Почему программа золотой ключик так называется

Так же, как и педагоги всех детских садов России, я нахожусь на этапе осмысления своего профессионального опыта с позиций федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а также поиска и отбора эффективных способов решения поставленных перед нами новых образовательных задач.

Появление стандарта, на мой взгляд, — важный шаг приближения педагогов к осознанию возможности самостоятельного принятия решения о выборе примерной образовательной программы для учреждения в котором они работают.

Для большинства педагогов дошкольных учреждений очевидны положительные стороны, которые несет в себе возможность выбирать примерную программу для образования детей. Но вместе с тем, возможность самостоятельного выбора, ставит каждого педагога в такие условия, когда ответственность за принятое решение и качество реализации программы ложится целиком на его плечи. Как не ошибиться, и во всём многообразии предложений выбрать именно ту примерную образовательную программу, которая максимально обеспечивала бы учет современных требований к организации образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении?

Приключения Буратино (1975)

Считаю, что качество дошкольного воспитания определяется характером общения взрослого и ребенка. Отношение педагогов к детям является, на мой взгляд, не только критерием соответствия программы стандарту, но и важнейшим показателем цивилизованности общества. И переход к педагогике, нацеленной на всестороннее развитие каждого ребенка, является не узко образовательной проблемой, а задачей переустройства всей совместной жизни детей и взрослых, задачей изменения «социальной ситуации развития» (по терминологии Л.С. Выготского).

Воспитатель в общении с детьми должен придерживаться позиции не «над», а «вместе». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности, а основные задачи – развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования, «психологическое здоровье» каждого ребёнка, развитие индивидуальности. Знания, умения, навыки должны рассматриваться не как цель, а как средство полноценного развития личности. Способы общения должны предполагать умение вставать на позицию ребенка, учитывать его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения – сотрудничество, позиция педагога — исходить из интересов ребенка, взгляд на ребенка должен быть как на полноправного партнера в условиях сотрудничества.

Руководствуясь выше изложенными принципами, при разработке образовательной программы, коллектив педагогов нашего учреждения (МБДОУ 165 г. Красноярска) взял за основу примерную образовательную программу «Золотой ключик». Авторы: Кравцов Геннадий Григорьевич, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии личности Института психологии им. Л.С.

Выготского Российского Государственного Гуманитарного Университета и Кравцова Елена Евгеньевна, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой проектирующей психологии, директор Института психологии им. Л.С. Выготского Российского Государственного Гуманитарного Университета.

Презентация программы «Золотой ключик»

Построение образовательного процесса по данной программе нацелено на достижение органического единства условий, обеспечивающих детям максимально полное, соответствующее возрасту развитие и, одновременно, эмоциональное благополучие, и счастливую радостную жизнь каждого ребенка. Для достижения этой цели предполагается изменение принципов и основ организации педагогического процесса.

Главный принцип — дошкольное детство является одним из самых главных этапов в жизни ребенка, это период жизни значимый сам по себе. Примерная образовательная программа «Золотой ключик», прежде всего, ориентирована на личность ребенка. Мы не просто воспитываем, мы живем совместной с детьми жизнью, интересной для всех её участников и уже внутри этой жизни решаем свои педагогические задачи.

В нашем детском саду, в соответствии с примерной образовательной программой, воспитываются дети в разновозрастных группах (от 2 до 7 лет). Поэтому невозможно господство фронтальных методов в работе педагога с детьми. Общение и совместная деятельность – это та основа, на которой строится вся жизнь детей в детском саду. Большое значение имеет работа педагога с детьми в микрогруппах, организация индивидуальной и совместной деятельности с участием детей и взрослых (специалистов и родителей). В течение дня педагог находится по отношению к ребенку в разных позициях «на равных» и «вместе».

Решение большинства воспитательных задач, а также освоение основного объема знаний, практических навыков и умений происходит в разновозрастном общении детей друг с другом, воспитателями, специалистами, родителями в сбалансированных, коллективных, микро групповых и индивидуальных деятельностях, в многообразных играх и театрализациях, в запланированных и неожиданных событиях.

Задолго до появления ФГОС ДО, в 1994 году коллектив педагогов нашего учреждения начал реализовывать программу «Золотой ключик». Наш детский сад, сравнивали с маленьким демократическим государством в государстве, где свободно изъявляется свое мнение и воля, где к ребенку прислушиваются, учитываются его желания, не игнорируются его чувства и эмоции.

На первом месте стоят не учебно-образовательные, а воспитательно-развивающие цели. Играя с детьми, мы общаемся с ними. Находясь в позиции равноправных партнеров по игре, имеем возможность обогащать представления детей новой познавательной информацией, сообщаем новую информацию в приемлемой для ребенка форме в процессе игры. Авторитарность воспитателя и родителя в этой творческой деятельности недопустима, она препятствует развитию ребенка. Поэтому важнейшим в организации отношений является установление взаимодействия между взрослыми и детьми в позиции «на равных», что исходит из интересов ребенка как полноценного члена общества.

Читайте также:
Что такое gmp программа

Различие в подходах к образованию детей в контексте Программы воспитания и обучения в детском саду (автор М.А. Васильева) и образовательной программы МБДОУ № 165 можно наглядно рассмотреть на примере двух новогодних праздников.

Организация новогоднего праздника по образовательной программе нашего детского сада, в основе которой примерная образовательная программа «Золотой ключик», включает в себя рефлексию событий, предшествующих ему. И не предусматривает многодневных репетиций. Больше репетируют взрослые, так как от их умения создать ситуации, побуждающие детей к активным действиям в новых условиях, не заученным, а как бы вновь возникающим, зависит влияние праздника на развитие детей. Праздник проводится не в угоду родителям и тщеславию педагогов в подготовке («муштровке») детей, а дает основания для положительных эмоциональных переживаний и обогащения жизненного опыта каждого ребенка.

В данном учебном году, например, тема новогоднего праздника — «Карнавал по сказкам А.С. Пушкина». С октября дети и взрослые знакомятся с «Пушкинским лицеем». Узнают, кто такие первые лицеисты, каков их внутренний мир, как проходила жизнь лицеистов.

Программой предусмотрено знакомство с творчеством А.С. Пушкина, по сказкам, которые дети с участием педагогов и родителей будут театрализовывать, готовить костюмы, атрибуты к постановкам, организовывать образные и режиссерские игры, выпускать газеты, разучивать танцы: полонез, вальс. В процессе подготовки спектаклей проводится тесная работа с родителями как с непосредственными участниками всех событий.

‘Золотой ключик’ — программа непрерывного образования детей от 3 до 10 лет

программа золотой ключик

Авторы: Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, Е.Л. Бережковская. Программа ориентирована на всестороннее развитие каждого ребенка.

Программа «Золотой ключик» помогает осуществить переход к педагогике, нацеленной на всестороннее развитие каждого ребенка, переустройство всей совместной жизни детей и взрослых, изменение «социальной ситуации развития», по терминологии Л.С. Выготского. Выдвинутый им принцип единства аффекта и интеллекта вместе с другими фундаментальными понятиями его культурно-исторической теории развития психики и личности ребенка составляют научную основу данной программы.

Данная Программа значительно отличается от отечественных программ «Истоки», «Радуга», «Детство». Она разрабатывалась психологами и этим задано ее основное направление — психологизация образовательного процесса. Авторы предлагают новую модель начального образования, направленную на изменение позиции педагога, преодоление существующего отчуждения семьи от детского учреждения, постановку на первое место воспитательно-развивающих целей, подчинение развития интеллекта в дошкольном возрасте развитию эмоциональной сферы ребенка.

Один из важнейших в программе — семейный принцип. Авторы считают, что самое важное условие для нормального развития — система взаимоотношений и общения людей, которая существует в хорошей семье. Главная задача педагогов центра — создание большой общественной семьи детей и взрослых, что является продолжением и расширением собственной семьи каждого ребенка.

Таким образом, решается сразу несколько педагогических задач. Во-первых, есть возможность не разделять братьев и сестер из одной семьи: они посещают одну группу. Особенно это важно для маленьких детей, впервые переступающих порог центра. Родное лицо вселяет в малыша уверенность и ослабляет стресс, который обычно испытывают дети, начинающие посещать детский сад.

Внимание! На этой странице описан устаревший вариант программы «Золотой ключик». Новый вариант по ФГОС смотрите здесь.

Кроме того, разновозрастная группа помогает по-новому решать задачи социализации детей. Младшим предоставлена возможность учиться у старших, а старшие обучаются элементарным навыкам опеки над малышами, учатся выступать в роли учителей.

Создаются оптимальные условия и для развития игровой деятельности. Игра — основная движущая сила для реализации программных задач «Золотого ключика». В игры включены и дети, и педагоги, и родители.

Далее, что сразу обращает на себя внимание в программе — принцип событийности. «Событие» — ключевое слово для организации жизни детей в детских центрах, работающих по программе «Золотой ключик». События связаны с общими обучающими играми, в которые включаются все дети группы, и как нельзя лучше соответствуют детскому стремлению исследовать мир.

Система событий позволяет пробудить детскую инициативу и ввести детей в смысловой контекст культурных традиций. Событийный принцип организации жизнедеятельности детей по программе «Золотой ключик» — реальная возможность изменения позиции взрослого в воспитательно-образовательном процессе. Взрослый должен не учить и воспитывать, а прежде всего жить совместной с детьми жизнью, интересной для всех ее участников, и уже внутри этой жизни решать свои педагогические задачи.

В программе можно выделить два вида событий — одни задают смысл совместной деятельности и создают эмоционально насыщенные представления детей о тех или иных культурных традициях, областях знаний, другие — создают необходимые условия для обобщения опыта, его рефлексии и осознания.

Освоение новой деятельности проходит через три этапа. На первом — создаются условия для глубокого погружения в тему. События устраиваются взрослыми с тем, чтобы каждый ребенок увидел разнообразные эмоционально привлекательные возможности собственного участия в общем для всех деле. На втором дети овладевают материалом, способом применения действий.

Читайте также:
Как подключить принтер к программе 1с розница

Ребенок вместе со взрослым использует полученные знания и умения в разных ситуациях. А на третьем создаются условия для того, чтобы ребенок стал реальным субъектом освоенной деятельности.

Жизнь группы строится с учетом цикличности смены времен года — годичного ритма и связанного с ним конкретного содержания переживаемых детьми событий. События, наполняющие смыслом жизнь детей, в каждом новом году чем-то отличаются от прошлогодних. Учебный материал, возникающий из них, обрастает подробностями.

По мнению авторов «Золотого ключика», эпоха детства заканчивается примерно к 10 годам, и потому отрыв дошкольного образования от образования в начальной школе противоречит законам психологического развития. Одним из принципов программы является единство сада и начальной школы. Учреждение, работающее по программе, получает статус «семейно-общественного детского центра» и комплекс типа «детский сад — начальная школа», где вместе живут и учатся дети от 3 до 10 лет. Начальная ступень системы образования с этих позиций должна строиться по единой логике, адекватной закономерностям психического развития детей этого возраста.

Организация воспитания и обучения

Воспитание и обучение детей в семейно-общественном детском центре происходит в основном без разделения на учебные предметы в совместной деятельности. И хотя в «Золотом ключике» нет предметов, но занятий по развитию речи и математике больше, чем в любой другой программе. Более того, ценностный подход к обучению совсем иной. Содержание работы с детьми по программе «Золотой ключик» представлено в виде краткого описания тем. Первый год — 11 тем; второй — 10; третий — 16; четвертый —11.

Обучение в детском центре происходит в конкретной деятельности детей, в осмысленных совместных делах и занятиях, в разнообразном общении между собой и содержательных контактах с педагогами. Такое построение обучения требует особой организации жизни внутри группы, отказа от классно-урочной формы обучения и предметного разделения учебного содержания, гибкого сочетания коллективных и индивидуальных методов обучения, привязанности учебного содержания к осмысленным событиям в жизни детей, учету возрастных и индивидуальных особенностей.

В программе специально экологическое образование не выделяется. Но в содержании, представленном по годам обучения и темам, можно увидеть темы, связанные с экологическим образованием. Так, на первом году выделяются темы: «Путешествие на Север», «Путешествие в Африку», «Путешествие в Японию», «Представление о Земле как о Планете», «День Земли» и др.; на втором — «Осенний бал», «Путешествия и открытия», «Солнечная система», «Созвездия», «Цветы и листья» и др.; на третьем — «Путешествие в лето», «Осень», «Зима», «Весна», «Исследование свойств воды» и др. По каждому году даются критерии оценки развития детей.

К концу обучения по программе в области естественных наук ученик должен:

  • знать основные свойства и возможности применения основных материалов — дерева, металла, пластмассы и т.д.;
  • иметь навык работы с основными природными материалами (простейшая обработка дерева, лепка из глины, плетение из лозы и тростника);
  • ориентироваться по сторонам света;
  • знать основные приметы смен времен года и погоды;
  • уметь ориентироваться в незнакомой местности (в лесу, поле и т.д.), находить ориентиры и приметы местности;
  • знать основные различия между растительным и животным миром, закономерности их развития, уметь высаживать растения и иметь навык ухода за растениями и животными.

Структурно-содержательная характеристика

Сезон состоит из трех месяцев, причем каждый из них в рамках сезонной темы имеет свою подтему. Для зим это может быть зимняя сказка, спектакль, выставка. Месяц, как и сезон, имеет свою кульминацию. Ею может стать, например, поездка в лес, которая детьми будет воспринята как нечто особенное. Кульминация одного из месяцев совпадает с сезонной.

Месяц состоит из недель. Неделя, как и более длительные календарные периоды, имеет свою логику. У нее тоже есть своя недельная тема (соподчиненная с месячной и сезонной) и своя кульминация — гораздо более скромная, чем месячная и сезонная. Иногда центральное событие недели — игра, чтение сказки, общая беседа и т.д.

В недельной композиции, состоящей из семи дней, каждый день имеет свой смысл, свое место в разработке темы. В структуре дня, так же, как и в структуре года, есть постоянные моменты, обусловленные неизменными факторами (моменты, отражающиеся в ежедневном режиме), переменные, зависящие от недельной и дневной темы, от места дня в ходе недели.

Постоянными в режиме дня, кроме завтрака, обеда и ужина, являются и некоторые организационные моменты. Важно, чтобы все происходящее в группе, планы на будущее, а также возникшие проблемы регулярно обсуждались с детьми и взрослыми. Есть и другие традиционные, повторяющиеся моменты ежедневной жизни, например чтение или рассказывание сказок перед сном маленьким детям, общее пение. Для старших детей относительно постоянны часы занятий. Обучение детей всех возрастов происходит преимущественно в повседневной жизни и в традиционных видах детской деятельности.

Например, дети идут на осеннюю экскурсию в ближайший парк и потом, вернувшись, вспоминая прогулку и обсуждая случившиеся за ее время события, составляют большой план-макет своего пути, отмечая на нем с помощью разнообразных подручных материалов свой путь: встречающиеся дома, заборы, деревья, большую лужу или канаву, место, где кто-то упал, нашел красивый камешек и т.д. Этот план не покидает группу несколько недель. Он постепенно обрастает подробностями. Ребята отмечают на нем свой подъезд и подъезд своей бабушки, приятеля, маминых знакомых, клумбы, а потом близлежащие магазины, киоск с мороженым, ручеек, площадку, где играют в классики.

Читайте также:
Управление программой через консоль

Весной, когда позволяет погода, дальнейшая работа с пространством предполагает соединение ориентировки по карте и на местности. Дети идут в поход, пользуясь картой и компасом, ориентируясь по сторонам света. Пусть поход небольшой, займет всего полдня, но он настоящий: с костром, печеной картошкой, песнями и приметами, говорящими о том, где север, а где юг (к примеру, раннецветущие растения любят южный склон пригорка). После похода дети составляют «свою» карту, отличающуюся от схемы, по которой они шли, где отмечают все находки, впечатления, события.

Это обобщенная схема собственного пространства каждого ребенка и всей группы в целом. Наряду с ней появляются схемы поменьше. Ребята приглашают гостей из другой группы и к приглашению (письменному) прикладывают план, как пройти к ним в группу.

Предметно-развивающая среда

Организация жизни детей в детском центре направлена на создание условий, обеспечивающих каждому ребенку радостное детство и всестороннее гармоничное развитие. Задачи воспитания и образования решаются в контексте организации собственной жизни и деятельности детей, осмысленных совместных делах и занятиях, разнообразном общении детей между собой и в содержательных контактах с педагогами.

Особенности организации работы специалистов ДОУ

С каждой группой в течение дня работают два воспитателя-педагога, прошедшие специальную подготовку по этой программе. С утра детей встречают по двое. В парах у них всегда есть роли: один — очень умный, этакий всезнайка. К нему можно обратиться с любым вопросом. А другой — совсем ничего не понимает.

То ему что-то по 10 раз объяснять приходится, то он все время о чем-нибудь спрашивает. Дети с удовольствием берутся ему объяснять, что да как устроено. На авторитет педагога это нисколько не влияет. Тем более что роль эта не постоянна, а ситуативна.

В связи с вышеописанной организацией учебного процесса в комплексе «Золотой ключик» часы работы учителей определяются не по предметам, а по формам работы с детьми: комплексные занятия-уроки, индивидуальная работа, работа в детских группах. Взрослый должен не только учить и воспитывать, но и жить совместной с детьми жизнью, интересной для всех ее участников, и решать в ней свои педагогические задачи.

Результаты апробации программ но данному направлению

В настоящее время по этой программе работают несколько десятков образовательных центров в разных уголках России, в том числе Балашихе, Белой Калитве, Владимире, Невинномысске, Нижнекамске, Ростове-на-Дону, Сургуте и др.

Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. — М.: Сфера, 2009.

Источник: doshkolniki.org

Концепции Л.С. Выготского положены в основу программы для учеников «Золотой ключик»

Сказка, ставшая реальностью благодаря профессионализму педагогического коллектива школы № 1210 г. Москвы.

«Золотой ключик» — уникальная программа развивающего обучения, которая разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом в институте психологии имени Выготского. В основе программы заложены важные теоретические концепции Льва Семеновича Выготского: воспитание должно состоять не из приспособления ребенка к окружающей среде, а в формировании личности, выходящей за рамки этой среды и как бы смотрящей вперед. Автором программы «Золотого ключика» является профессор Елена Евгеньевна Кравцова.

Все уроки и дополнительные занятия (медицина, шахматы, актерское мастерство и т.д.), которые проходят в течение учебного дня, связаны одной темой.

Обучение проходит с 8:00 до 17:00. Группы продленного дня нет – все это время учителя проводят интересные и увлекательные занятия, главной целью которых является социализация детей и их интеллектуальное, всестороннее развитие.

У каждого из нас есть страх публичного выступления, когда мы не можем полностью показать свои способности и проявить свои таланты. Пройдя обучение по программе «Золотой ключик», ваш ребенок научится правильно подавать себя, выступать перед аудиторией, быть интересным и активным, строить дружеские отношения с окружающими.

Еще одна особенность этой программы — индивидуальный подход к каждому ребенку. Учитель не приходит в класс «отчитать тему», он помогает каждому ребенку избавиться от комплексов и неуверенности, вдохновляет на проявление самостоятельности и индивидуальности, формирует личность ученика.

Ребята легко адаптируются, переходя из начальной школы в среднюю, т.к. в обучающей программе задействовано большое количество учителей, с которыми ребенок знакомится за 4 года. Это гарантирует отсутствие стресса.

Важно, что в школьной жизни, помимо учителей и детей, активно участвуют родители. Ребенок в течение всего учебного процесса находится в благоприятной среде.

Обучение по этой программе бесплатное. Родители оплачивают лишь присмотр и уход.

«Золотой ключик» — именно та программа, которая необходима вашим детям.

Источник: tiens4ever.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru