Индивидуально-групповые занятия «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» рассчитан на учащихся 9 класса общеобразовательных школ. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствие с требованиями и моделями заданий ОГЭ 2019-2020 г. В данной программе большое внимание уделяется обучению написания сжатого изложения.
В современных программах не содержится законченной, логически обоснованной системы работы по обучению созданию сжатых текстов. Кроме того, в существующих программах не определен круг специальных речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Все это требует создания системы работы с учащимися по подготовке к итоговой аттестации в форме ОГЭ. Факультатив позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают возможность попрактиковаться в написании сжатого изложения, что не предусмотрено программой по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы).
Подготовка к ОГЭ русский язык 2023
Программа факультатива предусматривает также обучение учащихся написанию сочинению-рассуждению. Данному виду работы по развитию речи в программе русского языка 5-9 класса уделяется недостаточное внимание, что не дает возможности должным образом подготовить учащихся к выполнению задания 9.
Авторская учебная программа «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
Элективный курс «Подготовка учащихся к ОГЭ по русскому языку» предназначен для учащихся 9-х классов и рассчитан на 34 часа учебной нагрузки за один год обучения.
Программа нацелена на повышение уровня знаний по программным разделам курса русского языка:
- морфемика и словообразование, грамматика (морфология, синтаксис, пунктуация), лексика, текстоведение и речеведение;
реализация программы предполагает совершенствование практических навыков:
по орфографии и пунктуации,
в понимании текста, его смысловой и композиционной ценности,
в извлечении основной информации,
в создании собственного речевого произведения заданного стиля и типа речи в формате ОГЭ,
в определении лексическое значение слова и умении производить лексический анализ слова,
в знании выразительных средств русской речи.
Содержание программы и применяемые на занятиях формы и методы обучения способствуют удовлетворению познавательных интересов, повышению информационной и коммуникативной компетенции в целом, формированию общеучебных умений и навыков. На занятиях используются различные виды деятельности учащихся: обучающие, практические, самостоятельные работы и контрольные (составление плана изложения и сочинения, конспектирование приёмов компрессии текста изложения, написание изложения и сочинения, составление алгоритмов, схем, таблиц при повторении орфографии и синтаксиса, работа со словарём).
Успешная реализация программы поможет учащимся обобщить и систематизировать знания, совершенствовать важнейшие практические умения и навыки, обеспечит психологическую поддержку при подготовке к итоговой аттестации в формате ОГЭ.
Программа элективного курса «Подготовка учащихся к ОГЭ по русскому языку» предназначена для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ. Объём программы — 34 часа учебной нагрузки, которая может быть реализована в течение одного года обучения. Программа состоит из 3-х разделов, соответствующих трём частям экзаменационной работы.
Раздел 1 (ч.1). Изложение исходного текста
2. Речеведческий анализ текста.
3. Составление плана. Приёмы компрессии текста.
4. Аудирование и письмо (практикум по написанию и анализу сжатого изложения).
Раздел 2 (ч.2). Обобщение и систематизация знаний по русскому языку.
1. Повторение фонетики, морфемики и орфографии.
2. Повторение морфологии.
4. Повторение синтаксиса и пунктуации.
5. Развитие речи. Лексика. Фразеология.
Раздел 3 (ч.3). Сочинение-рассуждение.
1. Лингвистический анализ текста как средство выражения авторского замысла.
2. Композиционные особенности построения текста-рассуждения.
3. Реализация коммуникативного замысла.
Цели программы:
повторение и углубление содержания учебного материала, изученного в основной школе;
обеспечение дополнительной подготовки к итоговой аттестации в формате ОГЭ;
оказание психологической поддержки учащимся в подготовке к экзамену в новой форме.
обобщить знания о языке как системе (знания по орфографии, морфологии, лексике, словообразованию, синтаксису);
развивать орфографическую и пунктуационную грамотность;
формировать устойчивые навыки нормативной речи;
развивать умения анализировать текст: проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста;
совершенствовать речевую деятельность учащихся.
Актуальность элективного курса
Содержательный компонент программы определяется обязательным минимумом содержания обучения в предметной области «Русский язык» и представляет самые трудные и наименее изученные разделы программы. Большое количество часов отводится на повторение лексики, развития речи, орфографии, на углубление и систематизацию знаний и умений учащихся по разделам синтаксиса и пунктуации.
Элективный курс предполагает работу по речеведению и текстоведению. Главное внимание уделяется вопросам понимания и информационной переработки текстов разных стилей и типов речи, приёмам компрессии текста. Подготовка учащихся к выполнению задания части С (сочинение-рассуждение) получает теоретическое обоснование и сопровождается обязательной практической реализацией. Реализация содержания речеведения предполагает совершенствование специальных умений и навыков работы с текстом:
— оценивать и анализировать текст, находить проблему текста;
— определять стиль речи;
— сокращать текст разными способами;
— использовать языковые средства обобщенной передачи содержания;
— отобрать в исходном тексте главное;
— сохранить последовательность и логичность предложенного текста;
— составить план и писать по плану;
— правильно и точно излагать свои мысли;
— составить композицию сочинения-рассуждения, опираясь на поставленный вопрос в части 15.1-15.3;
— при аргументации использовать ссылки на исходный текст;
— анализировать речевые средства, использованные в тексте;
— соблюдать речевые и грамматические нормы.
Совместная деятельность учителя и учащихся направлена на формирование универсальных учебных умений и навыков, что способствует успешной подготовке учащихся по другим общеобразовательным предметам.
Программа элективного курса предполагает использование активных форм организации деятельности учащихся, коллективного способа обучения, дискуссии. За время обучения учащиеся выполняют разные виды работ: занимаются анализом и обработкой текста, созданием собственных текстов; выполняют тестовые задания и др.
Итоговый контроль обучения предусматривает проверку сформированности практических умений и навыков. В качестве проверочного материала возможно использование контрольных измерительных материалов открытого сегмента ФЦТ или сборников по подготовке к ОГЭ по русскому языку.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Разделы, темы программы
Виды деятельности учащихся
Раздел1.(7 часов)
презентация, аналитическое чтение и изучение содержания КИМов
Работа над частью 1 (изложение ).
Типы и стили речи. Текст и его строение. Речеведческий анализ текста. Тема и композиция текста. Основная мысль исходного текста.
работа с текстом
слушание и осмысление прочитанного текста
Составление плана с опорой на ключевые слова, несущие информацию. Приёмы компрессии текста .
работа с текстом
выделение микро- и макротемы
Черновой вариант переработки информации текста, данного для изложения
написание сжатого изложения с учётом компрессии и комментариев учителя
Контроль знаний (часть 1) Написание сжатого изложения. Работа над ошибками.
практикум по написанию и анализу сжатого изложения
Раздел 2 (часть 2) Работа с тестами.(21ч)
Повторение фонетики и орфографии.
фонетический разбор, составление схем основных правил
Повторение морфологии. Самостоятельные и служебные части речи.
работа со словарём
Работа с текстом. Изобразительно-выразительные средства языка.
нахождение и толкование языковых средств
Контроль знаний. Написание сочинения о роли изобразительно- выразительных средств в тексте.
Повторение синтаксиса и пунктуации. Словосочетание, виды связи. Синонимичные словосочетания.
работа в группах
Простое предложение и его виды.
Составление схем, переработка предложений
Виды сложного предложения: сложносочиненное, сложноподчинённое, бессоюзное. Знаки препинания в сложных предложениях.
составление схем предложений, практикум
Контроль знаний. Тест в формате
ОГЭ (часть 2)
Раздел 3 (часть3)(6ч)
Работа над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему.
алгоритм написания сочинения-рассуждения, речевые клише, коллективная работа, практикум
Контроль знаний. Написание сочинения-рассуждения в формате ОГЭ (часть С).
анализ и редактирование работ
коллективная работа
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Государственная итоговая аттестация как форма контроля. Спецификация как документ, перечисляющий особенности экзаменационной работы. Структура экзаменационной работы, распределение заданий и их дифференциация по уровням сложности. Задания частей 1, 2, 3. Тестовый характер заданий. Демоверсия по русскому языку.
Описание бланков регистрации и ответов участника ЕГЭ. Правила заполнения бланков ЕГЭ. Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом (часть 3).
2. Работа над частью 1. Изложение исходного текста.
3. Выделение микро- и макротемы . Составление плана с опорой на ключевые слова, несущие информацию: 1 абзац — это проблемный вопрос, в котором автор пытается разобраться; во 2 абзаце (основная часть) записать развитие мысли автора; 3 абзац — это вывод автора на основании своих размышлений. Составляя план, учащиеся должны учитывать тип речи , потому что функционально-смысловые типы речи строятся по-разному. Приёмы компрессии текста : а) исключения подробностей ( например: некоторых членов предложения или предложений, конкретизирующих смысл первого, в котором заключена основная мысль автора, исключение повторов, исключение фрагмента, имеющего менее существенное значение); б) обобщение однородных явлений (например: замена однородных членов синонимичным выражением, замена предложения или его части указательным местоимением, замена сложноподчинённого предложения простым); в) сочетание исключения и обобщения (например: слияние простых предложений в сложное, повествующих об одном и том же, одновременно исключая повторы, однородные члены и разные обособления).
4. Аудирование и письмо . Написание чернового варианта переработки информации текста, данного для сжатого изложения с учётом методических требований и комментариев учителя (чтение текста, составление плана и переработка информации с применением приёмов компрессии).
5. Контроль знаний (часть 1 ) Практикум по написанию и анализу сжатого изложения.
Раздел 2. Работа над частью 2 (тесты)
Задания части 1 связаны с внимательным прочтением текста и пониманием содержания. Задания части 2 связаны с грамматическими нормами (морфологическими и синтаксическими).
6. Повторение фонетики. Буквы и звуки. Звуко-буквенный анализ (звонкие и глухие, мягкие и твёрдые звуки, двойная роль букв е,ё,я,ю.
Повторение орфографии. Правописание гласных в корне: изменяемые и неизменяемые на письме; правописание приставок изменяемых, неизменяемых, пре-//при-; правописание корней с чередованием гласных о-а, е-и, с непроизносимой согласной. Слитное, дефисное, раздельное написание.
Способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный).
7. Повторение морфологии.
Разграничение самостоятельных и служебных частей речи. Нормы употребления частей речи.
Блок 1. Повторение морфологических признаков существительных, глаголов, прилагательных, причастий и деепричастий.
Блок 2. Правописание личных окончаний глаголов.
Блок 3. Правописание гласных в суффиксах глагольных форм.
Блок 4. Трудные случаи написания Н и НН в различных частях речи.
Блок 5. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.
Блок 6. Союзы сочинительные и подчинительные, союзные слова. 8. Лексика и фразеология.
Анализ текста. Лексическое значение слова. Выразительные средства лексики (слова однозначные и многозначные, в прямом и переносном значении, метафора, метонимия, синекдоха, эпитеты, сравнения, олицетворения). Фразеологизм и его признаки. Замена фразеологических оборотов синонимами.
Нормы сочетаемости.
9. Работа с текстом . Нахождение изобразительных средств языка в тексте, их толкование.
10 . Контроль знаний. Написание сочинения-рассуждения о роли выразительно-изобразительных средств в тексте. Соблюдение композиции сочинения-рассуждения: тезис, аргументы, вывод.
11.Повторение синтаксиса и пунктуации.
Словосочетание . Виды подчинительной связи: согласование, управление, примыкание. Синонимичные словосочетания .
12. Простое предложение, его грамматическая основа. Способы выражения подлежащего (существительное, субстантивированное прилагательное и причастие, местоимение, числительное, инфинитив). Виды сказуемого : простое и составное (составное глагольное и составное именное ).
Типы предложений : простое (односоставное и двусоставное ), простое осложнённое (уточняющие члены предложения, однородные члены, вводные слова и конструкции, обращения, обособленные определения, приложения, обстоятельства, дополнения), сложное (союзные, бессоюзные, с различными видами связи. Виды простого односоставного предложения : назывные, определённо-личные, неопределённо-личные, безличные.
Построение предложений с обособленным определением или обособленным обстоятельством . Знаки препинания при обособлении.
13. Виды сложного предложения: сложносочиненное, сложноподчинённое, бессоюзное. Знаки препинания в сложных предложениях. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными (подчинение последовательное, однородное, параллельное).
14. Контроль знаний. Тест в формате ОГЭ (часть 1, 2)
Раздел 3 (ч.3)
16. Контроль знаний (часть 3) Написание сочинения-рассуждения в формате ОГЭ (задания 15.1, 15.2 и 15.3)
17. Итоговое занятие. Анализ и редактирование работ.
Список основной литературы для учителя
1. И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева, Г.Т.Егораева «Русский язык. ОГЭ-9. Типовые тестовые задания» — М.: Экзамен, 2013.
2. Н.А.Сенина, С.В.Гармаш, С.А.Диденко, Г.Н.Кобякова «Русский язык 9 класс. Подготовка к ОГЭ» — Ростов-на-Дону: Легион, 2012.
3. Г.Т.Егораева «Русский язык. ОГЭ 9 класс» — М.: Экзамен, 2012.
4. Е.А.Гингель, Е.В.Бузина, Н.Ю.Бабанова (под редакцией И.П.Цыбулько) «Русский язык. Тематический контроль ОГЭ ФГОС» 9 класс — М.: Национальное образование, 2012.
5. Г.Т.Егораева «Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Образцы сочинений» — М.: Экзамен, 2013.
6. Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова «Русский язык. Сборник текстов» — М.: Дрофа, 2010.
7. В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик «Изложения: тексты с лингвистическим анализом» — М.: Линка-Пресс, 2010.
8. Т.А.Калганова «Сочинения различных жанров в старших классах» — М.: Просвещение, 2005.
9. Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю.Кашаева «Русский язык и культура речи» — Ростов-на-Дону, 2004.
10. С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко «Русский язык. Поурочные планы 9 класс» — Волгоград: Учитель, 2010.
11. А.Б.Малюшкин «Русский язык. Комплексный анализ текста» — М.: Сфера, 2003.
12. С.А.Диденко, Л.В.Диденко «Готовимся к экзамену по русскому языку: сочинение, изложение» — М.: МарТ, 2005.
13. Н.М.Шанский, М.Т.Баранов, М.М.Разумовская «Оценка качества подготовки выпускников по русскому языку» — М.: Дрофа, 2000.
14. Л.М.Серегина, О.А.Хорт «Русский язык. 9 класс. Коварные знаки препинания: элективный курс» — Волгоград: Учитель, 2007.
15. Н.В.Козловская, Ю.Н.Сивакова «Русский язык. Анализ текста» — Санкт-Петербург: Сага, 2004.
16. А.Г.Нарушевич «Методика работы над сочинением на лингвистическую тему»
Список литературы для учащихся:
1. В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова «Русский язык. Теория» — М.: Просвещение, 2012.
2. С.И.Львова, В.В.Львов «Русский язык». 8,9 кл. — М.:Мнемозина, 2013.
3. Е.И.Никитина «Русская речь» — М.: Просвещение, 2012.
4. Сборники типовых тестовых заданий по ОГЭ 9 класс (выпуски 2013,2014 г.г.).
4. Г.Т.Егораева «Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Образцы сочинений.» — М.: Экзамен, 2013.
5. Е.А.Гингель , Е.В.Бузина, Н.Ю.Бабанова «Русский язык. Тематический контроль ОГЭ ФГОС 9 класс» — М.: Национальное образование, 2012.
Общедоступные ресурсы международной сети «Интернет»:
http :// gia . edu . ru
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Рабочая программа элективного курса в 9 классе «Готовимся к ОГЭ по русскому языку»
Рабочая программа элективного курса «Готовимся к ОГЭ по русскому языку» построена на принципах обобщения и систематизации учебного материала за курс основной школы по предмету «Русский язык». Предлагаемый элективный курс предназначен для подготовки учащихся 9 класса к сдаче экзамена по русскому языку в форме ОГЭ.
В 9 классе на изучение русского языка отводится 3 часа, поэтому для успешной сдачи экзамена данный элективный курс будет востребован выпускниками.
Курс способствует психологической адаптации учащихся на экзамене, позволяет выпускникам легко ориентироваться в выпускной работе, подготавливает ребят к выполнению тестовой части, написанию сжатого изложения, сочинения-рассуждения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
![]()
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
![]()
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
![]()
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
![]()
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
![]()
Наладить дисциплину на своих уроках.
![]()
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса в 9 классе «Готовимся к ОГЭ по русскому языку»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красносельцовская средняя общеобразовательная школа»
Рузаевского муниципального района

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по русскому языку
«Готовимся к ОГЭ по русскому языку»
Составитель: Лайкова Елена Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
квалификационная категория: высшая
Рабочая программа элективного курса «Готовимся к ОГЭ по русскому языку» построена на принципах обобщения и систематизации учебного материала за курс основной школы по предмету «Русский язык». Предлагаемый элективный курс предназначен для подготовки учащихся 9 класса к сдаче экзамена по русскому языку в форме ОГЭ.
В 9 классе на изучение русского языка отводится 3 часа, поэтому для успешной сдачи экзамена данный элективный курс будет востребован выпускниками.
Курс способствует психологической адаптации учащихся на экзамене, позволяет выпускникам легко ориентироваться в выпускной работе, подготавливает ребят к выполнению тестовой части, написанию сжатого изложения, сочинения-рассуждения.
Актуальность данного курса несомненна. Данный курс учитывает новые условия проведения ОГЭ, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного варианта ОГЭ, даются подробные методические рекомендации для выполнения каждого задания, акцентируется внимание на трудных случаях. Учащиеся смогут овладеть навыками выполнения всех заданий ОГЭ, узнать, какие трудности подстерегают их при выполнении заданий, а также «подсказки» для успешного их выполнения. Также учащиеся овладеют приемами написания сжатого изложения и сочинения-рассуждения.
Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на всех без исключения заданиях, а также на наиболее характерных ошибках, особенно сложных случаях орфографии и пунктуации.
Элективный курс разработан с учётом последних официальных документов и берёт в основу демонстрационные тесты ОГЭ 2021 года.
При составлении программы элективного курса учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе. Работа над 1 и 3 частями экзаменационной работы проводится в I полугодии. Работа над 2 частью экзаменационной работы отнесена во II полугодие, так как это к этому времени будет изучена значительная часть нового учебного материала, что позволит учащимся выполнять тестовые задания, связанные с темой «Сложное предложение».
Элективный курс «Готовимся к ОГЭ по русскому языку» направлен на достижение следующих целей и задач:
Цель: осуществление поэтапной системной подготовки учащихся к выполнению заданий КИМов ОГЭ по русскому языку
Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
— грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
— владеть формами обработки информации исходного текста;
— через систему практических заданий и тренингов повторить, расширить и систематизировать знания учащихся по грамматике, орфографии, пунктуации и текстологии, проверяемых в ходе проведения экзамена в новой форме ;
— работать с тестовыми заданиями;
— определять роль лексических и грамматических явлений в тексте;
— уметь правильно подбирать примеры-аргументы при написании сочинения;
— четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
— самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
— работать с бланками экзаменационной работы.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки.
Программа курса рассчитана на 17 часов.
Темы элективного курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ОГЭ.
Программа элективного курса «Готовимся к ОГЭ по русскому языку» состоит из трех основных разделов:
3.Решение тестовых заданий формата ОГЭ.
Подготовка к сжатому изложению
Первая часть работы ОГЭ по русскому языку в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
— умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
— умение адекватно воспринимать авторский замысел;
— умение вычленять главное в информации;
— умение сокращать текст разными способами;
— умение находить и использовать в разных стилях речи языковые средства обобщённой передачи содержания.
Поэтому первые занятия курса посвящены повторению основных понятий: текст, его признаки, микротекст, тема, микротема, проблема, основная мысль. При работе с текстами необходимо тренировать учащихся в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Так как для изложения даются тексты публицистического стиля, нужно подробнее остановиться на особенностях (лексических, морфологических и синтаксических) этого стиля речи, его приметах, а также повторить типы речи, которые могут использоваться в предложенных текстах.
При работе над сжатием текста необходимо познакомить учащихся с элементами сжатия (упрощение, сокращение, обобщение).
Подготовка к сочинению-рассуждению
Третья часть работы ОГЭ содержит творческое задание (9 -1,2,3), которое проверяет коммуникативную компетенцию учащихся: умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.
Умение отстоять свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
Поэтому в данном курсе особое место отводится подготовке к сочинению-рассуждению. При этом необходимо остановиться на повторении понятий типы речи (повествование, описание, рассуждение), их признаках. Более подробно — на рассуждении (научном), его структуре и особенностях (лексических, морфологических, синтаксических), так как в основе собственного высказывания учащиеся будут использовать именно этот тип речи.
Подготовка к решению тестовых заданий
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с кратким открытым ответом (задания 2 — 8). Задания проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий этого текста, а также ориентированы на проверку орфографических знаний и умений.
Задания проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
При систематизации знаний орфографических правил в курсе отрабатываются те, которые необходимы на экзамене: правописание приставок, особенно пре- и при- правописание суффиксов глаголов, прилагательных и наречий, правописание безударной чередующейся гласной в корне.
При обобщении знаний по лексикологии рекомендуется больше работать над синонимами, их видами (стилистическими, текстовыми, смысловыми), над построением синонимических рядов (при выделении доминанты), а также выразительностью речи (метафорами, эпитетами, сравнениями).
Работая по темам, связанным с синтаксисом, необходимо подбирать примеры на определение грамматической основы предложения с трудными случаями, например, когда подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, а сказуемое – составное глагольное или составное именное. Особое внимание уделить заданиям по обособленным членам предложения.
Планируемые результаты элективного курса
В результате изучения курса девятиклассники будут психологически подготовлены к ОГЭ. То есть будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков ОГЭ, знать свои права и систему оценивания тестовых работ. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке как о системе и повысят процент качества знаний по русскому языку, что способствует успешной сдаче экзаменов.
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению
Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Предметные: знать/ понимать/ уметь
— знать трудные случаи правописания
— понимать их роль в общекультурном развитии человека
— объяснять языковое явление
— уметь применять знания при тестировании
— формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала
— формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
— определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;
— работать над расширением словарного запаса;
— опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
— работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
— четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
— выполнять различные типы тестовых заданий;
— самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
— четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
— хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
— правильно отмечать в бланке вариант ответа;
— вносить исправления в бланк экзаменационной работы
Содержание разделов злективного курса
1. Введение. Значение курса, его задачи (1 час).
Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и виды заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2021 г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.
2. Текст. Сжатое изложение (2 часа.).
Тема. Главная мысль текста. Сжатое изложение. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.
Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. Приемы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение.
3. Текст. Сочинение — рассуждение (4 часа).
Критерии оценивания задания 9- 1, 2, 3. Структура сочинения-рассуждения. Формулировка тезиса сочинения-рассуждения. Аргументы в сочинении. Приемы ввода примеров из исходного текста. Вывод сочинения-рассуждения. Композиционное оформление сочинения-рассуждения.
Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении.
4. Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий (10 ч).
Понимание текста. Целостность текста. Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Лексическое значение слова. Выразительные средства. Стили речи. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Простое осложненное предложение. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Словосочетание. Грамматическая основа предложения. Сложные бессоюзные предложения. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения.
Наименование
разделов и тем
Максималь- ная нагрузка учащегося, ч.
Источник: kopilkaurokov.ru