На нашем сайте вы можете найти программы подготовки к олимпиадам по всем предметам и для учащихся всех классов.
Особенности программы подготовки к олимпиадам
В рамках программы подготовки учащихся к олимпиаде учащиеся получают базовые знания по конкретной дисциплине. Далее учителя-предметники дают им более сложные материалы для глубокого погружения в процесс.
Работа школьников может быть:
- групповой (ребята занимаются в небольших группах по 2-4 человека);
- индивидуальной (репетитор занимается со школьником персонально);
- самостоятельной.
К завершению курса школьники должны хорошо ориентироваться в типовых олимпиадных заданиях и уметь работать с ними.
Как выглядит программа подготовки к олимпиадам
Занимаясь подготовкой олимпиадников, учителя-предметники дают им интересные задания, которые выходят за рамки школьного курса. Тщательно изучаются и прорабатываются материалы, способствующие развитию внимания, мышления (логического, творческого, пространственного) и памяти.
Новые методики для подготовки к олимпиадам
Программа подготовки школьников к олимпиадам обязательно включает в себя создание комфортных условий для развития способностей одаренных детей.
Учитель-предметник должен сделать все для того, чтобы школьники захотели принять участие в олимпиаде. С этой целью преподаватели должны способствовать формированию у них позитивной мотивационной стратегии.
Программа подготовки школьников к всероссийской олимпиаде предполагает использование следующих методов:
Когда школьники постоянно находятся в общей атмосфере разрешения проблем, они впитывают (как осознанно, так и неосознанно) новые знания, умения и навыки. Дополнительно они получают четкую установку на победу в интеллектуальном состязании.
Принципы программы подготовки к олимпиадам
Основные принципы рабочей программы подготовки к олимпиадам выглядят так:
- систематически “натаскивать” школьников. Делать это нужно с начала учебного года, а еще лучше – изначально дать олимпиадникам задания на лето, и периодически контролировать процесс. Принцип подачи материала – “от простого к сложному”;
- периодически устраивать “репетиции” олимпиады. На дополнительных занятиях следует время от времени проводить мини-конкурсы, на которых школьники будут решать олимпиадные задачи;
- использовать индивидуальный подход. Ориентироваться на ЗУНы школьников, и давать им задания, способные отразить специфику их развития;
- использовать элективные курсы. Это способствует развитию творческих способностей олимпиадников.
Обязательно составляются планы каждого занятия (с учетом психических особенностей олимпиадников). Далее преподаватель должен определить темы консультаций по вопросам, которые кажутся школьникам сложными. Знания проверяются в форме тестирования или опроса.
Источник: fgosonline.ru
ЛАЙФХАКИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДЕ
#Сидидоманегуляй: 7 ресурсов с бесплатными онлайн-курсами и лекциями для олимпиадников
Недавно мы сделали подборку олимпиадных заданий, которые помогут подготовиться к соревнованиям по любым предметам. Сегодня настал черед бесплатных онлайн-курсов и лекций: благодаря им вы сможете прокачать свои способности, не выходя из дома.
Математика Информатика Физика Химия Биология География История Обществознание Право Менеджмент Экономика Русский язык Литература Лингвистика Французский язык Немецкий язык Английский язык Арабский язык Итальянский язык Китайский язык Испанский язык Латинский язык Астрономия Экология Робототехника Технология Искусство ИЗО Черчение Психология ОБЖ Физическая культура Основы предпринимательства Японский язык и еще 32 предмета
Курсы АПО на платформе «Коалиции»
UPD (30.03.2020): Ассоциация победителей олимпиад временно приостановила прямые трансляции своих занятий. Прошедшие вебинары по-прежнему доступны в записи.
«Коалиция» – образовательный проект Ассоциации победителей олимпиад. Недавно она открыла свои вебинары для всех желающих. Чтобы получить к ним доступ, достаточно зарегистрироваться на сайте. Выбор предметов тут самый широкий: от астрономии до китайского, от экономики до истории искусств. Занятия проходят в форме вебинаров, не успевшим на трансляцию лекции доступны в записи.
Лекции и онлайн-трансляции «Сириуса»
На сайте образовательного центра «Сириус» выложено больше сотни выступлений ученых. Темы тут также весьма разнообразные: можно послушать и про арифметические алгоритмы, и про эндокринную систему, и про балеты Петипа. И кстати, в ближайшее время на платформе запустятся дистанционные курсы по математике, физике, информатике и лингвистике, так что следим за обновлениями.
Youtube-канал МФТИ
Youtube-канал «Абитуриенты МФТИ» – настоящий кладезь полезных видео для любителей точных наук. Здесь можно найти подробные разборы заданий олимпиады «Физтех», курсы по комбинаторной геометрии и подготовительные лекции для участников Открытой химической олимпиады. И, конечно, ЕГЭ тоже стороной никто не обходит.
Лекторий юного географа
Преподаватели факультета географии МГУ уже пять лет проводят открытые лекции для всех интересующихся предметом. Видеозаписи выступлений последних двух лет загружены на сайте.
Курсы Био-ЦПМ
Центр педагогического мастерства публикует курсы лекций по различным разделам биологии. Здесь же выложены статьи, которые также помогут при подготовке, и списки книг, в которые неплохо бы заглянуть.
Лекции факультета гуманитарных наук Высшей школы экономики
На сайте собраны лекции преподавателей ВШЭ по истории, культурологии, лингвистике, филологии и философии. Некоторые из них были прочитаны на факультете, другие представляют собой записи телепрограмм или ролики для интернет-проектов, например, «Постнауки». Для удобства видео разбиты по тематическим разделам.
Лекции Зализняка по лингвистике
Послушать выдающегося лингвиста Андрея Анатольевича Зализняка будет полезно не только тем, кто увлекается предметом, но и всем желающим понять, по каким законам живет и как меняется русский язык. А уж исследование берестяных грамот и вовсе заставит почувствовать себя настоящим ученым.
Источник: olimpiada.ru
Программа подготовки учащихся к олимпиадам
материал по теме
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.
Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о районных, краевых, Всероссийских и Международных очных олимпиадах. На таких уровнях сама цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них.
В настоящее время создана сеть заочных предметных олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.
Участие школьников в заочных олимпиадах краевого, Российского, Всероссийского и Международного уровня имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для родителей и для учителей:
- дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы;
- создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;
- привлекает учащихся уже с начальных классов к участию в Олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправить на любое соревнование;
- некоторые олимпиады («Кенгуру», КИТ, «Русский медвежонок») проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;
- по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим;
- каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио, которые могут послужить лишним «козырем» при поступлении в ВУЗ.
Траектория подготовки к олимпиадам
Система подготовки участников олимпиад:
- базовая школьная подготовка по предмету;
- подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);
- самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
- целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога , имеющего опыт участия в олимпиадном движении).
Подготовка школьников к олимпиадам.
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.
- подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года;
- курсы по выбору целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей;
- индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от практики до творчества;
- использование диагностического инструмента (например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы по предмету);
- уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;
- использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, уроки — практикумы, эксперимент в школьном кабинете и т.д.
1. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через :
- наблюдения в ходе уроков;
- организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам;
- оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.
2. Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет :
- реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников;
- уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания).
3. Планируем работу .
- при планировании работы с группой школьников избегаем формализма и излишней заорганизованности;
- оптимально выстраиваем индивидуальные образовательные траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий);
- предусматриваем возможность отдыха, релаксации;
- основной формой работы на занятиях — различные формы индивидуальной и парной работы.
- читаем книги, журналы
- работаем в Интернете
- общаемся дистанционно
- участвуем в интенсивных школах и т.д.
5. Работаем руками.
- Развиваем умения непосредственно работать с инструментами, веществами, реактивами, приборами и т. д.
6 . И не останавливаемся.
К группе одарённых детей могут быть отнесены дети, которые:
- имеют более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности
- имеют доминирующую, активную, ненасыщаемую познавательную потребность
- испытывают радость от умственного труда
- для таких детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления
План мероприятий при подготовке учащихся к олимпиадам
Первичное анкетирование учащихся на выявление их общей и предметной одаренности
начало сентября 2012
Карта одаренности на каждого ребенка
Разработка программы по работе с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам
учителя-предметники, зам.директора по УВР
Формирование нормативно-правовой базы учреждения по работе с одаренными детьми
февраль 2012-сентябрь 2012
заместитель директора по УВР, директор школы
- Приказ об утверждении рабочей группы по работе с одаренными детьми
- Приказ об утверждении программы
- Приказ об утверждении курсов по выбору и факультативов
- Положение о стимулирующих надбавках педагогов в рамках НСОТ
- Положение об индивидуальных образовательных программах одаренных учащихся
- Положение о проведении школьных олимпиад
Утверждение расписания курсов по выбору и факультативов, нацеленных на развитие интеллектуальных способностей учащихся, на 2012-2013 учебный год
Заместитель директора по УВР, директор школы
Утвержденное расписание занятий курсов по выбору и факультативов (Факультатив «Подготовка к олимпиадам по математике» — Никитин Н.С.)
Формирование индивидуальных образовательных программ (ИОП) учащихся по предметам
Руководитель ШМО учителей-предметников, заместитель директора по УВР, учителя-предметники
Индивидуальные образовательные программы (ИОП) на каждого одаренного ребенка имеются у каждого педагога
Проведение школьных олимпиад в рамках предметных недель, брейн-рингов и т.д.
в течение года согласно плану работы ОУ
Руководитель ШМО учителей-предметников, заместитель директора по УВР, учителя-предметники
Участие детей в данных мероприятиях – 90-100%
Организация участия одаренных детей в школьном и районном этапах Всероссийской олимпиады школьников в 2012-2013 г.
согласно плану работы ОУ
Заместитель директора по УВР, учителя-предметники
Участие детей в мероприятии – не менее 9%
Создание системы дистанционного участия детей в предметных олимпиадах
http://www.farosta.ru/ дистанционные олимпиады «Фактор роста», http://www.unikru.ru/ мир конкурсов от Уникум и др.
Заместитель директора по УВР, учителя-предметники, учитель информатики
сертификаты участников, дипломы
Организация научно-поисковой работы учащихся посредством сети Интернет
Заместитель директора по УВР, учителя-предметники, учитель информатики
График работы компьютерного кабинета
Развитие логического и интеллектуального мышления учащихся через чтение интернет-журналов научной и учебной направленности (Интернет-журнал «Эйдос» — http://www.eidos.ru/olymp/index.htm , интернет-журнал для младших школьников «Опять» — http://irc43.ru/internet-zhurnal-dlya-mladshikh-shkolnikov-qopyatq.html )
Школьный библиотекарь, учитель информатики
Читают интернет-журнал – 24%
Подписка на периодический журнал «Юный эрудит»
Май 2012, октябрь 2012
Повышение интереса к чтению научного журнала у 33% учащихся
Работа с педагогическими кадрами. Семинары по теме: «Особенности обучения одаренных детей»
Заместитель директора по УВР, руководитель ШМО учителей-предметников
Повышение уровня педагогического мастерства с одаренными детьми у 32% учителей
Работа с родителями. Проведение лекториев для родителей по темам: «Сложности психического развития одаренных детей», «Развитие и формирование одаренности в процессе обучения, воспитания и общения»
Заместитель директора по УВР, кл. руководители
10% родителей оказывают ощутимую помощь в работе с одаренными детьми
Отслеживание результативности участия школьников в олимпиадах различного уровня
Заместитель директора по УВР
- Определение уровня овладения знаниями и умениями мотивированных детей
- Результативное представление о потенциале школы
- Проектирование перспективной траектории развития школы (отбор и дальнейшее развитие одаренных детей)
Условия успешной работы с одаренными учащимися:
- Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
- Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми.
- Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
- Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.
Приложение 2 к приказу № 9 от 13.02.2012
Источник: nsportal.ru