Подготовка к школе логопед программа

Содержание

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико — синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами родного языка, а с его звуками.

Такой подход оправдан тем, что без представления о количестве и порядке звуков в слове ребенок не сможет правильно писать, а назвав по порядку буквы, но, не умея соединить вместе соответствующие им звуки, не овладеет чтением. По данным Н. И. Хохловой, основная трудность, которую испытывают дети при выделении составных элементов слова, заключается в неумении услышать в нем гласные звуки, а также отделить гласные от согласных.

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово, ориентируясь только на его смысловую сторону и не улавливая сторону фонетическую, то есть последовательность звуков, входящих в его состав. Основная причина — недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.

Развитие речи Подготовка к школе детей 4-7 лет #логопед

Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др.), а также огромный практический опыт логопедической работы, обучение детей по коррекционно-развивающим программам позволяет сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период. Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития.

В МАОУ «Средняя школа №8» г. Когалыма, логопедической службой разработана программа, позволяющая преодолеть речевые и психофизиологические нарушения, которые могут препятствовать дальнейшему успешному обучению в школе.

Программа логопедической работы рассчитана на детей 6-7 лет.

Данная работа направлена на преодоление у детей речевых и психофизиологических нарушений путем проведения фронтальных логопедических занятий. В основе таких занятий лежит комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами.

Все занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с логопедом. Система фронтальных занятий отличается от учебно-дисциплинарной модели. В основу положены комплексность и игровые приемы. Таким образом, соблюдается принцип коррекционной направленности соответственно трем задачам:

Развитие речи 5-6 лет, урок №1

  1. Коррекционное обучение.
  2. Коррекционное развитие.
  3. Коррекционное воспитание.

— познакомить с буквами и звуками,

— научить дифференциации букв и звуков,

— научить звукобуквенному анализу,

— научить звукослоговому анализу,

— научить преобразовать слоги и слова,

— формировать умение отвечать на вопросы,

— ставить вопросы, пересказывать прочитанное,

— научить правилам письма предложения,

— дать понятие об обозначение мягкости на письме,

— способствовать формированию грамматических средств языка и навыков словообразования,

— способствовать формированию правильного произношения звуков.

— развивать слуховое и зрительное восприятия,

— развивать фонетический слух,

— развивать такие психические процессы, как память, внимание мышление, волевые качества личности,

— развивать графические навыки,

— развивать артикуляционную моторику,

— развивать лексико-грамматический строй речи,

— развивать словарь ребенка,

— совершенствовать навыки звукового анализа при решении кроссвордов и отгадывании загадок,

— способствовать правильному развитию речи.

— воспитывать внимание к звуковой стороне речи, формированию фонематического восприятия,

Читайте также:
Программа чтобы блокировать ПК

— воспитывать чувство уважения к сверстникам и взрослым,

— воспитывать адекватную с самооценку.

Продолжительность образовательного процесса — 96 часов , с октября по май. Занятия проводятся 3 раза в неделю . Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие форм учебного материала способствуют развитию речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания. Положительным моментом является то, что задания направлены на включение в работу всех анализаторных систем.

Схема построения занятий отличается от общепринятой:

  • в оргмомент включаются релаксационные и психофизические упражнении, логоритмика и кинезиологические упражнения;
  • в ходе занятий предусматриваются артикуляционные, голосовые, дыхательные, физические упражнения;
  • на каждом занятии ведется работа над усвоением лексико-грамматического строя речи, что является предупреждением дисграфии, обусловленной лексико-грамматическими нарушениями; многие темы занятий посвящены национально-региональному компоненту.
  • физические паузы несут дополнительную речевую нагрузку, т.к. обусловлены темой занятия.

Данная система фронтальных занятий учитывает требования к коррекции всех сторон речи: фонетики, лексики и грамматики, семантики и просодии

Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению .

Базой для овладения письмом и чтением являются достаточно сформированные у ребенка к концу дошкольного возраста основные компоненты устной речи: звукопроизношение, фонематические процессы, просодическая сторона речи, лексический запас и грамматический строй.

Данная программа состоит из нескольких частей:

1 часть: «Развитие фонематического слуха»

Если к концу дошкольного детства фонетико-фонематическое недоразвитие речи не было сформировано или работа по развитию фонематических процессов проводилась в недостаточном объеме, то в начале обучения ребенка грамоте могут возникнуть серьезные проблемы, например, затруднения в формировании звукобуквенного анализа и синтеза. Основная задача первого этапа коррекционной работы – сформировать у детей полноценные представления о звуковом составе слова. В процессе моделирования учиться различать слово и предложение, составлять по образцу и самостоятельно предложения.

Выделять в словах звуки, обозначать их соответствующими знаками. Интонационно выделять в слове звук, называть его изолированно, называть слова по определенному фонематическому признаку, пары звуков по твердости-мягкости.

Соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить звуковой анализ. Различать и обозначать соответствующими знаками гласные, твердые и мягкие согласные. Читать слоги, простые слова.

В процессе общения пополнять активный словарь словами, характеризующими качества и свойства предметов, обобщающими словами. По образцу подбирать слова, сходные и противоположные по значению. Задавать различные вопросы взрослым и сверстникам. В процессе речевого общения, игры использовать слова, характеризующие эмоциональные состояния людей.

Самостоятельно сравнивать результаты своей работы с образцом. Обводить предметы по контуру, штриховать в различных направлениях, раскрашивать, рисовать предметы, печатать буквы, слоги, слова; выполнять упражнения, направленные на развитие мелких мышц руки.

2 часть: «Работа над слоговой структурой слова и развитие связной речи.

Причины возникновения нарушений чтения и письма у младших школьников часто связаны с недостаточным развитием речевой функции в целом или нарушением какой-либо отдельной стороны речи. Одним из таких отклонений может стать недоразвитие слоговой структуры слов. Этот дефект выражается в трудностях произношения слов сложного слогового характера: перестановка слогов, пропуски или добавление слогов, звуков.

Задача второго этапа – устранение нарушений слоговой структуры слова, воздействуя на все компоненты речевой системы . В основу работы положен принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К.Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Система работы – один тип слоговой структуры слова на первом логопедическом занятии изучается, на втором – закрепляется и отрабатывается. Наблюдать и называть явления природы и деятельность людей, характерные для данного времени года (например, листопад, похолодание, замерзание водоемов, оттепель, распускание листвы и др.). Знать название и последовательность времен года, называть основные признаки сезона.

Наблюдать различные живые объекты природы (растения, животных). Сравнивать и различать.

В процессе наблюдений узнавать, называть, давать краткую характеристику насекомых, зверей, птиц (диких и домашних), живущих в ближайшем природном окружении. Узнавать животных по издаваемым ими звукам, называть и воспроизводить некоторые звуки (рычит, квакает, жужжит, пищит, стрекочет).

Проявлять желание ухаживать за животными и растениями уголка природы. Знать и применять правила поведения в природе: не трогать незнакомые растения и животные, бережно относиться к природе.

Знать название родного города, страны, столицы.

В ближайшем окружении наблюдать различные виды транспорта (машина, автобус, троллейбус). Проявлять внимательность и осторожность на улицах и во дворах, знать некоторые знаки дорожного движения (пешеходный переход, зебра, остановка транспорта), сигналы светофора.

В процессе слушания и чтения книг, рассматривания иллюстраций расширять свои представления об особенностях литературы и искусства разных народов (сказки, песни, танцы, игры, предметы быта)

Читайте также:
В какой программе создать портфолио дизайнера

Знать свое полное имя, отчество, день рождения, адрес.

Проявлять желание участвовать в совместной деятельности с взрослыми, выполнять поручения в семье, проявлять заботу о близких.

Проявлять желание узнавать новое. Знать и выполнять требования учителя, правила поведения в классе. Быть внимательным, сдержанным, аккуратным, уметь организовывать место для занятий. Проявлять желание участвовать в разговоре, беседе, занятиях со сверстниками и взрослыми. В конкретных ситуациях учиться предвидеть последствия своих поступков, слов, высказываний.

Элементарно оценивать свои поступки по отношению к другим людям (хорошо — плохо), понимать слова, определяющие чувство вины (стыдно), обиды, жалости. Стараться доставлять радость другим.

Учиться слушать другого человека, внимательно выслушивать мнение не только взрослого, но и сверстников. Понимать, что наличие разных мнений обогащает общение людей.

3 часть: «Формирование лексико-грамматического строя речи».

Уже на первом этапе работы включаются задания по формированию лексического запаса и грамматического строя языка. Работа над словом начинается с расширения и совершенствования словарного запаса учащихся. Слово рассматривается с точки зрения его лексического и грамматического значения. Затем целесообразно соединять слова-предметы и слова-признаки, слова-предметы и слова-действия в словосочетания, в простые нераспространенные предложения. Постепенно предложения «наращиваются» и анализируются.

Задача 3 части – формирование правильной речи. Дифференциация понятий «слово» и «предложение».

Все упражнения носят характер наблюдения, сравнения, в результате чего дети овладевают способностью наблюдать, сравнивать, осмыслять и вводить изучаемые конструкции в собственную речь.

В итоге проведенной логопедической работы дети должны научиться:

  • уметь определять позицию звука в словах (в начале, в середине, в конце);
  • уметь выделять заданный звук в потоке речи;
  • поводить элементарный звуковой анализ и синтез слов;
  • уметь членить слова на слоги;
  • владеть навыками звукового разбора слов: различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих, твердых и мягких согласных;
  • различать понятия «звук», «слог», «предложение»;
  • уметь составлять предложения из 3-4 слов;
  • уметь использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному;
  • уметь составлять рассказы по серии картинок, по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему;
  • Уметь ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

Поэтому необходимо, чтобы ребенок к школьному периоду в системе овладел языковыми средствами общения, научился дифференцировать буквы и звуки, умело владел связной речью, умел пользоваться лексико- грамматическими средствами языка.

Таким образом, выполнение упражнений на анализ и синтез звукового состава слова с помощью символики :

  • ускорят процесс фонемообразования;
  • обеспечат готовность к усвоению грамоты;
  • способствуют предупреждению дисграфии и дислексии.

Источник: nsportal.ru

Программа логопедических занятий с группой учащихся по подготовке к школе «Незнайку учим говорить»

Программа логопедических занятий с группой учащихся по подготовке к школе

Пучкина Светлана

Программа «Незнайку учим говорить» предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Цель: обучение грамоте. Задачи: развитие звукобуквенного анализа и синтеза, фонематических процессов, профилактика нарушений письменной речи. Занятия способствуют расширению словарного запаса, формированию грамматического строя речи, развитию связной речи. Эта программа подойдет как детям с нормально развитой речью, так и детям с нарушениями речи.

Картинками

Программа логопедических занятий с группой учащихся по подготовке к школе «Незнайку учим говорить»

Программа логопедических занятий с группой учащихся по подготовке к школе

Программа логопедических занятий с группой учащихся по подготовке к школе «Незнайку учим говорить»

Программа логопедических занятий с группой учащихся по подготовке к школе

Программа логопедических занятий с группой учащихся по подготовке к школе «Незнайку учим говорить»

Программа логопедических занятий с группой учащихся по подготовке к школе

Программа логопедических занятий с группой учащихся по подготовке к школе «Незнайку учим говорить»

Программа логопедических занятий с группой учащихся по подготовке к школе

Программа логопедических занятий с группой учащихся по подготовке к школе «Незнайку учим говорить»

Программа логопедических занятий с группой учащихся по подготовке к школе

Программа логопедических занятий с группой учащихся по подготовке к школе «Незнайку учим говорить»

Программа логопедических занятий с группой учащихся по подготовке к школе

Программа логопедических занятий с группой учащихся по подготовке к школе «Незнайку учим говорить»

Программа логопедических занятий с группой учащихся по подготовке к школе

Программа логопедических занятий с группой учащихся по подготовке к школе «Незнайку учим говорить»

Программа логопедических занятий с группой учащихся по подготовке к школе

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.

Источник: znanio.ru

Советы логопеда по подготовке к школе

Советы логопеда по подготовке к школе

Подготовка ребенка к поступлению в школу — животрепещущий вопрос для всех родителей. В 6 лет детей записывают на специальные занятия, чтобы в 1 классе они стали самыми успешными учениками.

Все мамы и папы хотят, чтобы их ребенок хорошо учился, чтобы его интеллектуальные способности были отмечены педагогами и помогли успешно осваивать школьные премудрости. Несомненно, превращение детсадовца в ученика — процесс сложный и желание помочь своему ребенку вполне оправдано. Однако, важно хорошо понимать, чему именно его надо научить перед школой.

Чему учить перед школой

Современные требования к первоклассникам поражают родителей, а особенно бабушек и дедушек. Сейчас дети должны знать буквы, проводить звуко-буквенный анализ, уметь считать в прямом и обратном порядке, разбираться в составе числа и неплохо читать. Ничего не поделаешь, детей отдают на подготовительные курсы или усердно занимаются дома, чтобы освоить все необходимое.

Читайте также:
Tp link tl wr841nd программа для настройки

Однако очень часто за довольно весомым интеллектуальным багажом у ребенка скрывается полная психологическая и логопедическая неготовность к школе. Специалисты настаивают на том, что намного важнее для первоклассников умение адаптироваться в социуме, развитая мелкая моторика, внимание, память, воображение, привитые навыки самообслуживания и мотивация к учебе в условиях школы.

Готовность ребенка к школе в первую очередь включает:

  • Развитые речевые навыки. Среди детишек, неуспевающих в учебе, имеется очень большой процент тех, кто страдает теми или иными логопедическими нарушениями. Именно отсюда растут корни таких проблем как дисграфия и дислексия.
  • Соответствующие физиологические функции: моторика, координация движений, ориентация в пространстве, фонематический слух.
  • Достаточный уровень психического развития: логического мышления, памяти и произвольного внимания, мотивации к познанию, умения строить свои отношения со сверстниками и старшими.

Как оценить готовность ребенка к школе

Родителям бывает сложно оценить, насколько готов ребенок к учебе. Не так просто понять, достаточно ли развиты функции высшей нервной деятельности, присутствуют ли нарушения в речи. Еще одним мешающим фактором является подмена понятий — в большинстве случаев мамы и папы считают, что нужно научить свое чадо буквам и цифрам, а неправильная постановка звуков или рассеянность внимания пройдут «сами собой» с возрастом.

Лучше все-таки получить консультацию специалиста. Именно он сможет выявить имеющиеся проблемы и составить коррекционный план занятий, чтобы ребенок мог успешно осваивать школьную программу.

Особое внимание необходимо уделить оценке развития речи. Педагоги начальной школы однозначно подтверждают тот факт, что среди детишек, отстающих в учебе, основная масса имеют те или иные логопедические проблемы.

На что обратить внимание при подготовке к школе:

  • Правильное произношение звуков.
  • Развитая связная речь, большой словарный запас.
  • Фонематический слух, способность выделять различные фонемы, определять их место в слове.
  • Сформированный грамматический строй речи. Использование развернутых предложений, правильное построение высказываний с учетом числа, рода и падежа, грамотно выстроенные связи слов в предложении.
  • Навыки словообразования. Ребенок должен уметь изменять слова при помощи суффиксов, правильно использовать в речи уменьшительно-ласкательные формы слов, строить прилагательные на основе существительных.
  • Развитые графомоторные навыки, умение правильно держать карандаш и ручку, штриховать, обводить контур и т.д.

Что делать родителям

В первую очередь необходимо объективно оценить все навыки ребенка. Если какие-либо проблемы заметны, что называется, невооруженным взглядом, стоит обратиться за помощью. Возраст до 7 лет — наиболее благоприятный для коррекции речевых нарушений. При правильном подходе ваш ребенок сможет наверстать все необходимое и к началу учебы быть готовым грызть гранит науки вполне успешно.

Если принято решение посещать курсы по подготовке к школе, лучше выбрать вариант, где уроки проводит профессиональный логопед. Такие занятия включают все аспекты:

  • развитие фонематического слуха;
  • обучение звуковому анализу и синтезу;
  • формирование правильного грамматического строя речи;
  • тренировка мелкой моторики, овладение навыками штриховки, рисования и т. п.;
  • упражнения на развитие произвольного внимания, памяти, мышления;
  • обучение чтению;
  • развитие грамотной связной речи.

Если ребенку необходимо скорректировать какие-то речевые проблемы, не откладывайте это в долгий ящик. Чем раньше начать заниматься со специалистом, тем проще будет добиться успеха. Дайте своему будущему первокласснику шанс стать успешным учеником!

Советы родителям будущих первоклассников

  1. Обязательно создавайте положительный настрой. Подчеркивайте, что сын или дочь уже стали взрослыми, что в школе у них все будет хорошо получаться. Не запугивайте «новой жизнью».
  2. Не заостряйте внимание на речевых проблемах, но обязательно займитесь их решением. Пусть ребенок воспринимает это как естественный рабочий момент, не акцентируется на том, что у него плохо получается.
  3. Создавайте дома развивающую речевую среду. Дети должны слышать правильную речь. Больше общайтесь, обсуждайте дневные события, расспрашивайте обо всем, побуждая ребенка больше рассказывать.
  4. Выделяйте время на чтение! Даже если ваше чадо еще не научилось читать, положительное отношение к книгам, интерес к познанию нового обязательно поможет ему в учебе.
  5. Учите стихи, тренируйтесь произносить скороговорки. Не забывайте об артикуляционной зарядке.
  6. Если ребенок посещает логопедические занятия, обязательно выполняйте все домашние задания и рекомендации. Поддерживайте своего будущего школьника, отмечайте каждое достижение и хвалите.
  7. Обратите внимание на психологическую и физиологическую готовность. Как говорится, не чтением единым. Проработайте навыки самообслуживания, умение сотрудничать и выполнять задания педагога.
  8. Не забывайте о здоровье. Прогулки на свежем воздухе, активные игры, соблюдение режима дня помогут вашему сокровищу успешно справиться со вступлением в новую учебную жизнь.

Источник: 33smolschool.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru