От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности — они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой.
Развитие речи ребенка — эта главная и приоритетная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Дополнительная образовательная программа “Обучение грамоте” призвана оказать помощь педагогу в организации занятий с дошкольниками.
Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности, в процесс которой входит способность воспринимать информацию, понимать информацию записанную (передаваемую) тем или иным способом, воспроизводить её.
Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, т.к. является частью процесса речевого развития. Оно способствует формированию навыков языкового анализа и синтеза, обогащению словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи. Чтение выступает одним из способов получения информации и возможности использовать её.
Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе
Необходимость обучения чтению в старшем дошкольном возрасте способствует успешной адаптации ребёнка к новым условиям обучения в школе. От уровня сформированности навыков осознанного чтения зависит успешность обучения в школе.
По утверждению А.Н.Корнева, Р.С. Немова, обучение чтению необходимо начинать в 5 – 7 лет, так как в этом возрасте формируется устойчивый познавательный интерес. Данный возраст является сенситивным периодом проявления интереса к чтению, по мнению М. Монтессори.
· Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.
· «Типовое положение о дошкольн6ом образовательном учреждении», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 № 666.
· «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях», СанПиН 2.4.1.3049-13 (от29 мая 2013 года №28564)
· «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. №2562 « Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Данная рабочая программа разработана на основе методических рекомендаций: М. Д. Маханева, Н. А. Гоголева, Л. В. Цыбирева «Обучение грамоте детей 5 -7 лет»
Обучение грамоте предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи.
С чего начинать обучение грамоте?
Развиваются чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух, формируется правильное звуко — и слово-произношение. Дети учатся правильно составлять предложения, составлять рассказы по картинке, по данному началу, грамотно формулировать ответы на вопросы и т.д. В результате этих упражнений ребенок учится переносить сформированные речевые навыки на новый материал, умению пользоваться ими в самостоятельной речи. Навыки самостоятельных связных рассказов формируются в течение довольно длительного времени и требуют терпения, настойчивости, внимания и такта со стороны взрослого. Очень важно следить за тем, чтобы самостоятельные высказывания ребенка были логичные, последовательные и грамматически правильные.
Принцип доступности. Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью и обучающей средой, поэтому использование игровых технологий положительно влияет на процесс обучения грамоте.
Целью Программы является комплексная подготовка детей к школе, речевое развитие детей, ознакомление детей со звуковым анализом и подготовки их к усвоению грамоты, развитие интереса и способностей к чтению.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. (ФГОС)
Развивающие:
Воспитательные:
Условия реализации программы
Программа обучения грамоте реализуется в учебной и игровой деятельности. Возрастные особенности дошкольников обязывают проводить занятия в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала. Для снятия напряжения применяются физкультминутки и малоподвижные игры.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия осуществляются 1 раз в неделю 25-30 минут. Общее годовое количество часов – 36.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО СРАВНЕНИЮ С ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММОЙ
Отличительными особенностями рабочей программы от программы М. Д. Маханева, Н. А. Гоголева, Л. В. Цыбирева «Обучение грамоте детей 5 -7 лет» является изменение количества учебных недель, изменение часов на изучение тем, расширение содержания учебного материала. Это обосновано необходимостью для успешной реализации задач по подготовке детей к школьному обучению.
Организация процесса обучения
Основная форма организации работы с детьми — фронтальные занятия с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Занятия строятся в занимательной, игровой форме.
Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»:
Занятия проводятся с сентября по май месяц учебного года.
В структуре занятий выделяются следующие этапы: организационный момент, повторение пройденного, изложение нового материала, его закрепление, обобщение изученного материала и подведение итогов занятия.
Продолжительность одного занятия 30 минут. В середине занятия проводится физкультурная пауза
Занятия основываются на литературном материале: загадки, стихи, сказки. В каждом занятии предлагаются задания по подготовке руки к письму. Все задания построены по принципу постепенного усложнения. Выполняя их, дети учатся читать слоги, определять количество слогов в слове, делать простейший звуковой анализ слов.
Актуальность программы.
В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Главная причина актуальности этой проблемы – возросшие требования школ, а особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам.
Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звукослоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу. Кроме этого, занятия по подготовке детей к овладению грамотой носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетических качеств личности ребенка.
Ребенок начинает пользоваться родным языком с раннего детства, но не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С начала обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из отдельных слов, слова — из слогов, слоги — из звуков, звуки обозначаются буквами.
С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте — формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове. Уровень речевого развития, на который выходит ребёнок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьёзному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому старший дошкольный возраст – это период серьёзной подготовки детей к обучению в школе.
Новизна программы состоит в том, что занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач, на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты. Программа органически соединяет традиции отечественной педагогики и новейшие достижения в методике дошкольного обучения.
Программа имеет социально – педагогическую направленность, при еѐ выполнении ребенок получает определенные знания, умения, навыки, а также учится адаптироваться в социальной среде.
Характеристика речевого развития детей 6-7 лет.
Словарный запас детей этого возраста увеличивается за счет качественного совершенствования. К 7 годам количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 3500-4000.Активно используются синонимы и антонимы, Начинают применяться слова и выражения с переносным значением. Дети овладевают новыми понятиями.
Обогащение словаря происходит за счет точного названия качества предметов (материал, форма, цвет, размер)
Дошкольники правильно согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе и падеже; изменяют слова в предложениях для обозначения одного и того же предмета.
Самостоятельно образуют степени сравнения прилагательных, новые слова с помощью суффиксов, правильно употреблять глаголы.
Используют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
В развитии связанной речи происходит существенные изменения.
Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. В диалоге дети используют предложения различной конструкции. Могут самостоятельно формулировать и задавать вопросы.
Дети совершенствуют свои умения в составлении описательных рассказов о предметах, по серии картин. У дошкольников формируется умение развивать сюжет в логической последовательности. Но одной из сложнейших задач остается составление рассказов из личного опыта в логической последовательности.
Предполагаемые результаты
· Уметь чисто и правильно произносить все звуки родного языка;
· Упражняться в правильном звукопроизношении в процессе повседневного общения;
· Уметь различать понятия «звук», и «буква» (различать гласные-согласные звуки, твёрдые- мягкие звуки);
· Знать все буквы русского алфавита, уметь передавать их графически на доске
· Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства (схема состава слова, интонационное выделение звуков в слове);
· Определять место звука в слове;
· Давать характеристику звуку (гласный — согласный, твёрдый мягкий), доказывая свой ответ грамотным научным языком
- Правильно и плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами;
· Уметь делить слова на слоги и производить звуковой анализ слова;
· Уметь выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове;
· Понимать и использовать в речи термин, предложение, составлять предложение из 3- 4 слов, делить предложения на слова, называя их по порядку, определять интонационно предложение и завершать его . ! ? знаками
· Уметь работать в тетради в клетку, соблюдая все требования печатного письма
· Уметь правильно использовать грамматические формы для точного выражения мыслей
· Замечать грамматические ошибки в речи сверстников и исправлять их
· Уметь образовывать слова, пользуясь суффиксами, приставками, соединением слов
· Придумывать предложения с заданным количеством слов, вычленять количество и последовательность слов в предложении
· Правильно согласовывать слова в предложении употреблять предлоги, пользоваться несклоняемыми существительными
Методическое обеспечение программы выстроено с опорой на следующие источники:
М. Д. Маханева , Н.А. Гоголева. Обучение грамоте детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: Творческий центр СФЕРА, 2010.
Н. А. Гоголева «Я учу звуки и буквы» рабочая тетрадь М.: Творческий центр СФЕРА, 2010
Л. Е. Журова «Азбука для дошкольников» рабочая тетрадь М.: Издательский центр Вентана — Граф 2011
Источник: solncesvet.ru
Программа по обучению грамоте детей подготовительной группы «По дороге к школе»
В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Как отмечается в литературе, в последнее десятилетие растет число детей с отклонениями в развитии, в том числе и речевом. Речь ребенка в целом понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования.
Небольшие отклонения не беспокоят родителей и воспитателей. Но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат — плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз.
Неумение читать или медленное (побуквенное) чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Кроме того, семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов. Занятия по подготовке детей к овладению грамотой направлены на общее развитие ребенка, на полноценное овладение навыком осознанного чтения, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.
Публикация «Программа по обучению грамоте детей подготовительной группы „По дороге к школе“» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Актуальность разработки программы кружка «По дороге к школе» обусловлена поиском путей совершенствования процесса подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Цель программы — создание важнейших предпосылок для успешного обучения грамоте детей в школе.
-Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
— Развитие звукобуквенного анализа слова.
— Формирование элементарных навыков чтения и
первоначальных навыков письма.
развивать фонематическое восприятие;
развивать грамматический строй и связную речь.
совершенствовать эмоционально-волевые качества;
воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества.
Программа разработана для старших дошкольников в
соответствии ФГОС и составлена с учетом реализации
межпредметных связей по разделам:
1. «Познавательное развитие». Расширяются знание детей о
понятии «звук», «слог», «слово», «предложение»; о основных свойствах фонематического (звукового) строения слова; формируются навыки работать с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;
2. «Физическое развитие». Используются упражнения на релаксацию, физминутки, артикуляционные гимнастики, пальчиковые упражнения.
3. «Художественно-эстетическое развитие». Использование на занятиях художественного слова, использование малого фольклора (загадок, потешек, заучивание стихотворений. Умение ориентироваться на листе, на широкой строке. Овладение графическими умениями. Использование альбомов с практическими заданиями (штриховать, закрашивать, соединять, дорисовывать и т. д.).
4. «Социально-коммуникативное развитие» Используются игры с детьми и игровые упражнения с использованием наглядного материала, игрушек. Использование настольных, дидактических игр с буквами, со словами; чтение книжек, отгадывание кроссвордов, схем, решение ребусов.
5. «Речевое развитие». Используются стихотворные тексты для эстетического воспитания и развития речи, и для формирования и совершенствования речевого слуха; упражнения выделять интонационно звук в слове, слово в предложении. Формирование мелодики речи, навыков постановки логического ударения, умение управлять темпом и ритмом речи, научить ребенка выделять значимую информацию, точно передавать в речи свои мысли и чувства.
Планирование занятий ведётся в зависимости от возрастных особенностей воспитанников. Образовательная деятельность строится в занимательной, игровой форме.
Форма и режим занятий.
Количество детей в подгруппе :10-11 человек.
Набор в группу производится в начале учебного года на свободной основе из числа детей, посещающих подготовительную группу.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 25-30 мин. Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами».
Сформированы такие умения и навыки детей, которые будут
способствовать успешному школьному обучению :
• развит фонематический слух и восприятие;
• правильно произносят все звуки;
• выделяют из слов звуки;
• отчетливо и ясно произносят слова;
• усвоили лексико-грамматический строй речи;
• выделяют слова и предложения из речи;
• соблюдают орфоэпические нормы произношения;
• развиты навыки звукового анализа и синтеза;
• развиты графо-моторные навыки;
• развита тонкая ручная моторика
• овладели звуко-буквенными обозначениями;
• овладели умением слияния букв в слоги разной степени трудности;
• овладели умением читать и одновременно понимать смысл
Перспективный план работы по обучению детей грамоте
Тема Кол занятий
неделя Давайте познакомимся Веселый язычок. 1 Формирование у детей живого интереса к обучению грамоте, к речевым играм. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале неречевых звуках.
неделя Звук (а) 1
Обучение детей правильно выполнять артикуляционную гимнастику. Развитие фонематического слуха на основе слов, близких по звуковому составу. Выделение гласного звука (а) из потока звуков.
неделя Звук (у) 1 Обучение детей правильно выполнять артикуляционную гимнастику. Выделение гласного звука (у) в начале слова (утка, удочка, улица)
неделя Звук (и) 1 Обучение детей правильно выполнять артикуляционную гимнастику. Выделение гласного звука (и) в начале слова (Ира, ива, индюк, игра) Звуковой анализ слогов ау-уа-ауи.
период Тема Кол занятий Содержание
неделя Звук (э)
Звук (о) 1 Обучение детей правильно выполнять артикуляционную гимнастику. Выделение гласного звука (э) в начале слова (Эдик, этаж, экран, эхо.) Выделение гласного звука (о) из потока звуков, а также в начале слова (осы, Оля, ослик, окно)
неделя Звуки (м, (м”) 1 Обучение детей правильно выполнять артикуляционную гимнастику. Выделение согласного звука (м) в конце слова. Выделение согласных звуков (м, (м”) в начале слова.
неделя Звуки (п, (п”) 1 Обучение детей правильно выполнять артикуляционную гимнастику. Определение наличия или отсутствия звука в слове. Анализ и синтез слогов ап-па. Определение места звука в слове (начало, середина, конец)
Звуки (н, (н”) 1 Обучение детей правильно выполнять артикуляционную гимнастику. Определение наличия или отсутствия звуков (н, (н”) в словах.
период Тема Кол. занятий Содержание
неделя Звуки (б, (б”) 1 Выделение звука (б) среди других согласных звуков. Позиция звука в слове (начало, середина) Обучение детей правильно выполнять артикуляционную гимнастику. Звуковой анализ слогов
неделя Звуки (б, (п)
1 Полный анализ односложного слова Бим Определение позиции звука (в) в слове (начало, середина). Звуковой анализ слова ива
неделя Звуки (в, (в”)
1 Различие твердых и мягких звуков (в, (в”)
неделя Звуки (д, (д”)
1 Различие твердых и мягких звуков (д, (д”) Звуковой анализ односложных слов: дом, мак, лук
период Тема Кол. занятий Содержание
неделя Звуки (т, (т”) 1 Выделение звука (т) в потоке звуков. Позиция звука в слове. Звуковой анализ слова ТомРазличение твердых и мягких звуков (т, (т”)
неделя Звуки (д, (т)
1 Дифференциация звуков (т, (д) Деление слова на слоги, различение коротких и длинных слов.
неделя Звуки (ф, (ф”)
Звуки (в, (ф) 1 Различие твердых и мягких звуков (ф, (ф”)
Дифференциация звуков (в, (ф)
период Тема Кол. занятий Содержание
неделя Звуки (к, (к”) 1 Выделение звука (к) из потока согласных звуков и всловах. Звуковой анализ слова котРазличение твердых и мягких звуков (к, (к”) Звуковой анализ слова кит
неделя Звуки (г, (г”) 1 Определение наличия или отсутствия звука (г) в словах. Различение твердых и мягких звуков (г, (г”). Звуковой анализ и синтез слов.
неделя Звуки (к, (г)
1 Дифференциация звуков (к, (г)Звуковой анализ слова кони
неделя Звуки (х, (х”)
1 Выделение согласного звука (х) среди других звуков. Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец)
Различение твердых и мягких звуков (х, (х”). Звуко-слоговой анализ слова мухи.
неделя Звуки (с, (с”)
1 Определение наличия или отсутствия звука (с) в словах. Нахождение места звука в словах
Различение твердых и мягких звуков (с, (с”). Звуко-слоговой анализ слова гуси.
неделя Звуки (з, (з”)
1 Выделение в речи звука (з). Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец). Различение твердых и мягких звуков (з, (з”). Звуко-слоговой анализ слова замок.
Дифференциация звуков (с, (з)
неделя Звуки (с, (з, (ц) 1 Выделение в речи звука (ц). Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец)
Дифференциация звуков (с, (з, (ц)
неделя Звук (ш)
1 Выделение в речи звука (ш). Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец) Звуко-слоговой анализ слова шапка
неделя Звуки (с, (ш)
1 Дифференциация звуков (с, (ш)
неделя Звук (ж)
1 Выделение в речи звука (ж). Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец)
Подбор слова к схемам звукового анализа
неделя Звуки (з, (ж)
Звуки (ш, (с) 1 Дифференциация звуков (з, (ж)
Дифференциация звуков (ш, (с)
неделя Звук (ч)
1 Выделение в речи звука (ч). Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец)
Звуко-слоговой анализ слова жучка
неделя Звук (щ) 1 Определение наличия или отсутствия звука (щ) в словах. Нахождение места звука в словах
(начало, середина, конец)
неделя Звуки (ч, (щ, 1 Дифференциация звуков (ч, (щ)
неделя Гласные и согласные звуки
Слова и предложения 1 Синтез звуков в словах
Определение количества слогов в словах, составление схем простых предложений.
неделя Звуки и слоги
1 Закрепление пройденного материала.
Публикации по теме:
Конспект логопедического занятия по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе «Приключения Буратино» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29» Конспект логопедического занятия по обучению детей грамоте.
Конспект непрерывной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР Конспект непрерывной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР. На тему: Дифференциация.
Конспект НОД по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Звук [ч]. Буква Ч» Тема:«Звук ч. Буква Ч» Цель: познакомить детей со звуком [ч] и буквой Ч. образовательные задачи: 1) закрепить умение детей выделять звук.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: Звук и буква И Цель: знакомство с буквой И Задачи: Образовательные: учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Задачи: Образовательные: • совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные, согласные (мягкий, твердый, глухой, звонкий);.
Конспект занятия для детей по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Задания мудрого ежа» Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. Задачи: — Совершенствовать.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе детей с ЗПР Занятие по подготовке к обучению грамоте детей с ЗПР подготовительной к школе группы «День рождения звуковичков М и Мь» Коррекционно-образовательные.
Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Знакомство с буквой Ю» НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Знакомство с буквой Ю». Цели: 1. Познакомить с гласными буквами «Ю», «ю»;.
Источник: www.maam.ru
Рабочая программа Букваренок Обучение грамоте в подготовительной группе
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)
Разработанная мною программа кружка «Букваренок» предназначена для детей 6-7 лет МДОУ № 21 «Росинка» комбинированного вида для коррекционного обучения.
Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух, который лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии), четкая артикуляция звуков (что обеспечивает правильное проговаривание), значение зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой, выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом) и пр.
Старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму. Проблема готовности ребенка к овладению чтением и письмом является одной из самых актуальных при организации работы с детьми дошкольного возраста.
В старшем дошкольном возрасте уровень речевого развития ребенка выводит его на серьезный этап. Ребенок вплотную подходит к овладению письменными формами речи (чтением и письма). Дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма) становятся первопричинами плохой успеваемости в школе.
Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме готовности детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой показало, что в последнее время увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы.
Хорошо известно, насколько сложна и объемна программа начальных классов и как порой трудно не умеющему читать ребенку освоить ее курс. И особенно трудно приходится первокласснику.
По-другому чувствуют себя уже умеющие читать дети. Они легче вписываются в процесс обучения, им комфортней на новой ступени образования.
Чтобы научить ребенка читать до школы, необходимо учитывать следующее: во-первых, необходимо использовать игровые приемы, не утомляющих и не напрягающих ребенка; во-вторых, система обучения должна быть согласована со школьными программами и обязательно иметь познавательную основу.
- Осознанное овладение детьми системой звуков (фонем) русского языка.
- Обучение грамоте звуковым аналитико-синтетическим методом от простого к сложному.
- Анализ и синтез в процессе обучения.
- Обучение по слоговому принципу.
- Предупреждение нарушений письменной речи.
- Обучать звуковому анализу слов.
- Учить читать прямые и обратные слоги.
- Расширение словарного запаса детей.
- Формирование умения правильно строить предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения.
- Знакомство со слоговой структурой слова.
- Формировать умение пересказывать.
- Подготовка руки к письму.
- Познакомить детей с понятием «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение».
- Развивать у детей фонематические процессы, формировать ориентировку в звуковой системе языка.
- Обучать звукобуквенному анализу слов.
- Обучать детей плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами и небольшими предложениями.
- Развитие мелкой моторики.
- Приобщение к художественной литературе.
- Развитие слухового восприятия.
- Развитие графических навыков.
- Воспитание умения работать.
- Воспитание нравственных качеств.
- Воспитание самостоятельности при выполнении заданий.
Возраст детей, на которых рассчитана программа: от 6 до 7 лет.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на 1 год обучения.
Количество занятий: 70 занятий в год, каждое занятие длительностью по 30 минут 2 раза в неделю.
- Упражнения на развитие фонематического восприятия.
- Заучивание стихов для запоминания образа буквы.
- Фронтальная работа с букварем и рабочей тетрадью.
- Элементы игры или словесные игры.
- Физкультминутки.
- Индивидуальная работа детей с разными азбуками (работа с загадками и пр.)
- Всевозможные игры и упражнения.
- Итоги.
Основные методы, используемые при реализации программы:
- Наглядные – показ образца задания, рассматривание картин.
- Практические – упражнения, игровой метод, моделирование.
- Словесные – рассказы, чтение художественной литературы.
Основной принцип работы.
В основе программы лежат следующие принципы :
- Принцип научного подхода – подкрепление всех форм обучения научно обоснованными и практически адаптированными методиками.
- Принцип гуманизации образования, диктующий необходимость бережного отношения к каждому воспитаннику;
- Принцип индивидуализации и дифференциации обучения, развитие творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого.
- Принцип системности и последовательности , обеспечивающий взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы (от простого к сложному). Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и упражнений.
- Здоровьесберегающий принцип . Количество и время проведения занятий соответствует возрасту детей. Упражнения подобраны в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами. Вся деятельность педагога направлена на оздоровление детей.
- Принцип сочетание игровых и учебных видов деятельности. Постепенный переход от игры к учебно-познавательной деятельности.
- Принцип комплексности. Развитие ребёнка — комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции (например, речи) определяет и дополняет развитие других.
Законодательное и научно – методическое обеспечение программы.
- Закон РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» с изменениями и дополнениями (действующая редакция от 01.12.2012) ;
- Конвенция о правах ребенка 20.11.1989 г.;
- Образовательная программа МКДОУ ДС № 60
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15 мая 2013 г
- Знать термины (звук, буква, слог, слово, предложение, гласные, согласные – твёрдые и мягкие, звонкие и глухие)
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- совершенствовать фонематическое восприятие;
- овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи;
- иметь первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза;
- иметь первичные навыки послогового чтения;
- владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания букв, слогов, слов в пределах программы;
- иметь достаточно развитые графо-моторные навыки;
- уметь пользоваться магнитной доской, разрезной азбукой, звуковыми линейками, наборным полотном;
- быть психологически подготовленным к школьному обучению.
Рабочая программа составлена с учетом методических пособий:
- Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. — М.: Айрис Пресс, 2008.
- Косинова Е.М. «Логопедический букварь». — М.: Махаон, 2019.
- Косинова Е.М. «Пишем вместе с логопедом». — М.: Махаон, 2019.
- МарцинкевичГ.Ф.: Обучение грамоте детей дошкольного возраста.Издательство Учитель, 2004
- ЛиманскаяО.Н.: Конспекты логопедических занятий (подготовительная группа) М.:ТЦ Сфера, 2015
- Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя / Сост. В.В.Волина. – М.: Просвещение. 1991.
- Коноваленко В.В. , Коноваленко С.В.: Фронтальные логопедические занятия М.: Издательство Гном и Д,2005
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. — М.: 2001.
- Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать! Обучение дошкольников чтению: Программа-конспект. — СПб: Акцидент, 1997.
Перспективный тематический план кружка «Букваренок»
с детьми подготовительной группы МДОУ № 21 «Росинка»
Источник: nsportal.ru