Программы ранней помощи или раннего вмешательства (от английского «early intervention») оформились и получили широкое распространение в странах Скандинавии, Западной Европы и США в результате изменения отношения общества к детям с особыми потребностями и их родителям, развития психологии, социальной работы, медицины и принятия необходимых правовых и законодательных актов, регламентирующих государственную политику в отношении детей с ограниченными возможностями. Еще 30–40 лет назад основным местом пребывания детей с нарушениями в развитии были учреждения, куда родителям рекомендовалось передавать ребенка, так как считалось, что такие учреждения избавляют родителей от тяжкого бремени заботы и воспитания «необучаемых» детей.
Приводились аргументы, что учреждение полезно для детей: там ребенок получает опыт совместного пребывания со сверстниками, а также необходимые лечение и уход. Забота о детях в закрытых учреждениях характеризовалась исключительно медицинской направленностью, игнорированием потребностей развития. Внимание общественных и профессиональных организаций к системе сегрегации послужило началом деинституализации – процесса закрытия крупных учреждений для детей с особыми потребностями, который сопровождался развитием альтернативных системе сегрегации программ обслуживания ребенка и его родителей. Были получены экспериментальные данные, свидетельствующие о наибольшей эффективности своевременного начала обслуживания – сразу же после выявления проблемы или определения диагноза ребенка, приводящего к отставанию в развитии.
ESDM вебинар Вебинар по Денверской модели раннего вмешательства
В современном российском обществе создание программ ранней помощи началось с 1992 г., когда в Санкт‑Петербурге была открыта Служба ранней помощи в системе дошкольного образования. При организации Службы был использован опыт подобных программ за рубежом, в частности модели лекотек и абилитационных центров Швеции и программ раннего вмешательства США, и в дальнейшем – собственный опыт теоретического обобщения каждодневной работы с детьми и их родителями в Службе в течение многих лет. Распространяясь в образовательных и медицинских учреждениях, программы ранней помощи могут и уже начали развиваться и в домах ребенка, где по‑прежнему живет большое количество детей младенческого и раннего возраста с особыми потребностями.
Программа ранней помощи объединяет междисциплинарные терапевтические, образовательные и социально‑психологические службы, которые направлены не только на развитие детей, но и на организацию взаимодействия родителей с профессионалами и общественными организациями, распространение информации о детях с особыми потребностями в обществе. Службы и программы ранней помощи создаются для детей от рождения до трех лет с особыми потребностями, вызванными медицинскими, биологическими и социальными факторами с целью содействия оптимальному развитию и адаптации детей в обществе.
К медицинским факторам относятся установленные врожденные или приобретенные нарушения, приводящие к определенному ограничению функционирования ребенка и отставанию в развитии. К биологическим факторам относятся состояния, которые приводят или могут приводить к некоторому (временному или постоянному) ограничению функционирования ребенка и к отставанию в развитии.
Денверская Модель раннего вмешательства (ESDM)
К социальным факторам относятся экономические, социально‑бытовые, эмоционально‑психологические и (или) другие факторы окружающей среды, неблагоприятно влияющие на психическое развитие и здоровье ребенка. В программах ранней помощи обслуживаются дети: а) у которых обнаружено критическое отставание в развитии в одной из следующих областей: познавательное развитие, развитие движения, языка и речи, самообслуживания, социальное и эмоциональное развитие; б) которые живут в физических или психических условиях высокой вероятности задержки в развитии.
В последнем случае могут быть выделены дети до трех лет, проживающие в условиях сегрегации в домах ребенка, усыновленные или взятые под опеку в семью из домов ребенка. До недавнего времени эта группа детей не получала необходимую психолого‑педагогическую помощь. Признавая решающее влияние матери, отца и других близких на развитие ребенка, службы ранней помощи направляют основное внимание на работу с семьей. Таким образом, вместо работы один на один с ребенком сотрудники программы ранней помощи стремятся перейти к работе не только с ребенком, но и с людьми из его ближайшего окружения.
Р. Ж. Мухамедрахимов выделяет два направления раннего вмешательства: социально‑педагогическое и психотерапевтическое. Фокусом социально‑педагогических программ раннего вмешательства являются образовательные потребности ребенка, развитие познавательных, речевых, двигательных способностей. Приоритетом психотерапевтического раннего вмешательства является ориентация на социально‑эмоциональное развитие ребенка и качество взаимодействия с ребенком наиболее близких взрослых. Созданная в Санкт‑Петербурге в дошкольном образовательном учреждении программа ранней помощи отличается от зарубежных и созданных в последние годы в Санкт‑Петербурге, Москве и других регионах России программ раннего вмешательства объединением социально‑педагогического и психотерапевтического направления, когда фокусом работы становится психическое здоровье, развитие личности ребенка с особыми потребностями во взаимодействии с наиболее близким человеком.
Работа социально‑педагогических и психотерапевтических программ ранней помощи основана на следующих принципах: 1) семейно‑центрированность – профессиональная направленность сотрудников программы на взаимодействие как с ребенком, так и с родителями и другими членами семьи, людьми из его ближайшего окружения; 2) междисциплинарность – деятельность программы осуществляется специалистами разных областей знаний о ребенке и семье, составляющими единую команду и действующими в соответствии с технологиями межпрофессионального взаимодействия;
3) партнерство – установление партнерских отношений с ребенком, членами его семьи или людьми из его ближайшего окружения;
4) добровольность – решение об обращении в программу или Службу ранней помощи и желание включения ребенка и семьи в программу обслуживания исходит от родителей или замещающих их людей; 5) открытость – программа ранней помощи отвечает на запрос любой семьи или лиц, представляющих интересы ребенка, обеспокоенных его состоянием или развитием; 6) конфиденциальность – информация о ребенке и семье, доступная сотрудникам программы ранней помощи, не подлежит разглашению и передаче без согласия семьи; 7) уважение к личности – сотрудники программы ранней помощи уважительно относятся к ребенку и родителям или замещающим их людям, принимают ребенка как полноправную личность с индивидуальными потребностями развития; уважая личность родителя, сотрудники программы принимают его мнение о ребенке, его личный опыт, ожидания и решения.
Задачами междисциплинарной семейноцентрированной программы ранней помощи являются: 1) информационная и социально‑психологическая поддержка родителей и семьи, а именно: раннее сопровождение и поддержка родителей и членов семьи при рождении ребенка с особыми потребностями; консультирование родителей по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его оптимального развития; предоставление информации о законодательных актах, защищающих права ребенка и семьи, о социальных гарантиях, об общественных и государственных организациях, оказывающих необходимую помощь и услуги; 2) определение сильных и слабых сторон ребенка и семьи, а именно: междисциплинарная оценка основных областей развития ребенка (познавательной, социально‑эмоциональной, двигательной, речевой, области самообслуживания); определение состояния психического здоровья ребенка, качественных особенностей его отношений с родителями и другими членами семьи; выявление основных потребностей ребенка и семьи; 3) ранняя помощь ребенку и семье: создание программы индивидуального сопровождения ребенка и семьи; междисциплинарное обслуживание ребенка и семьи в соответствии с разработанной программой; отслеживание эффективности ранней помощи и, в случае необходимости, внесение дополнений и изменений в разработанную программу; 4) перевод ребенка и семьи в другие структуры: планирование, подготовка перехода и перевод ребенка и семьи из программы ранней помощи в другие структуры; 5) информирование родительских, общественных и профессиональных организаций о работе программы ранней помощи, ее целях и задачах.
Каждая из перечисленных задач решается по‑разному в зависимости от приоритетов и ресурсов Службы ранней помощи. Так, в различных программах могут варьироваться этапы обслуживания ребенка и семьи. В Санкт‑Петербургской Службе ранней помощи в системе дошкольного образования выделены следующие этапы работы с ребенком и семьей.
1. Направление и прием направления. Семья младенца с особыми потребностями может получить информацию о программе и направление от городской ассоциации родителей детей с особыми потребностями; от организации или отдельного профессионала; наконец, родители имеют возможность напрямую обратиться в службу. Сотрудники программы принимают направление, вносят ребенка и родителей в лист ожидания, инициируют контакт с семьей.
2. Первая встреча с родителями. Один из сотрудников – неонатолог, встречается с родителями (чаще всего с матерью) и выясняет причину обращения в службу, условия жизни ребенка и семьи, отношения в семье, собирает первичные данные об истории беременности и родов, развитии ребенка до момента обращения, определяет ближайшее социальное окружение ребенка и семьи. В результате беседы заполняется индивидуальная карта ребенка и семьи. В конце встречи назначается дата видеотестирования (методика оценки ранних отношений) и дата проведения встречи с группой профессионалов; объясняется порядок их проведения.
3. Определение потребностей ребенка и семьи. Используемые методы оценки качества взаимодействия и отношений матери и ребенка младенческого и раннего возраста основываются на результатах наблюдения за социальным поведением матери и ребенка или связаны с использованием авторских структурированных методов. С помощью психологических методов определяются индивидуальные психологические особенности матери, прежде всего ее состояние, которое, по данным литературы, в значительной степени влияет и определяет состояние ребенка.
4. Междисциплинарное оценивание ребенка и семьи. Перед проведением междисциплинарного оценивания основных потребностей, сильных и слабых сторон ребенка неонатолог сообщает сотрудникам программы о результатах первой встречи с семьей.
В соответствии с информацией о возрасте развития ребенка педагог и другие специалисты готовят необходимые игрушки и материалы для проведения формального тестирования. Специалисты и родители с ребенком располагаются на ковре в кругу, чтобы быть на одном уровне с ребенком. Групповую консультацию ведет один из сотрудников, который поддерживает разговор в кругу, следит за временем и течением группового процесса. Один из сотрудников может быть направлен на установление контакта (игровое взаимодействие) с ребенком, последовательное предоставление заранее приготовленных игрушек и материалов, необходимых для определения уровня функционального развития ребенка. Процесс групповой встречи с семьей проходит несколько стадий: формирование терапевтического союза с родителями и ребенком; сбор дополнительных данных о ребенке и семье; неформальное наблюдение за поведением ребенка и родителей; проведение формального тестирования; формулирование сильных и слабых сторон ребенка и семьи; предоставление сотрудниками обратной связи родителям и обсуждение возможных направлений обслуживания.
5. Междисциплинарное обсуждение направления и длительности раннего вмешательства. После завершения работы «в кругу» с семьей специалисты обсуждают и записывают результаты своих наблюдений, делают общее заключение об особенностях развития ребенка.
Затем определяются наиболее значимые направления в работе с ребенком и семьей, частота встреч, длительность программы и выбирается профессионал, который будет вести данную семью. При обсуждении длительности программы рассматриваются варианты однократной встречи, кратковременного или долговременного раннего вмешательства.
В первом случае родителям и ребенку бывает достаточно одной встречи с командой сотрудников программы, так как процедура междисциплинарной оценки может рассматриваться в том числе и как метод группового терапевтического вмешательства. В кратковременной программе (от 2 до 5 встреч) и на этапах долговременной программы могут быть использованы модели психотерапевтического раннего вмешательства, в некоторых случаях в сочетании со специальными программами развития ребенка в основных областях. Долговременная программа раннего вмешательства необходима для младенцев со значительным отставанием в развитии и требует разработки индивидуального плана обслуживания ребенка и семьи. Она может продолжаться несколько лет и заканчивается организацией перевода ребенка и семьи в другие дошкольные образовательные учреждения и программы, в частности в группы интеграции, где ребенок с особыми потребностями воспитывается в среде обычно развивающихся сверстников.
Как и зарубежные программы раннего вмешательства, представленная выше программа ранней помощи, организованная в Санкт‑Петербурге в учреждении образования, предоставляет родителям младенцев с особыми потребностями столь необходимую им помощь и поддержку в воспитании, развитии и социальной адаптации ребенка.
Понравилась статья? Не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
В Задачи системы раннего вмешательства.
Задачи и предпосылки создания системы ранней помощи Своевременное прогнозирование возможных последствий экономического и социального неблагополучия общества определяет необходимость реформирования системы специального образования для осуществления ее перехода на принципиально иной этап развития — к системе специального образования, включающей:
1.Максимально раннее выявление и диагностику особых образовательных потребностей ребенка и его семьи; 2.Максимальное сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционной помощи; 3.Снижение временных границ начала специального образования (до первых месяцев жизни ребенка); 4.Построение всех необходимых коррекционно-педагогических программ обучения, использование специфических методов, приемов, средств обучения; 5. Обязательное включение родителей в коррекционный процесс на основе выявления положительных сторон семьи и активизации ее реабилитационного потенциала;
В связи с этим одной из первостепенных задач на современном этапе развития общества является достраивание отсутствующей структуры — системы раннего выявления и ранней комплексной коррекции нарушений в развитии ребенка
Значительным вкладом в осознание необходимости ранней помощи детям с отставанием в развитии стали зарубежные научные исследования по проблемам: -социально-эмоционального развития младенцев; влияния раннего эмоционального опыта ребенка на его дальнейшее развитие (Р. Болби, 1959; д. Винникотт, 1960; М. Айнсворт, 1978 и др.); -взаимодействия матери и младенца с оценкой их социального поведения (Ф.Фогель, 1977; д. Н. Штерн, 1977 и др.); -влияния личности матери на взаимоотношения с ребенком; протекания взаимодействия и формирования взаимной привязанности у младенцев групп риска (в том числе у младенцев с нарушениями зрения и недоношенных детей) и их матерей (Т.М.Филд, 1990 и др.);
-развития младенцев у матерей с психическими расстройствами и из групп социального риска — страдающих алкоголизмом, наркоманией, несовершеннолетних матерей, одиноких женщин с низким прожиточным уровнем (Г.М.Филд, 1987, 1990;Л.Беквит, 1990 и др.)
Большую роль в поиске эффективных решений проблемы раннего (от нескольких дней жизни младенца до трехлетнего возраста) выявления и специальной помощи сыграло переосмысление на современном уровне положений выдающегося отечественного психолога Л.С. Выготского о социальности развития младенцев и об их отношениях со взрослыми, конкретизированных в исследованиях психологии младенчества и генезиса общения М.И.Лисиной (1974; 1986; 1987) и ее учениками; об использовании сензитивных периодов (периоды повышенной чувствительности) для предупреждения социально обусловленного отставания и связанных с ним вторичных отклонений в развитии.
Опыт организации ранней помощи за рубежом и в России Уже в начале 70-х гг. ХХ в. США и страны Европы перешли к практике создания различных систем и программ ранней помощи младенцам и их семьям. Первые создаваемые программы были ориентированы на удовлетворение социальных потребностей нормально развивающихся детей и детей с риском отставания в развитии от рождения до 3 лет. Это позволило характеризовать их как социально-педагогические программы ранней помощи или раннего вмешательства.
Службы ранней помощи, например в США, ориентированные на помощь детям в семьях групп риска, осуществляют свою деятельность по следующим направлениям: -оценка уровня развития ребенка; -консультация семьи, специальная система образования родителей, организация развивающей среды для младенцев; -охват образованием различных сфер развития младенца (социальных навыков, эмоционального развития, зрительного и слухового восприятия, первых предметных действий, развития предпосылок понимания речи и активной речи)
Эффективность работы служб ранней помощи в США принято оценивать по следующим критериям: время включения ребенка и семьи в практику ранней помощи эффективным периодом является период с первых дней жизни ребенка до трех месяцев; интенсивность ранней помощи — чем активнее оказывается поддержка семье и ребенку, тем значительнее результаты развития ребенка; создание всех необходимых условий для развития возрастных навыков у малыша; охват программой различных сфер развития ребенка; учет индивидуальных различий детей в скорости и темпе освоения навыков; поддержка окружающей среды, способствующей развитию ребенка
В России при глубоком понимании необходимости экономической и гуманистической целесообразности ранней помощи еще нет соответствующей целостной государственной системы. На этом пути в специальном образовании сделаны первые шаги. Впервые совместно медиками и специалистами по специальной педагогике проведенные в 80-х гг. исследования позволили создать единую государственную систему раннего выявления и специальной помощи для одной категории детей — детей с нарушенной слуховой функцией первых трех лет жизни
Организация раннего выявления и ранней коррекционной помощи детям с нарушенным слухом может являться примерной моделью раннего вмешательства в развитие детей с другими отклонениями в развитии (интеллектуальными, сенсорными, эмоциональными, двигательными, речевыми). Наиболее разработанной региональной моделью ранней помощи семье и детям группы риска с возможным отставанием в развитии может служить С.-Петербургская городская социальная программа «Абилитация младенцев» (Е. В. Кожевникова и др., 1995; Р. Ж. Мухамедрахимов, 1997)
Создание государственной системы ранней помощи — перспектива в развитии специального образования Первоочередной задачей сегодняшнего дня становится задача разработки стратегии и тактики создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям. Промежуточным результатом работы должен стать проект Программы внедрения разработанной единой системы раннего выявления и помощи детям с нарушениями в развитии на всей территории Российской Федерации. Опорным структурным элементом государственной системы должны стать региональные, городские и муниципальные центры и учреждения, создаваемые на основе семейно-ориентированного и междисциплинарного подходов к организации деятельности.
Региональные центры должны быть максимально приближены к месту жительства семьи и организованы с учетом региональных экономических возможностей, местных условий и традиций. Им должно быть предоставлено право широкого вариативного выбора места размещения: на базе общеобразовательного или специализированного дошкольного учреждения, или учреждений здравоохранения (детских поликлиник или кабинетов по катамнезу при детских больницах), специализированных центров при психолого-медико-педагогических комиссиях.
3в и в док положение о службе ранней помощи.
- Выявление и диагностика нарушений в развитии у детей раннего возраста.
- Оказание комплексной помощи ребенку группы риска и ребенку с выявленными отклонениями в развитии.
- Формирование позитивного отношения к ранней помощи, семьям с проблемными детьми.
- Оказание информационно-просветительской, консультативной и психологической помощи семье.
- Дети с выявленными отклонениями в развитии — нарушениями слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата, наследственно-дегенеративными аномалиями в развитии, врожденными аномалиями в развитии, органическими поражениями ЦНС, нервно-психическими нарушениями.
- Дети биологической группы риска – недоношенные, переношенные; дети, чьи матери переболели инфекционными и вирусными заболеваниями во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес и др.), у которых матери страдали токсикозом беременности; дети, рожденные в асфиксии и перенесшие родовую травму и др.
- Дети социальной группы риска – из семей социального риска; дети родителей, имеющих психические заболевания, страдающие алкоголизмом, наркоманией; от малолетних родителей, из семей беженцев, переселенцев, двуязычных семей и др.
- определение уровня развития ребенка раннего возраста в соответствии с основными нормативными показателями данного возраста;
- максимально раннее выявление и психолого-педагогическая квалификация отклонений в развитии ребенка;
- анализ особенностей социальной ситуации развития ребенка;
- консультирование родителей по вопросам;
- обеспечение необходимых условий развития и компенсации имеющихся отклонений;
- реализация коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;
- создание дома соответствующей коррекционно-развивающей среды;
- консультирование педагогов, работающих с детьми раннего возраста.
- разработка индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку специалистами и педагогами службы совместно с родителями ребенка;
- обучение родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;
- проведение индивидуальных и групповых развивающих и коррекционных занятий с детьми раннего возраста;
- информирование родителей об услугах, предоставляемых службой ранней психолого-педагогической помощи с помощью буклетов, объявлений и т.д.
- информирование о деятельности Службы с помощью средств массовой информации;
- создание лекотеки игр и игрушек, а также банка коррекционно-развивающих методик для детей раннего возраста;
- повышение квалификации педагогов групп раннего возраста.
- развивающих занятий в соответствии с программой воспитания детей раннего возраста, реализуемой в ДОУ. Содержание занятий дифференцируется в зависимости от уровня развития ребенка. Развивающие занятия проводятся по подгруппам, с детьми, имеющими близкий уровень развития, или индивидуально с детьми, значительно отличающимися от большинства детей группы своими познавательными, коммуникативными возможностями;
- коррекционных занятий, проводимых специалистами службы в соответствии с индивидуальными программами психолого-педагогической помощи.
- игр, режимных моментов, развлечений, праздников, что обеспечивает коррекционно-развивающую направленность всего образовательного процесса в отношении детей.
- Комплексная психолого-педагогическая диагностика отклонений в развитии.
- Выявление детей раннего возраста, нуждающихся в психолого-педагогической помощи.
- Собеседование с родителями ребенка по выявленным проблемам. Обращение семьи в Службу ранней помощи.
- Разработка индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку.
- Промежуточная диагностика.
- Внесение корректив в индивидуальную программу сопровождения ребенка.
- Итоговая психолого-педагогическая диагностика.
- Определение дальнейшего образовательного маршрута.
Проект положения о Службе ранней помощи
Источник: infopedia.su
Процесс раннего вмешательства в детское развитие: история Чикагского лонгитюдного исследования
Поескова, Г. И. Процесс раннего вмешательства в детское развитие: история Чикагского лонгитюдного исследования / Г. И. Поескова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 5 (40). — С. 480-482. — URL: https://moluch.ru/archive/40/4801/ (дата обращения: 25.06.2023).
Статья затрагивает проблему воспитания и обучения детей дошкольного возраста в США. В статье особо подчёркивается важность раннего дошкольного обучения детей. Анализ результатов проведённых в США исследований показал, что роль правильно организованного дошкольного образования на дальнейшее развитие детей, на их успешность и благополучие во взрослой жизни неоценима. Раннее дошкольное воспитание влияет как на развитие когнитивных навыков у детей, так и на развитие мотивации, коммуникабельности, умения работать с другими людьми.
The article deals with the problem of education and training of preschool children in the USA . The article emphasizes the importance of early education of pre -school children. The analysis of the U.S study have shown that the role of properly organized pre-school education in the further development of the children on their success and well-being in adult life is invaluable. Early pre-school education influence on the development of cognitive skills and on their development of motivation, sociability, ability to work with other people.
Ключевые слова: дошкольное образование, одарённые дети, модернизация, высокий интеллект.
Keywords : early childhood education , gifted children, modernization, high intelligence .
В последнее время раннее вмешательство, начиная от рождения ребёнка и до начальной школы, вновь приобрело повышенное внимание в США как одна из наиболее желательных стратегий получения оптимального развития ребёнка. Специалисты считают годы от одного до трёх лет заслуживающими особого внимания, как критические в развитии и здоровье ребёнка.
- в ней были объединены программа дошкольного образования ( pre — school ) и образования, получаемого в детском саду;
- в каждом центре обслуживались дети, проживающие в данном микрорайоне;
- приглашались родители как для участия в программах развития их детей, так и в целях их собственного развития;
- концептуально программа основывалась на активности и опыте детей, ведущему к развитию основных способностей детей в чтении, математике, искусства, и способствовали хорошему психическому и социальному развитию дошкольников.
- Чикагское лонгитюдное исследование рассматривало факты долгосрочного влияния широкомасштабного раннего вмешательства на дальнейшее развитие ребёнка;
- исследование раннего вмешательства рассматривалось вкупе с участием в дошкольном образовании, с образованием, получаемом в детском саду вплоть до старшего подросткового возраста ребёнка;
- данная программа оказала своё влияние, как на развитие ребёнка, так и на развитие в целом семьи ребёнка.
- административные центры Чикагской лонгитюдной программы располагались в начальных школах и имели специальные помещения для занятий с родителями, в отличие от программ Head Start , которые сотрудничали с социальными службами, а не со школьными системами;
- законодательно Чикагский проект предполагал наличие вокруг школы нищеты, тогда как программа Head Start предполагала бедные жизненные условия в семье;
- основное отличие состояло в том, что Чикагский опыт предполагал оказание образовательных услуг детям в течение 6 лет с возраста ребёнка от 3 до 9 лет, а программа Head Start только дошкольный возраст (до детского сада).
- раннее вмешательство;
- включение в образовательный процесс родителей;
- языковое развитие;
- взаимосвязь между дошкольным и начальным образованием.
- дети должны жить возле близлежащей школы;
- дети не должны участвовать в других программах дошкольного развития;
- родители детей должны дать согласие на участие в программах хотя бы полдня в неделю.
- ориентированные на активность учителя;
- развивающие;
- смешанные.
- низкий уровень образования у родителей;
- наличие четверых или более детей в семье;
- программа проводилась в школах, где 60% детей жили в условиях крайней бедности;
- наличие безработных родителей;
- неполная семья;
- дети являлись выходцами из национальных меньшинств.
- при специальном обучении когнитивное развитие детей достигает нормы в течение первого года обучения, а также может превосходить её;
- раннее вмешательство способствует долгосрочному влиянию на ребёнка, увеличению его IQ , измеренное тестом Iowa Test в возрасте девяти лет, хорошим успехам в школе и уменьшению проблем в поведении ребёнка;
- долгосрочный эффект программы выявился в развитии детской мотивации, что даже важнее, чем когнитивное или языковое развитие ребёнка: самооценка своих способностей, эффективности и настойчивости;
- актуализация образовательного ресурса даже при отсутствии социокультурных изменений, способна значительно влиять на потенциал развития маленьких детей.
- Reynolds, A.J. Success in Early Intervention. University of Nebraska Press.
Основные термины (генерируются автоматически): программа, ребенок, раннее вмешательство, дошкольное образование, США, чикагская программа, участие, чикагская, Чикагский, детский сад.
Источник: moluch.ru