Почему закрыта программа буран

СССР был страной, которая в 1917 году перечеркнула прошлое и решила доказать всему миру, что особый, советский путь развития гораздо лучше всех остальных вариантов. Фактически всё существование СССР было подчинено демонстрации этой уникальности. Партия хотела доказать, что мы не хуже западных капиталистов, а наоборот. В этой гонке различных систем стороны тщательно следили за успехами друг друга и тратили огромные ресурсы, чтобы сохранять лидирующие позиции в передовых сферах – в вооружении, разнообразных научных исследованиях, освоении космоса. Обеим сторонам надо было продемонстрировать свои преимущества или как минимум отсутствие отставания.

Это научное соперничество вынуждало тратить колоссальные средства. И далеко не всегда эти траты были разумны. Увидев у соперника перспективные разработки, стороны бросались копировать игрушку, не думая о её объективной необходимости для страны. И одним из таких спорных достижений советской науки и техники стал «Буран». Торжество инженерной мысли, которое оказалось бесполезным и вытянуло из страны колоссальные средства, вбив свой гвоздь в гроб СССР.

«Русский шаттл»: триумф, забвение и срач в соцсетях / Редакция

«Атлантис» (STS-125) и «Индевор» (STS-400) на стартовой площадке Космического центра Кеннеди

12 апреля 1981 года впервые в истории человечества с мыса Канаверал стартовал многоразовый транспортный космический корабль «Спейс Шаттл». В гонке многоразовых космических кораблей победили США, первыми запустив своё изделие. К этому моменту аналогичная программа СССР уже развивалась полным ходом. Создание «советского Шаттла» началось ещё в середине 70-х годов.

Надо отметить, что исследования по созданию космических кораблей многоразового использования велись ещё до запуска первого спутника Земли. Изначально казалось, что многоразовые космические корабли будут гораздо дешевле, чем одноразовые. Что при всей сложности создания затраты себя окупят. Свою роль вносила и гонка вооружений.

Все подобные проекты многоразовых космических кораблей 50-60-х годов имели военный характер. Американский X-20 Dyna Soar, «ВКА-23» Мясищева, «Проект 136» Туполева, «Лапоток» Цыбина задумывались как военные разведчики, перехватчики спутников, орбитальные бомбардировщики. Однако технический уровень тех лет был слишком низок, чтобы реализовать амбициозные проекты многоразовых космических кораблей.

Фото: Wikimedia
Фото: Wikimedia

В то же время разработки проектов многоразовых систем 50-х годов позволили накопить опыт для создания первых многоразовых космических кораблей, воплощаемых уже «в железе». В СССР это была программа «Спираль». Авиационно-космическая система «Спираль» начала разрабатываться в 1966 году.

Она должна была состоять из гиперзвукового самолёта-разгонщика, который поднимал бы на скорости 6 Махов десятитонный орбитальный космический корабль многоразового использования на высоту 30 км. Разработка велась, были созданы аппараты-аналоги космического самолёта, отрабатывались технологии. Программа была технически очень сложная и амбициозная.

Первый и единственный космический полёт «Бурана». The only orbital launch of a Buran-class orbiter.

Однако, в 1972 году Ричард Никсон объявил о начале работ над «Спейс Шаттлом». И СССР не смог устоять перед соблазном скопировать американские идеи. Создание «советского Шаттла» оказалось задачей более простой технически, чем «Спираль», но более дорогой из-за масштабов. Но партия сказало «надо!», а советский народ не имел возможности спросить «а зачем?».

Так должен был выглядеть воздушный старт с гиперзвукового самолета-разгонщика авиационно-космической системы «Спираль»

Официальной датой старта советской многоразовой транспортной космической системы «Энергия-Буран» считается 1976 год. В ходе программы «Буран» эволюционировал и менялся. Изначальный проект ОС-120 был практически идентичен «Спейс Шаттлу». На орбитальном самолёте так же, как и у американцев, были размещены три маршевых двигателя и два двигателя для орбитального маневрирования. При этом советский корабль получался тяжелее американского и весил 120 тонн.

Вторым этапом развития стал орбитальный самолёт ОК-92. Он лишался маршевых двигателей, зато получал воздушно-реактивные двигатели. Воздушно-реактивные двигатели должны были дать более высокую гибкость применения в военных целях. С ними космический корабль меньше зависел от взлётно-посадочной полосы и мог приземляться на многих аэродромах СССР.

И только в марте 1978 года проектирование остановилось на привычном нам «Буране». «Буран» лишился маршевых двигателей как у американцев, зато получил гораздо более мощные орбитальные двигатели, которые давали большие возможности для манёвров на орбите. При использовании корабля в качестве «орбитального бомбардировщика» у него были более широкие возможности чем у «Спейс Шаттла».

Вообще, версия, что американцы делают орбитальный самолёт для того, чтобы иметь возможность наносить быстрые ядерные удары из космоса, была очень популярна среди руководства СССР. Другой популярной версией было предположение, что «Спейс Шаттлы» с их возможностью возвращать с орбиты грузы весом до 15 тонн будут воровать советские спутники. И в СССР не понимали, для чего американцы хотят осуществлять до 60 пусков «Шаттлов» в год. Все выводы советских экспертов сводились к военной составляющей американской программы.

Space Shuttle Atlantis

В СССР в принципе не понимали особенности капиталистической экономики США. На тот момент заканчивалась американская лунная программа, и руководство NASA не хотело остаться без работы. NASA, цепляясь за места и бюджеты, изо всех сил проталкивало программу «Шаттлов», обосновывая её рентабельность при большом количестве запусков. По расчётам выходило, что если делать больше 30 пусков в год, это будет выгоднее, чем столько же раз запускать одноразовые носители.

И вообще никогда не планировалось использовать «Спейс Шаттлы» в качестве космических бомбардировщиков. Ещё в 60-х во время работы над X-20 Dyna Soar американцы поняли, что «орбитальный бомбардировщик» – это дорогая и медлительная платформа. На подготовку старта уходили сутки. Оперативное применение было исключено. Все усилия были направлены на создание межконтинентальных ядерных ракет и подводных ракетоносцев с принципиально другой степенью готовности к пуску.

Сборка «Бурана» на Тушинском машиностроительном заводе

Но в СССР была своя атмосфера, и советская научная мысль в принципе не понимала, как «мирный комбайн» может не иметь скрытых военных режимов. 14 лет работ, 1 млн 200 тыс. сотрудников, 1100 предприятий, фабрик, заводов, ведомств и НИИ. На программу «Энергия-Буран» в общей сложности было потрачено 16 млрд советских рублей. В пересчёте на курс 2016 года затраты на программу оценивались в 2 трлн российских рублей.

Основным отличием «Бурана» от «Спейс Шаттлов» является способ выведения на орбиту. На «Шаттлах» установлены маршевые ракетные двигатели, которые получают топливо из гигантского оранжевого топливного бака. По бокам топливного бака находятся твердотопливные ускорители, которые дают 83% тяги на старте.

Читайте также:
Куда скачивать программы на компьютер

На высоте около 45 километров ускорители отстреливаются и на парашютах спускаются в океан. В итоге теряется только топливный бак. Остальные элементы системы сохранялись и использовались повторно. СССР не имел таких компактных и мощных маршевых двигателей для орбитального корабля, какие были у США. И твердотопливные ускорители такой мощности СССР тоже не умел делать.

Более того, из-за относительной близости мыса Канаверал к экватору США имели преимущество по соотношению мощности двигателей к выводимой массе. При одинаковой мощности ракетных двигателей ракета-носитель, запущенная с мыса Канаверал, выводит на 15% большую массу, чем ракета, запущенная с Байконура. И из-за недостатка необходимой мощности для выведения орбитального корабля была создана система «Энергия-Буран».

Space Shuttle Atlantis

«Буран» доставлялся на орбиту ракетой-носителем «Энергия». Сверхтяжёлая «Энергия» имела стартовую массу 2400 тонн и могла выводить на орбиту самые разнообразные грузы с массой до 100 тонн. Всего было осуществлено два пуска «Энергии». Оба – с полной потерей носителя. В перспективе планировалось сохранять боковые разгонные блоки с двигателями.

Однако до реализации планов так и не дошло.

Отделение твердотопливных ускорителей

С самого начала работ над программой «Бурана» использовался задел по «Спирали». Так, в 1982-84 годах четыре раза слетал в космос беспилотный орбитальный ракетоплан БОР-4.

Для испытаний было построено два полноразмерных аналога «Бурана». Аналог БТС-001 использовался для наземных статических испытаний. После их завершения на его основе в 1993 году был создан аттракцион в Парке Горького. В 2014 году в ночь с 5 на 6 июля пятидесятитонная конструкция была перемещена на ВДНХ .

Второй аналог БТС-02 использовался для отработки посадки «Бурана» и подготовки экипажей космонавтов. Это была аэродинамически максимально точная копия космического корабля с установленными на неё четырьмя двигателями АЛ-31. БТС-02 выполнил 24 испытательных полёта с общим налётом 8 часов. Посадки выполнялись в том числе в полностью автоматическом режиме. В настоящее время находится в Музее техники города Шпайер в Германии в качестве выставочного экспоната.

БТС-002 и летающая лаборатория над аэродромом ЛИИ

Первый и последний полёт «Бурана» в космос состоялся 15 ноября 1988 года. Ракета-носитель «Энергия» стартовала с Байконура и вывела космический корабль на орбиту без экипажа. Полёт проходил полностью в автоматическом режиме. За 205 минут «Буран» сделал два витка вокруг Земли и выполнил посадку на аэродроме Байконура «Юбилейный».

Американские «Спейс Шаттлы» все свои полёты выполняли только с экипажами. Полностью автоматическая посадка «Бурана» заслуженно считается выдающимся достижением советской науки.

При посадке возникла нештатная ситуация, которая продемонстрировала успех замысла создателей. На высоте 11 км «Буран» в автоматическом режиме получил информацию об изменении погодных условий на аэродроме.

И совершенно неожиданно для всех он совершил манёвр с разворотом на 180 градусов. «Буран» зашёл на полосу с другой стороны от изначально планируемой траектории: такое решение приняли бортовые компьютеры. На земле это стало неожиданностью. Рассматривался даже подрыв корабля. Однако было принято решение посмотреть на его действия. И «Буран» не разочаровал создателей.

Посадка была выполнена с выдающейся точностью.

Кстати, бортовые компьютеры «Бурана» были сделаны на базе американского компьютера IBM System/370. Это не была точная копия американского компьютера. Использовалось значительно переработанное программное обеспечение. На борту находилось два комплекта БЦВМ, каждый из которых состоял из четырёх компьютеров. Система допускала одновременный выход из строя двух компьютеров.

Американские «Спейс Шаттлы» не имели такого запаса по резервированию.

Ещё одним впечатляющим достижением стала теплозащита «Бурана». При входе «Бурана» в атмосферу температура отдельных участков корабля достигала 1600 градусов. От уничтожения корабль защищали 37 500 специальных керамических плиток общей массой 9 тонн. «Буран» в своём полёте потерял всего 6 плиток. Американские корабли теряли по несколько десятков.

Транспортировка третьего лётного экземпляра 2.01 «Байкал» в Жуковский в июне 2011 года

В общей сложности планировалось создание пяти лётных экземпляров корабля. Помимо слетавшего в космос изделия 1.01 «Буран» было полностью построено изделие 1.02 «Буря». В 1992 году «Буря» должна была полететь к станции «Мир» в беспилотном режиме. Планировалась автоматическая стыковка, посещение экипажем «Мира» и беспилотная посадка на Байконуре. Однако полёт так и не состоялся. «Буря» сегодня находится в помещении монтажно-заправочного корпуса (площадка 112А) вместе с технологическим макетом ОК-МТ, который предназначался для отработки предстартовых операций.

«Буря» и ОК-МТ в МЗК (площадка 112А), 2015 год

Сам «Буран» погиб 12 мая 2002 года в монтажно-испытательном корпусе (МИК) на площадке № 112. Из-за ошибок при строительстве комплекса рухнула крыша. При этом погибли восемь рабочих, которые занимались ремонтом крыши. Рабочие погрузили 10 тонн рубероида кучей на одну точку крыши. Перегруженный элемент не выдержал и рухнул на один из баков находящейся внизу ракеты-носителя «Энергия».

Бак находился под давлением воздуха и произошёл воздушный взрыв, который привёл к полному обрушению крыши. Останки «Бурана» были распилены работниками космодрома и отправлены на металлолом.

МИК после обрушения

Надо отметить, что до отправки на своё кладбище «Буран» успел совершить ещё несколько полётов. Не в космос. В 1989 году «Буран» полетал на Ан-225 «Мрия» – самом большом в мире самолёте. Кульминацией стал показ в июне 1989 года на авиасалоне в Ле-Бурже.

Программа многоразовых орбитальных самолётов опередила время. Разработка стоила огромных денег. Пуски так и не смогли продемонстрировать преимущество в цене перед одноразовыми космическими кораблями. 30-летняя программа «Спейс Шаттла» обошлась в 200 млрд долларов за 135 пусков. В 2010 году один запуск стоил 775 млн долларов.

История показала, что гораздо выгоднее запускать дешёвые «Союзы», а многоразовые космические корабли и ракеты-носители должны выглядеть совершенно иначе.

Считается, что в результате работ над «Бураном» было создано много технологий, которые были внедрены в различных отраслях промышленности. Однако через три года после полёта «Бурана» страны не стало, а промышленность пришла в упадок. «Буран» стал вершиной советского прогресса. Его создание продемонстрировало одновременно достижения науки и бессмысленность этих достижений.

Глядя на фото «Бурана», невозможно остаться равнодушным. Это, бесспорно, одно из величайших творений человека, которое было создано из милитаристских побуждений, а в итоге оказалось достижением ради достижения. Многоразовый космический корабль, создававшийся ради удешевления полётов, оказался одноразовым и чудовищно дорогим. Но, несмотря на все эти противоречия, «Буран» всё равно вызывает гордость и восхищение.

Пост подготовил Алекс Кульманов

Буран уехал на ВДНХ

Очень крутая детская площадка!

Источник: varlamov.ru

«Уникальный опыт не исчезает бесследно»: как проект «Буран» повлиял на развитие российских технологий

15 ноября 1988 года состоялся первый и последний полёт многоразового орбитального корабля «Буран». Это был один из самых грандиозных проектов позднего СССР, над которым трудились свыше 1,2 тыс. предприятий страны. Отечественным инженерам удалось создать машину, способную чётко выполнять поставленные задачи на высоте 500 км над поверхностью Земли даже при отсутствии экипажа.

Читайте также:
Можно ли самостоятельно распространять коммерческие программы да нет частично ответ

В 1989-м «Буран» стал международной сенсацией на выставке в Ле Бурже. Однако всего через несколько лет уникальный космический проект был сначала заморожен, а затем и вовсе закрыт. По мнению экспертов, это произошло в первую очередь в силу экономических причин. Однако технологии, созданные при разработке «Бурана», позволили вывести советскую промышленность на новый уровень и создать предпосылки для научно-технического прогресса в современной России.

Ранним утром 15 ноября 1988 года с площадки 110 космодрома Байконур стартовала сверхтяжёлая ракета-носитель «Энергия», которая подняла в воздух многоразовый космический корабль «Буран». Он вышел на рабочую орбиту высотой 250—260 км, совершил два витка, а потом благополучно приземлился на взлётно-посадочную полосу (ВПП).

Международная сенсация

Путешествие «Бурана» длилось в общей сложности 205 минут. В 06:00 начался взлёт ракеты-носителя, в 06:46 корабль вышел на рабочую орбиту, а в 08:51 вошёл в атмосферу над Атлантикой, развив феноменальную скорость в 27,3 тыс. км/ч (около 22 Махов). В 08:53 на высоте 90 км с «Бураном» оборвалась связь из-за образования облака плазмы, через которое не проходит радиосигнал. В этот момент полёт контролировали радиолокационные станции (РЛС) системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН).

В районе 09:00 корпус «Бурана» нагрелся до 900 ºС. Отдельные элементы теплозащитного покрытия корабля не выдержали такой экстремальной температуры и отвалились, однако на полёт это никак не повлияло. В 09:11 на высоте 50 км при скорости в 10 Махов связь с «Бураном» была восстановлена.

В 09:19 на высоте 20 км на корабле, как и планировалось, отключилась реактивная система управления, и спустя несколько минут его скорость упала ниже 1 Маха. На посадку корабль заходил на скорости 140 км/ч. За 10 секунд до соприкосновения с ВПП вертикальная скорость снижения машины составляла 28 км/ч. Фактически «Буран» завис над аэродромом. По полосе корабль пробежал 1620 м, преодолев это расстояние за 42 секунды.

Полёт «Бурана» стал международной сенсацией — впервые в мире была осуществлена полностью автоматическая посадка орбитального корабля, ведь экипажа на борту не было. Расчёт и выбор наиболее оптимальных траекторий полёта и приземления осуществляли компьютерные системы.

Как показал послеполётный анализ, цифровая вычислительная аппаратура превосходно справилась с поставленными задачами, хоть порой и принимала неожиданные для учёных решения. Успешной миссии «Бурана» не помешали даже сильный боковой ветер (до 20 м/c) и плохие погодные условия.

«Потрясающий положительный результат»

Разработка «Бурана» (изделие 11Ф35) и сверхмощной ракеты-носителя 11К25 «Энергия» официально началась в 1976 году — после того, как в 1972-м в США стартовала программа Space Shuttle («Космический челнок»).

Спустя некоторое время советские наработки объединили в проект многоразовой космической системы (МКС) «Энергия» — «Буран».

И СССР, и США стремились создать многоцелевой корабль, с помощью которого можно было бы доставлять на орбиту и возвращать на Землю полезные грузы (в первую очередь спутники), а также проводить ремонт космических аппаратов и выполнять различные задачи, связанные с военным освоением ближнего космоса. Для этого требовалось принципиально новое техническое средство. Кроме того, для обеих держав создание такого космического корабля было вопросом международного престижа.

Также по теме

Двигатели компании Blue Origin

«Давно пытались создать аналог»: в США заявили о готовности заменить российские двигатели РД-180

Двигатели BE-4 производства компании Blue Origin, принадлежащей владельцу Amazon Джеффу Безосу, выбраны в качестве силовых установок.

К концу 1970-х Советский Союз располагал богатейшим научно-техническим заделом. Отечественные учёные проводили исследования в сфере гиперзвуковых летательных аппаратов, способных выполнять миссии в космосе, ещё с конца 1950-х годов. В частности, советские инженеры вели работы над воздушно-орбитальным самолётом (ВОС) «Спираль» и различными проектами беспилотных орбитальных ракетопланов.

В проекте «Энергия» — «Буран» были задействованы лучшие научные коллективы страны, 1246 предприятий, 86 министерств и ведомств. Важнейшую роль в проекте играло НПО «Энергия» (сейчас — РКК «Энергия», Королёв). Куратором выступало Минобороны СССР. В общей сложности на проект было потрачено 16,4 млрд рублей.

В 1977 году был подготовлен технический проект «Бурана». Для его реализации были построены сотни экспериментальных площадок, включая лаборатории и стенды. Была значительно обновлена инфраструктура Байконура. Над проектом «Энергия» — «Буран» трудилась почти половина персонала космодрома.

В 1983 году КБ им. Антонова запустило проект сверхтяжёлого транспортного самолёта Ан-225 «Мрия» для перевозки «Бурана» и крупногабаритных компонентов ракеты-носителя. За основу был взят Ан-124 «Руслан», поднявшийся в воздух 24 декабря 1982 года.

Советскому Союзу требовалось решить сложнейшие технические вопросы: разработать новые двигатели, топливные смеси, материалы и сплавы, автоматизированные системы управления, бортовую аппаратуру. В августе 1983 года был подготовлен планер будущего корабля, в декабре 1984 года — первый макетный экземпляр. В ноябре 1985 года в небо поднялся самолёт-аналог «Бурана» (БТС-002 ОК-ГЛИ). 15 мая 1987 года была испытана ракета «Энергия», суммарная мощность двигателей которой достигала 170 млн л. с.

Также по теме

Художественное изображение полёта BFR к Луне

«Он отважный человек»: кто первым полетит к Луне на ракете компании SpaceX

Первым человеком, которого SpaceX отправит в путешествие вокруг Луны, станет японский миллиардер и коллекционер предметов искусства.

В декабре 1985 года на Байконур был доставлен планер лётного образца «Бурана». Эту операцию выполнил тяжёлый транспортный самолёт ВМ-Т «Атлант» (сконструирован на базе стратегического бомбардировщика 3М) ОКБ Мясищева. В общей сложности было построено пять лётных экземпляров корабля.

«Буран» представлял собой бесхвостую машину самолётного типа c треугольным крылом переменной стреловидности. Согласно заявленным техническим характеристикам, масса конструкции корабля составляла 62 т, общая длина корпуса — 36,37 м, высота — 16,35 м, ширина фюзеляжа — 5,5 м. Предполагалось, что советский корабль сможет выводить на орбиту до 30 т полезного груза и возвращать до 15 т.

Продолжительность полёта оценивалась учёными в пределах 30 суток, а минимальное время подготовки к повторному пуску — 20 суток. С дополнительными топливными баками «Буран» мог выполнять миссии на дальности до 1 тыс. км, без них — до 250—500 км.

Управление орбитальным кораблём осуществлялось в автоматическом режиме. Несмотря на то что «Буран» совершил полёт как беспилотник, машина создавалась как пилотируемое средство, и потому на ней предполагалась возможность перехода на ручной режим управления. Численность экипажа могла составлять от двух до десяти человек.

«Денег в Советском Союзе на проекты, связанные с обороной и космосом, не жалели. В итоге была организована невероятно сложная кооперация. Под «Буран» создавались предприятия, новые научные коллективы и даже целый самолёт (Ан-225), который до сих пор остаётся чемпионом по грузоподъёмности. Советским учёным удалось достичь потрясающего положительного результата», — отметил в беседе с RT научный сотрудник отдела космических наук НИИ ядерной физики МГУ Василий Петров.

«Дорогое удовольствие»

После успешного полёта «Бурана» начался набор космонавтов для подготовки к первой пилотируемой миссии. В 1989 году советский корабль стал одной из самых популярных машин на международной выставке в Ле Бурже. Однако на фоне экономических трудностей позднего СССР финансирование проекта стало резко сокращаться. В 1990 году задействованные в кооперации предприятия получили от государства 1030 млн руб., в 1991 году — уже 875 млн руб.

Читайте также:
В какой программе можно сделать развертку 3d модели

С распадом СССР ситуация осложнилась ещё больше. В 1992 году на развитие проекта было выделено 162 млн руб., в 1993 году — 62 млн руб. Государственных средств перестало хватать даже на то, чтобы отапливать здания, где работали специалисты Байконура, и обеспечивать охрану этого стратегически важного объекта.

Тем не менее в решении совета главных конструкторов по проекту «Энергия» — «Буран» от 25 мая 1993 года говорилось, что готовность материальной части корабля и наземной инфраструктуры позволяет совершить пуск в 1994 году. Но на подготовительные мероприятия, по подсчётам специалистов, требовались 8,5 млрд рублей. В документе отмечалось, что без указанного финансирования далее развивать проект невозможно.

По мнению Василия Петрова, Москва решила прекратить инвестиции программы «Энергия» — «Буран» потому, что этот грандиозный проект был изначально экономически нецелесообразен, как и программа Space Shuttle (закрыта в 2011 году). По мнению экспертов, «Буран» оказался чрезвычайно дорогой машиной, хотя и превзошёл самые смелые ожидания.

«Многие связывают закрытие «Бурана» с общегосударственным крахом. Без сомнения, это был немаловажный фактор. Но основная причина, как показал опыт эксплуатации американских шаттлов, лежит в чисто экономической плоскости. С появлением автоматизированных беспилотных систем отпала необходимость в эксплуатации пилотируемых кораблей в принципе.

Это стало слишком дорогим удовольствием, в том числе для США. Гораздо выгоднее оказались одноразовые пуски ракет-носителей», — сказал Петров.

Также эксперт полагает, что, несмотря на кажущееся техническое совершенство «Буранов» и шаттлов, учёным СССР и Соединённых Штатов не удалось радикально обезопасить экипаж. Полёт в космос нёс в себе высокие риски для жизни и здоровья, и аварии заокеанских кораблей лишний раз это подтверждают, считает Петров.

Тем не менее, как подчеркнул собеседник RT, колоссальные инвестиции Советского Союза в «Буран» не были напрасными. По словам Петрова, без подобных масштабных проектов невозможен научно-технический прогресс и технологический рывок страны. Усилия по разработке орбитального корабля и ракеты-носителя позволили создать множество новых материалов, ракетных двигателей, радиотехнических изделий, которые оказались востребованы после 1991 года.

«Конечно, огромная часть инфраструктуры Байконура оказалась не у дел, были потеряны отдельные научные коллективы, утрачены компетенции по ряду направлений. Однако подавляющее большинство технологических наработок пригодилось современной России. Такой уникальный опыт никогда не исчезает бесследно», — резюмировал Петров.

Источник: russian.rt.com

История создания и почему закрыли грандиозный проект советского шаттла «Буран»

Шаттл «Буран» был одним из самых грандиозных космических проектов СССР. Над созданием космического корабля 8 лет без выходных работала огромная команда специалистов, и «Буран» оправдал самые смелые ожидания. Но почему такой серьезный проект закрыли после первого полета и больше не запускали?

  • Как создавали и запускали советский шаттл «Буран»
  • Почему советский «Буран» больше не запускали

«Буран» был большим советским проектом по созданию и запуску орбитального космического корабля, который должен был решить множество целевых задач. Однако запустили «Буран» всего раз, хотя технические возможности позволяли совершить минимум 100 запусков. Единственный полет космического корабля назвали сенсационным.

Как создавали и запускали советский шаттл «Буран»

Советский «Буран» был феноменом мирового космического кораблестроения и лидером технических показателей того времени. Кроме того, «Буран» стал ответом мощному американскому кораблю «Спейс Шаттл». Для советского руководства и специалистов космической промышленности было делом чести превзойти США. Им это удалось: «Буран» был самым инновационным и многозадачным космическим аппаратом того времени.

До появления легендарного шаттла, отставание в космических разработках СССР от США составляло примерно 15 лет. Американцы не скрывали факта разработки мощного космического корабля. Поэтому руководство СССР, узнав о проекте США, сразу же издало указ о создании еще более мощного аппарата. Но «Буран» оказался намного сильнее всех существующих тогда шаттлов.

Над созданием большого советского космического шаттла трудились на Тушинском машиностроительном заводе. В проекте были задействованы лучшие специалисты космической промышленности и более тысячи национальных предприятий. Осуществление этого проекта стояло СССР огромных материальных средств (около 15 млрд рублей).

Проект создания советского космического корабля подготовили еще в 1973 году. Дебютный полет состоялся в 1988 и длился 205 минут. Его сразу же назвали сенсацией, потому что он прошел очень удачно, а сам «Буран» был буквально «напичкан» прогрессивными характеристиками: возможность беспилотной посадки, горизонтальных летных испытаний, невероятная точность приземления, перевозка баков ракеты на специально предназначенном воздушном судне. Так почему закрыли большой космический проект и больше не запускали?

Почему советский «Буран» больше не запускали

Триумфальный полет оказался единственным для легендарного шаттла. Сразу же после запуска проект закрыли. Специалисты, работавшие над созданием «Бурана», потом призналась, что 15 млрд рублей были потрачены зря. Почему так произошло?

Эксперты называют основной причиной — отсутствие необходимости в таком космическом корабле, как в военном объекте. Ведь строили «Буран» как ответ американцам, в разгар Холодной войны, и предназначался он исключительно для военных нужд. Для гражданских летных программ советский шаттл использоваться не мог. После улучшения отношений между США и СССР надобность в «Буране» отпала.

Кроме того, советский космический корабль был очень дорогой в содержании и обслуживании. Тратить такие деньги в период позднего союза уже не было необходимости. Отдельные технические заделы советского шаттла применять также было нерентабельно из-за сложной и дорогой системы выведения.

С сожалению, «Буран» постигла печальная участь. После завершения летной «карьеры», его хранили в одном из корпусов на Байконуре. В 2002 году там случился обвал крыши и шаттл практически полностью был уничтожен. Кроме того, существовало еще четыре экземпляра советского шаттла. Их судьба сложилась по-разному: от планов по запуску до перемещения в музей в качестве экспоната или даже утилизации и вывезения на свалку.

Источник: pronedra.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru