принципы Программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 5
3.2. Основные методы, используемые при реализации Программы . . . стр. 6
3.3. Содержание обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 6
Обучение чтению: Учимся читать букву А. Подготовка к школе
3.4. Учебно – тематический план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 7
4 . Условия реализации Программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 7
4.1 Контроль реализации Программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 8
4.2 Материально-техническое обеспечение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 8
5 . Формы работы с родителями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.8
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 9
Мониторинг освоения Программы.
Пояснительная записка.
Программа дополнительного образования «Школа Азбуки» по подготовке детей к обучению грамоте и звуковой культуре речи представляет собой систему комплексных занятий на основе современных методик. Роль родного языка в воспитании детей дошкольного возраста очень велика. Через речь ребёнок усваивает правила, общения, договора между людьми о взаимодействии, воспринимает красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном, передавая ощущения и чувства.
Уже с дошкольного возраста ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом, создаёт новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений речи. Такое развитие ведёт к овладению всеми богатствами родного языка.
В наше время информационных технологий развитие речи детей является актуальной проблемой. Дети умеют пользоваться техникой, а проявлять своё речевое творчество – не умеют. Дошкольники мало посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи.
АЛФАВИТ для малышей от А до Я. Мультик для малышей. Мульт АЗБУКА.
Актуальность программы: Актуальность разработки Программы «Школа Азбуки» обусловлена поиском путей совершенствования процесса подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, с учётом тенденций развития всей системы образования, современной научной и научно-методической литературы, предполагающей единство содержания и методов подготовки детей к обучению чтению и письму на уровне детского сада, и непосредственного обучения грамоте в условиях начальной школы. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время. Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи поможет ребенку еще до поступления в школу в совершенстве овладеть фонетико-фонематической стороной речи. Новизна программы состоит в том, что она н аправлена на освоение новых для детей способов речевой деятельности: слушания, говорения, письма, на осознание связей и зависимостей. Предполагает решение новых образовательных задач путем использования современных образовательных технологий.
Целесообразность заключается в следующем. Хорошо известно, насколько сложна и объёмна программа начальных классов и как порой непросто не умеющему читать ребёнку, осваивать её курс. Особенно сложно приходится первокласснику. Чтобы дети старшего дошкольного возраста легче вписывались в процесс обучения, чувствовали себя комфортно на новой ступени образования, и была разработана программа
Цели и задачи Программы.Прогнозируемый результат.
Цель работы: создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста звуковой культуры речи.
Обучать звукослоговому анализу слов.
Развивать фонематический слух.
Развивать связную речь с опорой на речевой опыт ребенка.
Упражнять в делении предложений на слова, слова на слоги, слоги на буквы.
Формировать словарь подготовка к чтению.
Ожидаемые результаты работы по программе курса: В результате освоения данной программы, речь дошкольников станет более содержательной, связной и выразительной.
различать звуки и буквы;
соединять звуки в слоги;
выделять звук в начале слова;
узнавать и называть буквы русского алфавита;
конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;
подробно пересказывать текст по зрительной опоре;
составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
Р азвитие речи и подготовка обучению грамоте.
1. Лексическая и грамматическая работа:
— обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными
словами в речи; — употребление новых слов в собственной речи, конструирование словосочетаний и предложений.
2. Развитие связной речи:
— ответы на вопросы, участие в диалоге; — подробный пересказ текста по зрительной опоре; — составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.
3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:
— знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением; — знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные; — выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове; — выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных; — «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
4. Обучение звуко-слоговому анализу:
— звуковой анализ состава слогов и слов; — дифференциация понятий «звук» и «буква»; — соотнесение букв и звуков.
Принципы построения программы
Принцип доступности и индивидуальности. Детям присуще возрастные различия. Дети одного возраста имеют разные способности и склонности, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Обучать ребёнка не только тому, что он сможет без труда освоить, но и тому, что ему сегодня не под силу. Индивидуальный подход требуется
Принцип системности и последовательности. Принцип системности заключается в строго логическом порядке. Обучение от лёгкого к трудному и от простого к сложному. Последовательность предлагает такое изучение учебного материала, при котором последующее вытекает из предыдущего и является ступенькой к овладению новым материалом, что помогает применять полученные знания для решения практических задач.
Принцип сознательности. Ребёнок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.
Основные методы
Содержание обучения
Дети от 5 до 6 лет.
Развивать фонематическую сторону речи. Определять протяженность слов (измерять слоговую структуру слов хлопками, шагами). Можно вводить термин «слог» и делать графическую запись слогового деления. Необходимо продолжать интонационное выделение заданных звуков в словах, подбирать слова на определенные звуки, вычленять первый звук в слове.
Умение выделять звуки в словах помогает детям анализировать звуковой состав слов. А это уже первая ступень обучения грамоте и предупреждение в дальнейшем пропуска букв при письме.
Вводить термин «гласный звук» и его обозначение красными фишками, затем термин «согласный звук» с его делением на «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук» и с обозначением их синими и зелеными фишками (сигналами) соответственно. С помощью дидактического материала (фишки, сигналы, схемы) дети могут строить условно-символические модели различной сложности, что делает звуковой анализ материализованным и вполне доступным детям данного возраста. Формировать графические умения (готовить руку дошкольника к письму). К этому возрасту дошкольники уже могут произвольно управлять кистями и пальцами рук. Графические умения хорошо формируются в процессе специальных упражнений и конструирования различных предметов по аналогии, словесному образцу, памяти, замыслу. В ходе упражнений дети цветными карандашами выполняют обводку контуров предметов, штриховку и т. п.
Дети от 6 до 7 лет.
Дети с 6 лет занимаются знаковой стороной речи, то есть учиться читать. Но чтение не рождается автоматически на знании алфавита. Показывая ребенку буквы, следует знать и соблюдать определенные правила и принципы.
Опознание буквы в ее связи со звуком
Слияние нескольких букв в слог.
Слияние нескольких слогов в слово.
Объединение нескольких слов в законченную фразу.
Учебно – тематический план
Источник: www.art-talant.org
Программа дополнительного образования «Занимательная азбука»
Рабочая программа дополнительного образования «Занимательная азбука» для детей дошкольного возраста 4-6 лет.Срок реализации 1 год. Цель программы: развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа через ознакомление с буквой в игровой форме.
Оценить
1649 0
Содержимое разработки
Управление образования администрации города Соликамска
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 41»
Педагогическим советом Заведующий МАДОУ
Протокол № «Детский сад № 41»
От 2018 года _______________С.Н. Артемьева
«____» ____________ 2018 г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа социально-педагогической
направленности
«Занимательная азбука»
Возраст обучающихся: с 4 до 6 лет
Срок реализации: 1 год
Васнецова Полина Юрьевна,
учитель-логопед I квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад № 41»
г. Соликамск, 2018
2.Содержание разделов программы……………………………………………………..5
2.2. Календарный учебный график………………………………………………………18
3. Формы аттестации, оценивания, методы (методики) оценки, оценочные материалы…………………………………………………………………………………20
4.Обеспечение программы (организационно-педагогические условия, материально-технические условия)…………………………………………………………………….21
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Примерных требований к программам дополнительного образования детей: Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844, Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Современное дошкольное образование предъявляет всё более высокие требования к воспитанию, обучению и развитию, неуклонно растёт объём знаний, которые нужно передать, а освоение этих знаний должно быть не механическим, а осмысленным. Известный психолог Выгодский Л.С. считал, что обучение должно идти впереди общего развития ребенка и вести его за собой, опираясь на «зону ближайшего развития». Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность регулировать детское развитие и направлять его по нужному пути. Наиболее эффективное использование богатых возможностей ребенка осуществляется только тогда, когда период особой чувствительности к усвоению того или иного материала в его развитии еще не миновал.
Д. К. Ушинский, работая с детьми дошкольного возраста много лет, заметил, что именно у детей в возрасте 4-5 лет появляется интерес к буквам и желание научиться читать. Данная кружковая форма работы позволяет решить задачу по развитию фонематического восприятия через знакомство с буквой как графического образа звука. А значит, послужит благоприятной почвой для овладения элементарным навыкам чтения в старшем дошкольном возрасте.
В отечественной и зарубежной литературе описан факт «языковой одаренности» детей 4-5 лет. Этот возраст — время особой восприимчивости дошкольника к звуковой стороне речи, что нельзя не учитывать при обучении грамоте.
Актуальность программы. Содержание занятий соответствует социальному заказу родителей и требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит с первоначальными элементами грамоты через ознакомление с буквой как графического образа звука.
Цель: развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа через ознакомление с буквой в игровой форме.
Задачи:
Развивать познавательный интерес к букве, к звуку, который она обозначает.
Воспитывать доброе отношение друг к другу с положительным настроем на занятие
Развитие фонематического восприятия
Знакомство с буквами русского алфавита
Развитие элементарных навыков звукового анализа
Развитие конструктивной деятельности
Развитие графо-моторных навыков
Метапредметные:
Развитие навыков самоконтроля
Планируемые результаты
Возрастание познавательной мотивации
Положительное отношение к занятиям, другим детям, педагогу
Проявление интереса к познавательной и речевой деятельности
Расширение словарного запаса
Совершенствование навыков фонематического восприятия
Совершенствование навыков звукового анализа
Совершенствование конструктивного праксиса
Совершенствование зрительного гнозиса
Более развитые высшие психические функции (объем зрительной и слуховой памяти, произвольное внимание, наглядно-образное)
Улучшение графо-моторных навыков
Метапредметные
Возросшие навыки самоконтроля
Форма подведения итогов дополнительной программы «Занимательная азбука» – наблюдение за детьми, проводятся выполнения контрольных упражнений, показательное занятие для родителей в конце учебного года .
Адресат программы – дети 4-6 лет
Срок реализации – 1 учебный год
Количество занятий – 2 раза в неделю по 20 мин. (средняя группа)
Итог реализации дополнительной программы «Занимательная азбука» – показательное занятие для родителей в конце учебного года.
Форма организации — занятие проводится группой до 10 человек
Режим занятий:
Занятия проводятся два раза в неделю не более 20 мин., 8-9 занятий в месяц. Каждая тема рассчитана на два занятия, что помогает ребенку постепенному закреплению материала.
Общее количество занятий в год – 64 часа
По содержанию программа имеет направленность –социально-педагогическую
По уровню усвоения программа является – углубленной
По целевой установке: модифицированная
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ
Программа в занимательной форме знакомит детей с буквами русского алфавита, представляет систему увлекательных игр и упражнений, которые помогут детям эффективнее запомнить графический образ буквы, а так же способствуют развитию мелкой моторики, графо-моторных навыков и зрительно- двигательной координации.
Реализация программы дополнительного образования «Занимательная азбука» способствует развитию у воспитанников дошкольного учреждения фонематического слуха и восприятия; формированию верных и точных артикуляционных укладов при произношении звуков речи; закреплению представлений обо всех буквах русского алфавита.
Каждое занятие программы включает в себя несколько этапов:
Знакомство с символом звука
Знакомство с буквой (педагог пальчиком «пишет» букву на тыльной стороне ладони, а ребенок, называет эту букву);
Стихотворение про букву, на какие предметы окружающего мира похожа.
Развитие фонематических процессов, фонематического анализа и синтеза (игра «Ловишки» — хлопнуть в ладоши, если услышишь в слоге, слове заданный звук); найти картинку, в названии которой есть данный звук; показать фишками кол-во звуков);
Развитие графо-моторных навыков (прописывание печатной буквы в тетради; конструирование буквы из различных материалов, рисование буквы на световой песочнице).
Раскрашивание картинок, начинающихся на изучаемую букву.
Используемые приемы закрепления образа буквы:
Обведение по контуру печатной буквы в тетради;
выполнение изображения буквы пальчиком на манке, другой мелкой крупе;
игра «Волшебный мешочек»: педагог предлагает детям доставать буквы из мешочка и называть их;
педагог пальчиком «пишет» букву на тыльной стороне ладони, а ребенок, называет эту букву;
нахождение заданной буквы среди других букв;
выкладывание букв из счетных палочек, синельных палочек, фишек
Используемые приемы по развитию фонематического слуха и восприятия:
— «собрать» в ладошку слова на заданную букву;
— определять первый звук в слове
Источник: www.prodlenka.org
По дороге к Азбуке. В 5 частях — Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р.
Учебник-тетрадь по курсу развития речи и подготовки к обучению грамоте для детей 4-5 лет является начальным звеном непрерывного курса русского языка, чтения и литературы (серия Свободный ум авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина), входящего составной частью в комплект учебников Образовательной программы Школа 2100 . Организация и технология работы по данному учебнику представлены в методических рекомендациях. Учебник-тетрадь может использоваться для занятий с дошкольниками в детских садах, в логопедических группах, УВК, а также для индивидуальной работы родителей с детьми. Продолжение этой работы предусмотрено в учебнике-тетради тех же авторов ч. 2, а для детей 5-6 лет — ч. 3 и 4. Часть 5. Данное пособие по курсу развития речи и подготовке к обучению грамоте для детей 6-7 лет, посещающих подготовительные логопедические группы, является начальным звеном непрерывного курса русского языка, чтения и литературы в Образовательной системе «Школа 2100». Обеспечивает речевое и
Источник: 11klasov.net