Подготовка к семейной жизни программа

На правительственном уровне актуальность вопроса была озвучена уже в 1994 году в Указе Президента Российской Федерации от 18 августа 1994 г. N1696 «О Президентской программе «Дети России»: эта программа была утверждена в рамках ряда целевых программ, в том числе и в целевой программе «Планирование семьи», которая должна была обеспечить, в том числе и: «разработку новых подходов к обучению подростков, их родителей по вопросам сексуального и репродуктивного поведения, этике семейно-брачных отношений; усиление ответственности семьи и школы за половое воспитание подростков»

Авдеенко Татьяна Юрьевна

Авдеенко Татьяна Юрьевна

Портфолио
Разработки
Блог автора

Неограниченная бесплатная загрука материала «Программа «Половое воспитание и подготовка к семейной жизни воспитанников детских домов, интернатов»» доступна всем пользователям. Разработка находится в разделе «Воспитательная работа» и представляет собой: «коррекционная школа».

Создаем семью правильно. Что нужно знать, прежде чем вступать в брак?

Загрузка началась.

Понравился сайт? Получайте ссылки
на лучшие материалы еженедельно!

Источник: easyen.ru

Воспитательный час «Подготовка к семейной жизни»

«Только дураки учатся на собственных ошибках. Умные люди должны учиться на ошибках других, с тем, чтобы не повторять их». Нет, не стоит сбрасывать со счетов опыт старших. Полезнее прислушиваться к их советам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательный час «Подготовка к семейной жизни»»

Воспитательный час на тему:

«Подготовка к семейной жизни»

Тема: Подготовка школьников к семейной жизни (Советы девушкам)

Цель: убедить девушек в необходимости заботиться о своем человеческом достоинстве и девичьей чести.

Ход воспитательного часа

Воспитатель:. Во все времена и у всех народов старшие пытались давать советы молодым. Как-то в библиотеке мне попалась книга С. Пенингтон «Советы несчастной матери ее дочерям, полезные для молодых девиц, вступающих в свет. ». Простое любопытство заставило просмотреть всю книгу. Что же советовали взрослеющим и вступающим в жизнь девушкам две сотни лет назад»? Да все то же.

Желая своим детям добра и счастья, предостерегали от непродуманных опрометчивых шагов, которые могут обернуться горем и несчастьем не только для самой девушки, но и для ее близких. Матери давали советы, основанные на опыте не одного поколения.

А что же дочери? Во все времена одни пытались внять чему-то, другие, строптивые, не воспринимали эти советы. Вечная проблема отцов и детей.

Известный любому школьнику по учебнику истории немецкий канцлер Бисмарк как-то заметил: «Только дураки учатся на собственных ошибках. Умные люди должны учиться на ошибках других, с тем, чтобы не повторять их». Нет, не стоит сбрасывать со счетов опыт старших. Полезнее прислушиваться к их советам.

Воспитатель. На чем держится мир человеческих отношений? На материнской любви. Она основа основ. Именно благодаря ей у ребенка рождается человеческое: чуткость, внимание к людям, умение сострадать, помогать, быть надежным и верным и многое другое. Материнская любовь неразрывно связана с чувством ответственности за жизнь, за судьбу ребенка.

Дочь вправе с нее спросить: «Ты старше, мудрее, опытнее. Ну почему не переубедила, не остановила, почему не запретила?» Как-то после одной лекции для девушек-старшеклассниц я спросила:

— Что вам больше всего не нравится в ваших матерях?

Многие дружно ответили:

— Ругаются без конца: и что поздно пришла, и что уроки не сделаны, и что квартира не прибрана. Ей лишь бы к чему-то прицепиться.

— А что бы вы сказали о матери, которой все равно, как вы учитесь, во сколько домой возвращаетесь, с кем бываете?

«Какая это мать, если ей безразличны мое поведение, моя судьба», — наверняка ответили бы вы.

Любящая мать за то время, пока дочери нет дома, о чем только не передумает, в том числе и о самом худшем. Ведь кругом столько еще зла, насилия, недобрых людей. Как бы с ней чего не случилось. Отсюда и срыв, крик, ругань. Дочери, не заставляйте свою мать нервничать, не отнимайте у нее здоровье, всегда старайтесь позвонить, предупредить, если по каким-либо причинам задерживаетесь.

Помните, что для родителей дети остаются детьми, сколько бы лет им ни было. Почитай отца и мать, разделяй с ними все тяготы жизни.

Вот пример из жизни.

Отец девочки Ирины ушел из семьи, оставив на руках матери троих детей. Алименты были мизерными. Ее мама, еще молодая женщина, попыталась устроить свою личную жизнь. Отчим оказался пьяницей. И когда в семье появился еще один, очень болезненный ребенок, жизнь стала невыносимой — постоянно пьяные скандалы.

Мать вынуждена была расстаться с мужем. Она много работала, здоровье у нее было слабое, и все заботы о маленьких детях легли на плечи старшей. Чтобы как-то помочь матери и материально, девочка пошла работать. Она устроилась уборщицей в вечернюю школу и одновременно училась в ней. Окончив школу, поступила в политехнический институт на вечернее отделение.

Работу не бросила, чтобы помогать матери поднимать братьев. Неизвестно, как бы сложилась судьба мальчиков, будь Ирина менее мужественной и не стань она опорой для матери. Мы еще не знаем, как сложится личная жизнь самой Ирины. И сколько мужества в дальнейшем ей потребуется.

Вы спросите: почему речь идет о мужественности? Ведь испокон веков представление о женщине ассоциировалось с понятием «женственность».

Воспитатель. Попробуем перечислить несколько качеств, связанных с этим понятием: нежность, чуткость, доброта, доброжелательность, приветливость, вежливость, естественность, достоинство, скромность, тонкость чувств, высокая нравственная красота, материнская любовь, аккуратность, умение быть хозяйкой дома и многое другое.

Женственность — это мягкость и красота движений, аккуратность, умение создавать культуру и красоту в труде и быту, это обычные черты внутренней культуры — тонкость чувств, материнская любовь, сочувствие слабому, сдержанность и скромность. Подлинная женственность — это сплав нежности и строгости, ласки и непоколебимости.

Воспитатель. Основное и незабываемое во все времена правило, которого должны придерживаться девушки в своих отношениях с юношами, — заботиться о своем человеческом достоинстве, девичьей чести. Легкомысленные поступки для них оказываются иногда роковыми, меняющими всю жизнь.

Надо заметить, что юноши относятся без уважения к легкодоступным девушкам, пусть даже и ищут связи с ними. Для девушки важно сохранить свою честь, не потерять самоуважения, чтобы ничто не помешало ей со временем достойно вступить в брак. Тут дело не в мещанских предрассудках: что, мол, скажут, если. Нет, речь идет о перспективах девушки на всю жизнь, о ее будущем в роли жены, матери, специалиста. Добрачная интимная близость в раннем возрасте чаще разочаровывает, чем радует, потому что многое сковывает и травмирует молодых людей: чувство неловкости, неуверенности, спешка, боязнь беременности, осуждение со стороны взрослых.

Неискушенные юноши часто проявляют по отношению к девушкам недостаточно такта и понимания, потому что не имеют представления об их психическом складе души, сугубо женских проблемах и трудностях. И если юноша любит и уважает свою избранницу, он должен понять причины ее возможной сдержанности, связанной с серьезностью намерений.

Девушка, если она сознает ответственность за свое предстоящее материнство, обязана подумать, кого хочет избрать отцом своих будущих детей. В ее жизни это решение самое ответственное. Но большинство девушек вступают в интимную связь, уступив настойчивому желанию юноши. Получив отказ, он обижается, возникают конфликты, упреки в отсутствии любви.

Читайте также:
Программа порядок с фотографиями

Юноша, по всей вероятности, понимает, что неправ, но совладать со своим инстинктом не может. А девушка, которая по-настоящему любит, преодолевает свой страх и соглашается. И за этим далеко не всегда следует свадьба. Последствия бывают трагические — беременность, аборт, последующее бесплодие, лишающее женщину счастья материнства. Ведь как заметил известный американский доктор Спок: «Особенность мужчины, даже порядочного, в том, что он, пытаясь добиться благосклонности женщины, способен преувеличивать свою любовь или увлечение».

Приходится иной раз слышать и такое рассуждение девушки: «Парень не захочет со мной встречаться, если я буду вести себя, как принцесса». А нужен ли ей такой спутник? Зачем платить достоинством и честью за сомнительное счастье угодить юноше? Последствиями торопливости, необдуманности, доверия к человеку, не заслуживающему этого, являются не только долго не уходящая боль, но нередко и венерические болезни, среди которых особо опасен СПИД. Это коварное смертельное заболевание как бы напоминает людям о необходимости избегать легкомысленных связей и ставить во главу любовных отношений не секс и распущенность, а девичью честь и супружескую верность.

Многое зависит от мелочей. Скажем, если девушка принимает приглашение молодого человека в театр или кафе, то немаловажно, кто будет расплачиваться за угощение. Если девушка позволит заплатить юноше и за нее, то он может воспринять это как некое обещание, которым девушка связывает себя.

Иногда молодые люди встречаются потому, что их объединяет кратковременный интерес или чувство дружбы. Но если, встречаясь, они имеют серьезные намерения, то период ухаживания очень важен. В определенном смысле он является проверкой того, смогут ли молодые люди в будущем, если создадут семью, жить дружно!

Одно из важных условий сохранения хороших отношений — внимание юноши и девушки друг к другу. Каждый из них замечает, что любит близкий человек, а что нет, приспосабливается к нему, следит за его увлечениями, проявляет к ним интерес. При возникших проблемах и трудностях старается ему помочь, что-то посоветовать, успокоить. Не забывает и о необходимых знаках внимания: поздравлениях, подарках и т. д. Очень важна способность радоваться успехам.

И еще об одном. Девушка всегда должна заботиться о своем добром имени, ибо, несмотря на равноправие, мужчин не судят так строго, как женщин, и не все, что позволяет себе он, может позволить она. По существу, девушка определяет стиль взаимоотношений, границы доверия, меру вежливости. Справедливо считают, что интимная близость делает человека счастливым в том случае, если является выражением большого чувства. Но она же вызывает неудовлетворенность, приносит горе, когда становится всего лишь проявлением необузданного, животного инстинкта.

Воспитатель. В любви особенно важны доброжелательность, чуткость, такт. Хочется девушкам дать советы: цените не только свои, но и чужие чувства, умейте их красиво проявлять. Старайтесь не терять самообладания и всегда быть деликатными. Помните, что ваша любовь неповторима, не копируйте чужих отношений, в том числе и из модных кинофильмов.

Не унижайте любимого, не позволяйте оскорблять и ваши чувства.

Известен афоризм: «Любят ни за что, не любят за все». У Аристотеля можно найти своего рода комментарии к первой части афоризма: «. любить — значит желать кому-нибудь того, что считаешь благом ради него, а не ради самого себя, и стараться по мере сил доставлять ему эти блага. Другом будет тот, кто вместе с нами радуется вашим радостям и горюет вместе с вами не ради чего-нибудь, а ради нас самих. Любим мы и тех, с кем приятно жить и проводить время, а также людей обходительных, не склонных обличать ошибки других, не любящих спорить и ссориться. Любим мы и тех, кто умеет послушать и принять шутку, потому что и те и другие доставляют одинаковое удовольствие своему ближнему».

♦ Советы девушками.

Присмотритесь к поведению своего друга. Готов ли он при необходимости поступиться своими интересами в вашу пользу? Или думает только о себе, стремясь навязать свои взгляды и защитить свои интересы? Готов ли ради вашей любви преодолеть некоторые недостатки в своем характере и поведении? Умеет ли быть внимательным?

Посвящает ли вас в свои планы на будущее или скрывает их?

А как много говорят глаза! «. О, взгляд женщины, которая полюбила, — кто тебя опишет? Они молили, эти глаза, они доверялись, вопрошали, отдавались. Я не мог противиться их обаянию. Тонкий огонь пробежал по мне жгучими иглами. » — так писал И. С. Тургенев о своей героине Асе. И сравните взгляд девушки со взглядом человека, движимого одной лишь похотью. «Ты даришь этот обнимающий, зовущий, обволакивающий и в то же время раздевающий взгляд, взгляд прирожденного соблазнителя каждой женщине, которая проходит мимо тебя, каждой продавщице в лавке, каждой горничной, которая открывает тебе дверь. этот взгляд не зависит от твоей воли и не выражает никаких чувств. » (С. Цвейг. «Письмо незнакомки».)

Воспитатель. Не говори своему избраннику, что без него скучаешь. Особа, которая скучает, малоинтересна. Не повторяй без конца: «Ты уже меня не любишь» — в этом можно убедить. Не делай упреков слезливым тоном, не стремись показать что из-за своего избранника ты несчастна. Мученица непривлекательна.

Кроме того, юношу пугает напоминание и о его обязанностях. Не требуй от избранника поступков, противоречащих его натуре, не будь слишком подозрительной — это отталкивает и надоедает. Не расследуй, где твой избранник был вчера. Брошенное даже однажды слово «врешь» может привести к тому, что юноша в будущем будет врать.

Не считай любимого своей собственностью, не используй своей любви в качестве оружия. Нет ничего более удручающего и обременительного, чем чувство, на которое невозможно ответить. Не паникуй, если любимый пока на обнаруживает своего намерения жениться. Во всяком случае не показывай этого. Торопливость в таких случаях губительна.

Женщина не обязана рассказывать мужчине, с которым намерена связать жизнь, о своем прошлом. Это ее личное дело. Девушке не следует требовать от юноши при каждой встрече какого-либо развлечения, связанного с расходами, лучше стараться взять на себя часть расходов. Весьма интересно разделять интересы своего избранника.

Стоит прочесть книгу, которую он рекомендовал, даже если придется сделать над собой усилие. Иногда девушке лишний раз следует похвалить своего избранника, показать ему, как высоко его ценят.

Самоанализ воспитательный час на тему

«Подготовка к семейной жизни»

Дата проведения: 27.09.2016 г.

Воспитатель: Веер В.М.

Групп №6 (девочки)

Тема: Подготовка школьников к семейной жизни (Советы девушкам)

Цель: убедить девушек в необходимости заботиться о своем человеческом достоинстве и девичьей чести

Во все времена и у всех народов старшие пытались давать советы молодым. Одни пытались внять чему-то, другие, строптивые, не воспринимали эти советы. Вечная проблема отцов и детей.

На данном занятии воспитанницы получили ответы на такие понятия, как: честь, материнство, женственность. На каждое из них предложена жизненная ситуация, где на примере можно примерить данные обстоятельства на себя и спросить :- « А как я бы поступила?»

В ситуации, когда матери пришлось идти работать, чтобы прокормить троих детей. Старшая дочь решается подрабатывать в своей школе и сидит с братьями. Мнение воспитанниц разделилось. Одни считали, что достаток в семью должна приносить мать сама, не учитывая, что детям нужно еще и внимание, а не только деньги. Другие сочувствовали и решились бы последовать примеру старшей дочери.

Читайте также:
Программа чтобы создать персонажа

Решение каждой зависит от его возможного опыта и имеет место быть.

Через беседы и дискуссии девочки приходят к истине и осознанному понимаю своего «я». В обсуждении о «девичьей чести» многие не понимали смысл слова. Отсутствие достойного примера, кем обычно является мать, не дает им полноценного примера женской чести и гордости.

Так же сложно было и подобрать качества к слову «женственность». В основном звучали — доброта и ласка. Благодаря таким беседам девушкам проще высказывать свои предположения и возможный опыт из жизни.

Благодаря советам, которые они получили на данном часе их поведение среди сверстников и противоположным полом, должны выделить свою манеру поведения. Уметь ценить себя, как девушку. Правильно оценивать отношение парня к себе и определять серьёзность его намерений. Соблюдать осторожность при интимной близости и вовремя предостеречь себя от нежелательных последствий.

Данное занятие получилось очень душевным, эмоциональным, а главное, нужным для девочек данного возраста. Все были вовлечены в обсуждение и рассмотрение разных жизненных проблем, что говорит о не безразличности девушек к своей жизни. Они получили макет поведения девушки в отношениях, что так необходимо для них в этом возрасте. Воспитателем была в полной мере донесена запланированная информация. Интерес девушек прослеживался на протяжении всего часа.

Советы: Проводить подобные беседы в обсуждении различных качеств человека в жизненных ситуациях и показывать пример поведения молодежи.

Источник: kopilkaurokov.ru

Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни

Пожарова, И. Е. Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни / И. Е. Пожарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 18 (256). — С. 40-43. — URL: https://moluch.ru/archive/256/58596/ (дата обращения: 03.07.2023).

В статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются дети-сироты в период их усыновления. Даются рекомендации, помогающие облегчить их интеграцию в новую семью.

Ключевые слова: воспитанники сиротских учреждений, дети, подготовка к семейной жизни, семья, социальная адаптация

Несмотря на определенную положительную динамику, одной из самых значимых проблем в Российской Федерации до сих пор является проблема сиротства. По данным Министерства труда и социальной защиты на 1 сентября 2018 года в базе данных о детях, оставшихся без попечения родителей, числится 47,8 тысяч человек [8].

Самым лучшим вариантом помощи детям-сиротам является приемная семья, которая становится для ребенка важнейшим социальным институтом и источником получения жизненного опыта и помогает скорректировать последствия социальной депривации. Согласно Министерству труда и социальной защиты, на сегодняшний день появляется все больше людей, желающих усыновить детей, оставшихся без попечения родителей.

Однако следует помнить, что появление нового члена семьи всегда проходит непросто для каждого участника этих отношений: возникают новые отношения и привязанности, перераспределяются семейные роли. Для того чтобы процесс проходил максимально мягко необходимо, чтобы ожидания ребенка и его опекунов максимально соответствовали реальности.

Кардинальное изменение образа жизни способствует возникновению множества проблем социального, психологического и педагогического характера, с которыми неподготовленные приемные родители не всегда могут справиться. Трудности, связанные с поведением воспитанников сиротских учреждений, могут привести к возврату ребенка в детский дом и расторжению договора о приемной семье с органами опеки и попечительства.

Для минимизирования подобных ситуаций был издан Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2012 г. N 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации». Этот нормативный акт обязывает приемных родителей получить определенную подготовку, которая включает в себя психолого-педагогические, этические, медицинские и юридические аспекты. После завершения «Школы приемных родителей» участникам выдается соответствующее свидетельство.

Подобное обучение помогает приемным родителям лучше понять, с чем им придется столкнуться в дальнейшем, рассматривает многие проблемы, с которыми во время адаптационного периода могут встретиться замещающие семьи, и подсказывает пути их решения, тем самым облегчая процесс интеграции ребенка в новый дом.

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подобных программ не предусмотрено, несмотря на то, что существует множество психолого-педагогических проблем, возникающих при их воспитании в государственном учреждении.

В первую очередь, у таких детей отсутствует возможность усвоения социального опыта родителей, который достигается путем подражания их поведению и способам преодоления трудностей, при наличии подобного опыта он зачастую является негативным.

Ситуация осложняется особенностями, характерными для государственных учреждений. В их число входят вынужденное постоянное пребывание в коллективе, частая сменяемость воспитателей и их значительное количество, отсутствие личной территории, отсутствие взрослого человека, с которым можно выстроить доверительные и близкие отношения, примитивность общения со старшими людьми, которая ограничивается бытовыми навыками, групповой эгоцентризм, формирование чувства «Мы» и т. д.

Т. И. Иванова уточняет, что формированию одного из серьезнейших феноменов сиротства — утрате доверия к миру — способствует детский опыт ребенка, который несет на себе отпечаток материнской депривации. Это проявляется как неспособность к автономной жизни, агрессивность, подозрительность [4].

И. А. Плохова выделяет три основные проблемы, с которыми сталкиваются дети-сироты: сложности со становлением коммуникативно-развивающейся языковой личности, трудности бытового характера, правовая некомпетентность [4].

В число наиболее сложных проблем детей, оставшихся без попечения родителей, входит специфичность развития эмоционально-психической и волевой сферы, неадекватность самооценки, потребительское отношение к людям и материальным ценностям.

При интеграции ребенка в замещающую семью важно понимать, как именно он воспринимает образ семьи, поскольку именно это представление в будущем будет влиять на построение отношений между ребенком и приемными родителями.

Исследования Т. И. Гагановой и К. А. Лебедевой показывают, что чаще всего дети-сироты моделируют два варианта семейных взаимоотношений: положительный и отрицательный. В первом случае ребенок идеализирует свой жизненный опыт проживания в семье, опуская негативный опыт: аморальность родителей, неблагополучие, добровольный отказ от ребенка.

Это является следствием его фрустрированной потребностью в родительской любви. Но несмотря на то, что ребенок испытывает радостное эмоциональное состояние, но в то же время он не может конкретизировать свое понимание положительной модели семьи. Эталон семьи представляется им расплывчатым, без бытовых деталей. Об этой проблеме упоминают в своем исследовании И. В. Дубровина и А. Н. Рузская [6].

Во втором случае у ребенка, напротив, формируется четкое представление о том, какие качества должны отсутствовать у матери, отца, жены, мужа, какими не должны быть их взаимоотношения между собой и с детьми [2].

Н. В. Романовский считает, что зачастую для таких детей взрослый несет в себе угрозу, вызывает страх. Его авторитет строится не на доверии и уважении, а на силе и власти. В связи с этим у них формируется искаженная и обедненная родительская роль, что может повлиять как на их взаимоотношения с замещающей семьей, так и на личную компетентность в роли родителя [7].

Необходимо признать, что, несмотря на негативную составляющую, образ семьи для детей-сирот является очень значимым и в ситуации объективного семейного неблагополучия опирается на защитные механизмы [9]. Как уже упоминалось выше, детям, оставшимся без попечения родителей, свойственно идеализировать семью, так как она связана с возможностью реализации собственных ресурсов.

А. С. Шубина в своем исследовании сравнивает образы обычной и идеальной семей, характерные для детей-сирот. Если образ обычной семьи является ригидным и фрагментарным и обладает большой степенью реалистичности, то образ идеальной семьи, напротив, более гибкий и целостный, менее реалистичный. Положительное отношение к семье сочетается с избеганием упоминания семейных ролей в структуре самоидентификации в настоящем. Представления об обычной семье соотносятся с дифференцированными связями, признанием иерархии и макродинамики, в то время как представления об идеальной семье включают в себя симбиотические связи, отрицание иерархии и макродинамики семьи [9].

Читайте также:
Программы которые нельзя устанавливать

Указанные выше причины приводят к выводу, что подготовку к самостоятельной жизни детей, оставшихся без попечения родителей, следует начинать еще в дошкольном возрасте. Ее важной составляющей должно стать восполнение дефицита информации о семье и формирование правильных представлений о роли взрослого в жизни ребенка.

Разработка программы подготовки к жизни с приемными родителями, ориентирующейся на жизненный опыт и особенности детей-сирот, поможет ребенку быстрее адаптироваться к жизни в новых условиях, принять новых членов семьи, а следовательно, приведет к сокращению числа возвратов в государственные учреждения.

Р. Р. Калинина характеризует подготовку детей сирот к семейной жизни как «комплекс мер психолого-педагогического характера, направленных на формирование системных ценностей, адекватного представления о семье, ее членах, их взаимоотношениях, возникающих проблемах и трудностях, а также на формирование умений и навыков, помогающих в преодолении этих трудностей, развитие социальных эмоций и чувств, без которых невозможна полноценная семейная жизнь (эмпатия, сопереживание, любовь к детям и т. д.)» [3].

Таким образом, по своим составляющим программа подготовки должна быть близка к «взрослому» варианту и помимо социальных и коммуникативных умений должна содержать юридический (знания о своих правах и обязанностях) и бытовой аспекты (умение соблюдать личную гигиену, наводить порядок, подача пищи и т. д.).

Для достижения оптимального результата, в программу следует включить как общую, так и индивидуальную составляющие.

В первом случае речь идет о сочетании теории и коррекционно-развивающей деятельности, призванной компенсировать последствия негативного опыта, полученного ребенком, и создать позитивный образ семьи. В качестве инструментов работы с воспитанниками сиротских учреждений полезно применять сюжетно-ролевые, деловые, дидактические игры, благодаря которым теория будет представлена более наглядно и дети смогут легче ее воспринять.

В число вопросов, которые необходимо рассмотреть в первой части, входят:

  1. Моя семья. Кто есть кто?

Понятия близкие/дальние родственники, оговаривает степень родства. Формирование чувства позитивного отношения к семье и принадлежности к ней.

  1. Взаимоотношения в семье.

Варианты существующих взаимоотношений. Формирование позитивного отношения к семейным обязанностям у ребенка.

  1. Уважение, доверие, любовь.

Определение чувств, способствующих укреплению семейных связей. Воспитание уважение к близким людям. Любовь — важнейшая составлящая семейных отношений. Как правильно соотносить свои потребности с потребностями окружающих, в каких случаях необходимо отказаться от материальных благ в пользу интересов членов семьи.

  1. Основные проблемы семейных отношений.

Объяснение потребности в сохранении комфортных отношений внутри семьи.

  1. Семейные конфликты: кто виноват и что делать?

Определение понятия «конфликт», необходимость взаимного уважения. Способы предотвращения конфликтов и умение грамотно их разрешать.

  1. Семейные обязанности.

Бытовые вопросы. Права и обязанности каждого члена семьи. Стремление сделать совместное существование более комфортным.

  1. Общение с противоположным полом.
  2. Бюджет семьи. Как обращаться с деньгами?

Определение понятия «семейный бюджет» и его составляющих. Разъяснение, как грамотно распоряжаться определенной суммой денег на примере личного и семейного бюджета. Соотношение доходов и расходов. Умение предвидеть последствия своих действий.

Права личности, члена семьи, гражданина страны.

Поднимаемые вопросы помогут воспитанникам овладеть основными понятиями, смоделировать и проиграть различные проблемные ситуации, осознать, что каждый член семьи несет ответственность и формирует семейные отношения.

Несмотря на то, что эта часть программы рассчитана на коллективные занятия, необходимо создать несколько групп, согласно возрастным категориям детей для лучшего усвоения материала.

Так как прошлое каждого ребенка уникально, вторая часть ориентирована на индивидуальный опыт, имеющийся у воспитанников сиротского учреждения. Она включает в себя несколько этапов:

  1. Диагностика психологического состояния ребенка и его коррекция.

При составлении индивидуальной подготовительной программы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо учитывать следующие факторы:

− Имеющийся семейный опыт (его отсутствие, опыт проживания с кровными родителями, опыт проживания в замещающей семье, по каким-либо причинам прервавшийся).

− Индивидуальные психологические свойства.

− Проводилась ли с ребенком психологическая работа и какая.

Этот этап помогает правильно выстроить работу с ребенком, а также выявит особенности, на которые будет необходимо обратить внимание приемных родителей, чтобы сделать адаптацию более безболезненной.

  1. Формирование объективного образа семьи.

На данном этапе прорабатываются запросы ребенка, обсуждается, что новая семья может дать ему и что он может дать новой семье.

  1. Подбор реальной семьи.

После появления семьи, пожелавшей усыновить ребенка, важно найти точки соприкосновения, определяющиеся совместимостью интересов и потребностей обеих сторон и взаимностью их выбора. Этому будут способствовать сначала заочное (по переписке и фотографиям), а впоследствии и личное знакомство ребенка с семьей (посещение сиротского учреждения, совместные прогулки, гостевые визиты в дом приемных родителей и т. д.).

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни является необходимой мерой для максимально безболезненной адаптации ребенка.

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2012 г. № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://base.garant.ru/70220398/ (дата обращения: 20.04.2019)
  2. Гаганова Т. И., Лебедева К. А. Образ семьи в картине мира воспитанников детского дома // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. — 2010. — Вып. 2 (14). — С. 29–35
  3. Калинина Р. Р. Подготовка к семейной жизни как условие эффективной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Наука и современность, 2013: сборник материалов XXIV Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С. С. Чернова. — Новосибирск: ЦРНС, 2013. — С. 182–187.
  4. Плохова И. А. Социальная подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к жизнеустройству в замещающую семью//Успехи современной науки и образования. -2016. -Т. 7. -№ 10. -С. 170–174.
  5. Подготовка ребенка к устройству в принимающую семью: Методическое пособие / Г. Т. Базарова и др. — М.: Изд-во «Проспект», 2009. — 232 с.
  6. Психическое развитие воспитанников детского дома / под общ. ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. — М., — 1990–264 с.
  7. Романовский Н. В. Представления об образе взрослого у детей-сирот старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома: автореф. дисс. … канд. психол. н. — М., 2010. — 32 с.
  8. Число сирот в России снизилось до рекордного уровня // Известия — 2018–09–5 [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://iz.ru/784916/elina-khetagurova/chislo-sirot-v-rossii-snizilos-do-rekordno-nizkogo-urovnia (дата обращения: 21.04.2019)
  9. Шубина, А. С. Подготовка ребенка к устройству в замещающую семью как необходимое условие эффективного преодоления социального сиротства / А. С. Шубина. — Москва // Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения: сборник научных статей: [материалы I Международной научно-практической конференции]: [14–15 ноября 2013 года] / ред. В. Н. Ослон, Е. В. Селенина. — Москва: Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет» 2013. — С. 106–113

Основные термины (генерируются автоматически): попечение родителей, ребенок, семья, член семьи, замещающая семья, идеальная семья, проблема, семейная жизнь, жизненный опыт, Российская Федерация.

Источник: moluch.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru