НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СПАРТА
Abstract
SPARTIAN PROGRAM AS AN ELEMENT OF HUMANISTIC FOCUSED POLICY IN ATTITUDE TO HANDICAPPED PERSONS
T.I. Gubareva, Ph. D., lecturer
Russian state academy of physical culture, Moscow
Key words: handicapped persons (invalids), spartian program, Spartian games and clubs.
The purpose of this paper was to discuss the humanistic focused social policy in relation to invalids and to show the important role of spartian program in its realization. The author asserts personal by oriented humanistic concept of the attitude to these people, within the framework of which the task is put to help the invalid to struggle not only with illnesses, but to give him the equal opportunities of high-grade participation in all areas of life and kinds of social activity. The spartian games, the preparation for them, the other forms and methods of spartian program allow to increase the efficiency of the processes of social rehabilitation and integration of invalids at the expense of formation of new spiritual, emotional and social-psychological conditions of their motor, intellectual and communication activity.
НОВОСТИ 24: В СОСТАВЕ СПОРТИВНОГО ЦЕНТРА МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ СОЗДАНА ГРЕБНАЯ БАЗА
Спартианская программа как элемент гуманистически ориентированной политики по отношению к лицам с ограниченными возможностями
Кандидат педагогических наук, доцент Т.И. Губарева
Российская государственная академия физической культуры, Москва
Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями (инвалиды), спартианская программа, Спартианские игры и клубы.
Введение. Процесс гуманизации общественной жизни, увеличение числа людей, которые имеют нарушения в физической, сенсорной или психической сферах (в настоящее время, по данным Всемирной организации здравоохранения, они составляют около 10% населения земного шара), выдвигают на повестку дня и делают все более актуальной проблему выработки социальной политики по отношению к этим людям.
В настоящее время специалисты многих стран ведут поиск эффективных программ укрепления здоровья инвалидов, особенно детей, восстановления их работоспособности, социальной реабилитации, адаптации, интеграции, активного участия в жизни, обеспечения равенства с неинвалидами и т.д. Задача данной статьи — показать важную роль спартианской программы в реализации гуманистически ориентированной политики по отношению к лицам с ограниченными возможностями.
Социальная политика в отношении инвалидов. Социальная политика общества по отношению к тем лицам, которые имеют нарушения в физической, сенсорной или психической сфере и отличаются от общепринятых норм и моделей во взаимодействии с окружающими, может принимать и реально принимает различные формы, тесно связанные с ценностями культуры данного общества [15].
В рамках социальной политики общества по отношению к лицам с ограниченными возможностями можно выделить несколько основных аксиологических концепций поведения.
Одна из них, обозначаемая термином «инвалидизм » («disabilism»), оценивает ограниченные возможности как существенный недостаток человека и на первый план выдвигает задачу его исправления, чтобы данный человек мог соответствовать статичным и консервативным представлениям о социальной «норме» [1]. В сфере образования концепция «инвалидизма» предусматривает специальное обучение лиц с ограниченными возможностями в изоляции от тех, кто не имеет таких ограничений. Тем самым данная концепция фактически ориентирова на на социальное притеснение и дискриминацию людей с ограниченными возможностями.
ИЗ МЕНЕДЖЕРОВ В ШТУРМОВИКИ / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕРВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ / 61 урок НВП,29.06.23
Концепция «инвалидизма», претендующая на интеграцию людей с ограниченными возможностями в общество, на самом деле препятствует этому. Как справедливо замечает О.Н.
Ертанова, свободная, самостоятельная и ответственная жизнь, ориентированная на нормы и ценности социального общества, формируется у человека в том случае, если он живет в этом обществе. «Поэтому ошибочно думать, что можно реабилитировать ребенка в субкультурной среде (воспринимая его как пациента и воздействуя как на объект, без его активного участия), а затем адаптировать его к мультикуль турной среде и интегрировать в открытое общество» [9]. У многих детей, прошедших через закрытую систему специального образования, развивается синдром «зоны». Покидая стены интерната, ребенок, выросший в особых условиях, не способен включиться в «нормальную» систему человеческой деятельности, потому что по-прежнему не может ходить (видеть, слышать). Поэтому он не может общаться, учиться в обычном вузе, работать, жить полноценной жизнью в не приспособленной к нему среде обитания со множеством барьеров (физических, институциональных, правовых, межличностных, личностных).
Вариантом «инвалидизма» является аксиологи ческая концепция социальной полезности лиц с ограниченными возможностями, которая сформирова лась на рубеже XIX-XX вв. Эта концепция рассматривает инвалидов как такую часть общества, которая при необходимом обучении и доступной профессиональной подготовке способна материально обеспечить свое существование, переставая тем самым быть бременем для общества. Следовательно, она исходит из приоритета интересов общества над интересами личности.
Антиподом двух отмеченных подходов является личностно-ориентированная гуманистическая концепция отношения к лицам с ограниченными возможностями, которая формируется во второй половине ХХ столетия. Данная концепция ориентируется на такие гуманистические ценности, как признание самоценности личности человека с ограниченными возможностями и приоритет интересов личности над интересами общества. Ставятся задачи и помочь инвалиду бороться с недугами, и главное — предоставить ему равные возможности полноценного участия во всех сферах жизни и видах социальной активности. Общество должно направлять свои усилия на изменение не только людей с ограниченными возможностями, но и тех негативных социальных условий, которые создают проблемы для этих людей, на устранение негативных установок по отношению к ним, рутинных правил и т.д.
Отношение к физической (двигательной) активности лиц с ограниченными возможностями в рамках данной концепции базируется на двух философских подходах: а) подходе «минимально ограничивающей среды» (среда считается минимально ограничивающей, если она адекватна индивидуальным возможностям человека, сохраняет для него максимально возможную степень свободы) и б) подходе «общеобразовательной инициативы» (убеждение в том, что всех или большинство учащихся, имеющих ограниченные возможности, можно поместить в среду общеобразовательных классов).
Отмеченным выше различным подходам в обществе к людям с ограниченными возможностями соответствуют так называемые различные «модели инвалидности».
А. «Модель пассивного обеспечения «. Она связана с негативным восприятием лиц, имеющих ограниченные возможности, при котором на первый план в этих людях выдвигается их ущербность. Внимание акцентируется на том, чего не могут инвалиды, а иногда считают, что они вообще ни к чему не способны. С таким восприятием этих людей связана и обычная реакция на них — жалость, сочувствие, желание помочь, сделать что-то вместо них.
Б. «Медицинская модель» — подход, при котором на первый план ставят аспекты лечения и всех людей с ограниченными возможностями рассматривают как больных.
В. «Административная модель», которая ориентирована прежде всего на создание и поддержание систем помощи — специализированных учреждений, организаций специального обучения, трудоустройства инвалидов и т.п.
Г. «Социальная модель», которая соответствует личностно-ориентированному гуманистическому подходу к инвалидам. Инвалидность воспринимается как проблема, за которую несет ответственность все общество, поскольку нетрудоспособность и ограничения инвалидов в значительной степени создаются именно обществом. Человек с ограниченными возможностями рассматривается как личность, имеющая право самостоятельно контролировать вопросы своего обучения, повседневной жизни, поездок и т.п.
Основные принципы гуманистически ориентированной социальной политики в отношении людей с ограниченными возможностями отражены во многих официальных документах, принятых в последние десятилетия ООН и другими международными и национальными организациями.
В нашей стране в течение длительного времени социальные проблемы лиц с ограниченными возможностями (равно как и проблемы сирот, престарелых, многодетных семей) считались полузакрытой темой. Их не принято было обсуждать и тем более рассматривать в широком социально-культурном , социально-политическом аспектах, чтобы не травмировать общественное сознание. В настоящее время, в новой социальной ситуации, эти проблемы стали привлекать внимание широкой общественности . Осознание актуальности проблемы инвалидности и поиск путей ее решения побуждают обратиться не только к опыту развитых европейских стран, но и к истории России, которая прошла путь от нищелюбия к системе государственного и общественного призрения. Для традиций российской культуры характерны такие почти ушедшие из лексикона понятия, как «человеколюбие», «милосердие», «меценатство», «филантропия».
Первостепенная задача общества с гуманистически ориентированной социальной политикой в отношении людей с ограниченными возможнос тями — создание для них атмосферы полноценной жизни, общения, таких условий, при которых качество их жизни не отличается от такового остальной части населения, они могут активно участвовать в общественной жизни, заниматься любимым делом, проявлять себя в личностном плане, получать эмоциональный заряд. В стратегии по достижению здоровья для всех, которая является рамочной основой для выработки национальных планов действий в Европейском регионе, эта задача формулируется так: «Лучшие возможности для инвалидов». Речь идет о том, что «. инвалиды должны иметь возможность жить полнокровной в социальном, экономическом и психическом отношении жизнью с помощью особых мероприятий, повышающих их относительные физические, социальные и экономические возможнос ти» [3, с. 8-9].
Социальный эффект спартианской программы. Спартианская программа предусматри вает организацию Спартианских игр, клубов, школ, игротек, летних оздоровительно-игровых лагерей с активным участием лиц, имеющих ограниченные возможности [4-6, 14].
Многолетний опыт использования этих спартианских форм и методов позволяет с достаточной уверенностью оценить их как важный фактор гуманистически ориентированной социальной политики по отношению к указанным лицам.
Самое важное значение спартианской программы для лиц с ограниченными возможностями состоит в том, что она показывает им, как сделать первый шаг на пути самоутверждения и самореализации . Человек, который оказался в состоянии временной или постоянной инвалидности, не может (по крайней мере сразу) изменить эту ситуацию. Он должен научиться приспосабливаться к существующим условиям, активно участвовать в жизни несмотря на все ограничения.
Но как это сделать? Как поверить в свои силы, ощутить себя полноценным человеком, а не ущербным, больным, инвалидом? Как доказать себе, другим людям, обществу право на активное существование — в умственном и физическом плане? Не только дети и подростки, но даже их родители часто не знают, с чего начать решение этой проблемы. Спартианская программа помогает найти ответ на данный вопрос.
Конечно, возможны другие варианты решения данной проблемы. Многие инвалиды пытаются ее решить, например, на основе активных занятий спортом — футболом, бегом и пр. Но это — достаточно сложный путь, требующий от человека сразу огромного напряжения силы, воли, мужества и т.д. К тому же он опять-таки связан с изоляцией лиц, имеющих ограниченные возможности, от других людей, а значит, препятствует их социальной интеграции, подчеркивает их ущербность.
Спартианская программа предлагает значительно более простой путь, особенно если имеются в виду первые шаги. Нужно преодолеть себя и включиться в Спартианские игры, начать готовиться к ним, чтобы приобрести нужные знания и умения, стать членом Спартианского клуба, разработать для себя индивидуальную программу развития, совершенствования и попытаться ее реализовать и т.д.
Спартианские игры и подготовка к ним — своеобразная игровая терапия, содействующая социальной реабилитации и интеграции лиц с ограниченными возможностями. Спартианская технология организации соревнований позволяет существенно повысить эффективность процессов социальной реабилитации и интеграции этих лиц путем формирования новых духовных, эмоциональных и социально -психологических условий двигательной, интеллекту альной и коммуникационной активности.
Уникальная программа Спартианских игр, применяемая на них система выявления и награждения победителей, доброжелательная атмосфера создают условия для совместного и равноправного участия в Играх лиц с ограниченными физическими или интеллектуальными возможностями. На Спартианских играх они получают возможность не только самостоятельной физической, интеллектуальной, творческой активности, общения с другими лицами, но и (что самое главное) равноправного участия вместе с ними в соревнованиях, не чувствуя себя при этом ущербными, больными, инвалидами.
Разнообразие спортивных соревнований, адаптация их правил, оборудования к физическому и психическому состоянию инвалидов позволяют им активно участвовать и побеждать в этих соревнованиях. Столь же успешно они могут выступать и в определенных художественных конкурсах, конкурсах знатоков и т.д. Кроме того, в число победителей на Играх включаются и те, кто показал лучший результат, и те, кто продемонстрировал мужество, волю и т.д. Вся система организации работы Спартианских клубов и школ также построена на принципе равноправного участия в них лиц с ограниченными возможностями и тех, кто не имеет таких ограничений.
Свобода творчества и самовыражения, отсутствие жесткой конкуренции при сохранении состязательности, дополняемой ориентацией на сотрудничество и единение, равноправное участие в соревнованиях лиц с ограниченными возможностями наравне с другими, дружественная атмосфера спартианских мероприятий, обеспечивающая включение этих лиц в новое пространство содержательных межличностных отношений, — все это содействует созданию у них положительного Я-образа, адекватной самооценки, ощущения безопасности, психологичес кого комфорта и тем самым повышению уровня социальной адаптации и интеграции.
Участие в спартианских мероприятиях способствует формированию у детей-инвалидов мотивации к самостоятельным занятиям, направленным на освоение ценностей физической культуры, в том числе на оздоровление, побуждает к реализации своего внутреннего духовно-нравственного потенциала, самостоятельности в принятии решений, уверенности в своих действиях и т.д.
Такой эффект зафиксирован на основе опросов, педагогических наблюдений, психологических тестов. Так, Я. Жбиковский использовал спартианскую программу для организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности, в Спартианском клубе г. Бяла Подляска (Польша). После двух лет работы он провел обследование инвалидов для определения изменений в адаптационном поведении лиц экспериментальной и контрольной групп. Анализ показал значительное улучшение адаптационного поведения [10] у инвалидов, в работе с которыми использовалась спартианская программа.
Результаты психологического тестирования инвалидов с ДЦП, проведенные Н.В. Ганзиной с помощью шкалы реактивной и личностной тревожности Спилбергера — Ханина до и после курса реабилитационно-рекреативных мероприятий в рамках Спартианского клуба свидетельствуют о достоверном (р < 0,05) снижении у них показателей тревожности [2, 5].
Положительное и стабилизирующее воздействие спартианских форм и методов организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности, на их психоэмоциональную сферу было уста
новлено и в ходе исследования Е.А. Лубышева, которое он проводил на базе детского реабилитационного центра «Росинка» Балашихинского района Московской области. Им было установлено достоверное улучшение показателей самочувствия (р < 0,02), активности (р < 0,02) и настроения (р < 0,05) у детей, существенное снижение показателей склонности к депрессивным состояниям (р < 0,00045), реактивной (р < 0,00028) и личностной (р < 0,02) тревожности, а также повышение уровня самооценки (р<0,004) [12].
Отмеченные выше аспекты положительного воздействия Спартианских игр на детей-инвалидов — участников этих Игр выявляют и опросы этих детей, а также их родителей, проведенные в 1993-2000 гг. При ответе на вопрос о том, какие основные изменения связаны с участием в Спартианских играх и клубах, как правило, указывалось на то, что дети-инвалиды чувствуют себя теперь более самостоятельно и уверенно при общении с другими людьми, в том числе со сверстниками. Вместе с тем характерно и то, что никто из опрошенных участников Игр (а значит, и те, кто не относится к числу лиц с ограниченными возможностями) не высказал неудоволь ствия по поводу участия в Играх инвалидов, совместного с ними участия в соревнованиях, хотя до начала Игр некоторые из впервые принимавших в них участие проявляли такое неудовольствие (опрос проводился после завершения Игр) [4, 5, 13].
Спартианские игры и клубы, как показал опыт их использования, позволяют также закреплять те положительные результаты в социальной реабилитации и интеграции инвалидов, которые достигаются с помощью других средств и методов, например на основе занятий ЛФК, иппотерапией и т.д. [2, 4, 5, 7, 8, 11, 12].
Значит, спартианская программа открывает для лиц с ограниченными возможностями игровой путь самопреодоления и самоутверждения . Конечно, этот игровой путь не решит для человека всех его необычайно сложных проблем и станет лишь начальным этапом борьбы за самого себя, за свое место в мире, за свое признание. Но это начало имеет огромное значение, особенно для тех, кто не уверен в своих силах, опасается неудачи, насмешек со стороны других людей и т.д. Спартианский путь дает им не только радость, отдых, развлечение, общение с друзьями, но и возможность поверить в себя, почувствовать поддержку других и получить признание с их стороны. Он позволяет этим людям нормально и вместе с другими отдыхать, развлекаться, активно участвовать в различных сферах общественной жизни, готовит к этому, развивает соответствующие знания, умения, навыки.
Приведенные аргументы свидетельствуют о том, что спартианская модель спорта имеет важное социально-педагогическое, а также культурное значение для людей с ограниченными возможнос тями и адекватна требованиям личностно-ори ентированной социальной политики по отношению к этим людям.
3. Государственный доклад «О положении инвалидов в Российской Федерации». — М.: Совет по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации, 1998.
4. Губарева Т.И. Комплексная «спартианская» программа культурно-спортивной работы с инвалидами // Проекты, программы, технологии. Отечественный и зарубежный опыт. (Духовность. Спорт. Культура.
Вып. пятый, ч. II): Сб. — М.: РАО, Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, СОА, 1997, с. 106-195.
9. Ертанова О.Н. «Вот и вышел человечек. » // Развитие и образование особенных детей: проблемы, поиски: Сб. научно-практ., проект. и метод. матер. — М.: Ин-т педагогич. инноваций РАО, 1999, с. 54-64.
Источник: sportlib.info
10.6. «Спартианская» программа работы с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, в адаптивной двигательной рекреации
Большие возможности для организации адаптивной двигательной рекреации имеет «Спартианская» программа культурно-спортивной работы с инвалидами, разработанная Т.И. Губаревой (2000) 5 под руководством профессора В.И. Столярова. Суть данной программы состоит в новой системе проведения состязаний между людьми, сопоставлении их способностей и оценке результатов этих состязаний.
Особенности «Спартианской» программы культурно-спортивной работы с лицами, имеющими ограниченные возможности, как про-граммы гуманизации спортивной деятельности в адаптивной двигатель-ной рекреации этих лиц непосредственно связаны с особенностями того, более широкого проекта «СпАрт», на идеях которого она бази-руется.
Первая особенность программы, как и вообще проекта «СпАрт», состоит в том, что они предусматривают принципиально новый подход к организации и проведению соревнований, охватывающий все их стороны и компоненты: программу, систему определения и поощрения победи-телей, состав участников и т.д.
При разработке проекта, а на его основе и программы учитывались два важных и уже отмеченных выше положения:
1) эффект влияния спорта на личность в первую очередь зависит от того, какие соревнования и каким образом проводятся, какие ценнос-ти, нормы и образцы поведения поощряются в ходе соревнований и каков характер этих поощрений (моральный, материальный и т.д.), кто участвует в соревнованиях и т.д., то есть от формы (модели) организации спортивных соревнований;
2) используемая на практике модель организации соревнований, в том числе и особенно для лиц с ограниченными возможностями, в недостаточной степени способствует социальной реабилитации и ин-теграции этих лиц, не позволяет в полной мере использовать гума-нистический культурный потенциал спорта, не обеспечивает целост-ное, интегративное гуманистическое воздействие на личность, к тому же может негативно влиять на личность и отношения между людьми.
Поэтому в качестве центральной базы была поставлена задача – найти такую новую, более «мягкую», гуманистически ориентированную модель организации спортивных соревнований, которая:
– в большей степени учитывает физическое и психическое состояние лиц с ограниченными возможностями, содействует их социальной реабилитации и интеграции;
5 Губарева Т.И. Спорт лиц с ограниченными возможностями в системе гуманистически ориентированной социальной политики. – М.: ФОН, 2000. – 192 с.
– выступает как привлекательная для участников (особенно для детей и подростков) форма игры, развлечения, позволяющая им активно и творчески отдохнуть, получить положительные эмоции, эстетическое удовольствие, побыть на природе, пообщаться с интересными людьми;
– является соревновательной, предусматривает соревнование участ-ников, но вместе с тем ориентирует их на сотрудничество, единение, формирует стремление к высоконравственному, рыцарскому поведе-нию, красоте действий и поступков, препятствует желанию победить любой ценой, проявлениям грубости, насилия, агрессивности, нацио-нализма и т.п.;
– ориентирует участников на самосовершенствование, гармоничное духовное и физическое развитие, формирование многосторонних способностей и их проявление в различных видах творческой деятельности (спорте, искусстве, техническом творчестве и др.);
– создает такие условия, чтобы среди участников не было «обиженных», чтобы каждый из них мог продемонстрировать определенные достижения и почувствовать себя «победителем»;
– содействует сохранению и развитию самобытной национальной и народной культуры. Центральным элементом «Спартианской» программы и является новая, уникальная модель спорта – Спартианские игры.
Название этих игр – Спартианские (другие возможные названия: Игры «СпАрт», «Турнир рыцарей СпАрта», Игры «Спартианская се-мья» и др.) – связано не с именем древнегреческого города Спарта, как нередко полагают, а с указанным выше словом «СпАрт».
По всем важнейшим параметрам – по своей программе, по системе определения победителей, по составу участников и т.д. – Спартианские игры являются альтернативными по отношению к «жесткой» модели спорта, существенно отличаются от других соревнований, турниров, фестивалей, игр.
В программе Игр:
– соревнования и конкурсы, предполагающие необычное сочетание спорта, искусства и других видов духовно-творческой деятельности;
– соревнования, в которых надо «победить» себя, а не других;
– игры, в которых нет разделения участников на победителей и про-игравших, ценится сотрудничество, юмор, творчество.
При определении победителей (лауреатов) Игр учитывается не только физическое совершенство участников, их спортивное и худо-жественное мастерство, творческие и интеллектуальные способнос-ти, знания, красноречие, но также нравственные и эстетические ас-пекты поведения.
Спартианские игры – демократичные и гуманные соревнования, в которых совместно участвуют и на равных соревнуются:
– дети (начиная с 6 лет) и взрослые;
– лица с ограниченными возможностями здоровья (инвалиды) и те, кто не имеет таких ограничений;
– лица разного пола;
– люди, увлекающиеся и активно занимающиеся различными видами творческой деятельности (наукой, искусством, спортом, техническим творчеством и т.д.).
Вторая особенность «Спартианской» программы – ее ярко выражен-ный комплексный характер.
Чтобы придать большее значение новой модели организации и прове-дения соревнований, в данной программе в целях повышения культур-ной, духовно-нравственной ценности спорта предусматривается целый ком-плекс и других направлений, форм и методов работы, в том числе:
– организация новой системы образования и подготовки к соревно-ваниям на базе создания спартианских клубов, школ, игротек, игровых спартианских лагерей и т.д.; постановка и решение в ходе этой подго-товки задач, связанных не только с повышением уровня физической подготовленности и спортивного мастерства занимающихся, но также с формированием и развитием у них интеллектуальных, художествен-ных, творческих способностей, нравственной, эстетической и эколо-гической культуры, культуры речи и общения и т.д.;
– разработка и пропаганда определенного духовно-нравственного кодекса поведения (Спартианского кодекса чести);
– новые формы культурно-спортивной работы в рамках олимпийс-кого движения, а вместе с тем развертывание нового гуманистического движения «СпАрт» – спартианского движения;
– использование в рамках этого движения специально разработан-ной системы наград для поощрения высоконравственного и эстетичес-кого поведения, красоты действий и поступков в играх и соревновани-ях, а также разностороннего и гармоничного развития, успехов в раз-личных сферах творческой деятельности и т.д.;
– изменение характера и уровня подготовленности специалистов и т.д.
Уже из этого перечисления основных направлений, форм и мето-дов, предусматриваемых «Спартианской» программой, видно, что она, предполагая активизацию просветительской (информационной, разъяс-нительной) работы в целях повышения духовно-нравственной ценнос-ти спорта, основной акцент делает на иных направлениях деятельности. Учитывается, что основная причина слабой ориентации спортсменов на принципы «честной игры», идеал гармонично развитого атлета ко-ренится не в слабой просветительской работе, а прежде всего в отсут-ствии существенных реальных стимулов, которые формировали бы у них эту ориентацию.
В связи с этим основное внимание программа уделяет созданию ре-альных условий и стимулов, которые побуждают участников соревнова-ний к благородному, рыцарскому поведению в спорте, разносторон-нему и гармоничному развитию.
Комплексный характер «Спартианской» программы состоит и в том, что она рассматривает работу, основанную на использовании спорта, спортивных игр, соревнований, и социально-педагогическую деятель-ность, связанную с искусством, как два важных, дополняющих друг друга компонента единой системы социально-педагогического воздей-ствия на человека для решения широкого круга социально-культурных задач. При этом особое значение придается укреплению связи спорта с искусством, использованию не только традиционных, но и нетрадиционных, принципиально новых форм этой связи.
Третья особенность «Спартианской» программы состоит в том, что она ориентирована не на какой-то узкий круг лиц с ограниченными возможностями, а на всех представителей этой социальной группы. Бо-лее того, она рассчитана практически на все социальные группы насе-ления и предусматривает не изоляцию лиц с ограниченными возмож-ностями от других, а их постоянное общение в ходе игр, соревнова-ний, обучения и т.д. с теми, кто не имеет таких ограничений, а также детей и взрослых, спортсменов и тех, кто увлекается искусством (нау-кой, техническим творчеством и т.п.).
Такова самая общая характеристика «Спартианской» программы культурно-спортивной работы с лицами, имеющими ограниченные возможности, как программы гуманизации спорта этих лиц.
В приложении 3 в качестве примера приведена программа Спартианских игр «Братеево-96», состоявшихся в Москве в 1996 году.
Источник: studfile.net
V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013
Основополагающим принципом физкультурного воспитания является единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов в формировании физической культуры личности, обусловливающее образовательную, методическую и деятельностно-практическую направленность воспитательного процесса. В основе этого принципа лежат идеи выдающегося ученого Л.С.
Выготского, утверждавшего, что личность должна в активной форме, посредством деятельности присвоить исторический опыт человечества, зафиксированный в предметах материальной и духовной культуры. Только тогда, по его мнению, личность может стать полноценным членом общества. Данное положение было развито А.Н.
Леонтьевым, который говорил, что это процесс, в результате которого происходит воспроизведение индивидуумом исторически формировавшихся человеческих способностей и функций. Глубинная сущность деятельностного подхода к процессу воспитания физической культуры человека состоит в том, что он ориентирует не только на усвоение, знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала человека. Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, пассивности обучения, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности. Деятельностный подход определяет направленность учебно-воспитательного процесса на всестороннее развитие личности и ее самоопределение по отношению к творческому овладению ценностями физической культуры. Согласно этим идеям можно утверждать, что психофизическое развитие личности осуществляется не только посредством приобретения социально-практического опыта, но и через формирование ее мировоззрения и усвоение системы знаний.
В настоящее время, в условиях девальвации духовно-нравственных ценностей, ухудшения здоровья и физического состояния в целом практически всех слоев населения, особенно важное теоретико-методологическое значение имеет та программа культурно-спортивной работы, которая предложена Вячеславом Ивановичем Столяровым в рамках разработанного им проекта «СпАрт».
Спартианское движение объединяет тех, кто сочетает в своей жизни различные увлечения, проявляет активность в спорте, искусстве, науке и других видах творческой деятельности, стремиться не только к физическому, но и к духовному совершенствованию, т.е. желает быть разносторонним и гармоничным развитым. Оно направляет свои усилия на вовлечения детей и молодежи в такие игровые формы соперничества и сотрудничества, которые содействуют:
— общегуманному и патриотическому воспитанию детей и молодежи;
— созданию условий для определения способностей человека;
— организации увлеченного, творческого, активного отдыха и общения.
В условиях девальвации духовно-нравственных ценностей, ухудшения здоровья практически всех слоев населения Спартианское движения ставит своей целью духовное и физическое оздоровления детей и молодежи.
Спартианские игры — новая, разработанная В.И. Столяровым, гуманистически ориентированная модель игр, в которых спорт гармонично сочетается с искусством и всемерно поощряется поведение участников в соответствии с критериями духовности, нравственности и красоты. О такой направленности игр свидетельствует и их название «Спартианские». Оно связано не с названием древнегреческого города Спарта, как иногда полагают, а со словом «СпАрт» («SpArt»), которое производно от трех английских слов: «Spirituality» — духовность, «Sport» — спорт и «Art» — искусство. Девиз спартианских игр: «Красота действий и поступков дороже успеха!».
Спартианские игры проводятся в целях: — содействовать духовному и физическому оздоровлению детей и молодежи, их активному участию в разнообразных формах творческой, социально-полезной деятельности, включая спорт и искусство, формированию и развитию ориентации на духовно-нравственные ценности в отношениях людей друг с другом и с природой, т.е. приобщение к общечеловеческим ценностям, а вместе с тем возрождение и развитие лучших черт, присущих россиянину доброты, великодушия, милосердия, высокой духовности в сочетании с физической силой, здоровьем и талантливостью в различных видах творческой деятельности.
Основные задачи Спартианских игр:
— формирование и развитие ориентации на совершенствование, само актуализацию, гармоничное и разностороннее развитие, активное участие и проявление способностей в разнообразных формах творческой деятельности, включая спорт и искусство;
— организация увлекательного, творческого, активного досуга и общения детей и молодежи;
— создание условия для того, чтобы дети и молодежь могли пробовать свои силы и способности в различных видах творческой деятельности – в спорте, искусстве, техническом творчестве с тем, чтобы определить свои «плюсы» и «минусы», выбрать ту сферу деятельности, которая им больше всего нравится и в которой они с наибольшей отдачей могут проявить свои способности, наметить программу самосовершенствования;
— профилактика наркомании и других аспектов девиантного поведения детей и молодежи;
— выявление творчески одаренных детей и молодых людей, обладающих уникальными физическими, двигательными или художественными, творческими способностями, содействие полному раскрытию и применению этих способностей в спорте, искусстве и других видах деятельности;
— формирование развитие у детей и молодежи культуры мира, воспитание в духе мира, демократии, прав человека и толерантности (терпимости) к представителям различных наций, культур;
— содействие социальной адаптации и интеграции, преодолению социального отчуждения лиц с ограниченными возможностями (инвалидов);
— формирование и развитие интереса к национальными видам спорта, народным играм и развлечениям, национальным и культурным народным традициям, видам искусства, содействуя тем самым патриотическому воспитанию детей, молодежи;
— укрепление дружбы, культурно-спортивных связей, сотрудничества, взаимоуважения детей и молодежи различных наций и регионов.
Ориентируясь на общечеловеческиеценности, это движение ставит своей целью возрождение и развитие лучших черт, присущих россиянину, — доброты, великодушия, милосердия, высокой духовности в сочетании с физической силой и здоровьем, а также талантливостью в различных видах творческой деятельности. Поскольку достижение этой цели применительно к России означает спасение ее генофонда, формирование нового поколения россиян — активного, творческого, здорового не только физически, но и духовно, это движение является патриотическим.
Вместе с тем спартианское движение как считает В.И. Столяров, не является националистическим и является актуальным не только для России. Во-первых, оно отражает все растущее стремление цивилизации XXI не только провозгласить, декларировать идеи, идеалы и ценности гуманизма, но инайти пути их практической реализации.
Во-вторых, оно связано с все возрастающей тревогой ученых и специалистов-практиков по поводу девальвации духовно-нравственных ценностей в современном спорте (особенно в спорте высших достижений) и призвано содействовать активным поискам путей его гуманизации, которые в последние десятилетия ведутся во многих странах мира.
В-третьих, оно находится в русле предпринимаемых в последние годы попыток разработать программы и технологии интеграции спорта и искусства, физического воспитания с другими формами и видами педагогической системы воспитания детей и молодежи.
В-четвертых, оно сопряжено с усилиями тех специалистов многих стран, которые ведут поиск эффективных программ укрепления здоровья инвалидов, особенно детей, восстановления их работоспособности, социальной реабилитации, адаптации, интеграции, активного участия в жизни, обеспечения равенства с не инвалидами.
Особенность спартианской программы заключается в следующем:
Первая особенность спартианской программы, как отмечает ее автор, состоит в том, что она предусматривает принципиальноновый подход корганизации и проведению соревнований, охватывающий все их стороны и компоненты:программу, систему определения и поощрения победителей, состав участников и т.д.
Вторая особенность спартианской программы — ее ярко выраженный комплексныйхарактер. Придавая важнейшее значение новой модели организации и проведения соревнований, эта программа в целях повышения культурной, духовно-нравственной ценности спорта предусматривает целый комплекс и других направлений, форм и методов работы.
Третья особенность спартианской программы состоит в том, что она рассчитана практически на все социальные группы населения и предусматривает не изоляцию лиц с ограниченными возможностями от других, а их постоянное общение в ходе игр, соревнований, обучения и т.д. с теми, кто не имеет таких ограничений, а также детей и взрослых, спортсменов и тех, кто увлекается искусством (наукой, техническим творчеством и т.п.), и т.д.
Важным дополнением спартианских форм и методов являются упомянутые выше инновационные гуманистически ориентированные формы, методы, технологии физического воспитания, которые разработали и практически внедряют В.К. Бальсевич, Е.А Лубышев, С.Д. Неверкович и др. В процессе олимпийского образования детей и молодежи спартианские формы и методы должны дополняться такими традиционными средствами, как олимпийские уроки, беседы и др..
Спартианские игры предназначены для людей с ориентацией на духовно-нравственные ценности и призваны формировать, развивать у них эту ориентацию. В настоящее время спартианская модель соревнований, разумеется, не может и не должна заменять другиемодели, которые представляют интерес для людей с иными интересами, потребностями, ориентациями и т.д.
Спартианская технология интегративного подхода к организации физкультурно-спортивной деятельности в полной мере соответствует реалиям сегодняшнего дня.
Она учитывает общую тенденцию гуманистического, духовно-нравственного обновления современного общества, а вместе с тем социально-экономическую, политическую и культурную ситуацию нашей страны, те задачи, которые особенно важны на современном этапе ее общественного развития.
Кроме того, она в определенной мере способна заполнить тот идеологический вакуум, который возник в умах детей и молодежи в результате кардинальных изменений, происшедших в последние годы в политике и экономике нашей страны. Она может внести существенный вклад в процесс преобразования нашего общества на основе идей гуманизма.
Источник: scienceforum.ru