Во время подготовки к экзамену очень важно успеть изучить все темы. Чтобы правильно распределить свое время, желательно следовать определенному плану и постоянно отмечать, сколько материала уже пройдено.
План для подготовки к ОГЭ по истории потребуется всем ученикам, а особенно тем, кто принял решение готовиться самостоятельно. В общем виде он может выглядеть так:
1. Образование Древнерусского государства
2. Древнерусское государство в IX– XI вв.
3. Период феодальной раздробленности
4. Культура Руси домонгольского периода
5. Угроза с Запада. Александр Невский
6. Русь и Золотая Орда в XIII– XV вв.
7. Возвышение Москвы. Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III
8. Российское государство в XVI в. Иван Грозный
9. Культура XIII – XVI вв.
10. Смутное время
11. XVII век в России. Внутренняя и внешняя политика первых Романовых
12. Культура в XVII веке. Обмирщение русской культуры
13. Преобразования Петра I: государственное управление, социально-экономические реформы
Таймлайн Истории России | Вспоминаем все события и даты для ОГЭ
14. Внешняя политика Российского государства в конце XVII первой половине XVIII века: Азовские походы, Великое посольство, Прутский поход, Северная война
15. Эпоха дворцовых переворотов (1725 – 1762 гг.)
16. Просвещенный абсолютизм Екатерины II
17. Правление императора Павла I
18. Внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII в.: русско-турецкие войны, походы Суворова
19. Культура России XVIII в.
20. Внутренняя политика России в 1801-1812 гг. Александр I
21. Внешняя политика России первой четверти XIX в. Отечественная война 1812 г.
22. Внутренняя политика России в 1813-1825 гг. Александр I
23. Движение декабристов
24. Внутренняя и внешняя политика России второй четверти XIX в. Николай I
25. Общественное движение второй четверти XIX в.
26. Культура России первой половины XIX в.
27. «Великие реформы» Александра II
28. Общественное движение второй половины XIX в.
29. Правление императора Александра III
30. Внешняя политика России при Александре II и Александре III
31. Культура России второй половины XIX в.
32. Общественное движение начала XX в. и Первая русская революция
33. Внешняя и внутренняя политика России 1894 – 1914 гг. Николай II
34. Первая мировая война 1914 – 1918 гг.
35. 1917 год: Февральская и Октябрьская революции
36. Гражданская война. Первые мероприятия советской власти
37. Переход к новой экономической политике (НЭП) 1921 – 1928 гг.
38. СССР в сталинский период: вторая половина 20-х гг. XX в. – 1941 г.: индустриализация, коллективизация, культурная революция, репрессии
39. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.
40. СССР в послевоенные годы: 1945 – 1953 гг.
41. Культура СССР первой половины XX в.
42. СССР в 1953 – 1964 гг.: Н.С. Хрущев
43. СССР в 1964 – 1982 гг. Л.И. Брежнев
44. СССР в 1982 – 1991 гг.: перестройка, распад СССР.
Самые важные даты ОГЭ по истории | История ОГЭ 2022 | Умскул
45. Россия после распада СССР. 1991 – 2010-е гг.
Как видим, этот план состоит из 45 тем, которые необходимо изучить/повторить, чтобы успешно сдать ОГЭ по истории. Посмотрите, какие из них вы усвоили на «отлично», какие вам хотелось бы повторить, а какие для вас – совсем новые. По времени одна тема может занимать один урок, однако это совершенно не обязательно. Можно объединять несколько тем вместе и пропускать те, которые уже знает достаточно хорошо.
Как пользоваться таким планом? Идеальный вариант работы выглядит следующим образом: знакомство с темой – написание конспекта – тренировка на тематических заданиях – выполнение готового варианта ОГЭ. Таким образом, вы можете закрепить материал и применить свои знания на практике.
Если не получается сразу запомнить всю информацию, связанную с темой, лучше поставить себе несколько задач. Во-первых, выучить даты и личностей – это та необходимая «основа», к которой позже добавятся более глубокие знания. Кроме того, вопросов о правителях, государственных деятелях, полководцах, деятелях культуры и науки много в самом экзамене по истории.
Во-вторых, нужно изучить причины, следствия и итоги тех или иных событий. Желательно выписать их в тетрадь под отдельными пунктами (цифрами, буквами). Такой навык пригодится вам при выполнении заданий второй части экзамена, направленных на установление причинно-следственных связей.
Пример.
Причины русско-японской войны 1904 – 1905 гг.
1. Стремление России к «маленькой победоносной войне» для того, чтобы укрепить авторитет власти в обществе;
2. Недовольство Японии строительством КВЖД;
3. Недовольство Японии тем, что Россия арендует у Китая Ляодунский полуостров с военно-морской базой в Порт-Артуре;
4. Борьба двух стран за сферы влияния в Корее и Китае.
Итоги русско-японской войны 1904 – 1905 гг.
1. Поражение России;
2. Подписание в 1905 г. Портсмутского мирного договора;
3. Ослабление позиций России на Дальнем Востоке: утрата Южного Сахалина, военной базы в Порт-Артуре;
4. Недовольство в обществе поражением, рост революционной борьбы.
Таким образом, если вы научитесь правильно пользоваться планом подготовки, у вас сложится полная картина по каждой теме: даты, события, главные действующие лица, причины и итоги. Помните, что при знакомстве с темами «Культура» и «Внешняя политика», важно пользоваться иллюстрациями – смотреть картины, фотографии, карты военных действий.
Автор статьи Оксана Баринова
Спасибо за то, что пользуйтесь нашими материалами. Информация на странице «Программа подготовки к ОГЭ по Истории» подготовлена нашими редакторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к экзаменам. Чтобы успешно сдать необходимые и поступить в высшее учебное заведение или техникум нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий. Также вы можете воспользоваться другими материалами из данного раздела.
Публикация обновлена: 11.07.2023
Источник: ege-study.ru
Рабочая программа «Подготовка к ОГЭ по истории — 2020»
Рабочая программа элективного курса по истории для 9 класса разработана на основе: Федерального государственного стандарта основного общего образования, примерной программы (основного) общего образования по предмету «История» ( http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3838 ) и историко-культурного стандарта,
— Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов государственной итоговой аттестации 2020 года по истории;
— Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2020 году государственной итоговой аттестации по истории;
— Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2020 году государственной итоговой аттестации по истории.
Цель программы – подготовка учащихся к экзамену по истории через актуализацию знаний по основным темам курса; углубление представления учащихся по предмету, повторение и систематизация знаний посредством работы над проблемными задачами и тестовыми заданиями.
Задачи программы:
— сформировать представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
— сформировать умения работы с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
— формирование и закрепление системы научных (логических и образных) знаний и представлений обо всех достаточно значимых событиях, явлениях и процессах отечественной истории с древнейших времён до конца 1914 г.;
— акцентировать внимание учащихся на тех учебных аспектах и темах, которые являются для них трудными, сложными;
— овладение элементарными методами исторического познания, умениями и навыками работы с различными источниками исторической информации.
Требования к результатам:
Личностные результаты: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.); формирование исторической компетентности; осознание своей идентичности как гражданина страны; локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность
Метапредметные результаты: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; ориентироваться на разнообразие точек зрения и мнений; учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, документов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов; уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; уметь осуществлять синтез как составление целого из частей; уметь осуществлять сравнение; уметь устанавливать причинно-следственные связи; уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; уметь устанавливать аналогии; осуществлять расширенный поиск информации; выбирать средства для организации своего поведения; запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; начинать и заканчивать действие в нужный момент.
Формы: индивидуальная; групповая; фронтальная.
Методы работы: лекции, работа с историческими источниками, выполнение заданий по датам, эпохам.
Программа курса предполагает проведение довольно большого числа практических занятий, на которых учащимся представится возможность на практике применить полученные знания и проявить себя. Большую роль в обучении с помощью элективных курсов играет самообразование, которое выходит на новый уровень: школьник с большей ответственностью подходит к подготовке, поскольку он сам выбрал данный предмет, и он ему действительно интересен. Кроме того, элективный курс даёт отличную возможность использовать новейшие технологии для улучшения усвоения материала. И, наконец, ученики, изучающие определенное направление в небольшой группе, всегда могут попросить учителя заострить внимание на том пункте программы элективного курса, в котором у них возникли наибольшие трудности.
Умения и навыки, которые необходимо получить учащимся.
По окончанию курса, ученики должны быть готовы к выполнению экзаменационной работы. Готовность ученика к экзамену включает умение выполнять предложенные задания, способность к самоконтролю, умение правильно распределить отведенное время на выполнение тестовых заданий, психологический настрой, концентрация внимания.
Контроль знаний. Для текущего контроля на каждом занятии учащимся рекомендуется серия заданий, часть которых выполняется в классе, а часть — дома самостоятельно.
Согласно действующему базисному учебному плану рабочая программа элективного курса предусматривает обучение в объеме 1 час в неделю — 34 часа в год.
Особенности оборудования занятий
Комплект учебных карт по истории
Тренинги по темам
Тесты в системе он-лайн
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Подготовка к ОГЭ по истории» (34 часа)
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Рабочая программа Подготовка к ОГЭ по истории. 9 класс
календарно-тематическое планирование по истории (9 класс) на тему
Рабочая программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование.
Скачать:
| |
173.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Директор Председатель м/о
«__30___» «__августа___________» 2017 г. Протокол №1
« 30 » « августа » 2017 г.
учителя истории и обществознания Федоровой Елены Викторовны
по курсу внеурочной деятельности по истории
« Подготовка к ОГЭ» 9 класс
Количество часов в неделю ___1___, в год ___34___
Учебники: «Новейшая история. 20 век» Шубин А.В. М.; Издательский дом «Новый учебник». 2010 г.; « История России 20 – начало 21века» Данилов А.А., Косулина Л.Г. М.; Просвещение.
Московский учебник. 2008 г.
Планирование составлено на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений 5-9 классы. Всеобщая история с древнейших времен до начала 21 века. М.; Дрофа. 2013 г.; Примерной программы по учебным предметам. Стандарты Второго поколения.
История. 5-9 класс. М.; Просвещение. 2010 г.; Программы Шубина А.В. «Всеобщая история. Новейшая история 9 класс».
М.; Дрофа. 2010 г.; Программы Данилова А.А., Косулиной Л.Г. История России 6-9 класс. М.; Просвещение. 2011 г.
2017-2018 учебный год.
Нормативно-правовая основа рабочей программы по истории
Планирование составлено на основе:
Программы для общеобразовательных учреждений 5-9 классы. Всеобщая история с древнейших времен до начала 21 века. М.; Дрофа. 2013 г.; Примерной программы по учебным предметам. Стандарты Второго поколения. История.
5-9 класс. М.; Просвещение. 2010 г.; Программы Шубина А.В. «Всеобщая история. Новейшая история 9 класс». М.; Дрофа. 2010 г.; Программы Данилова А.А., Косулиной Л.Г.
История России 6-9 класс. М.; Просвещение. 2011 г.
В результате изучения истории ученик должен:
- основные этапы и ключевые события истории России и мира 20- начала 21 века;
- выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- называть характерные, существенные черты: социально-экономического развития и политического строя стран мира 20-начала 21вв.; положения разных слоев населения; внутренней и внешней политики; идеологии и практики общественных движений;
- соотносит ь общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки и культуры; приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей, характера и значения социальных реформ, внешнеполитических событий и войн, революций; высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей;
- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках; сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценок сущности современных событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «История» на этапе основного общего образования являются:
- сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках:
— на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
— на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
— на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей;
— на определение собственного отношения к явлениям и процессам, формулирование своей точки зрения.
- Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщения, презентация, реферат, эссе и др.).
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Знакомство со структурой экзаменационной работы по истории России и особенностями выполнения различных видов заданий.
Народы и государства на территории нашей страны в древности
Заселение территории нашей страны. Народы, проживавшие на территории России до середины I тысячелетия до н.э. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат.
Хазарский каганат. Волжская Булгария. Восточные славяне:расселение, соседи, занятия, общественный строй. Кочевые народы Степи. Язычество.
Распространение христианства, ислама, иудаизма.
Русь в IX — начале XII в.
Соседская община. Город. Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства. Рюриковичи.
Князь и дружина. ВладимирI.Крещение Руси. Ярослав Мудрый. «Русская Правда». Категории населения. Княжеские усобицы. Владимир Мономах.
Международные связи Древней Руси.
Русские земли и княжества в XII — середине XV в.
Политическая раздробленность Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Галицко-Волынское княжество. Новгородская боярская республика. Удельные князья. Бояре.
Свободное и зависимое население.
Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание. Золотая Орда. Экспансия с Запада. Александр Невский. Русь и Орда. Русь и Великое княжество Литовское. Восстановление хозяйства.
Формы землевладения. Начало объединения русских земель. Иван Калите. Куликовская битва. Дмитрий Донской.
Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергий Радонежский.
Российское государство во второй половине XV — XVII в.
Борьба против Орды. Свержение золотоордынского ига. Иван III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Становление органов власти Российского государства.
Судебник 1497 г. Местничество.
Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Земские соборы. Расширение Русского государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Казачество.
Ливонская война. Опричнина. Прекращение династии Рюриковичей. Смута вначалеXVII вв. Самозванцы.
Борьба против внешней экспансии. К.Минин. Д.Пожарский. Россия при первых Романовых. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права.
Новые явления в экономике.
Мануфактуры. Развитие торговых связей. Отмена местничества.
Церковный раскол. Никон и Аввакум. Социальные движения второй половины XVII в. Степан Разин. Внешняя политика России в XVIIв. Вхождение в состав России Левобережной Украины.
Завершение присоединения Сибири.
Культура народов нашей страны с древнейших времен до конца
Формирование древнерусской культуры. Фольклор. Религиозно-культурное влияние Византии. Письменность. Живопись и зодчество.
Культурный подъем в XII – начале XIII в. Своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах. Монгольское завоевание и русская культура .
Формирование культуры Российского государства. Московский Кремль. Андрей Рублев. Литература. Книгопечатание.
Иван Федоров. Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси.
Россия в XVIII – середине XIX вв.
Преобразования первой четверти XVIII в. Петр I. Строительство мануфактур. Создание регулярной армии и флота. Северная война.
Образование Российской империи. Абсолютизм. Табель о рангах. Подчинение церкви государству. Крепостнический характер экономики и зарождение буржуазных отношений.
Дворцовые перевороты. Фаворитизм. Расширение прав и привилегий дворянства . Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Оформление сословного строя. Социальные движения.
Е.И. Пугачев. Россия в войнах второй половины XVIII в. А.В. Суворов. Н.П.
Румянцев. Ф.Ф. Ушаков. Присоединение новых территорий. Внутренняя политика в первой половине XIX в. М.М. Сперанский. Отечественная война 1812 г. Россия иобразование Священного Союза. Движение декабристов.
Общественная мысль во второй четверти XIX в. Официальная государственная идеология. Западники и славянофилы. Утопический социализм. Начало промышленного переворота. Присоединение Кавказа.
Крымская война.
Россия во второй половине XIX – начале ХХ вв.
Реформы 1860 — 1870-х гг. и процесс модернизации в России. Александр II . Отмена крепостного права. Земство. Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества.
Попытки контрреформ 1880-х гг. Общественные движения второй половиныXIXв.
Национальная политика и национальные движения. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Россия в военно-политических блоках. Государственный капитализм. Формирование монополий.
Иностранный капитал в России. С. Ю. Витте . Обострение социальных противоречий в условиях модернизации. Русско-японская война. Революция 1905-1907 гг. Манифест 17 октября. Государственная Дума. Политические течения и партии. П.А.
Столыпин. Аграрная реформа. Промышленный подъем. Россия в Первой мировой войне. Назревание революционного кризиса.
Революция в России в 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы.
Российская культура в XVIII – начале ХХ вв.
Светский характер культуры. Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры. Наука и образование. Литература и искусство.
Демократические тенденции в культурной жизни на рубеже XIX-XX вв.
Советская Россия – СССР в 1917-1991 гг.
Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. В.И. Ленин.
Учредительное собрание. Распад Российской империи . Выход России из Первой мировой войны. Гражданская война. Иностранная интервенция.
Белое движение . Политика большевиков и установление однопартийной диктатуры. «Военный коммунизм». Кризис 1920-1921 гг. НЭП. Образование
СССР. Поиск путей построения социализма. Советская модель модернизации. Индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства. Коренные изменения в духовной жизни.
Формирование централизованной (командной) экономики. Власть партийно-государственного аппарата. И.В. Сталин. Массовые репрессии.
Конституция1936г. СССР в системе международных отношений в 1920-х – 1930-х гг.
СССР во Второй мировой войне. Великая Отечественная война
СССР во Второй мировой войне. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Этапы и крупнейшие сражения войны. Московское сражение. Сталинградская битва.
Битва на Курской дуге. Коренной перелом в ходе в войны. Вклад СССР в освобождение Европы. Г.К. Жуков. Советский тыл в годы войны. Геноцид на оккупированной территории. Партизанское движение. СССР в антигитлеровской коалиции. Итоги Великой Отечественной войны.
Послевоенное восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 40-х – начала 50-х гг. «Оттепель». XX съезд КПСС. Н.С. Хрущев.
Реформы второй половины 1950 — начала 1960-х гг.
Замедление темпов экономического развития. «Застой».Л.И.Брежнев . Кризис советской системы. Внешняя политика СССР в 1945 — 1980-е гг. Холодная война. Достижение военно-стратегического паритета. Разрядка. Афганская война. Перестройка.
М.С.Горбачев. Противоречия и неудачи стратегии «ускорения». Обострение межнациональных противоречий. Демократизация политической жизни. Августовские события 1991 г. Распад СССР.
Образование СНГ.
Культура советского общества
Утверждение марксистско-ленинской идеологии. Ликвидация неграмотности. Социалистический реализм в литературе и искусстве.
Советская интеллигенция. Оппозиционные настроения в обществе. Достижения советского образования, науки и техники.
Образование Российской Федерации как суверенного государства. Б.Н. Ельцин. Переход к рыночной экономике. События октября1993г. Принятие Конституции Российской Федерации . Российское общество в условиях реформ. В.В.Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность.
Культурная жизнь современной России. Россия в мировом сообществе
Источник: nsportal.ru