Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие — соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.
Дети раннего возраста деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними — одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что для этого нужно?
Прежде всего — обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша.
Исследователи указывают на необратимость нарушений в личностном развитии ребенка в случаях отсутствия у него психологической готовности к переходу в новые социальные условия. В период адаптации наблюдаются нарушения сна, аппетита, повышается заболеваемость, отмечаются неадекватные реакции на окружающее и трудности в поведении (Н.М. Аксарина, Г.В. Гриднева, Л.Г. Голубева, К.Л.
Подготовка к детскому саду. Советы детского психолога
Печора, С. Аврамова, Л.В. Вершинина). Термин «адаптация» (приспособление) – процесс активного взаимодействия организма со средой.
Направленность программы по адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению по функциональному предназначению является специальной (организация адаптационного периода детей раннего возраста); по форме организации – групповой; по времени реализации — на период адаптации. Программа разработана с учётом методических разработок таких авторов, как Белкина В.Н., Васильева М.А., Смирнова Е.О., Доронова Т.Н. и др.
Новизна Программы состоит в том, что расширено взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи: родители детей раннего возраста имеют возможность вместе с детьми посещать детский до поступления ребёнка в группу детского сада – досадовское воспитание, а также получать квалифицированную помощь по развитию и воспитанию детей. Программа будет реализовываться теми педагогами, которые будут осуществлять набор вновь поступающих детей в начале следующего учебного года.
К числу наиболее актуальных проблем относятся то, что: прежняя система взглядов на воспитание детей раннего возраста не соответствует современным представлениям о целях и задачах дошкольной педагогики. Переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых являются разработки системы комплексной помощи сопровождения адаптации ребенка к дошкольной организации, создание единого благоприятного образовательно-воспитательного пространства ДОО и семьи, повышение информационной культуры родителей, повышение профессиональной компетентности сотрудников ДО по вопросам адаптации детей этого возраста.
Первый день в саду (без слёз и истерик). Как сделать так, чтобы он не стал последним?
Значимость данной проблемы послужила основанием для разработки и реализации программы по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Цель Программы: успешная адаптация детей 2-3 лет к условиям ДОО.
- Создать условия для организации благоприятной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
- Внедрить эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, способствующие повышению информационной культуры в практику психолого-педагогического партнерства.
- Через повышение информационной компетентности привлечь внимание сотрудников дошкольной образовательной организации по проблеме организации адаптации детей раннего возраста.
В настоящее время признан приоритет семейного воспитания детей раннего возраста, однако современные социальные условия вынуждают родителей прибегать к общественным формам воспитания уже на самых ранних этапах жизни ребенка. Особенности раннего возраста взаимосвязаны с психофизическим развитием. Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и страхи. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие.
В основе практической работы лежит взаимодействие воспитателя, родителей и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе детей, которое создаёт основу для их благоприятной адаптации.
Программа по адаптации детей раннего возраста была разработана и апробирована на базе МБ ДОУ «Детский сад №162» г. Новокузнецка.
Срок реализации данной программы 9 месяцев (сентябрь-май). Чтобы избежать ненужных осложнений на первом этапе адаптации и обеспечить оптимальное ее течение, осуществляем постепенный переход ребенка из семьи в дошкольную организацию. Работа проводится в несколько этапов.
I этап. Подготовительный.
Работа с родителями:
- знакомство с группой во время постановки на очередь;
- ознакомление с условиями пребывания в детском саду, характеристикой возрастных возможностей, показателями развития раннего возраста;
- анкетирование (социальное, медицинское);
- знакомство с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение:
- состояние здоровья;
- уровень развития;
- коммуникабельность;
- сформированность предметной и игровой деятельности;
- наличие навыков самообслуживания;
- предварительное знакомство с детьми группы, посещение группы родителями вместе с детьми (от 2 до 5 дней). Анкетирование родителей по определению готовности поступления ребенка в детский сад.
- прогнозирует течение адаптации по проведенному анкетированию;
- выявляет группу «риска»;
- разрабатывает рекомендации для родителей и педагогов;
- разрабатывает последовательность приема детей в группу;
- определяет длительность пребывания ребенка в адаптационном периоде.
II этап. Наблюдение.
- поэтапный прием детей в группу;
- постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;
- наблюдение за поведением детей;
- консультирование родителей;
- оформление листов адаптации, оценка уровня нервно- психического развития детей.
III этап. Анализ и выводы.
- Обработка результатов:
- анализ адаптационных листов;
- анализ индивидуальных карт развития.
- Выявление детей с тяжелой степенью адаптации.
- Индивидуальная работа с детьми.
- Рекомендации родителям и педагогам по проведению коррекционно-развивающих занятий (игр) с детьми.
- Внесение изменений в существующую модель работы.
Структура занятий разработана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста. Ведущий использует ритуалы: приветственные и прощальные песенки, которые помогают детям настроиться на занятие и указывают на его завершение. В процессе движений, сопровождаемых музыкой и словами, у детей появляется желание подражать, взаимодействовать с другими, возникает чувство уверенности и комфорта.
Совместные занятия родителей с детьми длятся 30-40 минут и проводятся 2 раза в неделю.
- Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет:
- процесс привыкания к детскому саду протекает довольно гладко,
- невротические реакции отсутствуют,
(Психическое и эмоциональное состояние ребенка стабилизируется в течение 20-30дней).
- Повышение психолого-педагогических знаний у родителей.
Анкета-прогноз для родителей
“Готов ли ребенок к детскому саду?”
Анкета, поможет Вам оценить готовность малыша к поступлению в детское дошкольное учреждение и предвидеть возможные сложности адаптации. Ответив на вопросы и подсчитав баллы, Вы получите примерный прогноз для своего ребенка.
1. Какое настроение преобладает у вашего ребенка в последнее время в домашней обстановке?
Бодрое, уравновешенное — 3 балла;
Неустойчивое — 2 балла;
Подавленное — 1 балл.
2. Как ваш ребенок засыпает?
Быстро, спокойно (до 10 мин.) — 3 балла;
Долго не засыпает — 2 балла;
Неспокойно — 1 балл.
3. Используете ли вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные…)?
4. Какова продолжительность дневного сна ребенка?
5. Какой аппетит у вашего ребенка?
Хороший — 4 балла;
Избирательный — 3 балла;
Неустойчивый — 2 балла;
6. Как относится ваш ребенок к высаживанию на горшок?
Положительно — 3 балла;
Отрицательно — 1 балл.
7. Просится ли ребенок на горшок?
Нет, но бывает сухой — 2 балла;
Нет, и ходит мокрый — 1 балл.
8. Есть ли у вашего ребенка отрицательные привычки?
Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать другое) — 1 балл;
9. Интересуется ли ваш малыш игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
Иногда — 2 балла;
10. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?
Иногда — 2 балла;
11. Как ваш ребенок играет?
Умеет играть самостоятельно — 3 балла;
Не всегда — 2 балла;
Не играет сам — 1 балл.
12. Какие взаимоотношения со взрослыми?
Легко идет на контакт — 3 балла;
Избирательно — 2 балла;
13. Какие взаимоотношения с детьми?
Легко идет на контакт — 3 балла;
Избирательно — 2 балла;
14. Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?
Не всегда — 2 балла;
15. Есть ли у ребенка уверенность в себе?
Не всегда — 2 балла;
16. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?
Перенес разлуку легко — 3 балла;
17. Есть ли у ребенка сильная привязанность к кому-либо из взрослых?
- готов к поступлению в детский сад — 55-40 баллов;
- условно готов — 39-24 балла;
- не готов — 23-16 баллов.
Полную версию работы можно скачать здесь .
Источник: dohcolonoc.ru
Программа сопровождения семьи при подготовке ребенка к поступлению в ДОУ и адаптации к условиям детсада
на этапе подготовки к поступлению в ДОУ и процесса адаптации ребёнка.
В последнее десятилетие в системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи семье в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. В настоящее время ДОУ призвано оказать помощь семье в разрешении их социальных потребностей и улучшения положения детей.
Публикация «Программа сопровождения семьи при подготовке ребенка к поступлению в ДОУ и адаптации к условиям детсада» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Темочки
Анкетирование и опрос семей, имеющих детей раннего возраста, свидетельствуют о недостаточном уровне социальной поддержки и информировании на этапе подготовки к поступлению в ДОУ и процесса адаптации ребёнка. Именно поэтому в ДОУ разработана система информационно-профилактической работы с родителями детей раннего возраста в этот сложный период и развитие дальнейшего тесного взаимодействия.
Главная проблема, решаемая родителями и ДОУ, — проблема адаптации детей при переходе из семьи в ДОУ. Переход необходимо проводить наиболее плавно, тогда он пройдёт оптимально и безболезненно.
Для решения этой проблемы в ДОУ используется система взаимодействия с семьей, включающая в себя работу с родителями и детьми в течение первого года, поступления ребёнка в детский сад.
ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ «Клуба молодых родителей», далее Клуба: создание новых возможностей для роста социальной успешности родителей; помощь родителям в вопросах развития, воспитания и обучения детей раннего возраста.
Сделать родителей партнёрами педагогов, привлечь их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе, дать возможность поделиться семейным опытом, обсудить наиболее актуальные проблемы.
• Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей
• Создать атмосферу общности интересов
• Объединить усилия для развития и воспитания детей
• Устанавливать партнёрские отношения с семьёй каждого ребёнка.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ :
• предупреждение возникновения проблем развития ребёнка, содействие смягчению адаптации при поступлении ребёнка в детский сад, создание благоприятного эмоционального фона в процессе ознакомления с ДОУ;
• оказание помощи родителям в решении актуальных проблем развитии, воспитания, социализации;
• развитие психолого-педагогической компетенции родителей и педагогов.
1. Организация работы адаптационно-консультативного «Клуба молодых родителей»;
2. Организация экскурсий по детскому саду;
3. Издание педагогических газет для родителей в группах детского сада;
4. Консультирование родителей;
5. Подготовка раздаточного материала для родителей;
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ :
В ходе реализации программы по психолого-педагогическому сопровождению семьи и ребёнка в период адаптации в ДОУ ожидаются следующие результаты:
1. Улучшение психологического климата между родителями и сотрудниками учреждения;
2. Возникновение широких возможностей для обучения родителей позитивным приёмам восприятия детского сада и педагогов;
3. Позитивное восприятие детского сада как нового института общения и развития, как родителями, так и детьми;
4. Более мягка и комфортная адаптация ребёнка к новым условиям.
Организация работы адаптационно-консультативного «Клуба молодых родителей»;
Ранний возраст ребёнка отличается огромным интересом к окружающему миру, что необходимо поддерживать, подробно рассказывая об интересующих его предметах отвечая на многочисленные вопросы
В этом возрасте ребёнок чрезвычайно подвижен, у него появляются представления о расстоянии и расположении предметов в пространстве. Повышенная двигательная активность усиливает интерес ко всему окружающему.
Умственное развитие детей второго года жизни осуществляется в играх, общении со взрослыми и другими детьми. Для ребёнка характерна любознательность, и её всячески необходимо поощрять.
Овладевая всё новыми действиями с предметами, ребёнок открывает функции предметов, узнаёт, что вещи имеют своё назначение и определённый способ употребления.
План-программа адаптационно-консультационного Клуба отвечает особенностям психофизического развития детей второго года жизни и желаниям родителей адаптировать его к новым условиям. В этом Клубе проводятся консультативные занятия с родителями детей, а так же игровые занятия с детьми раннего возраста.
ПРОГРАММА НАПРАВЛЕНА НА РЕАЛИЗАЦИЮ:
• обеспечения условий для сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей в соответствии с их психофизическими особенностями;
• решения проблем адаптационного периода,
• комфортных условий пребывания в детском саду;
• личностного развития детей раннего возраста.
• ознакомить родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;
• подготовить ребёнка к посещению I младшей группы;
• создать непрерывную систему в образовательной, оздоровительной работе ДОУ с семьёй.
• развитие речи, ознакомление с окружающим;
• действия с дидактическим материалом, дидактическими
игрушкам,предметами-орудиями, строительным материалом;
• подвижные и музыкальные игры.
СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:
1. Программа рассчитана на 10 встреч: 1, 2, 3, 10 – я посвящены работе с родителями; 4 -9 встречи – совместной работе с детьми и родителями.
2. Встречи с детьми и их родителями 1 раз в неделю.
3. Консультативная работа педагога-психолога для родителей проводится (по запросу).
Продолжительность каждой встречи варьируется от 15 до 30 минут, в зависимости от цели встреч.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ по реализации плана-программы адаптационного Клуба :
1. Безболезненная адаптация детей к условиям ДОУ
2. Осознанное отношение родителей к личностному развитию детей раннего возраста
Повышение физического и психического уровня развития детей.
• преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
• обучение воспитателей методам проведения игровых занятий в адаптационный период;
• формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации и развитие потребности в сотрудничестве с педагогами ДОУ.
В процессе работы решаются следующие задачи комплексного развития детей:
• снятие эмоционального и мышечного напряжения;
• снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
• развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
• развитие речевой активности, восприятия, внимания;
• развитие общей и мелкой моторики, координации движений;
• развитие игровых умений и навыков.
Участники: педагог –психолог, воспитатели, родители.
Цель: ознакомление родителей с условиями поступления в детский сад.
— познакомить семьи бедующих воспитанников друг с другом и сотрудниками ДОУ;
— раскрыть понятие «адаптация» и ее виды;
— показать возможные варианты воспитания и общения с детьми в адаптационный период.
Оборудование:бейджики, анкета «Наличие возможных навыков у детей, облегчающих адаптационный период», анкета для родителей о готовности ребенка к поступлению в детский сад.
Участники: педагог –психолог, воспитатели, родители.
Цель:оказание помощи родителям в организации образовательного и воспитательного процесса в домашних условиях для облегчения адаптационного периода.
— познакомить семьибудущих воспитанников с оснащением и оборудованием детского сада;
— оказать консультативную помощь в организации режима дня ребенка в домашних условиях;
— формировать у родителей представление о питании, как о значимом факторе облегчения адаптации.
Оборудование:бейджики, памятка по адаптации ребенка к ДОУ, карточки с педагогическими ситуациями, памятка «Режим дня детей раннего возраста», перечень блюд детского сада, меню (на один день).
Участники: педагог –психолог, воспитатели, родители.
Цель: оказание помощи родителям в организации образовательного и воспитательного процесса в домашних условиях для облегчения адаптационного периода.
— познакомить семьи будущих воспитанников с оснащением и оборудованием детского сада (экскурсия по саду);
— показать значение игрушки в жизни детей, ее воспитательные и развивающие функции;
— раскрыть значение правильного выбора одежды ребенка, как одного из звеньев профилактики заболеваемости.
Оборудование:бейджики, памятка «Одежа и обувь по сезонам», памятка «Примерный перечень игрушек и развивающего оборудования для детей», карточки для игры «Магазин игрушек».
Встреча 4 «В гостях у зайчихи Ляли».
Участники: педагог –психолог, воспитатели, родители, дети.
— создать благоприятную психологическую обстановку в группе;
— привлекать родителей к совместной деятельности с детьми в период адаптации к ДОУ;
— учить детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом;
— развивать умение ориентироваться в пространстве.
Оборудование:магнитофон, мягкие игрушки – лиса и заяц, морковка, листы для рисования для каждого ребенка с изображением морковки, бейджики, краски, губки.
Встреча 5 «Кот и мышата».
Участники: педагог –психолог, воспитатели, родители, дети.
— создать благоприятную психологическую обстановку в группе;
— привлекать родителей к совместной деятельности с детьми в период адаптации к ДОУ;
— пробуждать интерес ребенка к жизни детского сада;
— развивать умение ориентироваться в пространстве, мелкую моторику.
Оборудование:магнитофон, мягкая игрушка – кот, маски мышат для каждого ребенка, листы для рисования для каждого ребенка, мольберт, рисунок –заготовка с изображением следов лапок котика, бейджики, краски.
Встреча 6 «Прогулка в лес».
Участники: педагог –психолог, воспитатели, родители, дети.
— развиватьэлементарные коммуникативные навыки через диалог со взрослыми, игрушками (умение здороваться, прощаться);
— развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, игру, общение со взрослыми и сверстниками;
— познакомить с вариантами взаимодействия родителей с детьми (играми).
Оборудование:магнитофон, мягкие игрушки – лиса, ежик, аудиозапись «Моцарт для малышей», рисунки – заготовки ежиков, бейджики, краски, губки.
Встреча 7 «Мишка».
Участники: педагог –психолог, воспитатели, родители, дети.
— развивать элементарные коммуникативные навыки через диалог со взрослыми, игрушками (умение здороваться, прощаться);
— развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, игру, общение со взрослыми и сверстниками;
— познакомить с вариантами взаимодействия родителей с детьми (играми).
Оборудование:магнитофон, аудиозапись «Моцарт для малышей», аудиозаписи из мультфильма «Умка», мягкая игрушка – мишка, погремушки, рисунки-заготовки с изображением банки, бейджики, краски, губки.
Встреча 8 «Курочка и цыплята».
Участники: педагог –психолог, воспитатели, родители, дети.
— развивать умение родителей играть с детьми;
Способствовать адаптации малышей к детскому саду;
Закреплять знания частей лица, умение их показывать у себя;
— развивать изобразительные навыки.
Оборудование:магнитофон, игрушки – лиса и петух, маски цыплят, аудиозапись «Деревня», рисунки заготовки с изображением петуха, краски.
Встреча 9 «Солнышко».
Участники: педагог –психолог, воспитатели, родители, дети.
-формировать дифференцированные связи с окружающими людьми;
— развивать навыки совместной игры, предметного взаимодействия;
— вызвать положительное отношение к детскому саду;
— расширять словарный запас ребенка.
Оборудование:магнитофон, игрушки – собака и солнце, зонтики, аудиозапись «Голубой вагон», рисунки заготовки солнца, краски.
Участники: педагог –психолог, воспитатели, родители.
Цель: подведение итогов работы адаптационной группы и осознание значимости адаптационного периода у детей раннего возраста.
— систематизировать полученные знания об адаптации у родителей будущих воспитанников;
— детально обсудить постепенное вхождение малыша в детский сад по разработанному алгоритму;
— познакомить родителей с планом дальнейшей работы по адаптации с их детьми;
— получить обратную связь в виде отзывов родителей и пожеланий по вопросам функционирования Клуба молодых родителей.
Оборудование: анкета для родителей о готовности ребенка к поступлению в детский сад и анкета «Обратная связь»,бейджики.
Публикации по теме:
Организация взаимодействия с семьёй в период адаптации ребенка к условиям ДОУ Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И.
Информационная памятка для родителей по адаптации ребенка к условиям детского сада ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД!Рекомендации по адаптации малышаУважаемые родители! Для того, чтобы Ваш ребенок легче адаптировался в нашем детском.
Мастер-класс «Игровые технологии как средство адаптации ребенка к условиям ДОУ» Игровые технологии как средство адаптации ребенка к условиям ДОУ Актуальность темы обусловлена тем, что адаптационный период является серьезным.
Организация психолого-педагогического сопровождения детей и родителей во время адаптации к условиям детского сада. Проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных. Рано или поздно, но перед каждой.
Памятка для родителей «Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад» Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад. Детский сад — это не только новое окружение, новая обстановка, новые люди. Это и первое.
Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.
Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.
Работа ДОО с родителями во время адаптации ребенка к условиям пребывания в младшей группе РАБОТА ДОО С РОДИТЕЛЯМИ ВО ВРЕМЯ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К УСЛОВИЯМ ПРЕБЫВАНИЯ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Аннотация: В данной статье рассмотрена проблема.
Рекомендации педагога-психолога по адаптации ребенка к условиям детского сада Рекомендации педагога-психолога по адаптации ребенка к условиям детского сада. Как надо готовить родителям ребёнка к поступлению в детский.
Источник: www.maam.ru
Как подготовить ребенка к детскому саду
Для всей семьи начинается трудный и ответственный период – необходимо организовать начало самостоятельной жизни малыша, ввести его в первый коллектив, помочь ему обрести социальный опыт. Это событие может кардинально поменять привычные отношения родителей и крохи.
У него может быстро развиваться потребность делать все самому или он начнет манипулировать чувствами близких, плакать и капризничать. В этот период появляется множество проблем: кто будет отводить чадо в садик по утрам, кто встречать; какое дошкольное заведение лучше выбрать и как быстро собрать целый пакет документов и справок. Но за этой суетой нельзя забывать главный вопрос – как морально подготовить ребенка к детскому саду? Об этом и расскажем в нашей статье.
Для чего нужны дошкольные заведения
Когда малыш находится в коллективе, попадает в непривычные для него условия, он приобретает умения и развивает полезные качества:
- Он узнаёт новое, смотрит на окружающий мир, пытается освоить все, что ему предлагают воспитатели и друзья.
- Учится самостоятельности и ответственности за свои поступки, начиная понимать, что мама не всегда будет рядом, и ему нужно самому уметь переодеваться, кушать ложкой, заявлять о своих желаниях, например о походе в туалет.
- Находит новых друзей и товарищей. Приобретает незаменимый навык общения со сверстниками. Учится отстаивать свои права и выходить из ситуации мирным путем. Получает понятие о справедливости и честности, когда за поставленный синяк обидчик несет наказание. А один горшок на двоих и откусанная с двух сторон сладость может стать началом крепкой дружбы.
- Избалованный родителями ребенок получает необходимое развенчание уверенности, что весь мир крутится возле него.
- Понимает, что каждый его успех – причина неподдельных восхищений взрослых и уважения сверстников.
- Дошколенок обретает место, где ему можно выплескивать накопленную энергию, кричать и играться, заниматься физкультурой, бегать, прыгать и веселиться, что не всегда удавалось сделать в квартире.
- Воспитатели формируют правильный режим дня, что положительно отражается на подготовке к школе.
Садик — это важная веха в жизни малыша. Именно в этот период родителям необходимо отказаться от греющего душу «мы» и перейти на «он» или «она», дать возможность своему чаду расти и развиваться своим путем. А если вы переживаете, что связь с близкими может быть потеряна, займитесь воспитанием семейных ценностей. Необходимо с детских лет прививать уважение к своим корням.
Для этого нужно знать свою фамильную историю. Создать родословное древо, узнать подробности жизни прародителей и интересные истории из их биографии поможет Дом Родословия. Сотрудники компании помогут в создании семейной книги, в которой будет содержаться информация о вашем роде. Они предлагают специальные услуги – создание герба вашей семьи и получение именного диплома. Воспитание таких идеалов, как семейная гордость и крепкие узы родства, заложит прекрасный фундамент в общем развитии юного наследника.
С чего начать подготовку ребенка к садику
С выбора дошкольного заведения и получения в нем места.
Для этого необходимо учитывать следующие моменты:
- Расстояние до дома. Необходимо ориентироваться не только на близкое расположение, но и на то, где проходит маршрут. Если у вас есть возможность ездить в садик на личном транспорте, то нужно учитывать количество пробок в среднем, наличие парковки и возможность доехать на автобусе, если с машиной что-то произошло. Если вы планируете завозить сына или дочку перед работой, будет актуально найти сад по пути, чтобы не возвращаться в другую сторону. В случае поездок на общественном транспорте выбирайте сад, до которого ходит большое количество маршрутов, чтобы долго не стоять зимой на морозе в ожидании. А если у вас есть возможность выбирать между садиками возле дома, то обратите внимание на тот, по пути к которому наименьшее количество автомобильных дорог – возможно через время вы доверите отвести малыша старшему брату или бабуле, тогда вы будете уверены в их сохранности.
- Квалифицированные педагоги и нянечки. Коллектив воспитателей нужно подобрать тщательно. Отдавать свое чадо в чужие руки резонно, когда они принадлежат профессионалу своего дела. Обратите внимание на отзывы родителей, внимательно отнеситесь к разговору с директором, задайте вопросы об образовании и опыте персонала. Отдавайте предпочтение воспитателям среднего возраста: совсем молодые девочки еще не набрались должного опыта, а преклонный возраст может аукнуться замедленной реакцией или пережитками Советской эпохи.
- Свежая мебель и обустроенные площадки для игр. В этом месте ваш ребенок будет проводить по полдня, поэтому обратите внимание на то, чтобы у него были хорошие условия: теплое и хорошо проветриваемое здание, качественные кровати, столы, стулья, обширный игровой инвентарь.
- Специализация детского садика. Существует много заведений дошкольного образования, которые профилируются на детках с плохим зрением, проблемами с ЖКТ или другими заболеваниями. Если вас это касается, то в таком месте вас порадуют специалисты с профессиональными навыками общения с такими детишками.
Памятка для подготовки ребенка к детскому саду
Для того, чтобы адаптация прошла успешно, необходимо обратить внимание на многие аспекты.
- Укрепить здоровье малыша, чтобы он не слег с простудой после первой учебной недели.
- Помочь выработать режим дня, чтобы ему легче жить по правилам коллектива.
- Подготовить маленького члена общества к самостоятельности. Если он не умеет кушать и одеваться сам, ему будет очень тяжело первое время.
- Самая трудная задача – сформировать психологические навыки. Резкая перемена образа жизни – это стрессовая ситуация для каждого человека, в юном возрасте она тяжела вдвойне. Кроха должен быть готов войти во взрослый мир.
Перед тем как подробно уделить внимание каждому пункту, узнаем, что может произойти, если не будет подготовки ребенка в садик. В период привыкания могут быть обнаружены следующие нарушения:
- Снижается или вовсе пропадает аппетит.
- Может быть нарушен как дневной, так и ночной сон.
- Забываются умения, полученные дома. Малыш перестанет самостоятельно переодеваться, готовиться ко сну, умываться, кушать ложкой.
- Откатываются назад речевые навыки. Если раньше в активном словаре присутствовали сложные слова, то в стрессовой ситуации они могут пропасть.
- Снижается иммунитет, велик риск подхватить простуду.
- Происходит дисбаланс активности. Движения ребенка могут стать как медленными и апатичными, так и гиперактивными, чересчур резкими.
- Проявляется зажатость в поведении, нежелание делиться переживаниями: ранее общительные детки могут стать молчаливыми.
- Нарушается эмоциональный фон. Поход в садик может вызвать новые чувства: гнев, возбуждение, раздражение.
Все эти изменения не зависят от прихоти малыша, каждый переживает по своему, поэтому взрослые могут только поддержать свое чадо и помочь ему заблаговременно адаптироваться.
В каком возрасте нужно начинать подготовку в детский сад
Детские психологи считают оптимальным возрастом 2,5 – 3 года. К этому моменту вырабатываются навыки общения, осознается разница между сверстниками и старшими, появляется готовность принимать авторитет воспитателя. На этот же период приходится пик любознательности и активного познания мира, дошкольное заведение поможет утолить жажду новых знаний и получить необходимые навыки социального общения. Но не у всех мамочек есть возможность сидеть в декретном отпуске несколько лет, поэтому они принимают решение отвести малыша в дошкольное заведение раньше.
Если вы идете в садик уже в 1,5 – 2 года, то необходимо подготовить ребенка как следует, нельзя надеяться на самостоятельную легкую адаптацию. Нужно учесть, что в этом возрасте привыкание будет идти дольше, поэтому нужно запастись терпением и маленькими шажками идти к цели. Также особенностью возраста является то, что детки хоть и обладают некоторыми навыками общения, но скорее являются внимательными слушателями чем активными собеседнику, поэтому акцент нужно сделать на устных рассказах. Чаще рассказывайте о том, как там хорошо, как много игрушек дают воспитатели, как много ребятишек, с которыми можно играть. Остальные советы остаются прежними.
Как правильно подготовить ребенка к детскому саду в период адаптации
Закаливание
Этот термин в педиатрии отличается от процедур для взрослых людей. Не стоит спешить растирать снегом малыша. Чтобы укрепить его здоровье, необходимо лишь понемногу расставаться с привычкой укутывать свое чадо в три одеяла. Для начала, можно оставлять форточку в детской комнате приоткрытой даже в прохладное время.
При этом нужно соблюдать ряд условий:
- Спать нужно под теплым одеялом.
- Дверь должна быть прикрыта, чтобы не было сквозняка.
- Во время болезни и до момента полного восстановления иммунитета проветривание можно проводить только в пустой комнате.
Хорошо отразится на ребенке умывание прохладной водой. Снижать температуру нужно постепенно, пока отметка не достигнет 17° – 18°. Эта же цифра оптимальна для обливаний после принятия ванны. Пусть малыш купается в привычной температуре, но перед тем, как вечерняя процедура завершена, облейте его из ковшика более прохладной водой.
Займитесь физической подготовкой: водите его в бассейн, приучите к утренней зарядке, делайте ему массаж. Ежедневно устраивайте долгие прогулки на свежем воздухе и активные игры. Зимой играйте в снежки и катайтесь на горке, а летом – загорайте вместе и купайтесь в открытых водоемах. Основным правилом для каждой процедуры является постепенность. Начинайте прививать каждую привычку с нескольких минут, затем увеличивая время.
Режим дня
Большой проблемой для ребенка является вырабатывание привычки дневного сна и принятия пищи по часам. Помогите ему и сделайте это заранее, постепенно. Организуйте в семье ранний подъем, чтобы было легче собираться по утрам, для этого ложитесь не позднее 21-00. После пробуждения отведите малыша на горшок, чтобы пищеварение также подстраивалось под график.
Этому также будет способствовать обязательный прием пищи в установленное время. Для этого вам нужно будет организовать в первую очередь себя – ваше чадо всегда оглядывается на старших. Труднее всего обстоит с дневным сном. Чтобы уложить непоседу в постель, нужно активно провести время до обеда, играть в подвижные игры, чтобы усталость взяла свое. Со временем организм сам будет контролировать внутренние часы.
Самостоятельность
В утренний ритуал умывания и сборов на прогулку должен быть максимально вовлечен малыш. Не нужно обращаться с ним как с куклой. Позвольте сделать ему выбор, какого цвета колготки сегодня надеть, это развивает его веру в собственные решения. Сюда же относится умение аккуратно кушать ложкой и вилкой, при этом не играя с едой.
Приучите его пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом, а также сморкаться в платочек. Все эти навыки спасут его от сложностей в коллективе.
Психологическая адаптация
Трудно бывает расставаться с мамой. Чтобы это проходило безболезненно, оставляйте иногда его на несколько часов с родственниками или с подругой, у которой есть сын или дочка по возрасту близкие к вашему малышу. В 2 года как физически, так и морально подготовить ребенка к садику труднее, так что нужно делать это поэтапно. Поэтому не спешите оставлять его в первый день на долго.
Для начала посмотрите вместе с ним, как играют дети: посидите в стороне, пока он будет на прогулке или в песочнице. Затем постепенно оставляйте его на 2, 3, 4 часа, пока он не почувствует себя защищенным в новом пространстве.
Когда уходите, делайте это быстро, не нужно долгих прощаний, это наводит на мысль о длительном расставании. Не показывайте свой собственный страх. Если вы не доверяете воспитателям, ребенок это почувствует и сам станет бояться. Обязательно обсуждайте с малышом каждый день, делитесь положительными моментами, хвалите за успехи, показывайте, что вы гордитесь им. Узнавайте о его переживаниях, помогайте советом, как избежать проблем, покажите, что вам не все равно.
Важно поддерживать родственную связь. Рассказывайте ему о крепких узах, которые связывают его с мамой, папой, бабушками и дедушками. Делитесь историями, в которых он – неотъемлемая часть. Займитесь чем-то общим, например, составлением генеалогического древа, где он является центром, к которому протягивают ветви близкие и дальние родственники.
Компания «Дом Родословия» поможет вам в этом. Она предоставляет услуги по созданию фамильной книги, в которой будут объединена вся ваша семья с ее богатой историей. Вам будут предоставлены архивы и оказана помощь при работе с ними. Вместе с малышом можно познавать тайны прошлого своей фамилии, это объединяет и не дает ему почувствовать себя оставленным.
Детский сад – это важный период жизни ребенка, помогите пройти ему адаптацию безболезненно и приятно, тогда каждое утро он будет с улыбкой собираться к своим друзьям.
Источник: xn—-dtbebvqepcbbtq4r.xn--p1ai