Данная программа основывается на типовой программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е, Комаровой Т.С., Васильевой М.А. и подготовке к обучению грамоте с учетом пособий различных авторов: Шаховой Р.К., Ушаковой О.С., Симановского А.Э., Новотворцовой Н.В., Каше Г.А., Агранович З.Е., Т.И. Гризик, Сухаревой Э.Л., Третьяковой Т.С., Тумаковой Г.А. и др.
Данная программа дает возможность через систему педагогических мероприятий приблизить ребенка к уровню развития, которому соответствуют дети, поступающие в школу.
Материал, предлагаемый в программе, расположен с постепенным усложнением, с повторениями.
Каждое занятие, включает задачи направленные на развитие:
• Фонематического восприятия;
• Навыков звукового анализа;
• Произвольной ассоциативной памяти (зрительной, слуховой, моторной).
• Произвольного и непроизвольного внимания.
• Повышения культуры мышления (умение анализировать, обобщать, сравнивать).
• Творческого воображения.
Занятия для дошкольников | Обучение грамоте | Занятие 1. Речь. Предложение
• Формирование позитивной мотивации к обучению грамоте.
• Мелкой моторики рук.
Оценить 27869 0
Содержимое разработки
Администрация Междуреченского городского округа МКУ УО
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида № 35 «Лесная сказка»
Программа по подготовке к обучению грамоте
детей подготовительной к школе группы
«Веселое обучение»
Сроки реализации: сентябрь-май:
Пояснительная записка ………………………………………………. 3
Перспективное планирование …………………………………………. 10
План — программа взаимодействия с родителями ……………………26
Пояснительная записка
Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух ( который лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии), четкая артикуляция звуков родного языка ( что обеспечивает правильное проговаривание), значение зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой, выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом) и пр.
Старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму. Проблема готовности ребенка к овладению чтением и письмом является одной из самых актуальных при организации работы с детьми дошкольного возраста.
В старшем дошкольном возрасте уровень речевого развития ребенка выводит его на серьезный этап. Ребенок вплотную подходит к овладению письменными формами речи (чтением и письма). Дислексия (нарушение чтения) и Дисграфия (нарушение письма) становятся первопричинами плохой успеваемости в школе.
О проблемах начального обучения грамоте еще говорил Д.Б.Эльконин, о задачах формирования не только навыков чтения и письма, но и речевого развития писали К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой;о психологической подготовке ребенка к письму, о необходимости формирования у него для этого побудительных мотивов говорил Л.С. Выготский.
Программа по подготовке к обучению грамоте
Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме готовности детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой показало, что в последнее время увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. У большинства воспитанников дошкольных образовательных учреждений, посещающих группы общего развития, при поступлении в школу трудности проявляются уже в период обучения грамоте. Одной из причин данных результатов является отсутствие специалистов, способных диагностировать речевое развитие детей, развитие мелкой моторики и сумевших вовремя спланировать систему коррекционной работы. Поэтому наше дошкольное образовательное учреждение уделяет большое внимание по формированию готовности детей к успешному овладению грамотой, первоначальными навыками чтения и письма.
Цель занятий: Обучение грамоте звуковым аналитико – синтетическим методом от простого к сложному; коррекция нарушений устной речи; предупреждение нарушений письменной речи.
познакомить детей с понятием «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение».
Развивать у детей фонематические процессы, формировать ориентировку в звуковой системе языка.
Обучать звукобуквенному анализу слов.
Обучать детей плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами и небольшими предложениями.
Формировать устную речь детей, обогащать словарный запас, развивать коммуникативные способности ребенка на основе общения.
Развитие грамматического строя речи.
Развитие мелкой и артикуляционной моторики.
Развитие координации движений с речью.
Основной принцип работы.
В основе программы лежат следующие принципы:
Принцип научного подхода – подкрепление всех форм обучения научно обоснованными и практически адаптированными методиками.
Принцип гуманизации образования, диктующий необходимость бережного отношения к каждому воспитаннику;
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения, развитие творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого.
Принцип системности и последовательности, обеспечивающий взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы (от простого к сложному). Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и упражнений.
Здоровьесберегающий принцип. Количество и время проведения занятий соответствует возрасту детей. Упражнения подобраны в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами. Вся деятельность педагога направлена на оздоровление детей.
Принцип сочетание игровых и учебных видов деятельности. Постепенный переход от игры к учебно-познавательной деятельности.
ПринципКомплексности. Развитие ребёнка — комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции (например, речи) определяет и дополняет развитие других.
Законодательное и научно – методическое обеспечение программы.
Закон РФ «Об образовании»
Конвенция о правах ребенка.
Конституция РФ, ст. 38, 41, 43, 48.
Устав МДОУ№35 «Лесная сказка»
Программа «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е, Комаровой Т.С., Васильевой М.А.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан Пин 2.4.1.1249-03.
Данная программа предназначена для коррекционного обучения детей шестилетнего возраста имеющих отклонения в речевом развитии.
В группе для детей с нарушением речи проводятся индивидуально — подгрупповые занятия для детей с нарушениями речи занятия проводятся 2 раза в неделю.
Индивидуальная работа с детьми проводится ежедневно.
Ожидаемый результат:
Ребенок должен:
Знать термины (звук, буква, слог, слово, предложение, гласные, согласные –твёрдые и мягкие, звонкие и глухие)
фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
совершенствовать фонематическое восприятие;
овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи;
иметь первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза;
иметь первичные навыки послогового чтения;
владеть элементами грамоты: «навыками чтения и печатания букв, слогов, слов в пределах программы;
иметь достаточно развитые графо-моторные навыки;
уметь пользоваться магнитной доской, разрезной азбукой, звуковыми линейками, наборным полотном;
быть психологически подготовленным к школьному обучению.
Данная программа основывается на типовой программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е, Комаровой Т.С., Васильевой М.А. и подготовке к обучению грамоте с учетом пособий различных авторов: Шаеховой Р.К., Ушаковой О.С., Симановского А.Э., Новотворцовой Н.В., Каше Г.А., Агранович З.Е., Т.И. Гризик, Сухаревой Э.Л., Третьяковой Т.С., Тумаковой Г.А. и др.
Данная программа дает возможность через систему педагогических мероприятий приблизить ребенка к уровню развития, которому соответствуют дети, поступающие в школу.
Материал, предлагаемый в программе, расположен с постепенным усложнением, с повторениями.
Каждое занятие, включает задачи направленные на развитие:
Навыков звукового анализа;
Произвольной ассоциативной памяти (зрительной, слуховой, моторной).
Произвольного и непроизвольного внимания.
Повышения культуры мышления (умение анализировать, обобщать, сравнивать).
Формирование позитивной мотивации к обучению грамоте.
Мелкой моторики рук.
Во время занятий ребенок вслушивается в слова и звуки, интонационно выделяет звуки в словах. Определяет место звука в слове, различает на слух твердые и мягкие согласные звуки, подбирает слова на заданный звук. Дети знакомятся с материализованными моделями слов – схемами.
Рекомендации по проведению занятий.
Для того ,чтобы занятия были эффективными, следует соблюдать следующие правила:
продолжительность занятий 30 минут;
количество занятий по обучению грамоте 2 раза в неделю.
не торопите детей при выполнении заданий: каждый способен работать в своем темпе;
если кто-то из детей отказывается от выполнения задания, не настаивайте, не заставляйте;
при выполнении графических заданий важно добиться не скорости, а точности, аккуратности;
каждый раз обращайте внимание на то, как дети сидят, как держат ручку, на правильное положение тетради, листа;
для закрепления звукового и графического образа необходимо использовать скороговорки;
во время занятий необходимо делать динамические паузы-игры для тренировки пальчиков ( повторять 3-5 раз);
При подготовке к овладению грамотой важен весь процесс речевого развития дошкольников в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, сформированность фонематических процессов и развитие мелкой моторики, зрительно – двигательной координации и пространственной ориентировки. Это основные критерии готовности ребенка к овладению грамотой.
Проанализировав основную программу МБДОУ – «От рождения до года», мы отметили, что при определении содержания работы по подготовке к обучению грамоте выделены следующие направления работы:
– комплексное развитие всех компонентов устной речи: формирование словаря, звуковой культуры речи, грамматический строй речи, связной речи;
– Подготовка к обучению грамоте:
a ) Дать представления о предложении (без грамматического определения).
б) Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.
в) Формировать умение делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части.
г) Учить составлять слова из слогов (устно).
д) Учить выделять последовательность звуков в простых словах.
Наряду с основной программой для МБДОУ используются программы коррекционного обучения для детей с нарушениями речи, по которым ведётся работа в нашем детском саду в группе компенсирующей направленности:
“Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей” Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.
“Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей” Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи
Работа охватывает все стороны речевого развития, предусматривает подготовку руки дошкольника к письму. Правильно построенная коррекционная работа способствуют повышению уровня готовности.
Обучение грамоте включает несколько этапов:
подготовительный этап — подготовка к звуковому анализу слова;
основной этап — формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.
Подготовительный этап обучения
На этом этапе закладываются основы овладения детьми грамотой (чтением и письмом).
Задачи этапа.
1. Сформировать у детей действия протягивания, пропевания звука в слове.
2. Научить их определять в слове первый звук, наличие звука в слове, часто встречающийся звук в стихотворении.
3. Обеспечить практическое знакомство с твердыми и мягкими согласными без введения соответствующих терминов. Учить различать их на слух.
4. Введение терминов «звук» и «слово».
5. Научить называть слова с заданным звуком.
6. Воспитывать речевое внимание и фонематический слух.
Основной этап
Методика формирования элементарных навыков чтения и письма делится на 4 раздела.
Знакомство со звуками и буквами русского языка.
Развитие звукобуквенного анализа слова.
Формирование первоначальных навыков письма.
1 раздел.Знакомство со звуками и буквами русского языка.
Дать представление о звуках русского языка.
Познакомить с особенностями произношения гласных и согласных звуков, с их схематическим изображением: синий круг — согласный звук, красный круг — гласный звук.
Показать детям связь звука с буквой.
Формирование навыка чтения открытых и закрытых слогов.
Раздел 2. Развитие звукобуквенного анализа слов у дошкольников
Различать звуки по их качественным характеристикам: гласный, твердый (мягкий) согласный.
Учить детей определять позицию звука в слове.
Научить детей определять порядок звуков в слове и отдельные звуки
Учить правильно, соотносить звуки и буквы.
Порядок звукобуквенного анализа слова:
— называние изолированного звука;
— дается характеристика звуку (гласный, твердый (мягкий) согласный);
— обозначение звука соответствующей фишкой;
— обозначение звука буквой;
— определение количества слогов.
Проведение звукобуквенного анализа слова для дошкольников — сложный процесс, поэтому формировать его нужно постепенно:
1. Сначала дети учатся определять, какой гласный (согласный) звук слышится в слове.
2. Затем учатся определять позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).
Начинать звукобуквенный анализ следует начинать со слов, состоящих из 3-х звуков; затем переходить к словам состояших из 4-х звуков. После переходим к анализу слов из 5-ти и более звуков.
Раздел 3. Обучение чтению
Формирование у детей навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом к чтению целыми словами, предложениями.
Познакомить детей с понятием словоизменения (лук-лак, дом-дым).
Научить детей составлять слова из слогов и отдельных букв, предложения — из отдельных слов.
Формирование у детей навыка осознанного чтения небольших текстов, понимания смысла прочитанного.
Научить самостоятельно работать со схемой слова и предложения.
Раздел 4. Формирование первоначальных навыков письма
Развивать умение ориентироваться на листе, на широкой строке.
Развитие мелкой моторики рук.
Овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.
Оптимальным средством развития первоначальных навыков письма являются альбомы с практическими заданиями, дающие возможность ребенку самостоятельно действовать (штриховать, закрашивать, соединять, дорисовывать и т.д.).
Изучение готовности к овладению грамотой осуществляется путем проведения специальной методики Е. В. Колесниковой «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет». и «Педагогической диагностики развития детей перед поступлением в школу» под редакцией Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой.
Для оценки результатов исследования состояния речи используется количественная и качественная обработка результатов. Выявлено, что большинство детей показывают средний уровень, а некоторые дети – низкий уровень готовности к овладению грамотой, который характеризуется недостаточной сформированностью навыков фонематического анализа, синтеза и восприятия; большим количеством грамматических ошибок и бедностью словаря; недостаточной развернутостью и связностью речи. Так же отмечается, что у большинства дошкольников моторика пальцев ведущей руки развита недостаточно, зрительно-двигательная координация находится на низком уровне.
Перспективное планирование
Источник: www.prodlenka.org
Рабочая программа по подготовке к обучению грамоте
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Рабочая программа направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе. Программа реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их добрыми, общительными, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоты.
Рабочая программа по подготовке к обучению грамоте у детей группы общеразвивающей направленности (от 5 до 7 лет) составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой, согласно учебному плану Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад «Солнышко».
Рабочая программа разработана на основании следующей нормативно – правовой базы:
• Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155
• СанПин 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 г;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования от 30.08.2013г.
Возрастные особенности развития детей 5-7 лет (старший дошкольный возраст)
Шестой — седьмой год жизни занимает особое место в развитии дошкольника. Для детей старшего дошкольного возраста характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Поэтому необходимо обеспечивать условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. В этот период открываются новые возможности в познании мира, проявляются различия в темпах индивидуального развития детей. При правильном воспитании интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно – образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. В этот период его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
Цель программы: формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Основные задачи по программе
- Дать представления о предложении (без грамматического определения).
- Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.
- Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части.
- Учить составлять слова из слогов (устно).
- Учить выделять последовательность звуков в простых словах
- Познакомить с буквами по общепринятым группам на материале алфавита как знаками звуков.
- Учить написанию печатных букв, как письменных знаков звуков.
- Учить различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.
- Учить читать открытые и закрытые слоги.
- Побуждать детей интересоваться смыслом слова.
- Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
- Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.
- Отрабатывать интонационную выразительность речи.
- Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.
- Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
- Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.).
- Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.
Решение задач по данной программе предусматривается не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольника.
Источник: nsportal.ru
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «ГРАМОТЕЙКА»
Программа по обучению дошкольников грамоте является целостной, интегрированной по подготовке детей к школе, развитию умственных способностей и познавательной активности дошкольников.
08 мая 2020 Ярхомова Лилия Замировна
13757 851 0 0
Содержимое публикации
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка -Детский сад№396»
Приволжского района города Казани
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ«ГРАМОТЕЙКА»
2019 -2020 гг
Составитель: Ярхомова Л.З.
Казань, 2019г.
1 Пояснительная записка
Перспективное планирование программного содержания
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа
Методическое обеспечение программы
Технические средства. Учебно-наглядный материал
и оборудование
Список использованной литературы
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» (далее Программа) разработана в соответствии:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации от29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.
На основе программы Колесниковой Е.В. «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».
Программа сформирована в соответствии с принципами дошкольного образования:
полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
приобщение детей к социокультурным нормам;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития.
Актуальность программы. Обучение грамоте – это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.
Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает её (Б.Г. Ананьев). Следовательно, основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду.
Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста позволяет утверждать, что около половины школьников испытывают трудности в овладении грамотой. Следуя рекомендациям психолога Л.С. Выготского – обучение грамоте нужно начинать в период становления психических функций дошкольника Необходимо вовремя удовлетворять познавательный интерес ребенка и направлять его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями: проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, мыслить логически.
Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо:
требования начальной школы стали выше и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей грамоте;
появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе;
занятия по обучению грамоте в дошкольном учреждении – это начальная ступень последующего систематического изучения языка в школе.
Психологи и логопеды, занимающиеся вопросами обучения грамоте, единодушно подчеркивают, что для овладения грамотой необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, в них содержащиеся, но – и это главное – имел четкое представление о звуковом составе языка и умел бы анализировать его. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Цель программы: обучение основам коммуникации, обогащение детей специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения, подготовка к овладению письмом и чтением детей дошкольного возраста.
Задачи программы.
Формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка.
Подготовка в ходе дошкольного обучения личности, заинтересованной в изучении родного языка.
Расширение кругозора детей, развитие представлений об окружающем мире.
Обеспечение качественной подготовки детей к обучению в начальной школе.
Создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя.
Подготовка руки ребенка к письму.
Особенности программы.
Программа дополняет компонент образовательной области «Речевое развитие» основной образовательной программы дошкольного учреждения и предполагает решение образовательных задач на основе блочно-тематического построения. Содержание программы делится на 3 этапа обучения:
1БЛОК – первый год обучения (дети 4-5 лет);
2 БЛОК – второй год обучения (дети 5-6 лет);
3 БЛОК – третий год обучения (дети 6-7лет);
Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребёнка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя:
развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);
развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук);
формирование графических навыков.
Способы и формы работы с детьми.
Работа с текстами.
Участники программы — дети 4 — 7 лет.
Срок реализации программы- 3года
Педагог дополнительного образования (подготовка детей к обучению элементам грамоты) – Ярхомова Лилия Замировна
Режим занятий – 2 раз в неделю во второй половине дня ( 4 — 5 лет – 20 минут, 5 — 6 лет – 25 минут, 6-7 лет – 30 минут).
В занятия включены разные виды игр: дидактические, игры-соревнования, ситуативные, подвижные. В играх формируются мыслительные операции: фонематический анализ и синтез, представление, сравнение (сравнение слов по их звуковому составу, соотнесения различных типов слов между собой, подбору слов, имеющих определенную звуковую структуру, и т. п.). Игра по форме является обучающей – вот в чем ценность таких занятий.
Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не содержит сложных и непонятных заданий. Ориентируясь на возрастные особенности детей-дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач на общение. Важную роль играет развитие умения внешне выражать свои внутренние эмоции, правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, проявляя свои индивидуальные способности, при этом у ребенка развивается умение адекватно оценивать деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков сверстников.
В программе большое место занимают нетрадиционные приемы работы: опорное моделирование: составление моделей слов (из геометрических фигур), предложений (слова – иллюстрации), составление сказок с использованием моделей букв (буквы – ассоциации), Л – лиса, В – волк, А – автобус, Р – ракета, К-кот и т. д., выявление ассоциаций, которые вызывают образ буквы: Д – похож на домик, Ж – схожа с жуком, О – напоминает обруч. Модели помогают не только наглядно представить какой-либо объект, но и модифицировать его, экспериментировать с ним.
В течение занятия предусмотрены физкультминутки, артикуляционная, пальчиковая и зрительная гимнастики.
Учитывая природные способности ребенка, на занятиях создаются определенные условия воспитания и обучения, благодаря чему дети начинают не только пользоваться речью, но и осознавать основные закономерности языка.
Использование рабочей тетради имеет большое значение, так как:
— позволяет широко применять наглядный метод обучения и практические задания (проблемно-поисковый метод);
— обеспечивает максимальный уровень фонематических, звуко — буквенных, графических средств;
— создает условия для ориентировочно-исследовательской деятельности детей;
— способствует развитию внимания, памяти, мышления, речи;
— формирует навык самоконтроля и самооценки;
— способствует формировании. Умения выполнять самостоятельно учебную задачу, предложенную педагогом;
— позволяет ребенку самостоятельно найти и исправить ошибку;
— снимает трудности подбора дидактического материала для педагога.
В процессе реализации программы необходимо добиться:
-изменения общего эмоционального состояния детей (дети становятся активными уверенными в своих действиях, у них появляется познавательный учебный интерес);
-предупреждение перегрузок и нервного перенапряжения за счёт игрового обучающего материала;
-отслеживания динамики положительных изменений;
— своевременного закрепления достигнутых результатов.
Ожидаемый результат
Сформированность у ребёнка представлений о речевых и неречевых формах общения:
умение ориентироваться в содержании этого общения,
умение пользоваться нормами и правилами речевого этикета сообразно ситуации.
2. Наличие у ребёнка представления о звуковой стороне речи как реальной действительности.
3. Сформированность орфоэпической правильности речи.
4. Овладение ребёнком планирующей и регулирующей функцией речи:
наличие у него представления о модели и процессе моделирования
способность комментировать свои действия, анализировать проделанную работу
В старшей группе особое место занимает совершенствование фонематического слуха и дальнейшее развитие связной речи. В подготовительной к школе группе активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты, а именно:
подведение детей к звуковому анализу слов, делению слов на слоги
составлению из слогов слов, из слов – предложений
знакомство с понятиями «слово» и предложение» (без грамматического определения).
К основным компонентам речи относятся: произношение, звукобуквенный анализ, словарь, грамматическая строй и т. д. Система занятий по развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте подводит ребёнка к осмыслению способа чтения, формированию внимания к словам, их фонетике, морфологии, орфографии, синтаксису, что в итоге предупреждает нарушения письма и чтения.
Формы работы
Работа проводится фронтально всей группой с использованием интерактивнойдоски,игровых технологий.
Структура занятий подразделяется на обязательные этапы:
Артикуляционная / речевая гимнастика
Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение
звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков
буква, её образ и графическое написание
составление и чтение слогов с данной буквой, чтение
составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения
Дидактические игры и упражнения, направленные на освоение нового материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.
Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.
Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать, самоконтроль и самооценка.
Работа с родителями
Индивидуальные беседы, консультации в течение года.
Формы подведения итогов:
«Наши результаты»: сентябрь, май.
Открытые занятия – ноябрь, апрель.
Перспективное планирование программного содержания
На 2018-2019 учебный год
Источник: www.art-talant.org