Почему закрылась программа шаттл

Здесь на всех этапах, от постановки задачи до эксплуатации, руководством НАСА была допущена серия грубейших ошибок/махинаций, которые привели в итоге к созданию фантастически неэффективного Шаттла, досрочному закрытию программы и похоронили разработку национальной орбитальной станции.

Как все начиналось:

В конце 60-х годов, еще до высадки на Луну, в США было принято решение урезать (а потом и закрыть) программу «Аполлон». Производственные мощности стали быстро сокращаться, сотни тысяч рабочих и служащих подлежали увольнению. Огромные расходы на Вьетнамскую войну и космическую/военную гонку с СССР подорвали бюджет США и надвигался один из сильнейших экономических спадов в их истории.

Финансирование НАСА урезалось все сильнее с каждым годом и будущее американской пилотируемой космонавтики оказалось под угрозой. В Конгрессе крепли голоса критиков, которые говорили, что НАСА бессмысленно пускает деньги налогоплательщиков на ветер в то время, когда недофинансируются важнейшие социальные статьи в бюджете страны. С другой стороны, весь свободный мир с замиранием сердца следил за каждым жестом светочей демократии и ждал эффектного космического разгрома тоталитарных русских варваров

Спейс Шаттл: Полная история великого американского корабля

В то же время было ясно, что СССР не собирается отказываться от соревнования в космосе и что даже успешная высадка на Луну не может стать поводом успокоиться на достигнутом.

Нужно было срочно решать, что делать дальше. Для этого под эгидой администрации Президента была создана специальная рабочая группа ученых, которая занялась выработкой дальнейших планов развития в американской комонавтики..

Тогда было уже очевидно, что СССР пошел по пути развития техники орбитальных станций (ОС), в то время как участие в лунной гонке активно отрицалось советским официозом.

так, в 1968 году на орбите были состыкованы «Союз-4» и «Союз-5» и совершен переход через открытый космос из одного корабля в другой. В ходе перехода космонавты отрабатывали действия по выполнению монтажных работ в космосе, а весь проект был разрекламирован как «первая в мире экспериментальная орбитальная станция». Вся мировая пресса была наполнена восхищенными откликами. Стыковку «Союзов» некоторые оценивали даже выше облета Аполлоном-8 Луны.

Столь большой резонанс воодушевил руководство СССР и в 69-ом был затеян полет сразу трех «Союзов». Двое должны были состыковаться, а третий полетать вокруг, делая эффектный репортаж. То есть, была явно задумана игра на публику. Но задуманное не вышло, подвела автоматика и состыковаться не удалось.

Тем не менее, был получен ценный опыт взаимного маневрирования на орбите, проведен уникальный эксперимент по сварке/пайке в вакууме, отработано взаимодействие наземных служб с кораблями на орбите. Так что групповой полет был объявлен в целом успешным и после приземления космонавтов, на митинге, Брежнев уже официально заявил о том, что «орбитальные станции – магистральный путь в космонавтике».

Почему США прекратили программу Спейс Шаттл?

Что могла противопоставить Америка? Вообще-то проект создания своей ОС начался в США еще задолго до этих событий, но он почти не двигался с места, так как все возможные ресурсы были направлены на обеспечение скорейшей высадки на Луну. Сразу после того, как А11 наконец побывал на Луне, вопрос о строительстве ОС встал в НАСА в полный рост.

Тогда в НАСА решили максимально быстро построить из имевшихся наработок ОС Skylab (в двух экземплярах), отменили две из последних высадок на Луну, высвободив ракеты Сатурн-5 под вывод на орбиту этих станций. В какой спешке строили «Скайлэб» и какая ерунда при этом получилась — это отдельная песня.

Худо-бедно, они на время прикрыли «дыру» в этом соревновании. Но в любом случае программа Скайлэб была заведомо тупиковой, поскольку ракеты-носители необходимые для ее развития были уже давно сняты с производства, летать приходилось на остатках.

Что предложили

Тогда «Группой по планированию космической деятельности» было предложено в ближайшие годы (после полета Скайлэба) создать огромную орбитальную станцию, с экипажем в десятки человек и к ней многоразовый космический челнок, возящий грузы и людей на станцию и обратно. Основной упор был сделан на то, что планируемый челнок будет настолько дешевым в эксплуатации и надежным, что полеты человека в космос станут почти такими же рутинными и безопасными, как и полеты гражданских авиалайнеров.

(вот тогда русские мол и утрутся со своими керосиновыми одноразовыми ракетами)

Исходный проект НАСА по постройке челнока был вполне рациональным:

Они предложили сделать космическую транспортную систему, состоящую из двух крылатых полностью многоразовых ступеней : «Бустера» («Разгонщика») и «Орбитера».

Выглядело это так: один большой «самолет» везет на спине другой, поменьше. Полезная нагрузка была ограничена 11 тоннами (это важно!). Главное предназначение челнока было – обслуживать будущую орбитальную станцию. Именно большая ОС могла бы создать достаточно большой грузопоток на орбиту и главное — с нее.

Размер «Бустера» должен был быть сравним с размерами Боинга-747 (где-то 80 метров длиной), а размер «Орбитера» — как Боинг-707 (около 40 метров). Обе ступени предполагалось оснастить самыми лучшими двигателями — кислород-водородными. После взлета «Бустер», разогнав «Орбитер» — отделялся бы на пол-пути и возвращался/планировал бы сам на базу.

Стоимость запуска такого челнока составила бы около 10 млн. долларов (в ценах тех лет), при условии достаточно частых полетов, 40-60 раз в год. (для сравнения, стоимость запуска лунного Сатурна-5 тогда составляла 200 млн. долларов)

Естественно, что идея создать такой дешевый и простой в плане эксплуатации орбитальный транспорт пришлась в Конгрессе/Администрации по душе. Пусть экономика на пределе, негры громят города – но мы разок еще раз поднапряжемся, сделаем суперштучку – зато потом как залета-а-е-е-е-м!

Все это замечательно, но на создание только суперчелнока НАСА хотело 9 миллиардов долларов минимум, а правительство соглашалось выделить только 5, да и то только при условии активного участия в финансировании военных. А на большую станцию деньги вообще давать отказались, резонно посчитав, что уже выделенных миллиардов на программу 2-х станций Скайлэб, (которым еще только предстояло полететь) – вполне достаточно на тот момент.

Читайте также:
Как сформулировать цели и задачи учебной программы

Такой поворот событий НАСА совершенно не смутил и они пошли теперь выбивать деньги в Минобороны США. Там благосклонно согласились поделиться своим бюджетом, но взамен потребовали отдать им 30% запусков, серьезно увеличить размер грузового отсека якобы под их «боевые мегааппараты», поднять грузоподъемность до 30 тонн и обеспечить боковой маневр при посадке до 2000 км (вместо изначально планировавшихся 600 км). На кой черт это все нужно было американским военным – непонятно! Они конечно там как-то это все обосновали – но в результате своими капризами так толком и не воспользовались. До сих пор.

Но в НАСА взяли под козырек и родили в итоге такой вариант:

Во-первых, для такого длинного бокового маневра потребовались мощные крылья, которые увеличили вес челнока. Кроме того, теперь челноку – «Орбитеру» не хватало внутренних топливных баков, чтобы вывести 30 тонн груза на орбиту. Пришлось прилепить к нему огромный внешний бак.

Этот бак, естественно, пришлось сделать одноразовым (спустить неповрежденным с орбиты такую тонкостенную хрупкую конструкцию очень сложно). Кроме того, встала проблема создания мощнейших водородных двигателей, способных поднять всю эту махину. В НАСА реалистично оценили возможности в этом плане и снизили требования по максимальной тяге к маршевым двигателям, приделав им в помощь два огромных твердотопливных ускорителя (ТТУ) по бокам. Вышло, что водородный «Бустер» вообще пропал из конфигурации, выродившись в две ракеты-переростка от «Катюши».

Так наконец сформировался проект Шаттла в его современном виде. При «помощи» военных и под видом удешевления и ускорения разработки Насовцы изуродовали исходный проект до неузнаваемости. Тем не менее, он был успешно утвержден в 1972 году и принят к исполнению.

Забегая вперед, скажем, что даже на это убожество они все равно потратили далеко не 5 миллиардов, как обещали.Разработка Шаттла уже к 80-ому году обошлась им в 10 милиардов ( в ценах 77 года) или около 7 миллиардов в ценах 71-ого года. Заметим, что идея с созданием станции отодвинулась пока на неопределенный срок и поэтому под новый проект Шаттла придумали новые задачи.

А именно, назначение Шаттла по ходу перепланировали под якобы сверхдешевый запуск коммерческих и военных спутников – всех подряд, от легких до сверхтяжелых, а также возврат спутников с орбиты.

Тут правда возникла нехорошая заковыка. Спутников тогда просто не делали так много, чтобы окупить частые запуски огромной ракеты. Но наши смелые ученые не растерялись! Они наняли частного подрядчика – фирму «Математика», которая очень дальновидно спрогнозировала в недалеком будущем просто огромные потребности в запусках. Сотни! Тысячи запусков! (кто бы сомневался)

В принципе, уже на этом этапе, на стадии утвержденного в 1972-ом году проекта, было ясно, что Шаттл никогда не станет дешевым средством вывода на орбиту, даже если дальше все пойдет как по маслу. Чудес ведь не бывает – нельзя вытащить в три раза более тяжелый груз на орбиту, потратив все те же 10-15 млн долларов, рассчитанные для исходной гораздо более легкой и продвинутой системы. Не говоря уж о том, что все расчеты по стоимости были приведены для полноценно многоразового аппарата, каким Шаттл уже не получался по определению.

Да и сама идея – выводить каждый раз на орбиту 100-тонный челнок с людьми, только для того, чтобы доставить в космос в лучшем случае десяток-другой тонн полезного груза – сильно попахивает абсурдом.

Однако как ни удивительно – все цифры и обещания какие были исходными для первоначального проекта были автоматически продекларированы и для кастрированного варианта!

Хотя потеря почти всех преимуществ относительно одноразовых ракет была очевидна. Например, стоимость спасения из океана, восстановления, транспортировки и сборки одних только твердотопливных ускорителей оказалась ненамного меньше стоимости изготовления новых.

Кстати, фирма «Тиокол Кемикл» выиграла конкурс на разработку твердотопливных ускорителей, занизив в три раза реальную стоимость расходов на транспортировку. Очередной маленький пример из тонн мухлежа и попила бюджета, сопровождавших разработку Space Shuttle.

С обещанной безопасностью тоже оказался полный швах: твердотопливные ускорители невозможно остановить после поджига и отстрелить их тоже нельзя, в то время как экипаж лишен каких-либо средств спасения при старте. Но кого это волнует? НАСА было так увлечено освоением бюджета, что ничтоже сумняшеся объявило в Конгрессе про достигнутую 100% надежность ТТУ. То есть, их авария не может произойти вообще никогда в принципе.

Как в воду глядели…

Что в итоге получилось

Но пришла беда – отворяй ворота, все оказалось еще веселее, когда дело дошло до реальной разработки и эксплуатации.

По замыслам разработчиков, Шаттл должен был стать многоразовой сверхнадежной и безопасной транспортной системой, с рекордно низкой стоимостью вывода на орбиту грузов и людей. Частоту полетов предполагалось довести до 50 в год.

Но гладко было на бумаге…

Табличка ниже наглядно показывает, насколько «удачным» в итоге получился Шаттл

Все цены приведены к долларам 71-ого года:

Источник: www.warandpeace.ru

Почему США прекратили программу Спейс Шаттл

8 июля 2011г. космический челнок «Атлантис» совершил последний полет по программе «Спейс Шаттл». Программа была закрыта как исчерпавшая свои возможности. Что под этим подразумевается – нам на 100% не скажут. Прекратилось финансирование в NASA, морально и физически устарели космические челноки, слишком дорого стали обходиться запуски? Возможно. Но чтобы хоть частично для себя ответить на эти вопросы – предлагаю немного подробнее изучить эту программу:

Подготовка к третьему запуску челнока

Всего было построено пять челноков. Программа по созданию пилотируемых полетов на них началась в далеком 1972г. с подписания контракта на разработку первого челнока. Это был аппарат «Колумбия». Начали его строить в 1975г., а в 1981г. он совершил первый полет. И он летал до 2003г. (до аварии), совершив 28 полетов на орбиту.

Читайте также:
Работа в программе видеомастер пошагово

До этого была авария с челноком «Челленджер» в 1986г. (челнок совершил 39 полетов ). Аварии трагичные, т.к. на борту находилось по 8 астронавтов.

Челнок «Атлантис» совершил 33 полета , а «Индевор» — 25 полетов . В сумме: 135 запусков.

Это не штучные полеты, а как видно — вполне многоразовые. Но за этой многоразовостью стоят работы по практически полной переборке двигателей шаттлов после каждого полета. А все из-за того, что они использовались и при старте и при входе (торможению) в атмосферу.

Перед тем как запускать челноки в связке с ракетоносителем, NASA испытывали « Энтерпрайз », аппарат без ракетных двигателей — прототип шаттлов. Это в 1977г. По тем временам фантастика! Прототип и назвали как звездолет из фильма «Звездный путь». Аппарат стартовал вместе с Боинг-747 (8 взлетов для изучения аэродинамики) и пять раз челнок отцепляли от самолета для свободного планирования и приземления.

Старт Дискавери

Шаттл взлетал при помощи двух твердотопливных ракет (80% тяги). Они работали несколько минут, отцеплялись и на парашютах приводнялись в Атлантике. Их подбирали, проверяли, заправляли и опять использовали при другом старте. Тоже принцип многоразовости. Одноразовым в ракеты был центральный бак (по центру и без собственного двигателя) с жидким кислородом и жидким водородом.

На этом топливе работали двигатели шаттлов.

«Спейс Шаттл» показала возможность существования принципа многоразовости космических аппаратов. Идея и воплощение, считаю – великолепные. Жаль нашему Бурану не повезло. Развал СССР перечеркнул все планы.

Источник: https://habr.com/ru/post/211891

Список достигнутых и не достигнутых целей во время программы. Считают, что программа, особенно военная (задачи Пентагона), не достигли своих целей. И если спроектировали бы инженеры шаттлы на полезную грузоподъемность 4-5 тонн, а не 24 (а хотели 30 т) – то с надежностью, стоимостью строительства и эксплуатации у шаттлов было все куда лучше.

Основным критерием закрытия программы считают стоимость запусков:

После прочтения подобной информации о программе «Спейс Шаттл», у меня все-равно остались вопросы. Скорее всего, ответы на них обычны и не относятся к теории заговора, но я их все же задам. А выводы в конце статьи – у меня вообще не веселые.

Почему 30 лет запускать шаттлы – финансирование находилось. Взамен утраченного одного аппарата даже построили новый, а к 2010г. стоимость запусков превратилась в космические цифры в буквальном смысле? В США есть тоже коррупционная составляющая в NASA? Или это пережитки капитализма? Где на каждом этапе производства чего-то закладывают прибыль!

Каждая компания, присосавшаяся к финансированию и участвующая в проекте имеет прибыль и это как плесень приводит к нежизнеспособности любого проекта. Наш Роскосмос тоже к этому пришел.

США же печатает доллары. Им жалко миллиардов до такой степени, что после прекращения программы они утратили возможность отправлять своих астронавтов на собственных аппаратах? Программу «Созвездие» тоже свернули, зарыв миллиарды. США начали приобретать наши ракетные двигатели серии РД. А где, спрашивается, их Rocket System 25 (RS-25), которые устанавливались на шаттлах?

Их очень дорого производить, что дешевле купить в России РД-180? С таким курсом валюты – скорее всего дешевле купить наши. А до 2014г. – тоже было невыгодно? Странно, но программа «Спейс Шаттл» повторяет судьбу ракеты Сатурн-5 и в целом лунную программу Аполлон. Что тогда, что сейчас – наследия в наработках, в технологиях не остается.

Все растворяется с уходом мелких компаний из проектов NASA? Думаю – да. И в этом никто не признается.

При госмонополии в космической отрасли в России еще хоть как-то теплится пилотируемая космонавтика. Но разделите Роскосмос как Чубайс единую энергетическую систему страны — и про космос можно забыть.

Сейчас в США пилотируемой космонавтикой занимаются какие-то частные компании. В США эти частные компании ведут деятельность по создания аппаратов и разработке программ. Не без поддержки NASA. Вот только часть из них: Boeing, SpaceX, Sierra Nevada, X Prize, Virgin Galactic, Blue Origin.

Все это напоминает смысл басни «Лебедь, рак и щука». Каждая компания тащит на себя финансирование, нет общего вектора в работе. Освоение бюджетов и полное отсутствие принципа целесообразности и единой цели. Капиталистические ценности разрушили в США космическое направление, превратив ее в клуб «Моделист-конструктор» для начинающих. Это через несколько лет ждет и Россию.

Можно забыть про какие-то революционные шаги в развитие пилотируемой космонавтики. Пока будем еще летать на старых Союзах. А потом, когда и они станут дорогими в производстве по причине того, что на каждый винтик там будет сделана наценка — что будем делать?!

А далее нам все больше будут показывать цирк, фейки и спектакль вместо достижений. А конспирологи будут на этом фоне все больше стебаться, что в никакой космос мы не летаем. Да, в условиях прогнившего капитализма экономически выгодно распилить бюджет и снять ролик с киношной графикой. Возможно, отчасти это уже давно делают…

Картинки и фотографии взяты из открытых источников: сервиса Яндекс.Картинки

Кому интересны мои публикации — > Подписывайтесь на канал и заносите его в закладки браузера (Ctrl+D).

Использование материалов журнала для youtube-каналов – только с разрешения и согласования с автором (с).

Источник: dzen.ru

Почему США прекратили программу Спейс Шаттл?

8 июля 2011г. космический челнок «Атлантис» совершил последний полет по программе «Спейс Шаттл». Программа была закрыта как исчерпавшая свои возможности. Что под этим подразумевается – нам на 100% не скажут. Прекратилось финансирование в NASA, морально и физически устарели космические челноки, слишком дорого стали обходиться запуски? Возможно. Но чтобы хоть частично для себя ответить на эти вопросы – предлагаю немного подробнее изучить эту программу:

Читайте также:
Капитал лайф программа Марс отзывы клиентов

Подготовка к третьему запуску челнока

Всего было построено пять челноков. Программа по созданию пилотируемых полетов на них началась в далеком 1972г. с подписания контракта на разработку первого челнока. Это был аппарат «Колумбия». Начали его строить в 1975г., а в 1981г. он совершил первый полет. И он летал до 2003г. (до аварии), совершив 28 полетов на орбиту.

До этого была авария с челноком «Челленджер» в 1986г. (челнок совершил 39 полетов). Аварии трагичные, т.к. на борту находилось по 8 астронавтов.
Челнок «Атлантис» совершил 33 полета, а «Индевор» — 25 полетов. В сумме: 135 запусков.

Это не штучные полеты, а как видно — вполне многоразовые. Но за этой многоразовостью стоят работы по практически полной переборке двигателей шаттлов после каждого полета. А все из-за того, что они использовались и при старте и при входе (торможению) в атмосферу.



Перед тем как запускать челноки в связке с ракетоносителем, NASA испытывали «Энтерпрайз», аппарат без ракетных двигателей — прототип шаттлов. Это в 1977г. По тем временам фантастика! Прототип и назвали как звездолет из фильма «Звездный путь». Аппарат стартовал вместе с Боинг-747 (8 взлетов для изучения аэродинамики) и пять раз челнок отцепляли от самолета для свободного планирования и приземления.

Старт Дискавери
Шатл взлетал при помощи двух твердотопливных ракет (80% тяги). Они работали несколько минут, отцеплялись и на парашютах приводнялись в Атлантике. Их подбирали, проверяли, заправляли и опять использовали при другом старте. Тоже принцип многоразовости. Одноразовым в ракеты был центральный бак (по центру и без собственного двигателя) с жидким кислородом и жидким водородом.

На этом топливе работали двигатели шаттлов.

«Спейс Шаттл» показала возможность существования принципа многоразовости космических аппаратов. Идея и воплощение, считаю – великолепные. Жаль нашему Бурану не повезло. Развал СССР перечеркнул все планы.






Источник: https://habr.com/ru/post/211891/
Список достигнутых и не достигнутых целей во время программы. Считают, что программа, особенно военная (задачи Пентагона), не достигли своих целей. И если спроектировали бы инженеры шаттлы на полезную грузоподъемность 4-5 тонн, а не 24 (а хотели 30 т) – то с надежностью, стоимостью строительства и эксплуатации у шаттлов было все куда лучше.

Основным критерием закрытия программы считают стоимость запусков:

После прочтения подобной информации о программе «Спейс Шаттл», у меня все-равно остались вопросы. Скорее всего, ответы на них обычны и не относятся к теории заговора, но я их все же задам. А выводы в конце статьи – у меня вообще не веселые.

Почему 30 лет запускать шаттлы – финансирование находилось. Взамен утраченного одного аппарата даже построили новый, а к 2010г. стоимость запусков превратилась в космические цифры в буквальном смысле? В США есть тоже коррупционная составляющая в NASA? Или это пережитки капитализма? Где на каждом этапе производства чего-то закладывают прибыль!

Каждая компания, присосавшаяся к финансированию и участвующая в проекте имеет прибыль и это как плесень приводит к нежизнеспособности любого проекта. Наш Роскосмос тоже к этому пришел.

США же печатает доллары. Им жалко миллиардов до такой степени, что после прекращения программы они утратили возможность отправлять своих астронавтов на собственных аппаратах? Программу «Созвездие» тоже свернули, зарыв миллиарды. США начали приобретать наши ракетные двигатели серии РД. А где, спрашивается, их Rocket System 25 (RS-25), которые устанавливались на шаттлах?

Их очень дорого производить, что дешевле купить в России РД-180? С таким курсом валюты – скорее всего дешевле купить наши. А до 2014г. – тоже было невыгодно? Странно, но программа «Спейс Шаттл» повторяет судьбу ракеты Сатурн-5 и в целом лунную программу Аполлон. Что тогда, что сейчас – наследия в наработках, в технологиях не остается.

Все растворяется с уходом мелких компаний из проектов NASA? Думаю – да. И в этом никто не признается.

При госмонополии в космической отрасли в России еще хоть как-то теплится пилотируемая космонавтика. Но разделите Роскосмос как Чубайс единую энергетическую систему страны — и про космос можно забыть.

Сейчас в США пилотируемой космонавтикой занимаются какие-то частные компании. В США эти частные компании ведут деятельность по создания аппаратов и разработке программ. Не без поддержки NASA. Вот только часть из них: Boeing, SpaceX, Sierra Nevada, X Prize, Virgin Galactic, Blue Origin.

Все это напоминает смысл басни «Лебедь, рак и щука». Каждая компания тащит на себя финансирование, нет общего вектора в работе. Освоение бюджетов и полное отсутствие принципа целесообразности и самой цели. Капиталистические ценности разрушили в США космическое направление, превратив ее в клуб «Моделист-конструктор» для начинающих. Это через несколько лет ждет и Россию.

Можно забыть про какие-то революционные шаги в развитие пилотируемой космонавтики. Пока будем еще летать на старых Союзах. А потом, когда и они станут дорогими в производстве по причине того, что на каждый винтик там будет сделана наценка — что будем делать?!

А далее нам все больше будут показывать цирк, фейки и спектакль вместо достижений. А конспирологи будут на этом фоне все больше сомневаться, что в никакой космос мы не летаем. Да, в условиях прогнившего капитализма экономически выгодно распилить бюджет и снять ролик с киношной графикой. Возможно, отчасти это уже давно делают…
***

Можете поддержать автора, пройдя по ссылке: дубликат статьи — там 147 комментариев.

Группы в соцсетях и другие площадки, где выкладываются ссылки на материалы журнала:
ВК-sibvedФБ-sibvedЯндекс.Дзен[Видео]

источник — sibved
[11 ссылок 51 комментариев 4300 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями

Источник: topbloger.livejournal.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru